Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Туристический встречный узел. Как вязать встречный узел? Туристические узлы. Учимся вязать узел «восьмерка»

В туризме академический узел - это не морской академиче­ский узел. Академический морской узел очень схож с хирургиче­ским узлом. От своего прародителя - прямого узла - он отличается тем, что ходовой конец верёвки обносится вокруг ходового конца другой верёвки дважды, после чего ходовые концы сводятся на­встречу друг другу и снова дважды обносятся. Иными словами, внизу вяжутся два полуузла и вверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это даёт академическому морскому узлу преимущество в том, что при большой нагрузке на верёвку ок не так сильно затягивается как прямой, и его легче развязать обычным способом.

Академический узел, принятый к использованию в туризме, выглядит иначе:

Вяжется узел, как и прямой, «одним концом в петлю», но после пропускания ходового конца первой верёвки в петлю вто­рой верёвки, делается не один обнос петли, а два. После чего хо­довой конец снова пропускается в петлю, причём по ходу своего коренного котгца. Получается красивый симметричный узел. Та­ким образом была увеличена площадь взаимодействия трущихся поверхностей. За счёт этого пытались решить задачу связывания двух верёвок разного диаметра. Можно ли это делать? Я отвечу словами Михаила Расторгуева и Светланы Ситниковой, которые в своей методичке пишут: «Академический узел, не смотря на реко­мендации методических плакатов ВЦСПС, книги «Турист» (Москва, ФиС, 1974г.), «Энциклопедии туриста» (Москва, Большая российская энциклопедия, 1993г.) и др. не следует применять для связывания верёвок различного диаметра, особенно для жёстких отечественных верёвок». Что к этому добавить"? Я полностью с ними согласен.

Узел довольно спорный. Вязку его можно увидеть только на соревнованиях по технике пешеходного туризма, да и то на дис­танциях низкого класса. Узел туристами почти не применяется. Владимир Ильич Ганопольский в своей книге «Туризм в школе» об этом узле пишет следующее: «... этот узел практического при­менения для связывания двух верёвск, предназначенных для орга­низации страховки, не нашёл: для связывания двух верёвок одного диаметра этот узел не представляет интереса, поскольку... приду­ман очень простой и очень надёжный встречный узел; для связы­вания же двух верёвок разного диаметра академический узел не­многим надёжнее прямого - ему и в этом была найдена куда более надёжная альтернатива».

На ходовых концах обязательно вяжутся страховочные узлы.

«Австрийский скорняжный» узел Шамова

Поговорим сначала о скорняжном узле...

Этот замечательный узел давно известен скорнякам, но до настоящего времени остаётся незамеченным моряками Его схема говорит сама за себя. Он сравнительно прост, имеет достаточно пересечённых концов и компактен.


Кроме того, скорняжный узел обладает отличным свойст­вом. Рассчитанный для сильной тяги, он крепко затягивается, но и без особого груда развязывается. Этот узел с успехом можно при­менять для связывания синтетических верёвок.

В своё время, изучая этот узел, я обратил внимание на то, то этот узел не является симметричной фигурой. Работая со скорняжным узлом и добиваясь его симметрии, я получил новый узел, который условно назвал «австрийским скорняжным» узлом.

Узел имеет несколько свойств, выгодно отличающих его от других узлов этой группы. Он не развязывается при знакопере­менной нагрузке, легко вяжется, легко развязывается при необхо­димости разъединить верёвки. Но даже не это главное. Туристам не нужно изучать специально этот узел. Они его знают! При де­тальном рассмотрении оказывается, что схема этого узла - точная копия австрийского проводника, за исключением одного: чтобы из австрийского проводника получить австрийский скорняжный узел, нужно разрезать его рабочую петлю. Отсюда и следует его название.

На рисунке показан один из способов вязания этого узла. Два других уже описаны при рассмотрении австрийского провод­ника. Насколько мне известно, этот узел до меня никем специаль­но не исследовался, не испытывался и не описывался. Это первое издание с его описанием.

И последнее. Так как этот узел относится к классу вспомога­тельных узлов, то рекомендую на ходовых концах завязать страховочные узлы.

Д . Затягивающиеся узлы

(неверное название - серединные узлы)

Стремя

(выбленочный узел, поплавной узел)

Узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надёжный затягивающийся узел, который без­отказно держит, пока тяга приложена к обоим концам верёвки. Туристы применяют его при вязке носилок, при работе с жумара-ми (в этом случае в рабочие петли вставляется стопа ноги - отсю­да и его название). С помощью этого узла можно закрепить ве­рёвку к гладкому столбу или перекладине, навесить верёвку ы,кд 7 двумя опорами и т.д.

Существует два основных способа вязки стремени. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов опоры (предмета), вокруг которой вяжут узел, открыт и доступен:

Второй способ, когда верёвку приходится обносить непосред­ственно вокруг опоры (вязка узла одним концом):

Если узел вяжется посередине верёвки (не на ее конце), то, естественно, страховочные узлы не вяжутся. В случае, когда узел вяжется на конце верёвки, необходима вязка страховочного узла.

«Констриктор»

(незатягивающееся стремя)

Некто П.Киселёв выпустил настенный календарь на 1993 год, на обратной стороне которого прорисованы порядка 30 различных узлов. В том числе и констриктор, который у г. Киселёва назван констрикатором. Киселёв не одинок в своей ошибке. Русскому человеку видимо легче произносить слово с большим количеством гласных.

Узел известен и используется во всём мире под название «констриктор». Что означает это слово? Слесарь иностраниых слов (Москва. «Русский язык», 1988 г.) нам даёт следующие пояснения: «констриктор» (от лат. constriction - стяжение, сужение) -это анатомическая мышца, сжимающая какой-либо канал или ес­тественное отверстие, например, верхний и нижний края глотки».

Лев Николаевич Скрягин в своей книге «Морские узлы» пи­шет следующее: «Боа констриктор - это зоологическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон, анаконда, как из­вестно, убивают свою жертву, сжимая её тремя петлями своего тела. Узел, известный во всём мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. Констрик­тор хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов, предметах; в этом случае он незаменим».

Мой способ:

В качестве стремени этот узел более удобен, чем обычное стремя. Он не так быстро затягивается и меньше давит на стопу. Кроме этого, этим узлом туристы пользуются при навеске перил (констриктор вяжется одним концом и специально не затягивает­ся на опоре). Констриктор может вязаться на конце верёвки или в её середине. В случае вязки констриктора на конце верёвки, необ­ходимо обязательно вязать страховочный узел (ходовым концом на коренном конце).

Этот узел можно применять и в других целях. С помощью констриктора можно туго завязать мешок, вентиль камеры ката­марана или надувного плота, обжать протекающий резиновый шланг и т.д.

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каж-дому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

“Прямой” узел можно вязать двумя способами.

1. Одной веревкой делается петля (а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке (б). Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан не-правильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.

2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (д).

“Ткацкий” узел

Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны (а), потом с другой (6). Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы (в).

“Встречный” узел

Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вя-жется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Узел “грейпвайн”

Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (а), затем то же самое с другой (б). Узлы стягиваются (в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке (г).

“Брамшкотовый” узел

Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке (а, б). Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).

“Академический” узел

Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке (а, б). Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (в).

Узел “простой проводник”

Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (в).

Узел “восьмерка”

Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (в).

Узел “срединный австрийский проводник”

Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (в), нужно растянуть кон-цы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

Узел “двойной проводник”, или “заячьи уши”

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка» (а), затягивается (в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке (б), чтобы через нее прошли две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (в).

Правильно завязанный узел показан на рисунке (г). Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

Узел “удавка”

Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (а). Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел (б). Затем узел затягивается.

Узел “стремя”

Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке (а). После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (б). Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.

Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (а, б).

Узел “булинь”

Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (а). Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны (б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (в).

«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концом (а). Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (б). На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (в).

“Схватывающий” узел

Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10-12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (а, б). Затем операция повторяется (в, г). После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел (д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».

Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (г).

Дополнительные узлы

Узел “пустышка”

Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за кон-цы в разные стороны.

Способ вязки. Веревка берется за середину и завязывается простой узел (а), но вместо того, чтобы затянуть концы, делается затягивающаяся петля (6).

“Маркировочный” узел

Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована.

“Узел Бахмана”

Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.

Репшнур вщелкивается в карабин (а), при открытом карабине делается 3-4 оборота (б), затем муфта карабина закручивается, узел распрям-ляется и затягивается (в).

Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.

На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (а), затем веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (б).

Академический узел

Он очень схож с хирургическим узлом, отличаясь лишь тем, что вместо одного второго полуузла он имеет их два. От своего, если можно сказать, прародителя - прямого узла он отличается тем, что ходовой конец троса обносят вокруг ходового конца другого троса дважды, после чего ходовые концы ведут навстречу друг другу и снова обносят их дважды. Иными словами, внизу два полуузла и вверху два полуузла, но завязанных в противоположную сторону. Это дает академическому узлу преимущество в том, что при большой нагрузке на трос он не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать обычным способом.


Морские узлы. - М.: Транспорт . Л. М. Скрягин . 1984 .

Смотреть что такое "Академический узел" в других словарях:

    Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского … Википедия

    Хирургический узел … Википедия

    Театр Скарбека, 1900 … Википедия

    Здание театра Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой театр во Львове (Украина). В 1923 году театру было присвоено имя М. К. Заньковецкой. Адрес: улица Л. Украинки, 1. Львовский польский театр был… … Википедия

    - (см. Дубовый узел) (см. Фламандский узел) (см. Водяной узел) (см. Бабий узел) (см. Тещин узел) (см. Прямой узел) (см. Воровской узел) (см. Хирургический узел) (см. Академический узел) (см. Плоский узел) (см. Кинжальный узел) (см. Травяной узел)… … Морские узлы

    I Москва река в Московской и частично в Смоленской области РСФСР, левый приток Оки (бассейн Волги). Длина 502 км, площадь бассейна 17 600 км2. Берёт начало на Московской возвышенности. Питание снеговое (61%), грунтовое (27%) и дождевое… … Большая советская энциклопедия

Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого примитивного и, к сожалению, твердо внедрившегося в наш быт узла. Это именно то, чего не должны делать моряки - завязывать этот узел. Флотский человек, незадачливо завязавший бабий узел даже на берегу, будет наверняка осмеян своими коллегами. Мол, это - позор для флота. Но, увы, среди людей сухопутных этот узел - универсал. Подавляющее большинство людей, не знакомых с такелажным делом, или те, кто по своей профессии не имеет дела ни с веревками, ни с канатами, ни с нитками, применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-нибудь привязать, связать или обвязать. Создается впечатление, что люди, усвоив этот узел в детстве, настолько сильно уверовали в его утилитарность, что не хотят и слышать о каких-то других сложных морских узлах. А тем не менее, если говорить серьезно, то этот узел предатель за всю историю человечества наделал много бед в даже унес немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две веревки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает перемещаться по веревке, скользить вдоль нее. А если его завязать близко от одного из связываемых концов веревки, то при тяге он может соскользнуть и наверняка соскользнет, если связываемые веревки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране свое название этот узел получил в связи с тем, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков. За рубежом его называют "бабушкиным", "дурацким", "телячьим", "ложным", "салаговым" узлом. Но, как ни странно, бабий узел применяют в своей работе моряки и рыбаки некоторых стран. Помимо его отрицательных качеств (скользить и не поддаваться развязыванию), они уловили одно его положительное свойство - при определенных условиях мгновенно превращаться в простой штык - в один из самих простых и надежных морских узлов для закрепления швартова судна на берегу за пал, кнехт или причальную тумбу. Но чтобы при швартовке завязать простой штык, нужно сойти с судна на берег и сделать это непосредственно у пала или подать на берег конец, чтобы это сделали стоящие на берегу. Но, оказывается, простой штык можно завязать за причальную тумбу, не сходя с судна на берег. И делается это с помощью презираемого моряками бабьего узла... Для этого на конце троса, который намерены подать на берег для крепления его простым штыком вокруг пала, делается петля, ходовой конец которого связывается с коренным концом бабьим узлом, который до конца не затягивают. С борта судна эту петлю набрасывают на пал. При рывке за коренную часть швартова бабий узел превращается в простой штык.

Академический узел – фактически, он является улучшенной версией . Единственным его отличием является то, что данный тип узлового плетения имеет два полуузла вместо единственного, как у хирургического. В этом проявляется его надежность.

Данный узел произошел от классического прямого узла, и отличается от него тем, что один из ходовых концов веревки проходит двойное взаимное обнесение с другим концом, вместо единичного, также это обнесение повторяется два раза.

Таким образом, получаются два полуузла, направленные напротив друг друга, и закрученные в противоположные стороны. Благодаря этому, академический узел менее сильно затягивается, при больших нагрузках на веревку, и его намного проще развязать.

Как вязать Академический узел

Возьмите два шнурка (веревки) и скрестите их между собой;
Оплетаем шнурки об друг друга по одному разу;
Выведите ходовые концы обоих шнурков наверх;
Повторно скрестите о сплетите ходовые концы, повторяя нижний полуузел;
Потяните за ходовые и коренные концы веревок, затянув академический узел;

Применение Академического узла

Данный туристический вид узла применяется в случаях, когда нужно стянуть и завязать веревку, трос, нить или леску, которая находятся под натяжением. Также его используют для того, чтобы связать веревки или тросы разного диаметра.

Такой узел очень прочный, и в то же время вязать его очень просто, так же просто его и развязать. Очень часто, с помощью такого узла связывают эластический трос с грубой веревкой, или разные типы промышленных тросов. В основном, он используется для связки веревок на грубой основе, которые находятся в натяжении. Академический узел имеет широкое применение, как в туризме, так и бытовых целях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии