Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Стена на границе израиля и палестины. Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль. Что это такое

О Стене Плача в Иерусалиме слышали все, но что это на самом деле, действительно ли сбываются желания рядом с ней, где именно находится этот памятник истории, творящий такие чудеса – знает далеко не каждый.

Что это такое?

Очень давно, в Израиле стояли два великих и без преувеличений, легендарных Храма – Первый Иерусалимский и храм Соломона. Построены они были рядом друг с другом и составили то, что сейчас обозначено исторической литературой, как комплекс Храмовой горы. Из этой же литературы можно узнать, что от называемого так комплекса из двух храмов не осталось ничего, кроме легенд и руин в западной части горы еще задолго до момента рождения Христа.

Восстанавливали место для молебнов при печально известном по библейским строкам царе Ироде, чуть восточнее той площади, где находится сейчас доступная каждому желающему Стена.

Google Карты / google.ru

Стена Плача на карте сегодняшнего Израиля – это все, что осталось от восстановленного когда-то Иродом храмового комплекса, получившего название Второго Иерусалимского храма. В общем-то, оригинальное название этого места – הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, что произносится правильно так – «ха-Ко́тель ха-Маарави» и означает всего лишь – «западная стена».

Географически находится она на горе Мориа, сегодня уже не особо большом возвышении в Старом Иерусалиме, но во времена написания Заветов, то есть – задолго до наступления нашей эры, это действительно была настоящая гора.

Стены опоясывали гору еще при первом храме Израилевом, затем и при храме Соломона, а впоследствии при Втором, выстроенном Иродом. Поэтому где-то в основании Стены Плача в Иерусалиме есть камни, видевшие все и всех, о чем и о ком рассказывают Ветхий и Новый Заветы.

Все, что осталось от обросших легендами храмов – это только часть опоясывавших когда-то гору стен, их небольшой фрагмент на западном склоне, который сейчас и называют – Стеной Плача, также как и сравнительно небольшую мощеную площадку под ней.

DAVID HOLT / flickr.com

Памятник истории и веры возвышается над старым городом на 28 каменных рядов, а в земле скрыто минимум 17 рядов каменной кладки. Общая, занимаемая стеной площадь – 57 метров, согласно оценкам историков ее самая небольшая высота, без учета фундамента, была когда-то равной 32 метрам, сейчас над землей возвышается в среднем, 19 метров.

Каким чудом этот фрагмент уцелел после целенаправленного разрушения римскими войсками в 70 году Второго храма, сейчас сказать, разумеется, невозможно. Но тот факт, что она уцелела и стоит до сих пор, укрепляет старинную еврейскую легенду, рассказывающую о том, что сам Бог пообещал Соломону, что именно западная стена не будет разрушена никогда.

В сегодняшнем Иерусалиме, Стена Плача – не только достопримечательность, рядом с которой идет оживленная торговля «красными нитками», теми, какие нужно привязывать на запястье, не только место, где нужно написать записку, чтобы сбылось заветное желание, Стена – главная иудейская святыня, место массового паломничества верующих, поток которых не прекращается ни на один день в год.

Имеет свое значение Стена не только для иудеев, она священна для мусульман, ведь именно здесь вознесся Мухаммед (в верхней части горы – самая знаменитая на Ближнем Востоке мечеть, внутри стоит камень, с которого вознесся пророк), священна для христиан, именно здесь происходили все события Пятикнижия и Заветов.

Разумеется, оказавшись в Израиле, обойти памятник стороной просто нельзя – стена есть на каждой карте Иерусалима, независимо от ее формата и целевой аудитории.

Почему так называется?

История Стены Плача – это еще и история самого названия, дословно на иврите оно имеет немного другой смысл, более точно можно перевести, как «стена стенаний». Однако «стена плача» звучит более комфортно для восприятия.

То, что памятник так называется, сложилось исторически – после разрушения римлянами святыни, простоявшей свыше 600 лет, под тень уцелевшей стены начали приходить иудеи, «плакать», как рассказывают написанные в Риме хроники.

Paul Arps / flickr.com

Именно от иудейских стенаний по разрушенному священному месту и пошло это название западной стены.

Парадоксально, но с тех же времен стали замечать, что все просьбы, обращенные к Богу под Стеной – сбывались. Конечно, древние евреи не писали записок, они просто сетовали, молились, просили и верили, что все сказанное здесь обязательно должно сбыться.

Сбываются ли желания?

Все ли желания сбываются? Что и как нужно сделать? Как написать? Как обратиться? Важно ли, на каком языке писать?

Множество подобных вопросов обрушивается на любого экскурсовода в столице Израиля и задается онлайн на сайтах, посвященных тематике туризма в эту обетованную страну. Достаточно большое количество людей, планирующих первую поездку в Иерусалим, интересуются не только тем, сбудется ли загаданное рядом со святыней или те, как правильно оформить свою просьбу, но и тем, бесплатно ли это.

Записку можно оставить совершенно бесплатно, а самое сложное не в том, как ее написать, а в том, как найти для нее свободную щелочку. Тем, кто сильно волнуется, вероятно, будет полезно накануне отъезда своими глазами увидеть, что именно и как происходит у камней древней святыни.

Сделать это достаточно просто в любое абсолютно время. Дело в том, что на памятнике установлены веб-камеры, работающие 24 часа в сутки и передающие в сеть то, что происходит непосредственно сейчас под Стеной.

Трудностей в поисках трансляции не может возникнуть в принципе. Достаточно просто набрать в любом поисковом ресурсе «онлайн-трансляция от Стены Плача». Сайтов, показывающих передаваемый израильскими камерами сигнал, очень много, почему и становится совершенно нетрудно все заранее увидеть.

Paul Arps / flickr.com

Что касается самой записки, то писать ее можно как угодно. Единственное, что советуют местные старики, так это то, что письмо должно идти свободно, от сердца, без лишних мыслей. В записке должно быть сказано самое наболевшее, а уж сколько строк для этого понадобится – дело совершенно личное, никаких ограничений нет. Но, нужно понимать, что всунуть в щель «трактат-многотомник» не получится физически.

С точки зрения православного духовенства, Стена в Израиле является святыней всего мира, невзирая на религию. Поэтому к «идолопоклонничеству» или сектантству наши священники, как и все остальные, ритуал оставления записки не относят, впрочем, так же, как покупку и ношение продающихся чуть ли не прямо под стеной «красных ниток», приобретших в последнее время очень большую популярность.

Есть небольшой нюанс, на который первыми обратили внимание мусульмане, обращение с просьбой о чем-либо у священных древних камней памятника – это мольба к Богу, а не прошение к самой Стене. К сожалению, многие туристы или не понимают этого момента, или же искренне заблуждаются, полагая, что можно просто назвать письменно перечень желаемых материальных благ, а Стена это все тут же предоставит.

Все совсем не так, и если данное место действительно кому-то помогло, то дело здесь вовсе не в камнях, а в вере и намоленности, особой ауре места, куда люди приходили молиться уже на самой заре зарождения человеческого общества, тысячелетия назад.

Где находится?

Стена находится в Старом городе, от аэропорта Атарот до нее можно доехать как на машине, так и на транспорте. Путь в арендованном автомобиле, если хорошо знакома местность, также как и в такси, займет всего лишь 25-30 минут, если ехать по улице Намалха Теуфа и по пути не свернуть по ошибке к ресторану «Абу Шакри». Дело в том, что перед поворотом очень много указателей, смущающих не знакомого с местностью водителя.

Арендовать авто вам поможет портал , а заказать такси в определенное место и время – .

DAVID HOLT / flickr.com

Если все же ошибка произошла, назад можно не возвращаться, достаточно свернуть после комплекса «Абу Шакри» влево, на улицу Дерек Бейт Ханина. Она также приведет к Старому Городу.

Первым на пути уже пешеходном, будет храм Гроба Господня, если свернуть от отмеченной указателями улицы вправо, если же следовать прямо по указателям, то можно попасть сразу к Стене, не отвлекаясь на другие .

Также до Старого города от аэропорта отходят автобусы, следуют они примерно три раза за час, идут тремя разными маршрутами. В пути находятся около часа.

Видео: Стена Плача в Иерусалиме.

Что еще нужно знать?

Среди туристов, побывавших у этого памятника, есть не только ушедшие воодушевленными и благодарными, есть и разочарованные, утверждающие, что «стена не работает».

Почему желание может так и остаться желанием, а может исполниться чуть ли не сиюминутно – вопрос для долгих диспутов. Но во избежание разочарований нужно не забывать, что Стена – не волшебный шатер, это святое место, предназначенное для молитвы, причем – действующее, так как под площадью расположена синагога.

Lyn Gateley / flickr.com

К этому нужно отнестись соответственно, с уважением, следует помнить, что, входя на территорию – входишь в храм, а не в музей:

  1. Колени, головы и плечи должны быть обязательно закрыты.
  2. Щелканье смартфонами и фотоаппаратами, особенно со вспышками – это проявление полного неуважения, уж если так хочется заснять что-то – нужно предварительно выключить звук и вспышку.
  3. Строго следовать от входа разделению по зонам – женская и мужская «половины» отдельно.
  4. В День Поминовения перед стеной проводится церемония с факелами – не стоит мешать людям и пытаться пролезать к камням с запиской, лучше прийти в другое время.
  5. Не стоит приходить во время шабата, обилие молящихся ортодоксальных иудеев всегда мешает остаться наедине со святыми камнями и собственными мыслями.
  6. Просьба в этом месте необязательно должна быть записана, можно всего лишь постоять и помолиться про себя.

Что касается записок, то их стали писать только в 18 веке, примерно в то же время, когда стали торговать перед входом красными веревочками-оберегами и лепешками с козьим сыром, до конца 18 века торговля шла в другом месте. Поэтому, если нет возможности непосредственно записать что-то – не нужно отчаиваться, писать совсем необязательно.

Если Стена Плача в Иерусалиме – объект достаточно неоднозначный, кто-то видит в ней исключительно свидетельство истории, кто-то – панацею и надежду, а кто-то обычное место для молитвы, то буквально в паре шагов от нее объект совершенно однозначный – туннель Хасмонеев. Это место проведения раскопок, сюда можно заказать экскурсию, здесь можно увидеть постройки времен царя Соломона и еще более ранние, с доказанной научно датировкой.

Экскурсии по Старому городу не дешевы – от 200 до 450 долларов за группу от 1 до 6 человек, цену диктует выбранный маршрут, самые дорогие экскурсии те, которые связаны с христианством в целом и самим Иисусом в частности.

Израиль завершил строительство очередного «забора безопасности», на этот раз - вдоль границы с Египтом

Протяженность сооружения составляет 230 километров, а затраты на строительство из бюджета превышают 420 миллионов долларов. Время, затраченное на создание стены - два года.

Цель, согласно официальным заявлениям представителей израильского руководства - блокировать основные пути проникновения в страну террористов, нелегальных беженцев, в основном из стран Африки, а также контрабандистов.

Высоко оценил создание «забора безопасности» премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Выступая в Иерусалиме, он охарактеризовал его как великое достижение, но предупредил, что и далее стране предстоят аналогичные работы и на других границах. Так, например, еще летом прошлого года израильтяне завершили строительство «забора безопасности» на границе с Ливаном. Это сооружение, в отличие от египетского, по своим масштабам чуть скромнее. Протяженность «забора» составляет всего 1,2 километра, высота - семь метров. Задачей «ливанской стены», согласно заявлениям Тель-Авива, является предотвращение возможных прямых столкновений между израильскими военными и ливанцами, а также защита близлежащих израильских населенных пунктов от ракетных и минометных обстрелов. Израильтяне утверждают, что именно из ливанской деревни Киле во время обострения отношений между двумя государствами ведутся интенсивные обстрелы.

Уже в январе появились новости о намерении израильтян возвести еще и дополнительные «заборы». Прежде всего - на границе с Сирией.

Возможно - и на границе с Иорданией, поскольку эту страну сейчас наполняют враждебно настроенные в отношении Израиля сирийские беженцы, а также палестинцы.

И все это - в дополнение к уже имеющимся «изгородям» и «тынам», которыми Израиль отделяет себя от палестинских территорий. Прежде всего - вокруг сектора Газа. И на Западном берегу реки Иордан, где стена должна протянуться на сотни километров. «Созидательный процесс» здесь еще не завершен. Решение о строительстве стены на Западном берегу было принято в Тель-Авиве в 2002 году. Цель - преградить путь в израильские города террористам, которые действительно проникали туда, прежде всего - с территорий Западного берега.

Я работал тогда корреспондентом на Ближнем Востоке, и отлично помню широкую пропагандистскую кампанию, развернутую израильскими средствами массовой информации, о необходимости строительства «забора безопасности». А возможно - и нескольких «стен» в ближайшем будущем. В начале той «строительной лихорадки», то есть в июне 2002 года, мне довелось принять участие в поездке, организованной израильтянами для местных и иностранных журналистов, в небольшой поселок Бат-Хефер. Расположен он впритык к палестинским территориям, а точнее - к городу Тулькарем, от которого до израильской Нетаньи всего-то 15 километров езды по шоссе.

Как выяснялось, тогда еще будущая «стена безопасности» должна была стать как раз такой, какая уже несколько лет существовала вокруг Бат-Хефера. Правда, возникла она вовсе не как реакция на «действия террористов», а, напротив, в годы израильско-палестинской «разрядки». Бат-Хефер строился в 1995 году, то есть почти сразу после подписания Норвежских соглашений. Именно «дух Осло» и побудил тогда израильтян строить поселок вплотную к Тулькарему. Но, тем не менее, «на всякий случай», тогда же было принято решение строить и забор.

После начала «интифады» палестинцы пытались бросать через него камни и бутылки с зажигательной смесью, поэтому высота забора была увеличена с трех до четырех метров, ограду удлинили до трех километров. Нет, не помогло...

Однако и тогда, и сейчас израильтяне категорически уверены, что «стена безопасности» и есть решение всех проблем. И продолжают возводить «заборы».

Мы стояли на сторожевой вышке над стеной, перед нами открывался вид на Тулькарем - один из самых крупных городов Западного берега. Отлично были видны минареты многочисленных мечетей, до нас даже доносился с одного из них голос муэдзина, призывавшего правоверных на очередной намаз. Бат-Хефер - это «пограничный» поселок, прилегающий вплотную к так называемой «зеленой черте», до войны 1967 года бывшей границей Израиля. За прошедшие 45 лет граница эта была, что называется, «размыта». Израильтяне первоначально заняли палестинские территории, затем оттуда ушли, тем не менее, оставив многочисленные еврейские поселения. И эти городки сейчас - «головная боль» не только для палестинцев и многочисленных миротворцев на Ближнем Востоке, но и для самого Израиля. Никто в стране не может точно предсказать их будущее.

Несколько лет тому назад бывший глава правительства Ариэль Шарон полностью ликвидировал все еврейские поселения в секторе Газа, заявив, что у страны нет ни сил, ни средств на их содержание. Правые израильские политики до сих пор критикуют за это Шарона, уверяя всех, что он нанес серьезный ущерб безопасности страны. Что же касается левых политиков, то они, напротив, действия Шарона поддержали. Вот и во время поездки в Бат-Хефер организовавший ее известный израильский левый политик Роман Бронфман призывал к немедленной ликвидации мелких еврейских поселений. По его мнению, их незаконное создание на территории автономии только провоцирует палестинцев на враждебные действия против израильтян. Если создавать «стену безопасности», говорил Бронфман, то, прежде всего, необходимо решить вопрос именно с разбросанными по всей территории Западного берега еврейскими поселениями. Ведь нельзя же допустить, подчеркивал он, чтобы дома израильтян оказывались по палестинскую сторону стены.

Что касается самой идеи строительства «забора», то мнения граждан страны тогда разделились. Многие ратовали «за», немало голосов было «против». Как рассказывал во время поездки прибывший в Бат-Хефер израильский генерал Дов Кали, на тот момент предполагалось, что длина «палестинской стены» составит 400 километров. Позже в прессе уже появилась иная цифра — 700 километров. Окончательного решения еще не принято, известно только, что высота ее составит 8 метров.

Но все же самое большое впечатление на журналистов тогда произвели иные данные: цена проекта - 200 тысяч долларов за километр сооружения! Израильтяне сразу заговорили о том, что многие «погреют руки» на «оборонительном проекте»: строительные фирмы, поставщики цемента, арматуры… То есть деньги «распилят». С той поры мало что изменилось.

Теперь в Израиле считают: строительство «египетской стены» необходимо было не для «укрепления безопасности», а для удовлетворения аппетитов строительной мафии, отлично нажившейся на ее сооружении.

Однако от возведения «забора» пострадали интересы другой мафии - бедуинской, чьи племена проживают в районе границы. Возведение стены подрывает бизнес вождей бедуинов по переброске в Израиль контрабанды грузов и перевозке нелегальных мигрантов. Прежде всего - рабочей силы из Африки, плюс проституток из стран СНГ для израильских борделей.

Среди египтян единого мнения по поводу стены на границе нет. Многие, прежде всего светские, заверяют, что им это безразлично, хотят израильтяне от них отгородиться - их проблема. Ну и пусть Тель-Авив изолирует себя, рассуждают и некоторые исламистски настроенные египтяне. Чем меньше будет контактов с сионистами, тем лучше. Однако среди этой, заметно окрепшей в последние месяцы части египетского общества, существуют и иные настроения. По мнению многих жителей страны, стена может серьезно помешать оказанию помощи «палестинским братьям», в том числе и военной.

Что касается израильтян, то полной уверенности в том, что очередная стена гарантирует им защиту, нет. Зато она может стать туристической достопримечательностью, ну, прямо как Великая китайская стена. Или - Берлинская, которая уже разрушена.

Палестинцы же справедливо уверены, что попытки Израиля отгородиться от всех и вся никогда не будут решением ближневосточной проблемы.

Как бы все эти сооружения, мрачно шутят они, не превратились для евреев из «стен безопасности» в новые «стены плача».

Специально для Столетия

Палестинцы называют ее стеной апартеида, израильтяне - защитной стеной или стеной безопасности. Она отделяет палестинские города и деревни от израильских, а в некоторых случаях - проходит прямо посреди деревни, отделяя ее от сельскохозяйственных земель и наделов. Это сооружение появилось в 2003 году, в разгаре второй палестинской интифады, когда в сердце израильских городов, особенно в Иерусалиме, закладывали бомбы в автобусы, а террористы-смертники взрывались в супермаркетах и на дискотеках.

Контуры стены израильские военные провели не по так называемой "зеленой черте", которую палестинцы считают границей своего будущего государства, а так, чтобы отделить палестинцев от израильтян. Глава правительства Ариэль Шарон распорядился тогда, чтобы стену построили как можно быстрее. Он заявил, что в случае подписания мирного соглашения с палестинцами, сооружение можно будет сместить или даже разрушить. Тогда же выяснилось, что карты руководителей генштаба не совсем совпадают с реальной ситуацией.

Так, например, в марте 2003 года власти палестинского университета Аль-Кудс обнаружили, что стена должна пройти прямо в центре кампуса - библиотека и спортзал останутся в Израиле, а общежития студентов и лаборатории — в Палестине. Жители деревни Бильин узнали о том, что за стеной останутся почти все их оливковые деревья. Борьба за эту землю в Верховном суде продолжается до сих пор.

Украина: "Великая" антироссийская стена Новая киевская власть демонстративно рвет братские узы с Россией и возводит на российско-украинской границе "стену", которая играет вовсе не военно-оборонительную роль, а скорее идеологическую. И призвана разделить славянские народы.

Многие палестинские деревни, такие как Бир Набала возле Рамаллы, Ар-Рам и Валадже, оказались в кольце: стены окружили их со всех сторон. Эта серая поверхность стала излюбленной площадкой для мастеров граффити. Возле КПП Каландия ее украшает гигантский портрет Ясира Арафата и одного из лидеров ФАТХа Марвана Баргути. На отрезке стены возле Вифлиема предприимчивый хозяин местного ресторана нарисовал свое меню, рядом красуются надписи "Свобода Палестине" и "Долой апартеид". Абдалла Абу-Рахма, один из политических активистов в деревне Бильин верит в то, что эта стена обязательно падет, как и Берлинская много лет назад:

"Мы уже 10 лет выходим на демонстрации и акции против этой стены. За ней остались наши земли. Это несправедливо. Мы не верим в насилие, только в мирные протесты. Мы убеждены, что справедливость, в конце концов, восторжествует".

В Израиле убеждены, что стена себя оправдала. В 2003 году, как только на севере Иерусалима возвели несколько фрагментов этого сооружения, палестинский террор пошел на спад, количество смертников, которые совершали теракты в израильской столице, уменьшилось. Гиора Леви — житель Иерусалима — с ужасом вспоминает первые годы интифады, когда любая поездка в автобусе могла закончиться трагедией. Он считает, что до тех пор, пока не устранена опасность проникновения в Израиль боевиков, стена должна оставаться на месте:

Падение Берлинской стены: "холодная война" с продолжением "Праздником всех немцев" называют день падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года. Для мирового сообщества это стало символом объединения Европы. Но разделительные линии остались до сих пор, и сейчас Запад пытается возводить новые стены.

"Мы знаем, что террористы хотят продолжать свое дело и убивать евреев. Ситуация в последнее время постоянно накаляется, звучат разговоры об очередной вспышке насилия. Страшно подумать, что творилось бы в столице, если бы не стена безопасности".

Но израильские правозащитные организации, такие как "Бецелем", убеждены в том, что Израиль нарушает закон и права палестинцев, поскольку стена проходит по частным землям. В районе Хевронского нагорья стену так и не построили - местные жители подали иск в Высший суд справедливости, с тех пор прошло более 10 лет.

Перспектива мирных переговоров между палестинцами и израильтянами, судя по всему, вновь отодвигается на неопределенный срок. Поэтому пока шестиметровая стена продолжит оставаться обязательным элементом местного пейзажа.

Знаменитая Стена Плача находится в городе Иерусалим и считается одной из главных святынь иудаизма. Ежедневно сюда приезжают тысячи туристов и паломников со всего мира. Западная Стена у Храмовой Горы в Израиле существует уже более чем 2000 лет и является уцелевшей частью Второго Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н. э.

История возникновения Стены Плача

Западная Стена не была пристройкой самого храма. Оставшаяся часть – это единственный фрагмент предместных укреплений Храмовой горы эпохи Ирода Великого.

Храм и Западная Стена были сооружены царем Иродом при помощи хитрости, ведь великое по своим масштабам сооружение в скромной провинции под игом Великого Рима не разрешили бы. Просьбу отправили, а сами в спешном порядке начали постройку. Когда прибыл ответ: «Не начал – не строй, начал – разрушь, закончил – оставь», на горе Храм был достроен.

Датируется строительство – от 37 до 4 г.г. до н. э. В 70 году был разрушен Второй Иерусалимский Храм из-за беспричинной междоусобной войны римским императором Титом. О масштабах храма говорят размеры фрагмента только ограждения: 500*19 метров в высоту.

Сама Стена Плача состоит из больших каменных блоков, которые никак не скреплены между собой, а просто плотно наложены друг на друга.

Почему «Стена Плача»?

Официальное название на иврите звучит как Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена».

Откуда произошло название Стена Плача? Прежде всего к этому священному месту приходят верующие, которые оплакивают разрушенный Храм. Также есть другая версия: время от времени на Стене проступают капли воды, напоминающие слезы. Последний раз «слезоточение» на плачущей Стене в Иерусалиме произошло в 1940 году.

Стена Плача в Иерусалиме: как написать записку

Ежедневно Стену Плача посещают тысячи туристов, а также паломники и местные верующие. Кроме молитв, здесь сложилась традиция оставлять записки в Стене со своими желаниями, адресованные Богу. Каждый год таких записок насчитывается более одного миллиона. А раз в полгода их собирают и предают земле на Елеонской (Масленичной) горе.

Часто туристы задают вопрос: как правильно написать записку с желанием в Стену Плача? Не существует особых сводов правил и образцов. Желание должно быть не обыденным, а самым важным для вас – позитивным и созидательным. Подойдя к Стене, люди молятся, благодарят Бога и просят о здоровье и благополучии. После этого вкладывают записку в щель в Стене, хотя очень трудно порой найти там свободное пространство, поэтому подготовьте бумагу для записки минимального размера.

Территория у Западной Стены разделена на две части: левая – мужская, а правая – женская. Мужская часть большая по размеру, здесь дозволено отмечать иудейские праздники, петь и танцевать. Женская часть предназначена только для молитв и записок.

  • Можно ли посещать Стену Плача в Иерусалиме православным? Побывать здесь и помолиться может каждый, независимо от вероисповедания.
  • Здесь есть свои правила в плане одежды: если у вас будут оголены плечи и локти, не прикрыты колени, то скорее всего к святыне вас не пустят. За этим следят представительницы хасидской общины, так что с собой лучше иметь накидки или платки. У мужчин обязательно должна быть прикрыта голова, а у кого нет головного убора – в корзине при входе можно взять маленькую шапочку – кипу.
  • Перед тем, как приблизиться к Стене Плача, нужно помыть руки. На территории есть бюветы с ковшами – слейте воду сначала на одну руку, затем помойте другую.
  • Возьмите с собой ручку и бумагу или же заранее напишите записку, ведь на входе ничего подобного не продают и чаще всего неподготовленные туристы используют то, что есть под рукой.
  • Чужие записки трогать нельзя. Постарайтесь разместить свой листочек бумаги в щель между каменными блоками, не зацепив при этом других записок.
  • После молитвы, поворачиваться к Стене спиной не желательно. Покидать святое место нужно лицом к нему, то есть пятясь назад несколько метров.
  • Официально посещение Стены Плача бесплатно, но на территории приветствуются пожертвования для нуждающихся.
  • Фотографировать и снимать видео у Стены Плача не запрещено, но только если это не суббота и не иудейский религиозный праздник.

Палестинцы называют ее стеной апартеида, израильтяне - защитной стеной или стеной безопасности. Она отделяет палестинские города и деревни от израильских, а в некоторых случаях - проходит прямо посреди деревни, отделяя ее от сельскохозяйственных земель и наделов. Это сооружение появилось в 2003 году, в разгаре второй палестинской интифады, когда в сердце израильских городов, особенно в Иерусалиме, закладывали бомбы в автобусы, а террористы-смертники взрывались в супермаркетах и на дискотеках.

Контуры стены израильские военные провели не по так называемой "зеленой черте", которую палестинцы считают границей своего будущего государства, а так, чтобы отделить палестинцев от израильтян. Глава правительства Ариэль Шарон распорядился тогда, чтобы стену построили как можно быстрее. Он заявил, что в случае подписания мирного соглашения с палестинцами, сооружение можно будет сместить или даже разрушить. Тогда же выяснилось, что карты руководителей генштаба не совсем совпадают с реальной ситуацией.

Так, например, в марте 2003 года власти палестинского университета Аль-Кудс обнаружили, что стена должна пройти прямо в центре кампуса - библиотека и спортзал останутся в Израиле, а общежития студентов и лаборатории — в Палестине. Жители деревни Бильин узнали о том, что за стеной останутся почти все их оливковые деревья. Борьба за эту землю в Верховном суде продолжается до сих пор.

Украина: "Великая" антироссийская стена Новая киевская власть демонстративно рвет братские узы с Россией и возводит на российско-украинской границе "стену", которая играет вовсе не военно-оборонительную роль, а скорее идеологическую. И призвана разделить славянские народы.

Многие палестинские деревни, такие как Бир Набала возле Рамаллы, Ар-Рам и Валадже, оказались в кольце: стены окружили их со всех сторон. Эта серая поверхность стала излюбленной площадкой для мастеров граффити. Возле КПП Каландия ее украшает гигантский портрет Ясира Арафата и одного из лидеров ФАТХа Марвана Баргути. На отрезке стены возле Вифлиема предприимчивый хозяин местного ресторана нарисовал свое меню, рядом красуются надписи "Свобода Палестине" и "Долой апартеид". Абдалла Абу-Рахма, один из политических активистов в деревне Бильин верит в то, что эта стена обязательно падет, как и Берлинская много лет назад:

"Мы уже 10 лет выходим на демонстрации и акции против этой стены. За ней остались наши земли. Это несправедливо. Мы не верим в насилие, только в мирные протесты. Мы убеждены, что справедливость, в конце концов, восторжествует".

В Израиле убеждены, что стена себя оправдала. В 2003 году, как только на севере Иерусалима возвели несколько фрагментов этого сооружения, палестинский террор пошел на спад, количество смертников, которые совершали теракты в израильской столице, уменьшилось. Гиора Леви — житель Иерусалима — с ужасом вспоминает первые годы интифады, когда любая поездка в автобусе могла закончиться трагедией. Он считает, что до тех пор, пока не устранена опасность проникновения в Израиль боевиков, стена должна оставаться на месте:

Падение Берлинской стены: "холодная война" с продолжением "Праздником всех немцев" называют день падения Берлинской стены 9 ноября 1989 года. Для мирового сообщества это стало символом объединения Европы. Но разделительные линии остались до сих пор, и сейчас Запад пытается возводить новые стены.

"Мы знаем, что террористы хотят продолжать свое дело и убивать евреев. Ситуация в последнее время постоянно накаляется, звучат разговоры об очередной вспышке насилия. Страшно подумать, что творилось бы в столице, если бы не стена безопасности".

Но израильские правозащитные организации, такие как "Бецелем", убеждены в том, что Израиль нарушает закон и права палестинцев, поскольку стена проходит по частным землям. В районе Хевронского нагорья стену так и не построили - местные жители подали иск в Высший суд справедливости, с тех пор прошло более 10 лет.

Перспектива мирных переговоров между палестинцами и израильтянами, судя по всему, вновь отодвигается на неопределенный срок. Поэтому пока шестиметровая стена продолжит оставаться обязательным элементом местного пейзажа.



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире