Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что же такое музей? История музея История появления музеев

В мире в настоящее время существует огромное число музеев. Среди них значительно число отраслевых, например, художественных музеев, среди которых немало музеев мирового значения. Это: Лувр, частично Британский музей, Эрмитаж, Русский музей, Дрезденская галерея, это знаменитые музейные комплексы, музеи-заповедники, в т.ч. этнографические и природные (Йеллоустонский и Кенийский национальные парки, Кижи, Валаам, Хохловка, Ипатий, Загорский заповедник (Троице-Сергиева Лавра), Киево-Печерский ансамбль. Сюда же можно отнести города-музеи (Хива, Суздаль и др.), памятники «Золотого кольца» в РФ, Кирилло-Белозерский ансамбль и т.д., включая музеи-усадьбы (Мелихово, Ясная Поляна, Карабиха, Спасское-Лутовиново, Красный Рог, Овстуг, Абрамцево, Тарханы, Пятигорский заповедник, Михайловское, соответственно, например, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. К. Толстого. Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, музейный комплекс И.К. Айвазовского в Феодосии, И.С. Левитана в Плесе, А.Н. Островского в Щелыкове и т. д.), знаменитые комплексы музеев-дворцов и парковых ансамблей (Пушкин - Царское Село, Павловск; Ломоносов - Ораниенбаум, Останкино (Шереметьево), Звенигородский ансамбль, Архангельское, Кусково, Коломенское и др.) - число их можно бесконечно умножить. Совершенно невозможно рассказать не только об истории всех музеев (т. к. многие из которых сами предмет отдельного исследования), но даже упомянуть их. Ниже мы ограничиваемся кратким очерком музеев Узбекистана и историей основных типов музеев исторического профиля.

Крупным центром, регионом развития музейного дела является современный независимый Узбекистан. Особенное внимание развитию музейного дела в независимом Узбекистане уделяется в последние годы, когда целый ряд исторически важных указов Президента И.А. Каримова и правительства Республики уделено музейному делу. Среди первых музеев на территории современного Узбекистана были Туркестанский музей (открыт в г. Ташкенте в 1876 г.) и Музей истории и культуры в Самарканде (открыт в 1874 г.). Первоначально Туркестанский музей (ныне - Государственный Музей истории Республики Узбекистан, а ранее - Государственный Музей истории народов Узбекистана), в основном, первоначально возник на основе археологических, частично этнографических коллекций как небольшое собрание и размещался в трехкомнатной квартире. Постепенно коллекция музея росла, пополнялась новыми интересными музейными предметами, расширялась экспозиция. Музей находился долгое время в сравнительно старом, интересным архитектурно, но тесном здании на нынешней ул. Ахунбабаева, затем ему был предоставлен корпус бывшего Президиума Академии наук РУз на той же улице. Последнее время экспозиция музея существенно расширилась, обновилась, обогатилась; большое место в ней занимает новая экспозиция, посвященная борьбе за независимость и развитию независимой Республики Узбекистан.

Другой крупный музей исторического профиля в Самарканде -долгое время в 20 в. располагался в помещении бывшего ЦК Компартии Узбекистана в Самарканде, а затем переехал в новое специальное музейное здание в центре Самарканда. Среди крупных музеев Узбекистана -Государственный музей Искусств Республики Узбекистан, имеющий богатейшую коллекцию востоного, западного, русского классического и современного изобразительного искусства (живопись, скульптура), а также богатую коллекцию национального декоративно-прикладного искусства. Основа музея была заложена в 1918 г. после национализации коллекции великого князя Н.К. Романова, жившего в Ташкенте, в здании дворца которого долгие годы и находился музей, но коллекция музея несравненно выросла и обогатилась в дальнейшем. В конце 30-х музей переехал в новое здание. Этот корпус сильно пострадал и был снесен после ташкентского землетрясения в 1966 г. На его месте, благодаря активной помощи Ш. Рашидова было построено новое небольшое специальное здание, где сейчас и располагается музей, имеющий большие экспозиции и постоянно обновляющийся, в здании музея проводятся циклы лекций, организуются выставки (в т. ч. и международные), как и Выставочном зале Союза художников Республики Узбекистан. Большую роль музеям оказывает специальный институт в системе Министерства по делам культуры.Среди памятников музейного значения Узбекистана - привлекающие огромное внимание музейные комплексы - ансамбли Самарканда, Ташкента, Коканда, Бухары, Хивы и др. В Самарканде это комплекс мечетей, мавзолеев (Шахи-Зинда), ансамбль площади Регистан (медресе Улугбека, Шер-Дор, Тилля-Кори), знаменитый мавзолей Амира Темура и Темуридов (Гур-Эмир), отреставрированный и восстановленный в первоначальном виде; большие реставрационные работы идут в независимом Узбекистане по восстановлению разрушенной землетрясением гигантской мечети темуридской эпохи, известной как мечеть Биби-Ханум. В Самарканде большое внимание привлекает и обсерватория Мирзо Улугбека с музеем Мирзо Улугбека. Среди музейных ансамблей нельзя не назвать такие памятники мирового значения и в Бухаре, как минарет Калян (Минор-Калон), мавзолей Исмаила Самани, известный своей исключительной пропорциональностью, красотой фигурной кладки кирпича, музей-крепость-цитадель (Арк), ансамбль бывшего летнего дворца бухарского эмира (Ситораи-Мохи-Хоса), комнаты которого отделывались в частности, прославленным мастером Уста Ширином Мурадовым. Великолепны ансамбли города-музея Хивы (Ташхоули, Пахлаван- Махмуда и др.). Узбекистан богат краеведескими музеями, причем многие из них имеют богатые фонды, интересную экспозицию. Они работают не только в областных центрах республики, но и во многих других городах (среди них - краеведеские музеи Ангрена, Чирчика и др.).

Среди крупных музеев столицы республики можно назвать многие интересные музеи. В 1938 г. в здании бывшего дома востоковеда и дипломата князя Половцева был открыт Музей декоративно-прикладного искусства. В начале 70-х гг. к нему был пристроен новый корпус для хранения фондов и экспозиций. Сейчас это один из наиболее интересных музеев столицы Узбекистана, в котором декор старой части здания, (который отделывали лучшие мастера декоративно-прикладного искусства) сочетается с экспозицией новой части музея. Очень интересны в этом плане и залы ГАБТ им. А.Навои. Среди крупных специализированных отраслевых музеев, расположенных в Ташкенте Музей железнодорожной техники под открытым небом (один из трех в крупнейших в мире, наряду с музеями в Филадельфии и Токио), Музей Вооруженных сил министерства обороны (истории ВС) с постоянной выставкой, Музей истории здравоохранения, Музеи геологии и палеонтологии и др. В Ташкенте существует ряд учебных музеев (криминалистики в Академии МВД, Археологиеский и Зоологический музеи НУУ им. М. Улугбека). Среди крупных музеев столицы Узбекистана богатый по фондам экспозиции Музей природы, ведущий начало от Туркестанского музея.

В Ташкенте действует и крупный Литературный музей им. А.Навои. Ряд музеев посвящен истории предприятий и учреждений. Среди крупных музеев такого рода - музей истории ТВРЗ (Узжелдорреммаш), ТАПОиЧ, НУУ и др. Ряд интересных музеев посвящен выдающимся деятелям истории и культуры. Среди них немало мемориальных музеев, домов-музеев. Здесь надо назвать музей имама Аль-Бухари в Самаркандской области, дома-музеи и мемориальные музеи М.Т. Айбека, М. Ашрафи, Ю.Ахунбабаева, С.П. Бородина, Г.Гуляма, художника У. Тансыкбаева, Тамары Ханум, М. Тургунбаевой С. Есенина и др, многие из которых в последние годы обновлены, обогатились их фонды, созданы новые экспозиции. В ТГПУ им. Низами известен музей героев войны с фашизмом (студентки ТГПУ Е.Стемпковской), при лицее НУУ существует музей им. С. Сираждинова, крупного ученого, бывшего ректора ТашГУ. Ряд интересных общественных музеев действует в школах. Интересен музей создателя электронного телевидения - ташкентца Б.П. Грабовского в Центре научно-технического творчества молодежи. Появляются и новые формы музейного дела, например, Музей-салон «Центральная Азия», комнаты и кабинеты-музеи (например, В.А. Успенского при РССМШИ его имени при Государственной консерватории. Среди новых музейных комплексов нельзя не назвать посвященные Амиру Темуру, М. Улугбеку, Ибн Сино и др (Шахрисабз и др.). Одним из великолепных зданий столицы независимого Узбекистана является расположенный в центре города Музей, посвященный истории Амира Темура и Темуридов. Этот музей посвящен важной эпохе в истории Узбекистана - сегодня один из самых ярких в республике.

Говоря о музеях Узбекистана, нельзя не вспомнить и о великолепных природных памятниках музейного значения - Чаткальского заповедника, а в Ташкенте - богатый Зоопарк, недавно пересилившийся в новый, прекрасно оборудованный комплекс. Широко известен один из крупнейших в мире, прославленный и как научный центр Ботанический сад Академии Наук Республики Узбекистан.

Многие исторические памятники Узбекистана не только охраняются государством, но и находятся под охраной ЮНЕСКО как памятники мирового знания. Современные музеи имеют свою международную организацию - Международный Совет Музеев, издающий журнал «Museum».

Музеи появились начиная с наиболее древних цивилизаций (в Меспоттамии, Кносский дворец (Крит), дворцы и храмы Китая, Ниневии и др.). Среди ранних памятников, имевших музейное значение необходимо отметить Ктесифон, Константинополь, Багдад, Кордова и др., имеющие целые комплексы ПМЗ. Первые музеи возникли как собрания и в Древней Греции, Риме. В эпоху Возрождения с развитием науки началось сознательное собирание исторических и художественных ценностей, ставших зачастую позднее ядром будущих знаменитых музеев. Собрание ПМЗ купцом и банкиром Дж. Менетти в 15 в., античных надписей (основы эпиграфики), предметов старины (кабинет редкостей Франциска I в Фонтенбло), кунсткамеры в Тироле, Мюнхене, коллекции при университетах продолжили этот процесс. Великие географические открытия, развитие международных связей порождают усиленный интерес к собирательству, а порой и захвату иноземных рукописей, древностей, книг. В 1683 г. возникает Оксфордский музей, а в 1753 г. на основе крупных национальных собраний частных лиц - и первый национальный музей - Британский. В России музеи возникают с 17 в. В 1844 г. в Париже коллекция Дж. Соммерара легла в основу исторического музея Клюни, а в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный Исторический Музей Франции. В большинстве случаев музеи Западной Европы 19 - начала 20 вв. состояли из археологических собраний и художественных произведений. Немалая часть коллекций (в т. ч. Британского музея) была собрана в условиях колониальных захватов, грабежа исторических памятников порабощенных стран.

В Италии в Лютеранском музее в Риме, Дворце дожей в Венеции и др. находится много памятников античности и Ренессанса. В 1875 г. в Риме образован Национальный Музей истории первобытного общества и этнографии, а в 1916 г. Центральный Музей Рисорджименто . В Испании и Португалии исторические памятники находятся в художественных музеях или в музеях-дворцах (например, Музеи Прадо в Мадриде, Эскориал и др.). В Берлине в 1825 г., как указывалось, были созданы старый, а в 1855 г. - новый Музеи, в Нюрнберге в 1852 г. - Германский Национальный Музей; в Дании в Копенгагене в 1917 г. - Национальный Музей. Исторические музеи возникли в Люблине (1817), Загребе (1880), Белграде (1901) и др. В странах Востока также организуются ряд национальных музеев (музейные ансамбли дворцов): в 20 в. основной Национальный Музей в Каире (Музей Египетских Древностей), в Индии - Правительственный Музей в Мадрасе (1851), Центральный Музей в Нагпуре (1863), Индийский Музей а Калькутте (1866), Археологический музей в Матхуре (1874)* и др. В Стамбуле в 1877 г. был организован Военный Музей. Первый музей в США был организован Пенсильванским Историческим Обществом в Филадельфии (1834), Национальный Музей в Вашингтоне был организован в 1875 г. В странах Латинской Америки один из старейших музеев - Национальный Музей, Богота (Колумбия) основан в 1824 г.

Рост НОД в странах Востока ускорил процесс создания здесь музеев. В 1914 г. в Пекине в бывшем императорском дворце создан Историко- художественный Музей - Гугун, а в 1919 г. Национальный Музей в Дамаске (Сирия), в 1923 г. - Иракский Национальный Музей в Багдаде. После кемалистской революции в Турции был создан ряд исторических музеев (в 1923 г. - Музей тюркской и мусульманской культуры в Стамбуле, Этнографический музей в Анкаре, в 1924 г. - Музей Дворца Топ Кала и др.). В 1938 был создан Музей древностей Ирана в Тегеране. Среди крупных музеев исторического профиля музей выделим следующие: заповедник в Мальборке (Польша), посвященный борьбе против агрессии немецких рыцарей-крестоносцев; Музей Истории Варшавы (построенного в результате восстановления разрушенного в годы второй мировой войны Старого рынка). В Польше же известны музеи-дворцы в Неборове (17 в.), Видянуза и др. Один из первых городов-музеев в истории городов был открыт в Торуни (Польша). В Таборе (Чехословакия) находятся музеи истории гусизма им. Яна Жижки; в г. Мартине (старом центре НОД) в Словакии также Национальный Музей Словакии. В Белградской старинной цитадели находится крупный музей истории нац-освободительной борьбы. Такого же типа музеи есть в Загребе и Любляне. В Шанхае находится крупный музей памяти Сунь Ятсена, а также в Гуанчжоу и Пекине. Центральный Музей Истории Китая открыт в 1959-60 гг. в Пекине. Интересующиеся перечнем наиболее крупных исторических музеев мира из популярных изданий могут найти в СИЭ, т.9, М., 1966, сс.712-713. Вне территории стран-участниц СНГ среди первых музеев нужно назвать хранилище-сокровищницу царей, оружия, предметов, быта, драгоценностей - Оружейную Палату, возникшую еще в 16 веке. Крупные собрания исторических памятников были у Б.Ф. Годунова, Ф. Милославского, В.А. Головина, Я.К. Брюса, А.Н. Демидова, Д.М. Голицына. В 1719 г. открылся первый Публичный Музей в России - Кунсткамера (основана в 1714 г.) в коллекции которой заметное место занимали исторические памятники. С середины ХVIII в. многие коллекции по истории артилерийского дела, морского дела, превращаются в музеи. Исторические памятники хранились в собраниях Эрмитажа (открывшегося для публики в 1852 г). Азиатский музей (1818); музеи Одессы, Анапы, Феодосии (музейных древностей) и др., были в основном археологическими или военными. Исторические музеи возникли в Киеве, Екатеринославе, Архангельске и др. Фонды часто были укомплектованы предметами археологии (юг), старины, истории быта. Большую ценность представляли памятники письменности, собиравшиеся в музейных коллекциях. Развитие истории, науки во 2-ой половине 19 в., развитие специальных вспомогательных исторических дисциплин привели к расширению источниковедческой базы музеев, сказалось на расширении музейной сети. В это время идет процесс перестройки музейных экспозиций, большей специализации музеев. Большое значение для организации работы музеев имела так называемая историко-бытовая школа в исторической науке (И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова и др.), исследования по экономической истории, этнографии, археологии и др., сопровождавшиеся выявлением многих письменных и вещественных памятников. В 1827 г. был основан Российский Исторический Музей в г. Москве. Возникли музеи при научных общественных МАО, РГО, Псковском археологическом обществе и т.д., а также При ученых архивных комиссиях (Костромской, Тамбовской, Саратовской Таврической и др.), при Казанском, Киевском и других университетах, Лазаревском институте восточных языков, а также при многих статистических комитетах (Минск, Кутаиси, Владикавказ, Астрахань, Новгород, Владимир и др.). В первые десятилетия 20 века было создано 25 новых музеев; в основном в 20-е годы были созданы 19 историко-бытовых музеев в усадьбах и 12 музеях-монастырях (Ново-Иерусалимский, Троице-Сергиева лавра и т. д.). Многие музеи пострадали во время войны с фашизмом. Но многие крупные музеи пострадали и в послевоенные годы.

Среди исторических музеев большое место всегда занимали военно-исторические музеи, осуществлявшие хранение и экспонирование оружия, предметов военной техники и снаряжения, воинских знамен, реликвий, документов, связанных с военной историей.

Есть ряд типов военно-исторических музеев:

Общеисторические

отраслевые: артиллерийские, военно-морские и т.д.

мемориальные: музеи-памятники, замки-крепости, войсковые, музеи-панорамы.

Кроме того, во многих историко-культурных, а порой и в художественных музеях имеются богатые МК военного характера. Например, еще в 1547 г. упоминается Оружейная палата, а в 1560 г. в Москве была первая выставка трофейного оружия. В начале 18 в. возникают многие военные музеи. Некоторые материалы можно получить интересующимися музеями в СИЭ, т..9, стр.779.Здесь есть перечень ряда музеев Туркменистана, Таджикистана, Кыргыстана, Казахстана и др. Среди крупнейших музеев стран-участниц СНГ можно назвать следующие:

Центральный Музей Вооруженных Сил в Москве, Центральный Военно-Морской Музей в С.-Петербурге, Центральный музей артиллерии, инженерных войск и войск связи (там же), музей-выставка ЦДА, военно-морской музей в Севастополе, а так же военно-морские музеи во Владивостоке. Мурманске, Балтийске, Кронштадте, Государственный Музей Истории Полтавской битвы, Государственный Бородинский военно-исторический музей обороны в Волгограде, Белорусский Государственный Музей истории войны (Минск), Музей обороны Бресткой крепости, Музей Курской битвы и др. Среди крупных мемориальных военно-исторических музеев можно назвать музеи А.В. Суворова, военный музей-командный пункт Н.Ф. Ватутина. Особыми видами военно-исторических музеев являются - панорамы и диорамы . Среди них музей-панорама «Бородинская битва» (Москва), музей-панорама «Оборона Севастополя» (Севастополь), музей-диорама «Штурм Сапун-Горы» (Севастополь) и др. Существует много музеев военных округов войсковых частей.

Следует иметь в виду, что ряд музеев, усадеб и дворцов были созданы приказом «О порядке ведения дел в ведомстве бывшего Министерства двора», в соответствии с которым во дворцах Петергофа, Гатчины и др. с учетом декрета «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» от 5 октября 1919 г. были взяты на учет усадьбы, имевшие историческое значение. Позднее вышли указы «Об охране памятников природы, садов, парков» от 16 сентября 1921 г. и « Об учете и охране памятников искусства старины и природы» от 7 января 1924 г. В наиболее замечательных дворцах и усадьбах типа Кусково, Коломенское, Останкино, Архангельское, Петергоф, Павловск, Гатчина и др. были созданы историко-художественные, архитектурные музеи-заповедники. Часть из них, пострадавшая в годы войны с фашизмом, была позднее восстановлена.

Значительные коллекции знамен, оружия, реликвий боевой славы хранятся в Государственном Эрмитаже, ГИМ, Оружейной палате. Среди крупных военно-исторических музеев - Музей Войска Польского в Варшаве, Венгерский Национальный Музей и Военно-исторический Музей в Будапеште, Государственный Музей в Пекине. В США крупные военно-исторические коллекции находятся в Национальном Музее (Вашингтон), широко известен Музей морской пехоты США (Квентин, штат Виргиния), который является местом хранения реликвий, документов истории армии; Артиллерийский музей Винчестера (Нью-Хейвен, штат Коннектикут), Музей моряков (Нью-Порт, штат Виргиния); Военный музей училища Вест-Пойнт (штат Нью-Йорк); музей Метрополитен (Нью-Йорк) имеет раздел истории оружия и рыцарских доспехов. В Великобритании известен так называемый Имперский Военный Музей (Лондон), основанный в 1917 г., Лондонский Арсенал (Тауэр, Лондон), Музей военного училища в Сандхерсте, Морской Музей в Гринвиче (1934). Во Франции крупнейшие военно-исторический Музей Армии (Париж) основан в 1905 на базе артиллерийского музея Дома Инвалидов (основан в 1670 г.); Музей войны (Париж, основан в 1918), содержит материалы по истории 1 и 2-ой мировых войн; Военно-Морской Музей (Париж, основан в 1837). В Италии крупнейшие ВИМ - Музей-замок Сент-Анджело (Рим, осн. в 1825 г.); «Армерия Реале» (Турин, осн. в 1837 г.), итальянская Оружейная палата, Морской музей (Генуя), Морской исторический музей (Венеция). В Испании среди крупных ВИМ - Военный Музей в Мадриде (осн в 1804 г.); Морской Музей (Мадрид, осн. в 1843 г.); «Реаль Армерия» (Мадрид) - испанская оружейная палата. В Австрии - Военно-исторический музей в Вене (осн. в 1891г.). В Швеции - Королевский музей армии (Стокгольм, осн. в 1879 г.), Морской музей в Стокгольме (1938 г.); Морской музей в Гетеборге (1918). В Дании - Королевский музей «Арсенал» (1838), Королевский музей, Морской музей (Копенгаген). В Японии - Музей Армии Ицукусима (префектура Хиросимы), где содержатся образцы самурайского оружия, атомной бомбардировки Хиросимы и т.д. О мемориальных музеях см. СИЭ, т.9, сс782-788 Музеи археологические (АМ) первоначально появились как часть исторических музеев (включая, например, Московскую Оружейную палату и Кунсткамеру); специализированные АМ возникли в начале 19 в. (Николаев, Керчь, Феодосия). Для развития коллекций АМ большое значение имели работы И.А. Стемпковского о важности собирания археологических коллекций, Н.Н. Бларамберга и др. Среди музеев так называемого дальнего зарубежья первый музей возник в Александрии (Египет) еще в 3 в до н.э., как собрание памятников искусства и старины. Среди первых крупных АМ мира были личные музеи керамики римских аристократов (включая фабия Пиктора). Наименование «музей» присвоил своему собранию древних рукописей и старинных предметов в 15 в. Лоренцо Медичи Великолепный во Флоренции (Италия), откуда оно и распространилось по всему миру. АМ как таковые возникли в 19 в, а сейчас имеются во всех крупных центрах мира. Среди крупнейших АМ - музеи Италии (Галерея Уффицци во Флоренции, конец 16 в), Национальный музей (1865), Национальный Археологический музей (1870); Ватиканский музей (Рим, 18-19 вв.); Латеранский музей скульптуры (1844), Термы Диоклетиана (так называемый Музей терм), Римский национальный музей (1839); Палацц Деи Консератори, Капитолийский Музей, Исторический Этнографический Музей (1875), Музей вилла Джулия (1889). Материалы раскопок Помпеи и Геракла хранятся в специальном музее, основанном в 1738-48 гг. в Неаполе. В Греции крупнейший музей - Национальный Археологический Музей в Афинах (1874), музей Акрополя (1878), музеи в Дельфах, Коринфе и др. Во Франции богатейшим собранием археологических МК из Италии, Греции, Египта, Ближнего Востока, является Луврский Музей (1793) и Национальный Музей Древностей (Париж, 1863). Большие археологические собрания содержит Кабинет Медалей при Национальной библиотеке и музей Гиме (1885), музей в Сен-Жермене (1801), Лилле (1901) и др. В Англии крупнейшим собранием археологических древностей располагает отделение древностей Британского Музея (1753), Музей Виктории и Альберта (Лондон, 1852), Музей Ашмола (Оксфорд, 1683). В Германии - это Берлинский Государственный Музей (1838), музеи Мюнхена, Дрездена, Веймара, Нюрнберга, Майнца и др. Среди крупных музеев археологического профиля можно назвать также Швейцарский Музей народонаселения (Цюрих, 1890), Швейцарский Музей (Базель, 1893), Национальный Музей в Копенгагене (Дания, 1807) и Мадридский Музей Археологии (Испания 1867), Национальный археологический музей в Софии (1878) и Пловдиве (1882, Болгария), Будапештский исторический музей и музей Ажанинка (Венгрия), Национальный музей Белграда (1886), музей археологии в Варшаве (1928), Познани (1857), Лодзи (1956). В Америке самая крупная археологическая коллекция - коллекция музея Метрополитен (Нью-Йорк, 1870), крупные коллекции имеются в Канадском Национальном Музее в Оттаве (1842), музей Онтарио (1912), а в Мексике - в Национальном музее антропологии в Мехико (1825), Музее археологии и истории Юкатана (Мерида, 1920), Археологический музей в Тептаукана (1932).

В Турции богатейшее археологическое собрание содержится в Музее археологии в Стамбуле (1869) и Музее археологии в Анкаре (1923), в Египте - Египетском Музее в Каире (1906), в Греко-Римском музее в Александрии (1892); в Иране в Музее археологии Тегерана (1936); в Ираке - в музее Багдада (1923), Вавилона (1940), Самарры (1956). Большие исторические ценности хранятся в музеях Китая, в музее Гугун в Пекине, Национальном Музее Нанкине, Харбинском музее, музее археологии и надписей в Сиани, в павильоне у стоянки Синантропа в Чжоукоудяне (около Пекина, 1953), музее неолитического поселения Наньян в Сиане. В Индии это археологический музей Мадураи (1874), музей Барода (1894), Национальный исторический музей Индии в Дели (1940), музей Виктории и Альберта в Бомбее (Минамае, 1855) и др. Большое место в системе исторических музеев в России занимали коллекции в Кунсткамере, затем это были коллекции созданного в 1918 г. Азиатского (Передняя, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Поволжье) и Этнографического (1836) музеев. В 1779 г. был создан Музей антропологии и этнографии, многие материалы собирались филиалами РГО. Позднее на базе Румянцевского и Дашковского собраний был создан Центральный Музей народоведения на базе этнографического отдела Русского Музея и Государственный Музей Этнографии. Крупные этнографические музеи возникли в Тбилиси (Кавказский), в Ростове, Архангельске, Смоленске и Якутске. В дальнем зарубежье крупные этнографические музеи находятся в Польше, старейшие этнографические коллекции в Музеях Ашмола (Оксфорд, 1683), Британском музее (1753). Из специализированных этнографических музеев необходимо сказать о Берлинском музее народоведения, Парижском и Ротрдамском, Амстердамском музеях (1883) и Стокгольмском этно-парке Сансен (1891), Гамбургском музее народоведения, Датском национальном музее. Также перечислим Музей народоведения в Мюнхене, университетские музеи археологии и этнографии Кембриджа, Гарварда, Пенсильвании, Оксфорда, музей Риверса. Широко известен антрополого-этнографо-археологический музей - Музей Человека (Париж, 1930), созданный на базе музея Трокадеро (1878). Многие музеи Запада имеют коллекции, связанные с колониальной экспансией, например, Голландский коллониальный музей в Гарлеме (1865), Лейденский Музей (Нидерланды, 1887), Музей Центральной Африки в Бельгии (Брюссель, 1896), этнографический отдел Британского музея.

Возникли этнографические музеи в Индии, Индонезии, Бирме, Камбодже, Турции, Иране, Ираке, Сирии, Алжире, Тунисе, Судане, Гане, Нигерии, а в Америке в Аргентине, Мексике, Бразилии, Боливии, Чили, Парагвае, Перу и др. Широкое распространение получили краеведческие музеи. Первые краеведческие музеи на современной территории независимых стран появились в конце 19 в.

Краеведческие музеи, сохраняющие и популяризирующие есттественно научные и исторические знания, памятники определенных географических или административных районов появились еще в конце 18-начале 19 вв. Таковы Музей естественных произведений в Иркутске, музей в Барнауле, затем в Тифлисе (Тбилиси), Оренбурге, Астрахани и других местах. Они создавались при учебных заведениях, палатах Государственных имуществ, отделениях РГО. Многие из них были сначала недолговечными, после 1861 г. каждое десятилетие возникало 10-12, затем 24-28 музеев. Всего на начало 20 в. действовало порядка 80 краеведческих музеев, из них 12 на Украине, один в Закавказье, один в Средней Азии. Коллекции памятников, собранные этими музеями (но число их в национальных районах царской России, как легко видеть, было невелико) содержали серьезные научные МК, что относится к коллекциям Казанского, Кавказского, Якутского, Иркутского и других музеев. В 20-е годы Центральным бюро краеведения Наркомпроса издавались краеведческие журналы, создавались музеи. Перед войной на территории бывшего СССР было 429 краеведческих музеев. В годы войны многие музеи, находившиеся на территории оккупированных республик СССР, понесли большой ущерб. Гитлеровцы уничтожили полностью или частично десятки музеев. Уже однако к середине 60-х годов число музеев краеведческого профиля выросло, хотя далеко не все из них имели богатые и научные экспозиции. Всего их было около 460, с отделами природы, истории, иногда этнографии края.

Краеведческие музеи играют большую роль в сборе научных коллекций по природе, истории, культуре. В Узбекистане известны такие музеи, как Ангренский (1961), Андижанский (1964), Наманганский (1920), Кокандский (1924), Сурхандарьинский в Термезе (1953), Ферганский (1899), Чирчикский (1958), Бухарский музей-заповедник (1923), Каракалпакский в Нукусе (1927). Первые музейные собрания в собственном смысле слова возникли в Древней Греции, где произведения искусства постепенно сосредотачивались в храмах, священных рощах, дворцах, домах собраний; в известной мере такие музеи отражали разные стороны жизни разных городов, регионов, и были в известном смысле краеведческими. Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специальныифически музейных учреждений относится, конечно к эпохе Возрождения/Ренессанс/, при этом музеи были многоотраслевыми, отражали разные стороны естественной истории и истории общества. Географические открытия, становление современной науки и вызвали к жизни в ХV-ХVIII ввкунсткамерно-музейные собрания, включающие памятники природы, исторические и этнографические коллекции, раритеты. В России же первый ПУБЛИЧНЫЙ музей / многоотраслевого плана/открыт в начале ХVIII в, сеть музеев бывшей Российской империи сформировалась в течение 2-ой половины ХVIII-ХIХ вв. К началу ХХ века здесь действовало порядка 150 музеев, не считая закрытых собраний в армии -они существовали при научных обществах, ученых архивных комиссиях, статистических комитетах и университетах, как указано было выше. Много музейных ценностей находилось в частных собраниях, малодоступных для ученых и специальныиалистов. Не говоря уже о широкой публике. Ведомственная разобщенность музеев вела и к разнобою в научно-методических вопросах. Попытка выработать общие принципы музейного дела на общероссийском музейном съезде не имела успеха /был проведен подготовительный съезд в 1913 году/ После национализации крупнейших музеев и музейных собраний в 1917-1918 гг., был установлен определенный порядок в охране музеев.

Самым древним музеем Москвы, является Оружейная палата Московского кремля. Ее первая общедоступная экспозиция открылась в 1816 г. Статус музея Оружейная палата получила при императоре Александре I в 1806 г.

Формирование коллекции музея Оружейной палаты происходило в течение нескольких веков. Ее основу составили сокровища, хранившиеся со времени Ивана III в каменном здании и погребах Казенного двора, расположенное между Благовещенским и Архангельским соборами Московского кремля. Здесь хранили подотчетные им сокровища сразу несколько ведомств: приказ Большой Казны, ведавший государевой сокровищницей и финансами, Оружейный приказ, занимавшийся изготовлением оружия, Конюшенный приказ, ведавший царскими экипажами и Мастерские государя и царицы, изготавливавшие ценные вещи для царского обихода.

Казенный двор в кремле (см. здание с зеленой шатровой крышей между соборами)

Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича".

Миниатюра 1672-73 гг. Фрагмент

Каждое ведомство хранило свою казну в отельных палатах. Палата Оружейного приказа называлась Оружейной, а мастерских - Мастерской палатой. Петр I объединил все эти ведомства в одно, дав ему название Мастерских и Оружейной палаты, и создал для него особое присутствие, подчиненное Сенату.


Перенос столицы в Петербург привел ухудшению условий сохранности коллекции Мастерских и Оружейной палаты. В 1737 г. Казенный двор сгорел, часть ценных предметов погибла, то, что осталось было перенесено в Теремной дворец Московского кремля.

При императоре Александре I с целью сбережения собранных сокровищ было решено провести ревизию ценностей и создать надлежащие условия для их хранения и экспонирования публике. С этой целью 10 марта 1806 г. Александром I был издан специальный указ “О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей ”, в соответствии с которым палата (далее будем называть ее просто Оружейной) фактически получила статус музейного учреждения.

Согласно указу запрещалось без специального разрешения императора продавать экспонаты Оружейной палаты. Создавался штат сотрудников для описания и хранения коллекции, а также ответственных за розыск и возврат выданных ранее "достопамятностей".

Из числа историков, коллекционеров и знатоков старины, были назначены почетные члены, среди которых были Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин и др. В 1807 г. одним из почетных членов музея, А.Ф. Малиновским, был составлен первый каталог экспонатов - “Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся" .

Возглавил Оружейную палату начальник экспедиции кремлевских строений (заведующий ремонтом и строительством дворцовых зданий) тайный советник Петр Степанович Валуев. В 1806 г. под его руководством, по проекту архитектора И.В. Еготова, на месте бывшего дворца Бориса Годунова, началось строительство двухэтажного музейного здания. Строительство в основном завершилось к 1810 г. В 1812 г. производились отделочные работы, а экспонаты готовились к размещению в новом зданию и открытии экспозиции. Но эти приготовления были прерваны начавшейся Отечественной войной.

В годы Отечественной войны 1812 г. важнейшей задачей для сотрудников Оружейной палаты стало спасение коллекции ввиду вступления войск Наполеона в Москву. Экспонаты удалось упаковать и скрытно вывезти в Нижний Новгород. В 1813 г. они без потерь были возвращены в Москву. Хотя многие требовали реставрации, просушки и очистки. Что заняло определенное время.
Первая экспозиция Оружейной палаты была открыта для посетителей в 1816 г. Главой музея тогда уже был Николай Борисович Юсупов, член Государственного совета, известный знаток древностей и коллекционер, возглавивший Оружейную палату в 1814 г. после смерти П.С. Валуева. Основная экспозиция располагалась на втором этаже, в помещениях с высокими залами. Здесь находились, в том числе, шапка Мономаха и другие царские регалии, с которых рекомендовалось начинать просмотр. Первый низкий этаж занимали парадный проход к выставке и архивы.

Первоначально допуск к экспозиции не был ограничен. Но с ростом интереса к Оружейной палате, с увеличением количества посетителей, возникла угроза сохранности экспонатов. В 1820 г. Н.Б. Юсупов вынужден был ограничить посещения, они стали проводиться по билетам два раза в неделю.

Вскоре стало ясно, что первоначальное здание музея было не вполне пригодно для хранения коллекции. Из опасения возможных пожаров, здание не отапливалось и было сырым. В связи с этим в 1844-1851 г. для Оружейной палаты было решено построить новое, более приспособленное для музея здание. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, спроектировавший и Большой кремлевский дворец. В этом здании коллекция находится до сих пор.

Старое здание Оружейной палаты после перестройки в 1852-1855 г. стало казармой, лишилось купола и внешнего декора. В советское время оно использовалось как общежитие латышских стрелков, сотрудников Совета Народных Комисаров (правительства СССР), предоставляя квартиры ответственным работникам.
В 1959 г. под предлогом освобождения пространства для строительства Дворца съездов здание было снесено.

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Слово «музей» происходит от греческого museion - «храм муз». Музами (Musai) называли прекрасных спутниц бога Аполлона, покровительниц наук и искусств, 9 дочерей Зевса и Мнемозины: Эрато, Евтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Терпсихора, Талия, Урания.

В Древней Греции под понятием «музей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. museum - место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. Однако в эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, лицей, кабинет, союз, посвященный музам.

Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные музеи или кабинеты вблизи мест погребения своих предков.

Музеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Здесь проводились философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в музеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением, скульптурных и художественных изображений муз и самих победителей.

Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Как известно, приношения богам составляли неотъемлемый элемент культа в древнегреческой религии. Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества: статуи, вазы, одеяния, ткани, драгоценности, ювелирные изделия, картины, скульптурные изображения людей, животных и богов, инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, мечи, шлемы, монеты, мебель, изделия из драгоценных камней, слитки золота и серебра и многое другое. В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости.

Олимпийские празднества, посвященные Зевсу привлекали огромное число паломников, непременно совершавших приношения богам, и прежде всего Зевсу. Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древними легендами, а также выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что-либо храму в соответствии со своими возможностями.

Социальное бытование собраний носило ярко выраженный прагматический характер: коллекции выполняли сакральную и презентативную функции. Они использовались в богослужении, в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов. Широко бытовавшие в греческой культуре мусические (гр. musike - общее образование, духовная культура) и спортивные состязания сопровождались различными шествиями и празднествами, также оформлявшимися с привлечением храмовых и частных собраний. Широко бытовали и своеобразные «постоянные» экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные и политические события жизни полиса, например, художественные изображения отдельных сцен Троянской войны либо сюжетов из мифологии. Выставлявшиеся на обозрение различные курьезы- диковинки природы (например, кости вымерших животных) демонстрировались как свидетельства жизни мифологических персонажей.

Переломным периодом для античной истории стал IV в. до н.э. Он был ознаменован сменой демократического полисного управления монархическим.

В формировании собраний и их использовании на раннем этапе бытуют традиции древнегреческой культуры.

В отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, доминирующим источником храмовых сокровищниц Рима становились трофеи, захваченные в условиях активных военных действий. В составе коллекций накапливался обширный материал по «чужим», чаще всего современным, культурам и экзотической природе, что в целом способствовало формированию географического кругозора.

Абсолютизация единоличной власти, обожествление фигуры царя-правителя ведут к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности, и прежде всего царя. Военные трофеи, свидетельства военных побед, а сними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя. В условиях ориентации монархии на военную экспансию важную роль в обществе начинает играть фигура военачальника. Получает распространение практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города.

Более последовательным и успешным было освоение древнегреческого наследия в области воспитания, образования и науки. Присваивая материальные ценности древних греков, римляне впитывали эллинский дух. Весьма популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками и традициями.

В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов: собрания художественных произведений, создававшихся в Древней Греции преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек (гр. pinax - доска, картина и thеke хранилище). По этому же принципу собрания скульптур названы глиптотеками (гр. glyptos - вырезанный, изваянный и thеke - хранилище) и т. д.

К этому же периоду относятся и первые прецеденты адресного «экскурсионного» обслуживания. Так, служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровищница впервые становились объектами античного «туризма».

В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. В частности, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.

Характерной особенностью социального бытования памятников в греко-римской культуре было рассмотрение их как общенародного достояния. Это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики. Весьма приветствовались и поощрялись акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям.

Особенно распространенными были дарения коллекций правителями и крупными государственными деятелями.

Возникновение первых музеев в Европе связано с Италией, преемницей культуры античности, и прежде всего с городами-республиками Генуей, Флоренцией, Венецией. В ХV-XVI вв. здесь необычайно модным становится коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно- представителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в XVI-ХVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении ХV-ХVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их организации, методов хранения, описания, группировки и экспонирования, накопленный при создании и бытовании первого дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.

Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в ХVI-ХVII вв. на территории Италии формируются такие типы собраний, как научная коллекция, дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, или галерея портретов выдающихся людей.

Наряду со светской аристократией большую роль в возникновении первых музеев в Италии сыграли и представители духовной власти- кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участниками практических работ по реставрации памятников.

Становление музея как социо-культурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону, высокому идеалу. Существенными фaкторами, стимулировавшими возникновение музеев, явились также Великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и прежде всего естествознанием.

Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Наиболее значительные из них положили начало формированию крупнейших художественных собраний Европы.

Концепция дворцового музея предполагала формирование образа просвещенного правителя, соответствовавшего гуманистическим идеалам культуры Возрождения. Девиз «Оружие и ученость» символизировал соединение храбрости и доблести правителя в военное время с «высоким досугом» (интеллектуальным трудом) в мирных условиях. «Высокий досуг» предполагал знакомство с миром окружающей природы, современной и древней культурой.

Акцент на культуре античности как высоком идеале, наиболее ярко выраженный в собирательской деятельности правителей Италии и Франции, способствовал созданию в этих странах высоких образцов современного искусства, становившихся предметами музейного коллекционирования. Первые дворцовые собрания этих стран представляли собой частные музеи, включавшие античное и современное искусство (живопись, скульптуру), а также природный («натурный») материал.

В дворцовых музеях ряда правителей династии Габсбургов, а также в английских королевских собраниях ведущей тенденцией презентации правителя являлась идея прославления военной мощи страны и воинской доблести ее главы. Поэтому в составе коллекций частных дворцовых музеев этих стран преобладали экспонаты, связанные с войной, например, оружие, портреты выдающихся военачальников и др. Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических военных музеев.

Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции.

Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии.

Основными адресатами первых музеев были представители высших социальных слоев: светские и духовные иерархи, а также интеллектуальная элита - скульпторы, художники, архитекторы, исследователи.

Эпоха Возрождения характеризуется развитием такой формы бытования и музейного представления наследия, которая в современной терминологии обозначается как недвижимые археологические памятники, или археологический раскоп. Они представляют собой презентацию феноменов истории и культуры in situ (лат. - в месте нахождения). Кроме вышеупомянутых археологических раскопок в районе Ареццо, направленных на поиск предметов культуры этрусков и античности, широкое распространение получает программа более масштабного воссоздания реалий культуры Древнего Рима. В частности, при покровительстве папы Юлиана II живописцем и архитектором Рафаэлем Санти была предложена программа организации работ по «планомерному раскрытию» памятников античности в Риме с целью превращения его в специфический музей древнего города.

История музеев содержит примеры систематизированных собраний. Однако подавляющее большинство музейных коллекций были бессистемными, что в целом отвечало состоянию рационального знания, находившегося на стадии эмпирического собирания и первого осмысления материала. «Нормой» были в большинстве своем бессистемные собрания, сгруппированные на основе так называемого казового интереса, или по принципу «красивости». В этом смысле экспозиции многих музеев напоминали витрины антикварных лавок, в которых вещи отбирались и выставлялись в соответствии со вкусами владельца.

В эпоху Возрождения обозначились и определенные взаимоотношения музея и посетителя, получившие в современной музейной науке определение музейная коммуникация. Первые музеи, возникшие как частные дворцовые собрания светских и духовных иерархов, были адресованы сравнительно узкому кругу представителей интеллектуальной элиты.

Использование музейных коллекций наукой привело к формированию и развитию профильного музея эпохи Просвещения. Именно в нем закладывается фундамент музееведения как науки, первоначально представлявшей собой вспомогательную по отношению к естественной истории дисциплину. В литературе это направление нередко называют профильным музееведением. Именно в профильном музее формируются научные основы описания, атрибутирования, систематизации музейных предметов.

Необычайно плодотворным для музееведения был и опыт профильных музеев в области теории комплектования. В свою очередь, профильные музеи, являясь фактографической базой для исследований, способствовали становлению новых наук и научных дисциплин, а в ХХ в. они сыграли ведущую роль в возникновении многих отечественных академических институтов. В структуре музееведения эпохи Просвещения активно развивались его разделы, направленные на обслуживание предметного знания. Они составили методический базис для таких направлений музейной деятельности, как комплектование, научное описание, обеспечение физической сохранности предметов, разработка справочного аппарата. Направления деятельности по работе с посетителями, известной в настоящее время как музейная коммуникация, в рамках профильного музееведения того периода еще не существовало. Это вполне естественно, если учесть, что основным посетителем музея и пользователем коллекций был профессиональный исследователь.

Появление первого музея в России восходит к началу XVIII в. и связано с реформаторской деятельностью Петра I.

Первооснову Кунсткамеры составили три коллекции, купленные лично Петром I либо по его поручению в Германии и Голландии. Они представляли собой собрания, описанные и систематизированные в соответствии с представлениями естествознания того периода. В их числе - ботанические и зоологические коллекции амстердамского аптекаря Себы; коллекция минералов, раковин, драгоценных камней и янтаря, купленная в Данциге (Германия) у доктора Готвальда; знаменитая анатомическая коллекция амстердамская анатома Рюйша, отдельные экспонаты которой и в настоящее время представлены в музее. Последняя включала наряду с предметами флоры и фауны ок. 2 тыс. анатомических препаратов нормального и аномального развития человека, ценных для изучения природы различных заболеваний. Вся последующая политика Петра I в области комплектования Кунсткамеры была направлена на пополнение ее собраний отечественными материалами по естественной и социальной истории Российского государства.

Обретение академического статуса определило концепцию музея как фактографической базы науки, а также новые принципы комплектования. В рамках Петербургской академии наук основу комплектования музея отныне составляют регулярные академические экспедиции, организуемые в соответствии с тематикой и программой научных исследований. На протяжении XVIII в. Академией наук осуществляется серия экспедиций в мало исследованные либо вообще не изученные окраины российского государства. Собранный на протяжении десяти лет материал послужил основой для создания крупных монографических работ в области естественной истории, получивших признание европейской науки.

Структура фонда академического музея в конце XVIII в. была двусоставной: он включал материалы социальной и естественной истории. Природная часть, резко увеличившаяся уже после Великой северной экспедиции, составляла самостоятельную структуру музея - Натуркамеру. В ее пределах коллекции состояли из трех групп собраний, соответствующих трем царствам природы. Как отмечалось выше, это деление закрепляли и издавшиеся на протяжении XVIII в. каталоги. В музее существовала также обширная библиотека, комплектовавшаяся за счет интенсивных закупок отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, для академии и музея были выполнены переводы наиболee важных справочных и монографических работ напримep, многотомной «Естественной истории» Ж. Бюффона директора Королевского сада «натуралиев» в Париже).

Екатерина II покупала произведения искусства целыми собраниями. С эпохой Просвещения связан значительный рост музейных собраний. У Екатерины II возникает потребность перещеголять своей коллекцией собрания других могущественных монархов, например Людовика XIV. Из казны выделяются значительные суммы на пополнение коллекций, ведется поиск раритетов через сеть корреспондентов в европейских столицах, собирается информация с рынка торговли предметами искусства. Два зала Зимнего дворца отводятся под экспонирование естественнонаучных коллекций. Собрание Эрмитажа пополняется полотнами Гюбера Робера, Жан-Батиста Грёза, завещанной библиотекой Вольтера и купленной библиотекой Д. Дидро. По великосветской моде XVIII в. двухэтажный павильон, скрытый от чужих глаз, называют эрмитажем (с фр. ermitage - уединение). За дворцовым собранием так и закрепилось это название.

Малый Эрмитаж был построен в 1769 г. Валленом-Деламотом в стиле классицизма. Именно Малый Эрмитаж, ставший основой знаменитого на весь мир собрания, дал название всему музейному комплексу. Здание Старого Эрмитажа, отстроенного в 1771-1787 гг., было выбрано на набережной Невы специально для хранения разросшихся коллекций.

Дворцовый музей, будучи собственностью императорской фамилии и замкнутым собранием художественных ценностей, начал открываться для широкой публики.

Характер музейной политики в первой четверти ХIХ в.:

· закладывается основа всех значительных коллекций Эрмитажа

· формируются музейные службы по систематизации фондов, реставрации

· происходит пополнение музеев профессиональными кадрами, людьми знающими и преданными искусству и музейному делу

· государство финансирует деятельность музеев: ежегодная сумма, отводимая на содержание и обслуживание Эрмитажа, составляла 20 900 рублей

· складываются коллекции русской живописи и скульптуры, музеями осуществляется покупка авторских работ художников

· практика дарения и завещания чacтных коллекций, т.е. благотворительные акции, заложила основу крупнейших российских музейных собраний.

В 1825 г. были установлены правила «для порядка в Эрмитаже», предусматривающие дежурство в залах, охрану экспонатов, что входило в обязанности гоффурьеров, и оговаривались часы посещения музея. Публика могла осматривать галереи с 12.00 до 15.00 зимой и с 12.00 до 18.00 летом, копировальщики работали с 9.00 до 17.00 зимой и с 8.00 до 20.00 летом. В 1826 г. печаталось до 600 входных билетов, что допускало до 4 тыс. разовых посещений музея, не считая копиистов. Хорошо знал и любил Эрмитаж АС. Пушкин, получивший благодаря хлопотам В.А Жуковского постоянный билет «на всю вечность». Посещение залов Эрмитажа до 1825 г. было сопряжено с меньшими формальностями, чем в эпоху Николая I, когда осуществлялся тщательный надзор за тем, чтобы разрешение выдавалось только лицам «достойным и известным». До 1831 г. регламент предписывал, чтобы посетители были одеты пристойно и опрятно, позже публике надлежало быть во фраках и мундирах.

К концу царствования Александра I в богатейшее собрание произведений искусства Эрмитажа было внесено некоторое оживление, само здание музея перестроено, его убранство пополнено перенесенными из Михайловского замка мебелью, коврами, хрусталем, бронзой.

По распоряжению Николая I из Эрмитажа было перевезено 700 шедевров для украшения интерьеров во дворцах Гатчины, Павловска, Царского Села, Петергофа. В 30-40-е годы XIX в. была предпринята перестройка нового здания музея Эрмитаж.

Архитектура здания Нового Эрмитажа совмещала в себе элементы античной классики, ренессанса и барокко.

Торжественная церемония открытия музея Эрмитаж состоялась 5 февраля 1852 г. В том же году было завершено строительство здания Нового Эрмитажа, которое поражало своими размерами и роскошью отделки. В собрание вошли археологические коллекции «Древности Боспора Кимерийского», найденные на юге России в 30-е годы. По-прежнему небольшими были размеры отдела русской живописи. Властью Эрмитаж был официально признан музеем, но билеты для посещения выдавались придворной конторой. На первом этаже экспонировались памятники античной древности, на втором размещалась картинная галерея, в которой произведения живописи были развешаны в порядке, отвечающем исключительно декоративному вкусу. С 1849 г. обязанности куратора, осуществлявшего надзор за коллекцией, выполнял Федор Бруни, в его бытность было продано 1219 полотен из собрания. С 1863 г. куратором был историк Сергей Гедеонов, обладавший профессиональными навыками. При нем были сделаны существенные приобретения: «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Мадонна Коннестабиле» Рафаэля Санти.

Kopeнной поворот в сторону глубокой социализации музея происходит во второй половине ХIX начале ХХ в. В этот период формируется новое направление музейной деятельности, развивающее возможности музея как канала культурной коммуникации. В это время возникает и утверждается концепция музея как просветительского учреждения. В спектре основных видов музейной деятельности складываются и развиваются новые направления и программы, связанные с разработкой тематики просветительских программ и методов работы с различными категориями посетителей. Теоретическое обобщение опыта различных музеев - университетских, школьных, детских, земских исторических, художественных - способствовало возникновению новых смежных дисциплин. Так, в структуре музейной науки появляются музейная педагогика; музейная социология, использующие методы общественных наук.

В 60-е гг. ХХ в. в теории и методах музееведения начинают успешно применяться положения общей теории коммуникации, математической теории связи, адаптированные к проблемам оптимизации работы с посетителем. В практике различных музеев, а также в литературе предлагаются схемы музейной коммуникации, адресованные разным категориям посетителей.

Дальнейшее использование музейной наукой методов точных дисциплин шло по линии внедрения новых информационных технологий, и прежде всего электронных (компьютерных), по всем направлениям музейной деятельности. Музейная информатика является в настоящее время самостоятельным разделом музейной науки и активным направлением практической деятельности. Созданные в большинстве музеев отделы информатики осуществляют обширные программы компьютеризации таких направлений, как кoнсервация и реставрация, создание мультимедийных продуктов для просветительских программ, формирование электронных баз данных (компьютеризация фондов) по музейным фондам и др.

Более того, развитие электронных технологий открыло дополнительные возможности доступа к музейным собраниям, что не только дало возможность устройства виртуальных выставок, но положило начало формированию виртуального музея. Наконец, в последние десятилетия в условиях формирования рыночной экономики в сферу музейного управления внедряется инструментарий таких наук, как экономика и управление, все более обретающих контуры и статус соответствующей смежной дисциплины - музейного менеджмента.

Выделяют следующие периоды, которые соответствуют развитию музейного дела в совокупности стран и материков в целом:

1. Предмузейное собирательство (архаическое или первобытное общество, древний мир, средневековье);

2. Становление музея как социокультурного феномена (ХV в. - 80-е гг. ХVIII в.);

3. Выделение музейного дела в самостоятельную отрасль культуры и массовое появление публичных музеев как результат реализации программных требований представителей либеральных и радикальных слоёв общества развитых и развивающихся стран (90-е гг. ХVIII в. - 10-е гг. ХХ в.);

4. Дальнейшее развитие музейного дела и оформление музееведения (музеологии) как научной дисциплины (с 20-х гг. XX в. по наши дни).

Эволюция музеев наглядно свидетельствует, что их появление и развитие связано с эстетическим удовольствием, восхищением. Затем все более начинает осознаваться их образовательная и воспитательная сущность. В различные эпохи с появлением новых мировоззренческих доктрин меняется и роль музеев.

Кому известно, кто открыл первый музей в России? К пониманию музея как социального института, призванного не только сохранить память о культурных ценностях, но и образовывать людей, первым в России пришел царь Петр I. Великий реформатор, путешествуя анонимно в составе Великого Посольства (1698 год) по европейским странам, был очень впечатлен собраниями вещей, которые на немецком языке назывались «кунсткамерами». Любознательный и жадный до новинок, молодой царь стал закупать отдельные вещи, имеющие историческую и культурную ценность, а также целые коллекции. Приобретенные ценности он отправлял домой, и они легли в основу личного собрания (Государев Кабинет). Какой музей был первым в России? История его создания и развития будет поведана читателю в статье.

Основание Кунсткамеры

Вернувшись в Россию, Петр I не забыл о своей идее организовать кабинет редкостей. Первоначально экспонаты, вывезенные из стран, где он побывал, а также книги располагались в так называемом Государевом Кабинете. При переносе столицы из Москвы в строящийся Петербург одним из первых распоряжений Петра I было перевезти собранные царем редкости и библиотеки. Разместили их в первой царской резиденции - Летнем дворце. Первый музей в России назывался на европейский манер - Кунсткамерой (кабинет редкостей). Произошло это событие в 1714 году. Это официально признанная дата основания первого музея в истории России.

Перемещение собрания диковинок

Количество собранных предметов оказалось настолько большим, что их нельзя было упорядочить и организовать должный уход. Поэтому под Кунсткамеру и библиотеку было решено приспособить конфискованные обширные палаты опального вельможи Кикина. После переноса коллекций в 1718 году в Кикины палаты они по распоряжению Петра I стали открыты для всеобщего обозрения, причем бесплатно. Придавая делу собирательства старых и необыкновенных вещей государственное значение, царь в первую очередь преследовал просветительские цели.

Первые экспозиции в Кунсткамере

Первоначально в двухэтажном здании было организовано три отдела:

  1. Натуральные редкости.
  2. Нумизматический (монетный) кабинет.
  3. Библиотека с большим собранием древних рукописей.

Кроме того, там были представлены живые экспонаты. К примеру, отличающийся уродством коротышка Фома (126 см) имел на руках и ногах всего по два пальца, напоминающих клешни рака.

Формирование собраний

Первые поступления были иностранного происхождения. После подписания в 1718 году царем указа, обязующего направлять в первый музей в России, Кунсткамеру, все, что «зело, старо и необыкновенно», количество экспонатов резко возросло. Учреждение первого российского музея совпало по времени с организацией экспедиции для поиска полезных ископаемых на востоке страны, на берегах Балтийского, Азовского, Каспийского морей. В результате раскопок возле Астрахани была найдена золотая и серебряная жертвенная утварь языческих времен, ее направили в Кунсткамеру. Большое значение для пополнения экспозиции имели находки экспедиции немецкого ботаника, медика Мессершмидта, который был отправлен Петром I в Сибирь. Значительные материалы по этнографии, изобразительному искусству, письменности народов Востока, собранные Мессершмидтом, существенно пополнили собрание Кунсткамеры.

В разделе природных редкостей выставлены препараты из анатомической коллекции голландца Рюйша, которые царь приобрел в 1698 году. Вперемешку с представителями животного и растительного миров выставляются изделия из слоновой кости, большое количество янтаря, археологические находки. В мюнц-кабинете выставлены монеты и медали. Главным смотрителем собрания был назначен лейб-медик Арескин, а Иоганн Шумахер исполнял обязанности библиотекаря и надсмотрщика «редкостей и натуралиев».

Строительство нового задания

Как и все начинания, проводимые царем с государственным размахом, учрежденный самый первый музей в России стал очень быстро разрастаться. Чтобы поместить коллекции, которым стало тесно в Кикиных палатах, потребовалось новое здание. Возвести его планировалось на Стрелке Васильевского острова, где должен был располагаться центр будущей столицы. По царскому замыслу рядом с Академией, библиотекой должен был расположиться государственный музей. Выбор места строительства был указан самой природой. По преданию, Петр I, гуляя по Васильевскому острову, увидел необычное дерево, в котором вросшая в ствол ветка образовала дужку амбарного замка. Изумившись дереву-монстру, он приказал срубить его, а на этом месте построить здание Кунсткамеры, в котором этот кусок дерева стал экспонатом.

Описание здания

Постройка первого публичного музея в России началась в 1718 году и продолжалась до 1734 г. В разные периоды строительством руководили Маттарнови, Гербель, а завершил работы Михаил Земцов. Строительство Кунсткамеры контролировал лично царь, но, к сожалению, из-за своей смерти (1725 г.) так и не смог увидеть свое детище в готовом виде. Два трехэтажных корпуса соединены многоярусной башней, украшенной сложным куполом. Для строительства использовался кирпич, выписанный из-за рубежа. В великолепном здании, возведенном в стиле барокко, музейные экспозиции занимали восточное крыло, а в западном размещались учреждения Академии Наук. Центральную часть здания занимает Анатомический театр. В башне обустроили обсерваторию, и там хранится Готторпский глобус.

Экспозиции в новом здании

Здание длиной 100 метров и шириной 15 м стало первым в городе монументальным шедевром. Стремительное поступление экспонатов в новое здание продолжалось, они быстро переполнили помещение. Систематизацией ранее беспорядочно размещенных редкостей занялись первые академики учрежденной Академии науки. Увеличенный штат музейных сотрудников провел большую работу по разделению экспонатов на группы, размещенные в отдельных помещениях. В императорском кабинете, который занимал две комнаты, содержали личные вещи императора, там же находилась восковая фигура Петра I, выполненная отцом знаменитого зодчего Растрелли, Бартоломео Растрелли. Кроме мюнц-кабинета и библиотеки, были учреждены кунст-кабинет, императорский и физический кабинеты, натур-лаборатории. Созданная уникальная коллекция по естественной истории и этнографии, по мнению многих иностранцев, посетивших Кунсткамеру в тридцатых годах XVIII века, не имела себе равных в Европе.

Пожар 1747 года

Возникший из-за неисправностей печей и дымоходов грандиозный пожар уничтожил значительную часть этнографических коллекций и библиотечного фонда. В пожаре сгорел также такой уникальный экспонат, как Готторпский глобус, располагающийся в башне. Списки уничтоженных в огне этнографических коллекций Академией наук были разосланы в российские губернии. В сопровождающих письмах содержалась просьба о восстановлении по возможности погибших в огне экспонатов. По распоряжению императрицы Елизаветы на восстановление помещений и утраченных коллекций были выделены значительные средства. То, что удалось спасти, было временно размещено в доме Демидова. Для посещений Кунсткамера была вновь открыта спустя почти двадцать лет после пожара - в 1766 году. Однако длительное время оставался неотреставрированным купол башни, который был восстановлен гораздо позже.

Развитие музея в XVIII веке

Восемнадцатый век вошел в историю России как время великих экспедиций. Ученые во время Первой и Второй Камчатских экспедиций (1733-1743 гг.), Физических экспедиций (с 1768 г. по 1774 г.) собрали огромное количество этнографических, археологических материалов, образцов в области ботаники, зоологии, географии. Обработкой и систематизацией материалов занимались музейные работники Кунсткамеры. После приобретения Россией Алеутских островов и Аляски промысловикам были направлены правительственные указы, требующие сбора сведений о природных богатствах. Промысловиков обязывали делать описания обычаев коренных народов. Ценными материалами обогатился первый русский музей во время морских научных экспедиций, геологических изысканий, организованных Российско-Американской компанией.

Академическая библиотека

Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.

Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

Дальнейшее развитие музея

По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя - Петра Великого.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире