Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дворец Юсуповых (Палаты Волковых-Юсуповых). Юсуповский дворец Дворец волковых юсуповых режим работы

Друзья, сегодня экскурсия в музей.

Юсуповский дворец расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21. В статье подробно рассказано

* об истории дома Юсуповых в Москве,
* интерьере дома с фотографиями комнат,
* истории рода Юсуповых,
* легенде дома Юсуповых
* воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
*истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой

По легенде, на его месте стояли в XVI веке палаты, в которых Иван Грозный отдыхал во время соколиной охоты, мучил узников и предавался самобичеванию. Отсюда же расходилась по Москве сеть подземных ходов, позволявшая царю появляться в разных частях города, наводя ужас на подданных. После смерти Ивана Грозного дворец долго пустовал, а потом достался сподвижнику Петра барону Петру Павловичу Шафирову. Именно он отстроил палаты в том виде, в котором мы их наблюдаем сейчас.

Эту версию популяризовал сам князь Феликс Юсупов в своих мемуарах. - Феликс Феликсович (младший): “В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. В детстве я думал, что души замученных живут гдето здесь, и вечно боялся встретиться с призраком”

Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.
Местность, на которой возведены старинные жилые палаты близ церкви св. Харитония,
была хорошо известна в средневековой русской столице. В XVII веке между улицами
Мясницкая и Покровка (от нынешнего бульварного кольца и до Земляного вала)
находилась Огородная слобода, где жили царские огородники, которые выращивали
и поставляли свежие овощи к государеву столу, торговые люди, бояре,
дворяне, священники.
При Петре I проходящая здесь Мясницкая улица превратилась в главную дорогу
парадного царского выезда, именно тогда Огородная слобода стала одним и самых
престижных мест Москвы. Здесь имели дома царские приближенные — Юсуповы,
канцлер Бестужев-Рюмин, располагалась резиденция московского обер-полицмейст


Палаты Волковых-Юсуповых - одно из немногих жилых зданий XVII века,
почти полностью сохранивших как основной первоначальный объем,
так и первоначальную планировку (с древними сводчатыми потолками
комнат и даже изразцовыми печами).
Они были выстроены легендарными мастерами Бармой и Постником, но подтверждения тому нет.

Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.

В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью меньше года, но благодаря ему дом вошёл в историю как палаты Волковых - Юсуповых.

В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжеву, жившему в палатах до своей
кончины в 1730 году..
При нем было положено начало легендарным богатствам рода
Юсуповых, которые владели множеством дворцов, усадеб и деревень
по всей России (всем известен Юсуповский дворец на Мойке в Петербурге)

«Волковы палаты» считались главным родовым дворцом князей
Юсуповых в Москве, которым также принадлежала и красивейшая
усадьба в подмосковном Архангельском.
Именно в это время древние палаты в Большом Харитоньевском
стали называться Юсуповским дворцом.

Вид дворца с Большого Харьитоньевского

История дворца неразрывно связана с именем самого знаменитого представителя
княжеского рода — князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831),
«просвещеннейшего человека» своего времени и талантливого политика.
Князь являлся действительным тайным советником, сенатором, министром,
членом Государственного совета, был первым директором Эрмитажа,
Главноуправляющим московской экспедицией кремлевского строения
и мастерской Оружейной палаты, заведовал всеми театрами России,
был русским посланником в Италии.

Во дворце продолжительное время жила одна из самых красивых
и образованных женщин России, прямая наследница рода Юсуповых —
Зинаида Николаевна.
Самая богатая невеста России, она вышла замуж за праправнука
М. И. Кутузова и внука прусского короля, русского графа Сумарокова-Эльстон,
генерал-губернатора Москвы (1915).
Император Александр III разрешил носить графу имя князь Юсупов
и передал ему родовые титул и герб, чтобы не пресеклась знаменитая фамилия.

Последним владельцем дворца был их младший сын Феликс
Феликсович Юсупов-младший, известный как активный участник
кровавого заговора против Распутина.
Род Юсуповых владел палатами до 1917 года.

Вид со двора.
Около 200 лет.

Юсуповский дворец связан с именем А. С. Пушкина, который никогда не был владельцем
здания, но несколько лет в нем жил.
С 1801 по 1803 годы Сергей Львович Пушкин со своей семьей снимал западную
часть палат (флигель) «со всеми принадлежностями и хозяйственной частью».Как-то маленький Пушкин пошел гулять по большому саду вокруг дворца и увидел механического кота на цепи диковинку, привезенную Юсуповыми из Голландии. Не исключено, что детские воспоминания поэта нашли отражение в поэме «Руслан и Людмила».
На протяжении всей жизни Пушкин не терял связи с князем Н. Б. Юсуповым,
вплоть до его смерти.Узнав о смерти князя, в одном из писем Пушкин
напишет: «Мой Юсупов умер».

Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду».Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду:

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…
К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года.

В XX в. здание с имуществом национализировали. В 1925 году в нем устроили музей дворянского быта, который, однако, просуществовал недолго, всего 4 года. В год основания музея, в палатах был найден один из самых известных кладов сокровища Юсуповых, которые последний представитель семьи спрятал в надежде переждать время правления большевиков. Потом долгое время там располагался президиум знаменитой Сельскохозяйственной академии (ВАСХНИЛ). В постсоветское время дворец отреставрировали, и с 2010 г. он принимает посетителей.

Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых. Инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой граф Сумароков - Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас посетители могут осмотреть только парадную, восточную часть дворца. В ней никто не жил, эти залы использовались лишь в представительских целях - для приёмов гостей и важных встреч.

Парадная лестнца.

Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации Константина Сомова.

В конце XIX века, когда во дворце проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовало, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это - дом-мечта. Особняк восстановили по представлениям людей XIX века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.

Тогда же к двухэтажным каменным палатам был пристроен
третий этаж.
По указанию князя найденный в бывшей опочивальне подземный ход,
шедший к Кремлю, был засыпан.

В 1892 году по проекту архитектора П. Р. Султанова, приглашенного
княгиней З. Н. Юсуповой, была проведена реставрация восточной
части здания. (эта часть доступна для осмотра~817 кв. м
Лестница, которая видна выше, была пристроена в XIX веке, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых - Юсуповых.
В центре виден мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода Юсуповых. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.

Лев - фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Считалось, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Лев также символизирует ВЛАСТЬ и БОГАТСТВО.

Поэтому лев ещё раз изображён на лестничной стене. На пару к нему добавлен олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.

С этим помещением связана трагическая история юсуповских сокровищ. Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году, но увезти с собой все свои несметные богатства они не смогли. Часть сокровищ спрятали в Петербурге, другую же часть здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий по фамилии Буженинов. “Товарищи” арестовали Буженинова и подвергли пыткам. По одним сведениям он сознался, по другим - нет. Однако именно в парадной прихожей под лестницей был обнаружен тайник. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет - неизвестно, но сокровища Юсуповых одновременно обнаружили и здесь, в Москве, и в Ленинграде Петербурге в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов - диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых - 13 кг. Часть клада была передана в музеи, часть пропала, скорее всего была разворована чекистами.

Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которое условно называют...

Китайская комната.

Согласно моде конца XIX века.

Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.

В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.

В центре свода над люстрой выписан пятипалый дракон - символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, считая, что их род происходит от китайских правителей. Дракон также является символом мудрости, символом плодородия и хранителем рода. Любопытно, что в отделке китайской комнаты использованы два вида драконов. Один из них - пятипалый, это символ самого императора.

У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.

В своды Китайской комнаты вмонтированы фарфоровые плато, изображающие экзотических животных. Как владельцы знаменитого фарфорового производства Юсуповы не могли упустить возможность продемонстрировать гостям совершенства своих художников.

В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова - на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую - сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.

Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровый завод в Архангельском, производил эти дорогие предметы не для продажи. Фарфор делали для собственных нужд - для украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.

Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного зала.

Раньше в ней было больше мебели и здесь стояли чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.

Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.

Тронный зал.

Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя

Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.

Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.

Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.

В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.


Два венецианских зеркала в простенках окон также подлинные. Оправа зеркал восстановлена во время реставрации дворца.
Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Размеры этого зала весьма велики. Его высота составляет 11 метров, общая площадь - 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение, были сделаны в XIX веке и в настоящее время реставрированы. Однако в XIX веке центральная люстра можно было опустить ниже или, при необходимости, поднять выше. Сейчас люстра закреплена неподвижно.
В росписи сводов использованы знаки зодиака и некоторые символические образы.

Например, павлин символизирует особость рода. Эта птица служит символом гордости в хорошем понимании слова, спеси - в плохом, а также особости, исключительности. Кроме того павлин - это символ возрождения. Ведь каждый год он меняет свой хвост.

Портреты Петра Первого и Петра Второго - подлинные. Представитель рода Юсуповых был ближайшим сподвижником Петра Великого, а этот дворец был подарен Юсуповым Петром Вторым.Также - портреты первых Романовых - Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.


В зале есть и портреты первых Романовых - Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Портрет царя Алексея Михайловича - подлинный.

В старину Крестовая палата освещалась слюдяными окнами. В XIX веке в окна были вставлены стёкла, стилизованные под слюду. Переплетающиеся решётки установили специально, для более точной имитации средневековых слюдяных окон.

Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.


Наличие во дворце современных аудиовизуальных средств вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства провёл научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому арендатор понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание - в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся дипломатические конференции, дворец неоднократно использует Московская Патриархия. Кроме того здесь проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.

Сени

Здесь показан кусочек древней кладки

Пройдем по первому этажу, комнаты которого выполнены в русском стиле.

Красная комната

В этой комнате по приданию была опочивальня Ивана Грозного

В Охотничьей палате потолок и часть стен расписаны на сюжеты из жизни Ивана Грозного.


После смерти Ивана Грозного дворец долгое время пустовал. В XVII-XVIII веке владение в Б. Харитоньевском переулке переходит к сподвижнику Петра Первого, барону Петру Павловичу Шафирову. Он отстраивает палаты, но пожить ему там не пришлось.
В 1723 году палаты были подарены Главе Тайной Канцелярии графу Петру Андреевичу Толстому (1645-1729),но и ему не судьба была долго насладиться своим новым жилищем. Вскоре графа сослали на Соловки, где он и скончался.
Следующим счастливым обладателем роскошных палат в 1727 году становится ближайший помощник Меншикова, обер-секретарь Военной коллегии Алексей Волков. В том же 1727 г. власть поменялась. Меншикова отправили в ссылку, а у Волкова все отобрали, включая палаты. Любопытно, что Алексей Волков владел ими меньше всех по времени, а в историю палаты вошли под названием «палаты Волкова».
В годы правления Петра I в Юсуповских палатах сменилось несколько хозяев.
В руки княжеского рода Юсуповых усадьба перешла в 1727 году.Внук Петра I, Петр IIв 1727 году дарит владения в Б. Харитоньевском князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. Начиная с этого времени, и до 1917 года палаты находились во владении знатного и древнего рода Юсуповых.
Эпоха Юсуповых во дворце на Большом Харитоньевском длилась 190 лет и завершилась вместе с революцией 1917 года, когда семья Юсуповых уехала в Европу.

Парадная лестница на второй этаж:

Наш экскурсовод Валерий Агеев

Герб Юсуповых

Юсуповский дворец неоднократно перестраивался. В конце XIX века Юсуповы наняли видных архитекторов того времени, А.Н. Померанцева и Н.В. Султанова, для крупномасштабных реставрационных работ.

Второй этаж дворца, тронный зал.

Венецианские люстры и зеркала, голландские изразцовые печи, на стенах - портреты государей, с которыми у Юсуповых были особенно близкие отношения.

Вся резьба и ажурные двери покрыты сусальным золотом.

Не хочется уходить...
На память- себя в венецианском зеркале.

Китайская комната.

Китайская комната при князе.

Идем в гербовую комнату по темному коридору, поэтому фото со вспышкой.

Гербовая комната раньше:

И сейчас...


Самое ценное, что сохранилось во дворце - это голландские изразцовые печи и камин.

Портретная комната:

Родоначальник.


Юсуф (год рожд. неизвестен, убит в 1554 г.), бий (правитель) Ногайской Орды (1549-1554).

Кабинет князя

Из окна трапезной видно здание, где жила прислуга Юсуповых.

Последний князь Юсупов в своих воспоминаниях пишет:
"В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. Дом этот был в старомосковском вкусе крашен ярко желтой краской. Спереди – парадный двор, сзади – сад. Залы сводчатые, с картинами на стенах. В самой большой зале коллекция золотых и серебряных вещей и портреты царей в резных рамах. Остальное – горницы, темные переходы, лесенки, ведущие в подземелье. Толстые ковры заглушали шаг, и тишина прибавляла дому таинственности.
Все тут напоминало о царе изверге. На третьем этаже, на месте часовни, были раньше зарешеченные ниши со скелетами. В детстве я думал, что души замученных живут где то здесь, и вечно боялся встретиться с привиденьем.
Мы не любили этого дома. Слишком живо было в нем кровавое прошлое. Подолгу мы в Москве никогда не жили. Когда отца назначили московским генерал губернатором, мы заняли флигель, связанный с основным зданием зимним садом. Дом остался для балов и приемов".

Нередко у Николая Борисовича Юсупова снимали жилье постояльцы. Так с 1802 по 1803 годы в левом деревянном флигеле Юсуповского дворца жила семья Сергея Львовича Пушкина, отца Александра Пушкина. Будущий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду». Позже А.С.Пушкин посвятил насколько строк этому саду:
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

К сожалению и сад, и флигель, не сохранились. Все погибло во время пожара 1812 года.

А наша экскурсия закончена, идем на выход...

С 1929 года в здании Юсуповского дворца размещался президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ). Здесь работал Вавилов

К концу ХХ века памятник архитектуры пришел в довольно ветхое состояние. Требовался серьезный ремонт. И новые владельцы задумали полную реставрацию усадьбы.
Масштабные ремонтно-реставрационные работы начались в 2004-м и были завершены в 2009 г.
В настоящее время Юсуповский дворец имеет почти тот же самый облик, какой имел до революции 1917 г. при князе Феликсе Юсупове и его супруге Зинаиде Юсуповой.

Вот такая богатая история у этого дома, такая же, как и у всей страны...

В шумном и суетном городе среди современных зданий еще сохранились заповедные уголки той древней Москвы с её златоглавыми церквями, пряничными теремами и роскошными дворцами. Только места эти надо знать!

Между Садовым и Бульварным кольцом протянулся Большой Харитоньевский переулок, получивший свое название по церкви Харитония Исповедника в Огородной слободе, стоявшей на его углу с Малым Харитоньевским переулком (сейчас там стоит дом №13). До XIII века здесь жил и трудился рабочий люд, прежде всего, огородники, хлебники, рукавичники и т.д. Позже этот московский район облюбовали аристократы, старые постройки были снесены либо перестроены, и улица совершенно преобразилась. Но кое-что все же сохранилось от XVII века. Это большие каменные палаты Юсуповых-Волковых, расположенные по адресу: Б.Харитоньевский переулок, 21.

Прогуляться по палатам, посмотреть интерьеры и почитать про их историю —>



Фото из дореволюционного журнала «Столица и усадьба»

Было или не было, но говорят, что именно здесь находился знаменитый Сокольничий дворец Ивана Грозного. По преданию, царь-батюшка как-то раз выехал со своими приближенными на соколиную охоту. Когда он проезжал мимо этих мест, его шапка зацепилась за ветку дерева и упала на землю. Иван Грозный сильно рассердился и приказал выстроить путевой дворец на месте, где упала царская шапка. Есть предположение, что дворец строили зодчие Барма и Постник. Специально для царя был проложен из Кремля в Сокольничий Дворец подземный тайный туннель. В XIXвеке при очередной реконструкции Юсуповского дворца тайный ход был найден и замурован.

После смерти Ивана Грозного дворец долгое время пустовал. В XVII-XIII веке владение в Б. Харитоньевском переулке переходит к сподвижнику Петра Первого, барону Петру Павловичу Шафирову. Он отстраивает палаты, но пожить там Петру Павловичу, увы, не пришлось.
В 1723 году палаты были подарены Главе Тайной Канцелярии графу Петру Андреевичу Толстому (1645-1729),но и ему не судьба была долго насладиться своим новым жилищем. Вскоре графа сослали на Соловки, где он и скончался.
Следующим счастливым обладателем роскошных палат в 1727 году становится ближайший помощник Александра Даниловича Меншикова, обер-секретарь Военной коллегии Алексей Волков. В том же 1727 г. власть поменялась. Меншикова отправили в ссылку, а у Волкова все отобрали, включая палаты. Любопытно, что Алексей Волков владел ими меньше всех по времени, а в историю палаты вошли под названием «палаты Волкова».
Внук Петра I, Петр IIв 1727 году дарит владения в Б. Харитоньевском князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. Начиная с этого времени, и до 1917 года палаты находились во владении знатного и древнего рода Юсуповых.

Наиболее яркие представители этого славного рода внесли свою лепту в благоустройство дворца. В эпоху галантного века князь Николай Борисович Юсупов (1751 — 1831), известный государственный деятель, фаворит Екатерины II, любил и коллекционировал предметы искусства. Его многочисленные поместья, в том числе и дворец в Б.Харитоньевском, были изысканно обставлены редкими и прекрасными вещами. В кабинете князя находилась картина с изображением обнаженных Аполлона и Венеры. При ближайшем рассмотрении этого художественного шедевра можно было заметить поразительное сходство этих двух греческих богов с самим князем и императрицей.

Нередко во владении Николая Борисовича Юсупова снимали жилье постояльцы. Так с 1802 по 1803 годы в левом деревянном флигеле Юсуповского дворца жила семья Сергея Львовича Пушкина, отца Александра Пушкина.Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду». Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду:

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…

К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года. Правда, вскоре начались ремонтные работы, кое-что удалось восстановить.
Юсуповский дворец неоднократно перестраивался. В конце XIX века Юсуповы наняли видных архитекторов того времени, А.Н. Померанцева и Н.В. Султанова, для крупномасштабных реставрационных работ.

Комнаты первого этажа выполнены в русском стиле. В Охотничьей палате потолок и часть стен расписаны на сюжеты из жизни Ивана Грозного.

Любопытно, что на одном из настенных изображений имеется визуальный эффект. Отыщите глазами сюжетную сценку, где Иван Грозный, сидя на лошади, держит сокола, рядом находятся его приближенные в красных одеждах, а слева, в углу, всадник на белой лошади. В какую вы часть комнаты не пошли бы, лошадь будет пристально за вами наблюдать!

Красная палата с ажурными бронзовыми дверьми

На Парадной лестнице установлена скульптура грозного льва с разинутой пастью, который держит в своих лапах герб рода Юсуповых. Лев, олицетворяющий силу и мощь. Герб поделён на шесть частей. В верхней части на зеленом фоне всадник, скачущий на коне с поднятым вверх ятаганом и со щитом. Рядом шестиконечная звезда (вполть до XX века звезда Давида была просто звездой библейского Давида и никак не олицетворялась с евреями) и татарин с молотком в руках. В третьей части на голубом фоне изображен натянутый золотой лук и устремленная вверх стрела. Справа — на красном фоне изображение льва. Слева — в углу двуглавый орел. Рядом на голубом фоне — перекрещенные шпаги, окруженные шестиконечными звездами. В центре — изображение месяца с четырьмя звездами, а над ним корона российской империи.

На втором этаже — Китайская комната.
Тема Востока в XIXвеке была очень модной. И многие состоятельные люди стремились оформлять свои жилища в китайском и японском стиле


Фото 1910-х гг. из журнала «Столица и усадьба»

На этом же этаже — Тронный зал, просторный и богато украшенный,с хорошим освещением, создает ощущение торжественности.

По бокам от главного входа на стенах висят портреты российских императоров Петра I и Петра II.

На потолке — причудливая роспись с изображением всех двенадцати знаков Зодиака

Изящная изразцовая печь

В проходах Юсуповского дворца встречаются оригинальные пилястры с вырезанными на них виноградными лозами. Поскольку хан Юсуф в свое время отказался от мусульманской религии и принял православие, нет ничего удивительного в том, что во дворце помимо восточной символики присутствует один из символов христианства- виноградная лоза. Виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград – верующих

Портретная комната – здесь находятся портреты почти всех представителей семьи Юсуповых, начиная с родоначальника, хана Юсуфа

Кабинет князя. На стене изображены символы рода Юсуповых, лев и олень. Во дворце вся мебель за небольшим исключением современная. В шкафу XIX века когда-то находились старинные книги и коллекция древнерусского искусства. Сегодня этот кабинет используется для проведения конференций и встреч на высшем уровне


Обстановка комнаты, конечно, сильно изменилась

Часовня святой Татьяны. Была так названа в память о дочери Николая Борисовича Юсупова (1827-1891), Татьяне, которая скончалась от тифа в 22 года.

Начало XXвека стало переломным моментом для дворянства и всей русской интеллигенции в целом. Из-за воцарившегося хаоса в России многие вынуждены были спасать свои жизни и имущество, уезжая заграницу. Последний владелец Юсуповского дворца Феликс Феликсович (младший) Юсупов, покинул Россию в 1919 году, но все же надеялся вернуться когда-нибудь на родину. Вместе со своим слугой Бужинским, Феликс спрятал фамильные драгоценности в тайнике Юсуповского дворца. Правда, ненадолго, его нашли уже в 1925 году большевики. В своих мемуарах Феликс писал о том, что его верного дворецкого жестоко пытали комиссары, чтобы выведать место тайника, но тот, якобы, ничего им не сказал. Так или иначе, но тайник был найден.

После революции чего тут только не было: сначала Военно-исторический музей, затем хотели передать помещения дворца для музея Чехова, но не сложилось. С 1928 г. здесь находились различные сельскохозяйственные учреждения — Совхозный институт, Институт планирования, экономики и организации, а в 1929 году — президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1992 году на базе ВАСХНИЛ была создана Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

К 2000-м годам дворец находился в плачевном состоянии, но нашелся инвестор, и в 2009 году были проведены реставрационные и ремонтные работы.

Ныне во дворце проходят приемы, частные мероприятия, банкеты и экскурсии.

Всю информацию о нынешней деятельности дворца (с ценами и расписанием экскурсий) можно найти на официальном сайте: http://yusupovpalace.ru/

Текст и современные фото: Мария Антонова



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы