Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Престольные торжества в храме ярославских чудотворцев. История Расписание богослужений храма ярославских чудотворцев

Почти всю сознательную жизнь я прожила рядом с древней столицей Татарстана, но на Арское кладбище, где расположен храм во имя святых князей Феодора, Давида и Константина, попала впервые... Еще при голубых зимних снегах, но уже при ярком, почти весеннем, солнце купола храма блестели и влекли так, что невольно подумалось: «Почему я до сих пор сюда еще не приходила? Ведь даже наша святыня - образ Божией Матери «Грузинская» всю войну хранился здесь... Сколько раз об этом слышала...»

Рассматривая святыни храма Ярославских чудотворцев, я на мгновения забывала, что главная цель моего прихода - рассказать об истории храма вообще, ведь с 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. Но как устоять, чтобы не приложиться к образу Казанской Божией Матери, о котором до сих говорят, что именно он является тем чудотворным образом Казанским, о котором в последнее время в России столько споров... Потемневшая древняя икона, скольких верующих исцелил образ Богородицы...

Рядом - гробница святителя Гурия и посох, на который он опирался в последние годы своей земной жизни...

Образ Спасителя на большом темной древе - есть версия, что его внесли православные христиане в Казань вместе с войском Ивана Грозного...

По материалам А. ЖУРАВСКОГО И Е. ЛИПАКОВА:

"Сам храм, будучи кладбищенским, изначально служил только для отпевания православных христиан и был приписан к Кафедральному Благовещенскому собору («РВ» №2 - ред.). Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя св.Николая Чудотворца). В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен левый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт.Льва папы римского и св.праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. В 1925 году, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине.

К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г.Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г.Казани) и другие.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих - это одно из самых намоленных мест древнего города.

Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в XIX-XX вв. Так, наиболее известны могилы: гениального русского геометра, автора неевклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856); архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851); ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского; известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908); мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края: архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа, почитавшегося святым еще при жизни как за рубежом, так и в России; епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося; иеросхимо-наха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни, именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н. И. Ильминского уже при жизни именовали «апостолом казанских инородцев».

Слева от церкви, у северного бокового входа находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Вокруг храма находится множество могил казанского духовенства. Традиция погребения умершего духовенства поблизости от церкви сохраняется до последнего времени. Среди других известных могил православного некрополя - могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на аллее, прежде называвшейся «академической» (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения «Основные религиозные начала графа Льва Толстого».

Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899), одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне - «Истории русской словесности», «Апокрифических сказаний о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки»... Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбище - могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937), автора знаменитого исследования «Наука о человеке», посвященного христианской антропологии.

Удивительно все-таки, что в самом центре Казани, в самом центре современной Казани, с ее суетой и движением, здесь - тихо и покойно... Постепенно в кладбищенский храм приходят все больше и больше верующих. Приходят не только на божественную литургию (да, сейчас в храме богослужения совершаются ежедневно - храм отошел от своего первоначального назначения), приходят не только на могилы своих близких, но и для поклонения древним русским святыням.

У большой иконы «Сергия Радонежского», привезенной сюда еще в годы богоборничества, остановилась молодая женщина с ребенком. Поставив свечку перед святым образом, перекрастившись, она помогла и своему малышу. Рядом с иконой Казанскойго образа Божией Матери они остановились еще раз. Женщина подняла малыша на руки, и он смог нежно прикоснуться к светлому образу Богородицы - а со стороны на них с любовью смотрели лики святых князей Феодора и его сыновей Давида и Константина, воинскими подвигами которым суждено было Богом прославиться...

Он был построен в 1796 году как двухпрестольный. Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества.
Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору в Кремле. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской.
К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы:
- Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
- Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
-икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
- икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
- Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального.

Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.

Особо чтимые святыни храма:
- мощи святителя Гурия
- чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.

Храм в честь великомученицы Варвары

Варваринская церковь была построена в конце XVIII века. Она первоначально была построена как холодная (летняя, т.е. не отапливаемая) церковь. Придельным теплым храмом являлся храм во имя Жен-Мироносиц, в процессе перестроек превратившийся в придел Варваринской церкви.

По преданию, церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев), Варваринский храм стал самостоятельным приходским.

Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 гг. сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Ф.Н. Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Перестройка храма производилась на средства самого храма и на пожертвования граждан.

В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья «Очаг мракобесия в районе трех вузов», где утверждалось, что Варваринский храм, находящийся вблизи сельскохозяйственного и педагогического институтов, посещают всего три-четыре старушки, и ставился вопрос о закрытии храма. Статья послужила поводом для инициирования студенческих собраний в трех институтах с требованием закрыть храм. 16 января 1930 года решением Президиума ЦИК ТССР по представлению НКВД Варваринская церковь была закрыта, храм был передан под клуб рабочих трамвайного парка. Священник Николай Петров был арестован и сослан. В дальнейшем в храме был кинематограф, протезная мастерская, кафедра Казанского технологического института. В конце 1994 года в результате настойчивых требований православных верующих храм был возвращен Православной Церкви.

Храм св. мч. Параскевы Пятницы

Приходской Пятницкий храм существовал уже в конце XVI века. В 30-е годы XVIII века была построена ныне существующая церковь для рабочих известной суконной мануфактуры. Она была трехпрестольной, главный престол был освящен во имя Богоявления Господня, правый - во имя трех Казанских святителей - Гурия, Германа и Варсонофия, левый - во имя св. Параскевы Пятницы.
Однако за церковью и приходом закрепилось название «Пятницкий», вероятно, по названию первого несохранившегося храма и левого престола.

Храм построен в стиле русского барокко. По сравнению с первоначальным обликом он довольно сильно изменился. В 30-е годы XIX века по проекту архитектора П.Г.Пятницкого был построен входной портик, в 1855 был году разобран пришедший в ветхость левый придел и выстроен по новому проекту, что сделало храм асимметричным.

Священник Пятницкой церкви отец Федор Гидаспов, расстрелянный чекистами 12 ноября 1918 года по обвинению «в антисоветской деятельности», ныне почитается верующими как новомученик.
В 1937 году храм был закрыт и превращен в тюрьму НКВД. Впоследствии в тюрьме проводились массовые расстрелы. В 1950-е гг. была снесена колокольня, а храм пришел в запустение.

В 1997 году храм возвращен православным верующим. По окончании реставрационных работ главный престол церкви был освящен в честь св. мч. Параскевы, а северный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Теперь в церкви действует православная чувашская община.

Никольский кафедральный собор

Никольский кафедральный собор представляет собой целый архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда церковно-административных зданий.

На месте Никольского собора уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николы Боровского. В конце XVII века церковь была выстроена как бесстолпный одноглавый храм.

В период с 1696 по 1703 год была построена небольшая зимняя Покровская церковь, представляющая собой пятистолпный трехапсидный храм с пятиярусной колокольней, отстроенной в 20-е годы XVIII века. Покровский храм украшают пять луковичных главок, что, вероятно, явилось результатом частичной перестройки храма в 1892 году.

Во второй половине XVIII века Николо-Низская церковь пришла в полную ветхость и в 1883 году была разобрана, а к 1885 году вместо нее был выстроен новый храм.

В 1930 году храм был закрыт. Однако при Казанском архиепископе Гермогене (Кожине), в связи с существованием в Казани одной только кладбищенской церкви, удалось добиться от властей разрешения на открытие Никольского храма, который с момента своего восстановления - с 1946 года - получил статус кафедрального собора. В этом качестве собор остается и поныне.

Подворье Раифского мужского монастыря. Церковь Московских Чудотворцев

Это был один из интереснейших храмов Казани. Каменная церковь построена в 1739 году на месте деревянной, постройки 1663 года. Верхний храм - холодный - Московских святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Нижний теплый храм - Николая Чудотворца. Церковь была построена в стиле барокко, восьмерик на четверике, с большой трапезной. Колокольня стояла у северо-западного угла храма.

От храма в советские годы сохранилась только полуразрушенная ярусная колокольня. Сейчас развалины храма находятся на территории подворья Раифского монастыря.

В настоящее время планируется восстановление церкви Московских чудотворцев.

В здании церковно-приходской школы и причта устроена церковь Жен-Мироносиц.

В 1898 году рядом с церковью построена часовня в древне-русском стиле во имя св. благоверного князя Александра Невского, в память императора Александра III. С нее несколько лет назад и началось на этом месте возобновление богослужений.

Рядом с часовней ведется строительство нового храма в честь Царственных Мучеников.

Петропавловский собор

Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величавый, собор отличается своеобразным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого русского, или «нарышкинского», барокко, распространенного в России в конце XVII - первой половине XVIII века.

Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор - обилие фасадных деталей и их яркая раскраска, сохранившаяся до нашего времени.

Многие искусствоведы указывают на сходство декора с орнаментальным украшением храмов, строившихся в первой половине XVIII века на Украине. Возможно, храм действительно строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля. Многое в его облике уникально и является плодом внестилевых пристрастий.

Собором восхищались все гости Казани, здесь бывали все российские императоры и императрицы, начиная с Екатерины II, государственные и общественные деятели, писатели, в том числе Александр Сергеевич Пушкин. Описания собора содержатся в сочинениях Александра Гумбольдта и Александра Дюма. Между тем, собор был обычным приходским храмом. О Петропавловской церкви известно еще с 1565 года. Тогда на месте современного собора стояла небольшая деревянная Петропавловская церковь. Ее прихожанином был крупнейший казанский предприниматель Иван Афанасьевич Михляев, его дом и сейчас стоит во дворе собора, правда в сильно перестроенном виде. 27-30 мая 1722 года в доме Михляева останавливался император Петр I, направлявшийся в Персидский поход. В память об этом событии Михляев решил вместо небольшой церкви построить собор.

Главный храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани - храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. - перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы:

  • Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
  • Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
  • икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
  • икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
  • Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани - единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани.

Особо чтимые святыни храма:

  • мощи святителя Гурия
  • чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.

Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в ХIХ-ХХ вв. Так, наиболее известны могилы:

  • гениального русского математика, автора неэвклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856);
  • архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851);
  • ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского;
  • известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища);
  • мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края:

  • архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа. Удивительной судьбы архипастырь при жизни уже почитался как святой, как за рубежом так и в России. До войны, будучи за рубежом, возглавлял Пражскую епархию, придерживался юрисдикции митрополита Евлогия. Благодаря личному обаянию и авторитету архиепископа Сергия православие в Чехии значительно окрепло, а многие русские эмигранты удержались от перехода в католичество. Сам владыка жил в Праге крайне скромно, в одной комнате на четвертом этаже. По четвергам устраивал "чай". Был весьма гостеприимен и хлебосолен: сам солил грибы, варил варенье, в гости ходил с большим мешком, куда помещал самовар и варенье собственного приготовления. Именно вокруг него сплотилась почти вся русская эмиграция в Праге. Во время войны архиепископ Сергий спас многих, укрывая у себя бежавших из немецких концлагерей. Прибытие его в Казань в 1950 году было очень торжественным. Скромного, подчас стеснительного владыку народ встречал как святого: цветами устилая любимому архиерею дорогу, каждый приглашал его к себе в гости.
  • епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося;
  • иеросхимонаха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни. Именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н.И.Ильминского уже при жизни именовали "апостолом казанских инородцев". Его особенно почитают православные кряшены. Слева от церкви, у северного бокового входа, находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Среди других известных могил православного некрополя - могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на аллее, прежде называвшейся "академической" (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения "Основные религиозные начала графа Льва Толстого". Полемике с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, а также разбору взаимоотношений христианства, науки и философии были посвящены многочисленные статьи А.Ф. Гусева в журналах "Гражданин", "Православное Обозрение", "Православный Собеседник", "Вера и разум". Полемизировал он и со старокатоликами. Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899) , одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне - "Истории русской словесности", "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" и т.д. Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбища находится могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937) , автора знаменитого исследования "Наука о человеке", посвященного христианской антропологии.

В 80-е годы Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок.

Расписание богослужений:

Богослужения совершаются ежедневно. Литургия - 8.00, вечерняя служба - 16.00. В воскресные и праздничные дни служатся две литургии: ранняя - 6.15, поздняя - 8.00.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире