Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Остров пасхи загадки истории. Тайны острова Пасхи разгаданы: Научное подтверждение действительности. Смотрящие в небо

Это вулканический остров, его размеры сравнительно не велики, всего 166 кв. км, а высота 539 метров, расположен в восточной части Тихого океана. На острове 70 потухших вулканов, которые ни разу не извергались за 1300 лет с момента колонизации. Остров принадлежит Чили (к западу до чилийского города Вальпараисо 3600 км). Его население всего около 2000 человек, поэтому говорят, что это самый уединенный уголок мира.

Древние скульпторы старались экономно применять природный материал и не делать лишнюю работу, для этого при разметке будущих статуй они использо —
вали малейшие трещины в каменном монолите и вырубали изваяния целыми сериями, а не по одному. ■

Остров Пасхи и вся его история окутана тайнами. Откуда приплыли его первые поселенцы? Как им вообще удалось найти этот остров? Для чего сделали и установили 600 многотонных каменных статуй? В 1772 году остров открыл нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен, это произошло в пасхальное воскресенье, отсюда и название — остров Пасхи (на языке же полинезийцев остров назывался Рапануй). Каково было удивление Я. Роггевена, когда он обнаружил, что тут мирно уживаются три различные расы, чернокожие, краснокожие и совершенно белые люди. Все они были приветливы и дружелюбны к гостям.

Аборигены поклонялись богу, которого они назвали Мак-Маком. Исследователи нашли резные письмена, сделанные на деревянных табличках. Большая их часть была сожжена европейцами и можно назвать чудом, что что-то сохранилось.

Исследователи думают, что это могут быть статуи вождей, обожествленных местными жителями после их смерти.

Эти таблички, их называют ронго-ронго, писались сначала слева направо, а потом справа налево. Долгое время расшифровать нанесенные на них символы не получалось и только в 1996 года в России удалось расшифровать все 4 сохранившиеся дощечки.

Но самое таинственное и увлекательное открытие на острове Пасхи это гигантские монолитные статуи, называемые аборигенами моаи. Большинство из них доходят в высоту до 10 метров (есть и поменьше 4 метра) весом в 20 тонн. Некоторые достигают еще больших размеров, а их вес просто фантастический около 100 тонн. У истуканов очень массивная голова, длинные уши, тяжелый выступающий подбородок и совсем отсутствуют ноги. У немногих на голове есть шапки из камня красного цвета (возможно, это обожествленные после смерти вожди в облике статуй).

Для создания моай строители использовали застывшую лаву. Моайи вытесывались прямо из скалы и держались лишь на тонкой перемычке, от которой, после завершения обработки, статую откалывали и доводили до нужных форм. Кратер вулкана Рано-Рараку, как наглядное пособие, до сих пор хранит все этапы обработки каменных гигантов. Сперва вырезался общий вид статуи, потом мастера переходили к контурам лица и тесали переднюю часть туловища. Затем обрабатывали бока, уши и наконец, руки сложенные на животе с непропорционально длинными пальцами. После этого лишняя порода удалялась, и лишь нижняя часть спины узкой полосой еще соединялась с вулканом Рано-Рараку. Далее статую из кратера, через весь остров, передвигали на место установки (аху).

Насколько сложно было передвигать моай, говорит тот факт, что многие статуи так и небыли установлены на свои аху и большое их количество осталось лежать на пол пути до цели. Иногда это расстояние доходило до 25 километров. И сейчас остается загадкой, как собственно передвигали эти статуи, весившие не один десяток тонн. Придания гласят, что истуканы сами шли к берегу океана. Ученые провели эксперимент, вертикально установленную статую раскачивали (привязанными веревками к верхней части) и поочередно толкали вперед то левое, то правое плечо. На тех, кто наблюдал за работой, это производило такое впечатление, что статуя движется самостоятельно. И тем не менее простые подсчеты доказывают, что небольшое население не могло бы обработать, перенести и установить и половину готовых статуй.

Кто же они жители Полинезии, от кого произошли, как и когда заселили эти острова? Тайна о происхождении местных жителей породила много разных гипотез. И поскольку записей об истории острова Пасхи не велось, а были лишь устные рассказы, понятно, что со сменой поколений культура и традиции островитян становились все более туманными.

Есть мнение, что местное население Полинезии произошло с Кавказа, Индии, Скандинавии, Египта и конечно с Атлантиды. Сами же островитяне утверждают, что с тех пор прошло 22 поколения, когда вождь Хоту Матуа привез первых поселенцев в этот райский уголок, но никто на острове не знает откуда.

Тур Хейердал выдвинул свою гипотезу. Он обратил внимание на физические совпадения между вытянутыми обликами статуй Пасхи с определенными народами Южной Америки. Хейердал писал, что сладкий картофель росший в изобилии на острове мог быть привезен только из Амазонки. Изучив местные легенды и мифы он сделал вывод, что все поэтические эпосы полинезийцев так или иначе связаны с богом Тики (сыном Солнца), который когда-то приплыл сюда из восточной горной страны. Тогда Хейердал стал изучать Южно Американскую культуру древних времен. В Перу сохранились легенды, что с севера пришли люди белых богов, которые в горах установили гигантские статуи из цельного камня. После столкновения с инками у озера Титикака и полного поражения этот народ возглавляемый вождем Кон-Тики, что переводится как Солнце-Тики, пропал навсегда. В легендах Кон-Тики увел остатки своего народа через Тихий океан на запад. Тур Хейердал в своей книге доказывал, что у полинезийцев американское прошлое, но ученый мир не обратил должного внимания на его труд. Можно ли говорить всерьез о переселении американских индейцев на остров Пасхи, если у них не было судов, а только примитивные плоты!

Тогда Хейердал решил на деле доказать что он прав вот только методы которыми он этого хотел добиться были совсем не научные. Он изучил записи европейцев впервые сюда попавших и нашел много рисунков с описанием плотов индейцев, которые делали из бальзовой древесины она бала очень прочная, и весила вдвое меньше пробки. По древним образцам он решил построить плот. Экипаж подобрали сразу: Ёрик Хессельберг художник, Герман Ватцингер инженер, швед Бенгт Даниельссон этнограф, Турстейн Раабю и Кнут Хаугланд..

Плот был построен и в 1947 году 28 апреля из порта Кальяо они отплыли, собралось много людей, чтобы проводить отважных мореходов. Надо отметить, что мало кто верил в успешном конце этой экспедиции, ей предсказывали несомненную гибель. На квадратном парусе изобразили самого Кон-Тики — великий мореплаватель, который (в чем был уверен Хейердал) в 500 году н.э. открыл Полинезию. Его именем и назвали необычное судну. За 101 день участники экспедиции преодолели 8000 км в Тихом океане. 7 августа плот достиг необитаемого острова Рароиа, чуть не разбившись о коралловый риф у самой кромки берега. Через какое-то время туда на пирогах приплыли полинезийцы, они оказали достойный прием отважным морякам.

А уже через несколько дней путешественников подобрала французская шхуна «Тамара» специально приплывшая за ними с Таити. Грандиозный успех экспедиции. Тур Хейердал доказал, что американские перуанцы могли достичь островов Полинезии.

Очевидно, полинезийцы первыми заселили остров, а может это были перуанцы или даже племена из Юго-Восточной Азии. А.Метро профессор руководивший франко-бельгийской экспедицией на остров Пасхи в 1934- 1935 годах, пришел к выводу, что первые поселенцы ведомые вождем Хоту Матуа приплыли сюда в XII-XIII веках. С. Энглерт уверен, что заселение острова началось еще в более поздние время, а установка гигантских истуканов началась в XVII веке, почти накануне открытия европейцами этого острова. Есть еще много разных версий. К примеру, сторонники мистических сект уверены, что колыбель человечества — это Лему-рия, материк погибший четыре миллиона лет назад и Пасхи может быть его частью.

В научных кругах и сейчас спорят о назначении каменных статуй, почему бросили в карьере готовые моаи, кто и зачем повалил уже стоявшие статуи, для чего некоторым надели красные шапки? Джеймс Кук писал, моаи были установлены жителями в честь усопших правителей и вождей острова, другие исследователи думают, что гиганты Пасхи так метили границы между морем и землей. Это ритуальная «стража», которая предостерегает любое вторжение с моря.Были и такие, кто думал, что статуи служили пограничными столбами, отмечающими владения племен, родов и кланов.

Якоб Роггевен думал, что статуи это идолы. В судовом журнале он написал: «Про их богослужения… мы заметили только, что они разводят огонь возле высоких статуй и садятся на корточки рядом с ними, приклонив головы. Потом складывают руки и раскачивают ими вниз и вверх. На голову каждой статуи положили по корзине булыжников, заранее покрасив их в белый цвет».

На острове Пасхи есть такие статуи, которые достигают в высоту 22 метров (высота 7-этажного дома!) Голова и шея таких статуй 7 метров в высоту при диаметре в 3м, туловище 13 м, нос чуть больше 3 м, а вес 50 тонн! Во всем мире даже в наше время найдется не так много подъемных кранов, которые справятся с такой массой!

СМОТРЯЩИЕ В НЕБО

Крошечный клочок суши в Тихом океане не дает покоя ученым уже не одно столетие. Его население, установив почти тысячу каменных истуканов-моаи, куда-то исчезло, бросив еще не завершенные. Казалось, что работы были прекращены внезапно. А горстка оставшихся туземцев ничего не могла рассказать о судьбе своих соплеменников.

Но тот факт, что на острове Пасхи существовала развитая цивилизация, сомнений не вызывает. Главное свидетельство ее существования - эти самые истуканы. По мнению большинства исследователей, дикарям было не под силу и не по уму изваять памятники весом в несколько десятков тонн и высотой от 3 до 20 метров. А главное - аккуратно расставить их по всему острову.

Такую работу могли проделать только инопланетяне, - выдвигает самую фантастическую гипотезу известный швейцарский путешественник и писатель Эрик фон Дэникен. - Неспроста глаза статуй смотрят в небо.

По мнению писателя, пришельцы попали на этот остров из-за поломки своего корабля. Пока ремонтировали, развлекались - ваяли собственные бюсты. Поэтому у моаи такие нечеловеческие вытянутые лица. Починив корабль, космические гости улетели, оставив многие статуи незаконченными.

Не менее экстравагантную версию в своей "Тайной доктрине" выдвигала философ и оккультист Елена Блаватская. Она считала, что остров Пасхи был частью Лемурии - мифической страны. В ней жили, помимо лемурийцев, еще и атланты - жители, спасшиеся с затонувшей Атлантиды. И те и другие были согласно легендам гигантами от 7 до 18 метров. Поэтому для них изготовить и установить 10-метровых истуканов не составляло труда. Но случился чудовищный потоп, о котором говорится в местных легендах: "С неба и изнутри земли обрушились молнии, пришла большая вода, и не стало ничего видно вокруг". А разгневанный бог Увоке довершил катастрофу, "расколов землю" своим огненным посохом. Остров так быстро затонул, что никто не успел спастись. Однако, пишет Блаватская, через несколько веков этот клочок земли поднялся со дна, что в общем-то характерно для островов вулканического происхождения. И даже статуи сохранились на нем почти в первозданном виде. Но многие, конечно, попадали со своих пьедесталов.

КРЫЛАТЫЕ ЛЮДИ

Третья версия, которой придерживаются большинство ученых: по вине местных жителей на острове Пасхи случилась экологическая катастрофа, превратившая райский уголок в пустыню.

Численность островитян росла, и они стали вырубать лес быстрее, чем тот мог восстанавливаться, - рассказывал телеканалу "Дискавери" американский биогеограф Джаред Даймонд. -

Деревья выжигали, освобождая землю для ведения сельского хозяйства, топили ими, использовали в строительстве. И вскоре возник дефицит еды и воды. Лес перестал задерживать влагу, началась засуха, иссякли родники и ручьи. Почва утратила былое плодородие. Во время этого упадка туземцы и стали возводить моаи, для того чтобы умилостивить богов. Но божества не помогли. Крах высокоразвитой цивилизации довершило людоедство.

Однако некоторые ис­сле­дователи-мистики предполагают, что до сего дня сохранился некий клан коренных жителей острова, который скрывает от непосвященных древние знания предков. Например, они могут сохраняться в древней письменности туземцев - ронго-ронго. Знаки, выгравированные на гладкой поверхности дощечек, а также рисунки - крылатые люди, странные двуногие существа, фантастические животные, спирали - ученые до сих пор не могут расшифровать. Один из местных жителей однажды признался исследователям, что предки покарают каждого, кто раскроет бледнолицым секрет письма.

И вот всем этим будоражащим воображение гипотезам суждено рухнуть, уступая место сухим научным фактам.

ЗАРАЗА ИЗ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Археологи Карл Липо из Университета штата Калифорния и Терри Хант из Гавайского университета (США) написали книгу "Статуи, которые ходили: Разгадка тайны острова Пасхи". Они доказывают, что высокоразвитая цивилизация там никогда не существовала. Хотя истуканов изготавливали сами туземцы. Моаи были нужны для отпугивания врагов с моря и для магических ритуалов.

Статуи высекали в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку из вулканического туфа - пепла, уплотнившегося после извержения. И перетаскивали их на побережье с помощью бревен, канатов и деревянных катков. Различные эксперименты доказали: такой способ транспортировки реален. Так, 12 островитян, используя две жерди в качестве рычагов и несколько канатов, подкладывая под чуть сдвинувшуюся 20-тонную статую камешки, смогли установить ее за 18 дней.

Кроме того, ученые определили, что статуи не были брошены впопыхах. Оказалось, что каждую лежащую на обочине дороги статую дополняет плита-постамент. Просто она ушла под землю.

Когда же моаи стояли вдоль дорог, то олицетворяли стражу, охранявшую путь к жерлу Рано-Рараку - входу в иной мир.

А вот исчезать туземцы стали не до, а после прибытия колонистов из Голландии в 1722 году, - уверял на презентации книги доктор Липо. - Они скоропостижно умирали. Европейцы заразили их целым букетом недугов - венерическими заболеваниями, дизентерией, проказой, туберкулезом, оспой. В итоге болезни и уничтожили пасхальцев.

По словам ученых, не было и никакой экологической катастрофы, которой так сегодня любят козырять члены "зеленого" движения. Мол, остров Пасхи - уменьшенная модель нашей планеты, которую ждет такая же участь, если бездумно расходовать природные ресурсы.

Вырубка деревьев не была единственной причиной опустошения, - убежден доктор Хант. - Пасха никогда не была тропическим раем.

Главной же бедой, уничтожившей леса, стали крысы, которых привезли с собой колонисты. Грызуны быстро размножались и поедали семена пальм.

В целом складывается такая картина: люди, приветствовавшие голландцев, и те, что создали моаи, - это один и тот же народ, одна и та же цивилизация, - подытожил доктор Липо. - В пользу этого есть убедительный аргумент: если бы эти статуи кто-то другой изваял исторически раньше, то сегодня они сильно выветрились бы.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Эти ревизионисты полностью игнорируют местные предания. Так, если исходить из сохранившихся здесь легенд и находок археологов, то картина получается иная. Одно из преданий гласит, что на острове когда-то жили длинноухие люди, мочки ушей которых из-за тяжелых украшений вытягивались до плеч. В подчинении у длинноухих - местной правящей элиты - были короткоухие - рабочие, которые изготовляли каменных истуканов. Когда к 1680 году население острова выросло и земля уже не могла прокормить всех, то короткоухие восстали и перебили почти всех длинноухих. А поскольку без "правящей руки" простые работяги не смогли придумать, как выжить, то вскоре погибли и сами. О войне и междоусобицах свидетельствуют обнаруженные исследователями наконечники стрел и дротики из обсидиана - их тысячи. Конфликт привел и к низвержению и надругательству над каменными идолами - многим поотбивали носы.

Версия же Липо и Ханта отрицает сам факт существования подобного разделения пасхального общества, а также гражданскую войну и ее последствия. Получается, что ученые просто проигнорировали все данные аргументы, поскольку они не укладывались в их исходную концепцию.

Что же касается сохранности статуй, то, как показывают данные археологов, изучавших культуры Мезоамерики, спрессованный вулканический пепел, из которого моаи изготовлены, достаточно медленно поддается ветровой эрозии. Поэтому-то статуи и выглядят "моложе" своих лет.

Туземцы, приветствовавшие в пасхальное воскресенье 1722 г. голландских мореплавателей, казалось, не имели ничего общего с гигантскими статуями своего острова. Детальный геологический анализ и новые археологические находки позволили раскрыть загадку этих изваяний и узнать о трагической судьбе каменотесов.

Остров пришел в запустение , его каменные часовые пали, и многие из них утонули в океане. Подняться с посторонней помощью удалось лишь жалким остаткам таинственной армии.

Кратко об острове Пасхи

Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире - ближайший Городок (около 50 чел.) в 1900 км, на острове Питкэрн, где в 1790 г. нашла пристанище взбунтовавшаяся команда «Баунти» .

Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.

Многие «моаи» установлены с астрономической точностью . Например, в одной группе все семь статуй смотрят в точку (фото слева), где садится солнце в вечер равноденствия. Более сотни истуканов лежат в каменоломне не до конца вытесанные или практически готовые и, по-видимому, ждавшие отправки к месту назначения.

Более 250 лет историки и археологи не могли понять, как и зачем при дефиците местных ресурсов примитивные островитяне, полностью отрезанные от остального мира, умудрялись обрабатывать гигантские монолиты, тащить их километры по пересеченной местности и ставить вертикально. Предлагалось множество более или менее научных теорий , причем многие специалисты считали, что Рапануи был в свое время заселен высокоразвитым народом, возможно, носителем американской , погибшим в результате какой-то катастрофы.

Раскрыть тайну острова позволил детальный анализ образцов его почвы. Правда о том, что здесь случилось, может послужить отрезвляющим уроком для жителей любого уголка планеты.

Прирожденные моряки. Некогда рапануйцы охотились на дельфинов с каноэ, выдолбленных из пальмовых стволов. Однако открывшие остров голландцы увидели лодки из множества скрепленных дощечек - крупных деревьев уже не осталось.

История открытия острова

5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные... с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек» . Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии» .

Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.

Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег , готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.

Вскоре визит омрачился трагедией . Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей - чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы) , стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).

Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.

Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.

Кем были рапануйцы?

Люди заселили остров Пасхи лишь около 400 года. Принято считать, что они приплыли на огромных лодках из Восточной Полинезии. Их язык близок к наречиям жителей Гавайских и Маркизских островов. Найденные при раскопках древние рыболовные крючки и каменные тесла рапануйцев похожи на орудия, применявшиеся маркизцами.

Сначала европейские мореплаватели встречали голых островитян, но к XIX веку они сами ткали одежду. Впрочем, больше ценились семейные реликвии, а не древние ремесла. Мужчины иногда надевали головные уборы из перьев давно вымерших на острове птиц. Женщины плели соломенные шляпы. И те и другие прокалывали уши и носили в них костяные и деревянные украшения. В результате мочки ушей оттягивались и свисали почти до плеч.

Потерянные поколения - найдены ответы

В марте 1774 г. английский капитан Джеймс Кук обнаружил на острове Пасхи порядка 700 отощавших от недоедания туземцев. Он предположил, что местное хозяйство сильно пострадало от недавнего вулканического извержения: об этом говорило много рухнувших со своих платформ каменных истуканов. Кук был убежден: их вытесали и расставили вдоль берега далекие предки нынешних рапануйцев.

«Эта работа, потребовавшая огромного времени, убедительно демонстрирует изобретательность и упорство тех, кто жил тут в эпоху создания статуй. Нынешним островитянам почти наверняка не до этого, ибо они даже не чинят фундаменты у тех, что вот-вот рухнут».

Ученые лишь недавно нашли ответы на некоторые загадки «моаи». Анализ пыльцы из осадочных отложений, скопившихся в болотах острова, показывает, что некогда он был покрыт густыми лесами, зарослями папоротников и кустарников. Все это кишело разнообразной дичью.

Исследуя стратиграфическое (и хронологическое) распределение находок, ученые обнаружили в нижних, самых древних слоях пыльцу эндемичного дерева, близкого к винной пальме, высотой до 26 и диаметром до 1,8 м. Ее длинные, прямые, неветвящиеся стволы могли бы служить отличными катками для транспортировки глыб весом в десятки тонн. Найдена также пыльца растения «хаухау» (триумфетты полутрех-лопастной), из луба которого в Полинезии (и не только) делают канаты .

То, что древним рапануйцам еды хватало, вытекает из анализа ДНК остатков пищи на раскопанной посуде. Островитяне выращивали бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс.

Те же ботанические данные демонстрируют медленное, но верное разрушение этой идиллии . Судя по содержимому болотных осадков, уже к 800 году площадь лесов сокращалась. Древесная пыльца и споры папоротников вытесняются из более поздних слоев углем - свидетельством лесных пожаров. Одновременно все активнее трудились дровосеки.

Дефицит древесины начал серьезно сказываться на образе жизни островитян, особенно на их меню. Изучение ископаемых мусорных куч показывает, что одно время рапануйцы регулярно ели мясо дельфинов. Очевидно, этих плавающих в открытом море животных они добывали с крупных лодок, выдолбленных из толстых пальмовых стволов.

Когда корабельного леса не осталось, рапануйцы лишились своего «океанского флота», а вместе с ним дельфиньего мяса и океанической рыбы. В 1786 г. хроникер французской экспедиции Лаперуза записал, что в море островитяне добывают лишь обитающих на мелководье моллюсков и крабов.

Конец «моаи»

Каменные статуи начали появляться примерно в X веке. Вероятно, они олицетворяют полинезийских богов или обожествленных местных вождей. Согласно рапануйским легендам, сверхъестественная сила «мана» поднимала вытесанных истуканов, вела их на отведенное место и позволяла бродить по ночам, охраняя покой изготовителей. Возможно, кланы соперничали друг с другом, стараясь вытесать «моаи» покрупнее и покрасивее, а также поставить его на более массивную, чем у конкурентов, платформу.

После 1500 года статуй практически не делали, Видимо, на разоренном острове не осталось деревьев, необходимых для их транспортировки и подъема. Примерно с того же времени в болотных осадках не встречается пальмовая пыльца, а на помойки уже не выбрасывают дельфиньи кости. Изменяется и местная фауна. Исчезают все местные наземные птицы и половина морских.

С продовольствием становится все хуже, и население, насчитывавшее некогда около 7000 человек, убывает. С 1805 г. остров страдает от рейдов южноамериканских работорговцев: одних туземцев они увозят, многие из оставшихся болеют подхваченной от чужаков оспой. Выживают всего несколько сот рапануйцев.

Жители острова Пасхи воздвигали «моаи» , надеясь на защиту воплощенных в камне духов. По иронии судьбы, именно эта монументальная программа и привела их землю к экологической катастрофе . А истуканы возвышаются жутковатыми памятниками бездумному хозяйствованию и человеческому безрассудству.


Об острове Пасхи знают все. Затеянный в просторах Тихого океана
клочок вулканической суши был открыт 6 апреля 1722 года голландцем
адмиралом Я. Роггевеном. Адмирал и его люди пробыли на острове всего сутки.
Их приветливо встретили рослые смуглые жители, похожие на полинезийцев,
среди которых голландцы с удивлением увидели туземцев с почти черной,
красноватой и даже совсем белой кожей. Совершенно европейского облика был и посетивший корабль представитель местного руководства, который держался с
большим достоинством и отличался от моряков разве что экзотическим
дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч мочками ушей, в
которых были вставлены какие-то тяжелые белые украшения. Невиданной по
пышности татуировкой и такими же ушами щеголяли здесь многие. Но больше
всего голландцев поразили огромные каменные статуи своеобразного вида, во
множестве возвышавшиеся на берегу, - как смогли перенести сюда туземцы,
было совершенно непонятно. При ближайшем рассмотрении явно не отличавшийся особой наблюдательностью Роггевен решил, что все объясняется крайне просто и что идолы слеплены на месте из глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники. Перед некоторыми из них островитяне разжигали костры и почтительно воздевали и опускали сложенные вместе руки. Утром следующего дня путешественники увидели, как туземцы в окружении сотен костров молились восходящему светилу. Еще раз подивившись нравам и чудесам этого удивительного острова, Роггевен на дальнейшие поиски Южной терра инкогнита.

Поначалу пришедший сюда видит просто поросший травами откос и черно-
серые скалы. Некоторое время спустя он обнаруживает, что изрезанные
выемками скалы, через которые он все это время карабкается, не просто скалы
и что он сейчас, например, стоит на чьей-то обширной впалой груди, а
неподалеку в зарослях папоротника виднеется всплывающий из толщи камня
характерный профиль с характерным носом и плотно поджатыми тонкими губами.
Постепенно исследователь начинает различать окружающие формы и чувствовать себя мышонком, который решил прогуляться по пустому дому и был застигнут невесть откуда появившимися хозяевами. Но не надо бояться. Неведомые силы уже сотни лет назад погрузили этих великанов в глубокий сон. Что-то произошло здесь незадолго до появления европейцев. Встречаются и разбитые статуи. Есть и такие, которые не стали заканчивать из-за неудачно
расположенного ксенолита трахибазальта, не поддающегося обработке рубилами
из того же материала. Тело одного не законченного моаи и скалу, от которой
он еще не отделен, пересекает трещина - след случившегося уже в
историческое время землетрясения. Но все же большинство статуй не было
закончено по какой-то иной причине. Тысячи каменных рубил брошено у
колыбелей так и не родившихся исполинов. Некоторые готовые, полностью
отшлифованные изваяния лежат на откосе - их явно спускали по склону вниз, к равнине, но почему-то тоже бросили на произвол судьбы. В самом воздухе, кажется, висит явственное ощущение бедствия, которое заставило внезапно прекратить все работы. Некоторые моаи - те, которые заросли лишайником,- уже умерли. Так, во всяком случае, говорят островитяне.



На маленьком острове Пасхи, затерянном в бескрайних просторах океана, на склоне горы стоят огромные каменные статуи. С непостижимым спокойствием смотрят они на море и землю, и их таинственные контуры, несмотря на свою упрощенность, начинают вас завлекать, околдовывать, завораживать. Чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение - ощущение спокойного благородства, очарования и тайны.


Вся картина действует особенно сильно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами солнца, постепенно вытягиваются на великолепном переливчатом фоне горизонта.



По-разному описывают остров Пасхи и его загадочные статуи археологи и этнографы. Но, даже глядя на фотографии, приходишь в изумление от каменных гигантов, воздвигнутых на этом крохотном клочке земли. По самым последним данным, на острове сейчас осталось около 900 статуй, средний вес которых достигает нескольких тонн. Все они исследованы, изучены, измерены, но ученые до сих пор не могут дать точный ответ почти ни на один вопрос: когда были воздвигнуты эти каменные истуканы, достигающие 20 метров высоты? Кого изображают они - живых людей, неведомых богов или могущественных духов? Каким образом удалось вытесать из камня эти гигантские фигуры и кто смог перетащить их за несколько километров к берегу моря, чтобы водрузить на огромные площадки "аху"? Зачем понадобилось высекать в другом месте острова огромные цилиндры из красного камня (шапки) и водружать их на головы статуй?

Нерешенных вопросов множество. Нет определенных сведений и о времени заселения острова. Нынешнее название острову дал голландский мореплаватель Якоб Роггевен, когда открыл его в 1772 году, сами же индейцы называют свой остров Рапануи.

Некоторые ученые называют его тихоокеанской Атлантидой: когда-то остров раскололся, и одна часть его ушла под воду. В тихую погоду затопленные участки хорошо видны, но время катаклизма установить пока не удалось. Первыми поселенцами острова могли быть полинезийцы, древние перуанцы и даже племена из Юго-Восточной Азии. Профессор А.Метро, возглавлявший франко-бельгийскую экспедицию на этот остров в 1934-1935 годах, считал, что первые жители во главе с легендарным вождем Хоту Матуа прибыли сюда в ХП-ХШ веках.

Лингвист С.Энглерт относит заселение острова к еще более поздним временам, а возведение гигантских статуй (по его мнению) началось в XVII веке, чуть ли не накануне открытия острова европейцами. Знаменитый Тур Хейердал считает, что остров был обитаем уже в V-VI веках и первыми прибыли сюда индейцы из Америки. Во время экспедиции ученого прежде всего привлекли монументальные статуи (моаи), и постепенно он пришел к выводу, что этот регион представляет собой наследие белых бородатых людей. При этом Т. Хейердал ссылался на туманные высказывания некоторых инков: "И местные жители рассказали, что огромные, теперь заброшенные монументы были воздвигнуты белыми богами, жившими здесь до того, как инки взяли власть в свои руки". Однако рискованное плавание мужественного норвежца не убедило других ученых, что обитатели Полинезии и их культура ведут свое происхождение из древнего Перу, а конкретно из Тиауанако.


Существует еще множество всевозможных версий. Например, приверженцы некоторых мистических сект считают, что прародина человечества - материк Лемурия - погиб 4 миллиона лет назад, и остров Пасхи является остатком его. А Эрик Деникен продолжает упорно утверждать, что туземцы - это потомки инопланетян.

Знаменитый капитан Джеймс Кук в 1774 году увидел (и сильно удивился!), что островитяне были плохими рыбаками, имели плетеные лодки, хотя жители других островов давно уже строили долбленые. Они жили в пещерах и даже не подозревали, что в море есть много других островов. Они не могли объяснить назначение своих каменных истуканов.

Если бы остров Пасхи имел генеалогию правителей вроде тех, какие были записаны на других островах Полинезии, многие его тайны были бы уже давно раскрыты. Так кого же все-таки изображают эти каменные истуканы? С какой целью высекали их островитяне?

Якоб Роггевен называл статуи идолами. В своем судовом журнале он записал: "Что касается их богослужения... мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы. А затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз... На голове каждой статуи стояло по корзине, наполненной выкрашенными в белый цвет булыжниками".

Джеймс Кук записал, что статуи были воздвигнуты местными жителями в честь погребенных правителей или вождей острова, а другие исследователи считают, что великаны острова Пасхи отмечали границы моря и земли. Они являются своего рода ритуальными "стражами", которые предотвращают вторжение с моря. Существовало мнение, что были еще статуи, служившие межевыми столбами, отмечающими границы владений разных родов, кланов, племен.


Несмотря на гипотезы, тайны и загадки, сейчас уже можно предположить, как это все происходило. Гора была единственным местом, где сооружались эти каменные истуканы, а точнее, вырубались из этой же горы. Техника "производства" великанов была настолько примитивной, что говорить об их неземном происхождении просто не приходится.


В кратере вулкана Рано-Рараку можно увидеть все этапы работы над каменными гигантами. Сначала обозначался общий контур статуи. После это "скульпторы" приступали к созданию лица и передней части туловища, переходя потом к бокам статуи, отделке длинных ушей и рук с удлиненными пальцами, сложенными на животе. Вслед за этим порода со всех сторон статуи удалялась и лишь в нижней части спины сохранялась связь (вроде каменного киля) с матерью-горой - вулканом Рано-Рараку.

Может быть, вся статуя целиком изготовлялась в каменоломне. Может быть, обработка спины и затылка происходила лишь тогда, когда изваяние спускали вниз, к подножию вулкана. Здесь же наносились символические знаки на спину статуи, вроде пояса с кольцами, человека-птицы и др. И только когда каменный гигант водружался на "аху" и увенчивался "шапкой", высекалась последняя деталь статуи - глаза, обозначенные эллиптическими вогнутыми контурами.



Истуканы высекались не по одному, а сериями. Чтобы полностью использовать карьер, "скульпторы" вырубали изваяния, накладывая их друг на друга, используя буквально все возможности материала. Они высекали их и в профиль, и наискось, и даже вниз головой. Древним ваятелям не нужно было перерубать монолит, потому что монолита... не было. Они отлично умели различать трещины и использовали их для облегчения своего труда. Иногда между двумя трещинами, рассекающими серию вулканических пластов, вырубалось до 8-12 одинаковых по высоте и ширине статуй. Различались они только толщиной.



В карьере осталось и множество незаконченных статуй. Может быть, работы по каким-то причинам были прекращены? Или это были "бракованные", а не "незаконченные" статуи? Ваятели могли уже во время работы наткнуться на глыбу большого размера, обработать которую своими орудиями они просто не могли. А камня вокруг было предостаточно, И незавершенные моаи оставались в карьере. На острове можно видеть целые "поленницы" таких статуй.

Почти все исследования об острове Пасхи говорят о фантастических размерах статуй и их чрезвычайной тяжести. Тур Хейердал сравнивает статуи по весу с десятью железнодорожными вагонами и озадаченно вопрошает: "Как они управлялись со всем этим задолго до эры техники?". И не дает ответа...


Самые крупные статуи достигают веса 20 тонн. Передвижение их составляет ни с чем не сравнимые трудности, если вспомнить, что поверхность острова - это потрескавшаяся лава. По поводу транспортировки каменных изваяний высказывалось великое множество предположений, одни из которых курьезные или просто бредовые, другие - трудноприемлемые. Но все-таки статуи как-то перемещались от каменоломни на склонах вулкана Рано-Рараку до своих постаментов "аху", нередко удаленных на многие километры. А первые европейцы, начавшие заглядывать сюда с 1722 года, обнаружили большинство моаи опрокинутыми. Каждый из этих вопросов рождает множество версий, и не последняя из них "космическая" - миф о всемогущих инопланетянах, создавших моаи по своему образу и подобию, задолго до появления на острове предков нынешних его обитателей. Бытует мнение и о сверхъестественной силе "мана", обладая которой вожди местных племен передвигали моаи вопреки законам гравитации.


Можно предположить все, что угодно, но перед лицом 22-метровой законченной статуи (высота 7-этажного дома) не устоит никакая логика. Голова и шея статуи - 7 метров высоты и 3 метра в диаметре, длина носа - больше 3 метров, высота туловища - 13 метров, вес - 50 тонн! Даже в настоящее время в мире найдется не очень много кранов, чтобы справиться с подобной махиной.



Статуи острова Пасхи продолжают удивлять, восхищать, заставляют задумываться: кто, как и зачем их изготовил? Различные догадки порождают не только гипотезы, но и мифы, но уже не древние мифы и легенды островитян, а самые настоящие "мифы от науки". Одни ученые считают, что статуи были сооружены свободными людьми, которые счастливы были трудиться сообща. Другие, наоборот, предполагают, что над созданием этих гигантов трудилась многотысячная армия рабов, вроде той, что возводила египетские пирамиды. Считается, что на сооружение одной статуи уходило от одного до четырех месяцев. Фактор времени не имел на острове никакого значения. Мобилизовать большое количество людей для создания моаи и доставки ее к платформе тоже не представляло труда. За услуги "скульпторов" и рабочих расплачивались едой, денег на Рапануи не было.

Но вот каменный идол вытесан, его надо отделить от скалы... Как? Статую отделяли от скалы, частью которой она являлась, пользуясь при этом обычными камнями и терпеливо вырубая слой базальта. Потом статую поднимали при помощи рычагов и канатов, подкладывая под нее мелкие камни при каждом отрыве ее от земли. Никакими металлическими инструментами древние островитяне не пользовались.

Но их все-таки двигали! В свете теологии и тектоники вполне вероятно, что статуи смещались по склону горы сами собой под действием микросейсмических движений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное для них место. Есть и другая версия: статуи по заранее приготовленному земляному желобу спускали вниз (отсюда и название вулкана Рано-Рараку - "Исполосованный траншеями"). Но и это лишь гипотезы и предположения. А сами островитяне, как и двести лет назад, в один голос утверждают, что статуи - моаи двигались сами, с помощью волшебной силы "мана"... А с базальтовых пьедесталов, как и много веков назад, добродушно косят коралловыми глазами фантастически таинственные статуи.

\из инета\

Об острове Пасхи с его знаменитыми каменными истуканами знают практически все, кто интересуется загадками древней истории нашей цивилизации. Огромные каменные статуи, до сих пор не расшифрованная письменность кохау ронго-ронго, загадочные птицелюди, якобы обитающие в подземельях острова, - это только некоторые из тайн небольшого клочка суши, затерявшегося в безбрежном океане.

Загадка Земли Дэвиса

Почти на протяжении двух столетий испанские, английские и голландские мореплаватели бороздили просторы Тихого океана, надеясь открыть «Терра инкогнита аустралис » - «неведомую Южную землю». Однако вместо «большого приза» - предполагаемого внушительного материка - они становились первооткрывателями десятков и сотен островов самого различного размера, как необитаемых, так и населенных. В неудачах никто не видел особой трагедии, океан был настолько велик, что надежда открыть на его просторах нечто более значительное, чем заурядный остров, оставалась еще долгое время.

В 1687 году на поиски Южного материка отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле с довольно любопытным названием - «Удовольствие холостяка». От берегов Южной Америки Дэвис направил свой корабль к островам Галапагос. Примерно в 500 морских милях от берега Чили он открыл низкий песчаный остров, в 20 милях к западу от которого виднелась довольно протяженная и высокая полоса суши. Удивительно, но Дэвис не стал обследовать открытые им земли, а продолжил свой путь, видимо, надеясь найти что-либо более значительное.

Так возникла загадка «Земли Дэвиса», ведь после флибустьера и команды его корабля этих земель больше никто не видел. Открытые Дэвисом острова не раз пытались отыскать, но все попытки оказались тщетны. Был ли это мираж, или открытые Дэвисом острова за короткое время погрузились в водную пучину? А может, флибустьер не очень точно определил координаты обнаруженных им земель и позже его острова были открыты другими мореплавателями?

Каменные статуи изумили голландцев

Именно при поисках Земли Дэвиса голландским адмиралом Якобом Роггевеном был открыт знаменитый остров Пасхи. В апреле 1722 года, в Пасхальное воскресенье, три голландских фрегата приблизились к ранее неизвестному европейцам острову, который адмирал Роггевен, командующий флотилией, назвал островом Пасхи в честь святого дня. С первого взгляда было ясно, что к Земле Дэвиса этот остров никакого отношения не имеет. Голландцы были поражены увиденными на берегу гигантскими каменными статуями, часть которых к тому времени уже была повалена.

Роггевен записал в судовом журнале:

«Эти каменные статуи сначала привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной».

Фридрих Беренс, спутник Роггевена, сделал любопытное наблюдение, касающееся жителей острова. Туземцы, по его свидетельству,

«колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни».

Такие различия в цвете кожи могли говорить о заселении острова с нескольких направлений, хотя, исходя из его размеров, это было маловероятным.

Увы, первая же встреча с европейцами окончилась для островитян трагедией: голландцы решили примерно наказать их за мелкие кражи и расстреляли несколько человек. В последующие годы на остров все чаще заходили корабли, их визиты обычно оканчивались для его жителей эпидемиями болезней, насилием и прочими несчастьями. Самое страшное произошло 12 декабря 1862 года, когда на остров нагрянули перуанские работорговцы, они увезли с острова 1000 самых здоровых мужчин и женщин. После протестов общественности оставшихся в живых (всего 100 человек!) вернули на остров, однако они привезли с собой оспу. Из 5000 островитян уцелело всего 600 человек! Умершие унесли с собой в могилу и разгадку многих тайн острова.

Последний фрагмент затонувшего материка?

А тайн на острове предостаточно! Английский этнограф Макмиллан Браун в своей книге «Загадки Тихого океана», посвященной Пацифиде, большое внимание уделил острову Пасхи. По его мнению, данный остров являлся последним фрагментом затонувшего материка, на котором сохранились памятники культуры исчезнувшей цивилизации. Браун называл остров своеобразным «мавзолеем» королей и знати, когда-то царствовавших на Пацифиде. В каменных истуканах он видел скульптурные портреты самых знатных жителей поглощенного водой материка. Ученый обращал внимание и на до сих пор не расшифрованную письменность кохау ронго-ронго, существовавшую на острове.

Браун полагал, что последними фрагментами Пацифиды были острова, открытые Дэвисом, которые затонули в период между 1687 и 1722 годами, когда Роггевен нашел в этом районе только небольшой остров длиной всего 22 и шириной 11 километров. Этнограф полагал, что катастрофа, разрушившая Пацифиду и отправившая ее на дно океана, произошла внезапно. Об этом по его мнению, их продолжение в результате катастрофы оказалось под водой.

Английский ученый, как и другие сторонники Пацифиды, указывал на наличие на ряде островов Океании развалин древних построек и даже каменных изваяний. Например, на Маркизских островах обнаружены довольно крупные статуи, чем-то напоминающие изваяния острова Пасхи. Даже на крошечном острове Питкерн найдены каменные скульптуры. Может, правы исследователи, считающие острова Океании осколками Пацифиды?

Остров нераскрытых тайн

Увы, согласно данным геологов, остров Пасхи никогда не был частью материка, правда, когда-то из-за извержения вулкана часть острова затонула, но назвать ее очень большой нельзя. Несколько лет назад на этом загадочном острове побывал со своей группой известный российский исследователь профессор Эрнст Мулдашев. Ему удалось сделать на острове ряд любопытных открытий. Ученый, например, изучил загадочные пещеры острова, в которых уже погибло около 60 исследователей. Если верить местным жителям, в этих пещерах живут таинственные птицелюди.

В интервью журналисту «АиФ» об одной из таких пещер Эрнст Мулдашев рассказал следующее:

«Эта пещера находится на высоком обрывистом берегу острова. Прямо из обрыва начинается труба, уходящая вглубь прибрежного холма. Диаметр её составляет около 1,5 метра. На сломах заметно, что стены трубы изготовлены из материала, похожего на керамику, серого цвета, толщиной около 20 см. В местах поворота трубы видны дополнительные вставки из того же материала. На стенках трубы кое-где выгравированы непонятные иероглифы, а также изображения птицелюдей».

Поразительно, но такую трубу из искусственного материала и такими параметрами вряд ли могли создать аборигены острова Пасхи!

Самое интересное, что заползший в пещеру Эрнст Мулдашев в глубине трубы увидел красные светящиеся глаза, тут его напарник закричал о многочисленных странных шарах, буквально облепивших профессора. Их он увидел на экране цифровой камеры. Исследователи поторопились покинуть пещеру; выбравшись из нее, они почувствовали сильную слабость и долго приходили в себя. Красные глаза в глубине трубы однозначно говорили о том, что рассказы о птицелюдях имеют под собой какую-то основу, в пещерах острова явно обитают некие загадочные существа.

По данным Эрнста Мулдашева, на острове сейчас 887 каменных истуканов, изготовленных из вулканического туфа, причем самый большой из них достигает высоты 22 метра (с 7-этажный дом!) и весит 300 тонн. Исследователь считает, что каменных статуй было изготовлено гораздо больше, об этом говорят валяющиеся на острове обломки истуканов. Представляется крайне важным наблюдение Мулдашева о том, что постаменты статуй, так называемые аху, выполнены из очень твердой породы, выходов которой на острове не наблюдается. Значит, этот камень добывался где-то вне острова?

Не слишком ли много загадок и странностей для такого небольшого островка? Как на нем оказались люди разного цвета кожи, зачем островитяне проделывали гигантский объем работы по изготовлению, перемещению и установке огромных каменных статуй, зачем им нужна была письменность, что за птице-люди обитают в подземельях острова? На все эти вопросы гораздо легче ответить, если считать, что остров Пасхи на самом деле является осколком Пацифиды. А может, так оно и есть?



Включайся в дискуссию
Читайте также
Какая валюта на бали в обиходе, и какие деньги брать туристам Балийские деньги
Карта памплоны на русском языке Памплона на карте Испании
Карта Шанхая со спутника — улицы и дома онлайн