Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Про путешествия, ориентирование и про всё. Матера, Италия: древний пещерный город Национальный археологический музей имени Доменико Ридолы

August 9th, 2013 , 02:09 pm

Вчера ездили в Матеру. Это место, где людям в течении 20 лет наносили пользу. И преуспели в этом. Но через некоторое время после завершения этого действа обнаружили, что в результате потеряли свои корни и традиции - и начали усиленно это делать восстанавливать из оставшихся обломков. И теперь толпы туристов смотрят на развалины старого счастья и его реанимированную часть. Происходило все это здесь.

А теперь - подробности поездки.

В Матеру мы поехали по железной дороге. Вообще в Бари кроме TrenItalia еще три местных автобусно-железнодорожных компании, каждая со своей сетью. Я об этом узнал еще в Москве по информации , а в этом отчете нашел схему расположения вокзалов на Bari Centrale/ И то и другое мне сильно помогло - по ссылкам на сайты компаний я выкачал расписание, а расположение помогло быстро сесть на поезд, без этой информации было бы затруднительно. Правда, расписание оказалось неверным, но, к счастью, не сильно: реально поезда идут минут на 5-10 позже.

Туда ехали на таком старом состав, я первый раз ехал на нем в Европе. Жара, окна открыты.

Но назад мы ехали на современном поезде с кондиционером, вот он стоит на вокзале уже вечером, рядом со старым.

Вообще такие отдельные и, наверное, вполне окупаемые железные дороги меня наводят на грустные мысли - что ж у нас считается, что пассажирская железная дорога - это дорого и нерентабельно? Правда, цены тут повыше, примерно вдвое - 1.5 часовая поездка стоит 4.5 евро, в то время как в наших электричках - около 100 рублей. Но и электрички тут маленькие, а значит стоимость одной поездки дороже. А дорога - одноколейная с разъездом на станциях. Это - станция.

А вокруг - оливковые плантации. Поезд идет до Матеры 1.5 часа, пересадка в Altamura. Правда, в Altamura выяснилось, что в августе до Матеры вместо поезда идет автобус той же компании, но это проблем не доставило - пересели с поезда на нормальный междугородний автобус и поехали дальше. На поезде - интереснее, хотя и без кондиционера. Выехали чуть раньше десяти, в Матеру приехали около половины двенадцатого. Минус - на вокзале никакого туристического офиса, и вообще пустота, какая-либо инфраструктура отсутствует полностью. Но спросили, где тут информация для туристов, нам махнули рукой и в результате мы оказались на главной площади, перед входом в Sassi - старую часть Матеры, которая и привлекает туристов. Только туристический офис у входа на площадь был закрыт.

Это виды со смотровой площадки и от входа.

Залезли в старую цистерну. Реально смотреть там особо нечего - пещера как пещера. Но гид рассказывает историю. Мы, правда, не слушали по причине плохого знания языков, так, краем уха. Экскурсия на итальянском и английском. А мы быстро пробежали.

Еще раз спросили - где бы раздобыть карту, потому что без нее соваться в каменные джунгли не хотелось. Нас направили в частное агенство, но по пути я увидел-таки работающий туристический офис, где мне продали карту за 1.50 евро. Подозреваю, что в частном офисе была бы другая, бесплатная карта, которую я потом взял в кафешке в середине прогулки. Так вот, платная - лучше, потому что в ней подробно показаны все лестницы и проходы и можно гулять не только по туристическим маршрутам. А в бесплатной - только туристические маршруты, правда их больше.

И мы смело пошли. В общем-то излишне смело, потому что Матера - это каменная чаша, солнце стояло почти в зените, а тени - не было.

Очень быстро захотелось пить, тут увидели Остерию. Хозяин предупредил, что через 15 минут они закрываются на сиесту, но если вода - то нет проблем. Мы даже хотели взять и пойти, но он пригласил сесть и отдохнуть, потому как воду в стекле таскать неудобно. Так мы с удивлением оказались в первом sassi - пещерном жилище. Потому что Остерия, снаружи небольшая, оказалась глубоко уходящей под землю. Вот, можно посмотреть.



А когда мы выпили воду, то попытку расплатиться хозяин вежливо отверг. Вот как эта Остерия выглядит снаружи - хозяин там хороший и радушный, жаль, что у нас не получилось к вечеру туда вернуться. Расположено на Via Fiorentini.

Следующее куда мы забрели был sassi Cave Dwelling, в котором воссоздана обстановка прежней жизни. Кроме обстановки там идет рассказ, и у них есть запись на русском. Из нее мы и узнали историю о нанесенном счастье. В 60-е годы был принят закон, по которому кварталы с пещерными жилищами подлежали обязательному принудительному расселению. Которое продолжалось 20 лет, и, думаю, далеко не все жители восприняли это с радостью. А потом кварталы начали разрушаться. И тут уже другие люди спохватились про наследие предков, утрату традиций и прочие подобные вещи. Был принят новый закон, останки счастья признаны культурным наследием, и теперь это туристический объект. Люди могут купить разрушенный sassi, восстановить его и жить. Но дух запустения - он витает во многих кварталах, гуляя дальше мы это видели. А подземные церкви же взяло под свою руку государство. Правда, фрески поела плесень, а ценные могли и вывести, но там, где они остались - их как-то законсервировали. А в проспектах - выдают яркие фотошопленные варианты, поэтому снимать внутри нельзя.

Впрочем, это я забегаю вперед. Cave Dwelling был восстановлен семьей, которая раньше жила в sassi - но основе воспоминаний. Он не единственный, но вот есть ли в других русская запись, я не знаю. В еще одном, куда мы заходили - не было. Расположен на Via Fiorentini и это - единственный ориентир, который я могу дать. Указатели все стандартные, Casa Grotta, и в проспектах оно одинаково, а основное место показано другое, мы там были и там похуже.

А вот как это выглядит. Основное помещение внутри, как гостиная, от него вглубь отходят еще два, спальня с двухэтажной кроватью и другое, где держали скот. Семьи жили большими. Кухня наоборот, в передней части. Для воды - колодец в специальный резервуар внизу, куда собиралась дождевая вода - других источников не было.





Очаровательная кошечка на диване.


Потом мы вышли к каньону с роскошными видами. Оказывается Матера - не чаша, как видно с площадки, она как раз на склонах каньона. По дну течет речка, судя по всему сейчас туда сбрасывают очищенную канализацию.

Поднялись к монастырю августинцев, зашли в церковь. Там можно купить билетик за 2 евро и пройти в подземную церковь San Giuliano - небольшая пещерка с 5 фресками. Успели как раз перед сиестой, когда мы вышли - билетер сворачивался и закрывал церковь.


Спустились вниз, и пошли вверх к кафедральном собору. Развалины sassi. Вход и то, что за входом.

На стене была мадонна.

Кафедральный собор оказался закрыт, то ли на сиесту то ли вообще.

Зато сели на площади в кафешке. Цены не так чтоб демократичные, но как потом оказалось, для Матеры - очень даже ничего. Кафешка - при 5-звездочном двухэтажном отеле, для желающих пожить в историческом наследии. Хотя если уж хочешь погрузиться - живи в sassi. B&B и мелкие отельчики разбросаны по всему городу. Впрочем, может у этого отеля тоже есть подземная часть:)

Собор - на холме, от него хорошие виды.

Шли нетуристическими тропами. Пустые sassi. Дух нанесенной пользы и причиненного добра. Отдельные - восстанавливаются и отделываются, где-то уже живут. Снова каньон. Можно спуститься вниз и прогуляться - дальше есть спуск и висят схемы маршрутов. А на другой стороне видны пещеры совсем не обустроенные.



А здесь - уже обустраиваются.

Выход вентиляции

Здесь что-то делали с двумя блоками...

Цветочки на стене

Виноград ползет по стене и там, наверху - разросся. Висят грозди.

Церковь San Pietro Kaveoso. Хорошо сохранился потолок.




Еще один Casa Grotta, как их здесь называют. Восстановленный быт, в пещере - лошадь, а не осел. И еще пара пещер рядом, одна - была церковью, но остались одни стены.





Дальше мы еще смотрели подземные церкви; Santa Lucia alle Malve, Santa Maria de Idris вместе с San Giovanni in Monterrone и комплекс из четырех церквей Sant Antonio, San Donato, Sant Eligio и Temple Cadute. Одна-две и даже четыре расположенных рядом. Восходят к 12 веку, включая сохранившиеся кусочки фресок - 12-14-17 век. Фрески поела плесень, то что осталось - сильно бледное, фоткать внутри нельзя, а в проспектах фотошоп создает куда более приятное впечатление. Вот спрашивается, почему о культурном наследии было не позаботиться раньше, когда кварталы расселяли, сохранить церкви? Да и людям - вполне можно было дать возможность остаться, переориентировав на обслуживание туристов. Дать возможность расселения, а не обязывать.

Вход в подземную часть церкви и то, что там видно. Спуститься можно в соседнюю, там голые стены.

Еще разные sassi и общие виды

Восстанавливая дом, откуда-то притащили ангела.

Вышли из sassi наверх. Была длинная лестница, так что сразу плюхнулись в кафе на площади San Francesco. Nen-то и оценили, что у Duomo цены были вполне ничего, а ассортимент - хороший.

И пошли смотреть более современный город. То есть относительно sassi современный, а так барочные церкви 17 века, вполне себе достойная старина.

Череп - роскошный.

Мадонна с младенцем и живым святым духом:)

Забрели в археологический музей - Museo Ridola. Каменные топорики ножики и черепки. Но лежит все в таких старинных витринах, витает академический дух. Потом выходишь в греческие залы, довольно много ваз.



Реконструкция какой-то "типичной хижины".

Музей искусства - Palazzo Lanfranchi. Сначала тебя направляют мимо каких-то инсталляций современного искусства, а потом поднимаешься на второй этаж и обнаруживаешь вполне достойные залы старого искусства. В том числе старые фрески, которые откуда-то принесли, быть может как раз из церквей sassi. И дальше - от прошлого к более современному.

У картины написано, что St Eustachio, но, по-моему, это известная сказка про золоторогого оленя. Впрочем,

Город – хрупкое, тонкое произведение искусства, где кажется, что все вокруг должно вот-вот рассыпаться. С террасы Бельведере с обрыва высотой 200 м открывается вид на все его великолепие.

Перед глазами весь город: внизу более старая часть, два квартала на утесах – Баризано (Barisano) и Кавеозо (Caveoso), с окошками гротов, от которых ведут сотни лестниц, и крыши домов становятся улицами следующего уровня. Почти все гроты пусты: из 20 тысяч человек, населявших их до 50-х гг прошлого века, остались немногие. Над утесами раскинулась средневековая часть с собором. Еще выше – уже современные кварталы. Сюда около 1000 г бежали византийские монахи – в скалах и на поверхности можно найти спрятанные храмы, около 120, некоторые расписанные фресками внутри.

– красивейший город региона Базиликата, около 55 000 жителей, центр одноименной провинции, занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993. Расположена на склонах Мурдже (Murge) – карстового высокогорья на границе с Апулией, и окружена обрывом Гравина (burrone della Gravina), а ее утесы стали сценарием к последнему фильму Мела Гибсона «Страсти Христа».

Невероятный комплекс гротов, рукотворных и природных пещер, поражает взор путешественника. Некоторые из них были заселены монахами.

История Матера

В эпоху Римской империи развивался верхний город, в то время как строения внизу были руинами. Постепенно, однако, это различие стало стираться и город приобрел современный вид. Когда центром провинции стала Потенца (1806), вступила в долгий период упадка и кризиса, а население оказалось в пугающей бедности.

В книге «Христос остановился в Эболи» Карло Леви описывал Матеру как прекрасный живописный город.

Утесы разделились на Кавеозо на юге и Баризано на западе, насчитывалось около 3000 жилищ, многие из которых заселены и сегодня. 70% из них – государственная собственность, снимаемая, в основном, молодыми людьми в качестве первого собственного жилья. Некоторые дома нуждаются в серьезной реставрации: необходима долгая кропотливая работа.

Прогулка по узеньким закоулкам ведет к многочисленным церквям, среди которых выделяется Собор – прекрасный образец романского апулийского стиля, с круглым окном в виде розы на фасаде. Его построили в 1270 по воле архиепископа Андрэа. Внутри него есть возможность полюбоваться на чудесные византийские фрески, деревянные хоры 16 в. и ясли работы Альтобелло Персио 16 в.

Достопримечательности Матера

Также можно посмотреть церковь Святого Петра Кавеозо (Chiesa di San Pietro Caveoso) 12 в., построенную на одноименном утесе, и на соседнем – церковь Святого Петра Баризано (Chiesa di San Pietro Barisano), восходящую к 11 в. и большей частью спрятанную в скале, церковь Святого Августина (Chiesa di Sant’Agostino) конца 16 в.

Впечатляющим зрелищем станут уже упомянутые церкви, спрятанные в скалах – их около 130, где сохранились оригинальные алтари, фрески и скульптуры. Большинство из них относится к греко-византийской монастырской культуре 8-13 в. Город любезно предлагает познакомиться с ней во время прогулки. Назовем лишь некоторые из них: церкви Святого Николы Офра (Chiesa di San Nicola dell’Ofra), Мадонны (della Madonna delle Croci), Мадонны Монтеверде (della Madonna di Monteverde), Мадонны Ангелов (della Madonna degli Angeli), Мадонны Лилии (della Madonna del Giglio), Святой Барбары (di Santa Barbara), Святого Николы Гречи (di San Nicolo dei Greci), крипта Святого Евстафия (le cripte di San Eustachio).

Над городом печально высится замок. Решение о его строительстве принял граф Трамонтано, известный своим тяжелым характером и страстью к играм. Кончилось тем, что крестьяне, возмущенные высотой налогов, убили его, а замок так и не был достроен.

Среди других выдающихся строений стоит упомянуть Дворец Префектуры 13 в. и Дворец Аннунцьята (Palazzo dell’Annunziata) 17-18 в., трибунал и библиотеку провинции.

Дворец Собраний (Palazzo del Sedile), построенный в 1540 г и реконструированный в 1759, отличается двумя башенками по обеим сторонам от фасада и шестью статуями; сейчас здесь размещена Музыкальная консерватория.

Достоин внимания также Дворец Лафранки (Palazzo Lafranchi), симметрично выходящий фасадом на соседнюю с ним церковь Кармине (Chiesa del Carmine).

Если принять образное сравнение очертаний с сапогом, тогда Матера и вправду оказывается между его «каблуком» и «подошвой».

Матера - центр одноименной южно-итальянской провинции, расположившийся у небольшого каньона, по дну которого протекает небольшая река Гравина. Каньон, сформировавшийся в результате процессов водной эрозии, находится на плоскогорье Мурджа - известняковой возвышенности, в которой река Гравина образовала и другие формы карстового рельефа - пещеры, воронки и промоины, во множестве встречающиеся как вокруг города, так и прямо в нем.

Место кажется довольно неприветливым: вокруг - одни известняковые скалы, почвы на них практически нет, отчего и деревьев мало. Растительность если и есть кое-где, то это колючие кустарники, цепляющиеся за склоны каньона.

Как это ни странно, однако люди еще со времен палеолита селились именно в этом негостеприимном на вид каньоне плоскогорья Мурджа. Возможно, первые жители этих мест оценили недоступность для врага и хищников облюбованных карстовых пещер. В пещерах и в наши дни все еще находят следы жизни людей палеолита-неолита.

Точно известно, что до появления на территории современной Матеры греков и римлян здесь жили луканы - люди одного из древнеиталийских племен, отличавшиеся крайней воинственностью: если они не воевали с соседями, то уходили служить наемниками к македонцам.

Когда здесь появился город, точно неизвестно: по одной из версий, он был основан римлянами в 111 в. до н. э. В античные времена он назывался Матеола - дань уважения древнеримскому консулу Квинту Цецилию Метелле Нумидийскому (около 160-91 гг. дон. э.), приложившему немало усилий для защиты города: под его присмотром город окружили высокими укреплениями. Это было необходимо, потому что Матера находилась рядом с Аппиевой дорогой, жители богатели на перепродаже пшеницы и обслуживании проезжих торговцев. Выгодное положение имело и обратную сторону: город не раз был разграблен во время бунтов, и во время Второй Пунической войны (218-202 гг. дон. з.) карфагеняне его полностью разрушили.

Когда Западная Римская империя погибла во время нашествия готских племен, в V-VI вв. Матера оказалась сначала под властью Византии, а в Vll в. ее захватили лангобарды, и город вошел в состав Беневентского герцогства - части Лангобардского королевства.

В Vll-Vlll вв. в скалах появились вырезанные в них храмы, которые создали монахи - бенедиктинцы и василиане. Было это еще до того, как христианство распалось на католичество и православие.

Эпоха раннего Средневековья - череда бесконечных феодальных войн на юге Италии. В конце Vlll в. Матеру захватили отряды короля франков Карла (7 42(7 48- 814 гг.), в IX в. - короля Италии Людовика II (825-875 гг.). В конце Х в. горожане едва сумели удержать город, осажденный сарацинами, когда те пытались создать на юге Италии плацдарм для захвата всего полуострова. В начале XI в. город был захвачен византийцами, а в 1043 г. - норманнами графа Вильгельма Железная Рука (около 1010-1046 гг.).

Да самой Второй мировой войны Матера оставалась тихой провинцией, время от времени вздрагивавшей от землетрясений. Но 21 сентября 1943 г. , накануне вступления англо-американских войск, Матера стала первым городом в Италии, поднявшим восстание против немецких оккупантов.

КАМЕННЫЙ УЛЕЙ

Действительно, в Италии, если кто-то скажет про «пьетра альвеаре» - каменный улей, то окружающие без объяснений поймут, что речь идет о Матере.

Исторический центр Матеры именуется Сасси (по-итальянски «Камни») : это относительно небольшой участок ромбических очертаний со сторонами около 500 м. При древних греках здесь находился античный акрополь, раскопки которого ведутся и сегодня. Но главная особенность Сасси в том, что эта часть Матеры выдолблена в скале, за что и получила прозвище Ла Читта Соттерания, или Подземный город. Город состоит из множества природных гротов, катакомб, водных резервуаров, аркад, жилых построек, церквей и даже дворцов. Все они либо сложены из камня, либо вырублены прямо в скале, создавая неповторимый природно-городской ландшафт. В некоторых местах города улицы пролегают по крышам домов.


Городские власти придумали, как использовать пещеры без вреда для них: прямо в пещерном комплексе Св. Николая устраивается ежегодная ретроспектива современной скульптуры Гранди Мостре неи Сасси.

Особое внимание зодчие древности уделили созданию водных дождевых резервуаров: поднимать воду в город от реки совсем непросто. Самый большой резервуар сохранился до наших дней, за гигантские размеры его прозвали «Длинным водолазом»: его стены достигают высоты 15 м, и по нему перемещаются под землей на лодке. Как и прочие резервуары в Матере, «Длинный водолаз» предназначен для сбора дождевой воды, откуда она распределяется по всему городу.

Еще в первой половине ХХ в. стало ясно, что нельзя более оставлять людей в этом древнем месте, где люди жили в помещениях, сооруженных еще 9 тыс. лет назад. К тому же этот район постоянно страдал от малярии, распространявшейся от реки и застойных вод в старинных резервуарах. В 1950-х гг. большая часть населения Сасси была переселена в специально построенные современные районы, к западу и северу от исторического ядра города (многих пришлось переселять насильно, так они свыклись со своими пещерами). Так как денег на программу переселения не хватает, немало жителей Матеры и сегодня живут в скалах - без всяких удобств. Для многих ссматерани» такое положение привычно: уровень бедности здесь очень высок, а доходы населения - самые низкие в Италии.

Почти в самом центре Сасси высится кафедральный собор с квадратной в плане колокольней высотой 52 м. Это первая наземная церковь, принадлежавшая братству Христа Бичеванного. Собор был заложен еще в 1230 г., когда Матера стала резиденцией архиепископа. Строительство было завершено лишь в 1270-х гг. королем Сицилии Карлом I Анжуйским (1227-1285 гг.) . Поначалу собор был посвящен Св. Евстахию - покровителю города. В 1318 г. городские власти подняли статус собора, «перепосвятив» его в честь Мадонны делла Бруна. С тем же временем связано зарождение культа этой Мадонны и праздника Богоматери делла Бруна.

Каждый год 2 июля в пять утра через весь город проходит «Процессия пастухов» с картиной Богоматери. В полдень горожане идут шествием по Матере, сопровождая статую Мадонны делла Бруна, движущуюся на большой повозке из папье-маше, влекомой мулами. За повозкой следует архиепископ с клиром, охраняемые «рыцарями делла Бруна» в железных доспехах. По окончании шествия на площади Витторио Венета повозку оставляют, горожане разламывают ее на части и разбирают по домам - сена счастье».

В 1993 г. Сасси - «Город в скалах» - вместе с его древними скальными храмами и фресками в византийском стиле был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАТЕРЫ

Исторические:

■ Исторический центр Сасси (районы Сассо Кавеозо, Сассо Бари-зано и Чивита, около 670 г.).

■ Водный резервуар Palombaro Lungo («Длинный водолаз», I тыс. до н. э.).

Архитектурные:

■ Замок Трамонтано (начало XVI в.).

■ Дворец ель Седиле (1540 г.).

■ Дворец Ланфранки (1668-1672 гг.).

■ Дворец д’Анунциата (1735 г.).

■ Фонтан Фердинанда (1832 г.).

■ Вилла Лонго (XIX в,).

Культовые:

■ Церковь Луции на мальве (VIII в,).

■ Церковь Богоматери Добродетели (IX в.).

■ Церковь Св. Варвары (IX—X вв.),

■ Церковь Св. Петра Баризано (X в.).

■ Церковь Богоматери Одигитрии (XII в.).

■ Церковь Св. Иоанна (XII в,).

■ Церковь Св. Франциска Ассизского (XIII в.).

■ Церковь Сан-Доменико (1230 г.).

■ Кафедральный собор Матеры (1270 г.).

■ Церковь Св. Клары (конец XVII в.).

■ Монастырь Св. Августина (1592 г.).

Культурные:

■ Палеонтологический музей.

■ Музей современной скульптуры MUSMA.

■ Национальный музей средневекового и современного искусства.

■ Национальный музей Доменико Ридола.

■ Археологические раскопки на холме Тиммари.

Природные:

■ Национальный парк плоскогорья Альта-Мур-джа.

■ Исторический природный и археологический парк Мурджа-Матерана (Сассо, плато Мурджия, ущелье реки Гравина, 1990 г.).

■ Природный заповедник и озеро Сан-Джулиано.

■ Холм Тиммари.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Матера - это еще и название средненеолитической керамики, которую находят в обнесенных рвами древних поселениях и пещерах в районе города Матера и других местах Южной Италии. Это темная лощеная керамика в виде кубков и кувшинов, с прямоугольным геометрическим орнаментом, процарапанным после обжига и заполненным красной охрой. Таюке матерой называют темную тонкостенную посуду, расписанную широкими полосами алого цвета.

■ Некоторые исследователи полагают, что Матера была основана древними греками. В доказательство они приводят старый герб города с изображением вола и колосьев пшеницы - очень распространенный символ Древней , встречающийся на монетах. Изображение быка с тремя колосьями пшеницы сохранилось на гербе города и до наших дней. Герб несет девиз Bos Lassus Firmius Figit Pedem, который можно перевести с латинского, как «Вол устал тянуть ярмо», что отражает события многовековой давности, когда горожане взбунтовались против налогов и запугиваний со стороны феодалов.

■ Нет единства мнений и относительно названия города, которое могло произойти от mata (груда камней), meteoron (звездное небо, так как в ночное время дома-пещеры Сасси, освещенные изнутри, походили на него), madre terra (Мать-земля), matterah (тюрьма) или те terah (чистая вода).

■ В историческом центре Сасси было построено много садов, прямо над пещерами, которые в эпоху Возрождения использовались как кладбища. Создалась парадоксальная ситуация: люди жили под землей, а усопших хоронили буквально у себя над головой.

■ Дома вырезаны в известняке так, чтобы летом солнечный свет падал в жилище сверху вертикально и не раскалял помещение, а зимой проникал под углом глубже в гроты и согревал их. Это, в частности, помогало круглый год поддерживать довольно высокую температуру в домах-пещерах.

■ Водные резервуары Матеры построены так, что в них происходит естественная фильтрация воды: каменные полости вырезаны в виде перевернутого конуса, твердые частицы оседают в узкой части отстойника, а на поверхности сохраняется вода, пригодная для употребления. Один-два раза в год цистерну чистили: через горловину опускали маленького ребенка, выскребавшего грязь.

■ Быт жителей Матеры был крайне просто обустроен из-за тесноты. Кровать, как правило, была одна - широкая и очень высокая, до 120 см от пола: так было теплее, и под кроватью оставалось место для сена (скот и птицу держали в соседней комнате) и дров. Дети спали в выдвинутых ящиках комода. Стол был маленький, за ним сидели мать с отцом, а дети ели стоя.

■ Электричество появилось в Матере только в 1930-х гг.

■ В годы Второй мировой войны Матера прославилась исключительной отвагой своих горожан, первыми на юге Италии выступивших с оружием в руках против итальянского и немецкого фашизма. После войны город был награжден государственной Серебряной медалью «За воинскую доблесть - (Аl valore militare) - как сказано в аттестате, «за исключительное самопожертвование».

■ Необычный вид города, вызывающий ассоциации с библейским описанием Иерусалима, привлекал выдающихся кинорежиссеров, снявших здесь такие известные художественные фильмы, как «Евангелие от Матфея» (Пьер Паоло Пазолини, 1964 г), «Христос остановился в Эболи» (Франческо Рози, 1979 г), «Царь Давид» (Брюс Берес-форд, 1985 г.), «Страсти Христовы» (Мел Гибсон, 2004 г.), «Омен» (Джон Мур, 2006 г.), «Бен-Гур» (Тимур Бекмамбетов, 2016 г.).

Эти дома хранят память о различных цивилизациях, которые сменяли друг друга в течение многовековой истории Матеры. Первые поселения здесь появились ещё в эпоху неолита; свой след оставили христианские отшельники и византийские монахи, норманнские завоеватели и архитекторы барокко. Особого внимания заслуживают пещерные церкви, которых здесь около 155; многие из них украшены фресковыми росписями X-XI вв. Весь этот комплекс был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 г. Город из высеченных в туфовых скалах жилищ прозвали «подземным», а непрерывная история Матеры позволяет ей претендовать на звание одного из самых древних городов планеты из ныне существующих.

Что посмотреть

«Сасси»

Панорама Матеры / Shutterstock.com

«Сасси» Матеры - уникальное произведение искусства, в создании которого приняли участие сотни тысяч художников. Это совокупность пещер на краю каньона глубиной 70-80 м, по дну которого протекает река Гравина. Здесь можно проследить всю историю города, включая следы варварских и арабских завоеваний, христианские погребения, разрушения византийского периода и многое другое вплоть до эпохи Возрождения и барокко.

«Сасси» - это третий из ныне существующих городов по возрасту. Так что, приехав сюда, вы можете как бы совершить путешествие по человеческой истории в обратном направлении, дойдя до зари цивилизации. Здесь всё кажется неподвижным, привязанным к прошлому, которое выражено в камне. Меняются формы, но аромат истории и впечатление от пейзажа остаётся живым много лет в своём неизменном виде.

Пещерные церкви

В центре и окрестностях Матеры насчитывается порядка 155 пещерных церквей, высеченных в туфе. Это скиты, обители, крипты, лавры и даже подземные базилики, чьи стены часто покрыты древними фресками. Всё это - творения монахов-бенедектинцев и византийцев.


Церковь святых Петра и Павла (она же San Pietro Caveoso) / Shutterstock.com

Особенно красивы церковь Сан-Пьетро-ин-Принципибус с криптой в форме греческого креста, которая была частью мужского монастыря у подножия поселения эпохи неолита. Церковь Мадонна-ди-Сан-Кроче с фреской Мадонны на престоле с младенцем, благословляющим десницей, также заслуживает внимания.


Крипта первородного греха. Деталь фресковой росписи © Foto Progetto Mirabilia

Обязательно взгляните на Крипту первородного греха (Cripta del Peccato Originale) - архитектура здесь нехитрая, но цикл фресок считается одним из важнейших в истории искусства X в.


Церковь Санта-Мария-де-Идрис / Shutterstock.com

В Парке Монахов (Parco dei Monaci) есть грот с фресками XI столетия, а в апсидах церкви Мадонна-делла-Вирту (X в.) - фрески византийского периода. Также можно упомянуть церковь Санта-Мария-де-Идрис, Сан-Джованни-ин-Монтерроне, Санта-Лучия-алле-Мальве, Сан-Донато, Сант’Антонио-Абате, Санта-Барбара и многие другие. Пещерная церковь Спирито-Санто X в., расположенная в центре города, - одна из тех семи точек, где обосновались бенедектинские монахи. С ходом столетий церковь радикально изменилась, но сегодня, после реставрации, её устройство почти полностью вернуло себе своё первоначальное великолепие, и здесь можно осмотреть некоторые из фресок XII в., когда-то покрывавших её стены целиком.

Палаццо Ланфранки


Палаццо-Ланфранки / Shutterstock.com

Это здание спроектировано и построено в 1668-1672 гг. Палаццо-Ланфранки - самый яркий памятник XVII в. в Матере. Его ассиметричный фасад делится надвое горизонтальным карнизом. В нижней части есть пять ниш со статуями Мадонны-дель-Кармине и различных святых. В верхней - вертикальные пилястры с капителями, девять слепых арок, самая широкая из которых поглотила вобрала в себя большое круглое окно-розу, а в верхней части фасада размещён фронтон с часами посередине. Перед входом установлена скульптура Кенджиро Адзумы «Капля».

Национальный музей средневекового и
современного искусства Базиликаты


Деталь экспозиции музея © SyndromeDeStendhal / Flickr.com

Музей находится в здании палаццо-Ланфранки. Его экспозиция поделена на четыре раздела: религиозное искусство, коллекция д’Эррико, современное искусство и этноантропология. В залах музея можно увидеть произведения, попавшие сюда из церквей региона, полотна неаполитанской школы XVII-XVIII вв., несколько картин Карло Леви, Луиджи Гверриккьо и Рокко Молинаро, а также предметы, иллюстрирующие материальную культуру Базиликаты.

Национальный археологический музей
имени Доменико Ридолы


Древняя амфора, выставленная в археологическом музее © visitmatera / Flickr.com

Национальный археологический музей Матеры - самое старинное из выставочных пространств всего региона. Здесь собраны важные археологические находки, обнаруженные в Матере и её окрестностях. В частности, здесь есть артефакты из окружённых траншеями поселений эпохи неолита, которые датируют от VI тысячелетия до н.э.

Природно-исторический археологический парк пещерных церквей Матеры

Региональный парк Мурджа-Матерана площадью 8 000 га находится вне исторического центра Матеры, в окружении волшебной природы. Парк был учреждён в 1990 г. На его территории находятся каньон Гравина-ди-Матера, пещерные церкви и плоскогорье Мурджа.


Природно-исторический археологический парк Мурджа © Foto Progetto Mirabilia

Человек заселил эти земли в далёкие эпохи палеолита и неолита, устроив здесь десятки поселений, от которых нам остались могилы и цистерны. На их руинах в средневековье селились монахи-отшельники; они же высекали гроты для церквей у края каньона. Самые древние следы человеческого присутствия можно наблюдать в Гроте летучих мышей (Grotta dei Pipistrelli), образовавшемся миллионы лет назад под воздействием морских волн и заселённом в эпоху верхнего палеолита.


Грот летучих мышей © visitmatera / Flickr.com

Земля здесь выглядит не особенно благожелательно, но природа подарила ей необыкновенно богатые флору и фауну. Здесь встречаются более 900 видов растений, включая лекарственные травы и специи. Из животного мира здесь очень распространена степная пустельга.

Примерно в 15 км от города находится холм Тиммари - часть крупного археологического участка, который простирается вплоть до долины Брадано и озера Сан-Джулиано.

Кухня

Чаледда

Чаледда по-лукански © panecotto.it

Самое известное фирменное блюдо Матеры - это холодная чаледда ; слово это имеет звукоподражательное происхождение: блюдо готовят, обмакивая чёрствый хлеб почти целиком в воду с оливковым маслом, солью, салатными помидорами и душицей. Есть и горячий вариант, который подают зимой.

Суп «крапиата»

Крапиата по-матерски © wikimatera.it

Это бобовый суп, очень распространённый в этих краях. Основные ингредиенты - это злаки, картофель, бобы и цикорий, а также сельдерей, помидоры черри и оливковое масло холодного отжима. Есть также несколько сезонных вариантов, в которые добавляют соответствующие времени года ингредиенты.

«Страшинати» с хлебной мякотью и хрустящим перцем

Ближайший аэропорт - Bari Palese (примерно 50 км). От аэропорта на матерскую площадь Визитационе ходит шаттл.

На поезде

От центрального вокзала Бари можно доехать до Матеры на поезде компании Ferrovie Appulo Lucane (FAL).

На автомобиле

С Тирренского побережья : ехать по автостраде Salerno — Reggio Calabria. Следовать указаниям в сторону Potenza. Далее в направлении Metaponto по шоссе SS 407 «Basentana» до указателей Matera неподалёку от Ferrandina Scalo.

С Адриатического побережья : ехать по автостраде Bologna-Taranto до съезда Bari Nord. Следовать в сторону промзоны, в направлении Altamura-Matera, сначала по шоссе SS 96, а затем по SS 99, где в скором времени планируется модернизация.

С Сицилии и из Калабрии : ехать по автостраде Reggio Calabria-Salerno. Съезд в Sibari, далее по шоссе SS 106 Jonica в сторону Taranto. Съезд Matera неподалёку от Metaponto.

От полуострова Саленто : самый удобный путь - проехать Taranto и двигаться по шоссе SS 106 Jonica до съезда Matera неподалёку от Metaponto.

Итальянский город Матера отличается от большинства других мест в стране: он очень древний, будто имеет собственную душу, практически весь состоит из скал и пещер. Некоторые называют его «каменный улей». Общая площадь города – 387 км 2 .

В переводе с итальянского языка его название означает «моя земля», более раннее античное название города звучало как «Матеола». Другие версии происхождения названия города: mata, meteoron, matterah, что означает, соответственно, «груда камней», «звездное небо» и «тюрьма».

В 2019 году Матера, в скалах которой некогда жили только охотники, монахи и собиратели, получит почетное звание европейской культурной столицы. Большинство достопримечательностей города – это храмы, церкви и соборы, поэтому здесь понравится религиозным людям и ценителям старинной архитектуры.

Есть в Матере и интересные музеи средневекового и современного искусства, а природа, как и во всей Италии, очень яркая и живописная.

На территории Матеры располагается в общей сложности примерно 130 храмов , в том числе и этот – великолепный образец архитектуры Средневековья. Интересен собор тем, что снаружи выполнен в романском стиле, а внутри можно обнаружить элементы готического стиля.

Раcположен он на площади Сан-Рокко, недалеко от площади Витторио Эммануэле. Зайти внутрь можно сбоку. Это здание можно очень долго разглядывать: богатство романского стиля, разнообразные скульптуры, фигурные капители приводят в восторг. Каждая капитель отличается, на них вырезаны представители животного мира, птицы, растительные орнаменты. Внутри убранство скромное, но в храме царит невероятно притягательная атмосфера спокойствия и святости. Именно из-за нее, а не из-за красивого интерьера, возникает желание побыть внутри подольше.

Пещерные церкви и монастыри

Церкви и храмы в пещерах появились благодаря кочующим монахам, принесшим в Матеру традиционные элементы архитектуры Сирии, Анатолии и Антиохии. Настоящие религиозные фанаты могут посетить все пещерные церкви, но достаточно и одной-двух, чтобы составить впечатление о том, что это такое.

Основные пещерные церкви Матеры:

  • Santa Lucia (на фото выше).
  • Madonna de Idris and San Giovanni in Monterrone.
  • Convicinio di Sant’Antonio.
  • San Pietro Barisano.
  • Santa Maria de Armenis.

Кстати, многие жители Матери и по сей день живут в пещерах, выдолбленных прямо в скалах.

Дома-музеи

Еще один тип достопримечательностей – дома-музеи, открывающие быт и жизнь простых жителей Матеры. Экскурсии дополняются аудио-гидом, что очень удобно. Один из таких домов называется .

Во всех домах тесно, поэтому обустройство крайне аскетическое: кровать, стол, иногда еще стулья. Но не для всех – дети принимали пищу без стульев. Кровать расположена высоко над полом, более метра, так как сверху теплее. Под ней хранили сено, дрова.

Для сохранения тепла расположение домов в гроте максимально продумано: летом солнце не нагревает помещение слишком сильно, зимой — наоборот, свет проникает глубже. Появление электричества в этом городе произошло лишь в 30-х годах XX века.

Местоположение: Vicinato di Vico Solitario — 1.

Другое название – Церковь Очищения . Легко отличить ее по немного выпуклому фасаду округлой формы. Портал церкви может немного напугать: на нем изображено множество черепов разных форм и размеров. Но, если преодолеть страх и приглядеться, можно заметить некую иерархию: верхние черепа носят разные короны, нижние совершенно одинаковые. Каждый решит для себя, что означает такое изображение, равенство всех людей после смерти или что-то еще. Внутреннее убранство Церкви великолепно и вычурно.

Местоположение: Via Domenico Ridola.

Была построена на церкви Святых Петра и Павла, находившейся под землей. Архитекторам Вито Валентино и Томмазо Пеннетте удалось создать весьма элегантный образец стиля барокко. Место свято, так как Франциск Ассизский нашел здесь приют в 1218 году.

Обязательно стоит побывать здесь всем верующим и любителям истории. Собор постепенно шел к тому виду, в котором его видят туристы сейчас, и достиг его лишь примерно в 1700 году. Несомненным украшением церкви является полиптих Ладзаро Бастиани, эффектный и мастерски выполненный.

Местоположение: Piazza S. Francesco.

Всего за 2,5 евро посетители получают возможность познакомиться с долгой историей удивительной Матеры поближе.

Территориально музей располагается в монастыре Святой Клары, экспозиция состоит из множества результатов археологических раскопок, предметов жизни древних жителей Матеры. Музей носит имя сенатора Ридола, который и подарил стране эту обширную коллекцию экспонатов. Любители истории будут в восторге.

Местоположение: Via Domenico Ridola — 24.

Этот храм XXIII века находится среди скал квартала Сассо Кавеозо, откуда открывается отличный вид на Сасси. Внутреннее убранство не роскошно, церковь была создана для того, чтобы просить у Богоматери Идрис выпадения осадков.

Местоположение: Via Madonna dell’Idris.

Прекрасный пример того, что из любого места можно сделать музей. Понравится любителям полазать под землей в необычных местах и всем, кто захочет ощутить прохладу в жаркий день.

Под землей Матеры не менее интересно, чем над ней: множество каналов и цистерн соединены в огромную систему сбора воды. Все это было создано вручную. Экскурсия займет не более получаса, будет весьма информативна, а гид хорошо осведомлен об истории этого места. Незабываемые впечатления гарантированы и для детей, и для взрослых.

Местоположение: Ipogei, Piazza Vittorio Veneto.

Этот парк – одно из тех мест, в которых Матера все-таки похожа на частичку Италии, зеленую и красочную. В этом месте чувствуется дикая природа, открывается незабываемый вид на скалы, храмы и пещеры Матеры, а над головой простирается синейшее небо.

Даже добираться до места будет уже интересно: попасть в этот парк можно, перейдя по веревочному мосту над рекой. Устав от музеев и экскурсий, здесь надо просто гулять, ни о чем не думать и, конечно, фотографироваться.

Это пещеры с фресками на тему первородного греха. День посещения этого места следует спланировать заранее, зарезервировать и обзавестись подходящей удобной обувью. Найти место не совсем легко, так что стоит спросить у местных, как добраться или взять с собой навигатор.

Фотосъемка, особенно, со вспышкой, здесь категорически запрещена. Фрески уникальны и сохранились прекрасно, посетить эту достопримечательность, определенно, стоит. Есть аудио-гид на английском.

Этот парк современной скульптуры просто создан для фотографий. Странноватые фигуры из металла и других брутальных материалов расположены на фоне скал и редких деревьев. Место «на любителя», но здесь приятно даже просто посидеть и пообедать на свежем воздухе.

После многочисленных пеших прогулок приятно будет заглянуть в спа центр и насладиться полным расслаблением. Самая популярная услуга здесь – массаж камнями для влюбленных, романтичный способ провести вечер насыщенного дня.

Местоположение: Piazza Duomo — 13.

Маленький музей оливкового масла легко пропустить, но место довольно занимательное. Можно увидеть и потрогать настоящий пресс для изготовления масла, послушать хорошую экскурсию на английском или итальянском языке, узнать кое-что новое об истории этого продукта и, конечно, купить сувениры. Люди, создавшие этот музей, действительно любят свое дело.

Местоположение: Vico I Casalnuovo — 3.

Museo Nazionale d’Arte Medievale e Moderna della Basilicata

Об удачности идеи соединить в одном месте и современное, и средневековое искусство можно поспорить. Но выставки в этом музее потрясающие, причем, совершенно недорого. Музей очень большой, много артефактов и интересных работ. Многие едут сюда специально, чтобы увидеть выставку Карло Levi ‘s.

Местоположение: Piazzetta Giovanni Pascoli — 1.

Музей современной скульптуры выделяется среди других музеев: экспозиция представлена не на традиционном фоне скучно-пыльных белых стен, а в пещере. Неповторимое сочетание современного искусства и уникальной природной истории покоряет. Представлены работы скульпторов со всего мира, встреча гостеприимна, а еще здесь можно найти отличный книжный магазин. Это запоминающееся место обязательно стоит посетить всем любителям искусства и скульптуры.

Местоположение: Via S. Giacomo.

Из всего многообразия ресторанов Матеры этот выделяется: он находится в пещере. Кухня здесь не высокая, скорее фаст-фуд: бочковое пиво, гамбургеры, кальмары, картофель фри. Но впечатление производит именно обстановка, в которой каждый почувствует себя немного первобытным человеком. Судя по отзывам, выбор еды и напитков, их вкус и сервис здесь вполне достойные.

Местоположение: Via Casalnuovo — 39.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы