Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Петропавловский собор - архитектурная. Каунас, Петропавловский собор Св. Архангела Михаил Петропавловский собор репрезентативная статья

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Петропавловский собор , расположенный на территории Петропавловской крепости в , является одним из символов города на Неве. Возвышаясь на Заячьем острове, соединённым с Петроградской стороной при помощи Иоанновского моста, он прекрасно просматривается с любой точки набережной и постоянно служит бессменным объектом для фотографирования у многочисленных туристов и жителей Северной Пальмиры. В качестве одного из центральных элементов собора выступает фигура летящего ангела на трёхъярусной колокольне, венчающая грандиозный шпиль, специально заказанный по царскому волеизъявлению и исполненный голландским мастером-виртуозом Харманом ван Болосом, немало потрудившимся во славу культурной столицы .

Закладка самого собора состоялась 30 мая 1712 года. Автором же проекта стал выдающийся архитектор Доминико Трезини, работавший над ним в течение 20 лет. Возвели здание на месте старой деревянной церкви, а после пожара, случившегося в 70-х годах XVIII столетия, претерпели изменения многие важные элементы конструкции. Главным достоинством внутреннего интерьера сегодня считается позолоченный резной иконостас, созданный Иваном Зарудным, а также резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. Иконописцами выступили Андрей Меркульев Поспелов и Филипп Артемьев Протопопов. На стенах и потолке обращают на себя внимание картины на евангельские сюжеты, нарисованные преимущественно отечественными живописцами.

В послереволюционные годы собор перешёл в ведение Музея революции, а в период с 1930 по 1940 гг, здесь размещался склад Центральной книжной палаты. В 1954-м собор перешёл к Государственному музею истории Ленинграда. На протяжении многих лет храм олицетворял собой и славу русского оружия, храня трофейные знамена, а также ключи от захваченных крепостей и городов. В начале XX века эти святые реликвии пополнили коллекцию Эрмитажа. Полюбоваться на город можно со смотровой площадки колокольни, размещённой на высоте 42 метров.

Ещё одним значимым объектом собора является Великокняжеская усыпальница, где похоронены представители российского императорского дома, включая Петра I, великую княжну Екатерину Петровну, княгиню Марфу Матвеевну, императрицу Елизавету Петровну, Николая II и членов его семьи, а также других русских правителей и царственных особ. В наши дни, Петропавловский собор пользуется огромным вниманием не только у многочисленных туристов, но и у самих питерцев. Экскурсионная программа по территории Петропавловской крепости, обязательно включает в себя посещение этого места и позволяет узнать много интересного не только о самом сооружении, но и об истории

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Оглавление: Петропавловская крепость
  • Петропавловский собор Петропавловской крепости.

    Петропавловский собор - один из интереснейших памятников барочной архитектуры - представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное в плане здание, над восточной частью которого высится перекрытый куполом барабан, а над западной - колокольня со шпилем. Если вы внимательно осмотрите собор снаружи, то конечно же сразу отметите, что две пары волют западного фасада имеют невыразительные очертания и резко контрастируют с двумя изящными волютами восточного фасада; что на аттике восточного фасада торчит несколько металлических штырей; что барабан некрасиво врезается в двускатную крышу.


    Петропавловский собор, западный фасад. Декорированная пилястрами многоярусная колокольня .

    Все это - следы не совсем умелого восстановления собора после произошедшего в нем в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года страшного пожара, вызванного ударом молнии в шпиль соборной колокольни. Такие удары обрушивались и на другие замечательные сооружения в нашей стране: так, от удара молнии в мае 1721 года в Риге сгорела церковь святого Петра, считавшаяся красивейшей в городе; в июне 1735 года в Петербурге из-за этого же сгорел Исаакиевский собор. Дважды молния ударяла в Петропавловский собор и до 1756 года, но тогда последствия не носили катастрофического характера. Строительство каменного Петропавловского собора началось в 1712 году.

    Неизвестный автор небольшой книги о Санкт-Петербурге, опубликованной в 1718 году во Франкфурте и Лейпциге, писал: "Я не хочу обойти молчанием большую церковь и высокую башню, которые начали строить в крепости. Судя по модели, которую я видел, это будет нечто прекрасное, подобного чему в России пока еще найти нельзя. Башня уже готова до стропил, она необычайной высоты и хорошей каменной кладки... хороших пропорций... Ее строил итальянский архитектор Трезини. Так как деревянная надстройка башни должна стать такой же высокой, как каменная ее часть, то эта башня, вероятно, будет превосходить по высоте все башни в Германии. О церкви можно сказать, что в ней будет все, на что можно претендовать в таком месте, где материалы трудно достать".

    Собор, освященный 29 июня 1733 года, являлся до пожара 1756 года зданием, в котором четко выделялись три продуманно связанные друг с другом основные части. Первой из них было собственно церковное здание. Оно представляло в плане вытянутый прямоугольник с немного более узким, также прямоугольным в плане, алтарем и перекрывалось тогда крышей сложного профиля. Восточный фасад здания завершал аттик с лучковым фронтоном и двумя большими волютами, украшенный деревянными скульптурами и вазами, которые поддерживались металлическими штырями. Западный фасад завершался аттиком с треугольным фронтоном и двумя другими большими волютами; этот фасад украшал также портик, который современники называли великолепным. Как во всех типичных барочных храмах, боковые фасады - северный и южный - были оформлены гораздо проще.


    Второй основной частью собора в 1733-1756 годах являлся барабан, возвышавшийся над крышей вблизи аттика восточного фасада и перекрытый куполом, который увенчивали фонарик и шлемовидная главка; третьей - квадратная в плане колокольня со сложным завершением, состоящим из двух восьмигранных куполов и двух восьмигранных фонарей, высокого восьмигранного шпиля, яблока над шпилем и креста с летящим ангелом, венчающего яблоко (основой всего этого завершения были деревянные конструкции). Хотя западный фасад колокольни возводился как продолжение западного фасада собора, зрительно колокольня до пожара 1756 года воспринималась "вырастающей" из-за аттика с треугольным фронтоном. С точки зрения своей первоначальной наружной композиции в целом, Петропавловский собор не имел за рубежом аналогов и потому являлся памятником совершенно оригинальным, созданным вдохновенной творческой мыслью швейцарского архитектора, для которого Россия стала второй родиной, и мастерством талантливых русских каменщиков и плотников.

    Вместе с тем отдельным частям первоначального Петропавловского собора нетрудно найти очень интересные параллели в известных зарубежных церквах XVI - XVIII веков, представляющих собой выдающиеся памятники архитектуры барокко. Так, первоначальное оформление западного фасада собственно церковного здания в нашем соборе было очень похоже на оформление главных фасадов знаменитых римских барочных церквей XVI -XVII веков - Иль Джэзу и святого Игнатия (колоколен в этих двух церквах нет). Бернская церковь Святого Духа, построенная в 1722-1729 годах, своим главным фасадом и возвышающейся над ним колокольней - квадратной в плане и увенчанной восьмигранными куполом, фонарем и шпилем,- также сразу же заставляет вспомнить Петропавловский собор в его первоначальном виде. Интересные частичные параллели первоначальному Петропавловскому собору обнаруживают известные лондонские церкви святой Брайды, святой Марии на Стрэнде и святого Мартина в Полях. Первая из них была построена знаменитым английским архитектором сэром К. Рэном в 1670- 1703 годах, вторая и третья - шотландцем Дж. Гиббсом в 1714-1717 и в 1722-1726 годах. Как и над бернской церковью, над каждой из этих трех лондонских церквей возвышается квадратная в плане колокольня, причем в церквах святой Брайды и святого Мартина в Полях колокольню увенчивают восьмигранные фонари и восьмигранный шпиль.

    Заметим, что, поскольку церковь святого Мартина в Полях, считающаяся самым выдающимся произведением Гиббса, послужила моделью для многих церквей, построенных в XVIII веке в Соединенных Штатах Америки, общие черты можно обнаружить между первоначальным Петропавловским собором и целым рядом архитектурных памятников этой страны, например небольшой церковью святого Павла в Нью-Йорке, построенной в 1760-х - 1790-х годах по проекту Т. МакБина. Следует добавить, что план собственно церковного здания и в первоначальном Петропавловском соборе, и во всех названных выше зарубежных церквах базиликальный, то есть имеет форму вытянутого прямоугольника, и что шпиль как декоративный элемент был широко распространен в средневековой архитектуре стран Северной Европы.

    Но нельзя забывать и о петербургском предшественнике - частичном аналоге Петропавловского собора - о церкви Воскресения Христова, построенной на Васильевском острове в то время, когда он целиком принадлежал А. Д. Меншикову, первому губернатору новой русской провинции, центром которой стал Санкт-Петербург. Церковь Воскресения, освященная 23 ноября 1713 года и разобранная в 1730 году, отличалась, по словам видевших ее, "архитектурою преизрядною" и имела "красивую башню", по очертаниям весьма напоминавшую соборную колокольню.

    Во время пожара Петропавловского собора в 1756 году сгорели деревянные крыша, купол над барабаном, скульптура на восточном фасаде и все сложное завершение колокольни, а кроме того был разрушен портик у западного фасада. В 1756-1779 годах собор был восстановлен, но прежний облик ему полностью не возвратили. Над собственно церковным зданием теперь появилась низкая двускатная крыша, и барабан стал некрасиво врезаться в нее. Фонарик над куполом этого барабана стала увенчивать модная в середине XVIII века древнерусская по форме ("луковичная") главка. Не были воссозданы скульптуры и вазы на восточном фасаде, а штыри, поддерживавшие их до пожара, не убрали. Императрица Екатерина II лично распорядилась в 1766 году, чтобы колокольня собора вновь строилась "точно так, какова прежняя была". Действительно, общим силуэтом, пропорциями и архитектурным убранством восстановленная колокольня сама по себе очень напоминала первоначальную. Однако западный аттик с треугольным фронтоном восстановлен не был - его заменили две пары плоских, лишенных изящества волют.

    В результате западный фасад колокольни зрительно стал восприниматься как продолжение западного фасада собора, и эффект "вырастания" колокольни из-за аттика с треугольным фронтоном исчез. Собор теперь уже нельзя было воспринимать членящимся на три основные части так же четко и выразительно, как это было до пожара. Работы по восстановлению соборной колокольни, проводившиеся в 1769-1779 годах, привлекли всеобщее внимание. Интересное упоминание о них можно найти в "Живописце" - сатирическом журнале, который издавал в 1772-1773 годах знаменитый русский общественный деятель и писатель Н. И. Новиков. Герой одной из новиковских сатир, уездный дворянин, просил своего сына: "Отпиши, Фалалеюшка, что у вас в Питере делается: сказывают, што великие затеи. Колокольню строят и хотят сделать выше Ивана Великого (знаменитой колокольни Ивана Великого в Московском Кремле .- К. Л.)".

    Говоря о колокольне собора, всегда упоминают любопытную историю о том, как в 1830 году кровельщик П. Телушкин починил на ней крест и ангела . Отличаясь огромной физической силой, Телушкин, выбравшись наружу из небольшого окошка в одной из граней шпиля и держась лишь пальцами за фальцы позолоченных листов на его ребрах и упираясь в эти фальцы носками ног, сумел обогнуть шпиль, таща за собой веревку. Таким образом он смог охватить шпиль веревочной петлей. Постепенно стягивая петлю и пользуясь также крючками, вделанными в некоторые листы, он добрался к подножию креста, откуда затем спустил к окошку веревочную лестницу и мог с ее помощью в дальнейшем уже без большого труда добираться до своего "рабочего места" под облаками.

    В середине XIX века в Петропавловском соборе снова проводились крупные ремонтные работы. Но на этот раз они не привели к каким-либо принципиальным изменениям в его внешнем облике. Сильно обветшавшие к этому времени шпиль, фонари и купола колокольни, основой которых были деревянные конструкции, сменились в 1857- 1858 годах почти такими же по форме новыми, в которых вместо дерева были использованы кирпич, доломит и сталь. Одновременно перестроили с использованием этих же долговечных материалов деревянные фонарик и главку на соборном куполе, сохранив их прежнюю форму, и частично переделали крышу собора. От первоначального наружного архитектурного убранства собора сохранилось немногое. Это пилястры, поддерживающие мощный антаблемент, окаймляющий все здание кругом, простые наличники больших прямоугольных окон с лепными изображениями херувимов наверху, лепное обрамление овального окна на восточном фасаде, изображающее облака и херувимов. Немного позже, когда вы будете осматривать собор внутри, вы увидите, что изображение херувима является характерной деталью убранства соборного интерьера.

    Что же касается скромных портиков у западных и южных дверей собора, то они появились уже после пожара 1756 года. Большое изображение Христа с апостолами Петром и Павлом, находящееся в аттике восточного фасада, украшенном двумя пышными волютами, было создано в 1873 году. Как в XVIII веке, так и сейчас особый интерес у всех, кто осматривает собор снаружи, вызывает его колокольня с необычайно изящным завершением (общая высота колокольни достигает 122,5 метра). Неизменное внимание привлекают также установленные на колокольне часы с курантами. Их изготовил в Голландии в 1757-1760 годах талантливый мастер Б.-Ф. Оорт Красе. Часы и куранты неоднократно ремонтировали, в частности в 1857-1858 годах, когда на колокольне меняли шпиль, купола и фонари.

    При этом ремонте на циферблате соборных часов впервые появилась минутная стрелка - до этого ее в главных часах города заменяли короткие перезвоны колоколов, раздававшиеся, как и в наши дни, каждые пятнадцать минут. Как раньше, так и теперь за последним в пределах часа "четвертным" перезвоном раздается часовой бой. Кроме того, сейчас куранты четыре раза в сутки - в шесть часов утра, в полдень, в шесть часов вечера и в полночь - вызванивают мелодию Государственного гимна Советского Союза. У восточного фасада собора сохранилось устроенное еще в XVIII веке маленькое кладбище. Здесь до начала XX века хоронили комендантов крепости.

    От собора отходит крытый переход, соединяющий его с Великокняжеской усыпальницей - церковью святого Александра Невского (патрона Петербурга), освященной 23 ноября 1908 года и построенной специально для захоронения в ней членов императорского дома Романовых (в Петропавловском соборе в конце XIX века мест для таких захоронений уже не стало хватать). Общая высота усыпальницы - около 60 метров. Ее средняя, квадратная в плане, часть перекрыта большим сомкнутым сводом с барабаном, куполом, фонариком и луковичной главкой.

    Великокняжескую усыпальницу, архитектуру которой с точки зрения стиля можно назвать эклектической, построили в 1897- 1906 годах по проекту, разработанному Д. И. Гриммом, А. Т. Томишко и Л. Н. Бенуа. Авторы проекта умело рассчитали местоположение постройки и ее высоту, а также явно преднамеренно уподобили завершение ее свода завершению купола Петропавловского собора, поэтому силуэты собора и усыпальницы сбалансированы относительно друг друга, а центральный архитектурный комплекс крепости в целом - относительно крепостных стен.

    Осмотрев центральный архитектурный комплекс крепости снаружи, войдите теперь в Петропавловский собор через его западные двери, то есть со стороны Соборной площади.

    План
    Введение
    1 История
    2 Императорская усыпальница
    3 Изображение собора в культуре

    Список литературы

    Введение

    Петропа́вловский собо́р (официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

    Ангел на шпиле Петропавловского собора

    1. История

    Возведён в 1712-1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года - кафедральный.

    Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

    Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба - Трофим Иванов, Иван Телега; иконы - М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

    В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

    В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

    В 1864-1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; В 1905 году был проведен ремонт колокольного карильона и повешены новые колокола, изготовленные на гатчинском заводе Лаврова. Всего колоколов 103. Из них сохранились с 1757 года - 31 штука.

    В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

    В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города.

    С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

    На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

    2. Императорская усыпальница

    Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

    После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

    17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

    3. Изображение собора в культуре

    В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится уменьшенная копия собора. Её также венчает ангел.

    Петропавловский собор изображён на заднем плане 50-рублёвой российской банкноты.

    Изображение ангела на шпиле Петропавловского собора стало логотипом телеканала «Петербург» с 2001 по 2004 год.

    Список литературы:

    1. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

    2. Статья «Дмитрий Иванович Журавский» на сайте Биографии, интервью, истории

    3. Возобновление богослужений в Петропавловском соборе (статья на сайте Московской Патриархии)

    4. Новости сайта pravoslavie.ru

    5. «Карильон Петропавловского собора зазвучит в сопровождении хора» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «БИА» 10 августа 2007 года

    6. Останки Петра III в собор торжественно перенесены из Александро-Невской лавры только после воцарения его сына Павла I.

    В 1731 году, за два года до освящения Петропавловского собора, указом ему был придан статус кафедрального храма столицы. В этом качестве он пребывал до 1858 года, когда главным храмом Петербурга стал .

    Систематические службы в Петропавловском соборе начались только в 1737 году, когда был утвержден его штат. С этого же времени в соборе регулярно проходили архиерейские служения, отправлявшиеся по установленной очередности высшими иерархами Русской Церкви, которых специально для этого присылали в Петербург. На этих службах в обязательном порядке присутствовало духовенство соборных церквей столицы, а в отдельных случаях для сослужения приглашались и приходские священники.

    С 70-х годов XVIII века собор Петра и Павла начал постепенно утрачивать свое значение. Это было связано с тем, что центр городской жизни сместился на Адмиралтейский остров, где находился Зимний дворец. Территория эта интенсивно застраивалась, и кафедральные службы все чаще и чаще совершались в храмах, расположенных ближе к новому центру. Весной же и осенью, во время ледохода и ледостава, Петропавловский собор и вовсе оказывался совершенно отрезанным от центральной части города. В документах того времени, объяснявших причины переноса кафедральных служений, непосредственно указывалось — «за опасностью Невы».

    Главная же причина заключалась в том, что Петропавловский собор превращался в императорскую усыпальницу, и сочетать с этим функции кафедрального собора становилось сложнее и сложнее. Все это так или иначе отражалось на деятельности храма. В нем совершались не все таинства: например, никогда не проводились крещения и венчания, а отпевания удостаивались лишь члены императорской семьи. В отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:09


    Есть основания предполагать, что Петр I решил превратить в царскую усыпальницу вскоре после его закладки. Еще в деревянной церкви апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся летом 1708 года. В 1715 году к этой могиле добавились еще четыре. Сначала здесь погребли двух дочерей Петра, затем царицу Марфу, вдову царя Федора Алексеевича, и принцессу Шарлотту-Христину-Софию, жену царевича Алексея. Когда же последнее пристанище здесь нашли Петр I с супругой, императрицей Екатериной I, дальнейшая судьба собора вполне определилась.

    На протяжении почти ста лет он служил усыпальницей только для коронованных представителей рода Романовых: от до вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Исключение составили лишь император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы и похороненный в Архангельском соборе, и убитый в Шлиссельбургской крепости Иоанн VI Антонович, точное место захоронения которого до сих пор неизвестно.

    В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего старшего брата — великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме снова стали погребать близких родственников императоров.

    Надгробия усыпальницы Романовых


    Первоначально над местами захоронений ставили надгробия, выполненные из белого алебастра. В 70-е годы XVIII века, в ходе реставрации и частичной перестройки собора, их заменили новыми памятниками, сделанными из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели по верху нашитые гербы. В обычные дни они находились под суконными чехлами с золотым позументом.

    Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали помещать надгробия из белого итальянского мрамора. Они существенно отличались от старых, внося некоторый стилистический разнобой. В результате, принимая во внимание и то, что старые памятники ветшали на глазах, в 1865 году Александр II повелел все надгробия, «кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последних исполненных». В первую очередь, новые надгробия, украшенные позолоченными бронзовыми крестами и государственными гербами, появились над могилами императоров и императриц. К мраморным плитам прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Вскоре после этого последовал указ об отмене на них покровов.

    Усыпальница Романовых при Александре III

    В 1887 году Александр III приказал заменить надгробия из белого мрамора на могилах своих родителей, Александра II и Марии Александровны, на более богатые и нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы — для могилы Александра II, и розового уральского родонита — для могилы императрицы Марии Александровны. Эскизы выполнил архитектор А. А. Гун. Восемнадцать лет продолжались работы по их изготовлению на Петергофской гранильной фабрике. Установку памятников совершили в 1906 году, уже при Николае II.

    К концу XIX века в Петропавловском соборе находилось 46 захоронений, и места для новых могил практически не осталось. В связи с этим к нему пристроили специальную усыпальницу для членов императорской фамилии, а в самом храме было решено хоронить только императоров и императриц. Строилась великокняжеская усыпальница с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д.И. Гримма при участии А. О. Томишко и А. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года ее здание освятили.

    Захоронения в императорскую усыпальницу Романовых в современной России


    Первые после революции похороны в Петропавловском соборе состоялись только в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. А уже в нашем веке (28 сентября 2006 года) в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Федоровну, скончавшуюся в Дании в 1928 году.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:17


    По распоряжению Петра I в были выставлены взятые в ходе трофейные знамена, штандарты и ключи от завоеванных городов и крепостей. Тем самым была заложена традиция, сохранившаяся и после смерти первого российского императора.

    Екатерина II, например, в 1772 году торжественно возложила на гробницу Петра I флаг с адмиральского турецкого корабля, захваченный в ходе Чесменской битвы. С течением времени в соборе накопилось значительное количество знамен, и в 1855 году архитектор создал специальные позолоченные деревянные тумбы, в которых трофейные штандарты разместили на стенах и колоннах собора. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:28


    К 1917 году в накопилось значительное количество изделий из драгоценных металлов: церковной утвари, венков, юбилейных и именных медалей, исторических реликвий. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Александра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат; на одной только могиле Александра III насчитывалось 674 венка.

    Изъятие коммунистами ценностей из Петропавловского собора

    Осенью 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали и венки с могил были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшие их следы, увы, затерялись. Весной 1918 года комендант Петропавловской крепости Г. И. Благонравов распорядился закрыть собор под предлогом «причинения неудобств работе администрации крепости». Однако, по настоятельным просьбам верующих, через два месяца его снова открыли — правда, ненадолго.

    14 мая 1919 года собор как дом молитвы был закрыт уже окончательно, хотя его причт еще какое-то время числился при храме.

    В апреле 1922 года, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, Петропавловский собор лишился последних остатков своих богатств. Конфискация происходила в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, представителя Главмузея и заведующего имуществом собора. В 1927 году храм перешел в ведение Музея революции, в 1930—1940-е годы в нем находился склад Книжной палаты, а в 1954 году здание передали Государственному музею истории Ленинграда.

    Иначе сложилась судьба великокняжеской усыпальницы. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что «все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке». После Великой Отечественной войны в усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики.

    Экспозиция «История строительства Петропавловской крепости»

    В 1954 году усыпальница, вместе с собором, была передана Музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в ней открылась экспозиция «История строительства Петропавловской крепости». Экспозицию убрали в мае 1992 года в связи с похоронами правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ.


    Саша Митрахович 23.01.2017 19:33

    Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости . Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года . 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.

    Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:

    "Посреди крепости, вплотную у этого канала, стоит маленькая, но красивая деревянная русская церковь с одной изящной остроконечной башней на голландский манер. Наверху в башне висят несколько колоколов, которые, тронутые рукой человека, каждый час исполняют как прелюдию гармоничный колокольный звон на голландский манер, и на которых человек, за отсутствием часового механизма, ударами вручную определённого колокола в соответствии с количеством часов указывает время" [Цит. по: 2, с. 20, 21].

    8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.

    В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь ".

    Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.

    Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. 1 мая Доменико Трезини пригласил для работ над этим сложным инженерным сооружением голландца Германа ван Болеса, который создал проект 25-метрового шпиля и в течение нескольких лет занимался его реализацией. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко. В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с рижским мастером Ф. Цимерсом договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. В апреле 1721 года - договор с рижскими мастерами И. П. Штейнбейсом и И. В. Эберхардом на золочение этих листов.

    Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софью-Шарлотту-Кристину, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

    В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

    "7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью" [Цит. по: 2, с. 101, 102].

    Запись из того же дневника за 1721 год:

    "Крепостная церковь, как я уже упомянул, самая красивая и самая большая во всём Санкт-Петербурге и имеет очень высокую и красивую новомодную колокольню, крытую медными, ярко вызолоченными через огонь листами, которые при солнечном освещении производят необыкновенно красивое впечатление; но внутри эта церковь ещё не полностью отстроена. Куранты этой церкви очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

    Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали .

    Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.

    Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

    Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.

    Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.

    После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.

    Уникален иконостас Петропавловского собора. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1726 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного. Мелкие детали уточнялись во время изготовления, поэтому авторство иконостаса приписывается обоим архитекторам. Привезён он из Москвы в 1727 году разобранным, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой. Ещё два года создавались иконы, которые писали Андрей Меркульев "с товарищи". Часть из этих икон сохранилась до настоящего времени, необычны их формы. В центре иконостаса Петропавловского собора - царские врата со скульптурами апостолов.

    В левой части центрального прохода в 1732 году Николасом Проскопом была оборудована кафедра. Она сделана из резного позолочённого дерева. В нижней части кафедры расположены картины, изображающие притчу о сеятеле. Выше расположены фигуры апостолов Петра и Павла, над ними - четыре евангелиста. На самом верху кафедры расположена фигура голубя, символизирующая святой дух.

    В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.

    Центральный неф освещают хрустальные люстры конца XVIII века. Ближе к алтарю - подлинная, другие восстановлены после Великой Отечественной войны.

    В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.

    Освящение завершённого Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года. Он приобрёл статус кафедрального и был таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора . Он стал самым большим зданием Санкт-Петербурга. Стены храма были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз - в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол - в тёмно-синий.

    В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

    Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

    При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.

    Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.

    Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди . Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.

    В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на коменданта крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.

    Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебряную медаль "За усердие" на Аннинской ленте.

    В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота шпиля с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

    Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.

    Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада . В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.

    Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:

    "В соборе стены и пилоны были увешаны серебряными и золотыми венками, которые различные организации и учреждения посылали на царские гробницы. Некоторые из венков были усыпаны драгоценностями. У гробниц находились цветы, лежали венки с памятными лентами, горели бесчисленные лампады, из которых многие представляли собою подлинные произведения искусства. Стояли серебряные подсвечники с зажжёнными свечами. На гробницах лежали шпаги царей, по углам окружавших могилы решёток размещались знамёна. Собор производил мрачное, но очень величественное впечатление. Лучи света, пробиваясь сквозь окна, зажигали тысячи бликов на серебре и золоте и соперничали с огоньками лампад и свечей." [Цит. по: 4, с. 119]

    После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.

    Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.

    В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.

    В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Вильнюс - путешествие в прошлое Старое название вильнюса
    Как встречают новый год в сербии
    Экипировка лыжного походника, туриста