Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Марфино. Усадьба, покой которой хранят каменные грифоны. Усадьба Марфино: история перевоплощений Архивные фотографии усадьбы Марфино

Марфино расположено недалеко от 39-го км. Дмитровского шоссе (Московская область).

В Марфино находится старинная усадьба. В комплекс усадебных построек входят двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760-80-е гг., реконструкция 1830-х гг.), служебные постройки - псарни, конный двор, каретный сарай (конец XVIII в.), церковь Рождества Богородицы (1701-1707), церковь Петра и Павла (1770-е).

Сохранился большой парк с беседками и прудами. Через один из прудов перекинут двухарочный псевдоготический мост. От главного усадебного дома к пруду спускается белокаменная лестница с фигурами грифонов.

В 1933 году здесь разместился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий.

В усадьбе снималась много художественных фильмов - "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита" (Юрия Кара), "Крестоносец" и многие другие.

Ближайшая железнодорожная станция Катуар (несколько километров от Марфино) получила свое название по фамилии русского купца первой гильдии французского происхождения Льву Ивановичу Катуару. В начале ХХ столетия он владел керамическими заводами и пожертвовал свои средства на строительство станции. Катуар принимал активное участие в проектировании и строительстве Савёловской ветки, за что его именем и была названа станция. Движение было открыто в 1900, а станция возникла год спустя.

Историческая справка

Впервые упоминается в 1585 г. под названием Марфино, Щибрино тож. Усадьба первоначально принадлежала роду Головиных, в 1650 г. перешла Семёну Заборовскому, затем - Голицыным.

С 1728 по 1813 усадьбой владели Салтыковы, затем, до 1831 г., В. Г. Орлов, а потом, до 1917 года, усадьбой владели Панины.

Как добраться

До Марфино из Москвы можно добраться:

На автомобиле по Дмитровскому шоссе до 39 км., далее, свернув по указателю и проехать еще 3 километра.

На электричке до Марфино можно доехать с Савеловского вокзала до станции Катуар, далее на автобусе №37.

Музеи

Название Адрес, контакты Описание Изображение

Чем впечатляет: Эта усадьба в 25 километрах от Москвы очаровывает с первого взгляда! Массивный каменный мост, романтичный замок с готическими башенками, белокаменная терраса, ведущая к пруду, и вечные стражи - грифоны. Все это появилось с легкой руки М.Д. Быковского по заказу владелицы Марфино - Софьи Паниной. Усадьба, известная с 1585 года, получила свой расцвет именно при ней - в XIX веке. Марфино просто не может оставить равнодушным! Возможно, поэтому создатели «Мастера и Маргариты» решили устроить бал Сатаны именно здесь. С чего начну, чем кончу я
Картину Марфина селенья
С дворца ль волшебного ея
Или с террасы - загляденья,
Иль с серебристого каскада,
Иль с гротов дивного фасада,
Иль с павильонов дорогих,
Иль с георгинов золотых?
А. Львов

Романтический замок в розовых тонах как будто любуется собой в отражении пруда. Готический мост, грифоны… Словно кто-то решил поиграть в рыцарскую эпоху…
Но на самом деле Марфино - насиженное дворянское гнездо. Разные части усадьбы принадлежат разному времени и постепенно раскрывают нам ее историю.
известна с XIV века, но тогда она называлась Щибрино. Откуда появилось это имя неизвестно. Но есть легенда, рассказывающая о появлении названия Марфино.
Говорят, что это имя усадьба получила в XVIII веке при Борисе Голицыне. По одной версии, она была названа в честь его жены Марфы, по другой - в память об утонувшей в Волге под Астраханью дочери. Но исторически это не подтверждается. Например, в Писцовых книгах XVII столетия усадьба уже называлась Марфино. Да и жену Б.А. Голицына звали не Марфа, а Мария Федоровна Хворостина.
История этого места тесно связана с устройством государства Российского. В XV веке стало понятно, что государственные устои пора законодательно оформить и закрепить, и в 1497 году появился Судебник - сборник законов Великого Княжества Московского. В работе над ним принимал участие Щибрин, знаток русского права. За это он и получил на правом берегу реки Учи селение в 10-15 дворов с небольшой деревянной церковью.
Конечно, селение назвали «Щибрино», а вскоре - «Марфино, Щибрино, тож». Возможно, название «Марфино» оно получило по имени одной из двух евангельских сестер Марфы и Марии. То есть Марфа стала святой покровительницей селения. Почему двойное название? Считается, что одно имя дано по святому покровителю или покровительнице, второе - по фамилии владельца.
Марфино неоднократно переходило из рук в руки. И вот в конце XVII века владельцем усадьбы стал воспитатель Петра I - Борис Голицын .
Современники вспоминали, что он был человеком «ума великого», владел несколькими иностранными языками, «пил непрестанно», изумлял всех своей невоспитанностью, грубостью и жестокостью.
Конечно, усадьба Марфино не впечатлила Голицына, и он приказал все переделать. Здесь появились новый дом, парк на французский манер и каменная церковь Рождества Богородицы, построенная по проекту крепостного зодчего Владимира Белозерова.
С церковью Рождества Богородицы связана мрачная легенда. Ее 6 лет строили крепостные, и когда она была уже практически готова, Белозерову приснился сон, будто церковь рухнула. Он пришел к княгине Марии Федоровне Голицыной (князь был в Астрахани), рассказал про сон и попросил позволения достроить в храме четыре внутренних столба-пилона. Княгиня разрешила. Но новая церковь не понравилась Голицыну, а Священный Синод запретил ее освящать, углядев черты католицизма. В наказание князь приказал высечь Белозерова. Сердце немолодого уже архитектора не выдержало: он скончался.
Владимир Белозеров похоронен недалеко от Рождественской церкви. Сохранилась даже надгробная плита с надписью: 1708 год ноябрь в 30 день на память святого и всех верного апостола Андрея Первозванного преставись раб божий человек боярина и князя Бориса Алексеева сына Голицына человек ево Владимир Иванов сын Белозеров. Жил 59 лет. И это-то разрушает легенду, так как получается, что В. Белозеров умер через год после освящения храма.
В 1729 году владельцем Марфино стал Петр Семенович Салтыков, и в истории имения начался новый этап. Это было ожидаемо, ведь граф Салтыков был удивительным человеком. Он начал службу при Петре I солдатом гвардии и дослужился до высших чинов, был участником многих походов, а в 1759 году, во время войны с Пруссией, стал главнокомандующим русской армией. И этот 60-летний «седенький, маленький и простенький старичок», «сущая курочка» дал отпор самому Фридриху II Великому!
А Марфино Салтыков перестроил до неузнаваемости: здесь появились двухэтажный каменный дворец с двумя флигелями, регулярный парк, зверинец и оранжереи, где выращивали персики, апельсины, сливки, лимоны. Но П.С. Салтыков успел воплотить далеко не все. Он не справился с охватившей Москву в 1771 году чумой, и был отстранен от службы Екатериной II. Вскоре, не выдержав опалы, он скончался.
Усадьба же перешла к его сыну Ивану Петровичу Салтыкову. На волне моды он построил в Марфино несколько зданий в стиле классицизма - зимнюю церковь, павильоны, беседки, дома для псарей, конный двор, каретный сарай.
Каждая постройка - произведение искусства . Даже псарни больше напоминают античные храмы, хотя назначение у них исключительно утилитарное: обслуживать около тысячи охотничьих собак. При этом между домами псарей стояла небольшая башня, где хранилось охотничье снаряжение, был музей зверей и птиц.
Произведением искусства при И.П. Салтыкове стал и парк. Множество садовников превращали деревья в остроконечные пирамиды, шары, аллеи, напоминающие дворцовые анфилады. И весь парк превратился в огромный торжественный зал под открытым небом. И сегодня в Марфино можно увидеть 2 беседки времен Салтыковых. Это музыкальный павильон работы неизвестного архитектора и двухъярусная ротонда «Миловида» со скульптурой Аполлона Бельведерского. Ее автором считают Н.А. Львова.
К сожалению, каретный сарай и конный двор дошли до наших дней в руинах.
Зато сохранились пруды. Крепостные, не жалея сил, вручную выкопали в Марфино три пруда: верхний - у деревни Лысково, нижний - напротив усадьбы и боковой - на рукаве. Выкопанный грунт также не пропал даром: его использовали для устройства дорожек в пейзажном парке, и для создания насыпных островов.
Всего на прудах появилось четыре острова с романтическими названиями: «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви», «Остров расставания». Полюбоваться ими можно было не только от дворца, но и прокатившись на лодочке. Кстати, лодочная станция работает до сих пор. А вот купаться или стирать белье в прудах было строго-настрого запрещено.
Конец XVIII века стал временем расцвета усадьбы Марфино. Сюда приезжали известные литераторы и композиторы. Здесь звучали орган и роговая музыка. Здесь ставили трагедии Вольтера и комедии Бомарше. В парадных залах первого этажа Марфинского дворца размещалась коллекция живописи, а на втором этаже в «Оружейной» хранилась редчайшая коллекция старинного оружия и воинских доспехов предков Салтыковых.
Забавы, катания на лодках, охота, русские народные песни, пляски, игры, праздничная иллюминация - у И.П. Салтыкова, действительно, были развлечения на любой вкус.
В 1805 году Иван Салтыков умер, и усадьба буквально осиротела. Война 1812 года только усугубила ситуацию. Но все изменилось, когда усадьба перешла к Софье Паниной.
Она пригласила именитого архитектора Михаила Быковского. И через 10 лет в Марфино появился настоящий готический замок, окруженный прудами и липами. Софья Владимировна Панина не удержалась, и в 1834 году переехала в еще недостроенный дворец в 24 комнаты. Большинство помещений были отделаны в классическом стиле, и лишь спальня хозяйки носила готический характер.
От дворца к пруду спустилась широкая лестница с террасами. А внизу, на пристани, отражаясь в зеркале воды, на широких постаментах лежат два вечных стража - белокаменных грифона.
Жемчужиной и визитной карточкой Марфино, конечно, стал мост. Он появился еще при Салтыковых, но Быковский полностью его перестроил. Арки, галерея с колоннами… все это сейчас медленно разрушается.
В 1840-е годы ансамбль усадьбы дополнил «римский» фонтан со скульптурной группой детей с дельфинами. Авторство приписывают И.П. Витали.
В целом Быковскому удалось создать романтичный рыцарский замок, от вида которого захватывало дух. Вот, что писал Алексей Львов: ... Последние лучи солнца догорали на спокойных водах огромного пруда и обвивали золотым кольцом небольшой островок, за которым красовался огромный двухэтажный дворец готической архитектуры, с шестью небольшими башенками, барельефно выдающимися из самих стен, и двумя трехэтажными, почти цилиндрическими башенками по обеим сторонам широкого крыльца со своими разноцветными стеклами и резными рамами; на одной из них виднелись часы с колоколами. Посредине над дворцом развевался голубой флаг с золотой графской короною; слева примыкала к дворцу каменная арка для въезда... справа драпированная палатка. От дворца до пруда шла пятиярусная терраса, на последнем ярусе которой, на самой пристани, рассыпался алмазными брызгами фонтан; близ него спокойно отдыхали две зеленые лодки, и все это, как в волшебном замке...отражалось в позлащенных кристальных водах...
На противоположном берегу пруда березовая аллея с мелькающей в ней красивою беседкою, мост, утвержденный на двух каменных арках, по правую сторону которого сквозная из двадцати колонн каменная галерея с зубчатыми гребнями; влево от него роща; далее две церкви и поля...Здесь же по эту сторону пруда раскинулся широкий бор. На нем разбросаны цветники; поставлены на шестиколонном пьедестале Аполлон и в углублении Флора с цветочным венком. Перешедши четыре легких каменных мостика через ручейки, вытекающие в пруд, мы взошли в кедровую аллею; отсюда вправо, в открытых оранжереях просвечивались персиковые и абрикосовые деревья со зрелыми плодами и виноградные лозы с янтарными гроздьями; потом незаметно очутились на... пристани близ фонтана, утвержденного на четырех чугунных наядах, которые держали на головах своих огромную чашу его; бассейн окружен красивой чугунной решеткой. Отсюда тянулась пятиярусная терраса до самого дворца...
У Паниных Марфино оставалось до 1918 года , после чего усадьба была национализирована и взята под охрану государством. Но при этом здесь во время производственной практики жили студенты Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
Последняя владелица Марфино графиня Софья Панина (младшая) была необыкновенной женщиной. Она стала первой в России женщиной - товарищем министра народного призрения, а потом просвещения во Временном правительстве. Большевики посадили ее в тюрьму и устроили громкий суд, но рабочие горячо вступились за Панину и добились ее освобождения. И она продолжила заниматься общественной деятельностью. Например, в годы Второй мировой войны Панина собирала помощь советским военнопленным.
В последующие годы в Марфино были детская колония для беспризорных детей Москвы, здравница кустарей кассы взаимопомощи промкооперации Московской губернии, дом отдыха «Красный летчик» ВВС РККА, военный санаторий ВВС РККА. Любопытно, что до 1937 года действовали усадебные церкви.
А во время войны в Марфино разместились формирования трудового фронта, строившие под Москвой оборонительные сооружения. И мемориальная доска сообщает, что «здесь на территории санатория в ноябре-декабре 1941 года находился штаб 64-ой Отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота». Это та стрелковая бригада, которая отстояла Белый Раст .
Бережно хранят местные жители память о летчике, совершившем подвиг в небе над Марфино. 2 декабря 1941 года на Марфино стремительно падал горящий самолет. До крыш домов оставалось метров сто, но летчик сумел отвернуть машину и она рухнула на опушке леса, в пятистах метрах от крайней избы. Летчика похоронили на сельском кладбище. И долгое время никто не знал имени героя. Но Марфинские школьники решили восстановить историческую справедливость. И неизвестный пилот обрел имя - Балмат Василий Семенович, уроженец Брянской области, 26-летний летчик 54-го полка бомбардировщиков, командир звена, награжденный в Белофинскую войну орденом Ленина, медалью «За отвагу», представленный в 1941 году к присвоению звания Героя Советского Союза.
В 1953 году в Марфино вернулся военный санаторий. Здание дворца «причесали», и разместили там номера повышенной комфортности. Номера попроще разместились в новом санаторном комплексе в северной части усадьбы.
И хотя попасть на территорию непросто (можно постараться заказать пропуск в Военно-клиническом санатории или присоединиться к экскурсии по усадьбе), здесь можно погулять в тени деревьев рыцарской аллеи. А спускаясь к пруду, можно встреться с любимой собачкой госпожи Паниной, ведь в парке стоит милый памятник четвероногому другу Софьи Владимировны.
И сегодня Марфино остается самой романтичной усадьбой Подмосковья. Сын архитектора Быковского вспоминал: Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадою, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь... .
Здесь снимали фильмы «Дворянское гнездо», «Лес», «Драма из старинной жизни», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Вас приглашает оперетта», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита», «Свой среди чужих, чужой среди своих»… И сегодня Марфино продолжает вдохновлять кинорежиссеров, художников, писателей.



















































































На севере Подмосковья есть удивительное место, словно сошедшее с волшебной картинки. Шумит старинный парк с вековыми липами, в глади прудов отражается небо, романтические беседки на высоком берегу притягивают взгляд, едва слышно звучит звон церковных колоколов…

Постройки – сочетание классицизма и псевдоготики, — открываются не постепенно, а сразу: нежно-розовый двухэтажный дворец с белоснежными элементами, зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами. Вместо привычного парадного двора – пруд, к которому ведет широкая белокаменная лестница, пересекающая три террасы. На берегу она заканчивается пристанью с двумя грифонами на постаментах. Слева от усадебного дома – трехчастный мост с бойницами в средневековом стиле.

Неторопливо прогуливаются отдыхающие, рыбаки ловят рыбу, мелькнет за деревьями силуэт лошади. Это – усадьба Марфино , слава которой гремела когда-то на всю Россию, усадьба, пережившая взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. Представители знатнейших фамилий России строили, украшали, изменяли ее. Казалось, что создавали на века, но приходили новые хозяева, и все начиналось сначала…

История усадьбы Марфино

Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV в., когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино . По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.

В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».

Пруд в Марфино

Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова.

В 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.

Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.

Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы , сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.

Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.

С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.

Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.

Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино

С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерьми в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей.

Так начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).

При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812).

Умело обыграв ландшафт, он возвел дворец на высоком береге пруда, словно на величественном постаменте. В парадных комнатах была размещена коллекция живописи – полотна П.Ротари (1707-1762), А.Рослина (1718-1793), Ж.Греза (1725-1805). На втором этаже в «оружейной» была собрана коллекция старинного оружия и доспехов, костюмов и одежды. В 1777 году было завершено строительство выполненной в классическом стиле зимней церкви Петра и Павла , которая также сохранилась до наших дней.

На небольшой площади в 13 гектаров был разбит парк в регулярном стиле , за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.

Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17.

Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».

В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида» , откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.

Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и Музыкальный павильон — полуротонда.

Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – Псарни , больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.

Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).

Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны. Историк Н.М.Карамзин, часто посещавший Марфино, посвятил ей такие стихи:

Как приятны те места,
Где натуры красота
В простоте своей сияет,
Где любовь изображает
Имя милое твое!
Прежде именем богинь
Украшался мрак пустынь.
Имя матери святее,
Имя Дарьино милее,
Всех гомеровских имен.

Кроме того, Карамзин оставил подробное описание усадьбы. В театрах играли отрывки из балетов, короткие водевили. Близ Дарьиной рощи находилась местность под названием «Завилоны» (в сторону Лысково), где устраивались прогулки. Были построены мостики через овраги, беседки, выложены дорожки.

На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.

После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.

Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.

Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.

Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.

Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.

В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.

Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.

На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).

В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.

Впоследствии сын Быковского вспоминал:

Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время.

В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок.

В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.

Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.

В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.

Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.

Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория. Часть усадебных построек оказалась за территорией санатория и, к сожалению, в настоящее время они находятся в аварийном состоянии.

Как добраться до усадьбы Марфино

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба Марфино (округ Мытищи в Московской области) - дворцово-парковый ансамбль и памятник русской архитектуры 18-19 вв. Но у этого места гораздо более длинная история.

В 16 в. на территории нынешней усадьбы были владения боярина Василия Петровича Головина, занимавшего важные посты при Иване Грозном и во время Смуты. К концу 16 в. Марфино (другое название - Щибрино) досталось Василию Яковлевичу Щелкалову - весьма влиятельному члену Боярской Думы во времена царствования Ивана Грозного, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Через пару десятков лет поместье снова переходит к Головиным. В 1698 г. Марфино приобретает Борис Алексеевич Голицын - именно на этот период приходится строительство хором, обустройство французского парка и позже строительство церкви Рождества Богородицы (1701-1707 гг.) - единственной сохранившейся до наших дней постройки того времени.

С 1728 г. усадьба Марфино перешла к Салтыковым, затеявшим здесь масштабное строительство: возводится новый каменный дворец, строятся парковые павильоны и беседки, два корпуса псарен и зимняя церковь (1770-е гг.). Они владели Марфиным около ста лет, в 1831 г. усадьбу продали Владимиру Григорьевичу Орлову, директору Академии наук при Екатерине II. Но в том же году он умер, и владения перешли к его дочери, взявшейся за реконструкцию всех усадебных построек. Для этого она пригласила знаменитого московского архитектора М. Д. Быковского, который придал главному дому готический вид. Последней хозяйкой Марфино была знаменитая графиня Софья Владимировна Панина, известная тем, что построила Народный дом в Петербурге, где могли учиться люди любого сословия; именно она предоставила свой дворец в Крыму семье Льва Толстого, когда писатель тяжело болел и нуждался в смене климата.

Вскоре после революции усадьба была национализирована, отсюда вывезли огромное количество ценностей и библиотеку. С 1944 г. и по сей день в здании располагается военный санаторий. Только в 2016 г. заходить на территорию усадьбы смогли все желающие.

Усадьба Марфино

В усадьбе Марфино снимали фильмы «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита» и «Крестоносец».

Достопримечательности Марфино

Центральную часть Марфинского ансамбля составляет двухэтажный кирпичный дворец на холме. Перед дворцом вырыт огромный пруд, к которому спускается парадная белокаменная лестница, которая завершается чугунным фонтаном с пристанью, украшенной каменными скульптурами грифонов. Вокруг пруда сосредоточены главные постройки усадьбы: мост, выполняющий функцию парадного въезда, две церкви, парк с беседками. Церковь Рождества Богородицы была построена по проекту архитектора Владимира Ивановича Белозерова, могила которого расположена неподалеку. Рядом с церковью Рождества Богородицы находится Петропавловская (зимняя) церковь, построенная при Салтыковых.

Парковые беседки представлены полуротондой (бывший Музыкальный павильон), выстроенной из белого камня, и двухъярусной ротондой «Миловида». Кирпичный мост, перекинутый через пруд, своими башенками, зубчатыми гребнями и бойницами напоминает крепостное строение. Первоначально возведенный в 1770-х гг. при Салтыковых, мост был значительно перестроен в 1837-1839 гг. архитектором Быковским.

На территории усадьбы располагается Марфинский центральный военный клинический санаторий, в бывших псарнях обустроены казино и дом быта, функционирует Петропавловская церковь.

Практическая информация

Как добраться: на электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар (время в пути 50 минут), далее на автобусе № 37. На автомобиле по Дмитровскому шоссе - на 39 километре будет поворот с указателем «Марфино», после поворота нужно проехать еще около 3 км.

Вход: совсем недавно, чтобы попасть в усадьбу, нужно было заранее заказывать пропуск; теперь достаточно показать паспорт на входе.

Марфино — величественная усадьба, находящаяся примерно в 25 км от окраины Москвы. Усадебный дом, выстроенный в неоготическом стиле, возвышается над прудом, в зеркале которого он причудливо отражается. Большой парк и сохранившиеся постройки привлекают сюда любителей мест с историей и красивой природой.

Как попасть в усадьбу Марфино

Территория усадьбы сейчас принадлежит Министерству обороны, здесь находится санаторий. Однако пройтись по парку и полюбоваться природой и архитектурой места может каждый. Нужно только подойти на КПП санатория и сообщить о желании погулять в парке, показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Сотрудники выпишут пропуск, который позволит находиться на территории.

Для желающих более глубоко погрузиться в историю Марфино туристические агентства организуют автобусные экскурсии. В этом случае заботы об оформлении пропусков они берут на себя, но документы все равно нужно взять с собой.

У самой усадьбы Марфино нет официального сайта, но есть сайт санатория , на котором можно ознакомиться с краткой историей места и посмотреть, как туда добраться.

Усадьба Марфино в 2019 году

К сожалению, в сам усадебный дворец попасть нельзя, зато можно прогуляться по живописной территории. Виды здесь и правда впечатляющие, недаром локацию использовали для съемок эпизодов некоторых фильмов. Место довольно популярно и среди любителей фотосессий — романтичный усадебный дом, похожий на замок, создает особенную атмосферу. По выходным в теплые дни здесь много молодоженов, которые выбирают эту усадьбу для праздничной съемки.

Свежий воздух, обилие зелени, тенистые аллеи — все это располагает к длительным прогулкам. Возле одного из прудов есть песчаный пляж, на котором можно расположиться, любуясь красотой места.

На территории усадьбы сохранились также некоторые хозяйственные постройки, фонтан, беседка, павильоны. Есть, правда, и те, что находятся в плачевном состоянии — в частности, речь о величественном некогда готическом мосте. Дело в том, что он не принадлежит Министерству обороны, поэтому недавняя реставрация его не коснулась. Этот мост и сейчас привлекает внимание многих благодаря деталям и мастерству, с которым он был выполнен.

За пределами территории санатория находятся также две церкви, имеющие богатую историю и когда-то входившие в усадебный комплекс. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVIII века, и храм Петра и Павла, возведенный немного позднее — в 1770-е годы.

История

Исторические источники говорят о существовании усадьбы еще в XV веке, с тех пор она сменила множество владельцев. Одним из ее хозяев был князь Борис Алексеевич Голицын — известный государственный деятель. Он построил в усадьбе новый дом, обустроил парк, именно при нем была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые считают, что своим названием имение обязано именно семье Голицыных — по одной из версий, оно было названо так в честь супруги князя (Марии Федоровны), по другой — в память о погибшей горячо любимой дочери.

Большой вклад в развитие усадьбы сделали Салтыковы, вместо старого дома был построен двухэтажный дворец с флигелями. Также был возведен храм Петра и Павла, который и сейчас принимает верующих. Тщательно занимались и обустройством парка, который стал нарядным и гостеприимным, в нем появились беседки и павильоны. В усадебной оранжерее выращивались экзотические фруктовые деревья.

При Салтыковых были созданы и ныне существующие павильоны. «Миловида» находится над прудом, павильон служит своеобразной смотровой площадкой, отсюда можно любоваться красотой усадьбы. Также заслуживает внимания Музыкальный павильон в форме полуротонды. В этот период появились псарни, в них жили охотничьи породы собак и слуги, которые занимались уходом за животными. Внешний вид этих зданий с колоннами более поэтичный, чем их предназначение. Даже сложно догадаться, что здесь держали собак. Псарни были отреставрированы и сейчас посетители Марфино могут их увидеть.

Салтыковы сделали резиденцию местом активной светской жизни — здесь проходили театральные представления, музыкальные вечера, торжественные приемы. Среди гостей Марфино были дядя Александра Сергеевича Пушкина — поэт Василий Львович и историк Николай Михайлович Карамзин.

Усадьба сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года — французы разграбили, а затем подожгли ее. На восстановление у Салтыковых просто не было средств, поэтому Марфино было продано Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из братьев, возвысившихся в период правления Екатерины II. Граф энергично взялся за возрождение усадебно-паркового комплекса, однако не дожил до окончания работ, новой хозяйкой стала его дочь — Софья Владимировна Панина, которая наняла для восстановительных работ известного в то время архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Благодаря ему дворец приобрел черты средневекового замка, которые сохранились до наших дней.

После революции усадьба была национализирована, богатейшие культурные ценности передали в фонды музеев, а книги огромной библиотеки разошлись по музеям и библиотекам. Разные учреждения занимали эту некогда роскошную резиденцию, потом в ней начал работать военный санаторий. В советское время на территории была построена санаторная гостиница и оздоровительный комплекс.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии