Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пролив босфор на карте мира - пролив между черным и мраморным морями - пролив между европой и азией. Пролив босфор на карте мира - пролив между черным и мраморным морями - пролив между европой и азией Что соединяет босфор

Основные моменты

Босфор расположен на территории Турции. Его стратегическое, военное и экономическое значение для черноморских и средиземноморских стран очевидно. Проход торговых и военных кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы регулируется международным Морским правом и международной конвенцией, принятой в 1936 году. За проход через пролив владельцы судов оплачивают маячный сбор на поддержание работы навигационных знаков, по которым ориентируются капитаны. За год здесь проплывает около 50 тысяч больших и малых кораблей.

Пролив Босфор, Босфорский мост

На южной оконечности Босфора расположен крупнейший мегаполис Турции – Стамбул, где проживает более 13 миллионов человек. Это единственный в мире город, лежащий и в Европе, и в Азии. Хорошо сохранившиеся памятники разных эпох привлекают в Стамбул туристов со всего света. Здесь Босфор пересекают автомобильные мосты, а под проливом проложены транспортные туннели с городскими коммуникациями. Городской порт Стамбула Каракёй является главным отправным центром круизов по Босфору.

История

Уже давно снимки, сделанные с околоземной орбиты, показали, что оба берега Босфорского пролива по очертаниям идентичны, словно края разломанного пряника. Это означает, что некогда здесь случилась великая тектоническая катастрофа. Ученые полагают, что около 10 тысяч лет назад, когда растаяли ледники очередного периода похолодания на планете, воды Атлантического океана хлынули в Средиземное море, затопив множество населенных островов, а затем прорвали узкую брешь в скалах, и обрушились в бассейн Черного моря, уровень которого был на несколько сотен метров ниже. Прорыв скал облегчило и то, что часть нынешнего Босфора некогда была долиной реки, уже «прогрызшей» горные породы. Возможно, этому катаклизму способствовало мощное землетрясение: район Босфора сейсмически нестабилен. Многие исследователи предполагают, что именно эта катастрофа, поднявшая воды Мирового океана по всей планете, описана в Библии как Всемирный потоп.


Свое название пролив получил в столь же незапамятные времена. Миф повествует о том, что громовержец Зевс влюбился в красавицу Ио, а его супруга Гера, прознав об этой связи, поклялась отомстить. Тогда любвеобильный бог превратил девушку в корову, она переплыла узкий пролив и спряталась в горах Малой Азии. Слово Боспор означает «Коровий брод».

Интересно, что в Древней Греции Боспором именовались два пролива – Боспор Фракийский (собственно Босфор) и Боспор Киммерийский (Керченский пролив).

В 658 году до н. э. на южном мысе пролива, неподалеку от Мраморного моря, греки основали город Византий. На противоположном, азиатском берегу была выстроена башня, от которой через пролив тянулась бронзовая цепь. Так правители города стали первыми в длинной череде царей, стремившихся контролировать оживленное босфорское судоходство. Через тысячу лет, после распада Римской империи на Западную и Восточную в IV веке н. э., император Константин перенес сюда свою столицу. В его честь город стали называть Константинополем. После падения Византии под натиском турецкого султана Мехмеда в 1453 году, победители назвали город по-своему – Истанбул.

Климат, рельеф и навигация

Босфор расположен в зоне приморских субтропиков, в этом регионе температура воздуха даже в самые холодные месяцы, январь и февраль, редко опускается ниже +5 °С. Весна приходит сюда в начале апреля. С конца мая по октябрь температура воздуха колеблется в пределах +19...+25 °С, достигая в августе-сентябре отметки +31...+32 °С. Это лучший период для путешествия по Босфору.

Летом вода на поверхности пролива прогревается до +23...+26 °С, но температура глубинного течения всегда на несколько градусов ниже. Зимой температура воды в Босфоре +5...+8 °С. В конце зимы – начале весны погода над Босфором непредсказуемо капризна, вдоль обрывистых берегов проносятся шквальные порывы ледяного ветра. Очень редко с севера приходит экстремальная стужа, и пролив покрывается льдом. Византийские хроники свидетельствуют, что Босфорский пролив замерз зимой 401 года. О последнем замерзании Босфора рассказано в турецкой летописи, это случилось в феврале 1621 г. Весной 1954 года пролив забил лед, принесенный черноморским штормом из устьев Дуная и Днепра.

Уровень воды в Черном и Средиземном морях разнится, неоднородна и соленость воды, поэтому в узком извилистом Босфоре возникают сильные течения. Верхнее течение направлено с севера на юг, оно движет воду со скоростью около 2 м/с из Черного моря в Мраморное, а глубинное течение направлено в обратную сторону, причем у берегов оно выходит на поверхность. Там, где сталкиваются разнонаправленные потоки воды, образуются водовороты. Особенно опасны для навигации неспокойные воды Босфора на крутом изгибе берегов пролива примерно в 10 км от черноморского устья. В этом месте располагается рыбацкий город Сарыер. Глубина фарватера в проливе варьирует от 20 до 110 м, этого достаточно для прохода самых крупных океанских судов.



Берега в большей части пролива скалисты и круты, но встречаются участки с пологим берегом. В проливе есть несколько бухт, наиболее глубоко вклинивается в европейский берег бухта Золотой Рог в городской черте Стамбула. В Босфор впадает несколько небольших рек, две из них, текущие с Балканского нагорья, впадают в Золотой Рог.

Мосты над Босфором

По свидетельству Геродота, первый понтонный мост через Босфор в 514 году до н. э. построил инженер с острова Самос по имени Мандрокл. Переход приказал возвести персидский царь Дарий, направлявшийся с огромной армией на покорение Скифии. Через двадцать пять лет его сын Ксеркс решил покорить Грецию. Два моста, которые построили египетские и финикийские инженеры, были разрушены течением. Тогда разгневанный царь собственноручно высек Босфор плетью. После экзекуции пролив «смирился», и по третьему мосту персидские войска перешли навстречу своей гибели в Европу. Их ожидала битва под Марафоном.

С той поры многие века через Босфор переправлялись лишь на лодках и паромах. Большая глубина и сильные течения не позволяли установить в русле опоры мостов. Только в 1973 году проблема была решена, и берега пролива соединил первый Босфорский мостовой переход. Его опоры установлены на берегу, а дорожное полотно подвешено на тросах. Второй вантовый мост возвели в 1988 году.

На севере Босфора, у выхода в Черное море, в 2016 году был завершен почти полуторакилометровый мост Султана Селима. Здесь открыто железнодорожное и автомобильное движение.



Кроме того, под водой пролива недавно проложены два туннеля – железнодорожный «Мармарай» (2013) и автотранспортный «Евразия» (2016).

Планы правительства Турции на этом не исчерпаны. Весной 2017 года на южной оконечности Босфора у Мраморного моря был заложен символический камень нового вантового моста «Чанаккале», который станет самым протяженным в мире.

Туннель "Евразия"
Поезд в туннеле "Мармарай"

От Черного до Мраморного моря

Вы откроете для себя Босфор, отправившись в морское путешествие на борту теплохода, следующего из черноморских портов в Турцию или далее, в другие страны Средиземноморья. Из России такой круиз можно совершить из порта Сочи. Но это не единственный вариант. Мир открыт, и вам ничто не мешает приобрести морской тур по Босфору на пассажирском лайнере или пароме, например в Болгарии или Румынии.

Проход пассажирских судов по Босфору свободен, пользоваться услугами лоцмана не обязательно, и опытные капитаны ведут круизные лайнеры самостоятельно. Скорость движения здесь ограничена 10-ю узлами (около 18 км/ч), и это дает прекрасную возможность рассмотреть живописные окрестные берега. Когда же в проливе особенно оживлен морской трафик или бушует непогода, корабли, входящие со стороны Черного моря, принимают на борт турецких проводников. Лоцманская база расположена на мысе Филь.

Северный вход в пролив отмечают два старинных маяка, возведенные на европейском и азиатском берегах. У левого берега молчаливо покачивается на волнах несколько серо-голубых боевых кораблей. Здесь – турецкая военно-морская база, охраняющая вход в Босфор из Черного моря.

Первую достопримечательность Босфора вы увидите издалека. Это колоссальный мост Султана Селима, среди мостов вантовой конструкции он самый широкий на планете. Ширина мостового полотна – 59 м. Здесь восьмиполосное движение автомобилей и две железнодорожных колеи. Пока не превзойдена и высота его 322-метровых пилонов. С палубы корабля тросы, удерживающие мост над водой, выглядят словно паутинки, трудно поверить, что вес стальных канатов превышает 28 000 тонн.

В начале пролива зеленые берега высокие, но довольно пологие для спуска к воде. Вскоре они сменяются суровыми неприступными скалами с редкими деревьями, растущими из расщелин на обрывах. Выше поверхность берегов поросла густыми лесами. Эти места почти не тронуты цивилизацией. Такими их видели еще легендарные греческие аргонавты, плывшие в черноморскую Колхиду за волшебным Золотым руном.

Ближе к Стамбулу на обоих берегах появляются виллы и дворцы в окружении парков и садов. В августе их фруктовый аромат чувствуется даже на палубе проходящего корабля. Многие из этих усадьб выстроили для отдыха еще аристократы Османской империи в XVIII-XIX веках. Около 300 резиденций получили статус памятников архитектуры. Вскоре вилл уже так много, что они начинают тесниться, взбираясь по террасам высоких берегов все выше. Балконы прибрежных зданий нависают над водой. Из открытых окон слышны музыка и смех, а за широкими панорамными окнами хозяева ведут привычную жизнь – обедают, играют в нарды, смотрят телевизор, не обращая внимания на тысячи любопытных взоров с палуб совсем близко проплывающих теплоходов. На обращенных к воде террасах загорают дачники, они приветливо помашут рукой вам в ответ. Яхты и катера владельцев загородных дач пришвартованы прямо к дверям в дом, эта часть Босфора немного напоминает Венецию.

Как только круизный теплоход входит в пределы Стамбула, панорама становится совершенно другой. Здесь берега густо усеяны тысячами зданий, амфитеатром поднимающихся на крутом левом берегу, и плотно закрывающих более пологий правый. Над городом высятся приземистые купола мечетей и сотни минаретов, вырастающих из зелени парков.

Справа проплывают могучие стены и башни, окружавшие средневековый византийский Константинополь. Из построек павшей империи сохранились немногие. Уцелела жемчужина византийского зодчества и святыня христианской Церкви – собор Святой Софии, возвышающийся на правом берегу Босфора. Чуть далее к югу с собором соперничает огромная Голубая мечеть, выстроенная по приказу султана Сулеймана. Ближе к срезу воды виден комплекс дворцов Топкапы, где жили несколько поколений турецких султанов. Сейчас здесь расположены всемирно известные музеи. В крепостные сооружения встроена древняя церковь Святой Ирины (IV в.), возведенная императором Константином на холме, где был заложен город Византий. В этом храме хранилась километровая бронзовая цепь, запирающая Босфор перед неприятельскими кораблями. Далее на берегу хорошо виден утопающий в садах дворец Долмабахче, выстроенный позже в стиле барокко. Неподалеку стоит крепость Румелихисар, а напротив, через пролив – ее близнец, крепость Анадолухисар. Здесь Босфор сужается, и пушки крепостей не давали шансов проплыть кораблям без дозволения.

Множеством исторических памятников окружена бухта Золотой Рог, напоминающая своими очертаниями изогнутый турецкий кинжал, глубоко вонзившийся в скалистое европейское побережье Босфора. Длина бухты – 12 км. С древнейших времен она служила военной и торговой гаванью. Здесь всегда был оживленный центр города, как бы он ни назывался – античный Византий, средневековый Константинополь, султанский Истанбул. В бухте Золотой Рог сотни причалов, и у каждого продается только что выловленная рыба.

Берега бухты соединены четырьмя мостами, самый знаменитый из них – Галатский. На этом колоритном мосту кипит жизнь: по верхнему уровню в вечных заторах идут автомобили, вдоль ограждений стоят с удочками рыбаки, тут же разложены самые неожиданные товары «блошиного рынка». На втором ярусе, над водой, расположились десятки маленьких ресторанчиков и кафе, предлагающих вкусные блюда из рыбы, креветок и прочих морепродуктов. Все свежайшее, выловленное в Босфоре и Мраморном море утром. Рыбу посетители могут выбрать сами на витрине со льдом, и ее тут же приготовят. А дораду, салаку, морского окуня ловят на спиннинги здесь же ресторанные рыболовы. Хороший выбор таких деликатесов в ресторане "Balik Noktasi". К нему часто подплывают яхты, чтобы взять заказанные по телефону обеды для пассажиров. Набережная усеяна подобными заведениями. Часто недорогие кафе устраиваются прямо на пришвартованных рыбацких фелюгах.


Плавучие рестораны в бухте Золотой Рог

К юго-западу над бухтой, в старинном квартале Фенер, расположена резиденция Вселенского патриарха Константинопольского. Это большой комплекс зданий и храмов. В церкви во имя великомученика Георгия стоит потемневшая от времени патриаршая кафедра. Ее перенесли сюда из собора Святой Софии, бывшим до турецкого завоевания главным храмом православного мира. У иконостаса стоит мраморная колонна со святыней, привезенной императрицей Еленой из Иерусалима в 326 году. Это железное кольцо, к которому был прикован Иисус Христос перед распятием. В раках хранятся останки отцов Церкви Иоанна Златоуста, Григория Богослова и других святых.


Напротив Золотого Рога на маленьком скалистом островке вас удивит небольшой форт. Сегодня это один из символов города Стамбула, по-турецки он называется Kız Kulesi (Девичья Башня), что связано с легендой о печальной судьбе дочери одного из турецких султанов. Но возведено укрепление задолго до турецкого завоевания, и даже ранее образования Византийской империи. В его стенах лежат камни крепости, возведенной афинским полководцем Алкивиадом в IV веке до н. э. Потому есть у этой твердыни и второе, более древнее название – башня Леандра. Греческая легенда рассказывает о трагической истории любви. Влюбленный Леандр по ночам переплывал Босфор, чтобы насладиться объятиями Геро, юной жрицы храма Афродиты. Она зажигала на башне факел для ориентира, но однажды ветер задул огонь, и Леандр утонул. Геро в отчаянии бросилась с вершины башни в Босфор.

В память об этой легенде Олимпийский комитет Турецкой Республики ежегодно проводит акцию под девизом «Переплыви Босфор!». На заплыв приезжают спортсмены со всего мира. Движение кораблей в этот день останавливается на два часа.

Башню неоднократно перестраивали, она служила штабом адмиралов, складом боеприпасов, тюрьмой, таможенной конторой для проверки грузов иностранных кораблей, диспетчерской военно-морского флота и даже санитарным изолятором, куда помещали заболевших холерой.

Сегодня к Девичьей Башне туристов доставляют катера от причалов в районе Юксюдар (азиатский берег), с противоположного берега – от причалов Кабаташ. В башне расположен ресторан с отличной турецкой кухней, кафе и бар. Отобедать или просто выпить чашечку кофе по-турецки предлагается в сводчатых залах или на смотровой площадке.

Ресторан в Девичьей башне

Далее вы минуете Босфорский мост, рассматривая колоритные панорамы восточного города. Через пару километров пролив внезапно расширяется, и вашему взору предстает лазурное Мраморное море, усеянное силуэтами кораблей, ожидающих своей очереди прохода через Босфор.

Завершаются круизы по Босфору у причала поселка Анадолу Каваджи, на берегу Малой Азии. Здесь множество рыбных ресторанов, в которых туристы с удовольствием ужинают после морского путешествия.

Мини-круизы


В короткий полуторачасовой круиз по Босфору в пределах Стамбула можно отправиться на одном из небольших двухпалубных теплоходов, регулярно отходящих прямо от Галатского моста. Стоимость поездки – 15 ₺. На борту разносят чай, соки и печенье, но это – весь рацион. Запаситесь бургерами с рыбой-гриль, завернутой в хрустящие листья свежего салата, бутербродами с сыром и беконом, они продаются у причала за 5-10 ₺. Попробуйте погрызть вкусные печеные каштаны – 7 ₺/100 г. Корабль делает несколько остановок. На любой из них можно выйти и отправиться на прогулку по улочкам города, а затем продолжить путешествие по Босфору на другом теплоходе. Нужно только сохранить билет и предъявить его матросу при входе на трап.

Не торопитесь с выбором, посмотрите расписание у причала Галатского моста. Если пожелаете, выбирайте вечерний круиз на более комфортабельном теплоходе. Он отходит в 19:00. Вы увидите сияющий огнями вечерний Стамбул, фантастически подсвеченные мосты и прибрежные дворцы. На теплоходе есть пассажирский салон, гриль-бар, где для вас поджарят кебаб или свежую рыбу. Продолжительность плавания – 2 ч. 30 мин., стоимость – 60 ₺.

Босфор с высоты птичьего полета

Осмотреть знаменитый пролив и достопримечательности, расположенные на его берегах можно и с воздуха. В Стамбуле предлагаются экскурсионные полеты над Босфором на вертолете. Продолжительность полета – от 15 до 60 минут. Стоимость 15-минутного обзора пролива Босфор в районе Стамбула с высоты 500-600 метров начинается от 169 $ с человека. Маршрут 60-минутной экскурсии пролегает вдоль всего пролива от Черного до Мраморного моря, с облетом исторического центра Стамбула и Принцевых островов. Стоимость – 3499 $. На борт принимается до 6 человек, количество пассажиров на стоимость часовой воздушной экскурсии не влияет. О такой экскурсии следует договариваться заранее. Учтите, что разрешение на вылет дается только при благоприятных погодных условиях.

Полет над Босфором на вертолете

Пляжи

Оживленное движение судов в Босфоре вызывает сомнения – а можно ли купаться в проливе? Горожане утверждают, что окунуться в жару ничуть не повредит, ведь вода здесь проточная. Неизбежные загрязнения от сотен кораблей течение быстро уносит. Сложность в том, что практически вся набережная застроена или дорогами, или домами. Неплохое место для купания под названием Арнавуткёй есть на европейском берегу, примерно посередине между мостами через Босфор. Добраться туда можно на пароме от причала Кабаташ или на любом автобусе, идущем по набережной. В пределах Стамбула на Босфоре есть плохо обустроенный небольшой пляж Кючюксу. Вход на него бесплатный.

Чтобы насладиться пляжным отдыхом, следует отправиться на автобусе или на метро к Мраморному морю. Здесь по обе стороны Босфора обустроены неплохие городские пляжи, но им далеко до курортных береговых линий Анталии или Мармариса.

Отели с видом на Босфор

Панорамным видом на Босфор могут похвастаться несколько десятков отелей в Стамбуле. Среди лучших – «The Ritz-Carlton Istanbul at the Bosphorus » (от € 150/сутки, в ресторане предлагается детское меню Ritz-Kids), «Swissotel The Bosphorus Istanbul » (от € 183/сутки).

Есть отели с видом на Босфорский пролив, предлагающие более демократичную стоимость проживания. Неподалеку от Галатской башни на берегу залива Золотой Рог в старинном здании расположился отель «Nordstern Galata ». Гости обедают на веранде с видом на залив. Стоимость проживания – от € 85 в сутки.


Отель "Nordstern Galata"
Отель "Nordstern Galata"

В районе Бейоглу, на холме над Босфором, расположен «Hilton Garden Inn ». Совсем рядом – знаменитая пешеходная улица Истикляль с ее древними памятниками и популярными ночными клубами. Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 85.

На противоположном берегу Босфора, в районе Кадыкей, расположен еще один отель этой международной сети – «Double Tree by Hilton Istanbul – Moda ». Стоимость проживания в стандартном двухместном номере – от € 40 до € 83 в сутки.

Из окон отеля «Kalyon Hotel Istanbul », расположенного на набережной в районе Фатих, открываются виды и на Босфор, и на Мраморное море. На территории отеля есть чудесный сад. Прогулка к собору Святой Софии и другим памятникам в центре займет не более 10 минут. Стоимость двухместного номера от € 80 в сутки.

Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км. , а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям - это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое – нижнее.

Мосты и туннели через Босфор

Босфор , является местом встречи двух континентов – Европы и Азии. Мосты через пролив, Евразийский тоннель и железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, соединяют эти два континента.

Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост . Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики. Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой - 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году – во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в “Мост мучеников 15 июля” в память о погибших в результате попытки переворота.

Второй мост через Босфор

Второй мост (Мост Султана Мехмеда Фатиха) , построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула . Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста- 64 метра. Не забудьте посмотреть на два босфорских . Когда наступают сумерки, они подсвечиваются тысячами ламп, создавая еще большую романтическую атмосферу.

Третий мост через Босфор

Мост пересекает Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Сооружение начали возводить в мае 2013 года, а церемония открытия состоялась 26 августа 2016 года. Третий Мост через пролив назван в честь султана Явуза Селима. На мосту проложено восемь автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожных линии. Общая длина моста составляет 2164 метра, длина основного пролета 1408 метров. Высота моста составляет 322 метра, ширина – 59 метров.

Подводные сооружения Босфора

Подводный железнодорожный тоннель «Мармарай»

Четырехполосный подводный железнодорожный тоннель «Мармарай», строительство которого началось в 2004 году, был официально открыт 29 октября 2013 года. Общая длина тоннеля 9,8 км, длина подводной части – 1,4 км., а самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель общей протяжённостью в 13,6 км рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.

Евразийский тоннель

20 декабря 2016 года в Стамбуле был официально открыт Евразийский тоннель. Общая длина тоннеля составляет 5400 метров, из них 3340 метров пролегают под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 километров, а максимальная глубина залегания - 106 метров. Тоннель предназначен для проезда легковых автомобилей и микроавтобусов.

Главные достопримечательности Босфора

Плотность населения на обоих берегах Босфора высока. Его воды постоянно бороздят рейсовые корабли городского транспорта (вапуры), прогулочные катера, пароходы с туристами, частные яхты и большие морские суда. Чтобы увидеть Стамбул с обеих сторон пролива, обязательно прогулятся на прогулочном катере по Босфору или продумать маршрут на рейсовых кораблей городского транспорта.

  • располагается на маленком скалистом островке именно там, где пролив соединяется с Мраморным морем. Девичья башня находится ближе к Азиатского побережя .
  • Роскошные виллы и изумительной красоты Османских султанов , и стоят чуть ли не у самой воды, отражаясь в ее глади. Некоторые когда-то османские дворцы, ныне самые роскошные отели Босфора. Например: Дворец Чыраган и отель Four Seasons at the Bosphorus
  • В самом узком месте Босфора, стоят одна против другой две крепости: и .

Отели Стамбула на берегу Босфора

Многие имеют номера или шикарные террасы с видом на Босфор, но не так много стоят прямо на берегу. Босфорские отели расположенные на берегу пролива находятся в основном в стамбульском районе Бешикташ . Это самые дорогие и самые шикарные отели в которых обычно останавливаются именитые гости Стамбула – президенты, шейхи, кинозвезды и крупные бизнесмены.

По обе стороны пролива можно найти и немало самых разнообразных ресторанов, причем как дорогих, где обычно можно встретить звезд шоу-бизнеса, так и обычных закусочных, которые будут по кошельку любому туристу. Также работает немало и национальных ресторанов, где можно отведать традиционную турецкую кухню. А что может быть лучше обеда на террасе ресторана с видом на Босфор , где вы сможете отведать самые разнообразные блюда и напитки.

Фото Босфора


  • Босфор – душа Стамбула



Босфор (Стамбул, Турция) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Турцию
  • Горящие туры в Турцию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Название проливу, отделяющему Европу от Азии, дал древнегреческий миф. Согласно ему, Зевс превратил одну из своих очередных возлюбленных Ио в белую корову, чтобы спасти её от гнева своей законной супруги Геры. Однако это не удалось, и Ио сбежала из Греции через пролив, который с тех пор называется «коровьим бродом» - Босфор.

Длина пролива составляет 30 километров, а в самой широкой части расстояние между берегами составляет 3500 метров. При всем этом Босфор достаточно не глубок: фарватер равняется 30-80 метрам.

Сегодня здесь и не пахнет древними мифами, так как Босфор - это самое сердце турецкого города Стамбул , древнего Константинополя. Для того чтобы посетить Босфор, следует сесть на одно из суден, идущих по линии пролива.

Прогулка вдоль линии пролива

Одна из пристаней, которая встретит путешественника, будет прибрежным районом Каракой. Раньше причал был в большей степени рыбачьим, и даже до сих пор все желающие могут приобрести здесь свежую рыбу.

Чаще всего туристические суда отправляются от пристани Эминеню. Есть долгий круиз на 6 часов и малый - часа на два. Самый популярный маршрут - до Черного моря, с остановкой Анадолу Каваджи на 1,5 часа, где находится красивая крепость.

Самое узкое место Босфора - 700 метров. Легко себе представить, в какой тесноте приходится ходить морским судам между этими краями. У пролива международный статус, поэтому трафик проезжающих туристических и торговых кораблей весьма велик.

Во время морской экскурсии можно узнать о том, что течение Босфора часто называют «чертовым» из-за его стремительности. Говорят, что по весне, во время разлива Дуная, оно достигает своего апогея, а в самом узком месте вода словно кипит. Кроме того, в недрах пролива есть еще одно течение, которое течет в обратную сторону.

Продвигаясь вдоль пролива, понимаешь, что череда сужений и расширений берегов придает Босфору сходство с чередой озер. Однако курсирующие то и дело корабли заставляют вспоминать, что это важная транспортная магистраль. По обе стороны от воды возникают то шикарные каменные дворцы, то бедные лачуги. Это связано с историей города. Турки после заселения Константинополя стали застраивать преимущественно центральные районы, а начиная с 19 века, когда появились пароходы, строительство началось и в более отдаленных и труднодоступных с суши участках.

Мосты Босфора

В узком «горле» Босфора между берегами Европы и Азии сооружены и действуют два моста - собственно Босфорский и мост султана Фатиха. Расстояние между ними равно примерно 5 километрам, оба они действующие, и можно воспользоваться тем, который удобнее. Однако следует иметь в виду, что проезд по мостам платный, а пешеходам вход на них и вовсе запрещен. Это объясняют тем, что мосты часто использовались самоубийцами.

Сейчас идет строительство третьего дорожного моста, призванного связать две транспортные магистрали по обе стороны от пролива. На мосту планируется выделить 8 полос движения, а стоимость проекта оценивается в 6 миллиардов долларов.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Достопримечательности

Самая узкая часть Босфора примечательна еще и тем, что по обе стороны от нее стоят две башни. На европейской части - Румелихисар, на азиатской - Анадолухисар.

Анадолухисар - небольшая крепость, которая была построена на одном из берегов Босфора по приказу османского султана Баязида при первой осаде Константинополя. Высота ее составляет 25 метров, и после падения Цареграда здание использовалось в качестве тюрьмы. Сегодня там находится музей, который, по некоторым сведениям, недоступен широкой публике.

Румелихисар - крепость, построенная для взятия Константинополя, которая вместе с Анодолухисар была призвана отрезать столицу Византии от Черного моря. Потому и название крепости переводится как «перерезанное горло», ведь после строительства спокойно пройти через пролив не могло уже ни одно судно. После падения Цареграда крепость вместе с Анадолухисар стала контрольно-пропускным пунктом. Сегодня же здание безопасно, оно отреставрировано, в нем помещается Музей Артиллерии и проводятся музыкальные концерты.

Круиз по Босфору

Кухня

Из-за прибрежного расположения в местных заведениях представлен большой выбор рыбных блюд. К примеру, не рекомендуется уезжать с Босфора, не попробовав так называемую «барабульку» - рыбку, водящуюся в водах пролива. Причем нужно быть готовым, что хозяин предложит покупателю выбрать ее самому. Здесь стоит обратить внимание на яркую расцветку чешуи рыбы и блестящие глазки: это может значить, что она выловлена недавно, а значит, очень свежая.

Кроме того, легко можно отведать порцию голубой макрели или черной хамсы, и это несмотря на то, что морепродукты в магазинах Стамбула встречаются редко. Это связывается с запретом Корана на употребление в пищу «морских гадов»: с тех пор, как город заняли турки, ситуация обстоит так. Однако в хороших ресторанах на запрет закрывают глаза, и можно отведать мидий, кальмаров и устриц.

Стамбул — это великолепное место для отдыха, которое находится на территории Турции. Стамбул заменит на весь мир, благодаря тому, что он находится сразу на двух материках — в Европе и в Азии, которые, между собой, разделены проливом Босфор. Также, в Стамбул стоит ехать тем, кто любит исторические места и достопримечательности. Помимо всего этого, в городе есть очень много всевозможных различений, к примеру, рестораны, бары, кафе, дискотеки, ночные клубы и комфортабельные отели.

Босфор в Стамбуле

Знаменитый на весь мир город Стамбул уютно расположился прямо на границе двух материков, которые разделены проливом, в связи с этим, сердцем Стамбула можно уверенно назвать Босфор . Босфор — это удивительной красоты пролив, который зачаровывает всех гостей своими водами и контрастно убранными берегами. Здесь по соседству находятся современные небоскребы, рыбацкие поселки, величественные дворцы и многое другое. Все это является прекрасным символом сплетения роскоши и нищеты, древности и современности. Благодаря зеркальным водам, этот город получает особое очарование, которое ни с чем нельзя сравнить. Откуда же появилось название этого пролива? Здесь все связано с древнегреческим мифом, когда Зевс влюбился в жрицу Геры — Ио, которая являлась дочкой царя Инаха. После того, как супруга Зевса об этом узнала, она превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. И ее спасением стало то, что она спряталась в водах Босфора, после чего пролив и назвали «коровий брод». В том же случае, если обратиться к подлинной истории, а не легенде, то можно узнать о том, что первым человеком, который перешел через пролив по мосту, персидский царь Дарий, который переправил через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту. Современные жители Турции с гордостью относятся к своим мостам. Перед тем как его стали разводить, многие местные твердили, что это испортит весь силуэт города, а также всю прелесть Босфора. Но даже не смотря на мост, который был возведен в в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, ему удалось гармонично вписаться в извилины окружающих холмов. Также, существует теория, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 году до нашей эры, из-за таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, после чего, резко повысился уровень воды. Всего за несколько дней, мощный поток воды смог пробить пробку из Средиземного моря в Черное, которая представляла собой пресноводное озеро. Также, стоит заметить, что на подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований нашли затопленные города. многие считают, что именно образование Босфора стало поводом для возникновению мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге.

И чтобы полноценно ощутить на себе, что же такое пролив Босфор, необходимо обязательно, хотя бы один раз совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Это удивительное и неописуемое путешествие , во время которого пред взором предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. А в том случае, если отложить поездку на вечер, то можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» — древнегреческого названия Константинополя. Нет ничего более захватывающего, чем Босфор в вечернее время, который со всех сторон окрашен алым цветом заходящего солнца.

Осенью 2013 года , на дну Босфора открыли великолепный железнодорожный тоннель, который смог соединить два континента Стамбула. Для того чтобы пересечь границу, достаточно будет потрать всего 4 минуты. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут , а уже после, можно пересесть на метро. Этот туннель был создан специально для того, чтобы уменьшить нагрузки через мосты Стамбул, а также для того, чтобы уменьшить загазованность атмосферы. Во время строительства инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, благодаря чему, тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.

На сегодняшний день, по проливу проходят различные крупные суда, которые перемещаются между Черным и Средиземным морями, также Босфор регулярно пересекают многочисленные туристические парому, которые передвигаются от одного берега к другому. На сегодняшний день, пролив может похвастаться международным статусом. К тому же, в том случае, если верить статистике Турецкой Ассоциации морских лоцманов, то каждый день через Босфор проходит более 155 судов. Из них 28-30 судов — это танкеры, а шести из них имеют одну общую длину в 200 метров. В них перевозят опасные вещества, к примеру, сырая нефть, сжиженный газ, топливо для реактивных двигателей и так далее.

Помимо всего вышеперечисленного, пролив Босфор является не просто узким каналом, а одним из самых сложных водных путей, с сильным течением в 6-7 км в час, с крутыми поворотами и многими другими опасностями. К тому же, в марте и в апреле, здесь бывают очень сильные туманы, а зимой тут даже случаются сильные бури, поэтому нужно быть максимально аккуратными и внимательными.

Мосты через Босфор в Стамбуле

Соединить берега пролива Босфор стремились во все времена, начиная еще с глубокой древности. Первые упоминания о мостах, через Босфор в Стамбуле можно отнести к 6 веку до нашей эры. Персидский царь по имени Дарий, озадачился переправой через этот пролив всей своей армии, в составе которой было более 75 тысяч человек. Тогда и решили создать понтонный мост, который соединялся большим количеством лодок, которые были надежно скреплены канатами. Он тянулся в самой узкой части Босфорра. И тогда, по деревянным трапам протяженностью менее 700 метров армия Дария успешно перешла с одного берега на другой. Также, уже в 20 веке в Стамбуле появились несколько проектов мостов. Одни из них брал за основу конструкции знаменитый висячий мост, который находится в США, а именно в городе Сан-Франциско, но на его осуществление у Турции не хватило средств. На сегодняшний день, два берега Босфора соединены двумя различными мостами.

Мост чере з Босфор, или Ататюркский мост

Босфорский мост — это первый висячий мост, который был проложен через Босфорский пролив, он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Закладка моста была запланирована еще на 50 годы 20 века, но была осуществлена только 20 февраля 1970 года. Официальное же его открытие произошло только 29 октября 1973 года, что было приурочено 50-летнему юбилею основания Турецкой Республики М.К. Ататюрком. Он был сооружен немецкой фирмой Хоцхтиеф и английской фирмой Цлевеланд Енгинееринг. В роли образца выступал мост Северной в Англии. Над его строительством трудилось несколько тысяч человек, и потрачено больше 23 миллионов долларов, что на сегодняшний день, является смехотворной суммой для строительства в подобных масштабах. Он был построен консорциумом турецких, английских и немецких компаний. Это невероятно красивый подвесной мост, так как его конструкция опирается на две мощные опоры, каждая из них имеет высоту над водой в 165 метров. Длина самого моста чуть превышает 1,5 километра, а ширина достигает 33 метров, длина основного пролета- 1075 метров, от проезжей части до поверхности воды всего 64 метра. Также, стоит отметить, что высота Босфорского моста предусмотрена таким образом, чтобы был свободный проход судов, высота которых достигает 60 метров. А это, ни много ни мало, высота тридцатиэтажного дома. Ежедневно этот мост пересекает более 200 000 различных транспортных средств, которые перевозят более 600 000 пассажиров.

Благодаря своей длине, этот мост считается 13 мостом в мире, а также 4 в Европе. Ататюркский мост позволим всем местным жителям Стамбула, а также гостям этого чудесного города, при помощи транспорта очень быстро достигать противоположного берега. Проезд по мосту платный, и это также стоит учесть. А вот полюбоваться масштабным сооружением во время пешей прогулки не получится, так как для пешеходов проход закрылся, таким образом, местная полиция остановила волну самоубийств, которые здесь постоянно совершались. Первый Босфорский мост очаровывает исключительно всех, и местных жителей и туристов, особенно это касается ночного времени суток, когда всю его протяженность украшает множество зажженных огней. Также, интересен тот факт, что этот мост получил название первый босфорский мост, после того как был запущен в эксплуатацию новый мост через Босфор, который называется мост султана Мехмеда Фатиха.

Мост через Босфор, или мост Султана Мехмеда Фатиха

Строительство второго моста в Самбуле через Босфор началось в далеком 1985 году, и закончилось к юбилейной дате: 535-летию завоевания города, а именно 29 мая 1988 года, когда и произошло официальное его открытие. На этот раз, над его созданием работали исключительно строители из Японии. Строительство было завершено в рекордно короткие сроки, так как для него понадобилось всего три года, обошлось оно налогоплательщикам всего в сто тридцать миллионов долларов. Назван он был в честь завоевателя Константинополя от османских армий — Султана Мехмеда Фатиха, также его очень часто называют как Второй босфорский мост. Благодаря ему, соединилась европейская часть мегаполиса в районе Румели Хисары, а азиатская часть города в районе Анадолу Хисары. Он был построен на том месте, где ширина пролива Босфор минимальная, а следовательно, там, где был возведен понтонный мост через Босфор для переправы армии Дария. Длинна моста составляет 1510 метров вместе с подземными путями, его ширина достигает 39 метров. Конструкция моста идентична первому мосту, она висячая и стоит на опорах, высота которых достигает 64-65 метров. Пространство между транспортёрами моста — 1090 метров. Также, стоит заметить, что он считается одним из самых крупных мостов во всем мире. Этот мост платный, и закрыт для пешеходов из-за волны самоубийств, которые также тут проводились после его открытия. Каждый день по нему проезжает более 150 000 транспортных средств, которые перевозят 500 000 пешеходов.

Также, стоит заметить, что проект возведения третьего по счету моста через Босфор в Стамбуле, встретил целую волну негодования у местных жителей. Все дело в том, что его создание ызовет разрушение зон зеленых насаждений и приведет к еще большему росту парка автомобилей. Так как планируется возведение моста планируется очень близко от Черного моря, в районах Гарипче (в европейской части) и Пойразкей (в азиатской части) Стамбула.

Отели Стамбула с видом на Босфор

Это прекрасный пляжный отель, который находится в центральном районе Стамбула, в 25 км от аэропорта Ataturk, на первой береговой линии, прямо на берегу пролива Босфор. Здание отеля было построено в 1986 года, а сейчас оно является стильным и комфортабельным отелем. Здесь находится 282 стандартных номера на 1,2 и 3 человек, а также 31 номер класса люкс Suite. В каждом из этих номеров, независимо от категории есть кондиционер воздуха, личная ванная комната и туалет, фен, телефон с прямым набором, телевизор со спутниковыми каналами, интернет, мини-бар, сейф, 24-часовое обслуживание номеров, удобная мебель и многое другое. Также, в отеле есть парковка, камера хранения, сейф, бизнес-центр, химчистка, прачечная, обмен валюты, тренажерный зал, закрытый бассейн с подогревом, открытый бассейн с подогревом, SPA-центр, 3 ресторана, бар, тренажерный зал, услуга «будильник», трансфер до аэропорта, химчистка, прачечная и глажка, услуги такси, факс и ксерокопирование, обмен валюты, аренда автомобиля, организация конференций и банкетов, услуги секретаря и переводчика, услуги врача, услуги ухода за детьми, детский бассейн, сауна, спа-процедуры, массаж, бассейн и многое другое.

Это комфортабельный городской отель, который находится в историческом здании, которое было потсроено в далеком 19 веке. Находится он на берегу пролива Босфор в 45 минутах езды от международного аэропорта Ататюрка. Весь отель выполнен в традиционном турецком стиле с использованием терракотовых и темно-синих тонов, который никого не оставит равнодушным. Здесь есть 166 комфортабельных номеров, в каждом из которых есть ванная комната, кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, DVD- и CD-плеер, радио, телефон, телефон в ванной, голосовая почта, интернет, мини-бар, сейф, халат, тапочки, утюг, гладильная доска, удобная мебель и многое другое. Также, в отеле есть конференц-залы, бизнес-центр, открытый подогреваемый бассейн, гидромассажный бассейн, SPA-центр, фитнес-центр, теннисные корты, гольф-поля неподалеку от отеля, услуги няни, рестораны, бары, магазины, парквока, прачечная-химчистка, услуги консьержа и многое другое.

Это комфортабельный городской отель, который находится в центре города, на берегу пролива Босфор, в развлекательном районе Бешикташ с потрясающим видом на пролив. В отеле есть 186 стильно оборудованных номеров. В каждом из этих номеров, независимо от категории есть LCD-телевизор с кабельными каналами, DVD-плеер, ванная комната с феном, утюг и гладильная доска, мини-бар, чайник и кофеварка, утюг и гладильная доска, телефон с голосовой почтой, удобная и стильная мебель и многое другое. Также, на территории Shangri-La Bosphorus, Istanbul 5* есть парковка автомобилей, салон красоты, аптека, 2 современно оборудованных конференц- и банкетных зала, сувенирный магазин, бизнес-центр отеля, интернет, услуга чистки обуви, услуга прачечной и химчистки, медицинские услуги, почтовые и курьерские услуги, рестораны, бары, детский плавательный бассейн, услуги няни, джакузи, современно оборудованный фитнес-центр, крытый плавательный бассейн, Spa-центр отеля предлагает широкий выбор массажных и косметических процедур, круглосуточное обслуживание в номерах, организация банкетов и торжественных церемоний, обмен валют, полеты на вертолете, копирование документов, услуги такси, услуга трансфера из и в аэропорт и многое другое. Также, в отеле оборудованы номера для некурящих гостей города.

Это современный пляжный отель в Стамбуле, который имеет невероятно красивый вид на пролив Босфор, который находится на второй береговой линии. Находится отель в 20 км от аэропорта Ataturk. Здесь есть 244 уютных номера, включая 23 номера класса Suite. В каждом номере естьудобная мебель, кондиционер воздуха, личная ванная комната и туалет, фен, телефон с прямым набором, телевизор со спутниковыми каналами, мини-бар, сейф, 24-часовое обслуживание номеров, холодильник и многое другое. Также, на территории отеля естьпарковка, камера хранения багажа, сейф у администрации, химчистка, прачечная, бизнес-центр, ночной клуб, салон красоты, шведский стол, услуга «будильник», химчистка, прачечная и глажка, услуги такси, факс и ксерокопирование, аренда автомобиля, организация деловых встреч, банкетов, доступ в интернет, заказ экскурсий, услуги врача, фитнесс-центр, бассейн, баня, сауна, тренажерный зал, SPA-процедуры, массаж, дискотеки, услуги ухода за детьми, рестораны, бар ыи многое другое.

Это великолепный городской отель, который считается одним из самых лучших в мире, к тому же, из него открывается прекрасный вид на пролив Босфор. Находится он всего в 30 минутах езда от международного аэропорта. В отеле есть 59 стандартных номеров, 3 Bedroom Suites, Japanese Suite, 2 президентских Suites, 74 units. В каждом номере есть кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, телефон с прямым набором, интернет, чайник, свежие газеты, великолепная мебель, современная техника и многое другое. Также, в отеле есть 9 ресторанов, 7 баров, открытый бассейн, закрытый подогреваемый бассейн, теннисные корты, гольф, беговые дорожки, фитнес-центр, тренажерный зал, сауна, турецкая баня, массаж, солярий, джакузи, салон красоты Darphin, бутики известных брендов, бизнес-центр, конференц-залы, детская игровая площадка и многое другое.

Вконтакте

Путешествуя по разным странам, каждый турист хочет увидеть самые красивые места и захватывающие дух пейзажи. Отдых в этом случае будет запоминающимся. Одной из самых популярных туристических стран является Турция. Здесь есть множество достопримечательностей. Однако пролив Босфор в Стамбуле заслуживает особого внимания. Какая прогулка ждет путешественников по этому великолепному проливу, интересные факты и отзывы - все это будет рассмотрено далее.

Общее описание

Если упоминается одно из этих названий, в памяти всплывает сразу и второе. Стамбул является древней столицей трех империй. Это такие могучие государства, как Византия, Древний Рим, а также Османская империя. Этот город стоит на рубеже восточной и западной цивилизаций. Их культура, колорит здесь неразрывно связаны и затейливо переплетены.

Чтобы окунуться в особенную атмосферу этого древнего города, обязательно нужно отправиться на прогулку по проливу Босфор. В Стамбуле это главная водная артерия. Она одновременно является сердцем города и его главным символом. Этот пролив хранит в себе множество тайн.

Совершая круиз по Босфору в Стамбуле, можно почувствовать, как зависит город от этой водной артерии. Он черпает из него не только физические, но и духовные силы. Поэтому древний город и пролив являются одним целым. Они много лет живут, слившись неразрывно в единое целое. Туристу, приехавшему в эту страну, обязательно стоит отправиться в путешествие по красивейшему проливу, которым является Босфор. Существует древняя легенда о его появлении.

Согласно преданиям, пролив, который ныне отделяет Европу от Азии, появился в незапамятные времена. Его название символично. Предание гласит, что законная жена Зевса Гера желала пролить свой гнев на очередную возлюбленную своего мужа. Ее звали Ио. Зевс хотел спасти ее. Поэтому он превратил Ио в белую корову. Так ей удалось сбежать из Греции. Ее путь был направлен именно через этот пролив. Поэтому его называли «коровьим бродом». В переводе это название звучит как Босфор.

Географическая справка

Прогулка по Босфору в Стамбуле на корабле станет незабываемым событием. Это обширная водная артерия, которая вместе с Мраморным морем и проливом Дарданеллы, разделяет современную Турцию на Европейскую и Азиатскую части. Его длина составляет около 30 км. Ширина значительно меняется. В некоторых местах она достигает всего 700 м. В самом широком месте пролив имеет 6 км. Длина и ширина Босфора в 2 раза меньше, чем у пролива Дарданеллы. Однако красота этого водоема поражает. В Турции его называют Истанбул Богазы. Это в переводе означает «Стамбульский пролив».

Босфорский пролив соединяет Черное и Мраморное море. Через пролив Дарданеллы водоем сообщается со Средиземным и Эгейским морями. Поэтому через пролив регулярно ходят торговые, нефтяные суда и круизные, пассажирские лайнеры.

Вода в нем солено-опресненная. Она перемещается через пролив из Черного в Мраморное море. Далее воды попадают в Средиземное море. Это уникальная водная система. Речная долина очень старая. Она затоплена водой из моря. При этом здесь существует два противоположных течения. Нижнее несет в себе соленую воду. Верхнее течение опресненное.

Вид на Босфор в Стамбуле столь живописен, что туристы не могут удержаться от возможности сфотографироваться на фоне этой природной достопримечательности. Водные прогулки здесь очень популярны. При этом история пролива, его мостов очень интересна. Этот водоем формировался много десятков лет.

Первый мост

Одной из главных достопримечательностей является Босфорский мост. Он имеет долгую интересную историю. Существует здесь еще один мост. Он более современный. Называется он Мостом Султана Фатиха. Через Босфор был недавно построен и третий мост.

Однако история самого старого сообщения через водоем заслуживает особого внимания. Попытки соединить два берега пролива были предприняты человечеством несколько тысячелетий назад. Подобное предприятие было датировано 490 г. до н. э. Персидский правитель Дарий пожелал пересечь Босфор. Он хотел переправить свою многочисленную армию через эту водную преграду. Однако это вызвало ряд проблем.

Чтобы осуществить свои грандиозные планы, Дарий приказал жителю Самоса, которого звали Мандрокл, построить здесь временный мост. Древний инженер справился с поставленным перед ним заданием. Он связал несколько тысяч лодок, связанных канатами, понтон. Это было грандиозное для этого времени сооружение. Оно имело огромные размеры.

Мост по Босфору в Стамбуле сегодня, конечно, значительно отличается от древних конструкций. Однако попытки человечества придумать сухопутную переправу через пролив впечатляют. По первому древнему мосту-понтону армия из 70 тысяч полностью экипированных воинов смогла пройти на другой берег. Конструкция просуществовала недолго. На другую сторону люди могли добраться только на лодках.

Последующее проекты

Мост через пролив Босфор в Стамбуле был необходим. Это четко понимали правители прошлого. Задумываться серьезно о строительстве такого сообщения стали в период русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Были созданы проекты подобной конструкции. Однако строительство затягивалось. Только в 1931 г. была запланирована постройка моста. Стамбул, некогда бывший столицей Османской империи, ныне стал развитым городом. Его власти стремились создать новую инфраструктуру. Появлялись новые жилые районы, промышленные объекты. В таких условиях город крайне нуждался в строительстве моста.

В этот период создавалось множество инновационных проектов по индустриализации Стамбула. Одним из них стал план постройки первого транспортного пути через Босфор. Это был подвесной мост, примером для постройки которого стала конструкция в Сан-Франциско. Однако и в это время проект остановился на стадии разработки. Он так и не был создан.

Строительство моста

Только в 70-х годах прошлого столетия было построено первое современное сообщение между двумя берегами пролива. Первый камень в процессе строительства моста был заложен в конце февраля 1970 года. Создание этого грандиозного сооружения было доверено турецкой фирме и двум иностранным компаниям. Это были строительные организации Германии и Англии.

Над созданием моста работали 35 известных высококвалифицированных инженеров, а также 400 строителей. Процесс затянулся на 3 года. Строительство обошлось правительству Турции в более 200 млн долларов. Открытие первого моста было отпраздновано 29.10.1073. Эта дата совпала с полувековым юбилеем Турецкой республики.

Длина моста через Босфор (Стамбул) такова, что позволила занять сооружению 13 место в рейтинге подобных построек в мире. Открытие его стало грандиозным событием. Оно было настолько важным для страны, что на церемонию празднования этого события приехал президент республики Фахти Кортюк лично. Также на открытии моста присутствовал премьер-министр Мехмет Наим Талу.

Особенности моста

Следует сказать, что впоследствии были построены и другие мосты через Босфор. Но первое сооружение оказалось самым грандиозным. Его пропускная способность остается самой большой и сегодня. В сутки через него проходит более 200 тыс. машин. Через мост перевозят за это время более 600 тыс. пассажиров. Длина моста составляет 1560 м, а основного пролета - 1074 м. Ширина этого грандиозного сооружения составляет 33 м. От воды до проезжей части расстояние составляет 64 м. Высота моста через Босфор в Стамбуле составляет 165 м. Это расстояние определяется в наивысшей точке сооружения.

Проезд по мосту сегодня платный. Пешеходы сюда не допускаются. Пересечь мост можно исключительно на транспорте.

Вместе с сооружением этого великого моста была достигнута цель не только правительства Турции, но и многих жителей и гостей этой страны. Великие правители Древности могли только мечтать о постройке столь масштабного объекта. Современные технологии позволили претворить планы, вынашиваемые годами, в жизнь.

Мост позволяет за несколько минут добраться из одной части света в другую. Так как ранее подобных конструкций пролив не видел, сооружение было названо первым Босфорским мостом. Он имеет по 3 полосы для перемещения транспорта в обе стороны. Одна из них отведена для аварийных служб. Это не только уникальная, но и красивейшая конструкция пролива.

Мосты

Пролив Босфор в Стамбуле сегодня имеет несколько мостов и тоннелей. Они предназначены для передвижения разного вида транспорта. Первый Босфорский мост был переименован в 2016 году. Сегодня он называется «Мост мучеников 15 июня». Такое решение было принято, дабы почтить память жертв, погибших в результате попытки переворота.

Ныне функционирует и второй мост. Он называется Мост Султана Фатиха. Это сооружение построено в самом узком месте пролива. Здесь водоем имеет ширину всего 660 м. Это сообщение было открыто в 1988 году. Событие было приурочено к завоеванию Стамбула, которое состоялось 535 лет назад. Длина этого моста составляет 1510 м. Зато ширина этой конструкции больше, чем у предыдущей постройки. Она составляет 39 м. Высота дорожного полотна находится на высоте 64 м над уровнем воды.

Туристы утверждают, что на эти мосты стоит посмотреть в вечернее время. Они ночью особенно прекрасны. Мосты подсвечиваются огромным количеством лампочек. Это придает им особый романтический шарм и очарование.

Относительно недавно было принято решение о строительстве третьего моста через Босфор. Он называется Мостом Султана Селима Грозного. Строительство было начато в 2013 году. Конструкция была возведена в 2016 году. Открытие движения состоялось 26 августа 2016 г. Эта конструкция находится севернее Стамбула. В 2017 году строение было переименовано. Ныне оно называется Мостом Султана Селима Явуза. Он является частью Северной мармарийской окружной дороги.

Конструкция является комбинированной. Одну ее часть поддерживают ванты, а другую - ванты и тросы. В середине мост подвешен на тросах. Это самый широкий висячий мост в мире. Здесь предусмотрено всего 8 полос для движения транспорта. Также здесь проложено 2 колеи для передвижения поездов. Рекордной также является высота пилонов. Она составляет 322 м.

Тоннели

Пролив Босфор в Стамбуле также обеспечивает сообщение между берегами при помощи тоннелей. Первый из них называется «Мармарий». Это железнодорожное сообщение, которое проходит в туннеле под водой. Строительство его началось в 2004 году. Открытие тоннеля состоялось 29.10.2013.

Длина Мармарийского тоннеля составляет 9,8 км. Подводная часть составляет 1,4 км. Тоннель расположен на разной глубине. Здесь проходят железнодорожные транспортные средства. В самом глубоком месте тоннель находится от поверхности на 60 км.

Вторым не менее важным сообщением является сегодня Евразийский тоннель. Он был открыт 20.12.2016. Его длина уступает первому туннелю. Она достигает 5,4 км. Непосредственно под Босфором пролегает 3,34 км этого сообщения. Если учитывать длину подъездных путей, то Евразийский тоннель превосходит по длине «Мармарий». Общая протяженность его составляет 14,6 км.

Евразийский тоннель залегает на глубине 106 км. Этот тоннель предназначен для автобусных и автомобильных перевозок. Грузовой транспорт сюда не допускается.

Достопримечательности

Туры по Босфору в Стамбуле предполагают посещение разных достопримечательностей. Отправиться на прогулку можно на городском транспорте (вапурах). Также по водной глади постоянно циркулируют рейсовые корабли, прогулочные катера и яхты, пароходы. Также сюда заходят огромные туристические лайнеры.

Прогулка по Босфору в Стамбуле будет незабываемой. На одном из прогулочных катеров можно осмотреть оба его берега. Плотность населения здесь достаточно большая. Можно составить маршрут самостоятельно, опираясь на расписание городских кораблей.

Одним из часто посещаемых туристами мест является Девичья башня. Она находится на небольшом островке. Здесь пролив соединяется с мраморным морем. Дворцовые комплексы, шикарные виллы времен Османской империи находятся практически у самой воды. Сегодня это самые роскошные отели Стамбула.

В самом узком месте пролива с обеих его сторон стоят друг напротив друга две крепости. Это Румели Хисары и Анадолу Хисары. Архитектура завораживает. Эффектными пейзажами любят наслаждаться многочисленные туристы.

Бухта Халич

Прогулку по Босфору в Стамбуле рекомендуется дополнить посещением бухты Золотой Рог. Ее еще называют Халич. Она расположена на европейской части пролива. Здесь некогда существовал великий город древности Византия. Он также был столицей Римской империи. Также город называли Константинополем.

Любимым местом туристов здесь является рыбацкие лодки, на которых готовят только что пойманную рыбу. Местным деликатесом является балык-экмек. Это барабулька, которая подается с хлебом. Также пользуется популярностью среди туристов жареная хамса.

Рассмотрев особенности и достопримечательности Босфора в Стамбуле, можно будет отправиться в путешествие по этому великолепному проливу. Это время будет приятным и незабываемым.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Экипировка лыжного походника, туриста
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться