Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чехия. Кутна-Гора: Собор Святой Варвары. Чехия, Кутна-Гора «Собор Святой Варвары Где находится костел святой варвары

Собор Святой Варвары, покровительницы горняков, жемчужина в архитектуре города. В интерьере сохранилась галерея поздней готической и ренессансной живописи. Вершина искусства – фрески капелл, в которых фигурируют темы, вдохновлённые добычей серебра и чеканкой монет.

Собор Святой Варвары в Кутна-Горе (Chrám svaté Barbory)

Сотни лет шла борьба предпринимателей с близ лежащим , являвшимся резиденцией цистерцианского ордена, за собственную отдельную духовную жизнь и самоуправление. Итогом этой длинной борьбы стало основание собора в 1388 году за пределами монастыря, вне влияния цистерцианского ордена.

История строительства Собора

Строительство храма проходило под шефством рудокопов, и поэтому они его посвятили своей покровительнице – деве Варваре. Предполагалось, что по своей пышности храм ничем не будет уступать . Имеются исторические сведения, что храм должен был быть в два раза длиннее, чем он есть на самом деле. Строительство собора было поэтапным, так как сильно зависело от прибыльности шефствующих шахт. Работы то шли активным ходом, то останавливались вследствие различных событий. Среди них значительными остановками собор обязан войнами, например, война с гуситами прекратила строительство собора более чем на 65 лет.

Вид на Собор Святой Варвары

Окончательное завершение строительства собора, в 1905 году, произошло более чем через 500 лет после начала стройки. Поскольку шахтеры хотели, чтобы собор ничем не уступал пражскому собору святого Вита, а сама Кутна-Гора всегда старалась равняться на столицу, то совсем не удивительно, что в сооружении храма участвовали зодчие из . Первый проект выполнил сын строителя собора святого Вита – Ян Парлерж (Jan Parléř). Вообще семейство Parléř принимало участие во многих церковных сооружениях. Среди которых храм св. Стефана в Вене и собор в Гмюнде. Поэтому и архитектурное сходство двух чешских храмов вовсе не случайность.

С 1995 г. собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 г. внесен в Список мирового культурного и природного наследия UNESCO.

Часы работы храма и актуальные цены на входные билеты смотрите .

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Итого, 517 лет строительства, это рекордный долгострой в Чехии. Не стоит думать, что с начала строительства храм стоял пустой. В нем молились, проходили службы, даже в недостроенном.

Кто такая Святая Варвара?

Это Святая Великомученица, покровительница пожарных, альпинистов и шахтеров. Неудивительно, что именно в ее честь назван главный храм в Кутна Горе.

Святая Варвара всегда глубоко почиталась местными шахтерами. Именно ей горняки молились при завалах. Есть сотни легенд о ее помощи, когда она помогала сдвинуть тяжелейшие камни, освещала проходы в шахтах, указывала путь к выходу из тоннелей.

Поддержка Святой Варвары всегда была важна для Кутна Горы, на собор денег не жалели.

В католической традиции Святая Варвара защищает от неожиданных нападений и пожаров. Ее часто изображают со щитом или крепостной башней, как видно на фото рядом, кликните на фото для увеличения.

В честь нее был назван город в Калифорнии, который так и называется “Санта Барбара”. Город стал центром событий знаменитого сериала, который точно помнят большинство читателей.

Парадоксально, но название в честь Святой Варвары не помогло городу “Санта Барбара” в 1925 году, когда он был почти полностью разрушен землетрясением. Собор Святой Варвары в Кутна Горе также не избежал нескольких пожаров.

Что смотреть снаружи и внутри

Ни в одном другом храме нет таких элементов декора. На потолке и стенах можно найти химер, летучих мышей, гарпий, лягушек, крылатых баранов и других реальных и фантастических животных. На одном из южных столбов можно найти обезьяну с апельсином.

Чтобы разглядеть все великолепие декора внутри и снаружи, рекомендуем взять с собой бинокль. Это не шутка, берите бинокль, не пожалеете.

Такой разнообразный и интересный декор связан со стремлением жителей Кутной Горы, особенно ее элиты, продемонстрировать свою значимость и богатство, сделать нечто неповторимое.

К тому же, город Кутна Гора стремился снять с себя бремя зависимости от Седлецкого монастыря. Кстати, согласно легенде, именно монах из этого монастыря открыл месторождение серебра. Жителям Кутной Горы пришлось просить разрешения на строительство храма у Папы Римского. Конечно, они его получили, и богатство города стало тому главным аргументом.

Главный алтарь в соборе является самым поздним элементом. В центре его увидите изображение Тайной вечери. Справа от него вверху расположен лик Святой Варвары.

Ранний алтарь в позднеготическом стиле был удален иезуитами в 1502 году. Именно им принадлежит инициатива отделки некоторых капелл сочетанием позолоты и материала черного цвета.

Стены в церкви украшены средневековыми фресками. В Смишковой капелле сохранились самые ценные из них. Смишек М. был известной персоной в Кутной Горе, играл не последнюю роль в серебряном промысле, строительстве храма и жизни города. Над витражом увидим росписи, изображающие его семейство.

Интересны и витражи окон. Декор появился уже в конце строительства церкви. Это живопись на стекле, ее выполнили по эскизам картин на историческую тематику Франтишека Урбана. Якуб Нимбурк, мастер-резчик, увековечил свое мастерство в лавках для хора.

Обратите внимание и на кафедру. Ее вытесал некто Леопольд-каменотес в 1560 году. Через 100 лет иезуиты дополнили ее облицовкой из дерева и декорациями. Им же принадлежит идея создания органного шкафа. Орга́н помещен на балконе главного портала.

Не удивляйтесь фигуре человека в белом одеянии. Это скульптура шахтера в рабочем плаще. Плащ был белого цвета, чтобы в случае завала можно было увидеть рабочего и спасти его (или вытащить труп). Стоя на коленях, добытчики серебряной руды рабочим инструментом долбили землю, держа в другой руке горелку.

На верхней галерее выставлены коллекции скульптур с прошлых эпох. Здесь же можно и рассмотреть скульптуры на орга́не: ангелы с инструментами в руках. Они созданы во второй половине 18 века. Внутренний механизм инструмента - удивительное творение рук человека. Он состоит из 3 клавиатур, 45 регистров, 4 тысяч труб. Орга́н - работа мастера Яна Тучека.

Еще одно напоминание об ордене иезуитов присутствует в храме: на одной из фресок показана история ранения Игнатия Лойопе, родоначальника иезуитского ордена, который после ранения ушел в монахи.

В комплекс собора входит часовня, строительство которой на склоне возле собора начал Ян Парлерж. Первый этаж был возведен, а на втором уже в наши времена построена смотровая площадка. С нее откроется вся красота Кутной Горы, пейзажные картины долины Врхлице и местной речки.

По-своему интересен зал для прихожан. О богатстве Кутной Горы в былые времена говорят отдельные места для палачей и их семей. Содержать людей такой профессии в далекие времена было удовольствием дорогим. В Кутной Горе палачей было несколько!

В храме есть специальные ряды для знатных горожан, для главы города и его свиты. О скамье из добротного дерева, украшенной искусной резьбой, расположенной в центре храма, сложена легенда. Скамью делали для храма Святого Вита, однако кутногорцы «перехватили» заказ, выложив за работу вдвое больше. Не унимались жители города, чтобы утереть нос пражанам.

В католических храмах всегда присутствует кабинка для исповеди. В Соборе Святой Варвары их несколько. Объясняется этот факт тем, что возле церкви построен колледж, а молодежь ох как легкомысленна, безрассудна и греховна.

В храме представлены и специальные стенды с изображением схемы возведения готических храмов. Эта информация будет интересна студентам-архитекторам. Ознакомиться с историей города, с этапами строительства храма можно в музее.

Объект всемирного культурного наследия, удивительный по красоте и своей судьбе, второй по величине и значимости готический храм Чехии, первоначально посвященный Телу Господня, а теперь известный как собор Святой Варвары, находится в тихом городке Кутна Гора, который славится также своей знаменитой Костницей. Но если последней посвящено много слов и восклицаний, то о собор, носящей имя покровительницы шахтеров, написано не так уж и много.

Кутна Гора вошла в историю Чешского государства благодаря добыче серебра, в результате которой в начале XIV в. этот город стал хозяйственным центром государства. Кроме того, позиции Кутна Горы усугублялись монополией на чеканку качественной серебряной монеты - пражского гроша. В это время город располагался большей частью на территориях монастыря цистерцианцев в Седлице и пражского капитула. Стремление сохранить полную независимость от монастыря в церковных делах привело к основанию в 1338 г. храма, находящегося за пределами монастыря. Храм, посвященный покровительнице и защитнице шахтёров - Св. Варваре - выполнял, таким образом, не только «заступническую миссию», но и воплощал политический идеал независимости города от церковных властей.


Св. Варвара на гелерее, ведущей от "её" собора.
Башня, на которую она опирается левой рукой символизирует ее заточение.

В то время земли Чешского королевства стали формироваться в результате вступления на престол династии люксем бургских королей, в первую очередь императора Карал IV , который преобразовал Прагу в свою столицу. Так бывшая периферия стала таким образом центром его империи (Священной Римской империи германской нации) и во многом благодаря этому Чехия смогла внести весомый вклад в развитие архитектуры. В те времена в империи уже наряду с кафедральными костелами существовало множество городских костелов, построенных в виде кафедральных, однако на территориях, где не было епископских резиденций. В эту категорию вошел и новопроектируемый храм в Кутна Горе.


Вид из города на собор Св. Варвары

Несмотря на тот факт, что во времена строительства храма точка кульминации добычи серебра уже была позади, город все еще обладал значительным экономическим потенциалом. Для финансового и организационного обеспечения строительного проекта богатые кутногорские мещане и предприниматели основали т.наз. Братство Тела Господня. В финансировании строительства принимал также участие городской муниципалитет - за счет своих поступлений. Братство приобрело для строительства храма участок на скалистом утесе над речкой Врхлицей, на который не распространялись правомочия седлицкого монастыря.

Строительство храма было начато в половине восьмидесятых годов XIV в. Храм был первоначально спроектирован как трехнефная базилика с хорами (пресбитерием), окруженными галереей и капеллами по периметру, что было типично для большинства французских средневековых кафедральных храмов.

Зодчего первого этапа строительства история указать не может, однако способ, каким был заложен фундамент восточной части храма, подсказывает специалистам, что это результат работы архитектора исключительного мастерства. Считается, что им мог быть, в частности, Петр Парлерж (1333-1399 гг.), которого пригласил из Швабии император Карл IV и поручил ему продолжить строительство храма Св. Вита в Пражском граде. В рассматриваемое время Петр уже руководил строительством кафедрального храма в недалеком городе Колине. Богатый город Кутна Гора всегда хотел сравняться с Прагой, поэтому новостроенный храм должен был не только превзойти цистерианский храм в Седлице, но даже равняться с кафедральным храмом Св. Вита в Праге. Вторым этапом строительства горняцкого храма руководила уже совершенно очевидно пражская парлежовская мастерская, которая раньше в Кутной Горе уже принимала участие в реализации многих строительных проектов. Считается вероятным, что во главе мастерской стоял сын Петра Парлержа - Ян.
В конце XIV в. произошло изменение планировки собора. К трехнефному храму по обеим сторонам было пристроено по одному нефу, в результате чего он стал пятинефным. В ходе густитских войн строительство храма было приостановлено; работы возобновились только шестьдесят лет спустя, руководителем строительной мастерской был в то время первый цеховой староста кутногородского цеха каменотесов и каменщиков - мастер Гануш, который продолжал строительные работы по планам, составленным еще в догуситские времена.
В дальнейшем зодчим храма был Матвей Райсек, скульптор и мещанин Пражского града, автор скульптурных украшений Пороховой башни в Праге. Однако он не был мастером каменотесом, ни членом цеха и поэтому попал в конфликт с местными каменотесами. Вместе с тем, в самом храме он оставил след в виде искусного закрытия хоров сводом (1499 г.), наружной опорной системы с доминантным подпорным осевым столбом, декоративного расчленения контрфорсов и других архитектурных элементов, а также в виде скульптурных украшений.

Следующим архитектором, руководившим возведением собора Св. Варвары, был пражский придворный зодчий Бенедикт Рейд - архитектор крупных, оптически соединенных пространств. После предварительного соглашения Рейда и кутногорских мещан в 1513 г. был начат новый этап строительства храма. В это же время вследствие приостановления строительных работ в Пражском граде в Кутну Гору приехали многие опытные каменотесы и другие ремесленники. Сам Рейд проектировал в то время большое количество строек, которые навещал лишь время от времени. В соответствии с проектом Рейда над боковыми сводами собора должны были воздвигнуть эмпоры (трибуны) - огромное литургическое пространство с алтарями, откуда раздавалось бы церковное пение. Рейд спроектировал над всем пятинефным пространством обширный холл, который осветил крупными окнами, вставленными в монументальную конструкцию скелета боковых стен. Сам холл закрыт кажется невесомым сводом, представленным сетью ребер из шестиконечных и четырехконечных звезд. Полагают, что он таким образом претворил в жизнь свой ранее неосуществленный проект, первоначально предназначенный для приостановленного строительства кафедрального храма Св. Вита в Пражском граде. До момента, когда все пространство было закрыто сводом, необходимо было всю конструкцию загрузить стропильной конструкцией шатровых крыш, что повысило бы стабильность всего объекта. Однако Бенедикт Рейд до закрытия храма сводами не дожил; смелую конструкцию кружальных сводов затем реализовали по его планам до 1548 г. мастера Николай и Ян Влахи. В то же время храм в торцевой части был закрыт временной стеной, построенной между столбами.


Строительная эволюция храма Св. Варвары (главные этапы)



Вид из города на собор и иезуитское общежитие

В 1626 г. с целью проведения катокализации города в Кутной Горе появились иезуиты. В период 1600-1700 г. по соседству с храмом было построено общежитие, соединенное с храмом при помощи галереи, закрытой крышей. Заново был также оформлен подход к храму, украшенный галерей изваяний святых. Вместе с тем, именно в то время пропала большая часть старой утвари и предметов обихода храма, которые были заменено предметами в стиле барокко. После прекращения существования ордена в 1773 г. храм был передан Государственному религиозному фонду и без должного ухода стал постепенно ветшать.


Терасса вдоль иезуитского общежития, ведущая от собора в город


Вид на собор Св. Варвары со стороны террасы

Романтизм XIX в. принес с собой повышенный интерес к памятникам старины и к национальной истории вообще. В 70-х гг. в Кутной Горе были основаны музейное и археологическое общество, которое поставило своей целью восстановлен ие храма Св. Варвары. Для этой цели были организованы благотворительные публичные сборы и в адрес соответствующих организаций в Праге и Вене были направлены ходатайства о предоставлении денежных пособий и взносов. Разработка планов реконструкции собора была поручена архитектору Йосефу Мокеру (он также реконструировал соборы Св. Стефана в Вена, Св. Вита в Праге, замок Карлштейн и др.). Храм был удлинен на один пролет сводов, за которыми возник нынешний фасад. Двускатная крыша в стиле барокко была заменена копией первоначальной шатровой позднеготической крыши.

В 1995 г. храм вместе с историческим центром Кутной Горы и кафедральным собором в Седлеце был внесен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и тщательно отреставрирован.

Вид на Кутна Гору от собора Св. Варвары.

Говорят, во всей Чехии всего четыре готических собора, которые могут сравниться друг с другом. Мы побывали во всех четырех. Это собор св. Вита в пражском Граде, собор св. Варфоломея в , храм Девы Марии в Седлеце и храм св. Варвары в . Сравнивать их друг с другом весьма непросто. Мне показалось, что самый выдающийся – это пражский. Но ведь тамошняя готика наполовину “нео” – вся западная часть, включая две башни, построена в XIX -ХХ веках. Каждый из этих потрясающих храмов достоин отдельного рассказа. И первый специальный репортаж будет посвящен базилике св.Варвары.

Этот собор стоит в , на самой высокой точке города. Потому и виден издалека, королевской трёхглавой короной венчает панораму города.

Когда идёшь к нему по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на самом храме.

Издалека глаз охватывает всю северную часть собора и воспринимает храм целиком, сопоставляя его с небом, ибо на этой высокой точке лишь облака соприкасаются с массивным и, одновременно, воздушным объемом базилики.

Храм святой Варвары. Архитектура

Подходя ближе, глаз упирается в необъятную массу собора и начинает рассматривать детали каменной филиграни – башенки, кружево арочных окон, замысловатые пинакли, карнизы. Если обойти собор и посмотреть на его западный фасад, то в голову приходят некоторые сравнения. (Святого Вита в Праге мы ещё не видели). В Кутнагорском соборе есть что-то от костела св. Анны в Вильнюсе, хоть они и несопоставимы по масштабам. Возможно, даже обнаружить некоторое сходство с монастырским собором в Оливе под Гданьском. А если честно, то возникает ассоциация с огромным добродушным жучком, каракатицей, растопырившей свои лапки и твёрдо упёршейся в землю.

Или же… с монаршим венцом. Но это наш личный взгляд, мы отнюдь не навязываем его достопочтенной публике.

Храм святой Варвары. Посвящение

Почему храм посвящён именно святой Варваре? Здесь всё более чем логично. Главная достопримечательность Кутной Горы- это серебряные рудники. Ведь именно благодаря добыче серебра, город мог себе позволить строительство такого огромного и величественного храма. Важно то, что в жили, в основном, рудокопы, которые добывали серебряную руду.

Когда Скарбник польских соляных копей рассказывал нам свою историю, он объяснил, что святая Варвара – покровительница всех горняков. Ей молятся о мирной, спокойной смерти после исповеди и святого причастия. Горняцкое ремесло издревле было связано с риском для жизни, и шахтёры обращались именно к этой святой, чтобы она избавила их от ужаса нераскаянной смерти.

Храм святой Варвары. История строительства

На окраине расположился монастырь цистерианцев. Мы упоминали о благодеяниях ордена, когда рассказывали Вспоминали и колоссальный костел Вознесения Девы Марии, который цистерианцы возвели поблизости. Орден владел богатыми залежами серебряной руды и стремился распространять своё влияние как можно шире.

Но Кутногорские патриции в своих амбициях ничем не уступали монастырю. Богатства им тоже было не занимать, часть залежей серебра местная знать в держала своих руках. Светская аристократия затеяла строительство храм святой Варвары в пику своим соседям – монахам. Она не просто стремились показать свой престиж, возводя величественную базилику, но мечтали превзойти монастырскую постройку.

Интересно, что никакого церковного обоснования ни у колинских (), ни у кутнагорских “отцов города” не было, ведь там отродясь не было кафедры епископа. Но тем не менее, пользуясь поддержкой короля (оплаченой звонкой серебряной монетой, я так полагаю), знать осуществила свои претензии в постройке столь роскошного храма.

Так и получилось, что городской, шахтёрский храм намного превзошёл монастырский по изощренности архитектуры и роскоши убранства. Следует помнить, что цистерианцы были ограничены строгими рамками монастырского устава.

Храм святой Варвары. Архитектурное убранство

Городской же храм не был связан какими-либо канонами, ограничивающими применение декоративных элементов. Отсюда столь богатое и неожиданное для чешской архитектуры решение фасадов, и еще более ясный и величественный облик. Заказчиков явно вдохновила французская сакральная архитектура.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, костёл святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В базилике св.Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Храм святой Варвары. Архитекторы

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет!

Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в , Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт.

На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в . Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Храм святой Варвары. Иезуиты

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация.

В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора. Пожалуй, это уже материал для серьёзного историко-архитектурного труда. Мы же рассказали то, что интересовало нас самих. И вынуждены признаться, что для современного человека средневековый кафедральный собор бесконечно сложен к познанию.

Возможно, мы отдельно напишем о внутреннем убранстве храма – его росписи и часовни расскажут необыкновенные истории. И, несомненно, будет рассказ (или два) о – история этого города похожа на приключенческий роман.

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.

А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный... А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою... Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив... распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись...

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью... Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии