Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь. Иверский монастырь на валдае Название главного храма в иверском валдайском монастыре

(рус. Валдайский Иверский монастырь; англ. Valday Iversky Monastery)

Часы работы: 07-00 до 20-00

Как добраться: добраться можно автобусом из Санкт-Петербурга (с автовокзала на Набережной Обводного канала), до города Валдая, время в пути 6 - 7 часов. Можно, также, добраться на поезде с Московского вокзала до станции Бологое (Тверская область) время в пути – около 2-ух часов, а оттуда на такси или на автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час). С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

Из Великого Новгорода до Валдая примерно 150 км. Сюда ходят прямые автобусы (несколько раз в день) Великий Новгород – Валдай (в пути 3 часа). Можно, также, добраться на поезде до станции Бологое (Тверская область), а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай. С Валдая до монастыря около 10 км, можно доехать на такси, либо дойти пешком.

Из Москвы до Валдая можно доехать на автобусе Москва – Санкт-Петербург от автовокзала на Щёлковской (ходят ежедневно), либо на автобусе Москва – Великий Новгород (с Аэровокзала на Ленинградском проспекте), автобус заходит прямо на валдайскую автостанцию, оттуда до Валдайского Иверского монастыря можно доехать на такси, либо дойти пешком. Можно, также, добраться на поезде с Ленинградского вокзала до станции Бологое (Тверская область), время в пути – 2 часа, а оттуда на такси или автобусе до Валдая, либо на электричке Бологое – Валдай (время в пути – 1 час), затем, также, до монастыря на такси, либо пешком.

На машине до Валдая можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода по трассе Е105 или М10 (Москва – Санкт-Петербург). На трассе будет поворот на Валдай (не поворачивать), и рядом другой поворот (трасса до города Боровичи), с указателем на Святоозе́рский Иверский мужской монастырь, повернуть нужно туда, и проехав по ней 2 км свернуть налево, уже на дорогу к островам монастырским, а далее по прямой до монастыря.

Экскурсии в Валдайский Иверский монастырь здесь

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь – православный мужской монастырь, расположенный на Сельвицком острове озера Валдай в Валдайском районе Новгородской области. Этот монастырь стал первым монастырём, построенным на Руси после Смутного времени.

25 июля 1652 года взойдя на патриарший престол, патриарх Никон выразил желание основать в России монастырь по подобию Иверского монастыря на горе Афон в Греции.

Карта Валдайского Иверского монастыря

Летом 1653 года были построены две деревянные церкви: Соборный храм, в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, и тёплый храм, в честь святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий.


Несравненную красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский писал: «Патриарх Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь, среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».


Главной ценностью и украшением Святоозерской обители, без сомнения, была Иверская икона, которая прославилась многими чудесами. Иверская икона, поражала взор и ум прихожан, не было подобной ей, даже в сокровищнице царя, ни в его церквях. Ценность украшений этой иконы достигала, в то время, более 44 000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.

Схема Валдайского Иверского монастыря


К началу 1654 года в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В феврале этого же года патриарх Никон посетил строящуюся обитель и переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а озеро Валдай нарёк Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сохранилось письмо патриарха Никона царю, где тот сообщает о своём видении, над островом, знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В мае того же года, по распоряжению царя, за Святоозерским монастырём закрепились озеро Валдай с островами, а также, города: Боровичи, Яжелбицы и Вышний Волочёк.


Монастырь строился и укреплялся, а в 1655 году, к дополнению всем монахам, сюда переселилась и братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. А в 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор.


После смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей, в то время монастырь получил статус первоклассного, а число братии составляло 200 человек.


Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осуждён и низложен с Патриаршей кафедры. С этого момента, монастырь стал медленно, но верно приходить в упадок, а с 1712 по 1730 годы обитель со всем имуществом и землёй и вовсе была приписана к строившемуся тогда Александро-Невскому монастырю.


Но, даже в такое тяжёлое время, в монастыре было много прихожан. Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. Проводились торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.


После революции 1917 года Иверский монастырь ожидала печальная судьба. Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Помимо этого, у монастыря отобрали золотую ризу с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. А в 1919 году монастырь и вовсе был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой и пастбищами.


Чего только не пережил Иверский монастырь. На его территории были и историко-архивный музей, и музей краеведения, и мастерские, и дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом.


Но, в 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. С этого момента, И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь начали возвращать к жизни. Были устранены общая захламлённость территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.


Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х - 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района – Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдай. Её новая драгоценная риза, была изготовлена мастерами из города Златоуста, и освящена 25 декабря 2006 года.


В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. И ныне, пред нами он предстаёт в неповторимом обличие. Неповторимая красота и изящность Иверского монастыря известна далеко за пределами России.


Главным сооружением Иверской обители является Успенский собор, который за долгие года не утратил своего величия, он отличается большими размерами и монументальностью. Шестистолпный, приподнятый на подклете храм с галереями и крупным пятиглавием – своеобразный манифест архаизирующего направления русского храмового зодчества середины XVII века. Восточная сторона выдаётся тремя апсидами. Вокруг всего храма галерея с четырёх сторон, с входными тремя крыльцами; при ней с северной и южной сторон две палатки, двухэтажные, в виде часовен, с небольшими позолоченными крестами, такой же крест и на входном крыльце.


Своды собора поддерживаются шестью массивными столбами. Свет сюда доходит с боков сквозь широкие окна (по три окна на каждой из трёх сторон), и сверху – через окна пяти куполов. Длина собора от алтарной стены, до входных паперть дверей – 6,8 метров, а ширина 21,7 метров.


По стенам алтаря и храма имеются фрески XIX века, написанные масляными красками. К сожалению, 60 % фресок были утрачены в советское время. При входе в собор по правую сторону дверей, изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божией Матери, а по левую – чудесное явление мощей Святого Иакова, во время ледохода на реке Мста, а также, чудесное явление Святого Иакова одному больному священнику и другое.


С передней стороны к престолу примыкает каменная ступень; на престоле чеканная посеребрённая одежда и над ним резная вызолоченная сень. Напротив престола, на восточной стороне, под резным вызолоченным балдахином находится изображение Христа Спасителя, сидящего на престоле в виде архиерея, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.


Живопись собора, в целом, сохранилась плохо: некоторые композиции совсем отсутствуют, многие представлены лишь отдельными красочными фрагментами, и лишь на немногих красочный рисунок читается достаточно хорошо. Все сохранившиеся участки старой живописи были укреплены специальным составом и расчищены. В целом, за все время работы художниками было отреставрировано, поновлено и вновь написано 2 956 метров живописи.


Против северо-западного угла соборного храма, находится тёплый монастырский храм во имя Богоявления Господня, построенный по благословению и плану святейшего патриарха Никона в 1657 - 1658 годов.


Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов находится над церковью Богоявления Господня. Она была построена в 1747 году.


Надвратная церковь святителя Филиппа расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Она была построена в 1873 - 1874 годах и представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны – Конюшенные кельи.


Церковь во имя Святого Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась, как жилое помещение.

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь – шедевральное произведение архитектуры, к счастью, дошедшее до наших дней. Настоящая жемчужина Валдайского озера, этот монастырь охраняет тишину и покой здешних мест. Здесь чувствуется спокойствие и умиротворение, а в наш бурный век технологий и прогресса, иногда, такие чувства просто необходимы людям…

Официальный сайт Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря: http://www.iveron.ru/

Иверский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Главная православная достопримечательность Валдая - Иверский монастырь - находится на Сельвицком острове Валдайского озера. Обитель была основана в середине 17 века по подобию мужского монастыря на горе Афон.

Сегодня на территории Валдайского Иверского монастыря расположены Собор Успения Пресвятой Богородицы, Богоявленская церковь, несколько Надвратных церквей, часовня с усыпальницей, Паломнический центр, а также хозяйственные и административные корпуса.

Иверский монастырь открыт для посещений с 6:00 до 21:00. Для туристов и паломников сотрудники обители проводят ежедневные экскурсии. Правда, нужно предварительно записаться по телефону и обозначить количество человек в вашей тургруппе. В Иверском монастыре для туристов предусмотрено размещение в гостином корпусе (с ночевкой и питанием), но эти вопросы также следует согласовать с Паломническим центром.

Добраться до острова, где находится Иверский монастырь, можно на теплоходе. Он курсирует ежедневно: в будни теплоход «Заря-211» отходит от пристани Валдая в 10:00, 12:00, 14:00 и 16:00, в субботу и воскресенье - в 9:00. Билет на теплоход стоит 100 RUB.

После посещения Иверского монастыря можно отправиться на прогулку по Валдайскому озеру на том же теплоходе.

Катание длится около часа (отправление от острова - в 17:00) и стоит всего 250 RUB.

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Иверский монастырь основан в 1653 г. патриархом Никоном. Многократно горел, в 1927 г. закрыт и разорен. Икона Иверской Божьей Матери вывезена неизвестно куда. Вновь открыт в 1997 г.



Монастырь расположен в одном из островов живописного Валдайского озера, в 3-х км от г.Валдая. В монастыре было 5 храмов: Успенский собор 17 в., Богоявленская церковь, церковь во имя Сошествия Святого Духа, храм во имя св. Иакова Боровичского, во имя Архангела Михаила и храм свт. Филиппа, митр. Московского.

По книге: Справочник-путеводитель "Монастыри Русской Православной Церкви" /под ред. Рудин и Кузнецов. 2001 г.



Иверский Богородичный Святоезерский монастырь, 1 класса, близ города Валдая, на одном из островов Валдайского озера. Основан в 1653 году патриархом Никоном по образцу Афонского Иверского монастыря. Здесь находится часть мощей блаженного Иакова Боровицкого (см. 23 октября). В Успенском соборе, построенном патриархом Никоном, находится принесенная сюда с Афона в 1656 году Иверская икона Божией Матери (см. 31 марта); празднество этого перенесения совершается 12 февраля.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх - Иоаким, а так же Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за 8 летнее существования ее в монастыре было издано: "Часослов", два издания, (1657 и 1658 гг.); "Рай мысленный", сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского, (1659 г.); "Брашно духовное", (1661 г.); грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю, (1665 г.).

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящен соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству был вылит специальный колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил 1000 пудов, и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор прибывших богомольцев на освящение обители. Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Монастырь получает статус первоклассного, так же возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году.

Недолго пребывала Иверская обитель в цветущем состоянии. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. До сего дня, от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

После событий 1917 года положение монастыря изменилась в худшую сторону. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а так же овощи и фрукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным Советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров - занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращен Русской Православной церкви и перешел в ведение Новгородской епархии. И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.

21 августа 2001 года состоялся официальный визит президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, в ходе которого был осмотрен архитектурный ансамбль. Владимир Владимирович Путин поставил свечи перед чудотворным образом и в дар монастырю передал еще один список иконы Божией Матери Иверской.

12 января 2008 года Святейший Алексий II Патриарх Московский и всея Руси совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме монастыря, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В.В. Путин. 19 сентября 2009 года нашу Иверскую обитель посетил Святейший Кирилл патриарх Московский и всея Руси.

Самое главное сейчас, что исторические традиции не прервались, удалось отстоять еще один Остров Православия. Русский Север украшен еще одной жемчужиной - возрожденной Иверской обителью. Его многовековые преображенные белоснежные стены, величественно отражаются в зеркале святого Валдайского озера, находящегося в уникальном природном национальном заповеднике. И какое сердце русское не порадуется, видя эту неземную красоту!

По материалам, размещенным на сайте Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря



Настоятельский корпус с колокольней

Каменная трехъярусная шатровая колокольня с 13-ю колоколами построена в 1679-1689 годах. В 1842 году ее перестроил архитектор Александр Харулин, и к концу века на ней было уже 17 колоколов. Самый большой, отлитый в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае, весил 7 тонн. «Полиелейный», весом 3 тонны, отлит там же. Самый старый колокол, весом около 600 килограммов, назывался «Никоном».

Настоятельский корпус, примыкающий к колокольне с востока, имеет два этажа и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены подвалов возвышаются над землей на значительную высоту в 2,5 — 3 метра и воспринимаются как еще один, третий этаж. Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора напоминают о его прежней архитектуре. До нас, к сожалению, дошел лишь единственный образец монастырских изразцов XVII века. Это изразцовый наличник на восточной стороне Настоятельского корпуса.

Новый способ изготовления многоцветных изразцов принесли с собой на Валдай мастера из Белоруссии. В основном они выделывали печной кафель, широко применявшийся в то время в комнатных печах. Кафель изготовляли со слегка выступавшим барельефным растительным орнаментом. Блестящая полива с бликами, дающими игру света, придавала ему нарядный и праздничный вид. Изразцовое производство стало одним из самых крупных при монастыре. В 1655 году, когда строительство здесь только разворачивалось, настоятель докладывал Никону: «А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поставили».

В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов «с разными красками» для пяти печей. Изразцовые печи ставили также в монастырских постройках, в гостиных дворах и в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу, а также посылалось из монастыря в подарок высокопоставленным особам.

Монахи заботились о расширении изразцового дела, совершенствовались и учились изготавливать особо изысканные «кафли». В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоминается имя «печара» (печного мастера, делавшего изразцы) «Якушки Степанова, сына Червякова». Он же обучал и монаха Селивестра «как на кафли краски розные наводить». Впоследствии лучших валдайских мастеров изразцового дела Никон забрал в строившийся Воскресенский монастырь на Истре.

Северный и восточный фасады, обращенные к площади и собору, были богато декорированы нишками, вертикальными колонками, горизонтальными валиками, поясками и изразцово-кирпичными наличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкий фриз, протянувшийся по всей длине восточного фасада на уровне оконных проемов. А с южной стороны стены подвалов, лишены какого-либо украшательства.

http://valday.com/iversky_kolokolnya/1/comments



Одно из самых больших и живописных озёр Новгородской области - Валдайское - подступает почти к самому Санкт-Петербургскому тракту. Далеко, на острове, хорошо видны постройки Валдайского Иверского монастыря, а на берегу, спускаясь с прибрежных холмов, расположился город Валдай.

Валдайское селище Короцкого погоста Деревской пятины впервые упоминается в Новгородских писцовых книгах 1495 года. В то время здесь было всего два двора и жил крестьянин "Якушка Демихов с сыном Климкой". В 1754 году Валдай уже был "государевым селом", где имелось "40 дворов торговых и мастеровых людей да 4 двора церковных соборян", а уже спустя десятилетие число дворов выросло вдвое. Своему росту Валдай обязан прежде всего "государевой дороге" Москва-Новгород. Много раз проезжал по этой дороге митрополит Новгородский Никон, и, возможно, тогда у него зародилась мысль построить обитель на одном из островов Валдайского озера. Этот план был реализован в 1652 году, когда Никон стал Патриархом Московским и всея Руси.

Валдайский Иверский монастырь - первая грандиозная постройка, осуществлённая патриархом Никоном. "Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова, соперничая в этом с постройками царских мастеров", - писал о Валдайском монастыре сирийский путешественник ХVII века Павел Алеппский. Действительно, борясь за верховенство духовной власти над светской, патриарх Никон стремился воздвигать постройки, превосходящие царские. Все они по своему замыслу и прежде всего по названиям - Новый Иерусалим, Крестный монастырь - обозначали международную ориентацию, стремление Никона расширить пределы русской православной церкви на весь мир. Так Иверский монастырь на Валдайском озере стал символическим повторением афонского монастыря Ивери, традиционно считавшимся главным грузинским монастырём на святой Горе. Создавая одноимённый монастырь в России, Никон демонстрировал связь Русской и Грузинской церквей.

Строительство монастыря началось в первый год патриаршества Никона. Посланные им на поиски места для новой обители строители избрали под будущий монастырь небольшой остров на валдайском озере - "не зело велик, но зело красен и рыбными ловлями окружен". Вырубив росший на острове лес, строители начали возводить большой каменный собор "с папертями на подклетях", как в Соловецком монастыре. Главный Успенский собор возводил зодчий Аверкий Мокеев, подмастерье каменных дел из Калязинского Троицкого монастыря, впоследствии строивший для Никона Новоиерусалимский монастырь под Москвой. Из Торжка приехал кузнечных дел мастер Васька Яковлев Головня, из Москвы - кирпичники и обжигальщики. На месте организовали выделку кирпича, начали обучать строительным ремёслам набранных для строительства "работных людей". Летом на лодках, зимой по льду Валдайского озера крестьяне везли на остров камень и дубовые сваи. Строились трапезная, патриарший дворец, колокольня. Из Белоруссии в Валдай было переселено множество семей "мастеровых людей", и один из них, "ценинных дел мастер" Игнат Максимов из Копыси, организовал здесь производство цветных изразцов, которые стали известны далеко за пределами Валдая. Белорусские корни жители города прослеживались ещё 100 лет спустя, и академик Паллас, посетивший Валдай в 1768 году, отмечал, что "его веселые жители произношением и некоими речами еще и ныне несколько изъявляют белорусское свое просхождение". А для заселения новой обители сюда были переведены иноки Оршинского Кутеинского монастыря из Орши, которые привезли с собой типографию, и с 1657 года в монастыре началось книгопечатание. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография - Государев печатный двор в Москве. Новая типография располагалась в угловой Патриаршей башне монастыря, и здесь Никон напечатал свою книгу "Рай мысленный".

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 28 августа 1656 года собор был освящён. На освящении присутствовал Антиохийский патриарх Макарий, но самого Никона не было. Он собрался в свой новый монастырь только в сентябре, но поездка неожиданно затянулась: в Твери патриарх неожиданно заболел и смог прибыть на Валдай только в декабре. С ним приехала и царица с домочадцами, а также высшее духовенство из столицы. Даже недостроенный, монастырь поразил всех. "Поистине нет ему подобного в мире", - отозвался об Иверском монастыре Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило "желтой меди", специально выписанное из-за границы, "величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами". В монастырском соборе покоились мощи св. Иакова Боровичского. Святыней монастыря была Иверская икона Божьей Матери - копия хранящейся на Афоне. Наслушавшись рассказов о сотворённом Никоном чуде, в Валдайский монастырь засобирался и царь Алексей Михайлович. Строители монастыря заторопились. Никон слал на Валдай одну за другой грамоты, указывая, что надо ещё сделать: украсить Успенский собор "стройно и чинно", "велеть вырезать хорошо" царское место - резной балдахин, в окрестных деревнях поставить новые дворы, а старые починить. Аверкий Мокеев завершил строительство трапезной. Никон прислал в монастырь гарнизон для охраны - 200 стрельцов с пушками. Но человек предполагает, а Бог располагает - и тщательное приготовление к встрече царя оказались напрасными. В результате вскоре начался затяжной конфликт патриарха с царём. Никон демонстративно оставил Москву и удалился в Новый Иерусалим, где затеял новое грандиозное строительство. Он вытребовал сюда Аверкия Мокеева и других мастеров с Валдая. Строительство Иверского монастыря замерло. Последний раз Никон побывал в Иверском монастыре в 1659 году. Он прожил здесь несколько месяцев и навсегда покинул Валдай, так и не увидев своё детище достроенным. Только в 1666 году было завершено возведение колокольни, и лишь в конце ХVIII века сооружены каменная ограда, Святые ворота с надвратной церковью Архистратига Михаила и корпуса келий.

Главное сооружение Иверского монастыря, Успенский собор, и 300 лет спустя не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек ХVII века в России. Здание отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Сохранились иконостас и резные дубовые двери, выполненные белорусскими мастерами, которые позже принимали участие в возведении Новоиерусалимского монастыря. Обитель окружена стенами с декоративными башенками, на шпилях которых сохранились фигурки трубящих ангелов. Строительство, затеянное Никоном, не вызвало восторга у местных жителей - Никон приписал Валдай, до того бывшим дворцовым селом, к монастырю, и эту утрату свободы валдайские жители Никону простить не могли. Поэтому день освобождения от монастырской зависимости - 15 (28) августа - бурно и торжественно отмечался жителями Валдая вплоть до 1917 года. Предание связывает это событие с именем Петра I, который как-то августовским днём посетил Иверский монастырь. Основание Петербурга дало новый толчок развитию Валдая. К концу 1760-х годов он стал одним из крупнейших селений на Санкт-Петербургском тракте и даже конкурировал с Новгородом: так, в 1765 году, отвечая на запрос Сената, "отчего Новгорода купечество в великое умаление и убожество пришло", новгородский магистрат в качестве одной из причин называл конкуренцию со стороны валдайских торговых крестьян и ямщиков. Но Иверский монастырь уже к концу ХVII века совсем оскудел и в 1712 году был приписан к Александро-Невской лавре. Только в 1740 году монастырю была возвращена самостоятельность. А потомки привезённых Никоном на Валдай мастеров ещё многие годы спустя слыли искусными ремесленниками.

Особую известность Валдаю принёс колоколитейный промысел, составивший отдельную страницу в истории русских народных промыслов. Сказывают, будто не то при Иване Васильевиче III, не то при Иване Васильевиче Грозном везли из Новгорода снятый по приказу царя новгородский вечевой колокол, да упал он с саней, покатился с горки, да и разбился на мелкие осколки, а валдайцы подобрали эти осколки и стали лить из них свои колокольчики. Отливали здесь и большие колокола, например, для Александро-Невской лавры и Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, но основной продукцией были всё же поддужные колокольчики - звонкие, с удивительно чистым звуком.

Из книги: Низовский А.Ю. "Православные храмы и монастыри". - М.: Вече, 2005 г.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне.

История создания обители

Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников.

Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.

В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

В обители также берет свое начало производство в России цветных изразцов. До наших дней дошли частично сохранившиеся изразцы на одном из окон настоятельского корпуса.

В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.

Красоту деревянного комплекса монастыря отмечали многие современники. Сирийский путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...».

Иверская икона

Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон.

В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

История обители в XVII ― нач. XX вв.

По смерти архимандрита Дионисия его преемником стал архимандрит Филофей. Монастырь получил статус первоклассного, число братии в это время составляло 200 человек.

Но Иверская обитель пребывала в цветущем состоянии недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Патриарх Никон был осужден и низложен с Патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри (Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский) были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли.

Главным сооружением Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. Древняя живопись Успенского собора до наших дней не сохранилась. От первоначального убранства собора до сего дня остались кованные дверные решетки и дубовые резные двери XVII века.

К началу XVIII века Иверский монастырь оскудел и пришел в упадок. С 1712 по 1730 гг. обитель со всем имуществом и землей была приписана к строившейся тогда Александро-Невской Лавре. В эти годы Иверский монастырь утерял вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества.

Несмотря на плохую материальную сторону, монастырь отличался высокой благочестивой и духовной жизнью братии. Особенную известность приобрел настоятель обители архимандрит Лаврентий. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. Он был духовным наставником не только для братии монастыря, но и для многих жителей Валдая и окрестностей. При его настоятельстве были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Он же организовал «странноприимный дом», где принимал многочисленных паломников и странников. Иверская обитель кормила тысячи людей, и запасы ее не оскудевали. Всех принимал настоятель, утешал, как мог, устраивал на ночлег, следил за тем, чтобы прибывшие в монастырь паломники были сыты и довольны.

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний.

Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания.

В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет.

Монастырь в годы советской власти

После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению.

В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

За время советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 30-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление обители

Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги.

В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы.

В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра).

В настоящее время возрождается монастырская библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по богословию и истории Церкви. Открыт небольшой музей, посвященный Патриарху Никону и истории монастыря.

В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация Валдайского монастыря. Всего за период с 2004 по 2008 годы в работах по восстановлению монастыря приняли участие более трех тысяч человек различных специальностей.

12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского (бывшего Успенского) храма монастыря, а также Божественную литургию в этом соборе. В тот же день в присутствии президента России Святейший Патриарх совершил молебен перед Иверской иконой Божией Матери в новоосвященном храме.

По материалам интернет-источников, Пресс-службы Московской Патриархии и сайта Валдайского монастыря

Патриархия.ru

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Много есть замечательных мест на земном шаре. В одних можно отдохнуть телом, а в других – душой. Но есть в России и такое место, где и тело и душа возносится к небесам. Это монастырь Иверской иконы Божией Матери на Валдае. Он относится к православным мужским обителям. Основан на острове Сельвицком в Новгородской области, недалеко от города Валдая. Он один из трех, которые были построены по инициативе патриарха Никона. Город Валдай издавна был известен как центр колоколитейного дела. Красота данного края связана не только с его природой, но и с архитектурой обители.

История заложения и выбора места этой обители несет в себе много различных фактов. Так он был воссоздан по подобию Иверского монастыря с горы Афон. Патриарх Никон увидел его и предложил сделать копию в России. На что царь Алексей Михайлович даже выделил деньги из казны. А вот место было выбрано из-за видения, которое пришло ему во время путешествия за мощами митрополита Филиппа на Соловки. Уже летом 1653 года началось возведение святыни и уже осенью были возведены две деревянные церкви: Теплая и Соборная. Первым настоятелем был Дионисий.

Когда Никон впервые приехал на Валдай, то переименовал поселок в село Богородицкое, а само озеро назвал Святым. Перед этим он опустил на его дно крест и Евангелие. В своем письме к царю патриарх писал, что видел над озером знамение – огненный столб. И сам монастырь назвал Святоозерским.

Через год уже началось строительство каменных сооружений обители. В 1654 году сюда были перенесены мощи Иакова Боровичского. А затем была дана царская грамота, по которой святыне принадлежало не только озеро Валдай с островами, но и близлежащие вотчины.

После переезда в монастырь братии Оршанского Кутеинского монастыря, началось развитие переплетного мастерства и книгопечатания.

В 1656 году было закончено строительство Успенского собора, который в 2008 году переименовали на честь иконы Божьей Матери «Иверской».

Святыни

Среди святынь обители мужского монастырь Иверский на Валдае отмечают:

  • Иверский (Успенский) собор,
  • церковь Архистратига Божьего Михаила,
  • трапезная с церковью Богоявления Господня,
  • Иверская икона Божьей Матери, которая была написана на горе Афон,
  • частицы святых мощей.

Расписание богослужений и прочую подробную информацию для паломников можно найти на официальном сайте монастыря.

Как проехать в Иверский монастырь на Валдае

Иверский монастырь расположен в Новгородской области в 10 км от г. Валдай. Добраться до него можно двумя способами:

  • поездом,
  • машиной.

Если Вы выбрали первый вариант, то сядьте на поезд Псков-Москва и выйдите на станции Валдай. Далее до монастыря плавает теплоход или ездит такси. Если Вы держите путь из Санкт Петербурга, то поезд Санкт Петербург – Москва останавливается на станции Угловка. На ней сойдите и возьмите такси до монастыря.

Как добраться на машине

Если ехать со стороны Москвы, по трассе Москва – Санкт Петербург, то нужно свернуть на повороте до города Боровичи. А если ехать со стороны Питера, то проедете город Валдай и сверните на трассу до города Боровичи. По ней около 2 км прямо и поверните налево. Именно эта дорога будет вести к монастырю.

Зимой местные советуют идти к острову через реку по льду. Прохладный ветерок, мороз, красивые виды и умиротворение помогут Вам настроится на молитву и отвлечься мыслями от всего мирского. Многие, кто побывал там, говорят о неописуемой красоте и звоне валдайских колоколов, которые разносятся над водой. И правда, что может быть лучше? Именно по этому необходимо приехать и посмотреть на эти чудеса.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет также интересно посмотреть видео о святой обители на Валдае:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы