Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Невероятные истории людей, выживших после авиакатастроф. Люди выжившие в авиакатастрофах Люди выжившие после авиакатастрофы

Можно ли спастись при крушении самолета? Этим вопросом задаются не только те, кто собирается пересечь пространство на авиатранспорте, но и те, кто потерял своих родных и близких в подобных катастрофах. Ответить на него можно только теоретически. Но истории известны многочисленные случаи спасения людей. И слово «многочисленные» здесь не опечатка.

Немного истории

В интернете сегодня можно найти массу информации о выживших в авиакатастрофах. Но мы остановимся на крупных авариях, в которых число жертв превысило сотню человек.

  1. В 1970 году рейс 502 из Куско в Лиму потерпел крушение в районе Перу, что находится неподалеку от Куско. На борту самолета находились 102 человека (8 членов экипажа и 94 пассажира). На момент крушения погибли 99 человек, трое остались живы. По пути в больницу двое из выживших скончались от полученных травм. Один человек остался в живых.
  2. 23 декабря 1984 года из Красноярска в Иркутск вылетел ту-154б-2, но до пункта назначения он не добрался. При наборе высоте в одном из двигателей был поврежден один из его элементов, что привело к пожару в третьем, а затем и во втором двигателях. На борту самолета находилось 104 человека, 103 из которых погибли. Один человек выжил.
  3. В августе 1987 года из Детройта в Финикс вылетел самолет mcdonnell douglas md-82. На его борту находилось 155 человек (149 пассажиров и 6 членов экипажа). На взлете самолет потерпел крушение, по неясным причинам (возможно, ошибка пилота — национальный совет по безопасности на транспорте). При крушении самолет задел еще три автомобиля на земле, в результате чего погибли 2 человека. В самом самолете погибло 154 человека. Маленькая девочка Сесилия Сичан, которой на тот момент было 4 года, выжила , хоть и получила многочисленные травмы.
  4. 5 октября 1991 года индонезийские бойцы спецназа возвращались рейсом из Джакарты в Бандунг. На борту самолета находилось 134 человек, 12 из которых – это члены экипажа, а 122 – пассажиры. На взлете самолет загорелся и рухнул на город, врезавшись в здание министерства труда. Из 134 человек на самолете погибло 133, также погибло двое охранников здания. Один пассажир самолета выжил .
  5. В марте 2003 года аэропорт Алжира покинул Боинг 737-200, но до конечного пункта он не долетел. На взлете один из двигателей самолета отказал, а командование не смогло своевременно устранить неполадки и выполнить экстренную посадку. На борту самолета находилось 103 человека, 102 из которых погибли. В живых остался один человек .
  6. В конце июня 2009 года из Саны в Морони совершался рейс iy 626. На борту самолета находилось 153 человека. При посадке пилоты допустили ошибку, которая стала причиной одной из крупнейших катастроф человечества и унесла жизни 152 человек. В этой трагедии выжила девочка 13 лет Байя Бакари. Она на протяжении почти 13 часов ожидала помощи в открытом океане.
  7. 12 мая 2010 года в Триполи – столице Ливии – при посадке разбился самолет, на берту которого находилось 104 человека. Причиной крушения стала ошибка пилота, который слишком поздно включил автопилот. В трагедии выжил мальчик 9 лет , который получил огромное количество травм и переломов.
  8. Еще один недавний случай, который, пожалуй, нескоро забудется – это гибель целой хоккейной команды «локомотив» города Ярославль. На борту авиалайнера як-42д находилось 45 человек. В катастрофе погибли 44 человек. Выжил только один член экипажа.

Частые причины крушения

Как утверждают специалисты, занимающиеся изучением авиакатастроф, чаще всего причиной подобных трагедий становится человеческий фактор . Его часто путают с ошибками пилотов, но это две разные категории причин. Под человеческим фактором понимают оплошности и недочеты не только пилотов, но и наземных работников аэропортов, которые также могут привести к авиакатастрофам. То есть, если диспетчер неправильно сориентировал пилота, а тот в свою очередь не смог посадить самолет, то это и будет человеческим фактором. В итоге сотни жизней и еще один печальный след в истории.

Второй частой причиной является неполадки в двигателе . Как говорит статистика, большинство авиакатастроф происходит во время взлета и во время посадки самолета. Возможно, именно поэтому среди пассажиров существует традиция аплодировать пилотам после приземления. Считается, что первые 1,5 минуты после взлета являются самыми опасными. По истечении этого времени риск крушения снижается в несколько раз. В эти секунды, в принципе, может произойти что угодно, но согласно статистике большинство трагедий случается в результате неполадок в двигателе.

Еще одна частая причина авиакатастроф – это нехватка топлива . Именно по этой причине внушительная доля крушений происходит при посадке или в последние минуты полета. Самолет просто остается в воздухе с пустыми топливными баками. Конечно, перед вылетом транспорт проходит тщательную проверку, в том числе и на наличие достаточного объема топлива. Однако неполадки в двигателе могут привести к повышенному расходу, и как следствие преждевременному опустошению баков.

Ну, и наконец, одна из самых «безобидных» причин авиакатастроф – это погодные условия . Определение «безобидное» подобрано здесь потому, как в крушениях самолетов по этой причине сложно кого-либо обвинить. Так, в 2007 году в самарском аэропорту потерпел крушение самолет ту-134. Причиной стали неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотов. В результате крушения погибло 6 человек. Пилоты остались живы и получили различные условные сроки.

Террористические акты занимают практически последнее место в рейтинге самых частых причин крушений самолетов. В среднем около 4% всех авиакатастроф происходит по вине террористов.

Существуют и совсем необычные причины крушений, например, попадание птиц в двигатель, столкновение с наземными или воздушными объектами и т.д. И в среднем около 30 % катастроф, связанных с воздушным транспортом, так и остаются неразгаданными.

Почему погибают люди

Казалось бы, риторический вопрос: почему погибают люди при крушении самолета? На самом деле смерть приходит далеко не ко всем и далеко не сразу во время крушения. Как показывает практика пережить столкновение самолета с землей можно. Для этого необходимо принять нужное положение и строго действовать инструкции. Конечно, переломы и травмы практически неизбежны, но они совместимы с жизнью.

Часто пассажиры гибнут еще в воздухе. Это те случаи, когда в салоне возникает пожар или разгерметизация. Как утверждают специалисты Росавиации, во время падения человек чаще всего находится в бессознательном состоянии. Это обусловлено резкими перепадами давления в разных атмосферных слоях и нехваткой воздуха в салоне.

Доказано, что около 40% погибших в авиакатастрофах имели большие шансы выжить. Так что же случилось, и почему они не воспользовались этими шансами? Все просто – паника, растерянность и банальное незнание основ безопасности во время крушения самолета.

Как выжить при крушении самолета

На вопрос – можно ли выжить в авиакатастрофе, в полной мере ответила предыдущая часть статьи. Выжить можно. Но как это сделать? Конечно, каждый случай по-своему уникален, и составить четкое описание поведения пассажира при катастрофе довольно сложно. Но существует несколько золотых правил, которые помогут выжить.

  1. «Золотые 90 секунд». Этот период важен не только на взлете, но и при падении. Эксперты утверждают, что после падения самолета у пассажиров есть 90 секунд, чтобы выбраться из салона самолета. После этого салон будет полностью охвачен огнем.
  2. Правильное положение . Существует два варианта расположения тела в кресле, при которых снижается риск смерти и травматизма при падении.
  • Первый вариант: упереться руками в спинку переднего кресла, голову плотно прижать к рукам. Остальная часть тела должна находиться в обычном сидячем положении.
  • Второй вариант: полностью забраться на кресло, согнуть колени, обхватить ноги руками и прижать голову к коленям.
  1. Правильна одежда . Несмотря на то, что авиатранспорт считается самым безопасным из всех видов пассажирского транспорта, готовится к возможной аварии рекомендуется еще на этапе сбора. Следует обувать удобную обувь, без каблуков и платформы. Одежда должна закрывать максимальную часть тела. Оптимальным вариантом для полета станет джинсовый костюм — этот материал обладает огнеупорными свойствами, что позволит избежать ожогов.
  2. Спокойствие. Это, пожалуй, самое главное правило. Если податься панике, то все другие правила моментально забудутся, а действия станут хаотичными и бесполезными.
  3. Эгоизм. Именно эгоизм позволит сохранить хладнокровие и спокойствие во время падения самолета. Это касается даже пассажиров с детьми. Не стоит сразу же кидаться спасать своих детей. Даже если для них все меры безопасности будут предприняты, они, скорее всего не смогут самостоятельно предпринять попытки выбраться из салона после падения. Поэтому в первую очередь родитель или родители должны позаботиться о своей безопасности, ведь сохранив жизнь себе, они получают шанс спасти и своего ребенка.
  4. Забыть про личные вещи. Не стоит суетиться и пытаться спасти свои личные вещи. Даже если там находятся все сбережения и документы. Все это восстановится. Здесь главное – это спасти жизнь.

Порядок действий при крушении самолета

Если самолет начал терпеть крушение вследствие каких-либо неполадок, то на этот случай разработан план действий, который значительно повысит шансы выжить.

  1. В первую очередь необходимо вооружиться кислородной маской. Даже если разгерметизация салона еще не произошла, она должна быть всегда наготове.
  2. Ручную кладь рекомендуется поместить под сиденье впереди сидящего пассажира. Это снизит риск во время тряски оказаться зажатым между сиденьем и полом.
  3. Выполнять команды бортпроводника или электронного табло. Ремни должны оставаться пристегнутыми, даже если табло погасло.
  4. В момент падения необходимо надеть кислородную маску и зафиксировать ее на голове.
  5. При возникновении пожара или задымления в салоне необходимо по возможности опуститься ниже и накрыться плотной тканью.
  6. Держать в поле зрения все доступные выходы. После приземления самолета необходимо сразу же начинать двигаться к нему, стараясь избегать толпы и заваленных проходов.
  7. После выхода из салона необходимо максимально быстро и далеко удалиться от самолета.

Что делать если самолет захватили террористы

При захвате самолета террористами не существует определенных порядков действий. Каждая подобная ситуация уникальна, и никто из пассажиров не может знать о намерениях террористов. Эксперты утверждают, что в этом случае необходимо сохранять спокойствие. Однако многие помнят фильм «Рейс-93», основанный на реальных событиях, в котором рассказывается о пассажирах, которые помешали террористам и, возможно, спасли тысячи жизней, изменив курс самолета.

Для случаев террористических актов существует также несколько правил, которые направлены на сохранение жизни и здоровья заложников:

  1. Не вступать в диалог с захватчиками. Не вести с ними переговоры и дискуссии, не провоцировать их, не кричать, не плакать, не делать резких движений и не создавать резких шумов.
  2. Если при захвате кто-то пострадал, постараться оказать ему первую помощь. Если террористы не позволяют этого сделать, то прекратить попытки.
  3. Все движения должны быть плавными. Если террористы заставляют перемещаться заложников, то делать это необходимо в строгом соответствии с их указаниями.
  4. Если начался штурм, то следует занять лежачее положение, закрыть руками голову и уши. По возможности следует отодвинуться поближе к стенам или углам.

Что делать если самолет упал на воду

При падении самолета в открытую воду необходимо соблюдать те же правила, что и при падении на сушу. После падения необходимо сразу же выбраться из салона и постараться отплыть подальше от самолета. Не рекомендуется прыгать в воду, если нет трапа. Лучше скатиться по крыльям ногами вперед, предварительно набрав в спасательный жилет воздух. Если вблизи нет суши, то ожидать помощи придется на воде. Здесь могут пригодиться обломки самолета, которые послужат временным плотом. Если нет обломков, то необходимо постоянно двигаться в воде, чтобы избежать переохлаждения организма.

Все эти советы и правила разрабатывались годами. Многие из них уже спасли жизни. Так правила поведения при падении в воду помогли в 2009 году выжить 13-летней девочке Байе Бакари.


Весна Вулович, Джулиана Маргарет Кёпке, Людмила Савицкая - этих женщин из разных стран объединяет одно невероятное обстоятельство. Все они чудом выжили во время авиакатастроф, произошедших в разные годы. Истории этих трех женщин поневоле заставляют поверить в чудеса или в судьбу.

Весна Вулович


Весна Вулович - стюардесса самолета, совершавшего перелет 26 января 1972 года по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград. В момент катастрофы была в пассажирском салоне и мгновенно потеряла сознание, а затем долгие годы помнила только тот момент, когда поднималась на борт.

Обломки самолета разбросало не более, чем на километр, возле деревни Сербска Каменице в Чехословакии (теперь это территория Чехии). Позже эксперты сделают предположение, что самолет потерпел крушение в результате теракта, но виновных так и не найдут.


Весна была в коме, когда ее нашел местный житель Бруно. Он проверил у нее пульс и тут же отправился за спасателями. Было понятно: у девушки поврежден позвоночник и трогать ее категорически нельзя. Стюардесса получила множественные тяжелые травмы, едва не стоившие ей жизни.


Она находилась в коме 27 дней, а потом был долгий период восстановления, целых 16 месяцев она провела в больнице. Врачи были уверены, что она останется инвалидом на всю жизнь. Но Весна, наперекор всем прогнозам, встала на ноги, через четыре с половиной года она уже нормально ходила и даже вернулась на работу в свою авиакомпанию. Правда, в праве на полеты ей отказали, предоставив должность в офисе. А вот момент крушения самолета она вспомнила спустя 25 лет.

Считается, что в воздухе ее спасла потеря сознания и низкое давление. Весна Вулович - рекордсменка Книги рекордов Гиннеса, выжившая после падения с 10 120 метров.

Джулиана Маргарет Кёпке


17-летняя Джулиана 24 декабря 1971 года вместе с мамой вылетела из аэропорта Лима Хорхе Чавес в Икитос. Самолет должен был совершить промежуточное приземление в Пукальпе и отправиться по маршруту дальше. На борту самолета авиакомпании LANSA находилось 92 человека. Джулиана была в предвкушении рождественских каникул, которые проведет вместе с отцом, занимаясь систематизацией карточек разных видов насекомых.

Они были в хвостовой части самолета, любовались чудесными видами из иллюминатора. Самолет стал входить в грозовой фронт, его стало сильно трясти. По-хорошему, как только появилась опасность, следовало вернуться в Лиму, но и пассажиры, и члены экипажа спешили отпраздновать Рождество вместе с близкими. Пилот принял ошибочное решение продолжать полет, надеясь благополучно миновать опасную зону.


Джулиана наблюдала за работой пропеллера, когда именно в эту часть самолета попала молния. Все, что происходило позже, она вспоминала, как замедленную съемку в кино: вот самолет распадается на части, и она, пристегнутая ремнем безопасности к сиденью, начинает свое бесконечное падение вниз. Она помнила, как кружило ее в воздухе, как стремительно приближалась земля, и как поглотили ее вместе с обломками густые зеленые кроны деревьев на земле. И только в момент соприкосновения с землей девушка потеряла сознание.

Она долго приходила в себя, целые сутки. А потом, находясь в шоке, даже не чувствовала боли от полученных серьезных травм. У нее были множественные порезы, она сломала ключицу, у нее была разорвана подколенная связка, были все признаки сотрясения мозга. Она потеряла очки и не могла нормально видеть даже одним глазом, другой же полностью заплыл из-за сильного ушиба лица.

Но немного оправившись и собравшись с силами, Джулиана поняла, что ждать помощи бессмысленно, обломки на месте крушения не видны поисковым самолетам из-за густой зелени. Она вспомнила уроки выживания, которые давал ей отец, и отправилась вниз по течению обнаруженного ею ручья, чтобы выйти по нему к реке и к людям. Позже экспертиза установит, что в момент падения живыми оставались еще как минимум 15 пассажиров, но они, к сожалению, не дождались помощи спасателей.


Джулиана добралась до пустой хижины лесорубов через 10 дней после катастрофы. Еще через день ее нашли под навесом местные жители. Они даже приняли ее за богиню воды, сошедшую с небес. Ей оказали первую помощь, накормили и обогрели, извлекли из ее ран часть личинок мух и сплавили по реке в городок Турнависта, где ей начали колоть антибиотик и полностью очистили раны от поселившихся там червей. Из Турнависты Джулиану переправили в госпиталь Пулькапы, там она, наконец, встретилась с отцом.

В 1974 году о ней выйдет в свет художественный фильм «Чудеса ещё случаются». Эта картина поможет пережить авиакатастрофу Ларисе Савицкой.

Лариса Савицкая


20-летняя Лариса возвращалась с мужем из свадебного путешествия в Благовещенск 24 августа 1981 года. Они сели в хвост самолета, Лариса задремала в своем кресле, потом ощутила очень сильный толчок, а сразу за ним просто невыносимый холод. Она отлетела на метр от своего кресла, а перед ее глазами встали кадры фильма, который она посмотрела не так давно. Героиня выжила после авиакатастрофы. Лариса восприняла это воспоминание, как руководство к действию. Она добралась до кресла у иллюминатора, вцепилась в него изо всех сил и полетела вместе с ним вниз. Именно это кресло спасло в итоге ей жизнь. Крушение произошло в результате столкновения с военным самолетом.

Ее падение длилось 8 минут. Удар был смягчен кронами берёз. Ларису обнаружили 27 августа с серьёзнейшими травмами в состоянии глубокого шока. Выжила, научилась ходить и даже смогла родить сына в 1986 году.

Она получила минимальную компенсацию ущерба – всего 75 рублей. Сам факт этой катастрофы был засекречен долгие годы. Родителям девушки и самой Ларисе приказали никому не говорить о случившемся. Лишь через двадцать были обнародованы подробности жуткого крушения, и Лариса Савицкая смогла рассказать о том страшном дне.

Фильм, который помог выжить Ларисе Савицкой - "Чудеса еще случаются"

Этих трех девушек можно назвать почти везучими, они сумели выжить. Тайну гибели в авиакатастрофе юного миротворца пытаются разгадать до сих пор.

В Хабаровск. Как сообщалось ранее, медики диагностировали у нее сложный перелом лодыжки и заподозрили черепно-мозговую травму. Напомним, ребенок - единственный выживший пассажир самолета L-410, который упал близ поселка Нелькан в среду днем. Кроме нее на борту было еще шесть человек - все погибли .

Спасение девочки¸ в прямом смысле слова, упавшей с неба, уже называют чудом. Между тем, это далеко не единичный случай. История авиации знает немало других, когда людям удавалось выживать в самых чудовищных катастрофах. Даже если шанс на спасение был один на миллион.

Один из последних: когда 20 июня 2011 года под Петрозаводском разбился Ту-134. На борту находились 52 человека. Летели ночью, видимость была плохая. При заходе на посадку самолет задел 50-метровую сосну. Через пару секунд его разорвало на части. Но уцелели пятеро. В том числе Александра Каргополова. Выброшенная чудовищной силой из салона, она упала на пашню. Это спасло жизнь. Физически поправилась быстро, но вот обрести душевный покой не получалось несколько лет. "С горем нельзя справляться одному, - признавалась она. - Всегда нужно, чтобы кто-то находился рядом".

Одна из самых крупных катастроф произошла 12 августа 1985 года в Японии. "Боинг-747" Japan Airlines с 524 пассажирами и членами экипажа вылетел из Токио в Осаку. Через 12 минут после взлета у самолета оторвался хвост. Неимоверными усилиями пилоты удерживали неуправляемую машину еще 32 минуты... Лайнер рухнул в горах. Спасатели увидеть выживших даже не надеялись. Тем больший шок испытали, обнаружив сразу четверых (!). Все они сидели там, где разорвало обшивку.

16 августа 1989 года самолет DC-9 авиакомпании Northwest Airlines вылетел из аэропорта Детройта. На борту - 154 человека, среди них и 4-летняя Сессилия Сичан, летевшая с родителями и старшим братом. На взлете лайнер начало раскачивать. Он задел мачту освещения, часть левого крыла оторвалась. DC-9 рухнул на землю...

Один из пожарных услышал среди тлеющих обломков тоненький писк. Маленькая Сессилия, получившая тяжелейшие переломы и ожоги, оказалась единственной, кому удалось спастись. Перенесла четыре операции. Девочку взяли в семью тетя и дядя. Когда Сессилия выросла, то сделала себе татуировку на запястье в виде самолета. Она признается, что совершенно не боится летать: убеждена, что еще раз подобный ужас повториться просто не может.

И, конечно, потрясает история россиянки Ларисы Савицкой. 24 августа 1981 года 20-летняя студентка возвращалась из свадебного путешествия с мужем Владимиром. Летели на Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров их самолет столкнулся с бомбардировщиком Tу-16.

Лариса спала, когда почувствовала сильный удар. И вжалась в кресло. Восемь минут она падала с высоты 5200 метров на обломке самолета 3 метра в ширину и 4 метра в длину. Единственная из 38 человек, кто уцелел. Два дня провела до прихода спасателей. Сумела выжить еще и на земле. Врачи констатировали у нее сотрясение мозга, травмы позвоночника, переломы. Тогда писали, что компенсация родным погибших составила 300 рублей. Лариса получила... 75 рублей. Потому что выжила.

Она вышла замуж, родила сына. Много болела. Говорила: совсем не боится летать на самолете. "Но когда я рассказываю о том, что было, меня потом мучает бессонница", - признавалась Лариса. Поэтому избегала журналистов.

Еще из истории чудес

26 января 1972 года югославский DC-9 взорвался на высоте 10 160 метров. Его разорвало на части. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Вместе с обломками она упала на лес, что смягчило удар. Весна провела 27 дней в коме и 16 месяцев в больнице, но выжила.

11 января 1995 года DC-9-14 летел из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту. При заходе на посадку самолет рухнул в болото. 9-летнюю Эрику Дельгадо выбросило из самолета. Она отделалась сломанной рукой. Больше не спасся никто.

30 июня 2009 года йеменский А-310 летел из Парижа на Коморские острова. На борту было 153 человека, в том числе 13-летняя Бахия Бакари. За несколько минут до посадки самолет рухнул в Индийский океан. Бахию выбросило через иллюминатор. С ушибами и сломанной ключицей, она сумела взобраться на один из обломков, остававшихся на плаву. На нем девочка провела 9 часов.

К сожалению, никто из пострадавших в катастрофе над египетским небом не выжил. Это было бы, конечно, сродни чуду. И в мировой истории такие чудеса случались.

В первые часы после крушения самолета в небе над Египтом еще были надежды, что кто-то сможет выжить после перенесенного ужаса и травм. Увы, эти надежды не оправдались. Вообще, за всю историю авиакатастроф количество выживших составляет 56 человек. Таких, как правило, называют рожденными заново. ИА "Амител" вспоминает об этих чудом спасшихся людях.

С кульком конфет через джунгли

В декабре 1971 года в советских газетах был опубликован материал о 17-летней Джулиане Кепке – девушке, которая выжила после падения лайнера Lockheed L-188 Electra авиакомпании LANSA, разбившегося 24 декабря 1971 года. Катастрофа случилась в небе над Перу, лайнер рухнул с высоты трех тысяч метров в гущу тропического леса.

Джулиана очнулась на следующий день после катастрофы. Она плохо себя чувствовала, потеряла очки и постоянно теряла сознание. Решила поискать что-то из еды. Обнаружила кулек с конфетами. И с ним в течение девяти дней она пробиралась через джунгли.

Ее история стала сюжетом для двух документальных лент, а в 1974 году на экраны вышел американо-итальянский художественный фильм "Чудеса еще случаются".

Несмотря на многочисленные предложения от издательств написать мемуары, Джулиана долго отказывалась вспоминать трагедию, в которой, кстати, погибла ее мать. Ее воспоминания "Когда я упала с неба" увидели свет только в 2011 году.

Сегодня Джулиана Кепке работает библиотекарем в Перу.

Пострадала из-за ошибки

Имя югославской бортпроводницы Весны Вулович занесено в книгу рекордов Гиннесса как человека, выжившего "после свободного падения без парашюта с максимально зафиксированной высоты".

Катастрофа случилась 26 января 1972 года. Лайнер, выполнявший рейс по маршруту Стокгольм – Копенгаген – Загреб – Белград, взорвался спустя 46 минут после вылета из датской столицы в небе над городом Хермсдорфом (ГДР). Обломки самолета упали в районе чехословацкого города Ческа-Каменице. Взрыв произошел в багажном отделении и, согласно официальной версии, был устроен подпольной организацией усташей – хорватских националистов.

Весна Вулович не должна была лететь рейсом JAT 367, но из-за ошибки администрации авиакомпании JAT — Yugoslav Airlines была направлена на него вместо коллеги – бортпроводницы Весны Николич. Сама же Вулович к тому времени еще не прошла обучение и в составе экипажа находилась в качестве стажера.

Вскоре после того, как обломки самолета упали на землю, у них оказались местные жители. Они стали вести поиски выживших. Весну Вулович обнаружил крестьянин Бруно Хенке, который оказал ей первую медицинскую помощь и передал в руки прибывшим медикам.

Первые дни Вулович находилась в коме. После того, как пришла в себя, она попросила сигарету, в которой ей, разумеется, было отказано. Лечение заняло 16 месяцев. После она пыталась вернуться к работе стюардессы, поскольку страха полетов у нее не появилось. Однако компания устроила ее на офисную работу.


Сертификат о попадании в Книгу Гиннесса ей вручил в 1985 году ее музыкальный кумир Пол Маккартни.

Спасло кино о спасении

20-летняя советская студентка Лариса Савицкая 24 августа 1981 года вместе с мужем летела на самолете АН-24РВ рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск. На высоте 5200 метров лайнер столкнулся с бомбардировщиком ТУ-16К, который выполнял метеоразведку. В результате оба самолета разрушились еще в воздухе и упали на землю. В момент столкновения Савицкая спала и проснулась от сильного удара и внезапного ожога. Ее выбросило в проход, она вжалась в одно из кресел. По ее словам, она успела вспомнить эпизод фильма "Чудеса еще случаются" (он шел в советском прокате), в котором героиня поступила именно так при падении самолета


Ларису спасло то, что часть самолета, где она находилась, упала на березовую рощу. Это смягчило удар. Двое суток она провела в ожидании помощи среди обломков и трупов.

Когда спасатели прибыли на место происшествия и обнаружили выжившую девушку, они были шокированы.

После этого судьба Ларисы Савицкой сложилась непросто. От полученных травм у нее позже наступил временный паралич, но все же она оправилась от него. И даже смогла родить сына.

Среди песков и метелей

О самой первой катастрофе в истории гражданской авиации, в результате которой погибли не все находившиеся на борту, известно, что случилась она 5 сентября 1936 года в международном аэропорту Питтсбурга. Самолет авиакомпании Pittsburgh Skyways упал во время обзорного полета. Десять человек погибло, выжила только 17-летняя Линда Макдональд.

Последней выжившей после авиакатастрофы была пассажирка самолета АН-2 авиакомпании "Казахмыс" геолог Асем Шаяхметова. Катастрофа произошла 20 января 2015 года в районе рудника "Шатыркуль" в Шуском районе Жамбыльской области Казахстана. Причины крушения самолета до сих пор не обнародованы, основная версия – потеря видимости из-за метели.

Также широко известна история с крушением лайнера FH-227 в Андах, известная как "чудо в Андах". Тогда на борту врезавшегося в скалу самолета уругвайских ВВС находилась регбийная команда. Правда, в хроники падений самолетов с высоты эта трагедия часто не включается, поскольку самолет все-таки пытался совершить аварийную посадку и упал после того, как зацепил хвостом вершину пика. Об этом случае, о судьбе выживших, были сняты фильмы и написаны книги.

Самым известным человеком, выжившим после авиакатастрофы, был, конечно, палестинский лидер Ясир Арафат.


7 апреля 1992 года небольшой военный самолет перевозил руководителя Организации освобождения Палестины из Хартума в Триполи. Однако в пути случилась песчаная буря, и самолет рухнул в пустыне. Четверо членов экипажа погибли – Арафат оказался единственным, кто выжил. Это происшествие сильно укрепило его авторитет среди руководителей ООП, которые в те годы вели ожесточенную борьбу за власть.

Сейчас уже можно подвести итоги колумбийской авиакатастрофы, случившейся 29 ноября: из 81 человека, находившихся на борту, выжили только шестеро. Часть пассажиров разбившегося самолета составляли футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе». Из всей команды выжил только один футболист - защитник Алан Рушел. Наверняка когда он оправится, то многое расскажет о том роковом полёте - как уже сделали это те, кому повезло не погибнуть в других авиакатастрофах. Мы собрали несколько монологов выживших: что они помнят о крушении, о чем в тот момент думали и почему испытывают чувство вины.

10 дней в джунглях

risk.ru

Юлиана Кёпке - единственная выжившая из 92 пассажиров после авиакатастрофы в декабре 1971 года. Их самолет Lockheed L-188 Electra попал в грозовое облако, и молния повредила его крыло. На момент катастрофы Юлиане было 17 лет.

Мой отец Hans-Wilhelm Koepcke был известным зоологом. В тот год он проводил исследования в Перу, в джунглях Амазонки. Я и моя мама летели к нему из Лимы, чтобы вместе отпраздновать Рождество. Практически в самом конце полета, когда до приземления оставалось минут 20, самолет попал в страшное грозовое облако, его стало сильно трясти. Мама занервничала: «Мне не нравится это». Я же, не отрываясь, смотрела в иллюминатор, за которым темень разрывали яркие молнии, и увидела, как загорелось правое крыло. Последние слова мамы: «Теперь все кончено». Последующее произошло очень быстро. Самолет круто накренился, стал падать и разрушаться. У меня в ушах до сих пор стоят невероятно громкие крики людей. Пристегнутая к креслу, я стремительно полетела куда-то вниз. В ушах засвистел ветер. В живот очень сильно врезались ремни безопасности. Падала я вниз головой. Самое, пожалуй, необъяснимое - в тот момент мне не было страшно. Может быть, у меня просто не было времени испугаться? Пролетев через облака, я увидела внизу лес. Последняя моя мысль - лес похож на капусту брокколи. Потом, по всей видимости, я потеряла сознание. Авиакатастрофа произошла около 1:30 ночи. Когда я очнулась, стрелки моих часиков, которые, как ни странно, ходили, показывали около девяти. Было светло. Очень сильно болели голова и глаз (потом врачи мне объяснили, что в момент аварии из-за разности давления внутри и снаружи самолета лопнули глазные капилляры). Я сидела все в том же кресле, видела немного леса и немного неба. До меня дошло, что я выжила после авиакатастрофы, вспомнила о маме и снова потеряла сознание. Потом снова очнулась. Так было несколько раз. И каждый раз я пыталась освободиться от кресла, к которому была пристегнута. Когда, наконец, мне это удалось, пошел сильный дождь. Я заставила себя подняться - тело при этом было, как ватное. С большим трудом встала на колени. В глазах снова почернело. Прошло, наверное, полдня, пока мне, наконец, удалось встать. Дождь к тому времени кончился. Я стала кричать, звать маму, надеясь, что она тоже жива. Но никто не отзывался.

В тчение 9 дней тяжело раненная Юлиана самостоятельно пробиралась сквозь джунгли к людям: выжить ей помогли знания, полученные от отца. Добравшись по реке до одной из привязанных к берегу лодок, она упала без сил, и после ее нашли местные рыбаки. Девушку принесли в ближайшую деревню, где обработали ее раны, после - в ближайший поселок, а уже потом на небольшом самолёте переправили в Пукальпу, где она встретилась с отцом. Уже после стало известно, что момент крушения самолета пережили 14 пассажиров, но все они скончались потом от полученных травм.

Падала с неба восемь минут


Лариса Савицкая дважды внесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с высоты 5220 метров, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей. 24 августа 1981 года они вместе с мужем Владимиром возвращались из свадебного путешествия на борту Ан-24PB из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолет на высоте 5220 метров протаранил сверху военный бомбандировщик Ту-16: как потом выяснилось, военные и гражданские диспетчеры неправильно согласовали передвижение в пространстве обоих самолетов. От столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась, и часть корпуса вместе с Савицкой спланировала на березовую рощу. Во время падения девушка держалась за сиденье, несколько раз теряя сознание. Как потом выяснилось, падение Савицкой вместе с обломком самолета длилось приблизительно восемь минут.

Иногда говорят, что за одно мгновенье вся жизнь перед глазами пролететь может. За восемь минут еще, наверное, и не такое увидишь. Но у меня ничего подобного не было. В эти минуты я мысленно шептала мужу о том, как мне страшно умирать одной. Первое, что я увидела, когда очнулась на земле, - он, мертвый, сидящий в кресле напротив меня. Он в эту минуту как будто бы со мной прощался.

Несмотря на множество страшных травм, Савицкая смогла передвигаться. Она соорудила себе убежище из самолетных обломков, укрывалась чехлами от кресел и целлофановыми пакетами. Самолеты спасателей, которым она махала снизу, приняли ее за кого-то из геологов, чей лагерь был неподалеку. Девушка провела в тайге три дня, прежде чем ее нашли. Так как двойную авиакатастрофу в Советском Союзе тут же засекретили, то ни одной новости про крушение в то время не было. Палату Савицкой охраняли люди в штатском, а ее маме «посоветовали молчать». Впервые о Савицкой написал «Советский спорт», однако в статье говорилось, что она упала с высоты пять километров в ходе испытания самодельного летательного аппарата. Савицкой так и не дали инвалидность, несмотря на то, что какое-то время она даже не могла встать на ноги, а физический ущерб компенсировали суммой размером в 75 рублей. Несмотря на трудности, Лариса оправилась и даже родила сына.


«Почему я?»

EsoReiter.ru

Наибольшая высота, с которой когда-либо падал человек и остался жив, - 10 160 метров. Этот человек - Весна Вулович, стюардесса югославского авиалайнера McDonnell Douglas DC-9- 32. 26 января 1972 года самолет взорвался в воздухе (предположительно, это была бомба югославских националистов). 22-летняя девушка Весна - единственная выжившая в той катастрофе. Ее выбросило из самолета взрывной волной, и она чудом осталась жива. Девушке повезло еще и в том, что крестьянин Бруно Хонке, нашедший ее первым, смог оказать ей первую медицинскую помощь до приезда спасателей. Оказавшись в больнице, Весна впала в кому. И как только вышла из нее, попросила покурить.

У меня не было никаких предчувствий. Как будто я знала заранее, что выживу. Как упала, не помню. Потом уже мне рассказывали, что жители местечка, куда упали обломки самолета, трупы и я, слышали мои крики: «Помогите мне, господи, помогите мне!» Они пошли на голос, и меня нашли. На тот момент я потеряла уже четыре литра крови. У всех членов экипажа и пассажиров произошел разрыв легких еще в воздухе, и никто из них не мог выжить. Все они умерли еще до того, как упали на землю. Когда я узнала, что все погибли, а я осталась жива, то хотела умереть, я чувствовала вину: ну почему же я живая? 31 год я ничего не помнила про месяц, прожитый мною после аварии, и про мои проблемы: паралич, переломы рук, ног, пальцев. Всё это нужно было выдержать. Нужно было встать. И зажить нормально. Думаю, чудеса все-таки существуют.

«Помню, во что были одеты те дети»

spb.kp.ru

Александра Каргаполова - одна из тех пяти счастливчиков, которые выжили после авиакатастрофы Ту-134 под Петрозаводском, случившейся 21 июня 2011 года. Заходя на посадку, пилоты промахнулись (в ту ночь была очень плохая видимость), задев крылом 50-метровую сосну. Самолет загорелся, пробороздил лес и упал, разломившись пополам. Александра вспоминает, что изначально они должны были лететь из Москвы в Петрозаводск на самолете «Бомбардье», и только на посадке им объявили, что полетят они на Ту-134. Еще тогда девушку посетило неприятное предчувствие, но она решила отогнать его от себя.

Если бы я заранее знала об этом, на поезде бы поехала… Я из Москвы летела в Карелию, домой - к сыну и родителям. Из-за смены борта пассажиры стали рассаживаться кто где. Я села сразу за бизнес-классом, слева перед крылом. Все было спокойно, но в какой-то момент я поняла, что мы падаем. В этот момент в салоне наступила тишина. Ни криков, ни паники. Только лица испуганные. Многие в этот момент, слава богу, спали. Меня спас незастегнутый ремень безопасности - от удара меня выбросило из самолета. Я упала на вспаханную землю - как будто перинку, что называется, постелили. Травмы у меня были, по сравнению с масштабом катастрофы, минимальны. Мне очень повезло. После произошедшего было очень сложно осознать, что я жива, а дети, которые сидели рядом со мной, нет. Я не помню их лиц, но помню, как они были одеты. У меня было замужество, ребенок, что-то в жизни выстроено. А у детей на момент их гибели еще ничего этого не было. Почему? Первые месяцы меня грызла только эта мысль…

  • В среднем возможность попадания пассажира в авиакатастрофу составляет 1:10 000 000 вылетов, то есть риск минимален.
  • Есть статистика, которая показывает, что во время катастрофы на роковой рейс оказывается зарегистрировано гораздо меньшее количество пассажиров, чем обычно. Это позволяет некоторым мистикам считать, что некоторые люди способны чувствовать опасность.
  • Каждые 2−3 секунды в мире приземляется или взлетает самолет. Во всем мире ежедневно благополучно летают на пассажирских самолетах более 3 миллионов человек.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые опасные страны африки
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты