Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История. Описание Храма Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище в г. Казань Фото и описание

Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы:

  • Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
  • Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
  • икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
  • икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
  • Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.

Особо чтимые святыни храма:

  • мощи святителя Гурия
  • чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.

Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в ХIХ-ХХ вв. Так, наиболее известны могилы:

  • гениального русского математика, автора неэвклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856);
  • архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851);
  • ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского;
  • известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища);
  • мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края:

  • архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа. Удивительной судьбы архипастырь при жизни уже почитался как святой, как за рубежом так и в России. До войны, будучи за рубежом, возглавлял Пражскую епархию, придерживался юрисдикции митрополита Евлогия. Благодаря личному обаянию и авторитету архиепископа Сергия православие в Чехии значительно окрепло, а многие русские эмигранты удержались от перехода в католичество. Сам владыка жил в Праге крайне скромно, в одной комнате на четвертом этаже. По четвергам устраивал "чай". Был весьма гостеприимен и хлебосолен: сам солил грибы, варил варенье, в гости ходил с большим мешком, куда помещал самовар и варенье собственного приготовления. Именно вокруг него сплотилась почти вся русская эмиграция в Праге. Во время войны архиепископ Сергий спас многих, укрывая у себя бежавших из немецких концлагерей. Прибытие его в Казань в 1950 году было очень торжественным. Скромного, подчас стеснительного владыку народ встречал как святого: цветами устилая любимому архиерею дорогу, каждый приглашал его к себе в гости.
  • епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося;
  • иеросхимонаха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни. Именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н.И.Ильминского уже при жизни именовали "апостолом казанских инородцев". Его особенно почитают православные кряшены. Слева от церкви, у северного бокового входа, находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Среди других известных могил православного некрополя - могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на аллее, прежде называвшейся "академической" (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения "Основные религиозные начала графа Льва Толстого". Полемике с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, а также разбору взаимоотношений христианства, науки и философии были посвящены многочисленные статьи А.Ф. Гусева в журналах "Гражданин", "Православное Обозрение", "Православный Собеседник", "Вера и разум". Полемизировал он и со старокатоликами. Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899) , одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне - "Истории русской словесности", "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" и т.д. Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбища находится могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937) , автора знаменитого исследования "Наука о человеке", посвященного христианской антропологии.

В 80-е годы Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок.

Расписание богослужений:

Богослужения совершаются ежедневно. Литургия - 8.00, вечерняя служба - 16.00. В воскресные и праздничные дни служатся две литургии: ранняя - 6.15, поздняя - 8.00.

Почти всю сознательную жизнь я прожила рядом с древней столицей Татарстана, но на Арское кладбище, где расположен храм во имя святых князей Феодора, Давида и Константина, попала впервые... Еще при голубых зимних снегах, но уже при ярком, почти весеннем, солнце купола храма блестели и влекли так, что невольно подумалось: «Почему я до сих пор сюда еще не приходила? Ведь даже наша святыня - образ Божией Матери «Грузинская» всю войну хранился здесь... Сколько раз об этом слышала...»

Рассматривая святыни храма Ярославских чудотворцев, я на мгновения забывала, что главная цель моего прихода - рассказать об истории храма вообще, ведь с 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. Но как устоять, чтобы не приложиться к образу Казанской Божией Матери, о котором до сих говорят, что именно он является тем чудотворным образом Казанским, о котором в последнее время в России столько споров... Потемневшая древняя икона, скольких верующих исцелил образ Богородицы...

Рядом - гробница святителя Гурия и посох, на который он опирался в последние годы своей земной жизни...

Образ Спасителя на большом темной древе - есть версия, что его внесли православные христиане в Казань вместе с войском Ивана Грозного...

По материалам А. ЖУРАВСКОГО И Е. ЛИПАКОВА:

"Сам храм, будучи кладбищенским, изначально служил только для отпевания православных христиан и был приписан к Кафедральному Благовещенскому собору («РВ» №2 - ред.). Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя св.Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен левый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт.Льва папы римского и св.праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. В 1925 году, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине.

К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г.Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г.Казани) и другие.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих - это одно из самых намоленных мест древнего города.

Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в XIX-XX вв. Так, наиболее известны могилы: гениального русского геометра, автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856); архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851); ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского; известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908); мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края: архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа, почитавшегося святым еще при жизни как за рубежом, так и в России; епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося; иеросхимо-наха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни, именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н. И. Ильминского уже при жизни именовали «апостолом казанских инородцев».

Слева от церкви, у северного бокового входа находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Вокруг храма находится множество могил казанского духовенства. Традиция погребения умершего духовенства поблизости от церкви сохраняется до последнего времени. Среди других известных могил православного некрополя - могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на аллее, прежде называвшейся «академической» (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения «Основные религиозные начала графа Льва Толстого».

Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899), одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне - «Истории русской словесности», «Апокрифических сказаний о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки»... Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбище - могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), автора знаменитого исследования «Наука о человеке», посвященного христианской антропологии.

Удивительно все-таки, что в самом центре Казани, в самом центре современной Казани, с ее суетой и движением, здесь - тихо и покойно... Постепенно в кладбищенский храм приходят все больше и больше верующих. Приходят не только на божественную литургию (да, сейчас в храме богослужения совершаются ежедневно - храм отошел от своего первоначального назначения), приходят не только на могилы своих близких, но и для поклонения древним русским святыням.

У большой иконы «Сергия Радонежского», привезенной сюда еще в годы богоборничества, остановилась молодая женщина с ребенком. Поставив свечку перед святым образом, перекрастившись, она помогла и своему малышу. Рядом с иконой Казанскойго образа Божией Матери они остановились еще раз. Женщина подняла малыша на руки, и он смог нежно прикоснуться к светлому образу Богородицы - а со стороны на них с любовью смотрели лики святых князей Феодора и его сыновей Давида и Константина, воинскими подвигами которым суждено было Богом прославиться...

19.03.2018 928

17 марта 2018 года, в канун Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, праздника обретения мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев (1463), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище города Казани.

Его Высокопреосвященству сослужили почетный настоятель церкви протоиерей Виталий Марфушкин, секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, благочинный I Казанского округа, настоятель храма Ярославских чудотворцев протоиерей Алексий Чубаков, настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев), клирики прихода.

Богослужебные песнопения исполнил смешанный приходской хор под управлением Александра Федотова.

После чтения первого часа глава Татарстанской митрополии поздравил духовенство и мирян с воскресным днем и престольным праздником кладбищенской церкви. Владыка Феофан также напомнил прихожанам, что на предстоящей седмице в среду вечером во всех храмах будет совершаться особая служба, именуемая «Стоянием Марии Египетской», за которой прочитывается полностью Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского

В сам день праздника Божественную литургию возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Чубаков, которому сослужили клирики прихода. За богослужением молились многочисленные прихожане казанских храмов, прибывшие молитвенно почтить угодников Божиих, а также учащиеся приходской воскресной школы.

Завершая богослужение, духовенство совершило славление святым благоверным князьям Ярославским, после чего протоиерей Алексей Чубаков обратился к молящимся с проповедью . Настоятель поздравил всех с престольным праздником и напомнил подвиг святых, имя которых носит сей древний храм - сердце Казанской епархии.

Спустя 100 лет святые мощи князей были обретены в Спасо-Преображенском монастыре. Описывая это событие, летописец сообщил, что мощи находились в одном гробе, причем сыновья лежали у отца подмышками. И ныне мощи покоятся в одной раке в Ярославле, а святые князья Феодор, Давид и Константин почитаются небесными покровителями этого славного города. В нашем храме есть икона с частицами мощей святых. В своё время их благословил передать нам владыка Ярославский и Ростовский Михей.

Вспоминая память этих святых сегодня, когда наше государство подвергается различным нападкам, мы должны просить их помощи и заступления. Задумываясь о будущем России, важно обратиться всем своим сердцем и разумом к благоверным князьям и просить их умудрить наших правителей, а нас самих - научить молиться за них и быть верными чадами Православной Церкви, надёжными гражданами земного Отечества. Как говорил святитель Филарет (Дроздов), «худой гражданин земного отечества и Небесного не достоин», а потому будем всем сердцем любить Отечество земное и стремиться к Отечеству небесному.

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен левый придел, посвященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода, и был приписан к Кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению.

Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов было закрыто, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм.

Здесь хранились чудотворные иконы: - Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), - Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), -икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря), - икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани), - Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др. Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико.

С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел I статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих - это одно из самых намоленных мест древнего города.

И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. Особо чтимые святыни храма: икона Божьей Матери Казанской, мощи святителя Гурия. Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке.

Арское кладбище

На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в Х1Х-ХХ вв. Так, наиболее известны могилы: гениального русского геометра, автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856); архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851); ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского; известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища); мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии