Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пропавшие подводные лодки ссср. Крупные аварии на подводных лодках в ссср и россии. Гибель подводных лодок

Подводная лодка «К-129», бортовой номер «574», с тремя баллистическими ракетами подводного старта, с ядерными головными частями большой мощности, а также с двумя ядерными торпедами, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.
Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года ПЛ 574 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку - тот же результат. Тогда встал вопрос о ПЛ 574. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.
В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 - назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 - направленных для стажировки.
Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь - на командный состав. И это действительно были специалисты высокого класса.
Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь ПЛ 574 командовал около четырех лет. До этого два года возглавлял экипаж «малютки», четыре с половиной года водил в глубинах «эску». Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин на ПЛ 574 служил хотя и недавно, с сентября 1967 года, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб. Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Амелько и начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г.Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. ПЛ 574 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.
В течение двенадцати дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытному патрулированию, а 8 марта не вышел на связь. В тот день К-129 должна была дать контрольное радиодонесение - короткий сигнал. Адмирал в отставке В. Дыгало, командовавший в то время соединением, в состав которого входила подлодка, вспоминает: «В соответствии с боевым распоряжением В. Кобзарь регулярно направлял в штаб донесения о ходе плавания. Но 8 марта мы все были встревожены - лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало основания предположить трагический исход плавания - мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь! Но донесение так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги». В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. Подводный ракетоносец не мог бесследно раствориться в океане. Но точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно. По данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Меч-рыба»), имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникала мысль о столкновении под водой. Срочно начала готовиться поисково-спасательная операция».
В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска - 5000-6000 метров. Удаление от Камчатки - около 1230 миль.
В поиске участвовали 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов.
Корабли и суда день и ночь утюжили океан, шаря в глубинах посылками гидроакустических станций и эхолотов, осматривая поверхность моря. Самолеты дальней разведки патрулировали по маршруту подводной лодки, километр за километром запечатлевая океан фотообъективами, вслушиваясь в сигналы гидроакустических буев. Вначале надеялись найти аварийную лодку в надводном положении, потом - хотя бы следы катастрофы. Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей.
Государственная комиссия, возглавляемая дважды Героем Социалистического труда, лауреатом Государственной премии, заместителем Председателя Совета Министров СССР по оборонной промышленности и вооружению Леонидом Васильевичем Смирновым, в состав которой входили представители ГК ВМФ, судостроительной и ракетной промышленности, после тщательного изучения всех материалов и обстоятельств никаких недостатков и существенных замечаний в подготовке подводного корабля к выполнению боевого задания не обнаружила. Были сделаны выводы, что гибель К-129 произошла из-за потери плавучести подводной лодки с невозможным удержанием ее на безопасной глубине, в следствии поступления воды, при движении под РДП (устройство для работы дизельного двигателя под водой) через поплавковый клапан, что привело к быстрому погружению корабля на запредельную глубину более 5000 м.
30 июля 1968 года подводная лодка К-129 (проект 629А) соответствующим приказом была исключена из состава Военно-морского флота.
На территории базы подводных лодок в Вилючинске заложили камень для установки памятника, который через несколько лет все же был открыт.

Памятник экипажу К-129 в Вилючинске. Камчатка.
Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось: «признать умершим».
Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.
Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.
В июне 1968 года, убедившись, что советские спасательные службы прекратили поиски погибшей лодки, ВМС США и ЦРУ приступили к осуществлению секретной операции по обнаружению и подъему «К-129». Их интерес был очевиден: получить доступ к советским баллистическим ракетам, шифрам, кодам, системам связи, управления, технологиям строительства прочного корпуса и т.п.
Этому поспособствовал и тот факт, что Советский Союз не заявил официально о гибели своей подводной лодки с указанием предположительного района катастрофы. В результате К-129 стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем.
Операция «Дженифер»
Для начала необходимо было обнаружить погибшую субмарину и произвести ее обследование. Эта миссия была возложена на атомную подлодку для специальных операций USS «Halibut» (Палтус). Бывший ракетоносец был модернизирован, на нем был установлено океанологическое оборудование: боковые подруливающие устройства, якорное устройство с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазная камера, дальние и ближние боковые сонары, а также глубоководный буксируемый модуль «Fish», оснащенный фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.
Американцы знали приблизительные координаты гибели К-129, этому поспособствовали, по их сведениям, данные с акустических станций системы SOSUS. При прослушивании записи звуков сделанных гидрофонами этой системы, удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок». Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль. Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.
Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы.
Даже зная координаты катастрофы, экипаж «Хэлибат» потратил несколько недель на поиски. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. И снова дни томительного ожидания.
И вот однажды на стол командира лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. Это была К-129. После ее обнаружения «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи кадров советской субмарины, лежащей на пятикилометровой глубине.

Снимок К-129

Камера запечатлела пролом шириной в десять футов (около трех метров) сразу за рубкой. Кроме того, оказались сильно поврежденными две кормовые ракетные пусковые установки в ограждении рубки. У них были сорваны крышки. Ближняя к корме шахта сильно погнута, а головная часть у ракеты отсутствовала. Не было боеголовки и у второй ракеты. Нетронутой осталась только третья пусковая установка - та, что ближе к носу.

Разрушенные пусковые установки К-129
Один фоторяд запечатлел скелет моряка, в ограждении рубки, облаченного в штормовой реглан, стеганые штаны и тяжелые флотские сапоги. Тысячи крохотных морских червей роились в останках подводника.
К-129 легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5" с.ш. и 178°57" в. д. (по другим данным - 40°6" с. ш. и 179°57" в. д.). Точные координаты местонахождения К-129 до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения К-129, «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.

Примерное место гибели К-129
Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины. Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс - к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.
Гломар Эксплорер
Фантастический проект потребовал специальных технических решений. В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой
четырехъярусной надстройками.

Glomar Explorer

Почти треть судна занимал «Лунный бассейн»
размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой , он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями (Размеры «Лунного бассейна» указывают на то, что американцы изначально не планировали поднимать лодку целиком (длина по КВЛ - 99 метров)).
По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось. Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна «MV Hughes Glomar Explorer» с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.
Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи. Было очень кстати, что Хьюз не так давно проявил интерес к добыче полезных ископаемых со дна океана: в связи с этим начало строительства им специального судна для подводных изысканий и работ вряд ли вызвало бы нежелательный резонанс.
В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих
устройств (корабля, захвата и баржи).

Проекция глубоководного захвата Clementine
В течение двух лет, пока шло строительство и
испытания «Гломар эксплорер», ЦРУ, используя многочисленные каналы, активно распространяло сведении, что судно предназначено для поиска и добычи полезных ископаемых с морского дна. В 1972 году «Гломар эксплорер» был спущен на воду и ушел в свое первое плавание. Чтобы еще надежнее замаскировать истинное предназначение судна, отвлечь внимание газетчиков и общественности, склонных подвергать сомнению официальную версию, было решено, что «Гломар эксплорер» примет участие в экспедиции по поиску полезных ископаемых в океане. Судно действительно зарекомендовало себя незаменимым при решении подобных задач.
После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватами и монтажными конструкциями.
Баржу притопили, над ней встал «Гломар Эксплорер», водолазы запустили моторы которые открыли створки крыши (внешний вид баржи напоминал плавучий дом). на Эксплорере открылись створки «лунного бассейна» и из него на баржу были выпущены гидравлические подъемные устройства с помощью которых глубоководный захват Clementine массой 2000 т был перемещен в «лунный бассейн».

После 4 июля 1974 года «Гломар эксплорер» вышел в море для осуществления основной фазы операции, получившей название «проект «Дженифер». По прибытию на место началась уникальная операция по подъему фрагмента К-129. В океанские воды стала опускаться колонна которая собиралась из двадцати метровых труб которые свинчивались между собой, на конце этой колонны находился захват Clementine. Свинчивание 5 км колонны заняло несколько дней (общая масса собранной целиком колонны составила 4000 т). Наконец, утром 29 июля захват оказался в 70 м от лежащей на дне субмарины. С помощью подруливающих устройств установленных на раме захвата, он был опущен на лодку. Раскрытые «клешни» сжались, обхватив корпус лодки. Начался подъем (общий вес поднимаемого груза
(захват+фрагмент лодки) составил 3129 т).

Проекция захвата Clementine с корпусом К-129


Здесь необходимо пояснить, что корпус лодки был разломлен на несколько фрагментов, и американцы изначально планировали поднять только носовую (наиболее для них ценную) часть К-129, длиной около 43 м, а не всю лодку как отмечается в некоторых изданиях. На это указывает и несовпадение длины «лунного бассейна» (61 м) с длиной подводной лодки (длина по КВЛ - 99 метров).
Однако когда лодка поднялась на высоту около километра от дна случилось непредвиденное – поднимаемый фрагмент разломился, в захвате осталась только носовая часть лодки длиной 10 м.
Остатки «добычи» были благополучно введены, через раскрытые створки в «лунный бассейн».
Через несколько дней «Гломар эксплорер» взял курс к Гавайским островам до которых было около 700 миль. 16 августа, пройдя 500 миль судно сделало остановку чтобы освободиться от поднятых не нужных, и радиоактивных фрагментов, пройдя еще 130 миль «Гломар эксплорер» снова остановился, для того чтобы захоронить найденные в поднятом фрагменте лодки тела шести моряков.
Их тела были помещены в один контейнер, который, с соответствующими почестями и под Гимн СССР был опущен в океан.
В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков, которых удалось опознать по документам: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.
В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа К-129.
(На YouTube размещен видеоролик в котором писатель-маринист Н. Черкашин утверждает, что американцы хотели передать тела погибших моряков Советскому Союзу но советское руководство якобы отказалось, при этом в качестве доказательства своего заявления он не приводит ни свидетелей ни документы. Из анализа операции «Дженифер» которая проводилась в строжайшей тайне становится ясно, что вряд ли американцы сделали заявление типа: «Советские, мы тут на днях вашу подлодку подняли, нашли тела ваших парней, себе их возьмете?». К тому же они планировали повторить операцию, чтобы поднять рубку с баллистическими ракетами поэтому «светиться» было не в их интересах Так, что необоснованные заявления г.Черкашина оставим на его совести).
Об операции «Дженифер» советские спецслужбы узнали только после утечки информации которая попала в американскую прессу (Здесь нужно пояснить, что советские разведывательные суда «засекли» «Гломар эксплорер» который занимался подъемом лодки, и некоторое время находились возле него, но не поняв чем занимаются американцы, ушли).
20 марта 1975 года на стол начальника разведки Военно-морского флота СССР легла справка-обзор американской прессы, из которой следовало, что Центральному разведуправлению (ЦРУ) США с помощью построенного по его заказу специального судна удалось поднять со дна Тихого океана часть советской подводной лодки, затонувшей семью годами ранее. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко. Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели К-129, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: «Одобрить предложения Министерства обороны СССР. Утвердить указания совпослу в Вашингтоне по этому вопросу».
Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции «Дженифер», в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена.

Вероятные причины гибели К-129

Первая причина - столкновение в подводном положении с американской атомной субмариной «Суордфиш» («Меч-рыба») которая следила за К-129. В пользу этой версии выдвигается то обстоятельство, что вскоре после исчезновения нашей субмарины «Суордфиш» добралась до японского порта Йокосука и в обстановке чрезвычайной секретности приступила к ремонту носовой части и рубки с перископами и антеннами. Такие повреждения атомарина могла получить только при столкновении с другим кораблем, причем находясь под ним (Американцы повреждения на «Суордфиш» объясняют столкновением с айсбергом прим. ).
Вторая причина - (эту причину выдвигают американцы) взрыв водорода в результате утечки из аккумуляторной ямы (аккумуляторная яма находилась как раз под пробоиной).

Заключение
(критика версий)
Наличие трупа моряка в ограждении рубки однозначно говорит о том, что в момент гибели лодка находилась в надводном положении таким образом она не могла столкнуться с субмариной «Суордфиш». К тому место расположение пробоины это так же подтверждает. По месту расположению пробоины можно скорее предположить, что К-129 столкнулась с надводным судном.
Что касается второй причины – гибели лодки от скопления водорода, она также не состоятельна. Все расчеты показывают что взрыв водорода не мог привести к таким большим разрушениям какие имелись на К-129. Этот вывод также подтверждается статистикой: за все время эксплуатации подводных лодок во всем мире ни одна лодка не погибла от взрыва водорода.

«Трешер»

Американская SSN-593 «Трешер» была первой затонувшей атомной подводной лодкой. 10 апреля субмарина вышла в море для проведения глубоководных погружений и проверки прочности корпуса на предельных для неё глубинах. Сообщение о готовности к погружению «Трешер» отправил в 7:30 после чего ещё несколько раз выходил на связь, докладывая о состоянии лодки и достигнутой глубине. Последнее сообщение был получено в 09:13: «Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…». После этого лодка на связь больше не выходила. Фотографии с места крушения показали, что субмарина развалилась на несколько частей и забрала с собой жизни всего экипажа – 112 человек и 17 исследователей. Останки «Трешера» до сих пор покоятся в 350 километрах к востоку от мыса Кейп-Код на глубине 2560 метров. Основной причиной катастрофы считается трещина в корпусе, через которую лодку заполнила забортная вода.

«Скорпион»

Второй атомной подлодкой, которую потерял ВМФ США стала SSN-589 «Скорпион». Лодка пошла ко дну 21 мая 1968 года в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов на глубине в 3000 метра. Субмарину искали в течение пяти месяцев силами почти 60 кораблей и авиации, однако безрезультатно. Обнаружить останки «Скорпиона» помогла запись гидролокации: на одной из станцией был обнаружен сигнал похожий на разрушение корпуса лодки под давлением. Район поиска сузился, и вскоре лодка была найдена на глубине 3047 метров. Причина гибели до сих пор не установлена, по одной из версий могла взорваться одна из торпед. Тела 99 человек экипажа навечно остались на дне Атлантического океана.


К-8 стала первой атомной подводной лодкой, потерянной Советским Союзом. Во время боевого дежурства в Средиземном море случился пожар в рубке гидроакустиков. Командир корабля начал бороться за сохранность лодки, однако пожар стал распространяться по воздуховодам. Мужеством и героизмом отличился состав первой смены главной энергетической установки: видя, что пламя вот-вот пойдёт по другим отсеками, они задраили двери и заглушили ядерные реакторы. Ценой своих жизней они предотвратили взрыв, который уничтожил бы всю лодку и выбросил радиоактивные элементы в океан. Бо́льшая часть экипажа спаслась благодаря болгарскому теплоходу «Авиор», который находился неподалёку и принял выживших на борт. К-8 вместе капитаном 2-ранга Всеволодом Бессоновым и телами других 51 членов покоится на глубине 4680 метров в 490 километрах северо-западнее Испании .


К-278 «Комсомолец»

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате пожара была нарушена герметичность лодки, забортная вода, хлынувшая внутрь, утащило на дно само судно и часть его экипажа. Кроме того в результате аварии сигнал о помощи поступил, и был расшифрован лишь с восьмого раза. Те подводники, которые сумели выбраться из горящей субмарины оказались в ледяной воде и вынуждены были ждать помощи. В результате катастрофы 42 человека погибло, 27 - выжили. Во время разбирательств по поводу катастрофы руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей. Последние в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа. Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как «День памяти погибших подводников».


К-141 «Курск»

Одна из самых загадочных катастроф двадцатого века это гибель АПЛ «Курск ». 12 августа 2000 года субмарина участвовала в учениях Северного флота. В 11:28 оборудование на крейсере «Петр Великий» зафиксировало хлопок, после чего корабль тряхнуло. «Курск» не вышел на связь в установленное время - 17:30, а утром следующего дня на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей, и в 04:51 «Курск» был обнаружен, лежащим на грунте на глубине 108 метров. Вместе с лодкой погибли и все 118 человек экипажа. Причиной гибели субмарины стал пожар в торпедном отсеке, из-за чего сдетонировали сами торпеды.


В декабре 1941 года немецкие субмарины вышли в море с секретным заданием - незамеченными они пересекали Атлантику и заняли позиции в нескольких милях от восточного побережья США. Их целью были Соединенные штаты Америки. План германского командования получил кодовое название «Барабанный бой», который состоял в нанесении внезапного удара по американскому торговому судоходству.

В Америке никто не ожидал появления немецких субмарин. Первая атака состоялась 13 января 1942 года, и Америка оказалась совершенно неготовой. Январь превратился в настоящую бойню. Обломки кораблей и трупы людей прибивало к берегу, нефть покрывала воду у побережья Флориды. В этот период военно-морской флот США не потопил ни одной немецкой субмарины - враг был невидим. В самый разгар операции казалось, что немцев уже нельзя остановить, но произошел необычный разворот - охотники превратились в добычу. Через два года после начала операции «Барабанный бой» - германские подводные лодки стали нести ощутимые потери.

Одной из таких потерявшихся немецких субмарин была U869. Она относилась к германским подводным лодкам 9 серии, которые маркировались как IX-C. Именно эти подводные лодки с большим запасом хода использовались для патрулирования удаленных берегов Африки и Америки. Проект был разработан в 1930 годы в ходе перевооружения Германии. Именно на эти лодки адмирал Карл Дённиц возлагал большие надежды с их новой групповой тактикой.

U-869 — немецкая подводная лодка типа IXC/40. Заказ на постройку субмарины был отдан 25 августа 1941 года. Лодка была заложена 5 апреля 1943 года на верфи судостроительной компании АГ Везер, Бремен, под строительным номером 1077, спущена на воду 5 октября 1943 года, 26 января 1944 года под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Нёрбурга вошла в состав учебной 4-й флотилии. 1 декабря 1944 года вошла в состав 33-й флотилии.

В этом двухчасовом специальном фильме, новая Звезда следует за командой водолазов для ежегодного исследования, которое в конечном счете определило идентичность затонувшей субмарины во время Второй Мировой войны - и переписал историю в процессе. Немецкая германская подводная лодка, сначала бомбомётами «Хеджехог» и глубинными бомбами с американских эскортных эсминцев USS Howard D. Crow и USS Koiner. Все 56 членов экипажа погибли.

Долгое время считалось, что U-869 была потоплена возле входа в Гибралтар. Останки корпуса лодки были найдены в 1991 году дайверами в 60 милях от побережья Нью-Джерси.

В 1991 году рыбак потерял свою сеть, она зацепилась, за что-то на дне. 2 сентября для обследования дня погрузилась группа дайверов. Они обнаружили люк, а внутри была торпеда.

Дайверы связались с ВМС США. В соответствии со всеми источниками о находящихся вдоль восточного побережья остовах затонувших кораблей никаких данных относительно этого места не было.

Шестилетний поиск, приведший к разгадке тайны, начался с открытия. В ходе второго погружения одному из дайверов удалось поднять с затонувшей субмарины некоторые вещи, среди которых была тарелка, на которой был изображен орел и свастика. Датировалось эта находка 1942 годом. Это говорит о том, что на дне лежит германская подводная лодка времен второй мировой войны. Но быть ее там не должно. По данным ВМС США на 100 морских миль не должно быть ни одной германской подводной лодки.

Подводные лодки появились сравнительно недавно. В войны начала двадцатого века впервые были использованы подводные лодки. Сейчас они получили распространение по всему миру. Благодаря ним, люди смогли погружаться на глубины океанов. Этому сразу же нашлось применение, как в научно-исследовательской работе, так и военных действиях. Про это и многое другое вы можете смотреть бесплатно онлайн в этом разделе фильмы про подводные лодки. Список фильмов данного раздела содержит лучшие кино о подводных лодках, и тут вы сможете просмотреть лучшие фильмы про подводные лодки в режиме онлайн. Тут вы найдете фильмы разных стран производства: американские или российские; по времени выпуска: старые или новые; ну и разного жанра и типов: художественные, боевики, документальные - у нас вы найдете любые фильмы про подводные лодки.

Благодаря полезности этой техники ее начали покупать практически все страны, которые могли себе это позволить. Они выполняли самые различные миссии, от доставки диверсантов и слежки до исследования морских глубин. Им находится применение практически везде. Благодаря им люди смогли изучить подводный мир намного лучше. Были открыты сотни новых видов жителей подводного вида. Все это породило множество фильмов про подводные лодки, которые позволяют узнать много нового. В этой категории вы сможете посмотреть лучшие фильмы про подводные лодки онлайн бесплатно.

45 лет под поверхностью океана шла война, атомные подводные лодки США и СССР вели опасную игру в прятки, грозя уничтожением у берегов противника. Подводные лодки выполняли опасные задания, иногда случались происшествия, которые затем хранились в строжайшем секрете. Во время одного из дежурств случилась авария на одной из наиболее вооружённых атомных подводных лодок СССР - К-219.

Во время холодной войны США и СССР направляли подводные лодки во враждебные воды. Эти скрытные машины должны были определить победителя в ядерной войне. Когда в 1968 году затонула советская подводная лодка К-129, США представилась великолепная возможность разгадать секреты, скрытые за железным занавесом. Эта история о изобретательности американцев и о сокрушительном ответе Советского Союза.

Сенсационные обнаружения немецких подводных лодок

16 апреля 1944 г. глубинные бомбы вынудили всплыть немецкую подводную лодку «U-550» перед островом Нантакет. Незадолго до этого состав немецкой подводной лодки потопил американский танкер «Pan-Pennsylvania». Немного позже «U-550» также опустилась на дно Атлантики. При морской битве погибло 44 немца и 25 американцев. Теперь водолазы из компании по спасанию обнаружили обломки подводной лодки на дне Атлантики в более чем 100 км от побережья Нантакета.

В пределах одного дня были обнаружены сразу две немецкие подводные лодки времён Второй мировой войны. Незадолго до того, как американские водолазы объявили о своей находке, канадские водолазы-спасатели, которые искали трёх пропавших без вести мужчин, натолкнулись в реке Черчилл на нечто, что они тоже считают немецкой подводной лодкой. Такая находка более чем в 100 км от побережья была бы настоящей сенсацией, однако пока нет ещё конкретных доказательств того, что речь действительно идет о немецкой подводной лодке.

Посольство ФРГ в Оттаве не исключает возможность открытия подводной лодки в Черчилле. «Мы знаем, что немецкие подводные лодки действовали в данном регионе», сказал заместитель руководителя посольства Георг Юргенс. Конечно, это было бы сенсационно «и необычно», если бы подводная лодка смогла пробраться вглубь страны. «Мы должны подготовиться к неожиданностям»,- добавил Юргенс.

Обнаружение «U-550», напротив, являлось не случайностью, а результатом многолетнего поиска. Водолазы обнаружили обломки ещё в понедельник с помощью эхолота. Они сфотографировали подводную лодку и планируют снова вернуться на место обнаружения.

Источники: korabley.net, voenhronika.ru, mult-film-pro.ru, documentalfilms.ucoz.ru, europe-today.ru

Континент Му. Тайна камней Ики

Дивеевская тайна преподобного Серафима Саровского

Призрак Оперы

Церковь прогресса

Автомобили Tesla

Для многих людей электромобили «Tesla» стали автомобилями мечты, так как воплощают собой частичку будущего, электрического будущего транспорта. Поэтому, прежде...

Умные гаджеты

Сейчас настолько продвинулись вперед технологии мировые, что есть умные гаджеты от разных вредных привычек,и это своего рода чудо на...

Арабы и евреи

Эту библейское предание научно подтвердил американский генетик, профессор Аризонского университета, Майкл Гамер. Он изучил генетический код представителей 7 израильских...

Таинственная Румыния

При одном упоминании такой страны как Румыния, большинство людей сразу же вспомнят о Дракуле, реальное имя которого – Влад Цепеш. И...

Мертвое море - тайна Содома и Гоморры

Мёртвое море – это один из самых таинственных и уникальных водоемов нашей планеты. Его называют морем, однако в действительности это озеро, в которое...

Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…
Ушла надежда, ждать устала.

Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер» . Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» - последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.


Перо руля USS Tresher (SSN-593)


Вскоре ужасная история получила продолжение - американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион» .

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.


Обломки USS Scorpion (SSN-589). Видны деформации от чудовищного давления воды (30 тонн/кв. метр)


Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.

Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8 . Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец» .


К-219 с развороченной ракетной шахтой


Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай - взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.


К-278 "Комсомолец" на дне Норвежского моря. Фотографии сделаны глубоководным аппартом "Мир".


Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» - субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск» . Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).



Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159 . Причина - потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

Двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

Пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море - в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 - 0,24 у наших и 0,5 - 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! - ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! - могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина - обычная халатность.


USS Guitarro (SSN-655) прилегла отдохнуть у пирса


Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.


Разбитая вдребезги USS San Francisco (SSN-711). Последствия столкновения с подводной скалой на 30 узлах

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно - ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.


"Батон Руж" отправляется на гвозди


Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941


Мемориал погибшим подводникам, Мурманск

14 декабря 1952 года подводная лодка Щ-117 вышла в свой последний поход. Она пропала без вести.

Причины ее гибели не установлены до сих пор. По этому случаю мы расскажем о шести подводных лодках, погибших при невыясненных обстоятельствах.

Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис проекта Щ - «Щука».


14 декабря 1952 года Щ-117 вышла в свой последний поход в рамках учений ТУ-6 по отработке атаки целей группой подводных лодок. В учениях должны были принять участие шесть подводных лодок бригады, а Щ-117 должна была наводить их на корабли условного противника. Ночью с 14 на 15 декабря с лодкой состоялся последний сеанс связи, после чего она пропала. На борту находилось 52 члена экипажа, в том числе 12 офицеров.

Поиски Щ-117, проводившиеся вплоть до 1953 года, ничего не дали. Причина и место гибели лодки до сих пор неизвестны.

Согласно официальной версии, причиной гибели мог стать отказ дизелей в условиях шторма, подрыв на плавучей мине и другие. Однако точная причина так и не была установлена.

Американская атомная подводная лодка «Трешер» затонула в Атлантическом океане 9 апреля 1963 года. Крупнейшая катастрофа подводного флота в мирное время унесла жизни 129 человек. Утром 9 апреля лодка вышла из гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир. Затем от подводников поступали неопределенные сигналы о том, что существуют «некоторые проблемы». Через некоторое время американские военные констатировали, что лодка, считавшаяся пропавшей без вести, затонула. Причины катастрофы до конца так и не установлены.



Атомный реактор «Трешера» все еще покоится где-то на дне океана. Еще 11 апреля 1963 года ВМС США замерили радиоактивность океанской воды. Показатели не превышали нормы. Высшие американские офицеры уверяют, что реактор неопасен. Морские глубины охлаждают его и препятствуют плавке ядра, а активная зона ограничена прочным и нержавеющим контейнером.

Дизель-электрическая подлодка типа «Щука», Щ-216 , считалась погибшей, но необнаруженной в течение многих лет. Подводная лодка погибла 16 или 17 февраля 1944 года. Считается, что подводная лодка получила повреждение, но ее экипаж отчаянно боролся, пытаясь подняться на поверхность.

Летом 2013 года исследователи обнаружили лодку неподалеку от Крыма: они увидели взорванный отсек и рули, приведенные в положение всплытия. При этом, помимо одного разрушенного отсека, корпус выглядел неповрежденным. При каких обстоятельствах погибла эта лодка, не установлено до сих пор.

С-2 , советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX, отправилась в поход 1 января 1940 года. Перед командиром С-2 капитаном Соколовым была поставлена следующая задача: прорыв в Ботнический залив и действия на коммуникациях противника. 3 января 1940 года был получен последний сигнал с С-2. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не было известно.



По одной версии, подлодка погибла на минном заграждении, выставленном финнами в районе к осту от маяка на острове Меркет. Версия подрыва на минах является официальной. В истории отечественного флота эта лодка до недавнего времени значилась как пропавшая без вести. Информации о ней не было, местоположение было неизвестно.

Летом 2009 года группа шведских дайверов официально объявила о находке советской подлодки С-2. Оказывается, что еще лет 10 назад смотритель маяка на острове Меркет Экерман, вероятно наблюдавший уничтожение С-2, показал своему внуку Ингвальду направление со словами: «Там лежит русский».

U-209 - средняя немецкая подводная лодка типа VIIC времен Второй мировой войны. Лодка была заложена 28 ноября 1940 года и спущена на воду 28 августа 1941 года. Лодка вошла в строй 11 октября 1941 года под командованием капитан-лейтенанта Генриха Бродды. U-209 входила в состав «волчьих стай». Она потопила четыре судна.



U-209 пропала без вести в мае 1943 года. До октября 1991 года историки считали, что причиной гибели стала атака британского фрегата HMS Jed и британского шлюпа HMS Sennen 19 мая 1943 года. Однако затем выяснилось, что на самом деле в результате этой атаки погибла U-954. Причина гибели U-209 остается не выясненной до сих пор.
«Курск»

К-141 «Курск» - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Лодка была принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России.



«Курск» затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на Б-37.

Согласно официальной версии, лодка затонула из-за взрыва торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды. Однако многие эксперты до сих пор не согласны с этой версией. Многие специалисты считают, что лодка могла быть атакована торпедой или столкнуться с миной времен Второй мировой войны.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Биографии кандидатов в президенты и вице-президенты республики абхазия Бжания Аслан Георгиевич
Регистрация кандидатов в президенты республики абхазия Отношение к массовым беспорядкам
Кухня саудовской аравии. блюда саудовской аравии. Кабса — национальное блюдо Саудовской Аравии Кухня саудовской аравии