Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Суэцкий канал в каком году открылся. Суэцкий канал, Египет: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Канал сыграл важную роль в Холодной войне

Данное сооружение является искусственным судоходным каналом, открытым для движения морских судов в 1869 году. Находится Суэцкий канал на территории Египта и служит водоразделом между Евразией и Африканским континентом, имеет важнейшее стратегическое и экономическое значение. Доход от его эксплуатации является одной из первостепенных статей в египетской экономике, сравнимой с финансовыми поступлениями в сфере туризма.

По заявлению управляющего, только в 2011 г. транзит через него составил более 17 тыс. судов, пополнив при этом египетскую казну на сумму в 5 млрд долларов.

Строительство Суэцкого канала

Суэцкий канал на карте (кликабельно)

История строительства уходит своими корнями в далекое прошлое. Мысль о водном пути через Суэцкий перешеек не давала людям покоя с глубокой древности. Согласно рукописям античных историков канал, соединяющий между собой правый рукав Нила и Красное море, стремились прокопать еще древнеегипетские фараоны в эпоху Среднего царства (II тыс. до н. э.).

В конце XV века венецианские купцы также просчитывали возможности прокладки канала от средиземноморского побережья в сторону Суэцкого залива, однако их замыслам не суждено было осуществиться.

Особенно остро проблема отсутствия короткого морского пути из Европы в Индийский океан возникла во второй половине XIX века. Человечество в ту эпоху переживало период масштабного колониального раздела. Территория Северной Африки, ближайшая к Европе часть континента, была лакомым куском для ведущих колониальных держав того времени — Англии, Франции, Германии и Италии. Египет же являлся объектом соперничества между Великобританией и Францией.

В то же время и главным противником строительства являлась Британия. На тот момент она — обладательница мощнейшего флота. Под ее контролем находился морской путь в Индию, лежавший через самую южную точку Африки, мыс Доброй Надежды. После открытия канала по нему бы пошли суда Франции, Германии, Испании, Голландии и других государств, которые являлись серьезными конкурентами Англии в ее морской торговле.


Строительство Суэцкого канала (кликабельно)

Но все же исторический день настал. 25 апреля 1859 года главный лоббист (выражаясь современным языком) строительства французский юрист и дипломат Фердинанд де Лессепс лично, с киркой в руках, положил начало великой стройке.

Со временем, для ускорения строительства задействовали передовые технологии того времени, земснаряды и экскаваторы. В целом строительство Суэцкого канала велось 10 лет и стоило жизни 120 тысячам рабочих. В общей же сложности в работах принимало участие до полутора миллионов человек.

В итоге было вынуто 75 млн кубических метров земли. Длина Суэцкого канала составила 163 км, ширина 60 метров, а глубина 8, чего с лихвой хватало для беспрепятственного прохождения судов.

За время строительства, вдоль берегов будущего сооружения выросло множество рабочих поселков, некоторые из них со временем переросли в крупные города: Порт-Саид, Порт-Фуад, Суэц и Исмаилия. В наше время, бо́льшая часть их взрослого населения задействована в его обслуживании.


Суэцкий канал: фото из космоса (кликабельно)

17 ноября 1869 состоялось торжественное открытие Суэцкого канала. Сроки движения кораблей из Европы в Индию существенно сократились. Первое время, для его прохождения, морским судам было нужно около 36-ти часов, но спустя недолгое время, с марта 1887 г. ситуация изменилась. Судам, которые были оснащены электрическими прожекторами, разрешили и ночную навигацию, что сократило время прохождения в два раза. В 1870 г. через Суэцкий канал совершили проход 486 грузовых и пассажирских кораблей.

Следует отметить, что всем известную статую Свободы, являющуюся символом США, сначала планировали установить в Порт-Саиде, и называться она была должна «Свет Азии». Однако египетское руководство решило, что перевозка статуи из Франции и последующая ее установка являются слишком затратным мероприятием.

Второй Суэцкий канал

Строительство второй очереди Суэцкого канала началось совсем недавно, в августе 2014 г., а уже 25 июля 2015 г. состоялась его пробная эксплуатация. Строительство параллельной ветки было вызвано тем, чтобы обеспечить двустороннее бесперебойное движение судов в обе стороны. Длина нового составила 72 километра.

Торжественная церемония по случаю его открытия состоялась 6 августа 2015 года. Президент Египта прибыл к месту проведения процедуры на борту яхты «Аль-Махруса», той самой, которая стала известна как судно, первым прошедшее в 1869 году по старому Суэцкому каналу.

Суэцкий канал видео

29°55′55″ с. ш. 32°33′47″ в. д. H G Я O - голова, - устье Аудио, фото и видео на Викискладе

История

Античность

Строительство Суэцкого канала

Рисунок Суэцкого канала (1881)

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II .

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо II (610-595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым , персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён.

Восстановление канала

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт , находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером . Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов. По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии . Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30-40 миллионов франков . Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи » .

В 1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье , исходя из теоретических соображений. В 1846 году образовалось, отчасти под покровительством Меттерниха , международное «Société d’etudes du canal de Suez», в котором наиболее видными деятелями были инженеры француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец генуэзского происхождения Негрелли. Луиджи Негрелли на основании новых, самостоятельных изысканий выработал новый проект: канал должен был стать «искусственным Босфором » непосредственно соединяющим два моря, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов . Французский дипломат Фердинанд де Лессепс поддержал, в общих чертах, проект Негрелли .

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши , вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид-паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала . Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция - 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту - 15 %, основателям компании - 10 % .

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделённых на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал приведёт к освобождению Египта из-под власти Османской империи и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но было вынуждено отступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша , а потом (с 1863 году) его наследник - вали Исмаил-паша .

Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила , шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, которые должны были возникнуть вдоль канала. Этот пресноводный канал идёт от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии , а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

В 1866 г. Исмаил-паша направил своего доверенного Нубар-бея в Константинополь, чтобы тот официально оформил в надлежащем порядке у султана Османской империи Абдул-Азиза , факт его вступления Исмаил в права вали Египта; а также - подтвердил египетскую концессию на прокладку Суэцкого канала , призванного соединить Средиземное и Красное моря . Нубар сумел убедить султана в необходимости выделить на строительство канала баснословную сумму.

Удовлетворенный результатами визита армянина Нубар-бея к султану, Исмаил-паша поручил ему (христианам-неиностранцам подобное доверяли редко) взять в свои руки завершение работ по Суэцкому каналу. Технические трудности, стоявшие перед строителями канала, были громадны... Нубар-бей съездил в Париж, чтобы утрясти спорные вопросы между Египтом и французской Canal Company. Решение вопроса было вынесено на арбитраж императора Наполеона III. Египту это обошлось в 4 миллиона фунтов стерлингов. По возвращении из Парижа, Нубар-бей занял кресло министра общественных работ и был удостоен титула паши. А вскоре он стал министром иностранных дел Египта.

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоёв населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала , затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам , дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря - 9,2 км и Суэцкого залива - около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120-150 м, по дну-45-60 м. Глубина по фарватеру первоначально составляла 12-13 м, затем углублён до 20 м .

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года . На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши , голландский принц с принцессой, прусский принц . Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков . И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида» , премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала . Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал .

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога , и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу , сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году свою долю пая в канале Великобритании . «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал . Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года . Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года , пока канал не был расчищен с помощью ООН . Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

Настоящее время

Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти, туризмом и сельским хозяйством .

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трёх лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов .

Второй канал

В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве активно участвовала армия страны. В финансировании участвовало население Египта .

6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала. На церемонии присутствовали, в частности, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси , прибывший к месту проведения мероприятия на борту яхты «Аль-Махруса». Эта яхта получила известность как первое судно, которое прошло в 1869 году через старый Суэцкий канал.

В настоящее время судно входит в состав ВМС Египта, являясь самым старым действующим морским судном страны, и иногда используется в качестве президентской яхты. Корабль уходит в море примерно три раза в год, но обычно только на одни сутки. Яхта была построена в 1865 году.

«Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью.

Строительство финансировалось из внутренних источников. Египетское правительство выпустило облигации с доходностью 12 % годовых, и инвесторы раскупили их в течение всего восьми дней. Строительные работы велись круглосуточно при масштабном участии инженерных частей египетской армии.

На строительство дублера Суэцкого ушел всего один год (хотя по оценкам должен был быть построен за три года). Реализация проекта обошлась Египту в 8,5 миллиарда долларов. Проект Нового Суэцкого канала состоял в расширении, углублении текущего тракта и создании параллельного тракта. Новое русло должно увеличить пропускную способность канала.

Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания кораблей во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, в то время как его пропускная способность увеличится с 49 до 97 судов в день.

Кроме того, дублер, как ожидается, повысит доход Египта к 2023 году от эксплуатации водного пути в 2,5 раза - до 13,2 миллиарда долларов с нынешних 5,3 миллиарда. Суэцкий канал обеспечивает 7 % мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки. В дальнейшем планируется создать рядом с каналом крупный логистический центр и промышленную зону . Ряд экспертов считают эти прогнозы излишне оптимистичными .

Управление

Суэцким каналом до 1956 года управляла Компания Суэцкого канала , присоединенная к Администрации Суэцкого канала президентом Египта Гамаль-Абдель Насером .

Председателями SCA являлись:

  • Бахгат Хелми Бадави (26 Июля 1956 Года – 9 Июля 1957)
  • Махмуд Юнис (10 Июля 1957 – 10 Октября 1965 Года)
  • Машхоур Ахмед Машхоур (14 Октября 1965 Года – 31 Декабря 1983 Года)
  • Мохамед Адель Эззат (1 Января 1984 – Декабрь 1995 Года)
  • Ахмед Али Фадель (22 Январь 1996 – Август 2012)
  • Мохаб Мамиш (август 2012 – по настоящее время)

Соединение между берегами

С 1981 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель , проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

В 1998 году в Суэце над каналом была построена линия электропередачи . Опоры линии, стоящие по обоим берегам, имеют высоту 221 метр и расположены в 152 метрах друг от друга.

9 октября 2001 года в Египте был открыт новый мост им. Хосни Мубарака на автотрассе, соединяющей города

Суэцкий канал, قناة السويس (араб., произносится «кана ас-Сувайс»), Suez canal (англ.) ― это кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане. Канал расположен на территории Египта и соединяет Средиземное и Красное моря между Порт-Саидом (Būr Sa"īd) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море.

Географическое положение канала в центре международных морских коммуникаций, связывающих нефтедобывающий район Ближнего и Среднего Востока с Западной Европой, обеспечивающих её связи с Азией, Австралией и Восточной Африкой

Зона Суэцкого канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Суэцкий канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки, тем самым сокращая дистанцию на 8-15 тысяч км. До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

На фотографии

Общая длина Суэцкого канала, включая подходные участки, составляет 174 км. Часть трассы проходит по фарватеру в озерах Тимсах, Большом и Малом Горьких, по дну которых проложены морские каналы. Включая эти озера, длина трассы составляет 192 км, включая в себя следующие участки: 78 км от Порт-Саида до Исмаилии и 84 км от Исмаилии до Порт-Тауфика (Суэц). Наименьшая ширина канала 300 метров (ширина фарватера между бакенами 180 метров). Наибольшая разрешенная осадка судов 53 фута, глубина канала 20 метров. Реконструкция 2005 года по углублению канала позволила проходить по нему супертанкерам водоизмещением до 360 000 тонн.

В настоящее время около 10% всех мировых морских перевозок осуществляется через Суэцкий канал. В среднем по каналу проходит до 50 судов в сутки. Скорость судов в зависимости от тоннажа и категории ограничивается 11-16 км/час, среднее время прохождения канала 14 часов.

На фотографии Самый крупный контейнеровоз в мире на данный момент «Maersk Mc-Kinney Moller» компании Maersk Line свободно использует Суэцкий канал в своих морских перемещениях

История возникновения Суэцкого канала берет начало еще в глубокой древности. Известно, что создание канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, имело место уже во времена правления фараона Нехo II (кoнец VII - началo VI в. дo н. э.). Последующие правители Египта также поддерживали сохранение и усовершенствование канала, что продолжалось вплоть до конца эпохи фараонов, после чего канал был заброшен и пришел в состояние упадка. В 642 году он был восстановлен, однако в 776 году вновь перестал функционировать и был окончательно засыпан по приказу халифа Мансура, который не хотел допустить отвод торговых путей от центра Халифата.

Расположение суэцкого канала на географической карте мира

Спустя более чем тысячу лет, в 1798 году Наполеон Бонапарт, пребывая в Египте, заинтересовался возможностью строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Тогда же комиссия во главе с инженером Лепером вплотную занялась созданием проекта строительных работ, реализовать который впоследствии, однако, не удалось. Проект был закончен в конце 1800 года, когда Наполен был уже в Европе, потерявший надежду завоевать Египет и поэтому отказавшийся от идеи строительства канала.

Общее количество наемных рабочих за все время строительства более 1,5 миллионов человек

На этом идея создания канала не исчезла, так как в то время Египет оставался предметом интереса ведущих колониальных стран, в первую очередь Франции и Великобритании, из-за своей близкой относительно остального континента территориальной расположенности к Европе. В 1846 году было образовано международное общество «Société d’etudes du canal de Suez», также занимавшееся изысканиями о возможном строительстве канала между Средиземным и Красным морями. Наконец, в 1854 году французский дипломат и предприниматель Фердинанд Мари Лессепс получил у египетского правителя концессию на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Созданная им Всеобщая компания Суэцкого канала возглавила строительство, а основными держателями акций компании стали Египет (44%) и Франция (53%).

На фотографии Суэцкий канал в прошлом веке

Строительство канала началось в апреле 1859 года. Основные работы производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц, а также европейцами. Количество единовременно занятых в строительстве достигало 30 тысяч человек. По причине тяжелых условий труда, а также географических и климатических особенностей региона, смертность среди рабочих была велика. Работы продолжались более 10 лет, что почти в два раза дольше первоначально задуманного срока; общая стоимость Суэцкого канала в конечном итоге составила 576 миллионов франков.

Для судоходства канал был открыт 17 ноября 1869 года. Существенные расходы на строительство Суэцкого канала осложнили экономическое положение Египта. Пользуясь этим, в 1875 году британское правительство приобрело контрольную долю акций канала. Египет был отстранен от управления, а также от прибыли. Фактическим владельцем канала стала Англия, что еще более усугубилось после английской оккупации Египта в 1882 году.

Июльская революция 1952 года привела к изгнанию из страны английской королевской династии. В 1953 году Египет был провозглашен республикой, и 26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это послужило поводом для англо-франко-израильской агрессии против Египта в конце октября 1956 года, в результате чего Суэцкому каналу были нанесены значительные повреждения, прервано движение морского транспорта. Судоходство вновь было приостановлено на периоды военных действий в 1967, 1973 годах. В 1975 году канал вновь был открыт для судоходства, также стартовал процесс его восстановления, включая масштабную реконструкцию Суэцкого канала, начатую в 2005 году.

На сегодняшний день Суэцкий канал является одним из главных бюджетообразующих проектов Египта. Транзитные пошлины, взимаемые Египтом, составляют значимую долю дохода государственного бюджета наряду с добычей нефти и туризмом. К примеру, в мае 2013 года доход Суэцкого канала составил 438,1 млн. долларов США.

Согласно Международной Конвенции 1888 года, правом прохода через Суэцкий канал могут пользоваться корабли всех стран, не находящихся в состоянии войны с Египтом. Однако, в связи с конфликтом в Сирии, в августе 2013 года Суэцкий канал был закрыт для военных кораблей, проходящих с целью боевых действий в отношении Сирии, о чем выступил с заявлением Министр обороны Египта генерал Абдель Фаттах аль-Сиси. Он также добавил, что Египет не допустит превращения Суэцкого канала в коридор для атаки какого-либо арабского государства.

В настоящее время под дном Суэцкого канала пролегает автомобильный туннель, соединяющий Синай и континентальную Африку. В 1998 году над каналом была построена линия электропередачи. Стоит также упомянуть пересекающий Суэцкий канал автомобильный мост имени Хосни Мубарака, построенный в 2001 году. Мост высотой 70 м является частью автотрассы, проложенной между городами Порт-Саид и Исмаилия, и по сути соединяет Африку с Азией. Еще одним интересным проектом, открытым в том же 2001 году, является железнодорожный мост Эль-Фердан, самый длинный поворотный мост в мире, соединяющий восточный берег Суэцкого канала с Синайским полуостровом.

Суэцкий канал был и остается одним из самый загруженных и релевантных морских путей в мире. Он связывает Западную Европу с районами Ближнего и Среднего Востока, а также с Восточной Африкой, Азией и Австралией. Каждые сутки через канал проходит до 50 судов, и в связи с высокой плотностью морского транспорта в четырех точках канала предусмотрено двустороннее движение. 9 августа 2013 года Суэцкий канал пересекли 68 судов с общей нагрузкой 4,8 миллиона тонн, что стало новым рекордом по количеству грузов, отправленных через него в течение одного дня.

Суэцкий залив отделяет Синайский полуостров от Африки, Суэцкий канал открывает кратчайший путь из Европы в страны Азии и Восточной Африки.
Суэцкий канал является одной из самых важных водных артерий в мире. Этот водный путь начинается в Европе и Средиземном море, проходит по Суэцкому каналу и выходит в Индийский океан, к странам Азии и Африки. Канал проходит между сухим и малонаселенным Синайским полуостровом и Восточной пустыней, самые крупные его порты - и .
Суэцкий залив Красного моря имеет вытянутую форму и является одним из трех рукавов, образовавшихся в результате движения земной коры 20 млн лет назад, когда Аравийский полуостров откололся от Африки. Другие рукава - это само и залив Акаба, находящийся восточнее.
Здесь очень жаркий климат, постоянных рек нет, и только сухие русла-вади упираются в залив, годами не принося ни капли воды. Поэтому испарение в заливе очень велико, а соленость выше, чем во многих других морских участках Мирового океана. С другой стороны, круглый год вода в заливе очень теплая и необычайно прозрачная (видимость достигает 200 м), что создало условия для развития коралловых рифов.

История

В течение всей истории человеческой цивилизации район Суэцкого залива был важнейшим центром мировой торговли, за обладание которым сражались величайшие империи древности.
Люди обжили побережье залива еще 30 тыс. лет назад. 6 тыс. лет назад здесь зародилась великая египетская культура. Тысячу лет назад вся территория была занята арабскими племенами. На некоторое время здесь закрепились турки, создавшие Османскую империю, но затем ушли, оставив эти земли арабам.
В XX в. маленькие прибрежные деревушки рыбаков превратились в центры процветающих курортов, куда хлынули миллионы туристов, по достоинству оценивших красоты и климат Суэцкого залива.
Туризм - не единственное богатство залива: у входа в него, в районе Гемса, на западном берегу, находятся богатые месторождения нефти и природного газа.
Посередине Суэцкого залива и по Суэцкому перешейку проходит условная граница между Африкой и Азией.
В северной части залива находится египетский город Суэц, где начинается судоходный Суэцкий канал, связывающий Красное море со Средиземным.
Суэцкий канал (по-арабски «Кана ас-Сувайс») значительно сократил путь для кораблей, которым ранее приходилось огибать всю Африку, чтобы попасть в Индийский океан. Канал пересекает Суэцкий перешеек в его наиболее пониженной и узкой части, по пути проходя несколько озер.
Главное отличие Суэцкого канала от подобных ему в том, что здесь ровный рельеф местности и никаких шлюзов на канале нет, а морская вода свободно перемещается по нему.
Попытки строительства канала между Средиземным и Красным морями предпринимались еще в глубокой древности. Примерно в 1300 г до н. э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II, в Древнем Египте был проложен канал Фараонов, соединявший реку Нил и Красное море.
По мере упадка Древнего Египта канал разрушался. В III в. до н. э., при египетском царе Птолемее II, канал был восстановлен, а во времена Древнего Рима носил название «Река Траяна» - в честь римского императора.
В 642 г арабы завоевали Египет и поторопились восстановить стратегически важный канал, назвав его «Халидж Амир Эль-Муминин», или канал Повелителя Правоверных. Однако в 776 г сами же арабы его и засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы арабского Халифата. Существовали планы восстановления канала в конце XV в. венецианцами, в середине XVI в. при турках, в Османской империи, а также в конце XVIII в. во время египетской экспедиции французских войск под командованием Наполеона, но этим планам не суждено было сбыться.
Построить канал удалось только во второй половине XIX в.
В 1854 г французский дипломат и предприниматель Фердинанд де Лессепс сумел - приложив неимоверные усилия - получить у египетского правителя Саида-паши концессию на строительство канала между Суэцким заливом Красного моря и Пелузийским заливом Средиземного моря сроком на 99 лет со дня начала работы канала. По истечении этого срока канал должен был стать собственностью Египта.
Строительство канала было начато 25 апреля 1859 г Была проделана гигантская работа. Постройке канала способствовали высохшие озера, находившиеся на его пути, они были ниже уровня моря, что облегчало прокладку. Несмотря на это, пришлось вынуть колоссальное количество грунта. Работы велись вручную, под лучами солнца, в безводной пустыне. На строительстве трудились египетские феллахи, которых местные власти пригоняли сюда по 60 тысяч человек в месяц, при населении Египта всего 4 млн чел. Неудивительно, что около 120 тысяч человек погибли от тяжкого труда и эпидемий.
Лессепс не сумел уложиться в шестилетний срок, как оговаривалось контрактом: работы заняли 11 лет.
Торжественное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 г. К этому событию, а также и к открытию нового театра в Каире итальянский композитор Дж. Верди по заказу египетского хедива написал оперу «Аида».
Начальная глубина фарватера канала составляла 7,94 м, ширина - 21 м.
В 1875 г., под давлением международных долгов, правительство Египта было вынуждено уступить свою долю в канале англичанам. Египет лишился управления каналом и прибылью. Владельцем канала стала Англия. В годы Первой и Второй мировых войн Великобритания контролировала все судоходство по каналу. Египетские суда платили за проход по каналу те же сборы, что и суда иностранных государств, и не могли использовать канал для связи внутри страны.
26 июля 1956 г президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Великобритания, Франция и США сначала попытались добиться «интернационализации» канала. Когда эти попытки провалились, английские, французские и израильские войска начали так называемую Суэцкую войну 1956 г., продлившуюся неделю. Канал был частично разрушен, но впоследствии восстановлен Египтом при помощи союзников.
После Шестидневной арабо-израильской войны 1967 г канал опять был закрыт Это повторилось еще раз в ходе арабо-израильской войны 1973 г. После окончания войны канал длительное время пришлось разминировать силами военного флота СССР.
Египет постоянно проводит работы по углублению канала. Сейчас канал дает возможность проходить груженым кораблям с осадкой до 20,1 м, водоизмещением до 240 тыс. т, высотой до 68 м и шириной до 77,5 м.
Суэцкий канал обладает всего одним фарватером, но для облегчения прохождения по нему судов есть несколько участков, где корабли расходятся. В настоящее время около 8% мировых морских сообщений проходит через канал. В среднем за день по каналу проходит 48 судов, движение по каналу одностороннее.
Эксплуатация Суэцкого канала является для Египта вторым по значению источником дохода после туризма.
На трассе канала находятся крупные египетские города: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) на Средиземном море, Исмаилия - примерно посередине, и Суэц (С Порт-Тауфиком) на Красном море.
Достопримечательностями Суэцкого канала являются пересекающие его автомобильный туннель Ахмеда Хамди под дном канала, вантовый автомобильный мост «Шохада 25 января», уникальная линия электропередачи с мачтами высотой 221 м и железнодорожный мост Эль-Фердан.

Общая информация

Суэцкий залив

Местонахождение: северо-западный участок Красного моря, между Африкой и Синайским полуостровом (Азия).

Страны, выходящие к заливу: Арабская Республика Египет.
Язык: арабский.

Денежная единица: египетский фунт.

Важнейший порт: Суэц. 478 553 чел. (2004 г.).
Суэцкий какал Местонахождение: между Африкой и Синайским полуостровом (Азия).

Бассейны: Индийский и Атлантический океаны.

Важнейшие порты (население, грузооборот): Суэц (300 млн т), Порт-Саид (603 787 чел/св. 1 млн т, 2010 г.), Исмаилия (750 000 чел., 2010 г.), Порт-Фуад (560 000 чел., 2003 г).

Крупнейшие озера: Большое Горькое озеро, Малое Горькое озеро, Манзала, Тимсах (Крокодиловое), Бала.

Цифры

Суэцкий залив

Длина: 314 км.
Максимальная ширина: 32 км.

Средняя глубина: 40 м.

Максимальная глубина: 70 м.
Приливы: полусуточные, высота - 1,8 м.

Соленость: 40-42%о.

Среднегодовая температура воды: до 30°С.
Разница в уровне воды во время токов: от 0,5 м до 1 м.

Суэцкий канал (состояние на 2010 г.).

Длина: 193.25 км.

Глубина: 24 м.

Ширина: 205 м.
Подходные участки: северный - 22 км, непосредственно канал - 162,25 км. южный - 9 км.
Время прохода по каналу: около 14 час.

Скорость судов в зависимости от тоннажа и категории: 11-16 км/ч.

Экономика

Полезные ископаемые (Суэцкий залив): нефть и природный газ.

Эксплуатация какала: $ 5,2 млрд (2011 г.).

■ Автомобильный туннель Ахмеда Хамди.

■ Автомобильный мост «Шохада 25 января».
■ Линия электропередачи.
■ Железнодорожный мост Эль-Фердан.
■ Коралловые рифы Суэцкого залива.

Любопытные факты

■ При строительстве современного Суэцкого канала часть старого русла канала Фараонов использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия.
■ В XVIII-XIX вв. идею сооружения канала через Суэцкий перешеек посчитали невозможной по политическим и техническим причинам. Французский инженер Жак Лепер, работавший по приказу Наполеона Бонапарта, утверждал, что уровень воды в Средиземном море ниже на 9,9 м, чем в Красном, а строить большие шлюзы в те времена еще не умели. Кроме того, император Наполеон уже успел отказаться от планов завоевания Египта.

■ Так как на Суэцком канале отсутствуют шлюзы, морская вода в нем к северу от Большого Горького озера течет на север в зимнее время года и на юг - в летнее.
■ На 38-километровом участке от Порт-Саида до Эль-Кантары трасса канала проходит по озеру Манзала, на самом деле являющемуся мелководной лагуной Средиземного моря.
■ Проектные работы в зоне канала провели французские и итальянские специалисты, а строила канал «Всеобщая компания Суэцкого канала», принадлежавшая Лессепсу, хотя юридически она считалась египетской. Египетскому правительству досталось 44% акций, Франции - 53%, прочим участникам - 3%.
■ В 1863 г египетский хедив (правитель) Исмаил-паша запретил применение принудительного труда на строительстве Суэцкого канала. Но Фердинанд де Лессепс сумел добиться от Египта выплаты неустоек на огромную сумму в 84 млн франков в качестве возмещения издержек.
■ Суэцкий канал значительно сократил продолжительность морских рейсов: если путь из Марселя (Франция) в Бомбей (Индия) вокруг Африки составлял 16,7 тыс. км, то через Суэцкий канал составил 7,3 тыс. км, а из Одессы во Владивосток - вместо 25,6 тыс км всего 14,8 тыс. км.
■ При строительстве Суэцкого канала использовались 1600 верблюдов для доставки воды рабочим, пока в 1863 г не был построен пресноводный канал из Нила.

Содержание статьи

СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

Трасса канала.

Каналпересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

Первые каналы на Суэцком перешейке.

Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му"минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).

Современный канал.

В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

Роль канала в мировой торговле.

Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

Международное значение канала.

Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире