Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нормандия за 5 дней маршрут. Путешествие по нормандии на машине - практическая информация. Секретные адреса Бретани

14.08.2017

Пляжный отдых во Франции обычно прежде всего ассоциируется с югом и средиземным морем. Между тем хорошо знающие свою страну французы отдают предпочтение пляжам Нормандии. Просто нужно выбрать правильные время и место.

Довиль – богатые особняки, шикарные пляжи, чистейший океан...

Северо-западные регионы Пятой республики, Нормандия и Бретань, которые в силу их расположения русскому человеку трудно соотнести с пляжным отдыхом – во-первых, «север», во-вторых, формально не открытое море или океан, а берега сурового Ла-манша, – привлекают в основном экскурсантов в рамках коротких организованных поездок из Парижа. Однако путешествие по Нормандии – живописному зеленому краю с богатым культурно-историческим наследием, фантастическими пейзажами и не менее славными гастрономическими специалитетами – занимательнее средиземноморских курортов. Отправляться сюда лучше всего на пике лета, в июле-августе, когда почти везде во Франции жарко, и даже вода в Ла-манше прогревается до приемлемой для купания температуры. Начало сентября – тоже неплохое время: еще довольно тепло, а в Довиле к тому же проходит известный кинофестиваль американского кино, который по масштабу и уровню приезжающих звезд можно назвать если не «младшим братом», то уж точно «кузеном» знаменитого Каннского.

Вообще, путешествие по городам Нормандии можно назвать настоящим наслаждением для киномана: огромное число культовых французских фильмов снималось именно здесь, а актеры первой величины, такие как Жан Габен, Ален Делон, Лино Вентура, Луи де Фюнес, Анук Эме, Робер Оссейн, Мишель Морган, и десятки других часто приезжали сюда отдохнуть и набраться вдохновения.

Самые известные исторические курорты Нормандии – Довиль-Сюр-Мер и Трувиль-Сюр-Мер, так называемая «Парижская Ривьера», или даже «XXI округ Парижа» – связаны со столицей скоростным шоссе.

Также не представляет никакого труда с комфортом доехать сюда из Парижа на прямом поезде всего за два часа. А для путешествие по Нормандии лучше всего арендовать автомобиль, чтобы увидеть удаленные от крупных городов природные достопримечательности и лучше прочувствовать невероятную сельскую красоту Нормандии.

Трувиль и Довиль, появившийся на карте маршрутов для аристократии чуть позднее, в начале XIX века, были, как и большинство ныне знаменитых французских курортов, небольшими рыбацкими деревушками, примечательными разве что своей живописностью. С появлением моды на морские купания и солнечные ванны сюда, привлеченные широкими красивыми пляжами, все чаще стали приезжать состоятельны е отдыхающие, вслед за этим не заставило себя ждать появление инфраструктуры для богатых и знаменитых. К 1840–1860 годам относится бурное строительство роскошных отелей, частных вилл, развлекательных заведений и променадов в Трувиле. А уже к 1870-му этот курорт расцвел и стал популярен у представителей самых высших кругов европейской аристократии.

Довиль-Сюр-Мер, брат-близнец Трувиля, отделен от него лишь руслом реки тук. «Направо пойдешь – в Трувиль попадешь, налево пойдешь – в Довиль попадешь» – ориентир, если стоять лицом к океану в районе порта. Территория курортов довольно компактная, и, отдыхая в одном из них, не составляет никакого труда перемещаться в соседний.

В 1860-х, когда Трувилю уже стало некуда расширяться, появился проект курорта Довиля, авторами которого стали доктор Олифф, сводный брат императора Наполеона III герцог Де Морни и банкир Арман Донон. Упор был сделан на престижность нового места отдыха. На бывшей болотистой местности удивительно быстро вырос городок с огромными отелями, казино, ипподромом и вымощенным деревом променадом с резными кабинками для купания, которые и по сей день остаются одним из узнаваемых символов Довиля. «Золотой век» курортов пришелся на конец XIX – начало XX века, когда пышный имперский стиль архитектуры дополнился роскошными зданиями в стиле бель эпок. Несмотря на то, что многие уникальные виллы из архитектурного ансамбля Довиля и Трувиля были уничтожены (после Второй мировой войны или стараниями некоторых ретивых градоначальников городков), все же сегодня можно остановиться в большинстве из старинных исторических отелей, построенных на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. По-прежнему безупречен знаменитый пятизвездочный отель «Нормандия», часто становившийся местом действия кинофильмов, например «Барон де Л`Эклюз» с Жаном Габеном. По-прежнему роскошен отель «Рояль» в Довиле, по-прежнему открывает свои двери для игроков «Гранд-казино» в Трувиле…

Прогулки по историческому дощатому променаду вдоль океана в Довиле отсылают к одной из самых романтичных картин современности – «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Если вы захотите выпить чашку кофе или пообедать с видом на океан, стоит выбирать Bar du Soleil, Bar de la mer или ресторан Le Ciro`s – это заведения, которые ведут свою историю с начала XX века и видели немало знаменитых гостей. На курортах традиционно востребованы казино, ипподром, конные прогулки вдоль берега. В ближайших окрестностях Довиля и Трувиля можно найти безупречные поля для гольфа, которыми вообще славится Нормандия. Центр талассо-терапии и множество спа, плавательные бассейны с подогреваемой морской водой, яхт-клуб, теннисные корты, шопинг-центры расположены на территории между отелями и дощатым променадом.

Набережная Онфлер

Посетить живописный, будто сошедший с полотен импрессионистов городок Онфлер в 15 км от Трувиля. Сердце Онфлера и главная точка притяжения для туристов – его гавань, обрамленная очаровательными старинными особняками в нормандском стиле.

Проехать по 40-километровому «Пути сидра», который начинается примерно в 20 км к востоку от города Кан и проходит через аутентичные маленькие деревеньки с фермами. Здесь производится один из главных специалитетов Нормандии – яблочный сидр и его более крепкая производная – бренди Кальвадос, можно все это продегустировать и купить. К тому же регион – родина знаменитого на весь мир сыра Камамбер, и нигде, кроме Нормандии, вы не найдете такого выбора разновидностей и вкусов этого сыра.

Прогуляться по краю почти отвесных скальных обрывов вокруг деревни Этрета (20 км к юговостоку от города фекан) и увидеть мощные утесы-арки, которые стали одним из самых узнаваемых символов Нормандии в мире. Полюбуйтесь на безлюдные пляжи у подножия скал – дикие и поражающие мощью волн.

Посетить одно из чудес франции – остров Мон-Сен-Мишель с расположенным на нем аббатством, а по сути – отлично сохранившийся средневековый город, первые упоминания о котором относятся к 709 году. Мон-Сен-Мишель входит в число самых популярных достопримечательностей страны и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому не увидеть его, будучи в Нормандии, было бы как минимум обидно.

Увидеть памятные места второй мировой. Северное побережье региона в конце второй мировой войны стало местом, где 6 июня 1944 года развернулась операция высадки союзных десантных войск под кодовым названием «Оверлорд». Пляжи Омаха, Юта, Суорд, Джуно и Голд стали местами кровопролитнейших боев воздушно-десантных дивизий англичан и американцев с гитлеровскими войсками. Одна из самых мощных по эмоциональному воздействию достопримечательностей этих мест – американское военное кладбище с кажущимися бесконечными рядами скромных белых крестов.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Елена Куриленко

Продолжение осмотра замков на Луаре. Возможны экскурсии с русскоговорящим гидом.
Во время знакомства с Долиной Луары – проживание в одном из отелей-замков.

Замок Вилландри – Замок Шенонсо: 50 км
Замок Шенонсо – Замок Амбуаз: 15 км
Замок Амбуаз – Замок Шомон: 17 км
Замок Шомон – Замок Шеверни: 27 км
Замок Шеверни – Замок Шамбор: 18 км

​Самый посещаемый замок долины Луары – Шенонсо (Chenonceaux), расположенный прямо на реке Шер (приток Луары).
В середине XVI века король Генрих II подарил этот замок своей возлюбленной, Диане де Пуатье – женщине легендарной красоты, имевшей на короля заметное влияние. В XVIII веке в замке жил Жан-Жак Руссо. Он был приглашен сюда в качестве наставника для сына владельцев замка. Внутри замка – собрание шедевров. Осмотр его целиком требует значительного времени. И все же мастерство архитектора и роскошь отделки (вплоть до каррарского мрамора) того стоят.

Посещение Амбуаза (Amboise) – родного города пяти королей.
Королевский замок Амбуаза – чудо ренессансной и готической архитектуры. Он считается наиболее величественным из всех замков Луары. Здесь когда-то проводились пышные рыцарские турниры и можно было верхом подняться на террасу.

Замок – Шомон (Chaumont).
Окруженный вековыми лесами замок Шомон возвышается на скалистом берегу. Скульптурный фриз, расположенный на донжонах и прилегающих к ним стенах, изображает гору, объятую пламенем (по-французски, Chaud Mont), что объясняет название замка. При Екатерине Медичи в замке находилась богатая библиотека и астрономическая обсерватория астролога Коазмо Руджери, где королева «консультировалась» со звездами. Затем в этот замок Екатерина Медичи сослала любовницу своего скончавшегося мужа Генриха II Диану де Пуатье, изгнав ее из Шенонсо.

Замок Шеверни (Cheverny)
В XV-XVI вв. селеньем Шеверни владели графы де Шеверни. Король Генрих II Валуа изъял их земли в доход короны, а потом подарил своей фаворитке Диане де Пуатье. Усадебный дом напоминает своей позднеренессансной архитектурой Люксембургский дворец в Париже. Это связано с тем, что замок проектировал Жак Бужье - ученик Саломона де Бросса, который руководил возведением парижской резиденции.

Замок Блуа (Blois)
Мы рекомендуем не пропускать замок Блуа по маршруту следования, хотя вам и придется переехать на другую стороны реки, чтобы попасть в него. Это очень интересный объект. На протяжении всей своей истории город пользовался преимуществами своего географического положения: близость к столице, расположение в центре страны на крупнейшей реке во Франции. Славная история Блуа начинается с Жанны д`Арк, которая, готовясь к снятию осады с Орлеана, разместила здесь свою штаб-квартиру.

Замок Шамбор (Chambord)
В завершение Охотничий Замок Шамбор, расположенный в центре огромного леса, где находятся охотничьи угодья президента Франции. Уникальное сооружение, по праву считающееся одним из лучших замков эпохи Возрождения. Грандиозный ансамбль замка расположен среди лесов, где и поныне охотятся представители высшего общества.
Задумал это великолепие король Франциск I, воплотив свою мечту создать романтический охотничий замок, достойный богов и легендарных королей. Сам Леонардо да Винчи принял участие в разработке проектов. В этом самом большом замке долины Луары 440 покоев, 365 каминных труб, 83 лестницы и сказочной красоты терраса.

Бурю эмоций у друзей вызвала моя последняя поездка по Нормандии и Бретани. «Сдай поместье графа!», «Где это ты так вкусно и красиво дегустируешь кальвадос?», «О, боже, я хочу в этот розовый замок!»… На самом деле как-то даже грустно выдавать все явки и пароли, которые я тщательно отыскивала вечерами в течение пары месяцев до поездки.

Пострадали нервы 10 гидов, по местам несколько раз проехались мои клиенты и друзья и, вот, роковой час открыть все карты настал!

Нормандия и Бретань — богемные регионы Франции к западу от Парижа. Нормандия она такая нежная, солнечная, яблочная и красивая. Типичные соломенные крыши и перекрестные балки декорирующие традиционные домики ласкают глаз, а чаще солнечный Ла Манш все время манит ехать прибрежными дорогами. Бретань же более суровая и серая, но не лишенная своего кроткого очарования. Каменные дома украшенные цветами, серьезные замки вместо нормандских «manoir» и много-много устриц и других морепродуктов.

Составить идеальный маршрут по этим двум регионам дело очень сложное. Хочется охватить все и даже больше, спуститься до Бордо, а на обратном пути посмотреть все замки Луары… поэтому я не буду навязывать Вам конкретный маршрут, а просто оставлю самые крутые адреса проверенные лично, которые Вы можете скомбинировать в свой идеальный маршрут.

Секретные адреса Нормандии

Конечно, все начнется с Парижа. О нем и местах, с которых можно будет начать маршрут . Это Шантийи, Усадьба Клода Монэ, Овер‑сюр‑Уаз и мельница-отель экс-мишленовских критиков Le Moulin de Connelles (обязательно заезжайте туда при любых раскладах, лучше на ночь). Поэтому первые несколько дней особо не стройте планов на Париж. Повторюсь, бежать надо из больших городов — нечего там делать.

Можно замиксовать все места выше до сада Моне, а далее в свободном полете комбинировать понравившиеся точки. В этой статье вы не найдете описания стандартных мест и городков Нормандии (Этрета, Довиль,Трувиль) и Бретани (Сен-Мало, Мон-Сен-Мишель). Их я буду упоминать вскользь просто потому что они встречаются по пути. Ночевать определенно нужно в деревенской местности, битком набитой интересными усадьбами для ночевки.

Мои секретные адреса Нормандии (почти что в порядке маршрута)

Довиль и Трувиль — да, но только проездом. В Трувиль вообще при любом удобном случае и хорошей погоде съезжается весь сброд Парижа. А Довиль слишком облюбовали русские, поэтому количество бутиков и русской речи зашкаливает. Я бы рекомендовала заскочить только в трувильский рыбные палатки на Boulevard Fernand Moureaux, а после сразу совершить променад в Довиле и все — бежать снова в деревни.

Дорога сидра, сыра и яблок

Дальше в маршрут я могу углубляться до бесконечности, потому что все, что находится между Довилем и Сен-Мало — в глубине региона Pays d’Auge бесконечно заслуживает внимания (вот, кстати — найдите ее на месте).

«Дорога сидра» — так официально называется более или менее причесанный маршрут, проходящий через самые интересные места и производства.

Здесь в ход должны идти ссылки из раздела «полезные ссылки». Выделите 1-2 полных дня, потому что внепланово останавливаться захочется все время, а дегустации сидра и подавно будут мешать таймингу маршрута. Планировать нужно исходя из желаемых мест дегустаций, добавляя к ним деревенские Manoir для ночевки. Найти их можно в том числе и через ассоциацию Bienvenue au Сhateau , которая объединяет всех владельцев замков Франции кто сдает комнаты гостям и кормит богемными завтраками.

Адреса must-visit по «Дороге сидра»

Сырное производство — Fromagerie Graindorge . Семейное, фамильное и очень интерактивное. Прямо над производством расположен музей, из окон которого можно наблюдать за процессом производства сыра. Лучше приезжать к открытию, чтобы увидеть процесс производства полностью.

Другие адреса по «Дороге сидра» #еслиуспеете

    За сыром можно так же отправиться в Камбремер (Fromagerie Durand) — более камерное производство. Там же смотрите сады Les Jardins du Pays d’Auge и дегустируйте кальвадос в Calvados Pierre Huet.

    Manoir du Lieu Rocher — моя любовь навеки. Бывший владелец Chateau du Breuil выкупил этот особняк посреди нормандского поля с коровками, отреставрировал и бережно принимает гостей вместе со своей женой — оперной певицей из Болгарии Татьяной. Это место влюбило в себя и оставило очень яркое впечатление. Бонус: ужасно красивый пес Тимон, который придает особый шарм этому месту. Контакты: 0033231205303/ [email protected] / [email protected] / Tatiana 00336169123.

Секретные адреса Бретани

Где-то в районе Мон-Сен-Мишель пейзажи вокруг начнут сереть и станет понятно — вы въехали в Бретань. Мое сердце осталось в Нормандии, поэтому оду Бретани я петь не буду, а просто перечислю приятные места и дам наводки отклонений от маршрута.

Замок Мон-Сен-Мишель (Mont-Saint-Michel) Cамое попсовое место Бретани с открыток. Честно сказать, сейчас там такая коммерческая истерика, что я бы вообще не рекомендовала туда соваться. Отличная альтернатива — прогулка на лошадях вокруг замка по дюнам.

Канкаль (Сancale) — прибрежный городок, рай для любителей устриц. Обязательна к посещению устричная ферма Ferme Marine (есть сеансы на английском). Но в целом, лучшее, что можно сделать в Канкале — это соревноваться кто сколько устриц может съесть за раз.

Сен-Мало — замок крепость, почему то всегда встречающий меня плохой погодой. Погулять пару часов, взобраться на оборонительную стену если позволит погода, пустить воздушного змея на пляже… Но главное — присесть в одной из забегаловок, где подают свежайшие — свежайшие мидии в котелках с разными соусами.

Прогулка на паруснике Sainte-Jeanne — еще один hint для увлеченных. Шлюп Sainte-Jeanne является реконструкцией парусника 1912 года. Именно такие каботажные суда когда-то помогли процветанию порта Эрки благодаря торговому обмену с другими портами Ла-Манша. Сегодня на этом туристическом судне можно совершить прогулку на 2-3 часа, на полдня, на целый день или даже отправиться в небольшой круиз, например на остров Джерси.

Динар — более лицеприятное место с британскими особняками выстроившимися в ряд на песчаном береге. Очень удобно поселиться тут если хотите неспешно изучить соседние городки.

Одним прекрасным майским днем мне несказанно повезло: руководство нашей компании, направило меня в 5-ти дневную командировку во Францию. Мне повезло вдвойне, ведь командировка начиналась в первый рабочий день после празднования 60-ти летия победы в ВОВ, а значит мне удалось прибавить к поездке 4 дня майских праздников. Но и на этом везения не закончились: у меня нашелся попутчик, а именно один из коллег, которого командировали во Францию в это же время и который, также как и я, оказался непрочь погулять лишних 4 дня. А дальше уже дело техники: мне пришла идея, что не стоит 4 дня сидеть в Париже, а лучше всего махнуть на прокатной машине к Атлантике в Нормандию и Бретань. Коллега с идеей согласился? и мы принялись строить планы и намечать переезды.

В результате трех дней приготовлений за 12 часов до отлета мы имели следующее:

1.Резервирование машины в компании AVIS (http://www.avis.fr/) на 4 дня за 160 евро.Мы должны были взять автомобиль в аэропорту Шарль де Голь и сдать его в одном из городков центральной Франции (месте нашей командировки).

2.Бронь гостиницы сети B&B (http://www.hotel-bb.com/) в пригороде Гавр (Le Havre), местечке Арфлер (Harfleur) на 1 ночь (Нормандия)

3. Бронь гостиницы сети B&B в Сен – Мало (St Malo) на 2 ночи (Бретань)

4.Весьма слабое представление каки куда ехать, но чтобы обязательно были Монт-Сен – Мишель (Le Mont St Michel), и Канкаль (Cancale)

5. Распечатки маршрутов до предполагаемых гостиниц, сделанные при помощи специального сайта http://www.viamichelin.com/viamichelin/gbr/dyn/controller/Driving_directions. Данные распечатки не пригодились совсем.

6. Подробный атлас автодорог Франции, одолженный у коллег в офисе. Оказался самой нужной вещью.

7. Неистощимый запас оптимизма и огромное желание сделать что-нибудь такое – сами не знаем что.

7 мая 2005 года мы вылетели из Шереметьево 2 в направлении Парижа. Перед отлетом решили не нарушать старой доброй русской традиции и с удовольствием распили бутылочку бейлиса в зоне отлета. За распиванием проворонили начало посадки на борт. Опомнились минут за 15 до планируемого вылета и, забеспокоившись на тему того, что нас не сажают, рванули к посадочным воротам. В результате поднялись на борт последними, чего со мной не случалось никогда, так как в самолет я бегу всегда впереди планеты всей. Весь полет коллега настоятельно советовал мне поизучать карты, почитать путеводители, определиться более детально с маршрутом, а я лениво отмахивалась, решив, что мимо Монт-Сен-Мишеля все-равно не проедем, а все остальное – как повезет. В самолете удалось немножко поспать и вполне прилично позавтракать. Полет как всегда доставил удовольствие, особенно при взлете и посадке, когда интересно смотреть в окно на убегающую и наоборот приближающуюся землю. Кстати летели мы на самолете имени Чайковского, меня приятно удивило это новшество называть самолет не просто борт 766, а имени хорошего человека. Вот мелочь, а все-таки лишняя положительная эмоция в поездке.

Прилетев, мы отправились на паспортный контроль, где произошел весьма неприятный случай. Мы стояли себе тихо-мирно, когда подошла группа агрессивно-настроенных арабов и стала нагло пристраиваться впереди нас. Не люблю, когда лезут без очереди, это неприятие к халявщикам у меня еще с советских времен осталось, однако скандалить я тоже не люблю и уже было настроилась пропустить граждан, но их количество стало стремительно увеличиваться. Пришлось восстанавливать статус – кво и быстро бежать к стойке первой. Тут арабы стали скандалить и меня оттеснять, но неожиданно на помощь пришел французкий таможенник, который напомнил гражданам, о том как именно надо стоять в очереди и вообще отправил эту группу в другой пропускной пункт. Мы благополучно прошли контроль и отправились искать машину, руководствуясь схемами и указателями. И вот оно свершилось: наш прекрасный Опель Корсо дождался своих временных владельцев - Ура! Путешествие начинается!

И начинается оно с вопроса а куда ехать-то? В какую сторону Руан – первый город нашего маршрута? Франкоговорящий коллега решил спросить на стоянке у охраны, однако то, что они ему насоветовали мне совершенно не понравилось, еще бы ехать до Парижского перефирика, когда судя по карте, есть множество более коротких путей. Надо только найти эти пути, а это уже мое дело, коли я штурман. И мы отправились «вон туда, по той улице и направо», и конечно же сначала поехали в противоположном направлении. Количество дорог и развязок в районе аэролпорта Шарль – Де – Голль ужасало, и хотя ранее я «работала» штурманом на дорогах Хорватии и Португалии, этот прошлый опыт – ничто перед развитой дорожной инфраструктурой Франции. Я совершенно запуталась, нужные повороты мы пролетали, из-за того, что поздно замечали указатели, а когда ехали медленно, мы тормозили движение и вызвали неудовольствие потока. И если бы не мастерство водителя, вовремя успевающего перестроиться в нужном направлении мы бы и до сих пор колесили вокруг аэропорта Шарль Де Голль. Однако на третьем круге по одному и тому же месту я заприметила небольшой поворот на Сен-Дени и хотя искала я совсем другую дорогу, решила, что через Сен-Дени тоже можно поехать. Началась нескончаемая череда поселочков, разворотных кругов, улиц, куда очень хочется, но нельзя повернуть. Мы с честью преодолели все эти испытания и наконец-то вскоре оказались на трассе ведущей в Руан. Теперь можно было расслабиться, включить радио с непременно французким шансоном и наслаждаться дорогой. Между тем мы ехали по прекрасной французкой провинции, цветущие яблоневые и вишневые сады сменяли желтые и зеленые поля, живописные пригорки чередовались с равнинной местностью, старинные абатства мирно соседствовали с современными торговыми комплексами. Хотелось остановиться везде и сфотографировать все, приходилось изо все сдерживать себя, ведь если останавливаться у каждого желтого пятнышка поля цветущей горчицы и у каждого шато, то можно и к утру не доехать до нужного места, а ведь мы всего-то в 50 километрах от Парижа и все интересное у нас впереди.

К трем часам дня мы прибыли в вожделенный Руан, но в первую очередь нас интересовали, увы, не красоты этого древнего города, а всего лишь хороший французкий ресторан. Мы запарковались на узкой улочке с трудом протиснувшись в небольшое пространство между автомобилями и отправились на поиски пропитания. Но, а поскольку времени было много, то все рестораны естественно оказались закрытыми. Для информации, рестораны во Франции обычно открываются в 11-30 и работают до 13-30 , или 14 –00, предлагая дневное меню, а потом закрываются на перерыв до 19-00. К Парижу это правило не относится, там во многих местах дневное меню предлагают до 7 вечера. Однако вернемся к хронологии наших злоключений, в одном из мест после длительных уговоров нас согласились накормить. Мы уютно уселись и только тут я обратила внимание на атмосферу ресторана: все было выдержано в легко узнаваемом ориентальном стиле. Мы слишком торопились, когда сюда входили и даже не посмотрели куда попадаем, а оказывается любезно приютили нас в ресторане афганской кухни, местечке, принадлежащем семейной чете, приехавшей из этой когда-то дружественной нам страны. И хотя если бы я знала направленность ресторана, то будучи во Франции никогда бы туда не пошла, тем не менее еда мне понравилась: отлично замаринованное мясо, коего в Москве нигде не найдешь и на дессерт – прерасный морковный торт со взбитыми сливками. Вкус еды совершенно непривычный и оригинальный, кто будет в Руане – рекомендую: ресторан Аркадия на улице Виктора Гюго.

Подкрепившись, отправляемся смотреть Руан, город известный главным образом тем, что здесь на старой площади сожгли самую прославленную девушку Франции – Жанну Д’Арк. Однако легенды, связанные с казнью орлеанской воительницы лишь малая толика того интересного, что есть в Руане. Это и прекрасный готический собор Нотр-Дам, и башенные часы “Gros-Horloge”, и Дворец Правосудия, и церковь Сан-Маклу, и многое- многое другое. Но даже если всего перечисленного там бы не было, старая часть Руана все-равно манила бы к себе туристов со всего света большим количеством домов, великолепно декорированных в старинном стиле, когда деревянные перекрытия строения, представляют собой элемент его украшения. Хотя возможно средневековые граждане Руана, создавшие эту красоту и не подозревали, что творят произведения строительного искусства, а всего лишь руководствовались соображениями практическими – создать комфортный, безопасный и надежный дом. В отличие от многих других городов Франции, со зданиями в подобном стиле, в Руане используется не только черное и коричневое дерево, но и покрашенное во все цвета радуги, включая розовый и голубой. И если в других городах получился черно-бело-коричневый коллаж, то в Руане каждое здание имеет не только собственный уникальный рисунок линий деревянных перекрытий, но и собственный оригинальный оттенок. Смотрится очень красиво, словно талантливый сюрреалист нарисовал несколько хаотичных линий на белом холсте, добавил жизнерадостный цвет и вот каждый дом стал отдельной картиной.

К сожалению, наша прогулка по Руану была ограничена во времени – надо было успеть до ночи приехать в отель, поэтому пришлось покинуть город, предварительно купив в одном из супермаркетов, морепродуктов на ужин. Мы снова в пути, на этот раз в машине звучит классика от Рахманинова до Баха, и мы едем к месту нашей первой ночевки – отель B&B в Harfler. Сеть отелей B&B была выбрана нами еще в Москве по причинам наличия множества хороших отзывов о ней в интернете и по оптимальному соотношению цена – качество – 30 – 35 евро за одноместный номер. Один недостаток: мы могли ночевать только в тех местах, где были отели этой сети и именно потому нам пришлось ночевать в окрестностях Гавра. А если бы B&B не был бы на стоп сейле в Довиле, то специально в Гавр мы бы не поехали, ибо это крупный портовый, современный город, не представляющий для меня большой интерес. После заселения и ужина на ресепции отеля мы таки съездили в Гавр, посмотрели на яхты и круизные суда, сфоткались на набережной, полюбовались закатом и отправились восвояси. Первый день нашей поездки был закончен.

Второй день как было договорено накануне начался рано в 7-00, быстренько позавтракав, мы отправились в Онфлер. Краткий путь туда лежал через мост, оказавшийся одновременно началом платной дороги до Довиля (Deaville) и Кана (Caen). Стоимость вьезда – 5 евро. Признаюсь, у нас было мелькнула мысль не заезжать в Онфлер (Honfleur), а гнать прямо по трассе, но по счастью мы вовремя отказались от этой дурной идеи и, проехав один из самых известных мостов в Нормандии, свернули на Онфлер. Мы попали в средневековую сказку. Онфлер оказался именно тем местом, в которое я всегда мечтала попасть, но не знала где оно находится. Мы запарковались около милейшего садика с совершенно простыми по декору каменными фонтанами, клумбами и цветущими деревьями. Посидев на скамейки и подашав свежим воздухом атлантики, мы направились в центр. Осмотрели снаружи музей моря и красивое аскетичное здание непонятного назначения, по настоящему старое и очень запоминающие. Подумать только когда-то этот спокойный городок, в котором так комфортно и интересно, был штаб-квартирой банд фальшивомонетчиков и местом стоянки пиратских судов. Криминальные элементы Онфлера нанесли французкой казне немало убытка, а об их здорово прикрашенных приключениях, местные жители до сих пор слагают легенды. Однако вернемся в наше время, мы продолжали осмотр города и свернули на площадь Храма и Колокольни Святой Екатерины. Эти церковные строения датированы 15 веком, но являются действующими. Наша прогулка совпала по времени с церковной службой и по всей площади, залитой весенним солнышком разносился звук колокола, перекликающийся с доносившейся издалека барабанной дробью (где-то за домами шла подготовка к параду). Внутри церковь оказалась довольно аскетичной, впрочем не лишенной своеобразия и действительно старинной. От церкви в разные стороны ведут маленькие узкие улочки, где два человека уже с трудом могут протиснуться мимо друг друга. Потом мы наблюдали как выплывают катера из живописнейшего затончика в центре города и как рабочий с помощью умной автоматики поднимает мост, чтобы выпустить эти кораблики в открытое море. Поинтересовалась я и ценами на отели в этом милом месте, кажется номер в двухзвезднике стоит порядка 60 евро в сутки, а заодно я поразглядовала витрину агенства недвижимости. Как и ожидалось скромный домик со всеми удобствами можно приобрести за сумму в районе полмиллиона евро. Шикарные коттеджи обойдутся желающим еще дороже.

От Онфлера мы отправились в сторону очень популярного среди тех кто знает толк в хорошем отдыхе, курортного городка - Довиля. Теперь дорога шла по пригоркам вдоль моря, местами по небольшому серпантину. Queen напевали песню про чемпионов, их сменили Дорз, а потом Скорпионс с малопопулярной у нас песней про дикую реку. Прекрасные пейзажи сменяли один другой, а мы миновали Тровиль, проехали мост и оказались в Довиле. Надо было искать парковку и притом желательно бесплатную. Таковой в районах, прилегающих к центру Довиля не оказалось в принципе. После второго круга по городу мы запарковались в первом попавшемся удобном месте и стали соображать куда и как платить. Не поняв, - спросили. Узнали, что сегодня воскресение и все парковки бесплатные. Мы вздохнули с облегчением и отправились смотреть Довиль.

С моей точки зрения именно так должен выглядеть элитный курорт для богатых и очень богатых европейцев. Строгий английский стиль, без всякого налета всегдашней французкой безалаберности. Шикарные, элегантные, современные виллы, непохожие одна на другую, отели – дворцы, утопающие в цветах, великолепный широкий песчаный пляж с частными раздевалками, возле которых приделаны таблички с именами звезд мирового кино. Звезды правда к раздевалкам никакого отношения не имеют, по словам местных, эти таблички – символы города и напоминания о проходящих здесь кинофестивалях. В районе пляжа во множестве располагаются, конечно же тениссные корты и площадки для выезда на лошадях, занятия этими видами спорта до сих пор считается отличительным признаком принадлежности к элите. То тут, то там мелькают роскошные феррари, ягуары и ломборджини, однако народу не много – сезон еще не начался и купаться пока холодно. Цены в Довиле под стать антуражу – аренда лежака и зонтика – на день – 30 евро, а на весь сезон – 500 евро (оптом дешевле и тут), стоимость самого простенького обеда начинается от 25 евро на человека и т.д. Нам захотелось сыграть в Довиле в рулетку, уж очень обстановка располагала, мы нашли самое дорогое и знаменитое казино и приготовились выиграть как минимум миллион евро и купить виллу в столь понравившемся нам Онфлере, а заодно и феррари, чтобы периодически под настроение кататься в Довиль, но мечтам сбыться было не суждено, ибо вход в казино оказался 12 евро. Почему-то платить за вход нам показалось не стильным и к тому же по всему миру полно бесплатных казино, и мы покинули Довиль ради следующей точки на карте – города Кан. Вообщем – то мне понравился Довиль, хотя на побережье Ла – Манша много более живописных мест, из которых можно было сделать элитный курорт. Почему богатые выбрали Довиль – для меня останется загадкой.

По дороге на Кан популярный французкий певец прощался со своим любовником, а я пыталась сфотографировать пейзажи, что не удавалось из-за большой скорости движения.

После приморских городов, Кан не смотрелся, к тому же было облачно и накрапывал дождь. Мы погуляли по центру города с уже воспринимающимся как очередной готическим собором, осмотрели крепость, походили по крепостной стене, пофотографировали город свысока, мельком из окна машины видели аббатство. Кроме этого на Кан попало время обеда и мы перекусили в отличном французком ресторанчике. При отъезде из Кана неожиданно возникли затруднения, я не смогла разобраться с выездом на местное транспортное кольцо. Положение спас коллега, вовремя спросивший у прохожих куда ехать. Направление было найдено и мы помчались в Монт – Сен – Мишель - монастырь вырубленный на скале посредине моря.

Монт – Сен – Мишель – является одной из самых посещаемых во Франции достопримечательностей. Это рукотворный памятник человеческому труду. Вырубить из камня на крутой скале такую красоту, под силу лишь людям, либо одержимым идеей, либо, попавшим в чрезвычайное положение вследствие постоянной борьбы со стихией или иноземными захватчиками. Как бы там ни было, но мощь данного архитектурного сооружения очевидна даже на большом расстоянии - сразу как только это гора выплывает из-за горизонта. Пространство ощущается особенно остро, потому что гора, на которой построен монастырь, находится на абсолютно ровной местности. Фактически Монт – Сен – Мишель – единственная возвышенность, вокруг которой на многие километры простираются луга с пасущимися барашками. Идиллическая картина. Метров в 500 – 800 от монастыря предусмотрена остановка для транспорта. Здесь традиционно все выходят из автомобилей, чтобы сфотографировать Монт- Сен – Мишель издалека и (или) себя на его фоне. Непосредственно возле монастыря организована – платная (4 евро) парковка, при въезде на которую весит предупреждающая табличка, о том, что зоны 1, 2, 6 заливаются приливом в 19-30. Мы приехали во время отлива, когда вокруг горы можно было свободно гулять по песку. Было невозможно даже представить, что когда - нибудь в это песчаное царство придет вода, которую сейчас и разглядеть можно с трудом. Однако мы уже привыкли верить во Франции всем предупреждающим знакам, надписям и поняли, что для осмотра у нас всего три часа. На стоянке находилось как миним с 10 экскурсионных автобусов, позже в Париже, я узнала, что существуют однодневные экскурсии в Монт – Сен – Мишель из славной Французкой столицы, и стоят такие поездки – 90 – 100 евро.

Мы подходим к горе и оказываемся в сплошном людском потоке. Правда в сам монастырь идут не все: может из-за достаточно высокой входной цены в 8 евро, а может просто потому что предпочитают тусоваться на свежем воздухе во множестве садиков или гулять по песку вокруг острова. Мы осмотрели все, поднялись на самую вершину, походили по строгим каменным залам, посидели в монастырском дворике, спускались по узким витым лестницам, изучили гигантское устройство для подъема тяжестей. Все было очень красиво и интересно, но меня не покидало чувство, что я хожу по популярной туристической аттракции, а не по живому месту. То ли я просто устала в этот день, то ли туристов было слишком много, то ли бежали мы слишком быстро, но чего-то мне не хватило в этой прогулке по монастырю. Вместе с тем сейчас по просшествии времени, ничто не вспоминается так часто как именно это место.

Налюбовавшись Монт – Сен – Мишелем в отлив, мы решили съездить пообедать, а потом вернуться и посмотреть как играют волны вокруг стен древнего монастрыря. Поесть захотелось в настоящем деревенском ресторанчике, который еще надо было найти. Покрутившись по трассе мы обнаражили, то что хотелось – настоящую харчевню, обедая в которой можно разглядывать Мон – Сен – Мишель издалека. В ожидании заказа мы наблюдали как тысяча овечек переходит трассу, возвращаясь с лугов в родные стойла. Сплошной овечий поток, преградивший путь машинам, если не ты едешь в этой машине – есть весьма завораживающее зрелище. На ужин, что неудивительно, нам подали блюдо из ягнятины, сделанное в соответствии с кулинарными традициями этого региона. Вкусно перекусив, мы вернулись в Монт – Сен – Мишель и поразились произошедшим с ним переменам, издалека казалось, что гора растет прямо из воды, вокруг монастыря были волны, а там, где стояла наша машина – раскинулось море.

Надо было ехать дальше. Ситуацию осложнило то, что за ужином мы продегустирвоали не только ягнятину, но и вино. Здесь хочется спеть оду французким законам, позволяющим управлять автомобилем выпив немножко чудесного красного вина. Однако легкое опьянение затруднило процесс ориентирования на местности, хотя в конце – концов мы нашли и Сен- Мало и наш отель. Кстати успели вовремя – до закрытия администрации. Иначе пришлось бы заселяться через автомат, а общение с грудой железа пусть и умного, для русского туриста менее приятная процедура, чем личное знакомство с девушками, заселяющими гостей. Полученный номер был точно такой же как и в предыдущей гостинице. Наверное номера во всех отелях B&B абсолютно одинаковые. Перед сном меня потянуло на добрые дела, а именно накормить невесть откуда взявшегося голодного кота остатками вчерашнего ужина. Коллега мой порыв не разделил, и наблюдать, как котик за обе щеки уплетает дорогие морепродукты мне пришлось в гордом одиночестве. Когда кошачья трапеза подошла к концу, я отправилась к себе в номер спать. День второй был закончен.

Третий день был самым расслабленным так как длительных перездов не предстояло. Первое место, в которое мы поехали был Динар (Dinard). С архитектурной точки зрения город милый, но без каких-либо изысков. В Динаре хороша прибрежная зона, когда смотришь на кажащуюся бирюзовой воду со смотровой площадки - сквозь ветви елей и кипарисов. Как ни странно, чем ближе спускаешься к воде, тем сильнее меняется ее цвет, а на самой набережной море уже не биюрзовое, а темно – синие. Такой вот интересный обман зрения. От Динара по совету одного из встреченных в отеле бекпакеров, мы направились к мысу Фреел (Cap Frehel). Выбрали в высшей степени поэтическую дорогу, в объезд полуострова, вдоль моря мимо рыбацких поселков St Lunaire, ST Briac и других. А теперь представьте себе: синяя гладь воды, по которой разбрасаны зеленые островочки, небольшие бухточки с прекрасным желтым песком, стоянки маленьких лодочек и катерков, отсутствие людей, маленькие домишки и шикарные коттеджи, и все это умело вписано в природный ландшафт. Идеальное место для отдыха, но надеюсь никто и никогда не догадается сделать здесь курорт, ведь иначе все очарование пропадет.

Тем временем мы выехали на трассу, нашли поворот на мыс Фреел и поехали по узкой проселочной дороге. В одном из мест на попался указатель «Кальвадос, Сидр – 500 метров» и мы решили придерживаться этого направления, уже очень захотелось настоящих Бретонских спиртных напитков. И мы их получили сполна: взяли аж 6 бутылок Сидра, ибо в меньших количествах сей напиток не продавался. Честно разделили по три бутылки, и я стала думать, что делать со своей частью, не тащить же в Москву. Впоследствии, когда я распила бутылочку с коллегами, выяснилось, что это отличнейший сидр, который невозможно купить в супермаркете, что делают его в очень ограниченном количестве и по специальной методике.

Крестьянское хозяйство, где мы купили спиртное, было очень оригинальным: маленький садик, с подстриженной травкой, невысокими деревьями, стоящими на земле декоративными гномами и утками, все очень чисто и пахнет свежескошенной травой, которая вылажена в маленькие декоративные стога. Понравился флигель в виде мельницы и крохотный игрушечный колодец, на клумбе с маргаритками.

После дегустации, осмотра и покупок наш путь продолжился и скоро мы прибыли к мысу Фреел. Когда-то я была на мысе Рока в Португалии и он поразил меня своей мощью и величественностью. Мыс Фреел совсем другой по атмосфере и ничего общего с мысом Рока не имеет. Все-таки мыс Рока – это признанное туристическое место, со стоянкой для больших автобусов, сувенирными лавками и т.д., мыс Фреел несколько более дикий, хотя во Французком понимании дикий, это не в русском понимании. Там есть и маленький ресторанчик и туалеты, и отделенные веревкой пространства, чтобы туристы не вытаптывали траву, вообщем все блага цивилизации. Дикий – это скорее ощущение, чем реальность. На мысе Фреел – действительно красиво, высокие скалы, покрытые розовыми и белыми цветочками, небольшие каменные остравки, особенно впечатлило место со скалой в виде высокой каменной башни, где сотни чаек нашли свое пристанище. Стояла отличная погода, солнечная, безветренная и сидеть на скалах, смотреть как плавают катера, слушать курлыканье чаек было сплошным удовольствием.

Однако даже в этом райском месте не все оказалось так безоблазочно, как хотелось бы, когда мы вернулись с прогулки и подошли к машине, мы обнаружили плачущую женщину. Как выяснилось из паркованного рядом с нами автомобиля, принадлежащего пожилой чете украли деньги, документы, карточки, камеру и что-то еще. Я тут же кинулась проверять на месте ли наши паспорта и билеты, спрятанные в багажнике. К счастью, все было в целости и сохранности, но этот эпизод быстренько вывел меня из состояния безмятежности, возникшего на мысе Фреел. В человеческом обществе расслабляться нельзя, а ценности нужно хранить в сейфе, хотя и это гарантией не является. А людей было искренне жалко, теперь им надо было ждать милицию, составлять протоколы, день будет безнадежно испорчен.

Наступало время обеда, а откушать мы еще утром решили не где-нибудь, а в устричной столицы Бретани – городе Канкале. К часу мы прибыли в желаемое место, и поехали не в центр, а сразу в порт – этакую мекку любителей устриц. К слову сказать в центре Канкаля, мы так и не побывали. В порту царит неповторимая атмосфера обжорства, никогда ранее мною не встречаемая, вдоль всей набережной тянется нескончаемая вереница ресторанчиков, где практически нет свободных мест,. Даже для парковки найти места на набережной и в прилежащих закоулках, оказалось нереально, несмотря на то, что все эти парковки платные. Остановились мы достаточно далеко, но возле неработающего автомата оплаты за парковку и платить естественно не стали, мы очень торопились присоединиться к этому миру кушающих устрицы. Кстати, чтобы поесть устрицы вовсе необязательно идти в ресторан, можно за копейки закупить их на маленьком рынке и расположиться прямо на парапете набержной. При покупке, вам откроют устрицу, выдадут тарелку и половинку лимона, а дальше кушайте на здоровье.

Мы решили поесть в ресторане, это для начала, а потом догоняться устрицами на набережной. Мой праздник желудка начался сразу как только официантка поставила блюдо с 9 штучками четвертого размера. Устрицы самого большого размера гордо носят номер 0 и они не выращиваются специально, это все дикие экземпляры. Мы успели в Канкаль очень вовремя, ведь еще неделя и у устриц начнется сезон размножения, а тогда их вкусовые качества заметно изменятся и не в лучшую сторону. А пока устрицы великолепны, сдобренные лимонным соком или уксусом, они приятно обжигают язык. Сейчас в Москве я думаю, что лучше бы я их вообще никогда не пробовала, ибо меня теперь просто неудержимо тянет назад в Канкале еще поесть устриц. Эти девять штучек я ела очень долго, растягивая удовольствие и конечно запивала белым вином. После устриц была вкусная рыба, с гарниром из кислой капусты и отличное фисташковое мороженое, а потом мы сытые и довольные побрели к устричному базару. У меня уже не было сил есть что –либо еще и я, оставив коллегу дегустировать дальше, направилась фотографировать устричные поля.

Пейзажи в районе порта Канкаля – просто невообразимые: кругом на песке валяются лодки, очевидно еще утром, здесь было море, а сейчас оно оставило прибрежную зону и синеет где-то вдали. Если пройти до конца по мосту, то можно увидеть едва заметный, но точно узнаваемый холмик вдали – Это Мон – Сен – Мишель. Но вернемся к устрицам, я долго гуляла по полям, где их выращивают. Там построены небольшие резервуары, наполненные водой и в них живут устрицы. Причем если устрицы не продаются за один день на рынке, то они возвращаются обратно в резервуары и лежат там до следующего дня. А вообще устрица хранится не более 5-6 дней, после чего протухает и становится опасной для потенциального едока.

После устричного пиршенства мы поехали смотреть город, где у нас была гостиница – Сен – Мало. Там есть страя часть, окруженная стеной. Как и многие города Сен – Мало строился по принципам военной крепости, видно пираты активно злобствовали в этой части побережья. Однако сейчас старый город превратился в самое, что ни на есть туристическое место, с огромным количеством бутиков, сквериков и ресторанчиков. Можно подняться на крепостную стену и вы будете вознаграждены видом на море, отличный песчаный пляж, камни и очень симпатичный старинный форт. Мы долго думали где- бы нам поужинать: с одной стороны неудержимо хотелось в Канкаль к устрицам, но с другой стороны хотелось еще походить по Сен – Мало. В этот раз культурологические пристрастия победили кулинарные, мы наскоро поели в одном из ресторанчиков в старой части и еще гуляли по городу и его набережной. В какой-то момент прогулки нам попалось казино, реанимировав мечту о миллионе евро и вилле в Онфлере. Мы было ринулись играть, но рулетка не работала, а сбрасывать деньги одноруким бандитам желания особого не было.

Поскольку следующий день обещал быть самым тяжелым, все-таки надо было преодолеть 500 километров, мы решили не ехать в ранее запланированный Динан, милый средневековый городок поблизости, а отправиться спать. К слову, утром мы тоже не заехали в Динан по разным причинам, о чем сейчас я страшно жалею.

Наш последний перед работой день прошел в дороге. Ехать по Франции легко и приятно, дорожные покрытия хорошие. Единственное, что не понравилось – часовая пробка возле Ренна (Rennes). Сначала мы мирно стояли в ней как и все законопослушные французкие граждане, но в какой-то момент «русская энергия без вектора» дала о себе знать, и мы объехали пробку по самой крайней полосе, предназначенной для полиции и скорой помощи. Французы удивленно наблюдали за нашими маневрами из окон, а мы, стыдясь и говоря себе, что это первое и последнее нарушение ехали вперед. К счастью, быстро показался наш поворот, и мы съехали с этой забитой автомобилями трассы. В этот раз мы нигде не останавливались для осмотра достопримечательноятей, а лишь поели в придорожном кафе для дальнобойщиков. Еда в этом кафе оказалась вполне вкусной как почти везде во Франции, а персонал дружелюбным. Правда в этом месте, я оказалась единственной девушкой и все смотрели на меня с нескрываемым удивлением.

Последние километры до места нашей командировки мы ехали с опасением, что бензин может закончиться прямо на дороге. Нам не попалась вовремя заправка и мы тянули из последних сил, надеясь на «авось». Авось не подвел и в этот раз, мы доехали, залили машину бензином и приготовились сдать ее обратно в AVIS. В итоге за 4 дня мы проехали 1184 километра и заправились на сумму ровно 100 евро. По приезде мы рапрощались и разошлись каждый по своим уже рабочим делам и встречам. В субботу меня ждал Париж, но этот город как известно «стоит мессы» и отдельного рассказа. В целом ездить по Франции легко, приятно, интересно, а проблем с ориентированием и безопасностью практически нет и уж если мне еще выпадет в жизни шанс повторить подобную поездку, то я его не упущу.

1 день.
Прилетели в Париж, пошли в AVIS брать машину. У нас была забронирована большая дорогая, за 1000 евро, но после того, как из-за случая на Азамаре мне пришлось блокировать банковскую карту, а также наученные опытом, как Никита торговался в Барселоне, мы решили попробовать минимизировать траты и взять машину дешевле.

Почти час ушел на переговоры. Оказалось, что машину не могут дать тому водителю, у которого нет банковской карты, то есть, если использовать карту супруга, то нужно его вписывать вторым водителем, а это лишние 8 евро в день. Я позвонила в банк, о чудо! - оператором оказался мужской голос (обычно девочки на телефоне полные пробки, парни смышленее) и мне удалось разблокировать карту (я согласилась, что списания Азамары были не мошенническими, надеясь, что с бумагами от компании по возвращению домой я улажу этот вопрос).
Здорово! Мы взяли совсем немаленькую машину Opel Meriva за 400 евро на 10 дней.

Поехали в Эвре, где у нас был забронирован отель - я подбирала отель недалеко от Живерни и подешевле. Вышло плохо: двери корпуса оказались закрыты, пришлось звонить, пытаться понимать, что говорят на другом конце провода, впредь буду смотреть на часы работы check-in.

2 день.
Утром выехали в Живерни. Нам еще повезло, стояли в очереди около сорока минут, но на выходе видели такую огромную очередь, что могли бы дрогнуть, случись с нами! Рекомендую покупать билеты заранее на сайте. Подробнее про сад и пруд Моне читать и смотреть

Обедать заехали в Лез-Андели (Les Andelys), расположенный на набережной у подножия холма, на котором высятся развалины замка Гайяр.
Около собора пара пацанов продавали маленькие букетики ландышей. Я пыталась выяснить у них, связаны ли ландыши с праздником 1 мая (а был как раз Первомай), но бесполезно - дети не знают английского языка даже на уровне нескольких слов.
С погодой не повезло, хотелось скорее уже хлебнуть чего-нибудь горячего.

Про кухню. Тут очень распространены galettes - блины из гречихи. В конверты из пресных блинов завернуты различные начинки, в меню встретите большой перечень: с лисичками, форелью, яйцом, луком-пореем в сметане и другие. Очень вкусны блины с камамбером (Crêpes au camembert de Normandie): сыр без корочки добавляют в соус бешамель, тщательно перемешивают и заворачивают эту массу в блинчики, которые затем на несколько минут ставят в горячую духовку. Можно попробовать и сладкие с яблоками в карамели, политыми горящим кальвадосом.

В качестве напитка очень хорош местный сидр брют. Нам больше понравился грушевый, а учитывая градус (4%) и законы Франции, особенно приятно, что водитель участвует в обеденной пирушке вместе с остальными!

После обеда мы заглянули в Лион-Ла-Форе (Lyons-La-Foret). Маленькая деревня, где из-за обилия фахверковых домов часто снимают кинофильмы, превратилась о один большой блошиный рынок

Тут, как и везде сегодня, продавались ландыши. Позже мы выяснили, что во Франции именно к 1 мая приурочен Праздник Ландыша. В этот день всюду продают ландыши, дарят их друг другу, хранят их, так как считается, что цветок ландыша приносит счастье.

К вечеру приехали в Руан. Отель оказался прямо на площади, где сожгли Жанну дАрк (Best Western Hotel du Vieux Marché Rouen), очень рекомендую!

Пошли смотреть город. На рыночной площади, где произошли трагические события, на месте смерти французской Девы доминирует Церковь Жанны дАрк, с оригинальной крышей, символизирующей языки пламени костра.

Отсюда начинается улица дю-Гросс-Орлож (rue du Gros Horloge), ведущая к часовой башне

Знаком города являются большие городские часы Гросс-Орлож, символизировавшие могущество Руана. На двойном циферблате единственная стрелка указывает час, в верхнем овальном окошке часы показывают день недели и лунные фазы

также для посещения обязательны церковь Сен-Маклу (St-Maclou) и Собор Нотр-Дам

если ищете мрачных "готических" впечатлений, обязательно загляните на кладбище во дворе церкви Сен-Маклу и осмотрите любопытный ансамбль фахверковых домов 16 века. Украшенные погребально-сумрачными деревянными изображениями черепов, раскрашенных костей, инструментов могильщиков и песочных часов, напоминают о неминуемом беге времени (186 rue Martainville)

3 день.
Наутро мы нашли башню Жанны дАрк (Tour Jeanne d"Arc). Строго говоря, это не та самая башня, где содержалась мученица, как заявляют рекламные брошюрки. Это последняя сохранившаяся башня Буврейского замка, возведенного в Руане Филиппом II Августом в 1204 году. В действительности же башня, в которой была заключена Жанна, называлась Невинной Башней (разрушена в 1809 году), ее фундамент находится на месте двора соседнего дома.

Оставалось еще время, заехали в Форж-лез-О, один из главных городов Pays de Bray

С утра поехали в Нёшатель-ан-Бре, который в свое время был столицей Пеи-де-Бре, так как по субботам тут раскидывается самый большой в регионе рынок.

Конечно, он поменьше, чем рынки в других провинциях, но здесь есть свои продукты, которыми гордятся фермеры.
Прежде всего, знаменитый нешательский сыр, старейший из нормандских и единственный, который производят севернее реки Сены.

Или рапсовое масло

его изготавливают из этих желтых цветов, цветущие поля которых радуют глаз

Рассказ о полях будет неполный без фото нормандских коров, пасущихся здесь повсеместно

Среди этих полей мы искали секретное место разработки и запуска немецкого "орудия возмездия" Фау-1. Чтобы найти это местечко мы поехали в сторону прелестной деревни Белланкомбр (Bellencombre)

Расспросы местных жителей толку не дали, поэтому мы продолжили поиски. Нашли! На обочине дороги в Val-Ygot стоит табличка, указывающая на мемориал

Из Википидеи:
"Немецкий самолёт-снаряд Фау-1 является наиболее известным летательным аппаратом, оснащённым ПуВРД. Выбор этого типа двигателя был продиктован, главным образом, простотой конструкции и, как следствие, малыми трудозатратами на изготовление, что было оправдано при массовом производстве крылатых ракет.
Хотя первые, экспериментальные пуски Фау-1 выполнялись с самолёта-носителя, большая часть боевых пусков была осуществлена с наземных установок.

Катапульта представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45м) и монтировалась из 9-и секций. Наклон катапульты к горизонту - 6°. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне. Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/час. Время разгона - около 1 сек.

С одной катапульты по расчётам можно было запустить до 15 снарядов в день, хотя на практике это делалось далеко не всегда. Рекорд составлял 18 запусков в 1 день

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок."

Мы нашли спусковую площадку Фау-1 здесь, в лесах Нормандии. Ракета направлена точно по курсу на Лондон, расстояние до столицы Великобритании 232 км.

Потом мы поехали в Артмазию, посмотреть и попробовать силы в гигантском лабиринте из пяти тысяч буков, созданном английским художником Джефом Троллом. Бегать по лабиринту с нами можно

Веером заехали в Э (Eu). В роскошный Шато-д"Э XVI столетия в стиле французского ренессанса любил приезжать король Луи-Филипп

5 день.
Заехали в Дьепп - в воскресный день все улицы и набережные города превратились в огромный блошиный рынок. Побродили, купили старинную вазочку и несколько коробков спичек с картинками, и отправились дальше.

Этрета.
выходной день, поэтому остановиться в центре города не представилось возможности - все места на парковках были заняты. Пляж и набережные, несмотря на прохладную погоду, были заполнены праздной публикой

Вон видна тропа, по которой можно взобраться на холм над скалой д"Аваль от пляжа. Но, для этого надо сначала оставить где-то машину

Сюда же, на этот холм, мы заехали прямо на машине. Фалез-д-Амон

Здесь установлен памятник, посвященный двум авиаторам, которые совершили попытку трансатлантического перелета - именно тут их видели в последний раз в 1927 году

Во время войны памятник был разрушен фашистскими бомбардировками, в 1960-е годы частично перестроен. С неба виден силуэт самолета

Времени на походы по тропам не было, отправились в Фекан, в Бенедиктинский дворец.

памятник самогонному аппарату

Мы едем в Онфлёр. По дороге проезжаем футуристический мост над Сеной (5 евро с машины)

Продолжение следует.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы