Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм Будды в Элисте — крупнейший буддийский монастырь в Европе. Центральный хурул калмыкии "золотая обитель будды шакьямуни" Что есть на территории

Золотая обитель Будды Шакьямуни (на калмыцком Бурхн Багшин алтн сум) — один из важнейших центров развития буддизма в мире , крупнейший буддийский храм в республике Калмыкия. Расположен в городе Элисте . Высота здания составляет 63 метра, внутри него находится самая большая в России и в Европе девятиметровая статуя Будды.

Открытие Хурула состоялось в конце декабря 2005 года в день национального праздника Зул. Этому событию предшествовал двухдневный визит в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV , который провёл церемонию освящения места будущего строительства. Через год Далай Лама дал имя новому хурульному комплексу.

Сегодня Хурул имеет не только религиозное содержание, он является символом национальной самобытности калмыков. По словам главы республики, буддийский храмовый комплекс посвящён калмыкам, погибшим в годы депортации в Сибирь . Благодаря всенародной поддержке хурул был построен всего за 9 месяцев .

Как и все буддийские храмы, архитектура хурула очень символична . Периметр здания обнесён оградой , состоящей из чередующихся 108 белоснежных ступ священное для буддистов число. Если посмотреть на комплекс сверху, то видно, что он имеет очертания, соответствующие форме мандалы. Храм ориентирован по сторонам света и имеет четыре входа: южный — главный, а также восточный, западный, северный. Окружено знание 17-тью пагодами со статуями великих буддийских учителей прославленного монастыря Наланда. По углам комплекса видны большие молитвенные барабаны , внутри которых находятся свитки со священными мантрами — вращение барабанов равносильно прочтению вслух помещённых в них миллионов мантр. Фасад храма украшен 8-ю символами буддизма:

  • Колесо учения;
  • Золотые рыбы — символизируют духовное освобождение;
  • Цветок лотоса — чистоту;
  • Сосуд — скрытые желания;
  • Зонт — защиту дхамы;
  • Знамя — победу над смертью;
  • Раковина — распространение учения во все стороны;
  • Бесконечный узел счастья — переменчивый характер бытия.

Для создания цельной эстетичной композиции внешней части комплекса использованы цветники, клумбы, сад для прогулок, ритуальные площадки для обрядов, а также этнографическая зона, рассказывающая о быте калмыцкого народа.

Согласно традиции, буддийский храм состоит из 7-ми уровней:

  • На первом уровне расположены библиотека, музей и конференц-зал . Здесь поводятся курсы тибетского языка, йоги , а также различные выставки и научны мероприятия , связанные с историей буддизма. В музее собрана коллекция старинных священных текстов, одежда гелюнгов, предметы искусства, архивные фотографии.
  • Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 9-тиметровой статуей Будды Шакьямуни . Будда встречает посетителей в асане касания земли , когда он призвал Землю в свидетели своего просветления. Символом совершенства тела Будды является сусальное золото , покрывающее поверхность статуи. Кроме того, на этом уровне располагается стеклянная пагода с одеждой Далай-ламы — это одна из величайших святынь буддизма.
  • Третий уровень включает выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приёма . С расположенной здесь галереи можно наблюдать статую Будды. Всё тут настраивает на медитативный лад : колонны расписаны мантрами, звуки молитв наполняют пространство особой энергетикой. Здесь же в специальных комнатах можно побеседовать с монахами , которые отвечают на вопросы, составляют астрологические прогнозы, дают советы нуждающимся. Для физического оздоровления посетителей хурула функционирует кабинет тибетской медицины , где поводится диагностика по пульсу и назначение курсов лечения на основе медикаментов, изготовленных из трав, произрастающих в Индии, Непале, Тибете.
  • Четвёртый уровень резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. Интересно устройство расположенной здесь открытой смотровой площадки, предназначенной для прогулок высоких учителей . По её углам находятся субурганы, в основании каждого их которых заложено оружие как символ подавления агрессии и ненависти , являющимися причинами войн. Считается, что созерцание субургана ведёт к накоплению благих заслуг и даже к просветлению .
  • Пятый уровень — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.
  • Шестой уровень — хозяйственные помещения.
  • Седьмой уровень — комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица. Это обитель просветлённых существ.

Хурул в Элисте имеет особое значение среди других буддийских монастырей, благодаря имеющимся здесь 17-ти статуям учителей Наланды , которые рекомендовал установить Далай-Лама. Это символизирует преемственность духовного наследия легендарного монастыря Наланды , который был разрушен в 9-м веке. В своё время он был крупнейшим монастырским университетом древней Индии. К счастью, накопленные знания не были утеряны — учителя успели передать их народу Тибета, откуда буддизм распространился по Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии. Далай-Лама сказал про Золотую обитель Будды Шакьямуни: "Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды ". Сегодня хурул, в соответствии с заветами Далай-Ламы, не просто буддийский религиозный центр — место для церемоний и молитв, но образовательный и культурный центр, открытый для всех религий и школ философской мысли.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

По прибытии в Элисту мы первым делом пошли смотреть Золотую обитель Будды Шакьямуни – главную достопримечательность столицы Калмыкии.

Хурул (так тут называют буддийские храмы) находится в самом центре города. Одной из своих сторон он выходит на главную магистраль – улицу Ленина.

На территорию хурульного комплекса ведут три входа, расположенные на три стороны света (кроме западной).

Главные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

Главные ворота – южные, обычно входят через них.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни

У входа стоит щит с правилами поведения на территории хурульного комплекса.

Мы туда дошли пешком от самой своей квартиры на окраине (из нашего окна был виден Сити-Чесс и бескрайняя калмыцкая степь).

Жили мы на самой окраине города, из нашего окна был виден Сити-Чесс

Элиста небольшой город и расстояния пеших прогулок тут невелики. Где-то за полчаса, сражаясь с холодным ветром, мы дошли до храма.

В духе Остапа Бендера… На подходе к Золотой обители с южной стороны

Золотая обитель Будды Шакьямуни – величайший (во всех смыслах) из всех буддийских храмов в республике.

Его высота шестьдесят три метра.

И поскольку в Элисте немного высоких строений, хурул возвышается над центром города и виден издалека.

Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над городом. Автор фото Олег Овчинников, январь 2011 года

Храм впечатляет своей величественностью и красотой. Не случайно его называют «жемчужиной калмыцких степей».

С первого взгляда понятно, почему у него такое красивое и поэтичное название – Золотая обитель. В оформлении храма преобладают золотой и белый цвета.

Главный хурул Калмыкии относительно новый, он основан и построен чуть меньше 10 лет назад и был освящён в конце декабря 2005 года.

Памятный камень об освящении места Далай-ламой XIV

Открытие храма для верующих было приурочено к калмыцкому празднику Зул. В обряде освящения участвовали видные религиозные буддийские деятели, а также представители стран, связанных с буддизмом…

Буддийская архитектура исполнена символики. Золотое колесо с восьмью спицами и две лани по бокам – символ первой проповеди Будды в Оленьем парке. Автор фото izvozshik

Территория хурульного комплекса окружена оградой, в которой сто восемь белоснежных ступ.

При храме стоят семнадцать пагод-беседок со статуями пандитов (буддийских учителей).

Перед тем как войти в сам храм, мы обошли по часовой стрелке обитель, и покрутили молитвенные барабаны.

Молитвенные барабаны в Золотой обители Будды Шакьямуни

На территории храма 4 больших молитвенных барабана – внизу, по углам хурула. И 108 малых молитвенных барабанов с трёх сторон света (кроме южной), наверху холма, прямо под стенами храма.

Малые барабаны Золотой обители Будды Шакьямуни

Правда, когда мы там были, часть барабанов отсутствовала – видно, их оси не выдержали: местами они были сломаны.

Местами молитвенные барабаны отсутствовали… Автор фото izvozshik

Одна из местных женщин, увидев, что мы крутим барабаны, рассказала нам, что внутри каждого барабана (их тут называют «кюрде») заложено множество мантр (молитв). Главная буддийская мантра «Ом Мани Падме Хум» написана сотни и тысячи раз на тончайших листах бумаги, обёрнутых вокруг оси барабана.

Калмычка рассказывает про молитвенные барабаны. Спапараццил (правда, издалека) izvozshik 🙂

Когда мы вращаем кюрде, это равносильно тому, что все эти молитвы читаются. При этом надо просить о том, что очень важно для тебя. И желательно – не о материальных благах, а о счастье, здоровье, избавлении от препятствий в достижении целей. Вращая молитвенный барабан, желательно повторять мантру «Ом Мани Падме Хум».

Молитвенный барабан на территории Золотой обители Будды Шакьямуни

Не буддистам не возбраняется крутить кюрде. Кстати, не знаю, всегда ли это действует, но у двух моих знакомых самые сокровенные мечты, как им казалось, очень маловероятные, сбылись. Наверное, главное – очень сильно верить. И ещё что-то делать, чтобы твои желания сбылись. Мне кажется, само по себе место силы чудес не делает. Оно просто помогает правильному настрою. А там – как знать…

Возле храма висит множество коней ветра. Их развешивают в священных для буддистов местах.

Сюда приезжают молодожёны.

Молодожёны в Золотой обители Будды Шакьямуни. Автор фото izvozshik

Кстати, с западной стороны возле хурульного комплекса возвышаются трубы котельной. Так вот для того, чтобы они не портили общий вид храма, их тоже оформили в соответствующем архитектурном стиле.

У подножия лестницы, ведущей ко входу в храм, стоит статуя Белого старца.

Это – сансарическое божество Цаган Аава, хранитель жизни и долголетия, благоденствия и плодородия. В его правой руке – посох с ручкой в виде головы дракона. Верующие, выходящие их храма, поклоняются Белому старцу.

Сама лестница украшена по центру каскадами фонтанов с семью чашами (семь – особенное число в буддизме).

А в самом верху фонтана сидит бог богатства Кубера с мангустом на левой руке.

В правой руке он держит раковину – символ объявления миру о просветлении Будды.

По обе стороны от входа в хурул сидят священные львы.

Они считаются хранителями, стражами ворот и всяческих порталов.

Лев у входа Золотую обитель Будды Шакьямуни

Когда входишь в храм, надо разуться. Обувь оставляют на полочках слева у входа. Головной убор снимают все, независимо от пола. Женщины должны быть в юбке (полотна ткани с завязками лежат там же, на полочках, если нет своей юбки, можно бесплатно воспользоваться любой из общественных, как и в православном храме).

Музей истории буддизма

В Золотой обители Будды Шакьямуни семь этажей. На первом находятся буддийская библиотека, Музей истории буддизма, конференц-зал, где читают лекции для буддистов и проводят семинары.

Мы побывали в Музее истории буддизма. К сожалению, там нельзя фотографировать, поэтому просто расскажу, что там видели.

Музей совсем маленький, один большой зал. Все музейные экспонаты связаны с буддизмом. В экспозициях представлены старинные статуи Будды, маски различных буддийских божеств, ритуальные предметы, кони ветра, буддийские иконы, фотографии, рассказывающие об истории буддизма в Калмыкии, и фото главных буддийских святынь (в основном тибетских, так как в Калмыкию буддизм пришёл именно из Тибета).

Танка – буддийская икона

А ещё там есть Золотая обитель Будды Шакьямуни из бисера! Очаровательная коллективная поделка (кто именно сделал я, увы, не запомнила, но это творение учащихся какого-то учебного заведения Элисты). Мы с детьми несколько раз подходили к этой поделке из бисера и всё не могли налюбоваться.

К сожалению, в те дни, когда мы там были, музей был закрыт на инвентаризацию (объявление об этом висело на двери). Но мы всё равно каким-то чудом в него попали (чудеса, как это нередко с нами случается, преследовали нас на протяжении всего путешествия по Калмыкии). Просто дверь в музей на какое-то время открыли, и мы, воспользовавшись этим, тихонько побродили по музею. Нас никто не выгнал, никто не стал ругать, что мы туда зашли, не смотря на табличку о том, что музей закрыт.

Обычно Музей истории буддизма работает всегда, когда открыт храм. И только в понедельник в музее выходной.

Лучше сюда приходить с экскурсоводом, тогда всё будет понятнее и интереснее.

Огромная позолоченная статуя Будды

На втором этаже – внутреннее храмовое помещение, молельный зал (дуган). Первое, на что обращаешь внимание – огромная, девятиметровая, позолоченная статуя Будды. Ни в Европе, ни в России больше по размеру нет.

Самая большая в Европе и в России статуя Будды Шакьямуни. Фото сделала моя подруга в 2006 году

Поверхность статуи сияет сусальным золотом и бриллиантами – это символ сияния Будды. А внутрь статуи заложено множество предметов, священных для буддистов: мантры (молитвы), различные благовония, земля буквально из каждого района республики (по пригоршне), растения, испокон веков растущие в Калмыкии…

Ачарья Васубандху – один из 17 пандитов

В молельном зале стоят лавки. Можно на них присесть, но при этом нельзя вытягивать ноги в направлении алтаря (лучше вообще никуда их не вытягивать) – это считается проявлением неуважения. Как и во всех храмах, тут подобает вести себя тихо.

Один из монахов Золотой обители угостил нас и наших детей печеньем. Наверное, у них так принято. Для меня получить что-то из рук монаха – это большая честь. Кстати, служитель Сякюсн-Сюме тоже угостил нас печеньем и конфетами, из чего я сделала вывод, что угощать гостей храма – это нечто вроде местной традиции.

Вообще посещение этого храма оставило у меня очень благостные и светлые впечатления. Тишина, умиротворение, светлые лица, улыбающиеся монахи, никаких тебе нищих у входа и злых старушек, которые одёргивают на каждом шагу… Кстати, тут, в храме, с нами здоровались незнакомые люди. Это было удивительно. Конечно, мы тоже здоровались в ответ. Очень доброжелательная атмосфера в местных храмах.

На третьем этаже Золотой обители проводят приём верующих. Тут же располагается администрация хурула. Мы туда не поднимались, вход туда был закрыт (временно).

На следующие этажи вход для туристов запрещён. Выше, на четвёртом этаже, покои главы всех буддистов Калмыкии. На пятом – Далай-ламы XIV (он там не живёт, но его там всегда ждут). Шестой этаж – чисто хозяйственный.

А седьмой предназначается для медитаций монахов.

В храме (справа от самого входа) есть небольшая лавка с ритуальными принадлежностями (я там купила коней ветра, которых мы развесили в Сякюсн-Сюме) и сувенирами буддийской тематики.

Повязываем молитвенные флажки у буддистских святынь в Сякюсн-Сюме

Внимание! Внутри храма нельзя фотографировать и вести видеосъёмку. Но, как нам рассказал охранник, запрет на фотографирование не полный. Можно предварительно получить благословение ламы на съёмку. И ещё снимать желательно без вспышки, потому что от яркого света портятся росписи на стенах. К сожалению, я узнала о такой возможности слишком поздно…

За пять дней пребывания в Калмыкии, мы четыре раза посещали хурульный комплекс. В первый день хотели туда ещё и вечером, но проезжая мимо на машине, увидели, что хурул не подсвечивают.

На следующий день Сергей спросил у охраны, почему хурул не подсвечивался. Охранник извинился, сказав, что, видимо, вчера просто забыли включить подсветку. И предупредил, что если мы вечером увидим, что храм не подсвечивается, чтобы просто постучали в двери и подсветку включат.

Это – буддизм, здесь нет ничего невозможного.

Однако стучать в двери храма не пришлось. Все последующие дни хурул подсвечивался.

Вечерами территория хурульного комплекса пустынна.

И очень красива…

В один из дней, когда мы приехали сюда вечером, был туман.

В тумане всё небо над Золотой обителью светится и сияет золотой водяной пылью…

Он придавал мистическую атмосферу и без того фантастическому пейзажу…

И Белый старец в этом золотом тумане тоже казался золотым…

Восточная архитектура в тумане невольно наводила на мысли о Китае…

Золотая обитель Будды Шакьямуни открыта для посетителей с утра до вечера, с 8:00 до 20:00.

Можно заказать экскурсию по хурульному комплексу.

С 9:00 до 10:30 утра в Золотой обители Будды Шакьямуни проводится молебен о благоденствии всего живого.

Адрес: ул. Юрия Клыкова (центральный вход) или ул. Ленина (на пересечении с ул. Илюмжинова). Телефон хурула: +7 (847 22) 4-01-09, +7 (847 22) 4-00-10.

Южные ворота Золотой обители Будды Шакьямуни в вечернем тумане

Жаль, погода была все дни очень пасмурная, фотографии в солнечный день получились бы куда ярче, под стать окружающей обстановке.

Вам понравилась Золотая обитель Будды Шакьмуни?

Потрясающе красивое место, правда?

——————

Схожие записи:

Надеюсь, Вам понравился мой рассказ о Золотой обители и Вы поделитесь со своими друзьями в соцсетях, нажав на копки ниже:

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
Буддийский

Золотая Обитель Будды Шакьямуни
Бурхн Багшин Алтн Сүм

Страна Россия
Строительство - годы
Реликвии и святыни Волосы Ламы Цонкапы. Одежда 14-ого Далай-ламы.
Статус Центральный буддийский храм Калмыкии.
Сайт Официальный сайт

Золотая Обитель Будды Шакьямуни («Бурхн Багшин Алтн Сүме» ) - крупнейший буддистский храм республики Калмыкия и Европы. Освящён 27 декабря 2005 года . В храме расположена самая высокая в Европе статуя Будды .

Строительство/Открытие

Золотая Обитель Будды Шакьямуни является самым большим в Европе буддийским храмом. Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе 12-ти метровую статую Будды. Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина по благословению духовного лидера всех буддистов Далай-ламы XIV , посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Строительство первой очереди храма заняло менее года. Открытие хурула состоялось 27 декабря 2005 года и было приурочено к празднованию национального праздника Зул , а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 году . Церемония открытия началась в шесть часов утра с ритуала освящения храма. Поскольку эта часть церемонии должна проводиться в присутствии только монахов, для мирян была организована прямая телевизионная трансляция. В официальной части приняли участие Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче , монахи центрального хурула, Хамбо-лама Монголии, представители Кымбы-ламы Республики Тыва, представитель Бурятии Еше Лодой Ринпоче, геше Чжампа Тинлей, возглавляющий Московский центр ламы Цзонкапы, а также владыка Калмыцкий и Элистинский Зосима, представитель Московского Патриархата Русской православной церкви отец Дудко. Помимо высоких духовных лиц в церемонии представители правительства Калмыкии, Тывы, Бурятии, посол Непала в России, гости из Японии, Индии, Америки и стран Европы. После официальных мероприятий Хурул открыл свои двери для всех желающих.

Внешний вид

Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.

По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула насчитывается 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Весь архетектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда, которые не имеют аналогов.

Интерьер

Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень – это молельный зал (дуган) с 12-ти метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы – мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвертый уровень – резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне – резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

Расписание работы хурула

  • Каждый день в 8.30 часов утра в хуруле проходит молебен для благополучия всего калмыцкого народа и каждого человека в частности.
  • Каждую пятницу в 14 часов проходит молебен (йорял) - поминальная служба.
  • Каждые 8, 15, 29 дни по лунному календарю проходят большие молебны:
    • 8-го числа - молебен-обращение к Драгоценной Ноган Дярк.
    • 15-го числа - молебен-обращение к Будде Медицины - Манла
    • 29-го числа - молебен-обращение к защитникам веры - сякусн ном.

Индивидуальный приём проводится ежедневно, кроме понедельника, с 11 часов.

В хуруле также проводятся уроки тибетского языка и йоги.

Службы

В Центральном хуруле ежедневно с 8.30 проводятся утренние ритуалы-молебны за благополучие калмыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ.

Монахи читают тексты Прибежища в Трёх Драгоценностях - в Будде, Дхарме (Учение), Сангхе (монашеской общине), тексты «100 богов рая Тушиты», высшей махаанутаройогитантры Ямантаки, защитницы Окон-Тенгр (по-тибетски Палден Лхамо), хозяина местности - Цаган Аавы, молитвы за долголетие Его Святейшества Далай-ламы XIV. Во время утренней службы также проводятся обряды продления жизни (насн уттулх), от черного языка (хар кел утлх), от плохих снов (зүднә хәрү), обряд для удаления препятствий - «Сержм». Во время молебна монахи хурула проводят визуализацию божеств, обряд призывания буддийских божеств, делают подношения, просят даровать благословение и очищение присутствующим на службе людям. Эти службы проводятся ежедневно. В пятницу проводится поминальная служба по умершим (буйн, йорәл) с 14 до 16 ч.

Дни мацк

В дни мацк - 8, 15, 30 лунные дни - монахи хурула совершают ритуалы Зеленой Тары (8 л.д.), Будды медицины Манла (15 л.д), Бурхн-Багш (30 л.д.), Окон-Тенгр (29 л.д.).

Великая Богиня Тара является воплощением активности всех будд и бодхисаттв , она быстро помогает удалить все препятствия на пути. Защитница Окон-Тенгр имеет тесную кармическую связь с Калмыкией, также помогает в решении всех проблем. Поклонение и подношение Будде медицине Манла способствует продлению жизни, улучшению здоровья. Все будды и бодхисаттвы являются воплощением ума Будды Шакьямуни (Бурхн-Багш), например, Авалокитешвара является воплощением аспекта сострадания Бурхн-Багш, Манджушри - воплощением аспекта мудрости, Ваджрапани - воплощением силы ума Будды.


Wikimedia Foundation . 2010 .

13-02-2014 // 20:51

Число туристов, посещающих Элисту, с каждым годом растет. Их привлекает необычная для европейца архитектура: восточные мотивы видны в каждом сооружении. В центре столицы Калмыкии, на ее главной площади Пагода Семи Дней, сооружен архитектурный ансамбль, главным атрибутом которого является большой молитвенный барабан - кюрде. По поверью, если с утра прокрутить барабан с молитвами, и произнести мантру, то день будет заряжен на удачу и успех. Но главным достоянием Элисты, взглянуть на которое едут со всех уголков страны, является центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни". Это самый большой буддистский храм в Европе, и жители республики с гордостью говорят об этом.

О строительстве большого храма говорили давно, мечтали о нем все - от мала до велика. В марте 2005 года руководитель региона Кирсан Илюмжинов и шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче побывали в Дхарамсале, где встретились с Далай-ламой XIV. В беседе они показали эскиз Его Святейшеству, проект понравился главному буддисту мира, и он благословил его с некоторыми рекомендациями. С этого момента начинается история главной достопримечательности республики.

Через год Далай-лама дал имя новому храму, оно звучит достаточно красиво - "Бурхн Багшин Алтн Сюме" ("Золотая обитель Будды Шакьямуни"). Возведение храма стало поистине всенародным. Каждый житель Калмыкии внес свою лепту в это богоугодное дело. Кто-то перечислял личные средства, другие трудились на стройке. Кстати, в сооружении храма принимали участие 52 организации, у каждой из них был свой участок работы. Эти 9 месяцев, за которые был построен хурул, для Калмыкии прошли под знаком национальной идеи. Свою работу проводили и монахи. Им было доверено заполнять священными мантрами (молитвами) ступы, кюрде (молитвенные барабаны). Мантры были заложены и в самую большую в Европе статую Будды Шакьямуны, высота которой - 9 метров.


Хурул строился на искусственной насыпи, его белые стены символизируют чистоту веры. Все это увидели жители республики, пришедшие на открытие храма. Это событие состоялось в декабре 2005 года. Дата открытия хурула была выбрана не случайно. Как сказал тогда Кирсан Илюмжинов, этот храм посвящен погибшим в годы депортации. Печальная дата ссылки отмечается ежегодно 28 декабря. А шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче заявил: "Этот храм - знак того, что мы можем достичь, если объединим усилия".

Перед тем, как осмотреть хурул, важно изучить порядок его посещения. Территория храма огорожена, по всему периметру располагаются бронзовые статуи великих учителей Наланды. Всего их 17. На табличках к каждой из них - имя учителя и краткая биографическая справка. Немного выше располагаются молитвенные барабаны. В каждом из них заложены мантры, прикосновение рукой к кюрде подразумевает обращение к Будде. Некогда Николай Гумилев, путешествуя по калмыцким степям и посещая буддийские храмы, говорил о том, что буддисту для обращения к богу, достаточно покрутить барабан, в который заложены молитвы.

Обходить территорию нужно по часовой стрелке: сначала следует обойти статуи учителей, затем подняться к барабанам, а уж потом заходить в сам храм.


Здесь свои порядки: женщине нельзя быть одетой в брюки, а перед входом в главный зал нужно снять обувь и обязательно надеть носки, если вы вдруг оказались в сандалиях. Внутреннее убранство поражает! Здесь витает дух Далай-ламы, все подчинено его образу. В центральной части возвышается статуя Будды Шакьямуни. Ниже, за стеклом, выставлена монашеская одежда главного буддиста мира. Это самая главная реликвия хурула. На втором этаже размещается его резиденция. Для несведущих кажется, что здесь все слишком помпезно, однако, как утверждают монахи, это только для того, чтобы продемонстрировать, насколько сильно ждут Его Святейшество в Калмыкии.

В главном зале стены разрисованы буддийскими сюжетами, и часто в них присутствует лик Далай-ламы. Здесь почти всегда звучит тантрическая музыка - это особая мелодия, которая действует на человека успокаивающе, заставляет задуматься о смысле жизни, о бытие. Здесь совершаются главные молебны. Когда монахи читают молитвы, в душе поселяются покой и благодать. Эти ощущения совершенно необычны, может быть, поэтому путешественники обязательно возвращаются в хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни".


Однако, как утверждают монахи, ничего из материального не делает храм обителью Далай-ламы. Это заключено в самом подходе к работе хурула. Главный буддист мира уверен в том, что монашеская обитель в современное время должна быть не только и не столько местом проведения служб и молитв, сколько культурным и образовательным центром. Именно поэтому сюда приходят не только буддисты, но и представители других религий. Большая часть помещения подчинена этой идее. Здесь размещается большая библиотека трудов буддийских священослужителей, музей буддизма, где, кстати, собраны удивительные экспонаты. А в конференц-зале проводят многочисленные семинары, встречи. Приезжающие духовные лидеры читают здесь свои лекции.

Хурул сегодня невозможно представить без главного его настоятеля - шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Он руководит буддистской общиной республики с 1992 года. А за этот срок было сделано немало. Буддизм, как религия, стал возрождаться, произошло укрепление связей с представителями других религиозных общин Калмыкии, а также регионами, жители которых исповедуют буддизм.

Сам шаджин-лама родился в обычной семье калмыцких эмигрантов в США в 1972 году. Когда ему было 4 года, он вдруг заявил родителям, что хочет стать монахом. Спустя два года ему посчастливилось встретиться с Далай-ламой, он-то и рекомендовал отдать мальчика обучаться в монастырь Дрепунг Гоманг, что находится в Индии. 13 лет ребенок изучал религиозную философию, после окончания Тэло Тулку Ринпоче был признан новым воплощением индийского святого Тилопы. Первый его визит в степной регион состоялся в 1991 году, тогда он прибыл вместе с Далай-ламой XIV. А через год ему поступило приглашение возглавить буддийскую общину в Калмыкии.

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче является одним из самых уважаемых людей в республике. И дело не только в его подвижнической деятельности, это очень мудрый и интересный человек. За время его руководства в степном регионе возведено около 50 буддийских храмов и ступ. Многие из них были разрушены в годы Советской власти, другие сооружались там, где раньше их не было.

Нет ничего главнее для любого буддиста, чем прикоснуться к учению Далай-ламы. Для этого в хуруле постоянно набираются группы верующих, готовых выехать на учения Его Святейшества за границу. Событием огромной важности стал пасторский визит Далай-ламы в Калмыкию в 2004 году. И это стало возможно благодаря участию Тэло Тулку Ринпоче в решении вопроса с прибытием Святейшества.

Сегодня буддийская община хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" выполняет не только религиозные функции, но и просветительскую деятельность. С ликованием жители Элисты восприняли весть о том, что одним из факелоносцев Олимпийского огня будет шаджин-лама. В этом они видят будущее буддизма, свет его мудрости, который благодатно воздействует на всех и каждого.

Главная достопримечательность Калмыкии, буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном буддистской культуре стиле.

По периметру центральный хурул в Элисте обнесен забором с чередующимися через каждые пять метров небольшими статуями. Ограда имеет четыре входа с каждой стороны света, сам же храм имеет два входа с юга (парадный) и севера (служебный). Посетитель может войти на территорию центрального хурула через любой вход, однако главными являются южные ворота, через которые по калмыцким обычаям принято входить в храм.

У подножия храма посетителей встречает Белый старец или Цаган Аав – калмыцкий языческий бог, покровитель местности.

За статуей следуют две лестницы, между которых установлен фонтан. На вершине находится скульптура божества богатства Куберы.

Вход в храм обрамлен красными колоннами, а особое восхищение вызывают высокие красные двери, украшенные резными золотыми узорами. У входа стоят львы в характерной окраске.

Однако на этом композиция буддийского храма в Элисте не заканчивается. Особого внимания заслуживают скульптуры, разбросанные по всей территории центрального хурула: в 17-ти пагодах на пьедестале восседают позолоченные фигуры буддийских святых.

Вокруг центрального хурула (Элиста) расположены молельные барабаны «кюрде», внутри которых заложены сотни молитв.

Буддийский храм в Элисте был построен в значительно сжатые сроки: за 9 месяцев строителям и архитекторам удалось создать не только сам храм, но и украсить внутренний интерьер хурула. Авторами проекта стали С.Курнеев, В. Гиляндиков и Л. Амнинов. Он был построен на месте завода железобетонных изделий и открыт в 2005 году. Главный храм Гол-сюме высотой 51 метр расположен на семиметровом возвышении так, что его видно из разных уголков города.

Внутреннее убранство хурула поражает еще больше, чем внешний вид здания. Войдя в хурул, можно обнаружить своеобразный гардероб, где верующие оставляют верхнюю одежду и обувь, а также небольшую сувенирную лавку, в которой можно приобрести различные украшения и благовония. На втором уровне, в главном зале центрального хурула, дугане, где проходят молитвы, расположены несколько скамей для верующих, а в центре комнаты – золотая статуя Будды Шакьямуни, высота которой составляет 9 метров. Видимая часть статуи покрыта сусальным золотом, а внутрь фигуры Будды запрятаны священные для буддистов предметы - мантры, молитвы, благовония и земля со всех уголков республики. Авторы скульптуры – заслуженный художник РФ, скульптур Владимир Васькин и группа калмыцких художников.

Внутренние стены украшены искусной росписью, олицетворяющей сюжеты буддийской культуры. Над оформлением внутреннего интерьера хурула работало девять художников-танкописцев, которые периодически освежают роспись. Также здесь находится полное монашеское одеяние Далай-ламы XIV.

Центральный храм Элисты поделен на семь уровней, каждый из которых несет свою определенную функцию. На первом уровне центрального хурула Элисты расположен и музей истории буддийской культуры : фотографии и предметы буддизма как нельзя лучше отражают специфику этой религии. Также на первом уровне расположен конференц-зал на 460 мест и библиотека с читальным залом, на втором – молельный зал на полторы тысячи мест. Третий уровень занят кабинетами администрации, выставочными залами и комнатами индивидуального приема, куда можно попасть в определенные дни по записи. На четвертом уровне буддийского храма располагается резиденция Президента республики Кирсана Илюмжинова и главы калмыцких буддистов Тулку Ринпоче, а также комнатами монахов. Пятый уровень занят резиденцией Далай-ламы XIV, шестой этаж технический, на седьмом – помещения для специальных обрядов.

Буддийский храм (Элиста) ежегодно посещают тысячи туристов из разных уголков России и зарубежья. Именно в центральном хуруле вы сможете поближе познакомиться с буддийской культурой, узнать характерные особенности и обычаи этой религии.

Фото: Илья Шувалов, Юрий Левко, Александр Орионов, Леонид Намруев.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире