Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лодка надувная фрегат м 5. Надувные лодки Корсар

Разработчик: Григорович
Страна: Россия
Первый полет: 1915 г.

В течение лета и осени 1914 года на летающей лодке М-2 совершили несколько полетов, показавших, что требуются дальнейшие работы по улучшению схемы самолета. Не совсем удачной была и следующая летающая лодка М-3. В сущности, это — несколько видоизмененная М-2 с более мощным двигателем «Gnome Monosoupape» в 100 л.с. Корпус лодки оставался прежний, но еще раз изменили профиль крыльев. Испытательные полеты показали, что и при новой компоновке летные данные гидросамолета, по сравнению с М-2, не улучшились. Неудовлетворительной оставалась и мореходность лодки. Не блистала своими данными и следующая лодка Григоровича — М-4, в сущности, видоизмененный вариант М-3, с тем же двигателем. Лишь изменили профиль крыла и незначительно модернизировали корпус лодки, да стабилизатор сделали с винтовым подъемником, что позволяло в полете изменять угол его установки. Здесь следует заметить, что трудность проектирования гидросамолетов состоит в том, что, кроме аэродинамических качеств, присущих любому летательному аппарату, гидросамолет должен обладать еще и специфическими свойствами: плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью и мореходностью. От М-1 до М-5 авиаконструктору приходилось буквально на ощупь подходить к оптимальному варианту проектируемого летательного аппарата. В этом и есть особая заслуга Дмитрия Григоровича и его великая удача при создании выдающегося по тому времени образца летающей лодки М-5, вошедшей в историю отечественной и мировой авиации.

Двухместную летающую лодку М-5 выпустили весной 1915 года и уже 12 апреля она совершила свой первый боевой вылет. В дальнейшем, вплоть до 1923 года, лодка строилась серийно. Всего выпустили около 300 самолетов этого типа. Григоровичу удалось оптимально соединить в М-5 высокую мореходность корпуса лодки с великолепными летными данными самолета. Взлетно-посадочной площадкой для аппарата могла стать водная поверхность с высотой волны до 0,5 м. Тщательно спрофилированное днище лодки не «прилипало» к воде и легко отделялось от нее при взлете. Посадочная скорость составляла всего 70 км/ч. Двухместная летающая лодка М-5 с двигателем «Gnome Monosoupape» мощностью в 100 л.с. развивала максимальную скорость у земли 105 км/ч. Практический потолок — 3300 м, продолжительность полета — 4 часа. Геометрические данные такие: длина самолета 8,6 м, размах крыльев — 13,62 м, площадь крыльев — 37,9 м2. Взлетная масса самолета — 960 кг, полезная нагрузка — 300 кг. М-5 долго оставался на вооружении: сначала в качестве морского разведчика, а с 1916 года — как учебная машина.

Какие же усовершенствования применил конструктор в этом самолете по сравнению с предыдущими моделями? Прежде всего, увеличена площадь нижнего крыла. Редан лодки оставался вогнутым, но высота его снижена в центре — до 70 мм, а по бортам — до 140 мм. Скулы на редане снабжены полозками, с помощью которых гидросамолет мог выходить из воды на площадку спуска. М-5 обладала хорошей мореходностью, была легкой и простой в управлении. На разведчике М-5 вооружения не имелось. В редких случаях устанавливался пулемет впереди правого сидения. Конструкция корпуса М-5 — типичная для других гидросамолетов Григоровича. Каркас лодки изготовлялся из ясеня, обшивка — фанерная, толщиной от 3 мм по бортам, а на палубе до 5-6 мм. Редан на днище накладной из 10 мм фанеры. Иногда для прочности корпуса толщина обшивки в средней части достигала 5 мм.

Сборка корпуса проводилась на латунных шурупах и промазывалась свинцовыми или цинковыми белилами. В стыках обшивки корпуса ставились фанерные полоски-накладки на медных заклепках. Некоторые швы и стыки фанеры обивались снаружи медной фольгой и пропаивались оловом. Снаружи корпус лодки покрывался бесцветным лаком, внутри — олифой. Силовой набор корпуса лодки состоял из шпангоутов, и местами ставились диагональные раскосы, поперечный и продольный набор соединялся зажимами из 3 мм фанеры. Кроме того, применялся при сборке специальный «морской клей» и особый раствор творога в нашатырном спирте, повышавший гидростойкость склеенных соединений. Деревянные части крепились шурупами, на весь корпус лодки их уходило до 15 тысяч. Все работы выполнялись вручную.

Конструкция крыльев — двухлонжеронная, расчалочная, очень тонкого профиля — порядка 4% хорды крыла. Верхнее и нижнее крылья соединены крестообразно металлическими расчалками и, кроме того, такие расчалки соединяли крылья с носом лодки.

Тросы управления рулями и элеронами проложены вне лодки и крыльев. Хвостовое оперение, расположенное над изогнутой хвостовой частью лодки на стойках из металлических труб, было очень легким и не жестким: «хвост» на вираже заметно скручивался, дрожал от обдува воздушным винтом, но никогда не ломался.

Стабилизатор — деревянный, с подкосами под задний лонжерон, соединенный также металлическими расчалками с килем. Угол установки стабилизатора мог изменяться перед полетом. Рули и киль сварены из тонкостенных стальных труб с несколькими деревянными нервюрами и обтянуты тканью.

Звездообразный двигатель воздушного охлаждения устанавливался на центральных стойках коробки крыльев на листовой раме с дополнительной опорой под носок двигателя. Бензин подавался к мотору под давлением из бака за счет избыточного давления воздуха, создаваемым с помощью ручного насоса. Сам топливный бак располагался за кабиной летчиков.

Летающая лодка М-5 — хорошо продуманная гармоничная конструкция с удачным аэродинамическим профилем и достаточной площадью крыльев, что обеспечивало неплохие летные данные машины. Удачное сочетание силовой установки с размерами и массой самолета обеспечивало простое и безопасное управление в воздухе. Лодка обеспечивала достаточный запас прочности при нормальной эксплуатации и позволяла легко производить отрыв от воды при взлете, обладала устойчивостью на рулении. Такие качества летательного аппарата как нельзя лучше подходили для учебного самолета. Однако летно-технические возможности М-5 оставались все-таки невысокими, максимальная скорость, — чуть более 100 км/ч, — явно недостаточна для боевой машины.

Тем не менее, еще раз хотелось бы отметить, компоновка самолета и удачное сочетание всех элементов конструкции с размещением силовой установки ставили летающую лодку М-5 в ряд выдающихся творений своего времени. Интересно, что Григорович неоднократно пытался улучшить летные качества М-5 за счет установки более мощного двигателя, но это приводило лишь к обратным результатам…

Модификация: М-5
Размах крыла, м: 13,62
Длина, м: 8,60
Высота, м: 3,40
Площадь крыла, м2: 37,90
Масса, кг
-пустого самолета: 660
-нормальная взлетная: 960
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome Monosoupape»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 105
Крейсерская скорость, км/ч: 87
Продолжительность полета, ч.мин: 4,0
Максимальная скороподъемность, м/мин: 78
Практический потолок, м: 3300
Экипаж: 2
Полезная нагрузка, кг: 160
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет.

Летающая лодка М-5 выруливает на взлёт. 1915 г.

Летающая лодка М-5. Набережная Крестовского острова, Санкт-Петербург, 1915 г.

Одна из первых летающих лодок М-5 с заводским № 331.

Летающая лодка М-5 из состава авиации Черноморского Флота. 1916 г.

Летающая лодка М-5 начинает взлет. Бакинская офицерская школа морской авиации. 1916 г.

Летающая лодка М-5 в полете.

Летающая лодка М-5 подруливает к пирсу.

Летающая лодка М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1916 г.

Летающие лодки М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1916 г.

Летающие лодки М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации на спуске Старотаможенной пристани.

М-5 Бакинской офицерской школы морской авиации. 1916 г.

На 2-м плане М-5 на стоянке отряда летающих лодок Балтийского Флота. Гельсингфорс. 1916 г.

М-5 после спуска на воду.

Подъем летающей лодки М-5 на борт крейсера «Алмаз».

Журнал «Крылья Родины» № 12 за 2000 г. Александр Белобородько. Первенцы российских летающих лодок.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 5 за 2012 г. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012 г.

Новинка сезона 2012 года - двухместная гребная лодка Фрегат М-5 - это самая вместительная надувная лодка в своем классе с креплением под навесной транец для установки лодочного мотора до 4 л.с. включительно и предназначенная для рыбалки, охоты и отдыха на небольших водоемах.

1. Корпус лодки изготавливается из многослойных лодочных тканей ПВХ немецкого производителя MehlerTehnologies, что значительно продлевает срок эксплуатации лодки. За счет материала лодка подходит для эксплуатации в различных условиях - в тихих закрытых водоемах, на волне или на порожистых мелких реках, среди коряг и камышей.

2. Сварные швы лодки Фрегат М-5 выполнены по технологии сварки горячим воздухом, что гарантирует повышенную прочность и долговечность швов, а также надежность и безопасность на воде для пассажиров по сравнению с клееными швами.

3. Лодка состоит из одного замкнутого баллона, разделенного перегородками на 2 отсека, при этом перегородки находятся под поворотными уключинами, поэтому даже в случае повреждения одного из отсеков сохраняется возможность работать веслами, и что самое важное для обеспечения Вашей безопасности - лодка остается на плаву.

4. По бортам внутри корпуса установлены литые держатели, в которых жестко зафиксированы сиденья для пассажиров, что предотвращает их выскакивание и смещение. Стационарные банки - гарантия Вашей безопасности на ходу: банки не выскочат из пазов, и при этом сохраняется идеальная развесовка лодки.

5. Гребная лодка Фрегат М-5 имеет плавные обводы и сконструирована с приподнятой носовой частью, что позволяет ей иметь отличную всхожесть на волну и легкий ход на веслах с высокой скоростью, а также предотвращает забрызгивание кокпита лодки волной.

6. Весла гребной лодки Фрегат М-5 оснащены регулируемыми хомутами, что позволяет комфортно управлять лодкой людям различного роста. Легкие разборные алюминиевые весла с пластиковыми лопастями всегда остаются на плаву.

7. Для буксировки лодки на носу установлен рым. В качестве дополнительного оборудования лодка Фрегат М-5 может быть укомплектована надувным дном, сланями или реечным пайолом.

8. Гребная лодка Фрегат М-5 оснащена креплением под навесной транец для установки подвесного лодочного мотора до 4 л.с. включительно, что делает ее универсальной для эксплуатации в различных ситуациях.

9. Все гребные надувные лодки Фрегат комплектуются новыми улучшенными сумками-рюкзаками для переноски: усиленное дно из ПВХ, более износостойкий материал капровинил «Ультра», боковой карман для весел сделали сумку-рюкзак еще прочнее, а лодки Фрегат еще удобнее в переноске и хранении.

Гребная надувная лодка Фрегат М-5 отличается увеличенным диаметром баллонов и увеличенной площадью кокпита, а значит и вместительностью, что делает ее отличным выбором для тех любителей отдыха на воде, кому важна безопасность и требуется большое пространство для снаряжения и комфортного размещения. Лодка также обладает прекрасной маневренностью, управляемостью и малым весом.

Лодка упаковывается в удобный рюкзак и легко переносится одним человеком.

Технические характеристики Фрегат М-5:

  1. Корпус надувной лодки Фрегат изготавливается из многослойных лодочных тканей ПВХ немецкого производителя MehlerTehnologies, что значительно продлевает срок эксплуатации лодки. За счет материала лодка из ПВХ подходит для эксплуатации в различных условиях – в тихих закрытых водоемах, на волне или на порожистых мелких реках, среди коряг и камышей.
  2. Сварные швы надувной лодки из ПВХ Фрегат М-5 выполнены по технологии сварки горячим воздухом, что гарантирует повышенную прочность и долговечность швов, а также надежность и безопасность на воде для пассажиров по сравнению с клееными швами.
  3. Надувная лодка из ПВХ состоит из одного замкнутого баллона, разделенного перегородками на 2 отсека, при этом перегородки находятся под поворотными уключинами, поэтому даже в случае повреждения одного из отсеков сохраняется возможность работать веслами, и что самое важное для обеспечения Вашей безопасности - лодка остается на плаву.
  4. По бортам внутри корпуса установлены литые держатели, в которых жестко зафиксированы сиденья для пассажиров, что предотвращает их выскакивание и смещение. Стационарные банки - гарантия Вашей безопасности на ходу: банки не выскочат из пазов, и при этом сохраняется идеальная развесовка лодки.
  5. Гребная лодка Фрегат М-5 имеет плавные обводы и сконструирована с приподнятой носовой частью, что позволяет ей иметь отличную всхожесть на волну и легкий ход на веслах с высокой скоростью, а также предотвращает забрызгивание кокпита лодки волной.
  6. Легкие разборные алюминиевые весла с пластиковыми лопастями гребной лодки Фрегат М-5 всегда остаются на плаву и позволяют комфортно управлять лодкой людям различного роста.
  7. Для буксировки надувной лодки из ПВХ на носу установлен рым. В качестве дополнительного оборудования надувная лодка Фрегат М-5 может быть укомплектована надувным дном, сланями или реечным пайолом.
  8. Гребная лодка Фрегат М-5 оснащена креплением под навесной транец для установки подвесного лодочного мотора до 4 л.с. включительно, что делает ее универсальной для эксплуатации в различных ситуациях.
  9. Все гребные надувные лодки Фрегат комплектуются новыми улучшенными сумками-рюкзаками для переноски: усиленное дно из ПВХ, более износостойкий материал капровинил «Ультра», боковой карман для весел сделали сумку-рюкзак еще прочнее, а лодки Фрегат еще удобнее в переноске и хранении.

Гребная надувная лодка Фрегат М-5 отличается увеличенным диаметром баллонов и увеличенной площадью кокпита, а значит и вместительностью, что делает ее отличным выбором для тех любителей отдыха на воде, кому важна безопасность и требуется большое пространство для снаряжения и комфортного размещения. Лодка также обладает прекрасной маневренностью, управляемостью и малым весом.

Надувная лодка упаковывается в удобный рюкзак и легко переносится одним человеком.

Размеры кокпита гребной лодки из ПВХ Фрегат М-5 - 2200 х 660 мм.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Лодки Фрегат - не требуют регистрации в ГИМС, если Вы устанавливаете на лодку лодочный мотор мощностью до 8 киловатт (10,88 л.с.) включительно.

Фрегат М-5 - надувная гребная лодка из ПВХ, рассчитанная на 2–3 пассажиров и снаряжение. Это самая вместительная лодка в своем классе с креплением под навесной транец. Лёгкая, компактная, надёжная и безопасная надувная лодка - идеальный вариант для рыбалки, охоты и туризма на реках и озёрах. Обладает прекрасной маневренностью, управляемостью, лёгким ходом на вёслах и малым весом. В отличие от моделей М-1 , М-11 и М-2 , у лодки Фрегат М-5 предусмотрено крепление под навесной транец для установки лодочного мотора до 4 л.с.

Важно ! Гребные лодки и лодки с мотором мощностью до 10,88 л.с. не требуют регистрации в ГИМС.

Особенности модели

К особенностям можно отнести конструкцию баллона, приподнятую носовую часть, крепления сидений (банок), крепления под навесной транец и носовой рым. Широкая кормовая часть удобна и практична для забрасывания с нее рыболовных снастей. Размеры кокпита - 2200×660 мм . Леерный пояс, установленный по бортам надувной лодки ПВХ, обеспечивает страховку пассажиров и возможность удобной переноски.

Замкнутый баллон с 2 перегородками

Гребная лодка Фрегат М-5 состоит из одного замкнутого баллона, разделенного перегородками на 2 независимых отсека. Перегородки находятся под поворотными уключинами. Благодаря такой конструкции, даже в случае повреждения одного из отсеков, надувная лодка остаётся на плаву и сохраняется возможность эффективно работать веслами.

Приподнятая носовая часть

Приподнятая носовая часть и оптимальный диаметр баллона обеспечивают данной моделе прекрасную маневренность и легкий ход.

Крепления под навесной транец для установки мотора

Лодки М-5 имеют надежные крепления (силовые шайбы) под навесной транец для установки мотора.

Крепление сидений (банок)

Лодка Фрегат М-5 комплектуется одним из 2-х вариантов крепления сидений (банок) :

  • Системой крепления ликпаз/ликтрос, позволяющей перемещать банки по длине кокпита
  • Системой стационарного крепления в литых держателях

Крепление ликпаз/ликтрос позволяет перемещать сиденья (банки) по длине кокпита в зависимости от условий эксплуатации.

По бортам внутри корпуса гребной лодки установлены литые держатели, в которых жестко зафиксировано сиденье, что предотвращает его выскакивание и смещение. Стационарные сиденья (банки) - гарантия безопасности пассажира на ходу: сиденье не выскочит из пазов, и при этом сохраняется идеальная развесовка.

Весла

Лодка Фрегат М-5 комплектуется легкими алюминиевыми веслами со съемной лопастью. Весла устанавливаются в эффективные поворотные уключины, значительно облегчающие процесс гребли. Легкие алюминиевые весла позволяют комфортно управлять лодкой людям различного роста.

Комплектация и упаковка

Лодка, весла, сумка-рюкзак, паспорт, ножная помпа (насос), ремкомплект. М-5 упаковывается в удобную сумку-рюкзак с боковым карманом для вёсел и легко переносится одним человеком.

Размер банки (сидения) модели м-5 стационарное крепление - 700*198*18 мм.

Размер банки (сидения) модели м-5 л/т - 810*200*18 мм.

Производитель оставляет за собой право на внесение изменений в конструкцию, дизайн и комплектацию лодки и её узлов без предварительного уведомления. Во избежание недоразумений при покупке лодки уточняйте информацию у продавцов. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.

Фрегат М-5 - надувная гребная лодка из ПВХ, рассчитанная на 2–3 пассажиров и снаряжение. Это самая вместительная лодка в своем классе с креплением под навесной транец. Лёгкая, компактная, надёжная и безопасная надувная лодка - идеальный вариант для рыбалки, охоты и туризма на реках и озёрах. Обладает прекрасной маневренностью, управляемостью, лёгким ходом на вёслах и малым весом. В отличие от моделей М-1 , М-11 и М-2 , у лодки Фрегат М-5 предусмотрено крепление под навесной транец для установки лодочного мотора до 4 л.с.

Важно ! Гребные лодки и лодки с мотором мощностью до 10,88 л.с. не требуют регистрации в ГИМС.

Особенности модели

К особенностям можно отнести конструкцию баллона, приподнятую носовую часть, крепления сидений (банок), крепления под навесной транец и носовой рым. Широкая кормовая часть удобна и практична для забрасывания с нее рыболовных снастей. Размеры кокпита - 2200×660 мм . Леерный пояс, установленный по бортам надувной лодки ПВХ, обеспечивает страховку пассажиров и возможность удобной переноски.

Замкнутый баллон с 2 перегородками

Гребная лодка Фрегат М-5 состоит из одного замкнутого баллона, разделенного перегородками на 2 независимых отсека. Перегородки находятся под поворотными уключинами. Благодаря такой конструкции, даже в случае повреждения одного из отсеков, надувная лодка остаётся на плаву и сохраняется возможность эффективно работать веслами.

Приподнятая носовая часть

Приподнятая носовая часть и оптимальный диаметр баллона обеспечивают данной моделе прекрасную маневренность и легкий ход.

Крепления под навесной транец для установки мотора

Лодки М-5 имеют надежные крепления (силовые шайбы) под навесной транец для установки мотора.

Крепление сидений (банок)

Лодка Фрегат М-5 комплектуется одним из 2-х вариантов крепления сидений (банок) :

  • Системой крепления ликпаз/ликтрос, позволяющей перемещать банки по длине кокпита
  • Системой стационарного крепления в литых держателях

Крепление ликпаз/ликтрос позволяет перемещать сиденья (банки) по длине кокпита в зависимости от условий эксплуатации.

По бортам внутри корпуса гребной лодки установлены литые держатели, в которых жестко зафиксировано сиденье, что предотвращает его выскакивание и смещение. Стационарные сиденья (банки) - гарантия безопасности пассажира на ходу: сиденье не выскочит из пазов, и при этом сохраняется идеальная развесовка.

Весла

Лодка Фрегат М-5 комплектуется легкими алюминиевыми веслами со съемной лопастью. Весла устанавливаются в эффективные поворотные уключины, значительно облегчающие процесс гребли. Легкие алюминиевые весла позволяют комфортно управлять лодкой людям различного роста.

Комплектация и упаковка

Лодка, весла, сумка-рюкзак, паспорт, ножная помпа (насос), ремкомплект. М-5 упаковывается в удобную сумку-рюкзак с боковым карманом для вёсел и легко переносится одним человеком.

Размер банки (сидения) модели м-5 стационарное крепление - 700*198*18 мм.

Размер банки (сидения) модели м-5 л/т - 810*200*18 мм.

Производитель оставляет за собой право на внесение изменений в конструкцию, дизайн и комплектацию лодки и её узлов без предварительного уведомления. Во избежание недоразумений при покупке лодки уточняйте информацию у продавцов. Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии