Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Город Алчевск (Украина). Алчевск Численность населения города Алчевск

Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов ХІХ века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарск) металлургического завода.

Станция начала функционировать с 1878 года, а город основан в 1896 году.

Основой будущего города послужили небольшой поселок при станции Юрьевка и близлежащее село Васильевка и хутор Должик, расположенные на территории Васильевской волости Славяносербского уезда Екатеринославской губернии.

Основателем завода был известный промышленник, банкир, купец Алексей Кириллович Алчевский.

Название города несколько раз менялось. Алчевск, Ворошиловск, Коммунарск,Алчевск. Справедливость восторжествовала, и сейчас по праву город носит имя своего основателя.

Кроме А. К. Алчевского, заметный вклад в жизнь города внесла жена промышленника Христина Даниловна Алчевская, которая являлась просвещенной и интеллигентной женщиной, украинской поэтессой. Х. Д. Алчевская вела большую благотворительную деятельность, в Харькове открыла женскую воскресную школу, построила на свои средства школу в селе Алексеевка, оказывала помощь школе в селе Васильевка. Кроме благотворительности она вела большую просветительную работу, а также писала стихи. Она пользовалась большим уважением не только на Украине, но и за её пределами. Х. Д. Алчевская как педагог завоевала известность своим новаторством. Созданные ею учебные пособия были одобрены прогрессивной общественностью Украины, России, Франции. За эти труды ей присуждались награды.

Дети Алчевского тоже вписали яркие страницы в отечественную культуру.

Григорий известен как педагог-вокалист и композитор, Иван был певцом с мировым именем, Христина, дочь Алчевских, была украинской поэтессой, переводчиком и педагогом.

Вначале город состоял из Старой и Новой колоний, это район Дома Техники (бывший дворец культуры имени Карла Маркса) до улицы Менжинской. Это был грязный, без водопровода, освещения и мощенных улиц город.

С годами город рос и развивался.

Условия труда и жизни рабочих были крайне тяжелыми, поэтому они вынуждены были протестовать. В 1898 году возник подпольный социал-демократический кружок, которым после отъезда в Ростов И.А.Галушки руководил крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов, будущий Маршал Советского Союза. Его имя некоторое время носил город.

Начиная с 1905 года рабочие проводили забастовки. После революции в 1917 году началась тяжелая кровавая гражданская война. За два года власть в городе менялась пять раз. В город вступали австро-германские и белогвардейские полчища генералов Краснова и Деникина. После революции и гражданской войны наступили голод и страшная разруха, которая доводила людей до отчаяния, они гибли, умирали и убегали, но в условиях хотя и неэффективного военного коммунизма начало восстанавливаться народное хозяйство и увеличиваться число жителей города, и в 1926 году достигло дореволюционной численности, то есть 16 тысяч человек, а к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. Было время когда в городе проживало 129 тысяч человек, а сейчас всего 118 тысяч.

С началом Великой Отечественной войны наступили тяжелые времена. Предприятия города были вынуждены перейти на выпуск военной продукции, а с приближением к городу фашистских войск оборудование заводов вместе с квалифицированными работниками было эвакуировано на Урал.

Эвакуировано было самое ценное оборудование, которое можно было без особого труда демонтировать и погрузить на железнодорожные платформы. 12 июля 1942 года немцы вступили в город и нанесли большой урон. После освобождения города все пришлось восстанавливать заново.

Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны, многие из них не вернулись домой, некоторые наши горожане получили звание Героя Советского Союза, это: Н.А.Бабанин, В.И.Недбаев, В.С.Снесарев, а П.Н.Липовенко и В.И.Киселев (посмертно). Страшное преступление во время оккупации нашего города совершили фашисты, которые в яме заживо сожгли 83 наших соотечественника. Позже в городе работали Герои Советского Союза, такие как И.С.Депутатов, М.Е.Луговской, В.И.Чемодуров.

После войны город начал не только восстанавливаться от разрухи, но и бурно расширяться в восточном направлении.

Сейчас город размещен на 50-ти квадратных километрах. Когда-то здесь были дикие степи, по которым веками и тысячелетиями носились орды диких племен сарматов, гуннов, скифов, половцев и других.

В геологическом плане площадка, на которой расположен город, представляет собой синклинальную складчатость с разными углами падения осадочных пород, в течение сотен миллионов лет спрессованных в различные конгломераты сланцевых, песчаных и других пород, под которыми находятся угольные пласты каменноугольного периода, отстоящего от нас более чем на 250 миллионов лет. Именно благодаря наличию плодородных земель, угольных пластов, благоприятных условий для жизни людей на этой территории сформировалась такая развитая сеть поселений. И сейчас наш город продолжает расти, хоть и не так быстро как хотелось бы.

Сейчас город расположен на 50-ти квадратных километрах и имеет более250 улиц, названия которых так или иначе связаны с жителями нашего города.

О том, что наш комбинат - градообразующее предприятие Алчевска, знают все. Много лет тому существовали отдельные селения- Васильевка, Жиловка… Именно среди них в конце 19 века была построена и запущена первая доменная печь Донецко-Юрьевского Металлургического общества, положившая начало огромному предприятию, именуемому ныне ОАО "АМК". В течение века рос завод, а вместе с ним разрастался и город.

В архитектуре есть такое понятие как "ползущий центр" - вместе с увеличением города перемещается и центральная его часть, отдаляясь от завода, что улучшает экологическую обстановку в городе. Вначале ХХ века центром была улица Шмидта. Именно здесь располагались дом директора завода и здание правления. Позже центром стала улица 1-го Мая. Старожилы помнят, как в праздничные дни в парк имени Первомая сбегалась вся молодежь города. Следующий этап – проспект Ленина. Именно здесь проходили все торжественные события города: парады 1-го и 9-го Мая, 7-го ноября. Здесь "салютовал" город в честь всех выдающихся дат страны. А кто же создавал этот некогда центр города? Оказывается, что слова благодарности за наш проспект должны быть адресованы Федосову Леониду Ивановичу – главному архитектору города Ворошиловска, а, после переименования – города Коммунарска. Он возглавлял архитектурный отдел города 32 (!) года! Именно он был душой этого проекта. А вот материальная сторона была отдана главному заказчику – Ворошиловскому металлургическому заводу в лице его директора – Петра Арсеньевича Гмыри. Вот такие два "столпа" истории создания проспекта Ленина.

Кстати, изначально, проспект носил другое название. Во всех проектных документах он носит название "улицы Куйбышева". Это позже было решено, что ДК Химика разделит эту улицу на две части: собственно улицу Куйбышева и проспект Мира? Почему Мира? Время проектирования – начало 50-х годов – время восстановления страны после такой тяжелой Великой Отечественной войны. А чем жила страна в это время? Только одним – Миром! Верой в то, что никогда не повторится этот ужас.

При проектировании проспекта были использованы разные декоративные элементы. Даже сейчас, внимательно рассматривая настенную лепку, можно увидеть вазы, листья, остатки "шишек" на углах зданий. Именно с помощью этих элементов каждый дом отличался друг от друга и был, по-своему, неповторим. Именно эти элементы позволили назвать проспект Ленина "маленьким Ленинградом". Сейчас большинство этих элементов частично или полностью разрушены. А восстановление, увы, слишком дорого…

В конце 70-ч новая улица в микрорайоне Восточном получила своё название в честь легендарного директора комбината Петра Гмыри.

Он возглавил предприятие 1937-м году и был, пожалуй, самым молодым из всех директоров нашего завода (Петру Арсентьевичу на момент назначения исполнилось 32 года). Под руководством Гмыри завод осваивал выпуск новых видов продукции: ферромарганца, зеркального чугуна, различных видов стали (к началу войны выпуск специальных и качественных сталей составил 85% от общего объёма сталелитейного производства). В июне 41-го на предприятии буквально в считанные дни было налажено производство военной продукции. После первого же авианалета благодаря недюженным организаторским способностям молодого директора удалось, в довольно рекордные сроки, демонтировать основное оборудование и эвакуировать завод на Урал. В эвакуации Гмыря был назначен директором Магнитогорского калибровочного завода, однако сразу же после освобождения Ворошиловска Пётр Арсентьевич вернулся. Под его руководством предприятие поднималось с руин, а потом было полностью реконструировано. Гмыря возглавлял комбинат четверть века. Неалчевец по рождению, он искренне любил наш город и многое для него сделал: с именем Гмыри связано появление новых современных кварталов Алчевска и нового вида транспорта троллейбусов, строительство культурно-бытовых учреждений и стадиона "Сталь", основание горно-металлургического института.

В 1978-м году на первой четырнадцатиэтажке была установлена мемориальная доска. Раньше на ней можно было прочесть: "Улица названа в честь Петра Арсентьевича Гмыри, Героя Социалистического труда, почётного гражданина города Коммунарска работавшего директором металлургического завода с1937-го по 1962-й годы". Сегодня на мемориальной доске остался лишь барельеф директора, буквы давно осыпались. Неужели человеческие память и благодарность оказались недолговечней надписи?

В городе есть ещё одно место, связанное у ворошиловцев с именем Гмыри, дом директора завода на улице Спортивной, который по свидетельствам очевидцев, Петр Арсентьевич строил собственными руками. После того как потомки Гмыри перебрались на ПМЖ в Киев, они продали дом частному лицу. Увы, ни у них, ни у города не возникло желания создать дом-музей легендарного директора.

Алчевск - второй по величине город ЛНР (113 тыс. жителей) на краю огромной и совершенно полицентрической агломерации промышленных городов, тянущейся до самого прифронтового Первомайска - в совокупности она крупнее, чем сам Луганск, о мрачных окрестностях которого я рассказывал . Алчевск же войной почти не затронут, хотя и сыграл в ней роль как оплот легендарного "Призрака", де-факто лишь после гибели своего командира Алексея Мозгового подчинившись ЛНР. Но интересен Алчевск не этим, а вещами куда более традиционными: его ещё называют "город с ползучим центром", так как за неполных полтора века истории центр Алчевска смещался трижды, от чего город превратилвся в настующую летопись градостроительства Донбасса. Расскажу о нём в двух частях, по два центра на каждую.

Первым центром Алчевска можно назвать его железнодорожную станцию, которую я уже показывал в посте о железной дороге Донбасса. Станция называется Коммунарск, а изначально была Юрьевка - у Алчевска не только 4 центра, но и 4 названия. Первый поезд пришёл сюда в 1878 году, и до последних лет 19 века будущий город оставался пристанционным посёлком.

Станция полностью отделена от города грандиозной промзоной, и вокзальчик, вроде как довоенной постройки, но обложенный свежим кирпичом в 1990-е годы, глядит в тихое и неуютное предместье Жиловка - это не сокращение от "жилгородок" (советское название Жиловки - посёлок имени Горького), а вполне дореволюционный топоним - шахтёрский посёлок разросся в начале ХХ века на землях помещика Жилло. Он просуществовал всего-то 10 лет (1899-1909 годы), но жизнь здесь были ключом - как железнодорожные "ворота" шахтёрского конгломерта будущей Центрально-Луганской агломерации он привлекал не только работяг, но и всяческих дельцов, да шахтёры шли на поезд с заработанными деньгами в карманах. Дошло до того, что здесь появились не то что гостиницы и рестораны, а даже целые театр и цирк (!), само собой первые и долгое время единственные в Донбассе. Но дальше что-то изменилось - то ли кризис в Российской империи подкосил, то ли конфигурация железных дорог изменилась, а на 10-й год жизнь отсюда начала стремительно утекать, театр и гостиницы сгорели, а из кирпичей заброшенного цирка при Советах построили нынешний вокзал.
От станции Жиловку отделяет пространство пустырей, станция тут вообще как бы висит в пустоте. С городом её связует в первую очередь старейший на Луганщине троллейбус (1954), видавшие виды машины которого - неотъемлемая часть алчевского пейзажа:

Я помню, как в 2011 году, проезжая здесь ночным поездом Луганск - Кривой Рог, мы увидели в окне гигантские силуэты цехов и доменных печей, над которыми в темноте горели тусклые и быстрые белые факелы, незаметные при свете дня, и хотя мы видели тогда много впечатляющих промышленных пейзажей, этот вид остался одним из сильнейших впечатлений поездки. Доменные печи, казалось, стоят совсем рядом, будто прямо из вагона можно выйти к их подножьям, и на наши востороги с незлобной ухмылкой смотрел пролетарский мужик на соседней полке. Алчевский металлургический комбинат вытянут узкой полосой на 7 километров вдоль железной дороги, и за ним - сам город.

Станция Юрьевка стала станцией Алчевской в 1903 году, а в 1961 получила нынешнее название Коммунарск. У города переименования были хитрее: как заводской посёлок он оформился в том же 1903-м, при Советах поначалу числился ПГТ Алчевское, в 1932 году стал городом Ворошиловском (в Ворошиловоградской области), а в 1961 году был переименован в Коммунарск, коим и оставался до 1991 года, когда получил новое название со старым корнем - уже не Алчевское, а просто Алче вск, и история, стоящая за этим названием, для Донбасса уникальна.

Не секрет, что большинство донбасских городов и крупнейших заводов основали самые что ни на есть европейцы: британец Джон Юз , французы и бельгийцы , а в Мариуполь так и вовсе всё оборудование привезли и смонтировали американцы из города Провиденс, где свои работяги стали настолько прожорливыми и привередливыми, что не хотели работать сколько скажут, спать где придётся и есть что дают. И вот в этот почти колониальный край и пришёл в конце 19 века Алексей Алчевский - украинец из Сум, он начинал свой бизнес в Харькове с чайной лавки, а всё свободное от торговых время посвящал самообразованию, и уже через несколько лет удачно "попал в струю" как банкир, основав например первый в России за пределами Москвы и Петербурга банк коммерческих кредитов и первый в России вообще ипотечный банк. В 1879 году разбогатевший Алчевский обратил взор на индустрию, и основанное им Алексеевское горнопромышленное общество с центром в нынешнем Торезе по объёму добычи угля вышло на третье место в Донбассе. Кульминацией карьеры Алчевского стало Донецко-Юрьевское металлургическое общество (ДЮМО), в 1895 году развернувшее строительство одного из крупнейших металлургических заводов Донбасса у станции Юрьевка. Иными словами, Алчевский единственный из крупнейших промышленников Донбасса представлял здесь русский капитал, но финал его был печален: в 1901 году ДЮМО было на грани разорения, он ездил в Петербург просить помощи у государства, и получив отказ, там же бросился под поезд... по другой версии, впрочем, упасть на рельсы ему "помогли" - хотя сейчас бытует мнение, что царь отказал Алчевскому из-за его поддержки харьковского украинства, более вероятным мне кажется то, что у всех этих "Унионов", "Провиденсов" и прочих было в столице куда более мощное лобби. Самому ДЮМО "утонуть" не дали, переведя под управление временной администрации, в 1904 году оно вошло в "Продамет", в 1910 досталось французским инвесторам, а накануне революции им вновь завладел русский предприниматель - легендарный Николай Второв , первым и последним в России достигший американского успеха.

Как бы то ни было, АМК был одним из лучших заводов Донбасса и в те времена, и сейчас. При Украине, с уровнем производства около 4 миллионов тонн стали в год он входил в пятёрку крупнейших металлургических комбинатов страны - после Криворожского и двух мариупольских, наравне с запорожским и днепропетровским, и явно превосходя донецкий или енакиевский. Ситуация с собственника же, как и раньше, остаётся весьма хитрой: в 1990-х годах он был в эпицентре весьма кровавых криминальных войн, а ныне принадлежит "Индустриальному союзу Донбасса", контрольным пакетом акций которого владеет одна швейцарская компания, принадлежащая одному российскому олигарху, в свою очередь участвующему в "Евразе".

Из-за узкой и длинной формы комбината как на ладони вся его производственная цепочка, вытянутая с запада на восток - аглофабрику (которая с оранжевым дымом, принятым мной за дым мартенов) и коксохим, на кадрах выше в обратном порядке видны ТЭЦ, домны и бывшие мартены с рядом труб. А с другой стороны уходят вдали прокатные цеха, которые предваряет построенный вместо мартенов конверторный цех:

Мы шли по краю пустырей, любуясь промышленной мощью, и наконец дорога привела нас ко входу в тоннель, построенный в 1954-57 годах между городом и станцией под комбинатом:

Подобное я уже видел , и здешний тоннель длиной 450м хоть и гораздо проще устроен (без выездов на площадку завода и гигантских вентиляторов), всё же не зря прозван "Алчевским метро" - он строился как часть троллейбусной системы:

Длина тоннель 450 метров, а воздух в нём не так ужасен, как может показаться - мы были в нём даже не единственными пешеходами. Южный "городской" портал тоннеля не имеет такой отделки, как северный "станционный", но потрясающе смотрится в сплетениях заводских коммуникаций:

Труба конверторного цеха периодически выдаёт огромный хвост белого дыма (как на одном из прошлых кадров), а иногда пышет тусклым оранжевым огнём с слышимым на весь город гудением - это мы увидим чуть позже.

Напротив - кажется, самый огромный газгольдер, что я когда-либо видел - в нём хранится конвертерный газ. А у подножья дореволюционные здания, изначально скорее всего бывшие жилыми, так как имеют двойников в окрестностях - мы пришли во второй центр Алчевска, не имеющий как такового названия.

С юга к комбинату примыкают гигантские пустыри, на карте известные как проспект Карла Маркса, хотя даже в лучшем случае это площадь. Северную её сторону образует собственно комбинат:

Южную - гостиница "Сталь" (по виду конца 1950-х), Дом техники (вроде бы 1920-х годов) и директорский особняк, ныне занятый городским музеем:

Здесь же памятники "Слава труду металлургов" (1970) и собственно Карлу Марксу. Огромные пустыри - санитарная зона комбината, расчищенная на месте большей части старого посёлка. Вообще первое впечатление от Алчевска было тягостным - сизый воздух, ядовитая вонь, пустое пространство, въевшаяся в стены копоть... основное ощущение "Куда я попал?!".

Вид в обратную сторону, длинное здание справа - столовая, а за ней возвышается Инженерный корпус:

Кое-где остались бекетовки - так в Алчевске называли, видимо по архитектору, типичные для Старого Донбасса одноэтажные дома заводских посёлков:

Центральная проходная с памятником Алчевскому. Почему-то снова очень похоже на Новокузнецк:

Директорский дом в основе вроде бы ещё в 1895 года, и до сих пор не ясно, для какого директора она строился - всего ДЮМО (то есть лично Алчевского) или же конкретно завода? По факту жили здесь директора заводские, все были с иностранными фамилиями, и в истории этот особняк остался как "дом Журжона" по последнему директору перед революцией.

С обратной стороны к дому примыкает мемориал Героям-металлургам, причём даже интересно - щуп в руке регулярно чистят или же его прошлую версию кто-то украл:

Самая сильная часть мемориала - с обратной стороны, вписанной в склон. Табличка рядом извещает: "Здесь похоронены останки 83-х граждан города Алчевска, заживо сожжёных в сентябре 1943 года немецко-фашистскими варварами в период временной оккупации" - и текст её такой, и содержание, что читается срывающимся голосом, даже забывшим, что город тогда звался Ворошиловск. Мемориал стоит на братской могиле убитых мирных жителей, а сроки указывают на то, что расправу над людьми немцы устроили при спешном отступлении, возможно подожгли тюрьму вместе с узниками - Ворошиловск был освобождён 2 сентября 1943 года, чтобы пройти досюда 30 километров от Ворошиловграда, Красной Армии понадобилось полгода.

От проспекта Маркса ведут две параллельные улицы - Горького (прямо из заводского тоннеля) и Кирова от мемориала. Вторая интереснее, и мы пошли по ней - за ещё одной, на этот раз зелёной, "санитарной зоной" встречают расположенные между двух улиц красные здания заводской больницы (1937), непосредственно на Кирова - её поликлиника:

А в глубине квартала собственно больница фасадом на пруд, пересечённая насквозь водосбросом:

Прудов на Белой речке тут два, соответственно Больнийчный и Школьный, причём нынешняя больница глядит на второй - названия их более старые. Разделяет их дамба улицы Кирова, и с другой стороны через больничный пруд видны трубы аглофабрики и коксохима да их шлаковый отвал:

За прудами уже начинается третий по счёту, советский центр Алчевска, но всё же непосредственно по их берегам проходит "зона взаимопроникновения" и тут попадаются свои дореволюционные дома, почерневшие от копоти:

Правый пруд назван Больничным по дореволюционной ещё больнице, ныне занятый роддомом:

Вернее, это даже не сам роддом, а его Старый корпус, и рождаются ли дети непосредственно в этом здании - судить не берусь. Хотя конечно экзальтированные комментарии о том, какой ужас(тм) появиться на свет в таком здании с далекоидущими выводами о менталитете "донбасян" всё равно почти неизбежны.

На нынешнюю же больницу через Школьный пруд глядит вполне прилично выглядящая школа №1 1907 года постройки:

Вообще самые интересные здания Алчевска сосредоточены именно у этих прудов, и за улицей Горького на углу моста стоит уже советский кинотеатр "Металлург" (1950), построенный пленными немцами - причём в отличие от гостиницы "Украины" в Старом Луганске, здесь из пленных действительно был архитектор Ганс Кухенройтер. Роскошное здание, увы, заброшено, и заброшено явно задолго до ЛНР.

Скульптуры "Триумф Победы" на крыше когда-то были очень красивыми, а теперь, покрытые копотью и выщербленные кислотными дождями - жуткие, словно обугленные, я не могу отделаться от ассоциаций с жертвами Одесской трагедии.

Но в этом, отчасти, суть - Донбасс и без всякой войны край очень суровый и местами страшный, ещё в 2011 году он запомнился мне множеством образов промышленного ада. Алчевск с его металлургическими пейзажами выбил у меня в общем-то те же эмоции, что старый, но совсем не добрый Донбасс "до войны".

Вот только в идеологически-правильных Запорожской и Днепропетровской областях промышленные города типа бывшего немногим лучше, но донбасскую индустрию "политически активные украинцы" хотят на благо страны уничтожить, а поднепровскую - почему-то нет.

Снова вернёмся в район от комбината до прудов - старый металлургических посёлок здесь продолжает бывшее село Васильевка, известное, как и большинство селений исторической Новороссии, с 18 века. Здесь раскинулся базар:

Прямо на базаре - целая партия бекетовок, превращённых в склады:

А за базаром Никольский собор. В основе он 1808 года постройки, но в 1878-1910 несколько раз перестраивался по мере роста пристанционного и заводского посёлков:

И обратите внимание, как на базаре многолюдно. Вообще, какой город пережил войну, а до какого она не дошла, видно именно по многолюдности улиц - из нетронутых войной городов меньше людей уехало, а оставшиеся... вот не могу отделаться от ощущения, что в Луганске или Горловке люди просто меньше времени проводят на открытых местах, привыкнув хорониться от обстрелов даже там, где обстрелов давно уже нет.
Ещё одна фишка Алчевска - обилие ларьков:

Что же до войны, то ещё в луганской администрации, где я получал аккредитацию журналиста, услышав, что я поеду в Алчевск, меня сразу спросили - "К Призракам"? Хотя война в городе исчерпывалась парой авианалётов, Алчевск в ней оставил свой след. В прошлых частях я уже не раз говорил, что ЛНР первый год своего существования представляла собой весьма рыхлый "союз полевых командиров", объединённый общим врагом, но в его отсутствии враждующим друг с другом - сам Луганск остался за "умеренными сепаратистами" Валерия Болотова и позднее сменившего его Плотницкого, а более радикальные лидеры повстанцев продолжали идти в фарватере тогда ещё сидевшего в Славянске Стрелкова и разошлись с верными людьми по всей тогдашней республике. В самом Луганске оставался Александр Беднов по прозвищу "Бэтмен" (а его люди, соответственно, "Бэтмена"), в Антраците и Красном Луче высадились прибывшие из Новочеркасска донские казаки атамана Николая Козицына (оставившие там о себе исключительно недобрую память), Севродонецк и Лисичанск соответственно заняли казачий атаман-монархист Павел Дрёмов из Стаханова и коммунист Алексей Мозговой из Сватова, едва не устроившие там отдельную от ЛНР народную республику, если бы эти города не смогла отбить украинская армия. Все они, включая Козицына, родившегося в нынешнем Торецке (Дзержинске) под Горловкой были уроженцами Донбасса, да и в других этапах биографий есть немало общего. Коренной луганчанин Беднов служил в ОМОНе, прошёл все "горячие точки" агонии СССР, потом подался в ЧОПы; Козицын был родом из нынешнего Торецка (тогда Дзержинска) под Горловкой, к донским казакам примкнул ещё в Перестройку, в 1994 подписал договор с Дудаевым, но благодаря этим связям освобождал пленных русских солдат. Повоевал в Чечне и Дрёмов, накануне Русской весны работавший каменщиком.
Вот сюжет-отголосок тех времён - ополченец в казачьей шапке в алчевской маршрутке:

И один лишь Алексей Мозговой с его запоминающимися даже на фото внимательным взглядом, из этой разношёрстной компании не имел военного прошлого - он жил в Сватове в тех самых "не пророссийских" Северных района Луганщины, пел в народном хоре да писал стихи - не гениальные, но и не совсем уж бездарные, как например:
Не могу быть как все, вот досада,
Что-то, где-то не так как у всех....
И ведь делаю всё так как надо,
И случается в чем-то успех.

Не прижился к толпе, не притёрся,
И не смог приспособить себя.
- Эй, прохожий! Постой, познакомься.
Может быть я похож на тебя .

А с началом Русской весны внезапно взялся за оружие, и именно сватовские сыграли решающую роль при захвате правительственных зданий Луганска, а вот поднять восстание в самом Сватове не смогли, приехавший туда отряд без поддержки местных житедей был задержан и разоружён. Но именно созданный Мозговым "

Автодорогами. Территория города - 50 кв. км, население – около 115 тыс. человек.

Город Алчевск носит имя своего основателя – промышленника, предпринимателя, банкира и мецената Алексея Кирилловича Алчевского, который был основателем и главным акционером Донецко - Юрьевского металлургического общества (ДЮМО), которое в 1890- годах построило металлургический завод - ныне это Алчевский металлургический комбинат.

Основанный ДЮМО металлургический завод в то время являлся единственным в Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы, и был крупнейшим предприятием Донбасса.

Однако во время экономического кризиса начала XX века, завод не выдержал конкуренции с иностранными компаниями, господствующими на Донбассе. Получив отказ от царского правительства на получение кредита, Алексей Алчевский покончил с собой, бросившись под поезд в Петербурге, а обесценившиеся после его гибели акции ДЮМО перешли франко-бельгийским компаниям.

В память об основателе ДЮМО, железнодорожная станция Юрьевка, основанная 26 мая 1895 года, в 1903 году была переименована в станцию Алчевское, от которой свое название получил и заводской поселок, со временем превратившийся в город.

Население города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода – местных и приезжих специалистов-иностранцев (немцев, французов, бельгийцев), приглашенных с других заводов квалифицированных рабочих-металлургов, безземельных крестьян из близлежащих губерний.

Однако название города еще несколько раз менялось, так в 1932 году Алчевское снова поменял свой статус и название, превратившись в город Ворошиловск, названый так в честь известного советского государственного деятеля К.Ворошилова, который на заводе ДЮМО начинал свою трудовую деятельность, а с 1961 года по 1991 год город назывался Коммунарск.

После провозглашения Украиной независимости, на референдуме, проведенном 1 декабря 1991 году, население города высказалось за возвращение городу старого исторического названия – Алчевск, но название железнодорожной станции осталось прежнее – Коммунарск.

Сегодня Алчевск – это многонациональный крупный современный город, с развитой инфраструктурой, дорогами, больницами, школами, вузами, новыми микрорайонами, есть троллейбусные маршруты. В Алчевске производится четверть промышленной продукции Луганской области. Основа промышленного потенциала города – ОАО «Алчевский металлургический комбинат» и ОАО «Алчевский коксохимический комбинат», на которых работает свыше 20 тыс. человек.

В начале 2006 года Алчевск стал печально известен вследствие катастрофы городской инфраструктуры, известной как «Алчевская трагедия», ставшая синонимом проявлений катастрофического положения городской инфраструктуры.

22 января 2006 года в Алчевске произошла крупнейшая техногенная катастрофа в Украине - системы отопления в городе практически полностью были разморожены, поскольку, несмотря на 30° морозы и прекращение отопления из-за разрыва главной магистрали, ведущей от ТЭЦ к городу, воду с труб не слили, поэтому замерзшая вода их разорвала.

Оставшись без отопления, жители Алчевска пытались обогреться с помощью электричества и газа , но, не выдержав нагрузки, вначале была остановлена электросеть, а затем и газовая сеть. Спустя несколько дней, из-за отсутствия теплой воды, были заморожены и канализационные системы. Город остался без системы отопления, канализации, электроэнергии и газоснабжения - более 100 тыс. человек оказались в «ледяном плену».

В Алчевске была провозглашена чрезвычайная ситуация государственного масштаба, сотни детей с учителями были эвакуированы на курорты и гостиницы в теплые регионы Украины, а под руководством украинского правительства несколько тысяч спасателей, военных и железнодорожников из разных регионов Украины и даже России помогли Алчевску справиться с катастрофой.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АЛЧЕВСК (ВОРОШИЛОВСК, КОММУНАРСК) Город носит имя своего основателя - известного украинского промышленника, предпринимателя и банкира, поборника развития промышленности, мецената Алексея Кирилловича Алчевского. Как рабочий посёлок Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО). Основателем Донецко-Юрьевского завода - нынешнего Алчевского металлургического комбината, как и акционерного общества ДЮМО, был украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Основанный им завод ДЮМО являлся в то время единственным на Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы. Во время острого экономического кризиса начала XX века, не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями, и, получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге. Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний. В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город. Название города несколько раз менялось. В 1931 году он стал называться Ворошиловском - в честь известного советского государственного деятеля К. Е. Ворошилова, который начал на заводе ДЮМО свою трудовую и революционную деятельность. В 50-е годы город именовался то Алчевском, то Ворошиловском, а с 1961 по 1991 год - Коммунарском. После провозглашения Украиной независимости на городском референдуме, состоявшемся 1 декабря 1991 года, население высказалось за возвращение городу старого исторического названия - Алчевск. Население складывавшегося города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы (немцы, французы, бельгийцы), квалифицированные рабочие-металлурги, приглашенные с Юзовского, Брянского (г. Екатеринослав) и других заводов, и обезземелевшиеся крестьяне из близлежащих губерний. В 1913 году жилой фонд Алчевска составил 38 тысяч квадратных метров. Это были частные дома, в том числе хаты-мазанки и «казенные» (заводские). Из 5135 рабочих завода ДЮМО 3000 человек жили в бараках, 540 - в казармах и примерно 1600 - в 270 каменных «семейных домах». Уровень грамотности населения в Алчевске в начале ХХ века был невысоким. К моменту строительства металлургического завода в этой местности работала только одна небольшая церковно-приходская школа в Васильевке. Вскоре появилась заводская школа на 700 учеников при 19-ти учителях. В 1910 году открылась Васильевская земская школа и частное Алмазно-Юрьевское коммерческое (среднее) училище, в котором обучалось 190 человек. К культурным очагам в заводском поселке относилось: частный цирк, где выступали заезжие цирковые и театральные труппы, кинематограф, так называемый «летний театр», кегельбан и даже казино. Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905-1907 годов, но восстание потерпело поражение. В 1917-1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова, летом 1919 - деникинцы. В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть. После окончания гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление разрушенных крупных предприятий, Донецко-Юрьевский завод, ставший государственным, 3 мая 1923 года был временно законсервирован. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения: к концу 1923 года в Алчевске осталось всего 8000 жителей. В 1925 году было принято решение о снятии металлургического завода с консервации и в начале 1926 года здесь восстанавливается одна из доменных печей (доменный цех стоял ещё с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых доменных печей и других объектов. Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода, вступившего в строй в 1929 году. Вместе с предприятиями рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16000 человек, то к 1939 году оно выросло до 55000. С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появился водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в 1940 году 160 тыс. квадратных метров. Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Предприятия города перестроили работу на военный лад. Оборудование металлургического и коксохимического заводов, в связи с опасностью захвата города фашистами, было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Алчевск оккупировали фашисты почти на 14 месяцев. 2 сентября 1943 года воины Советской армии освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Город имеет своих героев: Липовенко, Недбаев Сразу же после освобождения города началось его восстановление с участием специалистов из других частей страны (в частности, восстановительный отряд из Челябинска). При восстановлении промышленных предприятий велась их реконструкция. В 1943 году был создан специализированный строительно-монтажный трест «Алчевскстрой». Восстановительные работы велись ускоренными темпами. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Труженики треста «Алчевскстрой» построили новые доменные и мартеновские печи, прокатные станы, коксовые и химические цеха, предприятия строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности и т. д. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. Появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных конструкций, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и др. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозтоваров, запущен (по счастливой случайности) первый в области троллейбус и т. п. Для развития социальной сферы были построены новые здания учебных заведений, дворцы культуры, библиотеки, кинотеатры, стадионы, спортивные залы и другие учреждениями социально-культурного назначения. По данным 2007 года в Алчевске проживает 115 тысяч человек Национальный состав: 50,2 % (63000 человек) - русские, 45,7 % (57400) - украинцы, остальные 4.1 % жителей - белорусы, татары, евреи, армяне, молдаване, поляки, цыгане, грузины и представители других национальностей.

умеренно-континентальный

Официальный язык Население Агломерация Национальный состав Конфессиональный состав Этнохороним

алче́вец, алче́вцы

Часовой пояс Телефонный код Почтовые индексы Автомобильный код КОАТУУ Официальный сайт

Рабочий посёлок

Как рабочее поселение Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО ).

Основателем Донецко-Юрьевского завода - нынешнего , как и акционерного общества ДЮМО, был украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский . Основанный им завод ДЮМО являлся в то время единственным на Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы.

Во время острого экономического кризиса начала XX века , не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями, и получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге . Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний.

В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город.

Юрьевка - Алчевское - Ворошиловск - Коммунарск - Алчевск

Село Юрьевка, выросшее до посёлка, в 1903 году было переименовано в Алчевское в память основателя ДЮМО.

После революции 1917 г. и установления Советской власти на Украине на месте прежнего рабочего поселка Юрьевка, включавшего в состав пристанционный п. Алчевское, Административную, Старую и Новую колонии, в 1920 году предварительно определилась территория довоенного города, получившего в 1931 году имя Ворошиловск в честь известного советского государственного деятеля К. Е. Ворошилова , который начинал на заводе ДЮМО свою трудовую и революционную деятельность.

В 1932 году в состав города были включены п. Васильевка, п. Жиловка и хутор Должик. В границах этой застройки определилась территория довоенного города с центром на пересечении улиц Заводская, 1-го Мая, Т. Г. Шевченко и К. Маркса.

В первые послевоенные годы началась застройка новых территорий по генеральному плану развития г. Ворошиловска. На улицах Набережная и Горького были построены 3 и 4-х этажные жилые и общественные здания, стадион «Сталь» и к-т «Металлург», проект которого отмечен дипломом на всеукраинском конкурсе.

С 1953 г. началась массовая, а с 1957-го - индустриальная застройка проспектов и микрорайонов. Город полностью изменил свой облик, а вместе с ним менялось его имя. С 1961 по 1991 год город называется Коммунарск.

После провозглашения Украиной независимости, на городском референдуме, состоявшемся 1 декабря 1991 года , население высказалось за возвращение городу старого исторического названия - Алчевск.

Металлургия - основа Алчевска

Монумент «Металлург»

Население складывавшегося города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы (немцы, французы, бельгийцы), квалифицированные рабочие-металлурги , приглашенные с Юзовского, Брянского (г. Екатеринослав) и других заводов, и обезземелевшиеся крестьяне из близлежащих губерний.

Революция, гражданская война, консервация завода

Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905-1907 годов , но восстание потерпело поражение. В -1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова , летом - деникинцы . В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть.

Вместе с предприятиями рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 000 человек, то к 1939 году оно выросло до 55 000.

Ворошиловск (позднее - Коммунарск) стал районным центром и сохранял этот статус до 1965 года , когда районный центр был перенесён в город Перевальск , а Коммунарск стал городом областного значения.

Великая Отечественная война

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне

Памятник металлургам, погибшим в годы ВОВ

Национальный состав: 56,4 % (64046 человек) - украинцы , 40,8 % (46331) - русские , остальные 2,8 % жителей (3179 человек) - белорусы , татары , евреи , армяне , молдаване , поляки , цыгане , грузины и представители других национальностей. (Загальний атлас Луганської області)

Промышленность

Современный Алчевск - крупный промышленный центр Луганщины. Основные отрасли промышленности Алчевска - металлургическая и коксохимическая . Также развиты промышленность стройматериалов, электромеханическая, строительная, лёгкая и пищевая. В настоящий момент в городе работают 17 промышленных предприятий, среди которых:

  • Алчевский металлургический комбинат (ПАО «АМК» ) web-сайт ;
  • Алчевский коксохимический завод (ОАО «Алчевсккокс» );
  • ООО "Металлы и полимеры" - завод по нанесению полимера на оцинкованный прокат
  • ООО "Завод стальной дроби" - завод по производству стальной дроби

Кроме того, в городе работают предприятия лёгкой и пищевой промышленности, транспортные, сферы услуг.

Строительные компании города:

  • Трест «Алчевскстрой» (бывш. трест «Коммунарскстрой»);
  • Частная компания «АлчевскСтройСервис»

Отчет об исполнении бюджета за 2007 год утвержден в сумме 237357.90 тысяч гривен .

Доходы городского бюджета на 2008 год утверждены в объёме 236221.65 тысяч гривен, в том числе подлежат перечислению в государственный бюджет Украины 8741.3 тысяч гривен .

Транспорт

Городской

Пассажирские перевозки по городским маршрутам обеспечиваются:

  • автобусами, маршрутными такси.

Исторически сложилось так, что троллейбус является «законодателем мод» в пассажирских перевозках города Алчевска. В конце 90-х годов к троллейбусу прибавились частные автобусы и маршрутки. Маршруты автобусов и маршрутных такси дублируют троллейбусные маршруты и, не всегда, имеют незначительными дополнения и отклонения.

Как и в абсолютном большинстве городов Украины маршрутные такси составляют огромную конкуренцию электротранспорту, в том числе и «нечистую», специально подрезая троллейбусы. Ярким примером в Алчевске стало то, что маршрутки зачастую отстаиваясь отправляются от конечной перед самым троллейбусом и так двигаются по всему маршруту, собирая платежеспособных пассажиров. Всё это - результат неудовлетворительной работы контролирующих органов (с «подачи» городских властей)

Номера маршрутов автобусов и маршрутных такси до недавних пор совпадали с номерами троллейбусных маршрутов. Но, в последнее время, номера маршрутов «законопослушных» маршрутных такси стали двузначными (первая цифра определяет конечную в жилом районе города с многоэтажной застройкой, а вторая - в промышленном районе.), по которым можно только предполагать, к какому маршруту троллейбуса он «привязан». Это создаёт неудобства некоторым жителям и частым гостям города, которые привыкли ориентироваться по троллейбусными маршрутам.

Стоимость проезда в троллейбусах - 1 гривна , в маршрутных такси и автобусах - 2 гривны, на маршруте «Алчевск - Перевальск»(по городу) - 1,25.

Троллейбус

Троллейбус № 376 на ул. Гмыри, маршрут № 6

Троллейбус № 326 на ул. Горького, маршрут № 4

Основу городского транспорта составляет троллейбус. Троллейбусное движение было открыто в 1954 году , Алчевск стал в этом аспекте первым в Луганской области, и по сей день троллейбусная сеть города Алчевска остаётся одной из лучших в области и Украине.

Оплата проезда в троллейбусах производится путём покупки талона у водителя или в киосках и магазинах города и обязательным его компостированием.

Действующие маршруты троллейбусов по состоянию на 2011 год:

  • № 1 - Квартал 58 - Химзавод
  • № 3 - Ж/д вокзал - Автовокзал
  • № 4 - Депо 2 - Прокат
  • № 5 - АЗСК - ЖБИ 11
  • № 6 - Проспект Металлургов - Химзавод
  • № 8 - Квартал 58 - Ж/д вокзал
  • № 9 - Улица Волгоградская - Прокат
  • № 10 - Ж/д вокзал - посёлок Административный
  • № 11 - Улица Волгоградская - Химзавод

Также существуют резервные маршруты № 5а .

Автобусы и маршрутные такси

До ноября 2008 года номера автобусных маршрутов совпадали с номерами троллейбусных, причём наблюдалась парадоксальная ситуация, когда у маршрутных такси номер был один, например № 8, а реальное число маршрутов было около 15-20. Такая нумерация является неэффективной, хотя жители города к ней очень привыкли. С ноября 2008 года маршрутам были даны свои номера, но не все водители добросовестно соблюдают эту нумерацию, а оставляют старую. Помимо маршрутных автобусов, имеются автобусы металлургического комбината, которые развозят работников, до цехов, где нет общественного транспорта, а также спецмаршруты АлчевскПасТранса.

Маршруты автобусов и микроавтобусов

Номер маршрута Конечные остановки
4 Спорттовары - Прокат АМК
7 Спорттовары - м-он Васильевка
9 ул. Волгоградская - Прокат АМК
11 ул. Сарматская - пл. К. Маркса
13 ул. Сарматская - Рынок - Автовокзал
15 ул. Сарматская - ЖД вокзала
16 ул. Сарматская (фактически до пр. Металлургов) - Алчевсккокс (Химзавод)
17 ул. Сарматская - м-он Васильевка
19 ул. Сарматская - Прокат АМК
21 ул. Волгоградская - пл. К. Маркса
26 ул. Волгоградская - Алчевсккокс (Химзавод)
27 ул. Волгоградская (фактически до Спорттоваров) - м-он Васильевка
28 ул. Волгоградская - ЖД вокзал
30 Спорттовары - пос. Брикетный (фактически до ЖД вокзала)
31 Спорттовары - пл. К. Маркса
31а Тубдиспансер - Спорттовары - пл. К. Маркса
33 Спорттовары - Рынок - Автовокзал (фактически до пл. Маркса)
33а ул. Филатова - пл. Маркса
34 Спорттовары - ЖД вокзал
36 Спорттовары (фактически от пр. Металлургов) - Алчевсккокс (Химзавод)
38 Спорттовары - ул. Крупской (фактически до ЖД вокзала)
41 ул. Дунауйварошская - пл. К. Маркса
43 ул. Дунауйварошская - ЖД вокзал
47 ул. Дунауйварошская - м-он Васильевка
  • Водители маршрутных такси не полностью соблюдают маршруты, поэтому в скобках указаны реальные конечные
  • Курсивом указаны маршруты, которые юридически существуют, но фактически - нет

Пригородный

Пригородные перевозки в основном производятся автобусами:

  • автостанция в районе центрального рынка;
  • маршрутные такси до городов Брянка и Стаханов с улицы Горького (район центрального рынка);
  • автобусы и маршрутные такси до Исаковского водохранилища от кольца пр. Металлургов, ул. Гмыри.

Автостанцию № 2 в районе центрального рынка, согласно генплану города, в будущем планируют перенести на новое место в 200-300 м от нынешнего.

Междугородный

Междугородные пассажирские перевозки:

  • железнодорожный вокзал - станция Коммунарск Донецкой железной дороги ;
  • автовокзал , расположенный возле автодороги М-04 Знаменка -Луганск -Изварино (на Волгоград , через Днепропетровск , Донецк)
    • автобусное сообщение с городами Днепропетровск , Донецк , Запорожье , Луганск , Киев , Ростов-на-Дону , Северодонецк , Харьков и др.;
  • маршрутные такси до города Луганска от кольца проспекта Металлургов и с улицы Горького (район центрального рынка), до г. Донецка от кольца ул. Гмыри;
  • вертодром рядом с заводоуправлением Алчевского металлургического комбината - работает для отдельных персон.

Перспективы

  • взамен существующему автовокзалу, находящемуся на территории Перевальска, планируется построить новый в 400-500 метрах от трассы М04 на перекрёстке улиц Сарматская и Волгоградская.
  • ЖД вокзал планируется перенести в сторону Луганска (в пос. Карпаты , ок. 5 км).

Образование

Дошкольное образование

  • 25 дошкольных учебных заведений.

Среднее образование

Для координации, методологической помощи школам, инспектирования учебного процесса доведения до руководителей школ министерских учебных программ был создан Отдел народного образования.

До революции в городе было 2 школы, это земская школа в поселке Васильевка, здание которой сохранилось (правда,сейчас в здании располагается частный дом) и добротная школа № 1 на берегу Школьного пруда. После революции были построены школа № 2 по улице Заводской, позже в ней размещался завод «Кратон», и школа № 3 по улице Горького. Остальные школы были построены после войны, в 50-х - нач. 90-х гг.

С 2000 года отделом народного образования руководит Колосовская Елена Николаевна.

В настоящее время в городе действуют:

  • 8 средних общеобразовательных школ;
  • 2 учебно-воспитательных комплекса;
  • 1 частная школа;
  • 2 средние специализированные школы:
    • с углубленным изучением иностранного языка с первого класса;
    • с углубленным изучением предметов физико-математического цикла;
  • 4 гимназии:
    • Алчевская гимназия (АГ ) web-сайт (до 2009 года - многопрофильная МГ );
    • Алчевская украинская гуманитарная гимназия (АУГГ );
    • Алчевская социально-экономическая гимназия (АСЭГ );
    • Алчевская информационно-технологическая гимназия (АИТГ );
  • Межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК ).

Внешкольное образование

  • 2 музыкальные школы;
  • 1 художественная школа;
  • 2 спортивные школы;
  • Алчевский центр детского и юношеского творчества (АЦДЮТ );
  • Алчевский центр научно-технического творчества учащейся молодежи (АЦНТТУМ );
  • Алчевский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи (АЦЭНТУМ );
  • Алчевский детско-юношеский центр туризма, экскурсий и краеведения (АДЮЦТЭК );
  • Алчевский яхт-клуб (АЯК ).

Профессионально-техническое образование

  • Алчевский профессиональный металлургический лицей (АПМЛ );
  • Алчевский профессиональный торгово-кулинарный лицей (АПТКЛ );
  • Высшее профессиональное училище № 40 (ВПУ № 40);
  • Индустриальный техникум (ИТ ДонГТУ).

Высшее образование

Культура

Фонтан возле ДК Химиков

  • Городской исторический музей;
  • Геолого-минералогический музей;
  • Музей истории металлургического завода;
  • Музей истории коксохимического завода;
  • Музей истории университета;
  • Три дворца культуры:
    • ДК Металлургов (ДК им. Ильича),
    • ДК Химиков,
    • ЦДЮТ (ДК Строителей);
  • Три кинотеатра:
    • кинотеатр «Мир»,
    • кинотеатр «Металлург» (памятник архитектуры , не функционирует);
    • кинотеатр в ТРЦ «Столица» 3-этаж (открыт в конце 2009 г.)
  • Алчевская централизованная библиотечная система web-сайт ;
    • Сеть библиотек.

Достопримечательные места


Спорт

СМИ

Печатные издания

  • PartyZone magazine - глянцевый журнал высокого уровня, который знакомит читателя с клубной жизнью всего мира, со звездами шоу-бизнеса, новинками музыки и литературы и многим другим. Уникальность изданию придает рубрика «Paparazzi», в которой посетители различных ночных клубов могут найти свои фото с вечеринок.
  • «Алчевск: город и люди» - полноцветный глянцевый журнал, издается с 2007 года, не имеет чёткого графика выхода.
  • квазикультурный журнал «ХОХ».
  • «Взгляд» - аналитическое издание
  • «Неделя» - региональный информационно-рекламный еженедельник
  • «Огни» (ранее «Огни коммунизма») - официальная городская общественно-политическая газета
  • Официальный вестник Алчевского городского совета (приложение к газете «ОГНИ»)
  • «За металл» - газета ОАО «АМК».
  • «Импульс» - газета ДонГТУ
  • «МАРТ» - еженедельная газета
  • «Благовест» - областная просветительская религиозно-нравственная газета. Выходит с благословения настоятеля православного Свято-Николаевского храма города Алчевска иерея Александра Устименко
  • «Делу-время» - бесплатное рекламно-информационное издание
  • «Пресс-окно»
  • «Недвижимость Алчевска и региона» - информационно-рекламный еженедельник
  • «Вечерний Алчевск» - еженедельная газета

Радио

  • Алчевская городская редакция радиовещания - вещание 1/4 часа в сутки с 6:30 до 6:45. Ведущий:Татьяна Максимова, Инна Леончук

Передачи: Студия юнных репортёров, Депутат у микрофона, Календарь православия и другие...

Телевидение

эфирное

  • «АСКЭТ» - редакция городского телевидения - вещание - четыре часа в сутки на 12-ом канале (остальное время на канале транслируется «СТБ»)
  • Ранее существовало «АТМ» (алчевское телевидение металлургов).

кабельное

  • ООО «Алчевские телекоммуникационные системы», бывшая АТРК «Пирамида» (входит в группу компаний «Воля »)
  • ООО «Кабельное телевидение Луганщины» (КТЛ)

Города-побратимы

Примечания

  1. Учетная карточка г. Алчевска Луганской обл. на сервере Верховной Рады Украины (укр.)
  2. http://www.lugastat.lg.ua/sinf/demograf/demog1212_1.php
  3. Отчет за 2008 год (укр.) Департамента по делам государственно-конфессионных отношений и обеспечения свободы совести Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий
  4. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А - Анкетирование. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
  5. Железные дороги Донбасса
  6. Краткая географическая энциклопедия, Том 1/Гл.ред. Григорьев А. А. М.: Советская энциклопедия - 1960, с.564
  7. Головне управління статистики у Луганській області. Чисельність населення на 1 вересня 2010 року та середня за січень-серпень 2010 року (укр.)


Включайся в дискуссию
Читайте также
Проклятие гробницы тутанхамона
В каких частях карты мира искажения самые большие?
Самые необычные места на земле