Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Политическое устройство саудовской аравии. Монархическая революция саудовской аравии. Политическая система Дании

Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно Основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства и наследного принца; Совет министров; Консультативный совет; Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической власти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности королевства является поддержка знатных семейств, таких, как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий.

Центральная исполнительная власть.

Глава государства и религиозный лидер страны (имам) - Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд (с 13 июня 1982), одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. В соответствии с племенными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роде, наиболее соответствующему для выполнения функций правителя. С 1995, в связи с болезнью монарха, фактическим главой государства является кронпринц и первый вице-премьер Абдалла бен Абдель Азиз Аль-Сауд (единокровный брат монарха, наследник трона с 13 июня 1982, регент с 1 января по 22 февраля 1996). Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы был образован Королевский семейный совет, который включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Кабинет состоит из премьер-министра, первого и второго вице-премьера, 20 министров (в т. ч. министра обороны, который является вторым вице-премьером), а также государственных министров и советников, назначаемых в качестве членов совета министров декретом короля. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочии в соответствии с конституцией и другими законами. Король имеет право в любое время распустить или реорганизовать Совет министров. С 1993 продолжительность работы каждого министра ограничивается четырехлетним сроком.2 августа 1995 королем Фахдом были произведены наиболее значительные за последние десятилетия кадровые изменения в кабинете министров, который покинули 16 из 20 министров действующего правительства.

Законодательная власть.

Законодательного органа нет - король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии общественный форум. КС призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят.

Согласно указу 1993, Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 численность КС возросла до 90 членов, а в мае 2001 - до 120. Председатель Совета - Мухаммед бен Джубейр (в 1997 сохранил за собой пост на второй срок). С расширением изменился и состав Совета, в 1997 в него впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; в 1999 на заседаниях КС было разрешено присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета постепенно усиливается. Со стороны умеренной либеральной оппозиции звучат призывы провести всеобщие выборы в КС.

Судебная система.

В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади. Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.

Местные органы власти.

В соответствии с королевским указом 1993 Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994 провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных семейств.

В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил король Фахд.

Права человека.

Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными; запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций, религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.

Политические партии и движения.

Несмотря на запрет деятельности политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.

Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда, Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их активность заметно снизилась, многие группы распались.

Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции, технократами и выступает за расширение участия различных представителей общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны, политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии, уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин. Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден все больше прислушиваться к её мнению.

Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка. Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп, но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма, воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение сторонников исламских реформ.

К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е традиционалисты были представлены такими организациями, как "Группа подражания благочестивости предков", "Группа сохранения Корана", "Единобожники", "Призывающие" и др.

Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями ("Аль-Каида", "Братья-мусульмане") и могут стоять за рядом нападений, совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.

Умеренные исламисты представлены "Комитетом по защите законных прав" (образован в мае 1993) и "Движением за исламскую реформу в Аравии" (возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической, социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний, контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются "Саудовская Хезболлах" (известная также как "Хезболлах Хиджаза", до 1000 чел) и "Исламский джихад Хиджаза". Более умеренным является "Шиитское движение за реформы", возникшее в начале 1990-х на базе "Организации исламской революции". С 1991 оно издает "Аль-Джазира аль-Арабия" в Лондоне и "Арабиэн монитор" в Вашингтоне.

Внешняя политика.

Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран - экспортеров нефти - облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление "нормальных отношений". Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002).

Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением "Талибан", прерванные в 2001. С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.

Территориальные конфликты.

В 1987 была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим.12 июня 2000 было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.

Вооруженные силы.

С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил. Верховный главнокомандующий - король, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75 тыс. чел) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов.

На вооружении 1055 танков, 3105 БТР, св.1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20 тыс. чел) имеют на вооружении св.430 боевых самолетов и ок.100 вертолетов. Силы ПВО (16 тыс. чел) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел) состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок.100 боевых и вспомогательных кораблей. Основные военно-морские базы - Джидда и Эль-Джубайл. В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс). Комплектование вооруженных сил осуществляется по принципу добровольного найма.

Административное деление страны : 13 административных регионов (провинций, или эмиратов), внутри которых с 1994 г. выделены 103 более мелкие территориальные единицы. Наиболее крупные города: Эр-Рияд, Джидда (св. 2 млн. чел., с пригородами 3,2 млн.), Даммам (482 тыс. чел.), Мекка (966 тыс. чел., с пригородами 1,33 млн.), Медина (608 тыс. чел.) (оценка 2000).

Принципы государственного управления : в основу законодательной системы положен шариат - исламский свод законов, основанный на Коране и суннах. Король и совет министров действуют в рамках исламских законов. Государственные акты вступают в силу посредством указов короля. В государственном управлении применяются принципы совещательности (шуры), обеспечения консенсуса, равенства всех перед законом, источник которого - нормы шариата. Высший орган законодательной власти - король и Консультативный совет, назначаемый королём на 4 года в составе 90 членов из числа разных слоёв общества. Рекомендации совета представляются непосредственно королю.

Высший орган исполнительной власти - совет министров (назначается королём). Данный орган сочетает исполнительные и законодательные функции, вырабатывает предложения в области внутренней и внешней политики.

Король является главой государства, главой высшего органа законодательной власти, главой высшего органа исполнительной власти. Состав Консультативного совета и совета министров назначается королём. Консультативный совет имеет в своем составе председателя и наполовину обновляется по составу на новый срок. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможном введении выборного представительного органа.

Выдающимся государственным деятелем Саудовской Аравии считается прежде всего король Абдельазиз ибн-Сауд , который в течение 31 года боролся за объединение королевства и сумел этого добиться, утвердив независимое государство, которым правил до 1953 г.

Он внёс большой вклад в становление государственности. Большую роль в успешной реализации программ экономической модернизации страны и использования её потенциальных возможностей сыграл король Фахд ибн-Абдельазиз ибн-Сауд .

Он ещё до вступления на престол являлся первым министром образования страны, разработал план реформ в образовании, в период своего правления обеспечил постоянное развитие долгосрочной программы экономических реформ и подъём авторитета Саудовской Аравии на международной арене. 24 ноября король Фахд принял титул «Хранителя двух Святынь» (мечетей Мекки и Медины).

В административных единицах страны власть осуществляется эмиром провинции , назначение которого утверждается королём с учётом мнения жителей. При эмире существует совет с правом совещательного голоса, включающий руководителей правительственных учреждений в регионе и не менее 10 граждан. Во главе административных единиц внутри провинций также стоят эмиры, ответственные перед эмиром провинции.

В Саудовской Аравии нет политических партий . Среди ведущих организаций деловых кругов - Саудовская ассоциация торгово-промышленных палат в Эр-Рияде (объединяет крупных предпринимателей страны), несколько десятков торговых палат в стране. Недавно создан Высший экономический совет с участием представителей государства и деловых кругов.

Деятельность профсоюзов не предусматривается законом. Среди других общественных организаций большое значение имеют структуры, занимающиеся распространением исламских ценностей, в первую очередь «Лига поощрения добродетели и осуждения порока». В стране действует более 114 благотворительных организаций и более 150 кооперативных.

Организация Саудовского Красного Полумесяца насчитывает 139 филиалов во всех районах страны. Её деятельность поддерживается государством. Создана система культурных обществ, литературных и спортивных клубов, скаутских лагерей. Имеется 30 спортивных федераций. Род, племя, семья являются традиционными основами саудовского общества.

В стране более 100 племён, которые в недавнем прошлом в городах селились в одном квартале. Они претерпевают определённые изменения под влиянием современного образа жизни. Влиятельной общественной прослойкой считается группа мусульманских священнослужителей и богословов.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются «Саудовская Хезболлах» (известная также как «Хезболлах Хиджаза», до 1000 чел) и «Исламский джихад Хиджаза». Более умеренным является «Шиитское движение за реформы», возникшее в начале 1990-х на базе «Организации исламской революции». С 1991 оно издает «Аль-Джазира аль-Арабия» в Лондоне и «Арабиэн монитор» в Вашингтоне. Внешняя политика. Саудовская Аравия — член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 — член МВФ и МБРР, с 1960 — член Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем.

Саудовская аравия

Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане.


В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря). Средние века К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров.
Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.


Первое Саудовское государство Зарождение государства началось в 1744 г.

Государственное устройство и политическая система саудов­ской аравии

В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление «нормальных отношений».

Внимание

Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился. Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции.


Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд.
долл. Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств.

Geolike.ru

Важно

Мечеть пророка Мухаммада Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России). Государственная символика Флаг — утверждён 15 марта 1973 г.

Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада — посланника Его».Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.
Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии.

Государственное устройство саудовской аравии

На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники. Цветок верблюжьей колючки Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова.

В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.
Миндальное дерево Фауна Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц. Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи.

Территориально-государственное устройство

В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002.

Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002). Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением «Талибан», прерванные в 2001.

С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму. Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией.

Впервые установлены с СССР в 1926.
По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа. Могила Евы, фото 1894 г. В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину.

Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб. Пустыня Руб-эль-Хали Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира.

Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м.

Саудовская аравия форма гос устройства

Эр-Рияд Официальный язык — арабский Валюта — саудовский риал Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.Территория – 2 149 000 км².Население – 26 939 583 чел.Государственная религия – ислам.Административное деление – 13 провинций.Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт – промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.
Военно-морские силы Саудовской Аравии Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.
В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс).
Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт — Йеменом, Иорданией и Суданом.
Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям.

Саудовская аравия форма государственного устройства

Пустыни и редкие оазисы, леса покрывают 1% территории. Крупные запасы нефти и природного газа. Население: 26,4 (54,7) млн чел. Арабы (90%), выходцы из Южной Азии. Плотность: 11 чел./км2. Среднегодовой прирост: 37 на 1 000 жителей. Сальдо миграции: +1,23 чел. на 1 000 жителей. Безработица: 25%. Возрастной состав: 0-14 лет - 43%; 15-59 лет - 52%; 60 и более лет - 5%. Средний возраст: 18,8 лет, средняя ожидаемая продолжительность жизни: 72,2 года. Вероисповедание: ислам. Городское население: 88%, крупнейшие города: ЭрРияд, Джидда, Мекка, Медина. Государственный язык: арабский; используется и английский. Экономика. ВВП на душу населения: 8 561 (12 650) долл. США. Структура ВВП: в сельское хозяйство - 5,2%; в промышленность - 51,2%; в сфера услуг - 43,6%. Промышленность: горнодобывающая, нефтехимическая, металлургия, пищевая.

Саудовская аравия форма государственного устройства унитарное

В 570 году произошло событие, определившее дальнейшую судьбу Аравийского полуострова – в Мекке появился на свет Мухаммед, будущий пророк. Его учение в буквальном смысле перевернуло историю этих земель, впоследствии повлияло на особенности формы правления Саудовской Аравии и культуры страны.

Последователи пророка, известные как халифы (калифы), завоевали почти все территории Ближнего Востока, неся ислам. Однако с появлением халифата, столицей которого стал сначала Дамаск, позже – Багдад, значение родины пророка понемногу утрачивало важность.

В конце XIII века территория Саудовской Аравии практически целиком была под властью Египта, а ещё через два с половиной столетия эти земли отошли к Оттоманской Порте. Возникновение Саудовской Аравии В середине XVII века появилось государство Нажд, которому удалось добиться от Порты независимости. В середине XIX столетия столицей его стал Эр-Рияд.

Королевство Саудовская Аравия было создано в 20-е годы сектой ваххабитов и опиравшейся на нее армией, возглавляемой Королем Ибн Саудом, который еще в колониальную эпоху сумел образовать крупное независимое государство, а в 1932 г. стал первым Королем Саудовской Аравии .

Это обусловило сохраняющийся до сих пор чрезвычайно высокий авторитет саудовской династии в широких слоях населения. Фактически в сложилась не столько абсолютная власть самого монарха, сколько абсолютная власть клана, который исторически выделился в правящий. Король здесь выступает персонифицированным носителем власти клана, признанного господствующим племенем. К тому же в условиях отсутствия оппозиционных партий и организаций, которые могли бы угрожать внутриполитической стабильности, и
значительного роста благосостояния населения, прямо связанного с доходами от нефти, формирование капиталистических отношений проходило более спокойно и не вызывало резких перемен в сфере власти и управления.

Король Саудовской Аравии является не только главой государства, но и духовным главой (возглавляет секту ваххабитов), а также выполняет функции премьер-министра, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Правительство формируется из членов королевской семьи, назначаемых Королем.

Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Основным законом Королевства, носящим название Основной низам правления Саудовской Аравии, который был принят в 1992 году. Согласно ему, Саудовская Аравия является , управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата. Западные специалисты чаще всего склонны признавать этот основной закон реальной конституцией.

В соответствии с феодально-патриархальным принципом "шуры" (совета), издавна провозглашенным одной из основ исламского правления, в королевстве действуют Совещательный совет при монархе в составе 40 представителей правящей и знатных аристократических семейств, Юридический совет из 20 улемов, особо почитаемых знатоков Корана, а также советы при губернаторах, действующие по типу традиционных советов племен при шейхе.

Из всего вышесказанного становится ясно, что парламент и конституция в монархии Персидского залива имеют скорее декоративный, орнаментальный характер. Хотя, конечно, системы власти, государственные и политические институты представлены в полной мере. К примеру, совет министров, где чаще всего премьером является правящий монарх, а братья его занимают самые крупные посты, особенно силовых министров. Королю подчинены все ветви власти. Наследник престола назначается королём после избрания его «Советом Преданности», учреждённым в соответствии с законом 2006 года, при этом наследование престола происходит от брата к брату (среди сыновей короля Абд аль-Азиза), а лишь после того, как не останется ни одного из них, к старшему из следующего поколения. Женская линия в престолонаследовании не учитывается.

Важно упомянуть, что принципы престолонаследия нигде не закреплены законодательно. Они основаны на племенных обычаях и традициях.

Монархиям не обязательно «умирать». Мы это видим и на Западе, и на Востоке. Они могут трансформироваться, что они и пытаются делать сейчас. Вопрос: с каким успехом? Рассматриваемая страна делает это с единственной целью — сохранение правящего режима.

Новые прогрессивные по отношению к традиционному населению социальные слои и политические силы чувствуют себя крайне некомфортно в условиях монархического пресса, жестких религиозно-средневековых регламентаций, требуют справедливого распределения общественных богатств. Но таких людей - абсолютное меньшинство. Главный каркас саудовской монархии в наши дни - это некое подобие негласного общественного договора, в соответствии с которым население отказывается от значительной части политически прав в обмен на щедрое государственное перераспределение доходов от , широкие государственные программы по поддержке местного населения в сферах экономики, образования.
Т.е. власть королевской династии базируется на следующих столпах:

  • Авторитет монарха среди населения
  • Власть в стране базируется на принципах кланового управления, а не на монархической традиции в чистом виде (более архаичная форма)
  • Незыблемый авторитет короля в религиозных делах за счет его статуса духовного главы государства
  • Законы базируются исключительно на шариате
  • Все ветви власти в руках монарха
  • Слабое знакомство населения с демократическими принципами и тенденциями и его аморфность, вызванная безбедным существованием в рамках правящего режима

Стратегия заключается в широком спонсировании населения «нефтяными» деньгами, жестким аппаратом подавления, постоянными отсылками к религии и значению правящей династии в истории королевства.

С. А. - абсолютная теократическая монархия с кабинетом министров. С. А. - исламское государство, роль Конституции страны выполняет Коран, в котором определяются этические ценности и даются предписания. В 1992 принят Основной низам о власти - акт, регламентирующий систему правления.

Административное деление страны: 13 административных регионов (провинций, или эмиратов), внутри которых с 1994 выделены 103 более мелкие территориальные единицы.

Наиболее крупные города: Эр-Рияд, Джидда (св. 2 млн чел., с пригородами 3,2 млн), Даммам (482 тыс. чел.), Мекка (966 тыс. чел., с пригородами 1,33 млн), Медина (608 тыс. чел.) (оценка 2000).

Принципы государственного управления: в основу законодательной системы положен шариат - исламский свод законов, основанный на Коране и суннах. Король и совет министров действуют в рамках исламских законов. Государственные акты вступают в силу посредством указов короля. В государственном управлении применяются принципы совещательности (шуры), обеспечения консенсуса, равенства всех перед законом, источник которого - нормы шариата.

Высший орган законодательной власти - король и Консультативный совет, назначаемый королём на 4 года в составе 90 членов из числа разных слоёв общества. Рекомендации совета представляются непосредственно королю.

Высший орган исполнительной власти - совет министров (назначается королём). Данный орган сочетает исполнительные и законодательные функции, вырабатывает предложения в области внутренней и внешней политики.

Король является главой государства, главой высшего органа законодательной власти, главой высшего органа исполнительной власти.

Состав Консультативного совета и совета министров назначается королём. Консультативный совет имеет в своем составе председателя и наполовину обновляется по составу на новый сроколо В настоящее время прорабатывается вопрос о возможном введении выборного представительного органа.

Выдающимся государственным деятелем С. А. считается прежде всего король Абдельазиз ибн-Са-уд, который в течение 31 года боролся за объединение королевства и сумел этого добиться, утвердив независимое государство, которым правил до 1953. Он внёс большой вклад в становление государственности. Большую роль в успешной реализации программ экономической модернизации страны и использования её потенциальных возможностей сыграл король Фахд ибн Абдельазиз ибн-Сауд. Он ещё до вступления на престол являлся первым министром образования страны, разработал план реформ в образовании, в период своего правления обеспечил постоянное развитие долгосрочной программы экономических реформ и подъём авторитета С. А. на международной арене. 24 ноября король Фахд принял титул «Хранителя двух Святынь» (мечетей Мекки и Медины).

В административных единицах страны власть осуществляется эмиром провинции, назначение которого утверждается королём с учётом мнения жителей. При эмире существует совет с правом совещательного голоса, включающий руководителей правительственных учреждений в регионе и не менее 10 граждан. Во главе административных единиц внутри провинций также стоят эмиры, ответственные перед эмиром провинции.

В С. А. нет политических партий. Среди ведущих организаций деловых кругов - Саудовская ассоциация торгово-промышленных палат в Эр-Рияде (объединяет крупных предпринимателей страны), несколько десятков торговых палат в стране. Недавно создан Высший экономический совет с участием представителей государства и деловых кругов.

Деятельность профсоюзов не предусматривается законом. Среди других общественных организаций большое значение имеют структуры, занимающиеся распространением исламских ценностей, в первую очередь «Лига поощрения добродетели и осуждения порока». В стране действует более 114 благотворительных организаций и более 150 кооперативных. Организация Саудовского Красного Полумесяца насчитывает 139 филиалов во всех районах страны. Её деятельность поддерживается государством. Создана система культурных обществ, литературных и спортивных клубов, скаутских лагерей. Имеется 30 спортивных федераций. Род, племя, семья являются традиционными основами саудовского общества. В стране более 100 племён, которые в недавнем прошлом в городах селились в одном квартале. Они претерпевают определённые изменения под влиянием современного образа жизни. Влиятельной общественной прослойкой считается группа мусульманских священнослужителей и богословов. Продолжается укрепление современных общественных слоёв: предпринимателей, рабочих, интеллигенции.

Внутренняя политика С. А. основывается на следовании исламскому вероучению во всех сферах жизни, заботе правительства о стабильности в стране и о благосостоянии подданных, всемерном развитии системы образования, социального обслуживания, здравоохранения.

Внешняя политика включает следующие принципы: исламская и арабская солидарность, стремление страны выступать с миролюбивых позиций в решении всех региональных и международных конфликтов, активная роль С. А. в международных делах, добрососедские отношения со всеми странами, невмешательство во внутренние дела других стран.

Вооружённые силы состоят из армии и Национальной гвардии. К полувоенным формированиям относятся силы Министерства внутренних дел. В 1997 Вооружённые силы С. А. насчитывали 105,5 тыс. чел., в т.ч. 70 тыс. в Сухопутных войсках, 13,5 тыс. в Военно-морском флоте, 18 тыс. в Военно-воздушных силах и 4 тыс. в Силах противовоздушной обороны. Общая численность Национальной гвардии составляла около 77 тыс. чел. (1999). На вооружении ВВС (в 2003) имеется 294 боевых самолёта, не считая транспортной авиации и т.п. Сухопутные войска оснащены французскими и американскими танками (1055 ед.), бронетранспортёрами, ракетами «Хок». Войска противовоздушной обороны оснащены комплексами «Пэтриот», «Кроталь», истребителями-перехватчиками. На флоте имеется несколько десятков крупных кораблей и катеров разного назначения, 400 катеров находятся в распоряжении береговой охраны.

С. А. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в феврале 1926. В апреле 1938 дипломатические отношения были заморожены. Восстановлены на уровне послов в сентябре 1990).

Информационный портал – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад "Государственное устройство и политическая система Саудов­ской Аравии" вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы