Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Болонская система высшего образования и ее особенности. Что такое Болонская система? Внедрение Болонского процесса в России

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования , в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?


Болонский процесс - организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

2.1. бакалавриат,

2.2. магистратура,

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

  • компетентность - это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это - необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия "компетенция":

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.


Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России ? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?


Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов "с руками отрывали" в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.

А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования .

Предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

С 2003 года, когда в России была принята Болонская система образования , в нашем обществе не утихает дискуссия: насколько эффективным Болонский процесс может быть в условиях российской действительности и нужен ли он вообще? Тем более, что все прекрасно понимают, действующая у нас система образования не отвечает современным требованиям, а потому нуждается в реформах. Только вот мало кто понимает, как эти реформы должны выглядеть и подходит ли нам опыт европейских стран и, в частности, Болонская система.

Чтобы прояснить этот вопрос, предлагаем вам ознакомиться с особенностями Болонского процесса и теми результатами его внедрения в российскую систему образования, которые уже видны на сегодняшний день. А для начала, выясним, что же такое Болонский процесс и какие цели преследовали при его создании.

Что такое Болонский процесс?


Болонский процесс - организация единого образовательного пространства с целью создания конкурентоспособного образования по отношению к образовательным системам Австралии, Северной Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов, куда происходит отток учащихся их европейских стран. Основные принципы этой системы:

1. Дипломы, признаваемые во всех странах, участниках Болонской системы.

2. Система высшего образования, состоящая из трех уровней:

2.1. бакалавриат,

2.2. магистратура,

3. Система перевода и накопления учебных часов (например, можно поступить в ВУЗ Санкт-Петербурга, прослушать определенное количество часов, затем съездить в Польшу, и там прослушать некоторое количество часов, которые будут учтены по основному месту обучения. В общем, можно не просто учиться, но при этом и путешествовать, если у вас, конечно же, есть деньги).

При этом, Болонская система ориентируется на получение молодым человеком определенного набора компетенций, востребованных в современных реалиях (то есть, ориентированных на реальный рынок труда). Американскими психологами было выяснено, что ни опыт работы, ни диплом выпускника престижного ВУЗа не гарантируют качества выполняемой работы. Определить это могут только компетенции человека. Подчеркнем, что не стоит путать компетенции с компетентностью.

  • компетентность - это способность достигать определенных результатов работы
  • компетенция это - необходимые знания, навыки и стандарты поведения, позволяющие достигать высоких результатов в работе.

На сегодняшний день существуют разные варианты описания понятия "компетенция":

  • американский подход – описание поведения сотрудника
  • европейский подход – описание рабочих задач или результатов работы
  • Россия (и СНГ) – индивидуальные способности, личностные качества и профессиональные навыки, необходимые для выполнения какой-либо работы.

Отметим, что такие сложные исследования компетенций были выполнены для того, чтобы добиться высочайшего качества образования и наибольшей прибыльности для различного рода коммерческих компаний: рекламных, производственных, торгующих БАДами и т.д.


Вот такая занимательная штука эти компетенции. А самое главное: компетенции и сами по себе превращаются в товар и их можно продавать. Например, до недавнего времени были востребованы экономисты и юристы, а сегодня их востребованность упала, и у молодых людей возникла необходимость в приобретении других компетенций. Хочешь получить новые компетенции? Не вопрос, плати и приобретай новые знания и навыки!

Важно понимать, что бакалавриат не дает широкого кругозора. Он дает лишь определенный набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо одну функцию. Таким образом, если полученная на бакалавриате компетенция перестает быть востребованной, то и функционер тоже уже не пригодится. Более широкий объем знаний, благодаря которому можно охватить больше направлений в рамках одной сферы деятельности, предлагают получить на магистратуре. Докторантура призвана подготовить специалиста, ориентированного на фундаментальность и творчество, способного реализовать себя в научной деятельности. К сожалению, до докторантуры мы, похоже, еще не доросли. Поэтому эта форма подготовки не пользуется популярностью у молодых людей.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что дала Болонская система России ? Первые результаты, увы, не радуют. И в школах, и в высших учебных заведениях специалисты отмечают снижение качества образования. Во многом это объясняется тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского союза в качестве инструмента усиления евроинтеграции. А поскольку Россия пока еще не является членом ЕС, на территории нашей страны она малоэффективна.

В частности, болонское соглашение предполагает сокращение обучения в ВУЗах с пяти до четырех лет. А если учесть, что в школах у нас учатся 11 лет, вместо европейских 12-ти, наши студенты теряют, как минимум, 1 год образовательного процесса, что в рамках образования является практически невосполнимой потерей.

Не стоит забывать, что Болонский процесс построен на основе системы накопления баллов. Каждый ВУЗ имеет основную базу, за которую обучающиеся получают баллы (или оценки). Недостающие баллы студенты могут набрать, основываясь на своих предпочтениях и желаниях. И чтобы получить необходимое количество баллов для допуска к зачету или экзамену, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, выбирая максимально легкие (и подчас совершенно не нужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?


Со школой все ясно – эффективность обучения оценивается по результатам ЕГЭ, хотя сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров и в средней, и в высшей школе.

Что касается высшего образования, то тут не все так однозначно. На сегодняшний день существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

При этом под оценкой качества понимается:

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит обратить внимание на оценку профессиональными экспертами, которая наиболее активно используется в Америке. Выглядит это следующим образом: ассоциации например, юристов или медиков (общественные организации), оценивают программы профильных ВУЗов. Делают это они весьма строгo, так как кровно заинтересованы в повышении престижа своей профессии.

Для справки, в настоящее время на рынке образования лидируют учебные заведения США. Это определяется двумя достаточно важными факторами:

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в СССР была создана самая лучшая система образования. Конечно, ее никто не включал ни в какие рейтинговые списки Америки или Европы, но и без этого выпускников советских ВУЗов "с руками отрывали" в зарубежных компаниях. Даже сейчас, благодаря наследию образовательной системы СССР, российские ВУЗы и школы остаются еще на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники ведущих ВУЗов России востребованы за рубежом. А все потому, что их отличает широкий кругозор, а не определенный набор компетенций, а также умение применять полученные знания на практике и нести ответственность за социальные последствия любых инженерных решений.

По хорошему счету, нашей стране нужно было бы не копировать чуждую для российского менталитета систему образования, а дополнить хорошо зарекомендовавшую себя образовательную систему СССР подходящими для российской действительности компонентами Болонского процесса. Например, российской системе образования явно не хватает:

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.

А вот в дальнейшем можно было бы постепенно внедрять и другие положения европейской системы образования .

Коротко о болонском процессе

Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом образовательном рынке.

Для обеспечения гармонизации системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ Владимира Михайловича Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса.

Основные принципы болонского процесса

Болонский процесс - движение, целью которого является создание единого образовательного пространства. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования. Предложения, рассматриваемые в рамках Болонского процесса, сводятся к следующему:

· введение двухуровневого обучения;

· введение кредитной системы;

· контроль качества образования;

· расширение мобильности;

· обеспечение трудоустройства выпускников;

· обеспечение привлекательности европейской системы образования.

Во всех развитых странах наблюдаются сходные тенденции в высшем образовании, поэтому часть назревших изменений в России объективно совпадает с рекомендациями Болонской Декларации. Проблемы, стимулирующие Болонский процесс, во многом характерны и для России. Очевидно также, что самоизоляция от мирового образовательного пространства может иметь отрицательные последствия для любой национальной образовательной системы. В связи с этим следует объединять усилия по развитию образования, сохраняя при этом национальные достижения и традиции. Это позволит сделать российское высшее образование более конкурентоспособным. Необходимо развивать международную интеграцию, сохраняя все лучшее из собственного опыта.

Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке – это сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Это создает принципиальную проблему подготовки специалистов современного уровня в регионах. Низкий уровень мобильности, связанный с низким уровнем доходов населения, противоречит одному из ключевых направлений развития, обозначенных в Болонской Декларации.

В связи с новыми экономическими условиями в России прекратилось приоритетное финансирование вузов.

Участие в Болонском процессе не означает унификации систем высшего образования. Оно обозначает стремление к сопоставимости систем образования, к тому, чтобы сделать более динамичным и отвечающим потребностям времени и рынок труда, и систему высшего образования.

Среди задач Болонского процесса основной для России считается переход на двухуровневую систему. Введение двухуровневой системы предусматривает:

§ первую ступень - бакалавр (не менее трех лет);

§ вторую ступень - магистр (два года).

Первая ступень заключается в том, что обучение должно быть продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первой ступени, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня.

Вторая ступень должна вести к получению степени магистра и/ или степени доктора (Ph.D), как это принято во многих европейских странах.

С введением двухступенчатой системы возникает искусственное различие в параллельных программах. Поэтому в процессе адаптации повсеместно реализовывалась своеобразная эклектичная система со следующими особенностями:

§ одинаковая подготовка на первых четырех курсах и по специальности, и по направлению;

§ почти все выпускники-бакалавры поступают на пятый курс;

§ в магистратуру поступают как бакалавры, так и дипломированные специалисты (на второй курс), то есть выпускники формально того же уровня, что и магистры.

Эта трехуровневая система оказалась гибкой, так как сохраняет традиционные элементы (5 лет) и обеспечивает стыковку с европейской системой (бакалавры - магистры).

Нельзя допустить, чтобы переход на бакалавриат означал высшее образование для бедных в три года. Россия не должна отказываться от принципа фундаментальности нашего образования, который выгодно отличает нашу систему образования. В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета нашей системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наше фундаментальное образование, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, рассмотреть возможности интенсификации и оптимизации учебного процесса.

Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко сокрушаются критики Болонской системы в России. Те бакалавры, что пожелают или в силу объективных причин будут вынуждены остановиться на этом уровне, сделают это по сугубо прагматическим соображениям. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше, на магистра, российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение.

Сопоставление образовательных программ осуществляется при помощи кредитной системы, которая уже давно применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное, - сопоставимыми учебные программы, что позволяет повышать академическую мобильность студентов. Кредиты - важная составляющая общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. В соответствии с этим принципом для каждой учебной дисциплины в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии эксперты определяют кредитный балл, оценку. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" кредиты, общая сумма которых позволяет ему получить степень бакалавра или магистра.

Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы в разных вузах, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая семинары, лекции, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. В европейской системе перезачета кредитов 60 кредитов по объему нагрузки представляют один академический год, 30 - семестр, 20 - триместр. Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием содержания, требований к подготовке, системы оценки, методики обучения, кафедр, ведущих подготовку. Информация должна включать также полный план по данному уровню подготовки и сведения об административных процедурах для регистрации на программу.

Достижению большей совместимости и сравнимости систем высшего образования способствует и принятие системы понятных и сопоставимых степеней. В настоящее время существуют значительные расхождения в системах научных степеней. В Европе их три, в России четыре: бакалавр, магистр, кандидат и доктор.

Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе может позволить добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Если говорить о развитии российской системы высшего образования в контексте Болоньи, стоит попытаться выделить те потенциальные выгоды, которые присутствуют в нём для России.

1. Благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной общеевропейской системы образования.

2. В России действительно достаточно эффективная и вполне конкурентоспособная система высшего образования. Если российская система образования подтвердит свой статус конкурентоспособной, способной быть открытой для программ обучения зарубежных студентов и преподавателей, то ее выгода и влияние на международное образование будет расти. Если же выявятся недостатки, надо будет без промедления осуществлять действительно необходимые реформы в сфере образования.

3. В рамках Болонского процесса появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра. Как прогнозируют европейцы, в ходе болонских реформ роль университетов в обществе возрастёт.

4. В русле ожидаемого роста конкурентоспособности европейского высшего образования возрастёт конкурентоспособность и российской высшей школы. В силу европейского признания российское высшее образование станет более привлекательным для иностранных студентов. Россия получит дополнительный шанс побеждать конкурентов в борьбе за иностранных студентов. Наряду с европейскими университетами российские вузы смогут "привлекать таланты со всего мира".

5. Болонский процесс поможет российской педагогической общественности по-новому определить роль и место министерства образования в системе высшего образования, перенять опыт европейских вузов, которые взаимодействуют со своими министерствами образования, сохраняя вузовскую автономию и соблюдая разумную подотчётность государственным структурам. Он будет способствовать утверждению новых форм аттестации: помимо нередко формальной государственной станет применяться ещё и корпоративная, гораздо более взыскательная, обеспечивающая признание успешности работы конкретного вуза со стороны профессионального сообщества.

6. Естественным образом продолжит эволюционировать содержание высшего образования. В едином европейском пространстве высшего образования появится возможность определить общие для европейских стран, в том числе и для России, требования к квалификациям, создать общеевропейские предметные объединения вузов (сети вузов по направлениям подготовки), адаптировать учебные планы к требованиям современного общества.

7. По мнению авторов Болонского процесса, европейские студенты должны получать такие квалификации, которые дадут им возможность эффективно учиться дальше (после бакалавриата в магистратуре и потом в докторантуре) и работать по всей Европе. Болонский процесс позволит на основе мягкого консенсуса "найти общий знаменатель европейского образования". Вместе с другими странами-участниками Россия станет разрабатывать сопоставимые квалификации по направлениям подготовки для всей Европы.

8. Престижность высшего образования в стране будет расти, в частности, под влиянием возможности найти высокооплачиваемую работу в Европе по специальности – у молодёжи появится дополнительный стимул для обучения в вузе. К тому же во время обучения в вузах Европы по программам мобильности российские студенты смогут воочию познакомиться с реальными условиями жизни и работы на Западе, что в большей степени позволит им избежать ошибок, принимая решение о поиске работы за рубежом.

9. Заметно увеличатся масштабы и поднимется качество владения российскими студентами и преподавателями иностранными языками. Пребывание представителей российских вузов в языковой среде в ходе реализации программ академической мобильности, часто среди носителей языка, сделает их лингвистические навыки гораздо более прагматичными. Это, несомненно, в конечном счёте, окажет влияние и на методические системы преподавания иностранных языков в России, до сих пор, пусть и в имплицитной форме, испытывающие на себе влияние последствий семидесятилетней жизни за железным занавесом. Студенты напрямую получат доступ к самому актуальному лексико-грамматическому пласту изучаемых иностранных языков.

10. Несомненной выгодой от Болонского процесса станет пропаганда российской культуры - значительно большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

11. Возрастёт общий культурный уровень страны. Академическая мобильность значительно увеличит возможности российских студентов, преподавателей и администраторов вузов по ознакомлению с культурными ценностями европейских стран. Во время пребывания за рубежом российские студенты познакомятся с национально-культурными особенностями, памятниками культуры.

12. Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. Благодаря Болонскому процессу университеты России вместе с университетами других европейских стран смогут участвовать "в обогащении понятия европейской гражданственности", исходить из общих европейских ценностей, развивать культурное измерение Европы. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение. Будут подрываться идейные основы межнациональной розни, агрессивности на национальной почве.

Начиная с 2003 года, после присоединения России к Болонскому соглашению, в России повсеместно и интенсивно вводится образования. Стремясь подогнать высшее образование в России под европейские стандарты, министерство образования вводит в вузы двухступенчатую систему преподавания: первая ступень - бакалавриат, вторая - магистратура. Главными аргументами министерства образования было то, что российские студенты будут получать знания европейского уровня, а так же с введением общих правил образования получат возможность поступать в магистратуру и продолжать обучение в странах Евросоюза.

У этого нововведения есть свои плюсы и минусы. Болонская имеет много противников как среди студентов, так и среди преподавателей и ректоров вузов. Некоторые из них высказывают мысль о том, что Россия будет готовить для Запада лаборантов. Но самым большим минусом может стать то, что магистратура в России будет платная. По прогнозам экспертов бесплатных магистратур в России не будет. В Европе, например, стоимость обучения в магистратуре доходит от трех до пяти тысяч евро в год.

Российский студенческий союз считает, что лишая студентов возможности получить бесплатное обучение в магистратуре, ВУЗы таким образом нарушают Конституцию РФ и Федеральные законы «О высшем послевузовском профессиональном образовании» и «Об образовании». В России Болонская система образования приведет к тому, что произойдет еще большая коммерциализация высшего образования, по сути, как говорят некоторые специалисты, это будет завуалированный переход от бесплатного образования к платному.

Болонская система образования появилась в 1999 году в Болонье, когда 29 европейских стран решили сблизить разные системы образования и ввели двухступенчатую систему высшего образования, которая дает студентам возможность после получения степени бакалавра закончить магистратуру не только по основной, но и по смежной специальности и лучше подготовиться к профессиональной деятельности. Были выработаны мировые критерии оценки студентов. Таким образом, сокращается количество общих, вводных предметов, а упор делается на получение профессиональных навыков. Качество образования контролируется прозрачными и строго регламентированными параметрами.

Некоторые оппоненты считают, что российские вузы не смогут за 3-4 года выпустить высококвалифицированных специалистов без потери качества образования и чтобы полностью соответствовать Западу, российскую методику образования нужно полностью менять. Например, у нас не учитывается время, потраченное на самостоятельную работу дома, а учитываются только те которые были отбыты в аудитории.

Многие эксперты считают крайне неудовлетворительным, что по программе бакалавриата вводных предметов гораздо меньше, чем во время подготовки специалиста, что может привести к образованию пробелов во многих общеобразовательных дисциплинах. В настоящее время разрыв между школьной программой и вузовской очень велик, а c переходом на Болонскую систему он станет еще больше.

В Италии между школой и вузом существует промежуточная ступень - колледж, без которого невозможно поступить в институт. Возможно, что и Россия пойдет по такому же пути. Так же планируется параллельно с внедрением Болонской системы создавать в школах буферные классы для профессиональной начальной подготовки детей.

Современная система включает 5 стадий - это детский сад, начальная школа, средняя школа двух ступеней - низшей и высшей — и университет. Система высшего образования так же двухступенчатая - бакалавриат и магистратура.

Система образования в Японии имеет одну отличительную особенность, например, состав групп и классов каждый год меняется, а так же меняется и состав преподавателей. В конце года школьники сдают экзамены, поэтому учебный год для них - это лишь подготовка к ним. Этим же можно объяснить и массовое посещение многочисленных частных курсов, особенно тех, которые организуют преподаватели на дому. Но самое интересное то, что с основами профессий молодые японцы знакомятся еще в школе.

Мнения экспертов по поводу перехода на новую систему образования сильно различаются. Кто знает, как будет на самом деле...

С началом нового тысячелетия система высшего образования в большинстве стран Европы и бывшего СССР в результате болонского процесса претерпела изменения. Официальным началом существования болонской системы обучения считается дата 19 июля 1999 г, когда представителями из 29 стран была подписана Болонская декларация. Сегодня переход на Болонскую систему одобрили 47 стран, став участниками процесса.

Болонская система образования ставит своей целью привести высшее образование к единым стандартам, создать общее образовательное пространство. Очевидно, что изолированные образовательные системы всегда становились преградой для студентов и выпускников вузов, для развития науки в европейском регионе.

Основные задачи Болонского процесса

  1. Введение системы сопоставимых дипломов, чтобы все выпускники стран-участниц имели равные условия при трудоустройстве.
  2. Создание двухуровневой системы высшего образования. Первый уровень – это 3-4 года обучения, в результате которого студент получает диплом об общем высшем образовании и степень бакалавра. Второй уровень (не обязательный) – в течение 1-2 лет студент изучает определенную специализацию, в результате получает степень магистра. Решение, остается за студентом. Болонская система образования определила ступени с учетом потребностей рынка труда. У студента есть выбор – приступить к работе уже через 4 года или продолжить обучение и заняться научной и исследовательской деятельностью.
  3. Введение в вузах универсальных «единиц измерения» образования, общепонятной системы перевода и накопления кредитов (ECTS). Болонская система оценивания насчитывает баллы в течение всей образовательной программы. Один кредит – это в среднем 25 учебных часов, затраченных на лекции, самостоятельное изучение предмета, сдачу экзаменов. Обычно в вузах расписание составляется таким образом, чтобы за семестр была возможность накопить 30 кредитов. Участие студентов в олимпиадах, конференциях исчисляется дополнительными кредитами. В результате студент может получить степень бакалавра, имея 180-240 часов кредитов, а диплом магистра, заработав еще 60-120 кредитов.
  4. Система кредитов дает в первую очередь студентам свободу перемещения. Поскольку Болонская система оценивания полученных знаний понятна в каждом вузе стран-участниц процесса, то перевод из одного вуза в другой не будет проблематичным. Кстати, кредитная система касается не только студентов, но и преподавателей. К примеру, переезд в другую страну, относящуюся к болонской системе, не скажется на стаже, все годы работы в регионе будут учтены и аккредитованы.

Плюсы и минусы болонской системы

Вопрос плюсов и минусов болонской системы образования поднимается во всем мире. Америка, несмотря на свою заинтересованность общим образовательным пространством, пока что не стала участницей процесса из-за недовольства системой кредитов. В США оценивание исходит из гораздо большего количества факторов, и упрощение системы не устраивает американцев. Определенные недостатки болонской системы просматриваются и на постсоветском пространстве. Болонская система образования в России была принята в 2003 году, на два года позже стала актуальной болонская система образования в Украине. Во-первых, в этих странах диплом бакалавра еще не воспринимается как полноценный, работодатели не спешат сотрудничать . Во-вторых, такой плюс как мобильность студентов, возможность путешествовать и учиться заграницей для большинства учащихся относителен, поскольку это предполагает большие финансовые затраты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые опасные страны африки
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты