Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Удивительные храмы древнего египта. Древние храмы Египта. Достопримечательности Египта: храмы, дворцы, крепости Сообщение о древнем храме

Всё архитектурное наследие Древнего Египта можно описать тремя словами: храмы, гробницы и пирамиды. Только их египтяне считали нужным строить из камня, а всё остальное, включая дворцы фараонов, возводилось из недолговечного кирпича-сырца и до наших дней практически не дошло. Поэтому значительная часть сохранившихся древнеегипетских памятников – это «дома богов», как сами египтяне называли свои храмы. Многие из них наряду со знаменитыми пирамидами Гизы и скальными усыпальницами Долины царей входят сегодня в число самых популярных египетских достопримечательностей.

Будучи результатом тысячелетий религиозной и архитектурной эволюции, древнеегипетские храмы не менее ярко и полно отражают мировоззрение и дух страны фараонов, чем известные всему миру пирамиды. Однако в плане «туристической» осведомлённости они им значительно уступают: описать пирамиду сможет каждый, а вот объяснить, как устроен древнеегипетский «дом бога» будет под силу лишь единицам. Получается парадоксальная ситуация: по развалинам египетских храмов ежегодно бродят миллионы туристов, но мало кто из них по-настоящему понимает, чтó именно он видит перед собой.

Причина банальна: чтобы по достоинству оценить древнеегипетский «дом бога», от посетителя требуется определённый уровень знаний. Простой покупки экскурсионного тура в отеле по принципу «приеду – разберусь» и необременительных зрительно-прогулочных усилий для этого недостаточно. При таком подходе даже величественный Карнакский храмовый комплекс вряд ли покажется чем-то бóльшим, чем немое нагромождение камня, и воспоминания о нём по возвращению домой будут навсегда и без сожалений сданы в пыльное фотоальбомное небытие.

Чтобы сделать знакомство с храмами Древнего Египта осмысленным, к встрече с ними нужно готовиться заранее. В идеале это означает долгое и вдумчивое штудирование увесистых научных фолиантов, но при сегодняшнем ритме жизни такое может позволить себе далеко не каждый.

Для всех, кто хотел бы съездить в Египет познавательно и не просиживать ради этого дни напролёт в библиотеках, проект Destinata. ru подготовил подборку материалов о важнейших особенностях древнеегипетских храмов. В ней тщательно собрана вся необходимая информация для того, чтобы по-настоящему заглянуть в их таинственный и безвозвратно ушедший мир.

Прекрасно сохранившийся пилон храма Хора в Эдфу. С обеих сторон от входа видны ниши, где когда-то были установлены четыре высоких флагштока.

Подборка разбита на три части. В первой описаны общие принципы храмовой планировки и структура египетских храмовых хозяйств. Во речь идёт о религиозном символизме «домов бога» и особенностях древнеегипетского культа. В рассказывается о судьбах египетских храмов и приведён краткий аннотированный список наиболее знаменитых из них.

Важная оговорка: в целях краткости будет рассмотрен лишь наиболее развитый, своего рода «классический» вариант древнеегипетского храма. Он возник во времена Нового царства (1550 – 1070 гг. до н. э.), когда храмовое зодчество Древнего Египта переживало свой расцвет. Большинство сохранившихся египетских «домов бога» относятся либо к этому периоду, либо к более поздним эпохам, когда их облик в основном продолжал следовать новоегипетскому канону. Таковы, например, знаменитые во всём туристическом мире храмы Амона в Карнаке и Луксоре, Себека в Ком-Омбо и Хатхор в Дендере, а также многие другие.

Основные элементы древнеегипетского храма

Итак, что же собой представлял «классический» древнеегипетский храм?

Выглядел он следующим образом: его здание имело форму вытянутого прямоугольника и состояло из четырёх основных частей – пилона, внутреннего двора, гипостильного зала и святилища. Территория, которая непосредственно прилегала к храму (так называемый теменос), окружалась стеной; там стояли различные второстепенные постройки. В каждый храмовый комплекс обязательно входила собственная пристань , которая располагалась либо на берегу Нила, либо, чаще, на специально вырытом от него канале. От неё к храму тянулась аллея для религиозных процессий.

Таков «классический» план египетского храмового комплекса.

Обязательность наличия пристани объяснялось особенностями древнеегипетской логистики. Тысячелетиями лодка была в Египте важнейшим средством передвижения, а Нил – его главной транспортной артерией. Поэтому пристань и канал при возведении нового храма строились одними из первых – они были необходимы для доставки стройматериалов и рабочей силы. В дальнейшем их продолжали использовать для хозяйственных нужд храма, однако в первую очередь пристани становилась местами официального начала владений «домов бога». Тут во время религиозных празднеств начинали и заканчивали свои путешествия по Нилу хранившиеся в храме статуи божеств. Здесь же сходили на берег прибывавшие с высочайшими визитами фараоны.

От имевшей Т-образную форму пристани к пилону храма вела аллея , которая нередко была частично или на всём её протяжении украшена скульптурами. Обычно это были статуи сфинксов. По аллее между пристанью и храмом двигались торжественные процессии жрецов, нёсших в специальных паланкинах изображения богов. Такие же аллеи могли соединять между собой два соседних храма, как было, например, в Карнаке и Луксоре.


Карнакский и Луксорский храмы Амона были соединены аллеей шириной в 27 метров и длиной около двух с половиной километров. В IV веке до н. э. она была украшена сотнями статуй сфинксов с головами их строителя фараона Нектанеба I. На фото также виден единственный сохранившийся обелиск Луксорского храма высотой 25 метров (второй был в XIX веке вывезен в Париж) и две статуи сидящего Рамсеса II.

Аллея для процессий заканчивалась у массивного пилона , в котором находились храмовые врата. С него, собственно, и начиналось здание самого храма. Его сдвоенная и слегка наклонная трапеция – самая узнаваемая и характерная деталь древнеегипетского «дома бога».

На языке древних египтян пилон назывался «бехнет». Это слово происходит от глагола со значением «быть бдительным», и возникло, очевидно, из-за сходства пилона со сторожевыми башнями. Пилон действительно будто стоял на страже египетского храма, и самым обычным сюжетом, которым в эпоху Нового царства украшали его поверхность, были сцены, на которых фараон безжалостно разил своих врагов.

Пилон часто дополнялся обелисками, статуями и флагштоками. Все они были парными, и симметрично стояли по правую и левую сторону от ворот.

Статуи и обелиски устанавливались перед пилоном. Первые обычно изображали фараона – строителя данного храма. Самая огромная из таких статуй – тысячетонное изображение сидящего Рамсеса II, которое тот повелел установить в своём поминальном храме Рамессеуме (недалеко от современного Луксора). Её гигантские обломки лежат там до сих пор. Другой знаменитый пример – так называемые «колоссы Мемнона», изображающие на самом деле фараона XVIII династии Аменхотепа III. Они стояли перед его заупокойным храмом (тоже недалеко от Луксора), который, к сожалению, не сохранился.


Позади двух статуй сидящего Аменхотепа III раньше находился его большой поминальный храм. От храма практически ничего не осталось, а вот на фоне сильно повреждённых 18-метровых «колоссов Мемнона» туристы могут фотографироваться и сегодня.

Второе украшение пилона – обелиски – воздвигались в храмах только от имени фараонов. Они считались одними из самых значительных даров, которые царь мог сделать тому или иному «дому бога». Обычно обелиски ставились в память о каких-либо важных событиях, например восшествии на престол или крупной военной победе. Это были поистине царские подарки: их высота могла превышать 30 метров, а вес составлять сотни тонн. Вершины обелисков покрывались золотом или электроном (природным сплавом золота и серебра).

В специальных нишах в самом пилоне устанавливались последние элементы его декора – флагштоки . Они изготовлялись из ливанского кедра и могли достигать 60 метров в высоту при весе более пяти тонн. Это был один из самых древних элементов храма: на письме иероглиф в виде такого флагштока являлся детерминативом со значением «бог». К сожалению, ни один из флагштоков (а уж тем более из когда-то развевавшихся на них флагов) до наших дней не сохранился.

Сразу за пилоном находился внутренний храмовый двор . Обычно он был перистильным, то есть частично или полностью охватывался по периметру колоннадой. Это было единственное помещение храма, куда (по крайней мере, во время религиозных праздников) разрешалось входить простым египтянам. Во дворе разыгрывались религиозные мистерии – театрализованные сцены из египетских мифов. По одной из версий, именно здесь греки когда-то «подсмотрели» идею своего театра.


Перистильный внутренний двор в храме Хора в Эдфу. Этот «дом бога» – самый хорошо сохранившийся храм Древнего Египта.

Помимо имевшихся в храмовом дворе статуй фараонов, здесь разрешалось устанавливать свои скульптурные изображения и некоторым частным лицам. Считалось, что так душа умершего египтянина могла находиться в постоянной близости к богам.

С течением времени частных статуй могло накопиться так много, что жрецам приходилось устраивать их «захоронения» прямо во внутреннем дворе храма. Так они технически продолжали оставаться в пределах «дома бога», и одновременно освобождалось место для новых скульптур. В 1903 году такое захоронение было найдено во время раскопок в храме Амона в Карнаке. В нём оказалось более 900 каменных статуй и статуэток, относящихся к периоду от времён правления XX династии до эпохи Птолемеев.

За храмовым двором начинался гипостильный зал . Обычно он был больше в ширину, чем в длину, и имел совпадающий с продольной осью храма центральный неф. Доступ сюда, а тем более в находившееся дальше святилище, имели только жрецы и фараоны.

Главная отличительная черта этой части храма – многочисленные стоявшие довольно близко друг к другу колонны. Они, а также стены и потолок зала, украшались рельефами, росписями и различными текстами. Свет проникал сюда сквозь специальные отверстия в крыше. Самый знаменитый гипостильный зал Египта находится в храме Амона в Карнаке. Это настоящий каменный лес из 134 колонн, центральные 12 из которых имеют высоту почти 22 метра и на вершине каждой из них могут легко уместиться 50 человек.


Знаменитые гигантские колонны центрального нефа в гипостильном зале Карнакского храма Амона.

Позади колонного зала в самой глубине храма находилось святилище , где в специальной нише (наосе) хранилась статуя божества. Непосредственно перед ним часто располагалось ещё одно помещение, где на особом постаменте стоял паланкин в виде ладьи, в котором статую выносили из храма. В некоторых (как правило, небольших) храмах этот паланкин хранился в самом святилище.

Святилище было наиболее сакральной частью «дома бога», куда могли входить лишь фараоны и жрецы самых высоких рангов. Оно обязательно располагалось по главной оси храма, имело высоко поднятый от земли пол и низко расположенную крышу, являясь, таким образом, самой маленькой и наименее освещённой из всех его обязательных частей. Здесь всегда горели лампады и царил мистический сумрак.

В задней стене святилища находился наос – специальная ниша с деревянной двустворчатой дверью, в которой хранилась статуя бога. Дверь часто была покрыта резьбой и драгоценными металлами. Иногда наос был передвижным и в нём статую божества выносили из святилища во время религиозных праздников. Сама же статуя могла быть изготовлена из разных материалов, в том числе из серебра, золота и лазурита.


Гранитный наос в святилище храма Хора в Эдфу. На переднем плане – копия паланкина в виде ладьи, в котором статую божества выносили из храма во время религиозных процессий. © Efesenko | Dreamstime.com – The Sanctuary of Edfu Temple Photo

Наконец, позади многих храмов мог находиться ещё один, последний, элемент – так называемая «молельня внемлющего уха ». Зачастую она, как и наос, представляла собой нишу, но только значительно бóльшую и устроенную с внешней стороны задней храмовой стены, то есть прямо позади наоса. Как правило, там тоже стояла статуя главного божества данного храма, или на стене молельни просто вырезались его уши, к которым простые верующие, лишённые возможности входить внутрь «дома бога», могли бы обращать свои молитвы.

Второстепенные постройки

Территория вокруг древнеегипетского храма окружалась стеной из кирпича-сырца. Внутри этого огороженного пространства (теменоса ) находились различные, порой весьма многочисленные постройки. Некоторые из них имели непосредственное отношение к культу, другие выполняли разнообразные административные и хозяйственные функции.

У большинства крупных храмов Нового царства в пределах их храмовой ограды устраивался пруд для ежедневных омовений жрецов. Обычно он был прямоугольным и наполнялся либо грунтовой, либо нильской водой. Со стороны храма к воде вели ступени. Сегодня такой храмовый бассейн можно увидеть, например, в Карнаке. Он был вырыт во времена правления Тутмоса III и уже в наши дни отреставрирован – полностью очищен от песка и вновь заполнен водой.


Пруд для омовений жрецов в Большом храме Амона в Карнаке.

Другой постройкой при египетских храмах был так называемый ниломер , или нилометр. Название вполне отражает его суть: это небольшое сооружение использовалось для измерения уровня воды в Ниле. От степени ежегодного разлива реки зависел будущий урожай, а от него, в свою очередь, величина подати, которую платили египетские земледельцы. Ставка их налога, выражаясь современным языком, была дифференцированной и исчислялась в зависимости от прогноза урожая на текущий год. Прогноз делался во время паводка по показаниям ниломеров – чем выше поднималась вода, тем больший урожай и, соответственно, налог, можно было собрать.

Один из самых древних и больших ниломеров был построен на острове Элефантина при храме Сатет, египетской богини разливов Нила. Он имел 90 ведущих в воде ступеней. Сообщение о начале разлива, отмеченного на Элефантине, при помощи световых сигналов можно было передать в Фивы (столицу Египта Нового царства) всего за одну ночь.

Одной из важнейших построек в пределах теменоса был так называемый «дом жизни » (по-египетски «пер анх»). Он выполнял многочисленные функции, главной из которых было составление и переписывание религиозных текстов. Вероятно, именно в таких «домах жизни» была создана знаменитая «Книга мёртвых», которая широко использовалась в заупокойном культе Нового царства. Здесь же составлялись тексты, которые затем наносились на стены храмов, стелы и обелиски.

Другой важной функцией «домов жизни» был, по-видимому, контроль документооборота храма, составление и хранение различных контрактов и корреспонденции. Кроме того, это был центр жреческого обучения, где жрецы постигали искусство письма и счёта, осваивали теологию, астрономию и медицину. Для этого в древнеегипетских «домах жизни» хранились большие коллекции книг, чем они славились во всём древнем мире. Знаменитый врач Гален во II в. н. э. писал, что греческие лекари посещали «дом жизни» в Мемфисе, чтобы обучаться по его текстам.

Около позднеегипетских храмов также часто строился маммисий , или «дом [божественного] рождения». По сути, это был небольшой самостоятельный храм особой планировки, посвящённый рождению сына у божества главного храма.


Маммисий римского времени при храме Хатхор в Дендере. Видны изображения бога Беса над капителями колонн.

Ещё в древности боги древнеегипетского пантеона почитались триадами по формуле «муж, жена, ребёнок». Таковы, например, великие триады Мемфиса (Птах, Сехмет, Нефертум), Фив (Амон, Мут, Хонсу) и Абидоса (Осирис, Исида, Хор). Во времена Позднего царства (664 – 332 гг. до н. э.) мотив божественного рождения приобрёл особую значимость, и с тех пор в его честь при храмах стали строиться отдельные небольшие «часовни». Маммисии есть у каждого большого египетского храма греко-римского времени. Самый известный и хорошо сохранившийся из них находится у храма Хатхор в Дендере.

В маммисии разыгрывались мистерии на тему рождения божественного ребёнка, а его стены украшались соответствующими сценами и сопровождались пространными гимнами в честь него и его родителей. В маммисиях часто можно видеть изображения бога Беса, который, как считали древние египтяне, помогал при родах.

Все перечисленные выше сооружения (кроме храмовой ограды) имели непосредственное отношение к культу, и потому возводились обычно из камня. Остальные постройки теменоса можно назвать хозяйственными. Они строились из кирпича-сырца и плохо сохранились до наших дней.

Некоторые из них могли иметь определённую религиозную значимость (в амбарах, например, проводились ритуалы, связанные с плодородием), но большинство имели исключительно хозяйственное назначение. К ним относились колодцы, пекарни, пивоварни, скотобойни, кухни, многочисленные мастерские, склады и тому подобное.

Храмовые хозяйства и храмовая экономика

Владения египетских «домов бога» не ограничивались только их храмовыми комплексами. Содержание жрецов, проведение ежедневных служб и регулярных религиозных празднеств, ремонт зданий и предметов культа обходились недёшево и требовали постоянных расходов. Поэтому древнеегипетские «дома бога» обеспечивались государством (и старались обзаводиться сами) разными источниками дохода.


Обелиски фараона Тутмоса I (19,5 м) и знаменитой царицы Хатшепсут (32,1 м) – единственные до сих пор стоящие обелиски Карнакского храма.

Наибольшие доходы храмам приносила их земля, на которой трудились зависимые от них крестьяне и где паслись храмовые стада скота. При этом часть земельных владений «домов бога» нередко располагалась довольно далеко от них самих. Так, например, находившийся в Абидосе храм Сети I контролировал обширные земли в Нубии, к югу от второго нильского порога.

Храмовая земля могла иметь не только сельскохозяйственное назначение: многие «дома бога» обладали, скажем, собственными охотничьими угодьями, а некоторые важные храмы – даже каменоломнями и рудниками (тот же абидосский храм Сети I имел свои золотые копи).

Помимо прямых даров в виде земельных наделов и части военной добычи, которые каждый фараон считал своим долгом жертвовать храмам, «дома бога» могли получать, говоря по-современному, и непрямое финансирование от государства, например в виде освобождения от некоторых налогов.

Важным собственным источником доходов была продукция принадлежавших храмам ремесленных мастерских. Там, в частности, производилось масло для светильников, папирус и различные ткани. Платными были также консультации оракулов, лечение (которым в Египте занимались жрецы) и услуги храмовых писцов.


Первый пилон храма Исиды на острове Филэ.

Столетие шло за столетием, и храмовые владения Нового царства приобретали поистине гигантские масштабы: во времена правления последнего великого египетского фараона Рамсеса III храмам Египта принадлежало уже около 10% всей обрабатываемой в стране земли и 6% её населения.

Огромные храмовые хозяйства в руках могущественного жречества – характернейшая черта той эпохи. В конце концов дело дошло до того, что под занавес Нового царства, когда умер последний фараон XX династии Рамсес XI, фиванские верховные жрецы Амона почти на полтора века стали полновластными правителями Верхнего Египта. Некоторые из них – неслыханное дело! – даже осмеливались титуловать себя фараонами.

Размеры и монументальность египетских храмов свидетельствуют не только об их богатстве и могуществе, но и об огромной роли религии в жизни человека Древнего Египта. Ещё Геродот писал, что обитатели долины Нила – самые богобоязненные люди на свете. Такого колоссального количества храмов для своих богов не строил ни один другой народ древности.

Учитывая определяющее место религии в мировоззрении людей того времени, трудно переоценить значение каждого из сохранившихся египетских «домов бога». Любой из них, будучи в равной мере порождением как строительного мастерства, так и религиозных взглядов своих создателей, даёт уникальную возможность взглянуть на мир глазами древних египтян.

О храмовой символике страны фараонов и особенностях древнеегипетского культа – во статьи.

Реликтовое растение суровых краёв

«Это вне всяких сомнений самое изумительное и самое уродливое растение из всех когда-либо привезённых в нашу страну» – так о вельвичии в 1862 году в письме к Томасу Гексли отозвался один из величайших английских ботаников XIX века Джозеф Долтон Гукер. Именно ему довелось дать ей первое научное описание и присвоить современное бинарное имя: вельвичия удивительная (Welwitschia mirabilis ).

В своём названии Гукер отдал должное одновременно и австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, открывшему это растение в 1859 году, и способности вельвичии удивлять даже бывалых биологов. Среди её уникальных особенностей и причудливая внешность, и странный образ жизни, и даже возраст, который, по некоторым оценкам, может достигать 2000 лет. Кроме того, у вельвичии полностью отсутствуют родственники. Фраза «единственная в своём роде» относительно неё – это не просто оборот речи, а точный классификационный факт.

Единственная в роду

Как выяснилось ещё во времена Гукера, в таксономическом отношении вельвичия – круглая сирота. Она – последний живой представитель своего ботанического рода и семейства; все остальные её родственники давным-давно вымерли.

Судя по ископаемым находкам, ещё в начале мелового периода в южной Африке существовало целое семейство Вельвичиевых, представители которого процветали в гораздо более влажном, чем сегодня, климате. Когда в начале кайнозойской эры он стал меняться и становиться всё более засушливым, почти все они постепенно исчезли. Единственным видом, которому удалось приспособиться и выжить, стала вельвичия удивительная.


Женский экземпляр вельвичии удивительной в пустыне Намиб. Вельвичия встречается на территории всего двух стран мира – Анголы и Намибии, и изображена на государственном гербе последней.

Точная таксономия этого реликтового растения до сих пор остаётся спорной. Новейшие классификации помещают семейство Вельвичиевых в маленький порядок Гнетовых, куда кроме него входят ещё два однородовых семейства не менее странных растений. Все они эволюционно очень далеки друг от друга, но самое обособленное положение в этой разношёрстной компании занимает именно вельвичия.

Сегодня она встречается только в специфических условиях пустыни Намиб, где её в 1859 году и обнаружил Фридрих Вельвич.

История открытия

Европейская наука узнала о вельвичии благодаря австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу (1806 – 1872), который с 1853 по 1861 год по заказу правительства Португалии исследовал флору и фауну Анголы (на тот момент – португальской колонии). За это время он собрал коллекцию образцов приблизительно пяти тысяч видов местных растений, из которых около тысячи были новыми для науки. Некоторые из них впоследствии назвали в его честь.

Главным открытием Вельвича, по-настоящему прославившим его имя, стало обнаружение вельвичии удивительной. Впервые он встретил её 3 сентября 1859 года около города Мосамедиш в юго-западной Анголе. По легенде, он был так поражён находкой, что опустился на колени и какое-то время просто смотрел на неё, боясь, как бы вельвичия не исчезла, оказавшись плодом его воображения.

О своей находке Вельвич написал сэру Уильяму Гукеру, директору Королевских ботанических садов Кью в Лондоне. Тот передал письмо своему сыну, члену Линнеевского общества Джозефу Долтону Гукеру, который и стал заниматься необычным новым видом.

В письме Вельвич дал краткое описание найденного им растения и предложил назвать его Tumboa по местному ангольскому наименованию (n’tumbo ).

Осенью 1861 года Уильям Гукер получил новую почту из далёкой Африки. На этот раз это была посылка от известного английского художника Томаса Бейнса (1820 – 1875), который тогда путешествовал по Дамараленду (району на северо-западе современной Намибии). В посылке был рисунок и плохо сохранившиеся шишки растения, которое Джозеф Долтон Гукер немедленно опознал как соответствующее находке Вельвича.

Поскольку сопроводительного письма к своей посылке Бейнс приложить не удосужился, Гукер поначалу не был уверен в том, кто же из его корреспондентов первым открыл новый вид. Поэтому он дал растению временное название Tumboa bainesii . Вскоре, впрочем, ситуация прояснилась, и он с согласия Вельвича поменял его на Welwitschia mirabilis . С 1863 года, когда Джозеф Долтон Гукер опубликовал первое научное описание вельвичии, это номенклатурное обозначение стало официальным.

Креативное выживание

Публикация Гукера быстро привлекла внимание ботаников. Вельвичия оказалась объектом пристального изучения, и исследователи выявили новые подробности её строения и образа жизни.

Выяснилось, что она – эндемик пустыни Намиб в юго-западной Африке, где произрастает на узкой полосе земли шириной около 150 и длиной в 1000 километров вдоль побережья Атлантического океана, начиная от реки Куйсеб в центральной Намибии и заканчивая рекой Бентьяба в южной Анголе.


Приоритет открытия вельвичии принадлежит австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, который обнаружил её в Анголе 3 октября 1859 года. Вторым был англичанин Томас Бейнс, встретивший это растение в высохшем русле реки Свакоп в Намибии в 1861 году.

Здешние природные условия очень суровы. Летом температура воздуха может превышать 45 °C, а поверхность земли нагреваться до 70 градусов. Зимой по ночам нередки минусовые температуры. Но главная проблема, с которой приходится иметь дело вельвичии – это недостаток воды.

Дожди в этих местах непредсказуемы и скудны. В среднем в регионе выпадает менее 100 мм осадков в год, а кое-где у побережья не набирается и 20. В некоторые годы дождей не бывает вообще. Рек тоже практически нет, а те, что есть – либо текут под землёй, либо образуются сезонно и пересыхают, не достигая океана.

Поразительно, но оказавшись в таких засушливых условиях, вельвичия не выработала способности накапливать воду про запас, как делают все «нормальные» пустынные растения. Она «выбрала» иную стратегию выживания, и за долгие миллионы лет эволюции научилась извлекать влагу буквально из воздуха.

Дело в том, что места произрастания вельвичии знамениты густыми туманами, которые образуются, когда охлаждённые холодным Бенгельским течением воздушные массы встречаются с горячим воздухом пустыни Намиб. В отличие от здешних крайне редких и нерегулярных дождей, они случаются около 300 дней в году, и, по оценкам учёных, добавляют к скудному годовому количеству местных осадков ещё около 50 мм воды.

Туманы окутывают пустынное побережье Намибии и Анголы приблизительно на 80 километров вглубь материка. В этой «полосе жизни» и растёт большинство экземпляров вельвичии, которая выживает только благодаря их регулярной влаге.

Воду туманов вельвичия извлекает в основном своими листьями. В отличие от большинства представителей флоры пустынь они у неё длинные, широкие и тонкие и больше похожи на те, которыми располагают растения тропиков и других влажных мест. На каждый квадратный сантиметр их поверхности приходится до 22 тысяч устьиц (пор), которые остаются открытыми во время туманов и дождей и впитывают их живительную воду. Именно это и позволяет вельвичии существовать в крайне засушливых условиях пустыни Намиб.


Женский экземпляр вельвичии крупным планом. Своими необычно большими для пустынных растений листьями вельвичия улавливает воду. В жаркие дни устьица на них закрываются, сокращая испарение влаги.

Помимо непосредственного поглощения воды, вельвичия использует свои крупные листья и ещё одним интересным способом. Роса, которая образуется на их поверхности во время туманов, стекает по ним на землю, благодаря чему растение как бы «поливает» собственные корни.

Корневая система вельвичии тоже устроена так, чтобы по максимуму извлекать всю доступную влагу. За сбор дождевой воды отвечает обширная сеть тонких впитывающих корней, которые простираются в верхнем слое почвы до 30 метров вокруг растения. Грунтовые же воды вбирает длинный стержневой корень, который у крупных экземпляров вельвичии может уходить на глубину до 8 метров.

Самые долгоживущие листья в мире

Не характерные для пустынь огромные размеры и наличие большого количества пор – не единственные уникальные особенности листьев вельвичии. Ещё более поразительно то, что их, несмотря на весь ворох зелёных и серо-бурых лент над взрослыми растениями, – всего две штуки, и вельвичия сохраняет их всю свою долгую жизнь. Они появляются вскоре после прорастания семени и затем, словно два конвейерных полотна, бесконечно выходят из растения наружу.

По достижении приблизительно двухметровой длины листья начинают разделяться на отдельные полосы, а их концы – растрёпываться и сворачиваться в кольца. Из-за этого взрослые вельвичии выглядят словно выброшенные на берег гигантские зелёные осьминоги.

Растут листья вельвичий со скоростью около 13,8 сантиметра в год и в среднем достигают 2 – 4 метров длины (из которых более половины – это отмершая ткань). У крупных старых экземпляров эти показатели могут быть значительно выше – до 6,2 метра длины и 1,8 метра ширины. Общий размах лежащих на земле листьев может достигать 8,7 метра.


Как листья, так и «цветоножки» мужских и женских растений растут у вельвичии из верхней кромки ствола.

Оба листа вельвичии растут из верхней кромки её прочного волокнистого неветвящегося ствола, который, как и всё у вельвичии, тоже необычен. Его верхушечная точка роста очень рано отмирает, из-за чего ствол с возрастом увеличивается в основном не вверх, а вширь, постепенно приобретая характерный вид вогнутого диска до метра в поперечнике.

Из-за такого уникального типа роста средняя высота вельвичий невелика и составляет всего около полуметра. Впрочем, бывают и исключения: крупнейший зарегистрированный экземпляр из кратера Мессум в Намибии имеет высоту 1,8 метра.

Поскольку вельвичии не образуют годовых колец, их точная продолжительность жизни неизвестна. Радиоуглеродное датирование показывает, что средний возраст представителей этого вида составляет 500 – 600 лет. Учитывая, что ствол у вельвичий растёт со скоростью всего около 1 мм в год, некоторые исследователи полагают, что её самые большие экземпляры могут быть старше 1500 лет, а в единичных случаях достигать даже двухтысячелетнего возраста.

Как бы то ни было, вельвичия всю жизнь отращивает одну-единственную пару листьев, которые поэтому являются самыми долгоживущими в мире растений.

Особенности размножения

Ещё одной странностью вельвичии является то, что это – голосеменное растение, а все присущие ей морфологические схожести с цветковыми видами мировой флоры возникли совершенно независимо от последних. Как показывает генетический анализ, порядок Гнетовых, куда входит вельвичия, развился из отдела Хвойных, и поэтому она, как ни удивительно, является родственником, например, современных сосен, кедров и елей.

Как и эти растения, для размножения вельвичия образует мужские и женские шишки (стробилы) на соответствующих особях (то есть, в отличие от большинства Хвойных, она двудомна).


Популяции вельвичии тяготеют к руслам пересыхающих и подземных рек. Но даже здесь, чтобы не конкурировать друг с другом за воду, они растут разобщённо, единичными экземплярами либо небольшими редкими группами. На переднем плане – молодая вельвичия с женскими шишками.

Производящие пыльцу мужские стробилы имеют характерный лососёвый цвет. Они достаточно мелкие и появляются группами по 2 – 3 штуки на концах ответвлений «цветоножек». Для привлечения насекомых мужские шишки вельвичии выделяют нектар с 50-процентным содержанием сахара. Женские шишки крупнее, окрашены в красновато-бурый цвет с сиреневым отливом и тоже образуются на концах ветвящихся репродуктивных отростков. Как и мужские, они производят капельки нектара.

Недавние исследования показали, что размер, большой вес и липкость не дают пыльце вельвичии эффективно распространяться по воздуху. С мужских особей на женские её переносят различные виды ос и других насекомых.

Семена в женских шишках созревают приблизительно через 9 месяцев после опыления. Одно женское растение может нести более 100 стробил и производить от 10 до 20 тысяч семян за раз. Семена имеют размеры 25 на 36 миллиметров и снабжены двумя крыловидными выростами, которые позволяют им разноситься ветром.

Большое количество семян необходимо вельвичии для гарантированного выживания вида. Согласно исследованиям, в природе только 0,1% от их числа даёт всходы. Остальные гибнут от грибковых инфекций, поедаются мелкими пустынными животными или просто теряют всхожесть, поскольку сохраняют жизнеспособность лишь считанные годы.

Прорастают семена вельвичии только после нескольких дождливых дней подряд. Из-за того, что это случается довольно редко, растения какой-либо одной группы часто имеют одинаковый возраст, так как все они появились из семян, взошедших в один и тот же удачный год.

Хозяйке на заметку

На первый взгляд вырастить на подоконнике такое экзотичное растение как вельвичия невозможно. Однако на деле это не намного сложнее, чем завести обычную герань.

Вельвичия легко разводится семенами, которые при желании нетрудно купить в Интернете. Высевают их в грубый стерильный грунт вроде крупного песка.

Прорастая, каждое семя выпускает две семядоли, постепенно отрастающие до длины 25 – 35 миллиметров и сохраняющиеся у растения около полутора лет. Вскоре после них появляются и листья. Спустя примерно четыре месяца они обгоняют семядоли в размере.


Крупное женское растение вельвичии с полностью созревшими и рассыпающимися шишками. Вокруг видны разбросанные ветром семена.

Наиболее сложный период в разведении вельвичии – первые восемь месяцев после появления всходов. В это время сеянцы подвержены грибковым заболеваниям, и их необходимо обрабатывать фунгицидами (взрослые вельвичии от болезней практически не страдают).

Другой важной особенностью растения является довольно нежный стержневой корень, который нельзя повреждать при пересадках. Он весьма длинный, поэтому вельвичии нужен высокий горшок.

Наконец, следует помнить, что, хоть вельвичия и является пустынным жителем, запасать воду она не умеет и поэтому её необходимо регулярно поливать (особенно в молодом возрасте).

Вопросы природоохраны

На сегодня численность вельвичии в дикой природе достаточно велика. Растение всё ещё обычно в регионах своего произрастания и находится вне угрозы непосредственного исчезновения. Тем не менее, по классификации Международного союза охраны природы вельвичия относится к близким к уязвимому положению видам, а её будущее исследователи оценивают как далеко не безоблачное.

Дело в том, что у вельвичии очень низкие темпы воспроизводства и роста, а ареал обитания хоть и широк, но охватывает лишь одну-единственную экологически ограниченную и уязвимую зону. Поэтому и в Намибии, и в Анголе вельвичия защищена системой национальных парков, а учёные постоянно отслеживают состояние её популяции.

Наибольшие опасения у специалистов вызывают грибковые поражения женских шишек и семян, уничтожающих до 80% потомства вельвичии. Из других угроз отмечены повреждения растений туристическими автобусами и внедорожниками, а также незаконный браконьерский сбор.

При этом, как ни парадоксально, в отношении наносимого человеком вреда в неблагополучной Анголе вельвичия защищена сравнительно надёжней, чем в спокойной и зажиточной Намибии. Дело в том, что после почти 30-летней гражданской войны там осталось много минных полей, которые отпугивают большинство потенциальных двуногих вредителей.


Молодое женское растение с ещё не разделившейся на отдельные ленты парой листьев.

Помимо антропогенных угроз, вельвичия страдает и от объедания дикими животными и домашним скотом. Ориксы, спрингбоки, горные зебры Хартмана и чёрные носороги в пору сильной засухи жуют её листья ради содержащейся в них воды, иногда обгладывая их до самого основания. К счастью, это обычно не смертельно для растения, и листья вскоре отрастают снова.

Вельвичия как объект экотуризма

В прежние времена немногочисленное аборигенное население пустыни Намиб употребляло вельвичию в пищу. В периоды голода представители местных кочевых народов собирали её женские шишки и ели их как в сыром, так и запечённом виде. Теперь это в прошлом, и сегодня основная «задача» этого уникального растения – привлекать экотуристов с их деньгами. В Намибии, например, туры «в пустыню к вельвичии» давно являются популярным туристическим продуктом.

Удобнее всего посмотреть на вельвичию в условиях дикой природы можно на так называемых Вельвичиевых равнинах в северной части огромного Национального парка «Намиб-Науклуфт». Они находятся примерно в 50 километрах к востоку от прибрежного намибского города Свакопмунда, откуда на равнины не трудно попасть, купив тур у многочисленных местных турагентств. Не запрещается, впрочем, ездить и самостоятельно. Для этого в Свакопмунде нужно арендовать внедорожник и приобрести входные билеты в Национальный парк. В комплекте с ними идёт карта с обозначенными достопримечательностями и кемпингами (для ночёвки в которых необходимо разрешение).

Специально для тех, кто приезжает в парк ради вельвичий, по равнинам проложен автомобильный маршрут Вельвичия-Драйв, поездка по которому занимает около 4 часов. Вдоль маршрута расставлены 13 пронумерованных каменных маяков, отмечающих его наиболее интересные места. У каждого из них можно остановиться и заняться исследованием местности. Номер 12 – это так называемая «Большая вельвичия» высотой в 1,4 метра и диаметром лежащих на земле листьев около 5 метров. По пути встречаются и другие вельвичии, обложенные каменными кругами для их лёгкого обнаружения.


В Национальном парке «Намиб-Науклуфт» вельвичии для удобства их распознавания часто обозначены каменными кругами.

Отправляясь в дорогу, следует запастись водой, едой и бензином, поскольку на Вельвичия-Драйв нет ни заправок, ни магазинов. Также необходимо помнить, что длинные и широкие листья вельвичий дают укрытие многим жителям пустыни, в том числе скорпионам и змеям. Поэтому нужно быть осторожным и стараться ничего не трогать.

Сегодня вельвичия выращивается во многих ботанических садах мира, и чтобы на неё посмотреть, ехать в Намибию не обязательно. Однако по достоинству оценить это уникальное растение можно лишь в его естественной среде обитания, к которой вельвичия так великолепно приспособлена. Поэтому, оказавшись в северной Намибии, нельзя не завести с ней знакомства. Она не только самый необычный представитель флоры этой страны, но и одно из наиболее причудливых растений всей планеты в целом.

Золотая клетка для раджпутских аристократок

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.


Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Культурный обмен

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.


Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Главный символ Джайпура

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.


«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Пожизненное заключение по-раджпутски

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.


Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Естественный кондиционер

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.


У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

Остатки римского театра-стадиона «Колизей», построенного в 72 — 80 годах нашей эры, то есть 1937 лет тому назад, для нас – древняя постройка, разрушенная землетрясением. Что же тогда говорить о египетских храмах возрастом 4000 — 5000 лет!

В нашем понимании храм – это религиозное культовое сооружение для посещения верующими. Даже мысленно трудно представить этот исторический период и то, как в нем трансформировалось понятие «храм». Древние египтяне утверждали, что это «дом бога». Разные словари приблизительно одинаково толкуют это слово: постройка для поклонения богу; здание особого назначения.

Сложно применить эти понятия к Древнему Египту, ведь любая религиозная структура с гробницами там именуется храмом. Многие такие сооружения одновременно были и административными центрами, и крепостями, защищавшими население от захватчиков. Храмы являлись собственниками земель, скота, принимали пожертвования и даже трофеи от сражений, материально поддерживали не только строителей и жрецов, но и всех жителей города.

Зодчество – вечная загадка древнейшей цивилизации

Многие туристы, посещающие такие храмовые комплексы, а также гробницы и пирамиды фараонов, кроме восхищения талантом древних, каждый по своему профилю подробнее интересуется сооружениями. Например, строитель прощупает руками кирпич или каменные блоки, расспросит египтян о способах их формовки или резки, а также подъема вплоть до вершины пирамиды.

Было несколько случаев доказательства искусственного происхождения блоков пирамид и кирпича храмов. Один российский химик отлил в форме кирпич, который без дополнительной обработки уже через несколько дней выдержал вес груженого «ЗИЛа». Он просчитал и время, которое тот кирпич сможет «прожить»: почти по-египетски.

Все же главная версия получения каменных блоков — из местного скального известняка. Он – вечный! А кирпич-сырец из глины не такой зодческий «долгожитель».

Другие туристы-гуманитарии срисовывают со стен древнейшую письменность – пиктограммы. Кстати, одна из них, обозначающая понятие «храм», выглядит как небольшой чертеж постройки. Третьи, художники, сфотографируют образцы орнаменталистики, ведь она, как вид художественного искусства, зародилась именно в Древнем Египте.
Рассмотрим древние постройки Египта с фото и вспомним названия храмов
В число сооружений, достойных восхищения, можно отнести такие храмы и дворцово-храмовые комплексы: Карнакский, Абу-Симбел, Луксор, Хатшепсут, Сети 1-й, Эдфу, Филе, Колоссы Мемнона.

Карнакский храм.

Даже по его руинам можно представить древнее величие. Ничто с ним не сравнилось бы. Он — наибольший античный религиозный храм в мире. Поскольку возводился почти полторы тысячи лет, то это общее достижение сотен поколений египетских зодчих и простых рабочих, в основном рабов, и, конечно же, фараонов Нового царства. В результате был возведен величественный по площади храмовый комплекс — 5000 квадратных метров, крыша его находилась на высоте почти девятиэтажного жилого современного дома и держалась на 134 массивных колоннах.

И получился расширенный храмовый комплекс. На его территории были три основных египетских храма, а также меньших размеров закрытые и несколько внешних храмов.

Комплекс, вернее, то, что от него осталось, можно посетить в городе Луксоре, чуточку севернее от него. Там увидите схему первоначальных чертежей и рядом озеро.

Храм Абу-Симбел.

Главная религиозная достопримечательность Египта. При фараоне Рамзесе Втором развили строительство храмов в известняковых скалах. Этот природный камень годится для вырезания больших пространств. Ему не нужны подпорки. Лучшей из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с четырьмя двадцатиметровыми статуями фараона (сидячий) с двух сторон входа в большую храмовую гору. Правда, от одного, слева у входа, осталась только часть туловища. На входе в малую гору вытесаны шесть стоячих фигур.

На установленном рядом макете прежнего «двойника» и нынешнего видны различия: там сплошная гора, а здесь — два рядом расположенных холма храмового комплекса. Прежние трещины в песчанике убрали с помощью современных средств.

Первоначально храмы вырезали в середине тринадцатого столетия, но уже ощущается снижение качества искусства оформления гробниц. Большой храм освящал Рамзеса Второго и трех богов. Вход в храм так сориентирован в пространстве, что лучи солнца проникают в анфиладу из двух залов и святилища, фокусируясь на статуях Рамзеса, богов Амона и Ра.

Статуи внутри храма Абу-Симбела, дважды в год освещаемые солнцем

Дважды в год лучи уходили еще дальше в глубину и снова высвечивали Рамзеса и двух богов. Третий – бог подземного царства Птаха всегда оставался в темноте. Гигантские статуи видны с акватории Нила, где проплывали корабли тогда и сейчас. Интерьер скального комплекса украшен росписями и резным способом на тему жизни фараона.

Меньший храм – в честь богини Хатор. Внутри — простота и скромность. А снаружи опять не обошлось без статуй Рамзеса.

В городе Луксоре, который построен на бывшем полисе Фивы, действовал храм, прославлявший известных древнеегипетских богов — Мута и Чонса. Оказывается, что современные фестивали пришли к нам из очень далекой древности. В Фивах они проходили ежегодно. В это время статуи богов «путешествовали» по храмовому комплексу в огромном окружении знати, служащих действующего фараона.

В Лусор многочисленные туристы со всего мира едут для прогулок по роскошной единственной египетской реке и для знакомства с древностями по обоим берегам удивительной реки, укрощенной электростанцией.

Это пантеон «Находящейся впереди благородных дам», — таково значение имени женщины-фараона. Захватив власть у фараона Тутмоса, властно правила Египтом. Считала себя женой царя и супругой бога Амона. Кое в чем ее сравнивают с еще одной женщиной-фараоном чужестранкой (македонка, ее привез Александр Македонский) Клеопатрой 7-й.

До Хатшепсут и до завоевания Египта Александром Македонским здесь правили еще четыре женщины. История свидетельствует, что цари-женщины становились у руля государства в самые критические моменты его существования.

Египет - одна из тех стран, посещение которых позволяет увидеть воочию красоту древнего мира, сохраненную в великолепных произведениях архитектуры.

Древний Египет - начало зарождения современной цивилизации

Он относится к первым государствам, появившимся в мире в далеком прошлом (их было несколько - тех, сведения о которых сохранились до наших лет). Возникли они на территории Древнего Востока благодаря существовавшим там хорошим условиям для жизни (климат, наличие водоемов) в начале III тыс. до н. э. К ним относятся Двуречье, Египет, Индия и Китай.

Древний Египет (кратко рассмотрим историю этой страны) располагался в долине реки Нил. Только по его берегам и в пустынных оазисах была возможна жизнь. Всю остальную территорию древнего государства занимала пустыня. Она представала большую опасность для египтян - наступающие пески, с которыми приходилось бороться круглый год и отвоевывать земли, годные для посевов, иссушающий ветер, терзающий страну в апреле и мае... Но одновременно пустыня несла и благо: она способствовала формированию в долине реки влажного и умеренного климата, необходимого для успешного земледелия, и была естественной преградой от нападений со стороны других стран. Здесь, по берегам Нила, покрытого плодородным черноземом, и возникла великая цивилизация Египта, прекрасными произведениями искусства и величественными архитектурными сооружениями которой современный человек может любоваться и сейчас.

Великие правители - воплощение богов на земле

Они - избранники богов, посредники между небом и землей, непоколебимый центр страны. насчитывает более четырех тысяч лет, и все эти долгие века он был единым целым - государством, в котором время словно застыло.

Значение фараона выражалось в том, что с приходом к власти царя для страны начиналась новая эра и новый отсчет времени. Правитель, земное воплощение бога Хора (Гора), должен был ревностно следить за своим главным богатством, порученным ему богами - Египтом. Он искоренял насилие и зло, устанавливал справедливость, порядок и согласие.

Одной из главных обязанностей фараона было строительство домов для великих богов. Древние храмы Египта, построенные в огромном количестве, прославляли Осириса, Изиду, Ра и других божеств. Сам фараон являлся одновременно и верховным жрецом, который проводил религиозные обряды и церемонии. Считалось, что боги могут услышать только его. Поэтому древние храмы имели большое значение в жизни египтян.

Искусство

Время сохранило для нас лишь малую толику произведений искусства древних египтян. Огромное количество драгоценных предметов хоронили вместе с фараонами в пирамидах, но все найденные на сегодня усыпальницы царей были разграблены тысячелетия назад. Только открытие дало миру представление о великом мастерстве древних художников, гончаров и ювелиров.

Есть и то, с чем не смогло справиться даже время. Это древние храмы Египта и пирамиды. Конечно, прошедшие тысячелетия сильно сказались на их сохранности, и некоторые из архитектурных сооружений бесследно исчезли. Но и сохранившиеся древние храмы могут дать представление о жизни египтян и их религии. Благодаря тому, что стены сооружений покрывались фресками со сценами, прославляющими фараонов, и надписями, рассказывающими об их деяниях, мы теперь многое знаем о том времени.

Архитектура

Величественные Египта и монументальные пирамиды - основной образец зодчества строителей прошлого. Считается, что в этой стране началась история архитектуры. Из-за отсутствия лесов строительными материалами здесь были известняк, песчаник, гранит и кирпич-сырец. Камень шел на сооружение пирамид и храмовых комплексов, из кирпича возводили дворцы и крепости.

Особенность египетской архитектуры заключалась в том, что каменную кладку делали без использования сцепляющих растворов. Изнутри и снаружи стены храмов и колонн были украшены фресками, фигурками и надписями. Все они являлись символичными.

Увидеть труд древних зодчих можно воочию или на фото Египта. Храмы и пирамиды даже на изображениях поражают своей монументальностью, строгостью линий и величественным спокойствием.

Как возводились древние архитектурные сооружения

Пирамиды - одна из загадок истории, которую современный человек до сих пор не может решить. Собственно, все, что связано с ними - одна большая головоломка. Ученые до сих пор не уверены, что строились пирамиды как погребальные комплексы фараонов. Как именно они возводились, учитывая отсутствие какой-либо технологии обработки и доставки гигантских каменных блоков, - еще одна

О строительстве храмов известно намного больше. Их было три вида: скальные, полускальные и наземные. Последние возводились по определенному типу. Это были прямоугольники, окруженные высокими стенами. От Нила к храму обычно вела дорога, которую по обеим сторонам украшали статуи сфинксов. Сооружения не представляли собой законченную композицию, они возводились по принципу формосложения - здания пристраивались друг за другом.

Скальные храмы имели наружный фасад, все остальные помещения вырубались в горной породе. Полускальные комплексы частично строились на поверхности, а частично - в скалах.

Обязательным элементом храмов были колонны. В зале Карнакского храма их 134. Часто они изображали связки тростника.

Древние храмы Египта не имели окон. Они освещались за счет небольших проемов под самой кровлей.

Обязательной была облицовка стен храмового комплекса или обмазка с росписью красками.

Великая женщина-фараон и ее святилище

Одно из красивейших строений Египта - храм Хатшепсут - было возведено для великой правительницы, руководившей страной в эпоху Нового царства.

В истории этого древнего государства было всего несколько случаев, когда власть переходила в женские руки, и происходило это в кризисные моменты. Хатшепсут, чистокровная царица, дочь Тутмоса I, была верховной жрицей Амона, что в немалой степени помогло ей получить бразды правления Египтом. Она стала женой своего брата Тутмоса II и после смерти мужа от болезни руководила страной.

Царица известна как фараон-строитель. Во время ее правления (за 22 года) было возведено много храмов, обелисков, святилищ, восстановлены разрушенные завоевателями-гиксосами памятники.

Заупокойный храм Хатшепсут располагается на западе от Фив и относится к полускальному типу. В древности он носил название «Джесер Джесеру» - «Священнейший из священных», а именовать его в честь царицы Хатшепсут стали намного позже.

Строителем этого великолепного архитектурного комплекса был зодчий Сенмут, которому впоследствии великая женщина-фараон доверила воспитание своей дочери Нефруры. Храм построили в рекордно короткие сроки - за 9 лет. Он вырублен в скалах и кажется их естественным продолжением. Состоит из трех огромных террас, располагающихся одна над другой. Каждая имеет открытый двор и святилище. В древности дорога к первой террасе была обсажена мирровыми деревьями, специально завезенными для этого в Египет. Согласно традиции, дорогу украшали и ярко раскрашенные сфинксы.

Первозданная красота храма Хатшепсут утеряна. Он пострадал от времени и землетрясений. Но и сейчас великолепный памятник древности поражает своей строгостью линий и величием.

Древняя красота Луксора

Не только монументальностью и величием знаменитых пирамид может поразить Египет. Карнакский храм, посвященный богу Амону-Ра, является самым крупным архитектурным комплексом страны.

Расположен он на правом берегу Нила в небольшом селении Карнак в трех километрах от другого известного храма - Луксорского. С ним его соединяет длинная аллея, украшенная статуями сфинксов. В древности он назывался Ипет-Исут. Строился гигантский храмовый комплекс более тысячи лет.

Святилище возведено в честь но также включает храмы других египетских божеств - Хонсу, Птаха, Монту, Мут. Здесь находятся капеллы, многочисленные обелиски, статуи фараонов и священное озеро.

Центр Карнакского храма и его гордость - Большой колонный зал. Он был построен во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. В нем находятся 134 колонны, расположенные в 16 рядов. Самые большие из них имеют высоту 8-этажного дома.

Размеры храмового комплекса огромны. В нем располагаются более 30 храмов. Большая часть территории закрыта для туристов, поскольку здесь не прекращаются археологические раскопки и восстановление памятников древности. В настоящее время буквально по кусочкам воссоздается аллея сфинксов.

Святое место христианского мира на земле фараонов

Страна многих религий - так можно с полной уверенностью охарактеризовать Египет. Храм Екатерины - одна из почитаемых святынь христианского мира - находится на его территории. Строение существует уже 1600 лет. Храм был основан в IV столетии и укреплен по приказу византийского императора Юстиниана I в VI веке.

Храм Святой Екатерины в Египте построен у подножия где, по библейским преданиям, Моисей получил от бога, явившегося ему в пламени неопалимого куста, десять заповедей. Он назван по имени христианской просветительницы Екатерины, жившей в III веке, замученной и казненной за отказ от отречения от веры в Христа.

Храм Екатерины - это целый городок, включающий монастырь, храм и сотни других построек.

Абу-Симбел

На территории Египта можно увидеть множество великолепных храмов. Один из них интересен тем, что высечен в скале, и только фасад находится снаружи. Точнее, это два святилища семейной пары: фараона Рамсеса II и царицы Нефертари. Еще одно их предназначение - определять южную границу государства. Святилища знамениты своими гигантскими скульптурами, изображающих фараона и его жену.

Заключение

В древности египетские храмы были важной составляющей религиозной жизни великой страны. В наши дни их ценность состоит в том культурном наследии, которое они представляют. Памятники архитектуры дают возможность современному человеку прикоснуться к глубокой древности и позволяют узнать больше об истории Древнего Египта.

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм.

Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны - жилища, с другой - гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов - глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

ХРАМ

План. - Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) - наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним - зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N- обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

Рисунок 42 воспроизводит один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

Святилище. - Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ - ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43 ). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

Гипостилъный зал. - Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45 ) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44 ), благодаря чему свет проникал в промежутки между двумя уровнями плафона. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса . В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Примечание:

Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

Рис. 44

Рис. 45

Рис. 46

В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

Позднее этот конструктивный прием начинает преобладать, и ко времени развития отношений между Египтом и греческим миром фасад наоса в виде колоннады становится обычным и переходит из Египта в Грецию (рисунок 46 ).

Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д.

Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.

Передний двор и пилон. - Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47 ) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48 .

Примечание: Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

По бокам дверного портала высятся обелиски - коммеморативные стелы с именами основателя.

Примечание: Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I-20 м и т. д.

Наконец двойной ряд овнов и сфинксов завершают грандиозную композицию.

Примечание: Самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292-1225 гг.).

Последовательное расширение плана храмов. - Египетский храм никогда не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. При таком постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором - еще один двор, позднейшей постройки.

На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой.

План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями.

М - первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

Перед этим незаконченным залом помещается двор R, неправильная четырехугольная форма которого обусловливается близостью нильского русла. Дальше - второй пилон S, два обелиска и аллея овнов. Последний двор построен Рамсесом II.

Рисунок 50 представляет перспективный план Карнака . Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К . Карнак - в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих предшественников и заменять их своими именами.

Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем - еще более великолепный, третий пилон С.

Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

Аменхотеп III пристроил к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

Перед этим гипостильным залом расположен еще один передний двор G. Этот двор и замыкающий его пилон были последними по времени постройками Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними - храм К. план которого приводится на рисунке 42 .

Чтобы получить полное представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум , построенный Рамсесом II, Мединет-Абу - постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех, который был основан в глубокой древности, но от которого до нас дошла лишь архитектура эпохи Птолемеев и римского владычества. Все эти храмы создавались таким же образом, как и Карнакский.

Другие типы храмов. - Подобный способ расширения храмовых построек был возможен только на плоской равнине и не всегда был осуществим на всем протяжении узкой долины реки Нила. В Эфиопии храмы Ибсамбула, Бэт-эль-Уали, Герф-Госсейн вырублены в склонах скал. Рисунок 52 представляет план и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле с колоссами, высеченными в массиве скалы.

В Абидосе храм Сети I (рисунок 53, А ) развертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы.

План Дейр-эль-Бахри В занимает промежуточное положение между абидосским и ибсамбульским, а именно - одна часть его расположена снаружи, и другая внутри скал.

В Дейр-эль-Бахри следует отметить еще одну особенность: этот храм расположен на поднимающихся уступами террасах. По-видимому, это единственный из египетских храмов, в котором сохранились в одном из дворов следы жертвенника. Храм этот относится к эпохе первых сношений Египта с Месопотамией, и возникает предположение, не был ли он построен под влиянием зиккурат. Так или иначе, Дейр-эль-Бахри выпадает из обычного типа египетских храмов.

Примечание: Полупещерныи храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, представляя собой иной архитектурный тип по сравнению, например, с большими храмами в Луксоре и Карнаке, имеет, однако, с ними и некоторые аналогии. Насколько представляется возможным реконструировать храм Ментухотепов Среднего царства, надо признать здесь ряд сходных, черт с упомянутым храмом Нового царства.

Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех - храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма (рисунок 54 ), представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Постройки, связанные с храмом. - К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, - склады для жертвоприношений и податей, уплачиваемых натурой. Целый квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

По материалам выставки «Священное искусство Древнего Египта». КЦ «Новый Акрополь», 2003 г.


Египетский храм — священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Он отделялся от окружающего «несвященного» пространства для защиты и сохранения священного места и проявлялся как в самой структуре храма, так и в этапах его строительства.

Строительство храма начинается со святилища, символизирующего первозданный холм, который поднимается из вод праматерии. Эти изначальные воды часто обозначали основание фундамента храма.

Потолок святилища и других закрытых частей храма является символом неба, представленного звездами, зодиакальными рельефами и изображениями священных птиц.

Колонны храма олицетворяют жизнь, развитие и трансформацию, отраженную в образах цветов с раскрытыми и закрытыми бутонами-капителями.

Стены храма, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира, увенчаны карнизом в виде согнутых стеблей тростника и папируса. Это еще один аспект защиты, напоминающий о зарослях, где богиня Исида укрывала от опасностей младенца Хора.

Пилоны и врата храма, по мнению исследователя Р. Уилкинсона, изображают две горы горизонта, между которыми поднимается солнце, представленное рельефом с крыльями.

Ян Ассман ссылается на тексты Нового царства, в которых утверждается, что храм есть «образ небесного горизонта», место, где земля соприкасается с небом.

Древнеегипетский храм представляет собой модель пути, где каждая часть отражала определенный этап подготовки человека к встречи с Божественным. Этому активно способствовали средства изобразительно искусства и архитектуры, которые были не только выражением эстетических идей, но и имели глубокий философско-мистический смысл.

В Фивах, как и во всем Египте, эти семь принципов были представлены и в основных характеристиках храмов. И поскольку храмы были одновременно пристанищами богов, а также людей, которые хотели вновь стать богами, планы этих сооружений были сходными. Внешние части храмов служили иным целям: они были местом, где собирались верующие, принимающие участие в обрядах; степень их участия зависела от отмечавшегося праздника.

Мы не можем на примере какого-либо одного храма объяснить символику его частей, ибо многочисленные перестройки и ремонты, которым подверглись за тысячелетия эти грандиозные сооружения, могут внести сумятицу. Поэтому в качестве примера возьмем фиванский тип храма в его упрощенном варианте, который соответствует сущности и характеру первоначального проекта.

Являясь образом Вселенной и человека, египетский храм имел семь основных частей:

Дорога, ведущая к храму, — аллея, вдоль которой иногда стояли сфинксы, иногда солнечные бараны или просто каменные глыбы. Они олицетворяли физическое начало, показывая своим постоянством и сосредоточенностью, каким должен быть путь, ведущий к храму.

Один или несколько пилонов. Они представляли двери, которые одновременно соединяют и разъединяют человеческий мир и мир божественного; это подступы к Священному.

Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны сцены из жизни, со всеми ее переживаниями, с победами и поражениями.

Гипостильный зал, обычно небольшой и уединенный. Здесь игра света и тени отражала двойственность человеческого сознания и переход от внешнего к внутреннему. Зал заканчивался стеной с маленькой дверкой. За ней начинался Мир Таинств.

Зал Ладьи, где хранилась ритуальная ладья. Она переносила в другое измерение, и поэтому в зале больше нет великолепия проявленной жизни. Часто ладья была прикрыта полупрозрачным покрывалом, а вокруг нее курились фимиам и благовонные смолы, создавая ощущение изменчивых вод.

Святилище, инициатическая крипта. Здесь находилась статуя божества. Это священное место, где высшими жрецами храма совершались тайные обряды, давались обеты служения Богу.

Отверстия в потолке, обычно выполненные в форме воронки и расположенные в особом порядке, позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных богов или определенные участки пола, освещая скрытые знаки на полу.

Эта основная схема дополнялась различными часовенками и маленкими храмами. Существовали также подземные лабиринты и другие небольшие храмы, расположенные на террасах основного храма. Картину дополняли священные озера, сады и обелиски, вершины которых были покрыты электрумом (неизвестный сейчас сплав серебра и золота).

Заслуживают особого упоминания библиотеки, находившиеся в храмах и прилегающих сооружениях. Там не только записывались исторические факты, но тщательнейшим образом фиксировались все природные феномены. На стенах и потолках храмов содержится огромное количество астрономических, магических, теологических и других сведений.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии