Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Россия модернизирует титановые подлодки. Столкновение с иностранной подводной лодкой Инцидент столкновения с «Костромой »

Столкновение АПЛ «К-276» с американской АПЛ «Батон Руж».

11 февраля 1992 г. столкнулась наша АПЛ «К-276», названная потом «Костромой» под командованием капитана 2 ранга Игоря Локтя с американской АПЛ «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес».

В 1992 г., когда как будто уже окончилась холодная война, прекратилось геополитическое и идеологическое противостояние России и США (во всяком случае, с нашей стороны), мы отвели свои лодки от американских берегов, а планы операций подводных сил ВМС США практически не изменились. Американская атомная лодка «Батон Руж» водоизмещением 6000 тонн, вооружённая ракетами «Томагавк», занималась сбором разведывательной информации о военно-морской активности советского ВМФ в районе Кольского полуострова.

Американская лодка после обнаружения советской лодки пристроилась за нейв её кормовом секторе, в зоне акустической тени, и на параллельном
курсе пересекла вместе с нашей лодкой границу территориальных вод России.

Через некоторое время акустики «К-276» обнаружили какие-то неясные шумы. Командир капитан 2 ранга Локоть подвернул, чтоб
дать возможность акустикам более точно определить источник шума. Этот маневр пропустили на американской лодке, контакт у них был потерян.
Командир американской лодки коммандер Гордон Кремер стал метаться, началвсплытие, в надежде осмотреть чистоту горизонта, а может и обнаружить
там подводную лодку под перископом. Для уточнения обстановки он бездумновсплыл на перископную глубину, чем окончательно потерял возможность
обнаружения К-276 гидроакустическими средствами, и сам оказался в мертвой зоне ее средств наблюдения (почти над ней).

Так как наступило время очередного сеанса радиосвязи с командным пунктом флота, Игорь Локоть вынужден был начать всплытие на перископную глубину без дополнительного уточнения обстановки на поверхности. В это время, в 20.16 и произошло столкновение. При подходе к перископной глубине «К-276» ударила американскую АПЛ передней частью ограждения боевой рубкив прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько относительно небольших пробоин, позволивших «Батон Руж» самостоятельно дойти до своейВМБ. Но ее корпус получил внутренние напряжения, сделавшие ремонт лодки нецелесообразным, и она была списана из боевого состава ВМС США, а ее командир снят с должности, что у них случается крайне редко. По неофициальным данным тот таран обошёлся американским подводникам в пять жизней. Наша участница этого инцидента через год уже несла боевую службу в океане. Если бы «К-276» начала всплытие на 7-10 секунд раньше, то она ударила бы американскую субмарину своей носовой частью, имеющей мощный набор корпуса, и проломила бы ее борт, что привело бы к затоплению АПЛ ВМС США. В другом случае могли бы сдетонировать боевые торпеды в торпедных аппаратах «К-276», и тогда погибли бы обе атомные лодки на входе в Кольский залив в 10 милях от берега, в районе, через который проходят все корабли и суда, идущие в Мурманск, Североморск и из них.

«Кострома» входит сейчас в состав той же 7-й дивизии, что и «Курск». На боевой рубке этой лодки нарисована красная пятиконечная звезда с цифрой «1» в центре. Так в годы Великой Отечественной войны наши подводники вели счётсвоим победам. Традиции у подводников живы. Командир «Костромы» Владимир Соколов так ответил на вопрос а не ругается ли начальство на такую символику: «Вначале, конечно, морщились, мол, американцы нам теперь друзья, затем вроде как попривыкли, ну а после «Курска» кто и что может мне сказать на этот счёт? Разве только то, что цифра уж очень не велика!»

Как ни странно, но при том подводном инциденте об опасности экологической катастрофы, угрожающей радиоактивным заражением не только северным берегам России, но и всей Скандинавии, не проронили ни слова ни экологи Норвегии, ни международный «Гринпис».

Президент России Борис Ельцин обвинил тогда США в продолжении развёртывания своихподводных сил в непосредственной близости от российских берегов. Чтобы уладить скандал, тогдашний президент Америки Джордж Буш-старший (его сын, Буш-младший, ныне также американский президент) прилетал в Москву, и, пообещав большой кредит, сумел кое-как уладить дело. Но этот факт столкновения своей лодки американцы упорно скрывали от мировой общественности в течение нескольких лет.

Валерий Алексин, разбирался с этим столкновением, пришёл к выводу, что оба командира и в мыслях не имели желания столкнуться, оно не было преднамеренным. Но американский командир совершил ряд нарушений, таких, как вход в территориальные воды РФ, направил корабль в зону полигона боевой подготовки, координаты которой доведены до сведения всех государств, как зоны чрезвычайно высокой степени риска. А после того, как потерял контакт с нашей лодкой, он должен был, как этого требует хорошая морская
практика управления кораблём, во избежание столкновения не совершать лихорадочные маневры, а застопорить ход и осмотреться, более детально
прослушать горизонт, оценить обстановку.

Может сложиться впечатление, что всегда американские подводники выступали в роли кошек, гоняющих беспомощных советских котят. В апреле 1980 г. при проверке чистоты района перед тактическим учением в районе Камчатки командир АПЛ К-314 Валерий Хоровенков, обнаружив американскую АПЛ, в течение 11 часов преследовал ее на скорости 30 узлов и дистанции 12-15 кабельтовых (2-3 км) с использованием активных трактов гидроакустического комплекса, пока не загнал под лед Охотского моря. Преследование было прекращено только по приказанию командного пункта ТОФ. Надо только, чтобы все себе четко представляли, что такие гонки без правил подводных объектов водоизмещением по 5000 тонн каждый на скорости 55 км/час добром не кончаются. При любом неверно понятом маневре оба гиганта разобьют друг друга всмятку вместе с 250 человеками их экипажей, ядерными реакторами и почти сотней ракет и торпед. Отваги и воли к победе командирам наших атомоходов не занимать. Только не надо испытывать их терпение.

После столкновения лодок в 1992 году бывший подводник из первого экипажа первой атомной лодки Советского Союза контр-адмирал в отставке Н.Мормуль написал статью, которая была опубликована в «Комсомольской правде» под названием «Не валяй дурака, Америка!» с вопросом в подзаголовке: «Почему бы нам не подать в суд на ВМС США?» В статье он описал это столкновение, заключил, что «…авторство неуклюжего маневра принадлежит командиру субмарины США. Почему бы американской стороне, в таком случае, не оплатить стоимость ремонта нашей повреждённой лодки?» И далее высказал идею, «что Военно-морскому флоту СНГ следует обратиться с иском в Международный суд и её восстановление произвести за счёт ВМС США». «Восстановление нашей лодки потребует серьёзных материальных затрат. Дружба дружбой, а виноват – плати…. Если мы сегодня промолчим, если не будем действовать по принятым в цивилизованном обществе законам, нас просто не поймут – в первую очередь за рубежом».

Н.Мормуль обратился тогда с письмом к Главнокомандующему ВМФ России адмиралу флота В.Чернавину. Получил ответ. Это был доклад начальника Главного штаба ВМФ адмирала К.Макарова с резолюцией Главкома – «Согласен». Вот этот доклад Главкому, его приводит в своей книге «Катастрофы под водой» Н. Мормуль.

«Командующему ВМФ адмиралу флота В.Н.Чернавину. Докладываю: обращение в Ваш адрес контр-адмирала запаса Мормуля Н.Г. о компенсации ущерба за счёт ВМС США через Международный суд за столкновение нашей ПЛ с ПЛ «Батон Руж» в феврале 1992 года рассмотрено.
Установлено следующее.

1. Международных правил предупреждения столкновений субмарин в подводном положении не существует. МППСС-72 обеспечивает безопасность плавания кораблей и судов, находящихся только в надводном положении, на визуальной или радиолокационной видимости друг удруга.

2. Учитывая, что вопрос предупреждения столкновений подводных лодок международным правом не урегулирован, оснований для обращения в международный суд нет.

3. В столкновении этих подводных лодок, равно как и любых других судов, виноваты оба командира.
Степень вины каждого из них установить в данном случае не представляется возможным.

4 .По случаю данного столкновения от имени правительства России вручена нота правительству США. Основной причиной столкновения стало нарушение подводной лодкой ВМС США границы территориальных вод России. Американской стороной факт нарушения наших тервод отрицается. Вопрос о данном инциденте обсуждён на 6 съезде народных депутатов РФ.

5. Российская и американская стороны признали существование проблемы предотвращения инцидентов с подводными лодками. В мае 1992 года В Москве состоялась первая рабочая встреча представителей ВМФ России и ВМС США по данному вопросу, в ходе которой нами были предложены конкретные меры предупреждения столкновений ПЛ наших стран в полигонах боевой подготовки ВМФ.

Стороны условились продолжить диалог по данному вопросу.

Относительноустановления взаимопризнанных границ территориальных вод в ближайшее время будут начаты переговоры экспертов двух стран по линии МИД РФ.

Адмирал флота К. Макаров».

В 1992 году, после столкновения АПЛ «К-276» «Кострома» и «Батон Руж», Главным штабом ВМФ был подготовлен проект «Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении за пределами территориальных вод». Оно включало в себя организационные, технические, навигационные и международно-правовые мероприятия. С осени 1992 года велись переговоры между штабами ВМФ РФ и ВМС США. По свидетельству очевидцев, в 1995 году в Вашингтоне министру обороны РФ Павлу Грачеву и первому заместителю главкома ВМФ адмиралу Игорю Касатонову сказали: «Пусть это останется между нами. Подписывать никаких соглашений мы не будем. У вас больше никогда не будет вопросов кнам по этой проблеме». Однако вскоре после этого тогдашний начальник штаба ВМС США адмирал Бурда застрелился, а АПЛ НАТО продолжают ходить в Баренцево море, как в свой огород, подвергая опасности подводные лодки ВМФ России, жизнь их экипажей и угрожая экологическими катастрофами всей Северной Европе. Так этот договор и не был подписан, а вопросов по этой проблеме с гибелью «Курска» только прибавилось.

В ночь на 4 февраля 2009 года на большой глубине в Атлантическом океане столкнулись две ракетные атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту - британская HMS Vanguard и французская Le Triomphant. На обеих находилось примерно по 250 человек экипажа и по 16 межконтинентальных баллистических ракет.

Британский корабль потерял ход, всплыл и был отбуксирован к причалу военно-морской базы Фаслейн в Шотландии. Французы добрались до Бреста своим ходом.

На другой день лондонская газета Sun так прокомментировала этот инцидент: «Возможные последствия даже трудно себе представить. Маловероятно, чтобы столкновение вызвало ядерный взрыв, но могла произойти утечка радиации, — заявил газете высокопоставленный источник в британском ВМФ. — Хуже того, мы могли бы потерять экипаж и ядерные боеголовки. Это было бы национальным бедствием».

Увы, столкновения набитых ядерными боеголовками гигантских атомоходов на боевой службе в океане в последние десятилетия не такая уж редкость. Более того, подобные опаснейшие аварии, чреватые непредсказуемыми последствиями, происходят все чаще. Причина: подводные лодки всех стран мира становятся все более малошумными, их с трудом обнаруживают гидролокаторы атомоходов потенциального противника. Или обнаруживаются на таких дистанциях, когда что-либо предпринимать для безопасного расхождения на глубине уже поздно.

Мало того. В мирное время суть боевой службы многоцелевых подлодок всех флотов мира зачастую именно и состоит в непрерывном и, по возможности, многосуточном слежении за атомными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения потенциального врага. Задача при этом сформулирована предельно просто: в случае внезапного начала войны вражеский подводный крейсер должен быть уничтожен торпедами раньше, чем успеет открыть крышки люков своих шахт с межконтинентальными баллистическими ракетами и нанести удар из-под воды. Но при этом в океанских глубинах лодки вынуждены преследовать одна другую на расстоянии всего в несколько кабельтовых (1 кабельтов- 185,2 м.) Странно ли, что при этом атомоходы, бывает, и сталкиваются?

Вот пять самых опасных инцидентов в истории флотов:

1. 8 марта 1974 года в северной части Тихого океана на глубине примерно 5600 метров затонула советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А с баллистическими ракетами на борту. Погиб весь экипаж — 98 человек. Обстоятельства ее гибели неизвестны. Однако ряд отечественных специалистов уверены, что причиной катастрофы стало внезапное столкновение с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш». Та вскоре вернулась в собственную базу с серьезными повреждениями корпуса. Но Пентагон попытался объяснить их ударом о льдину.

У члена Клуба подводников Владимира Евдасина, прежде служившего на К-129, такая версия трагедии: «Думаю, незадолго до назначенного сеанса связи в ночь на 8 марта 1968 года К-129 всплыла и шла в надводном положении. В надводном положении на мостик, что в ограждении рубки, по штатному расписанию поднялись и несли вахту трое: вахтенный офицер, рулевой сигнальщик и „в корму смотрящий“. Поскольку при работе дизелей гидроакустики теряют контроль над обстановкой под водой, шумов маневрирующей чужой субмарины они не заметили. А та осуществляла поперечное подныривание под днищем К-129 на критически опасной дистанции и неожиданно зацепила рубкой корпус нашей субмарины. Та опрокинулась, не успев и пискнуть радиосигналом. В открытый люк и шахту воздухозаборника хлынула вода, и вскоре субмарина упала на дно океана».

2. 15 ноября 1969 года атомная подводная лодка ВМС США «Гэтоу» в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с советской атомной подводной лодкой К-19, отрабатывавшей боевые упражнения в одном из полигонов Северного флота. Причем, до момента аварии наши моряки и не подозревали о том, что американцы рядом и ведут за ними слежение. Советский экипаж завтракал, когда последовал мощный удар по корпусу К-19, шедшей со скоростью всего в 6 узлов. Лодка начала проваливаться на глубину. Корабль спасли грамотные действия старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько, который мгновенно приказал дать полный ход, продуть балласт и переложить горизонтальные рули на всплытие.

В базе в носовой части К-19 обнаружили огромную вмятину цилиндрической формы. Но лишь спустя годы выяснилось, что это отметина именно от «Гэтоу», которая скрытно шпионила за советским кораблем.

Как оказалось, командование ВМС США сделало все, чтобы скрыть свою причастность к инциденту. Дело в том, что авария произошла в 5,5 км от острова Кильдин, то есть в территориальных водах СССР, куда иностранным кораблям заходить запрещено международным правом. Поэтому в документах о боевом патрулировании «Гэтоу» было записано, якобы она вернулась с боевого патрулирования в базу еще за двое суток до столкновения. И лишь 6 июля 1975 года газета «Нью-Йорк таймс» написала, что произошло на самом деле.

3. 24 июня 1970 года в Охотском море в 04.57 на глубине 45 метров произошло столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США «Тотог». В результате сильного удара на К-108 сработала аварийная защита реакторов обоих бортов. Лодка потеряла ход и стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос. Однако энергичными мерами командир корабля капитан 1 ранга Багдасарян предотвратил катастрофу. К-108 всплыла. У нее был заклинен правый винт, поэтому пришлось вызывать буксиры.

4. 23 мая 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской стратегической атомной подводной лодки Северного флота К-211 проекта 667 БДР «Кальмар» (с 1984 года по 2010 годы - в составе Тихоокеанского флота) с американским атомоходом класса «Стёрджен». Комиссия Главного штаба ВМФ СССР, разбиравшаяся в инциденте, пришла к выводу, что американцы скрытно следили за нашим атомным подводным крейсером, находясь в его кормовых курсовых углах в акустической тени. Когда К-211 изменила курс, преследователи потеряли из виду советский атомоход и вслепую врезались рубкой в его корму.

Оба корабля до своих баз добрались своим ходом. К-211 — в Гаджиево, где ее поставили в док. При этом при осмотре нашего атомохода были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждения лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плестиглас от рубки американской субмарины.

А сильно помятому «американцу» в подводном положении пришлось «топать» в Холи-Лох (Британия). Там скрыть огромную вмятину в его рубке было невозможно.

5. 11 февраля 1992 года советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир — капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше нашего корабля — на глубине 15 метров.

В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали о том, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.

На этот раз все было настолько очевидно, что Пентагон был вынужден признать нарушение территориальных вод нашей страны.

07.08.2007

Надежда Попова

Середина августа, 2000 год. Вся страна замерла, прильнув к телевизионным экранам. В Баренцевом море происходит что-то из ряда вон… Говорят о нашей суперлодке класса «Антей», которая по не понятным пока причинам «ушла на грунт». Экипаж жив. Они стучат в переборки, сообщает диктор. Потом мелькает сообщение по каналам Интерфакса: по данным российских спецслужб, объемный подводный объект массой до 9 тыс. т водоизмещения дрейфует в Баренцевом море к норвежской границе. Далее идет еще одно любопытное сообщение: в Москву с блиц-визитом прибывает директор ЦРУ Джордж Теннет.

Через какое-то время в «Российскую газету» приходит факс из США (видимо, от коллег-журналистов) с загадочным текстом: «Ищите лодку с характерными повреждениями на базе британских ВМС в Шотландии». Факт получения такой телеграммы из-за океана подтверждает журналист «РГ» (1997-2003 гг.) Елена Василькова.

Суперлодка из группы «Антей» - это атомная субмарина «Курск», экипаж которой - 118 молодых, здоровых и сильных мужчин - погиб 13 августа 2000 года. Почему это случилось?

Кино в Государственной Думе

ИЮНЬ 2007 года. Депутаты ГД готовятся уйти на летние каникулы, но в просторных коридорах здания на Охотном ряду не ощущаешь наступления каникул: народные избранники что-то взволнованно обсуждают приглушенными голосами. «Не может быть…», «Не верю», «Это проделки французских спецслужб». Один из депутатов ГД, человек очень известный в нашей стране, осторожно спрашивает (это был бывший министр обороны Игорь Родионов - сегодня 30 мая 2012 г. - тайну можно приоткрыть - НП).

- Хотите посмотреть триллер о гибели подлодки «Курск»?

Художественный?

Нет, документальный. Эти кадры были сняты французскими спецслужбами во время спасательной операции нашей атомной субмарины. Они же крутились там все время вместе с американцами и норвежцами. Потом эти кадры попали в руки французских журналистов. По французскому каналу France-2 фильм Жана-Мишеля Карре показали только один раз. И назывался он «Курск»: подводная лодка в мутной воде» .

Справка «МА»

АПЛ «Курск» - атомная подводная лодка проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО - «Оскар-2»). Такие атомоходы имеют длину 154 м, водоизмещение до 18 тыс. т, глубину погружения - до 500 м, скорость подводного хода - до 28 узлов (примерно 52 км/ч), экипаж - 130 человек. На вооружении «Антеев» - 24 пусковые установки комплекса крылатых ракет «Гранит» (каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной над Хиросимой).

Так я посмотрела кино в Государственной Думе. 73 минуты ужаса возвращения в те дни августа 2000 года.

По французской версии, мы все-таки были на грани Третьей мировой войны. И только выдержка российского руководства не позволила событиям принять необратимый ход. Так об этом, во всяком случае, рассказывает француз-ская документальная лента «Курск»: подводная лодка в мутной воде».

Колокольный звон

ВЕРНЕМСЯ в 2000 год. Май. 11-е число. Агентст-во военных новостей сообщает: «В августе с.г. на Северном флоте пройдут учения аварийно-поисковых сил флота по оказанию помощи «затопленной» атомной подводной лодке. План учений уже подготовлен и утвержден в Управлении поисковых и спасательных работ ВМФ. Подводная лодка в результате «аварии» должна лечь на грунт, а спасательное судно «Михаил Рудницкий» обеспечит выход на поверхность «по-страдавшего экипажа». Подъем людей с глубины свыше 100 м будет произведен с помощью специального спасательного «колокола».

Спасатель «Михаил Рудницкий» дейст-вительно пришел на помощь атомной субмарине, вот только сценарий этого спасания получился несколько иным… Той самой «затопленной» атомной лодкой по расписанному сценарию должен был стать «Курск». И он им стал. Но утонула атомная субмарина на самом деле. Злой рок?

Эдмонд Поуп и сумасшедшая «сигара»

ПЕРВЫЕ кадры французской картины: на маневрах в Баренцевом море присутст-вуют высокопоставленные китайские военные специалисты. Они должны увидеть испытательный пуск новой (сумасшедшей - как ее называют) торпеды «Шквал», способной двигаться под водой со скоростью 500 км в час. Такого оружия нет ни у кого в мире. Эта торпеда как будто бы «родилась в сорочке»: свою скорость она развивает в газовой оболочке. Вес торпеды - 2 тонны. Китай, как подчеркивают французы, уже покупал «Шквал», но русские предлагают усовершенствованную «модель».

Американцам эти маневры и особенно «китайские смотрины» сильно не нравятся: они не хотят, чтобы Пекин получил от Кремля эту сумасшедшую «сигару». И здесь французские кинодокументалисты вспоминают историю ареста в Москве американского предпринимателя Эдмонда Поупа, одного из бывших сотрудников секретных служб ВМС США.

Поуп, как известно, обсуждал детали конструкции торпеды «Шквал» с ее изобретателем Анатолием Бабкиным. Но в свой 27-й приезд в Россию в апреле 2000 г. агент был арестован прямо в гостинице. Его приговорили к 20 годам колонии строгого режима. Об этом деле говорили очень много, и вскоре после гибели «Курска» Поупа отпустили домой по причине его заболевания раком кожи. Кстати, он до сих пор жив.

Торпеда с наконечником из обедненного урана

ПОКА суда наших ВМС готовились к маневрам, неподалеку оказались две американские субмарины - «Мемфис» и «Толедо» . 11 час. 28 минут. «Курск» должен сделать торпедный залп. Лодка всплывает на перископную глубину. В этот момент американская подлодка теряет гидроакустический контакт с целью из-за резкого изменения глубины «Курска» и тоже всплывает. По версии французских кинодокументалистов, это была подлодка «Толедо» класса «Лос-Анджелес». Командир «Курска» Лячин дает команду на циркуляцию по курсу вправо и влево…

Лодки неуклонно сближались. И в какой-то момент кормовой стабилизатор «Толедо» задел носовую оконечность «Курска». Потом стальное крыло вспороло наружную обшивку русской субмарины, смяло боковой торпедный аппарат с ракетоторпедой К-84. Видеозапись показывает длинные разрывы на корпусе. Что дальше? По французской версии, чтобы предотвратить возможную атаку «Курска» против «Толедо» (предполагается, что американцы как будто бы услышали открытие заглушки торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» тоже стреляет новейшей торпедой МК-48 по «Курску».

Американская торпеда МК-48 имеет металлический наконечник из так называемого обедненного урана, что позволяет ей беспрепятственно прошивать любой металл. Торпеда несет в себе и множество зажигательных частиц. Именно этим можно объяснить сильнейший пожар в носовых отсеках «Курска». Доказательством атаки служит идеально круглая дыра с загнутым внутрь металлом обшивки корпуса нашей подлодки: в фильме она видна идеально.

В первые минуты трагедии сразу погибли 94 моряка. Лодка начала падать на грунт. При ударе турбины сдвинулись с фундаментов, лопнули паропроводы, вспыхнуло электрооборудование. Произошел второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Именно его зафиксировали норвежские сейсмологические станции. Лодка опустилась на глубину 108 метров. Два ядерных реактора остановились.

Позже во втором отсеке будет найдена задняя крышка торпедного аппарата, выбитая при взрыве такой силы, что она приварилась к прочной межотсечной переборке.

«Мемфис» тоже получил повреждения в носовой части. Но смог уйти. Малым ходом он двинулся в норвежский порт Берген. Оттуда отправился на Британ-ские острова и встал на трехнедельный ремонт в Фаслейне (база британских ВМС в Шотландии). Потом отправился домой и прошел половину пути. Но в Конгрессе США поднялся большой шум: конгрессмены требовали провести расследование, и «Мемфис» снова отослали в Британию.

Признания норвежского адмирала

НЕКОТОРЫЕ обстоятельст-ва разыгравшейся трагедии стали известны после увольнения норвежского адмирала, командующего северной группировкой войск Норвегии Эйнара Скоргена , - говорят французские документалисты.

Упрямый адмирал не сошелся во мнениях с руководством НАТО, а вернее, с командованием ВМФ США, и еще в августе 2000 г. позволил себе недвусмысленные намеки на причастность американцев к катастрофе в Баренцевом море.

17 августа 2000 г. Скоргену приш-лось по тревоге поднимать в воздух самолеты береговой охраны военного флота Норвегии, т.к., согласно полученному сообщению, 6 российских самолетов вторглись в воздушное пространство Норвегии. Адмирал Скорген очень удивился, т.к. ранее российские летчики никогда не посещали этот район. Эйнар Скорген срочно связался по телефону с главкомом ВМФ России адмиралом Владимиром Куроедовым. Он пояснил, что российские летчики увлеклись, пытаясь выследить неизвестную подводную лодку, которая уходила из Баренцева моря. После телефонного разговора двух адмиралов инцидент был исчерпан.

По словам Скоргена, к тому времени он уже слышал о том, что «Курск» погиб, столкнувшись с американской подводной лодкой. Сначала седой адмирал был уверен, что это «пропаганда». Однако после инцидента с самолетами Эйнар Скорген переменил свое мнение. Он заметил, что американ-ская подлодка «Мемфис» действительно заходила 19 августа в норвежский порт Берген, где ее сумели сфотографировать норвежские журналисты. Но норвежские военные утверждали, что на субмарине не выполнялось никаких ремонтных работ. Однако, полагает адмирал Скорген, косвенным свидетельством того, что с «Мемфисом» что-то было не в порядке, может служить секретный приказ американского командования: доставить в Норвегию из США 12 жен офицеров экипажа американской субмарины. На «Мемфисе» во время столкновения с «Курском» погибли 12 подводников.

Позже корабль «Петр Великий» недалеко от места трагедии в Баренцевом море обнаружил бело-зеленый аварийный буй (это раскраска НАТО, у нас бело-красные буи). Этот аварийный буй - как уже выяснено - принад-лежал американской подводной лодке «Мемфис».

Получивший сильные повреждения «Толедо» после столкновения затаился. На лодке была разбита носовая часть, частично были разрушены винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения. И 15 августа 2000 г. под прикрытием двух натовских «Орионов» экипаж смог вывести лодку на глубину. «Толедо» отправили в один из доков США.

Столкновение произошло на встречных курсах, - объясняют создатели фильма. - Российский атомоход оказался ниже иностранной подлодки, которая нанесла по «Курску» удар килевым листом. В результате столкновения у российской подлодки были снесены ограждения рубки, повреждены элементы, обеспечивающие выход всплывающей спасательной камеры. Взрыв на борту подводной лодки «Курск» привел к образованию в левой части ее носового отсека крупного отверстия размером около полутора квадратных метров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Адмирал Эдуард Балтин, Герой Советского Союза , подводник-атомник:

Я не буду ничего говорить о гибели подлодки «Курск». У меня есть мое личное, профессиональное, мнение. Но я не верю, что было столкновение с американской подлодкой. Нет никакой достоверности. Сомнительно. Весьма сомнительно. Что касается фильма. Есть деньги. Есть режиссер. Есть прокат. Нужны жареные факты. И фильм работает!

Герой Советского Союза, адмирал Владимир Чернавин (сегодня - президент Союза моряков-подводников ВМФ России):

В те дни я не дал ни одного интервью по поводу гибели подлодки «Курск». И я хочу сохранить свое «алиби». Фильм я не видел, но согласитесь, все это только предположения. Доказательств нет! Есть официальная версия.

Торпеда на пероксиде водорода

ГЕНЕРАЛЬНОМУ прокурору России Владимиру Устинову (уже бывшему) было доверено провести расследование гибели АПЛ «Курск». Но Устинов, еще не приступив к расследованию, уже сообщает, что причиной гибели АПЛ «Курск» стал взрыв старой учебной торпеды на пероксиде водорода. Однако торпеды на пероксиде водорода не используются на всех флотах мира уже больше 30 лет, а «Курск» - суперсовременная лодка! Свое расследование В. Устинов закончит через 1 год и 10 месяцев: оно уместится на 2000 страницах, но вывод Генеральный прокурор России сделает все тот же: «Курск» погубила старая торпеда». Но комиссия под руководством вице-премьера Ильи Клебанова в первые дни после гибели подлодки назвала три возможные версии катастрофы: столкновение с подводным объектом; взрыв дрейфующей мины времен войны; нештатная ситуация в первом отсеке атомохода. Старая торпеда на пероксиде водорода в версиях комиссии Клебанова даже не проходила.

В 2005 г. отмечали 5 лет со дня гибели подлодки. В одном из своих интервью бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов на вопрос корреспондента о гибели АПЛ «Курск» вдруг сказал: «Я знаю правду о «Курске», но еще не пришло время ее рассказать».

Записка капитан-лейтенанта Колесникова

«СМЕРТНЫЙ жетон У-865568» командир турбинной группы АПЛ «Курск», 26-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников в тот поход не взял. Теперь этот жетон носит его вдова - Ольга Колесникова. Это была плохая примета? Дмитрия Колесникова из затопленной подлодки подняли самым первым. В нагрудном кармане его куртки обнаружили обгоревший листок из записной книжки: «Оля, я тебя люблю, не сильно переживай…» И далее: «Писать здесь темно, но попробую наощупь. Здесь в списке личный состав отсеков, которые находятся в 8-м и 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет. Отчаиваться не надо. Колесников». На обороте - подробный список моряков с указанием боевых номеров, с отметками о проведенной перекличке. Капитан подлодки «Курск» Геннадий Лячин погиб в первые секунды катастрофы: его первый отсек снесло как будто бы гильотиной. От капитана остались только куртка и мизинец…

И только через 400 дней родственники получили тела погибших моряков.

Шесть из 24 ракет «Гранит» с ядерными боеголовками оказались поврежденными. Их отправили на завод -«Нер-па» в губе Оленья (Кольский полуостров) для утилизации. АПЛ «Курск» подняли со дна Баренцева моря без первого отсека. Родст-венникам погибших моряков объяснили, что там находятся взрывчатые вещест-ва, поэтому поднимать этот отсек на поверхность опасно. Отсек остался на месте аварии.

А потом атомную субмарину «Курск» вывезли на остров, разрезали-распилили и расплавили.

Был корабль - и нету…

Разумеется, пересказывая французскую версию тех трагических событий, мы не преследовали цель подвергнуть сомнениям выводы Генпрокуратуры об истинной причине потери «Курска». Но таинственная гибель суперподлодки относится к тому разряду морских тайн, которые будоражат воображение и по прошествии многих лет. Такой, например, была гибель «Титаника». Нас же версия французов привлекла тем, что, если гипотетически все так и было, становится понятным, что произошло потом. Во всяком случае, началось заметное потепление отношений с США. Все это можно было бы рассматривать в качестве моральной компенсации нашему руководству за выдержку. Только представьте себе, что последовало бы за тем, когда «Толедо» и «Мемфис» были бы атакованы и потоплены силами ВМС России? Вообще-то - это уже была бы война.

И последнее. Сегодня такой случай уже трудно представить. Армия и флот вновь становятся главной опорой государства. И на последних маневрах в Северном море было мало любопытных, кто рисковал оказаться вблизи наших кораблей. Есть такой закон - око за око. Его никто не отменял.

СПРАВКА «МА»

В ИСТОРИИ советского и российского ВМФ было более двух десятков столкновений подводных лодок с зарубежными субмаринами.

Столкновения на Северном флоте:

1. 1968 г. АПЛ «К-131» с неустановленной АПЛ ВМС США.

2. 1969 г. АПЛ «К-19» с АПЛ Гато ВМС США;

3. 1970 г. АПЛ «К-69» с неустановленной АПЛ ВМС США;

4. 1981 г. АПЛ «К-211» с неустановленной АПЛ ВМС США;

5 1983 г. АПЛ «К-449» с неустановленной АПЛ ВМС США;

6. 1986 г. АПЛ «ТК-12» с АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании;

7. 1992 г. АПЛ «К-276» в наших территориальных водах с АПЛ «Батон Руж» ВМС США;

8. 1993 г. АПЛ «Борисоглебск» с АПЛ «Грейлинг» ВМС США.

В Тихом океане:

1. 1970 г. в полигоне боевой подготовки у Камчатки АПЛ «К-108» и АПЛ «Тотог» ВМС США;

2. 1974 г. в этом же районе АПЛ «К 408» с АПЛ «Пинтадо» ВМС США;

3. 1981 г. в заливе Петра Великого АПЛ «К-324» с неустановленной АПЛ ВМС США.

Список можно продолжить.

Американская и советская подводные лодки врезались друг в друга у берегов Шотландии 40 лет назад, говорится в рассекреченном документе ЦРУ .

В ноябре 1974 года Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Джеймс Мэдисон», предназначенный для перевозки ядерных ракет «Посейдон», врезался в советскую подводную лодку, которая проплывала вблизи базы Холи-Лох. Американская лодка всплыла на поверхность, а советская исчезла.

Сообщения про данное происшествие были преданны огласки, но только сейчас оно было официально подтверждено.

____________________________

В годы Холодной войны советские и американские подлодки сталкивались неоднократно. Блогер попытался составить наиболее полный подобных происшествий:

____________________________

Столкновение атомной подводной лодки К-276 (СФ) с атомной подводной лодкой «Батон Руж» (ВМС США)

Одно из самых известных столкновений в истории атомных подводных лодок, это инцидент 11 февраля 1992 года. Советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир - капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США.

Об инциденте рассказывает :

Российская атомная торпедная подводная лодка находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т. н. «Л-2») и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским «собратом», следуя на глубине около 15 метров.

В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с «Сиеррой» и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир «Батон Руж» решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении «Кострома» своей рубкой протаранила днище американского «филера». Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке «Костромы» остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.



Фото Костромы после столкновения
Фото Костромы после столкновения
Фото Костромы после столкновения

В результате столкновения «Кострома» повредила себе ограждение рубки и вскоре была отремонтирована. Пострадавших с нашей стороны нет. «Батон Руж» была окончательно выведена из строя. Один американский моряк погиб. Хорошая однако вещь - титановый корпус. На данный момент на СФ - 4 таких корпуса: Кострома, Нижний Новгород, Псков и Карп.

А вот что написали наши деятели, наши проффэссионалы по разбору данного происшествия:

Причины столкновения ПЛА СФ К - 276 С ПЛА «БАТОН РУЖ» ВМС США

1. Обьективные:

Нарушение иностранной ПЛА территориальных вод России

Неверная классификация шумов ПЛА из-за предположительного использования аппаратуры маскировки акустического поля под шум РТ (GNATS).

2. Недостатки в организации наблюдения:

Некачественный анализ информации на УОИ и самописце прибора 7А-1 ГАК МГК-500 (не выявлен факт наблюдения обьекта столкно¬вения - цель N-14 на минимальном удалении по соотношению С/П в различных частотных диапазонах)

Неоправданно большие (до 10 мин) пропуски в измерении пеленгов до цели, что не позволило использовать методы уточнения дистанции до цели по значению ВИП

Неграмотное использование активных и пассивных средств на курсе прослушивания кормовых курсовых углов, что привело к использованию всего времени лежания на этом курсе лишь на работу П/С эхопеленгования, а в режиме ШП горизонт остался фактически непрослушанным

Слабое руководство операторами ГАК со стороны командира ГАК, что привело к неполному анализу информации, ошибочной классификации цели.

3. Недостатки в деятельности расчета «ГКП-БИП-ШТУРМАН»:

Бузрасчетное время прослкшивания горизонта на курсах 160 и 310 градусов, что привело к малому времени лежания на этих курсах и созданию неоптимальных условий для работы операторов ГАК;

Некачественное документирование обстановки и измеренных ПДЦ;

Отсутствие организации вторичной классификации целей;

Командир БЧ-7 свои обязанности по выдаче рекомендаций команди¬ру ПЛ на специальное маневрирование для уточнения КПДЦ в соответствии со ст.59 РРТС-1 не выполнил;

Опасность столкновения с малошумной, маневрирующей на малой дистанции целью, выявлена не была.

Как всегда виноваты наши расчеты ГКП-БИП-ШТУРМАН. И никого не волновали на тот момент технические возможности нашей акустики. Выводы конечно из аварии сделаны были. Но они были сделаны не в сторону улучшения качества наших технических средств наблюдения, а в сторону появления на свет кучи разных «инструкций» о том, что льзя и что нельзя, чтобы было лучше и чтобы вдруг опять не протаранить случайно наших «друзей» в наших терводах.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Самая высокая точка австралии
Вид с небес на Стокгольмской арене Эриксон Глоб
Карты Камбрильса: Бесплатные туристические карты: Карты Камбрильса от туристической справочной Камбрильс на карте испании