Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Это название нас сильно объединяет». Как Татарстан отстаивает президента. Татарстан вцепился зубами в название должности Когда в татарстане уберут название президент

Новый виток в процессе приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным может начаться в Татарстане после выборов президента России в марте этого года, считают эксперты. К настоящему моменту эта республика остается единственным регионом, в котором уже третий год власти продолжают нарушать федеральный закон, сохраняя название высшего должностного лица «президент».

Напомним, что еще в 2010 году был принят федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который запрещает высшим руководителям органов исполнительной власти регионов называться президентами. Согласно этому закону в течение пяти лет во всех национальных республиках должно было пройти переименование должности первых лиц. Требование выполнили все, кроме Татарстана. Сначала руководству этой республики удалось пролоббировать себе отсрочку на год, которую без видимых оснований поддержали депутаты Госдумы, а осенью 2015 года были проведены выборы президента Татарстана, где на пост был переизбран Рустам Минниханов. После этого в Казани начали заявлять, что эти выборы следует трактовать «как референдум за сохранение должности президента Татарстана».

Москва никак не отреагировала на демонстративное нарушение федерального закона. В итоге в России сегодня два государственных чиновника являются президентами.

К вопросу еще раз вернулись в 2017 году, когда истек срок действия договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Казанью. Несмотря на попытки пролонгировать этот договор, Москва на это не пошла. Возможно, чтобы «подсластить пилюлю», в Кремле негласно разрешили «сохранить президента» до окончания срока правления Рустама Минниханова - до 2020 года. Впрочем, все эти договоренности никак не закреплены юридически.

На этом фоне новостью стал ответ прокуратуры Татарстана депутату городского совета Набережных Челнов Сергею Яковлеву , который ранее обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой привести конституцию региона в соответствие с федеральным законодательством, в частности, упразднить должность президента. В ответе из прокуратуры республики, куда по инстанции спустили письмо Яковлева, сообщалось, что создана рабочая группа по изменению конституции Татарстана путем разработки закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан». Этот факт вызвал переполох в парламенте Татарстана, где , что ни о какой рабочей группе им неизвестно и вносить изменения в Конституцию Татарстана никто не собирается.

В этой связи свои мнения высказали политические эксперты.

Политолог Аббас Галлямов считает, что надежды Казани по поводу сохранения «президента Татарстана» до 2020 года могут оказаться иллюзорными: «В принципе, федеральный центр может добиться переименования должности в любой момент». По его словам, «как только Кремль решит, что ему надо продемонстрировать окончательную „победу над сепаратизмом“, Татарстан тут же исправит свою Конституцию».

Схожей позиции придерживается и казанский политолог Глеб Прожилов , который напоминает, что в постсоветский период федеративные отношения в России между центром и субъектами федерации всегда имели характер торга. «Так, слабость Москвы в 1990-е годы позволила развернуться „параду суверенитетов“, угрозе единому экономическому и правовому пространству, - отмечает эксперт. - Спасала практика двусторонних договоров между федеральным центром и субъектами федерации, способствовавшая выстраиванию общей политики в рамках системы в целом». По словам Прожилова, «ослабление же регионов в результате кризиса 1998 года и усиление силовиков с приходом на ведущие места во властной иерархии команды Путина запустило процессы крепкой централизации». «За эти годы выстроена столь жесткая вертикаль власти и концентрация силовых ресурсов в центре, что у регионов не осталось, пожалуй, ни одного аргумента для спора, тем более уж для шантажа Москвы, как это было раньше», - считает политолог. В итоге эксперт делает вывод: «Ситуация с решением языкового вопроса путем диктата со стороны федерального центра говорит о смертном приговоре региональной самостоятельности. Ну, а последние проблемы команды Минниханова в экономической сфере позволяют центру проводить подобную политику без всяких переговоров». «Таким образом, вопрос о всяческих наименованиях должностей решается, похоже, в одностороннем порядке. И мнение субъекта, лишённого ресурсов для полноценного противостояния, учитываться не будет», - полагает Прожилов.

Лидер общественного движения «Тигры Родины» (молодежное крыло партии «Родина»), депутат Раменского районного совета Московской области Владимир Лактюшин высказал предположение, что этнократия все же может попытаться использовать предстоящие президентские выборы для политического торга с Москвой. «Не попытаются ли элиты Татарстана превратить голосование 18 марта в торг на предмет „высокая явка и максимум голосов за нужного кандидата в обмен на максимум полномочий в своей республике“, что отлично им удавалось начиная с 1996 года? Летом 2017 года, как раз во время кампании по поводу пролонгации договора и заявлений президента Владимира Путина о недопустимости насильного преподавания национальных языков, в топовых татарстанских СМИ активно продвигали высказывания разного рода „экспертов“ о том, что подобные действия Москвы могут вызвать недовольство и привести к заметным ухудшениям результата Путина в республике на выборах 18 марта 2018 года», - напоминает эксперт.

В этой связи Лактюшин, вероятно, намекает на журналиста Максима Шевченко , которого власти Татарстана используют как одного из медийных лоббистов своих интересов. По мнению Лактюшина, некоторые из этих «экспертов» теперь стали доверенными лицами Павла Грудинина или просто выступают в его поддержку, внося в его кампанию рассуждения о необходимости борьбы с имперскими тенденциями и требования «истинного федерализма», который в том числе подразумевает сохранение в Татарстане принудиловки с татарским языком.

Однако все же подобный сценарий политического торга Казани с Москвой маловероятен, полагает политик: «Надо понимать, что федеральный центр на шантаж „Не пойдете навстречу - можем записать 20−30% голосов Грудинину“ не пойдет. Кажется, это понимают и в Казанском кремле, свидетельство чему недавнее заявление Минниханова о необходимости забыть все обиды, идя на выборы 18 марта».

По словам Лактюшина, «даже отсутствие такого торга со стороны Казани не подразумевает, что „хорошее поведение“ освободит республику от отмены поста президента. Высокий процент голосов за Путина в Татарстане как раз и будет дополнительным инструментом легитимизации такого решения федерального центра».

Вряд ли федеральный центр начнет форсировать процесс, полагает кандидат политических наук из Уфы Евгений Беляев : «До 2020 года все-таки уже осталось не так много времени, и начало работы Конституционной комиссии - это скорее подготовка к этим изменениям. Курс на сосредоточение властных рычагов в федеральном центре очевиден, но он проводится поэтапно и без форсирования процесса».

Одним из аргументов, на который уповают сторонники сохранения «президента Татарстана», является активная международная деятельность Рустама Минниханова, часто выезжающего за рубеж для заключения договоров о сотрудничестве. «Для имиджа» Минниханову выгоднее встречаться с каким-нибудь арабским эмиром не в качестве «главы Татарстана», а в качестве «президента», говорят они. Однако и глава Чечни Рамзан Кадыров , и глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров также совершают зарубежные поездки, нередко по тем же странам Ближнего Востока, куда часто наведывается Минниханов. И Кадырова, и Евкурова встречают там на столь же высоком уровне, хотя на их визитках не написано «президент».

Таким образом понятно, что сохранение должности президента в Татарстане необходимо местной этнократии исключительно из национального тщеславия. Если Минниханов станет называться главой Татарстана, это никак не скажется на социально-экономической ситуации в республике. Точно так же, как ничего не изменилось после того, как перестал действовать договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. С другой стороны, это будет свидетельством, что Россия - федеративное государство с единым правовым пространством, а не лоскутное одеяло.

Айдар Мубаракзянов

«24 июля 2017 года истек срок действия договора о разграничении полномочий Российской Федерации и Республики Татарстан. Россия формально превратилась в единое государство без договорных элементов в федеративном устройстве», - написал на своей странице в «Фейсбуке» политолог и публицист Егор Холмогоров . По его мнению, «это, конечно, только первый шаг к действительно единой России».

Обращение депутатов Госсовета Татарстана, о котором 12 июля написала «Свободная пресса», федеральный центр оставил без всякого ответа. Напомним: народные избранники республики настоятельно рекомендовали Москве продлить прежние отношения на новый срок. И, в частности, оставить за главой региона наименование должности «президент».

Однако эта инициатива повисла в воздухе. Федеральный центр промолчал, на обращение не ответил и дал возможность прежнему договору о разграничении полномочий тихо скончаться.

Мало того, 20 июля на Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле президент России недвусмысленно дал понять, что обязательное изучение татарского языка в одном из субъектов федерации России является нарушением Конституции. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации», - заявил Путин .

Правда, никаких реальных шагов за этим заявлением президента пока тоже не последовало. Мало того, в самом Татарстане пока пытаются сделать вид, что никакого нарушения закона у них и нет. В частности, 25 июля министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что обязательное изучение татарского для жителей республики не является нарушением общероссийских законов.

Сейчас важно, какую позицию займёт федеральный центр, будет ли он и дальше последовательно проводить политику по выравниванию статуса всех регионов России, чтобы некоторые из них не были «равнее» других.

Я считаю, что и существование особого договора с Татарстаном и «лингвистический конфликт» в республике - это те проблемы, которые можно было решить значительно раньше, - говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. - Уже в 2007 году были все основания не продлевать особого договора с Татарстаном. Федеральный центр был уже достаточно силён. И курс на установление конституционно-правового единства страны был не только продекларирован, но и в значительной степени реализовывался.

Дело в том, что наша страна - конституционная федерация, а не договорная. То есть изначально Россия не была страной, учрежденой различными территориями, которые договорились о том, что вот теперь мы будем существовать вместе, каждый на своих особых условиях. Логика у нас обратная - изначально единая унитарная страна образовала различные субъекты федерации.

Развивать российский федерализм необходимо именно как конституционный федерализм. И на этом пути особый договор с Татарстаном был не нужным и даже опасным исключением. В начале 90-х годов имел место, по сути, конституционный распад России, когда десятки субъектов федерации добились для себя особых условий от федерального центра. Всё это, безусловно, должно уйти в прошлое.

Что касается вопроса о принудительном изучении татарского языка для тех, кто не является его носителем, то я считаю, что имеет место ущемление прав русского и русскоязычного населения республики, которое составляет 40% процентов от общего числа жителей Татарии. Поскольку изучение татарского языка шло в ущерб изучению русскому. На русский выделялось меньше часов в ходе учебного процесса. Это является прямой формой этнической дискриминации русских, проживающих в республике.

Такая дискриминация, которая систематически осуществляется в отношении любой этнической группы на основании региональных законов, неприемлема. При этом де-факто у Татарстана существует большая свобода манёвра. Это достаточно успешный в социально-экономическом и управленческом отношении субъект федерации. Есть все основания думать, что он останется таковым.

Но те моменты, в которых нарушаются законы Российской Федерации, должны быть устранены. Кроме перечисленных, это и вопрос наименования должности главы республики. Здесь даже не вопрос каких-то компромиссов. Эти нормы должны быть приведены к единству без всяких условий.

«СП»: - Не является ли та успешность Татарстана, о которой вы упомянули, как раз обусловленной тем, что республика, согласно договору, имела особые условия в налоговой сфере?

Здесь как раз существует свобода манёвра, почва для компромисса. Распределение налоговой базы, инвестиции - всё это вопросы, которые можно обсуждать.

Да, Татарстан не раз участвовал в федеральных программах, под которые получал значительные инвестиции. Думаю, что успешная экономическая модель Татарстана никуда не денется. Мало того, в каком-то смысле можно спроецировать данную модель на другие регионы России. Социально-экономическое укрепление регионов отвечает интересам страны в целом. Расширение прав регионов в смысле бюджетного федерализма нам бы не помешало, поскольку это нисколько не противоречит единству страны.

«СП»: - Если принять сегодняшний день как некую точку отсчёта, куда нам стоит двигаться дальше - может быть к ещё большей унификации разных субъектов федерации? Или наоборот, к тому, чтобы в общероссийском законодательстве закреплялись особенности ментальности и традиций разных народов России?

Я думаю, что мы в первую очередь должны двигаться к равенству регионов. Конечно, полной идентичности возможностей не достигнем никогда. И даже не стоит к этому стремиться. Регионы у нас слишком разные по своим людским, природным и прочим ресурсам.

Я даже считаю, что избыточная централизация в современной России, вернее - то, что порой называют избыточной централизацией, это способ компенсировать неравновесность регионов.

Неравновесность в целом можно преодолеть, перекроив административные границы в России не по этническому, а по социально-экономическому принципу. Таким образом будет создано меньшее количество экономически более сопоставимых друг с другом субъектов. Однако пока речь о такой реформе не идёт.

А что касается правового единства, нам уже сейчас необходимо двигаться к равенству субъектов федерации. Где-то увеличив полномочия краёв и областей, а где-то (как в случае с Татарстаном) ограничив «самодеятельность» национальных республик.

Я считаю, что некоторая принципиальность, которую проявил в последнее время Кремль в этом вопросе, оправдана, - говорит старший научный сотрудник Российского института стратегического исследования Олег Неменский . - Особое положение Татарстана было незаметной, но при этом очень серьёзной угрозой единству России. Логика такова, что лучше уж со всеми субъектами федерации заключать особый договор, чем давать такую привилегию одной республике. Причём совершенно непонятно на каких основаниях. Принципиально тут чтобы все видели, что выстроена система равных для всех отношений.

Опасность распада России никуда не делась, хоть и уменьшилась. Поэтому необходимо формировать такие отношения между центром и регионами, которые препятствовали бы развитию центробежных тенденций при очередном политическом или экономическом кризисе.

Что касается самого Татарстана, то в нем есть свои проблемы и в межнациональных отношениях. Хотя считается, что опыт республики в этой сфере успешен, жалоб от представителей «нетитульных» народов там немало. Поэтому я считаю, что федеральный центр должен увеличить число рычагов, с помощью которых можно было бы влиять на ситуацию с межнациональными отношениями во всех республиках и областях России.

«СП»: - Стоит ли идти по пути дальнейшей унификации законов субъектов федерации или надо учитывать этнические, религиозные и прочие особенности регионов? Например, в республиках Северного Кавказа разрешить многожёнство?

Я думаю, что законодательство в регионах должно быть максимально унифицировано. Особенно важно решать вопрос с национальными республиками, где русские являются большинством, но при этом представители титульных наций больше представлены во власти, в бизнесе и т. д.

Подпишитесь на нас

Проходящий в Казани очередной, уже шестой по счету Всемирный конгресс татар обратился к Владимиру Путину с требованием сохранить в республике должность Президента и создал новый управляющий орган по образу Национального совета образца 1917 года. Таким образом, спустя столетие, республиканская правящая элита для защиты своих политических и экономических интересов вновь пытается реставрировать инструменты развития национализма и сепаратизма.

Для того, чтобы оценить то, что происходило в эти дни в Татарстане, необходимо понять, что же такое Всемирный конгресс татар (ВКТ) и провести несколько исторических параллелей.

Министерство юстиции РФ зарегистрировало ВКТ 24 апреля 1998 года – дата, в общем, ничем не примечательная, но и действие исключительно техническое. На самом деле первый съезд Всемирного Конгресса татарского народа прошел в Казани в 1992 году. А вот 1992-й – это уже ключевая веха в истории республики. Ведь именно весной этого года Татарстан отказался подписывать Федеративный договор с Россией. И практически сразу стало понятно, что переговоры по этому поводу будут если и не безнадежными, то очень сложными и затяжными. Так и произошло.

Осенью 1992 года по новой Конституции Республика Татарстан стала суверенным государством, в декабре 1993-го был объявлен бойкот всероссийскому голосованию, фактически оставивший новое государство за периметром федеративного правового поля и позволивший избрать собственного президента. Ситуация для формирующегося российского государства оказалось достаточно критичной – автономный анклав в самом центре страны был никому не нужен, идти по пути Чечни также было неразумно, и 15 февраля 1994 года в Москве президенты РФ и РТ Борис Ельцин и Минтимер Шаймиев подписали договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Это была убедительная победа Шаймиева-политика. В рамках соглашения Татарстан объявлялся государством, объединенным с Россией на очень привлекательных для республики условиях. Она получала право на собственные Конституцию и законодательство, установление и сбор республиканских налогов, ввод республиканского гражданства, самостоятельность в отношениях с субъектами РФ и иностранными государствами и внешнеэкономической деятельности. Природные ресурсы были объявлены «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана».

Второй съезд Всемирного конгресса татар прошел в 1997 году, на нем был принят Устав организации. Это был год, когда после определенного затишья в первые пункты повестки политической жизни республики вновь вышли вопросы национальной идентификации и связанного с ней особого правового статуса. После образования Союза России и Белоруссии Татарстан объявил о желании самостоятельного вступления в него, а чуть позже Госсовет республики принял постановление о приостановлении выдачи паспортов гражданина Российской Федерации нового образца. Вот такие совпадения.

Конечно, Всемирный Конгресс татар не стоит рассматривать как самостоятельный орган, способный решать сложные политические задачи. Но функцию pr-инструмента властей Татарстана ВКТ выполняет вполне исправно. Причем инструмент этот рассчитан, в первую очередь, не на внутреннюю аудиторию, а на мировую общественность. И за возможность продвигать нужные мысли в нужное время власти Татарстана готовы хорошо платить. Разумеется, деньгами налогоплательщиков. В «свободное от политики время» конгресс очень активно занимается проведением сабантуев, татар-квестов и других подобных мероприятий - не очень осмысленных, но очень дорогих.

Сейчас как раз наступило то самое «нужное время». 2017 год, президент Татарстана Рустам Минниханов не может договориться с российским федеральным правительством о заключении нового договора о разграничении полномочий, в республике бушует банковский кризис, который в Кремле, Минфине и Центробанке РФ старательно не замечают, и в повестку ВКТ, долгое время обходившего политические вопросы, вновь включены животрепещущие пункты. Участники конгресса на пленарном заседании поддерживают обращение Госсовета республики к президенту, но, не о необходимости заключения нового договора, а о сохранении наименования должности высшей государственной власти в республике – президента. И, в общем, это все расставляет по своим местам.

Смена статуса главы Татарстана, очевидно, повлечет реформу системы управления, перераспределение полномочий, вероятнее всего, вновь придется делить ресурсы и активы. То есть, местные правящие кланы готовы биться за свое изо всех сил, а договор, конституция, и прочая мишура, работающая на благо республики, а не персоналий и семей, не так и важна. Отметим, в речи президента РТ на пленарном заседании тема договора не всплыла ни разу.

Однако выпад в сторону федерального центра в выступлении Рустама Минниханова все же был, причем выпад, ярко иллюстрирующий методы, которые глава республики готов использовать в защите своих личных интересов. Президент объявил о создании на базе «Всемирного конгресса татар» национального совета «Милли Шура» . Для тех, кто не в курсе, «Милли Шура» - это Национальный совет, одна из ветвей власти, созданная в Татарстане в 1917 году вместе с Духовным советом (Мэркэз Дини Шура). Зачем понадобился такой откат к решениям очень смутного периода? Видимо, ставка вновь делается на национализм и сепаратизм. И никого не должны обманывать пламенные заверения Рустама Минниханова в верности Владимиру Путину, который выступает «надежным гарантом сильной России».

Кремль они точно не обманули. Уже после пленарного заседания в федеральной прессе появились сообщения со ссылкой на источник в администрации президента РФ о том, что позиция Москвы по вопросу продления договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном не изменилась, так как «государство не должно строиться по договорному принципу».

Из всего происходящего можно сделать логичный, но очень неприятный вывод. Рустам Минниханов, видимо, понимает, что власть уплывает из рук, как неглупый человек, наверняка осознает, что сам виноват в этом. Ведь многие разделяют мнение, что руководитель республики, по-видимому, что зарвался, решая вопросы личного и семейного благополучия за счет жителей республики, и ищет новые инструменты для борьбы с федеральным центром, в том числе. Вв виде поддержки западных элит, за счет раздувания «национального вопроса», формирования «оппозиционной администрации» в рамках, казалось бы, аполитичного ВКТ. К чему это приведет? Прогнозы неутешительны: ухудшение качества и стабильности жизни в республике (в первую очередь, конечно, для населения), новый виток финансового кризиса, передел собственности, клановые войны. Вот такие вот Сабантуи, похоже, будет праздновать до недавнего времени благополучная республика.

В Кремле не намерены создавать правовую комиссию в связи с истечением договора о разграничении полномочий с Татарстаном, рассказали источники РБК. Об этом президента России ранее просили депутаты республиканского Госсовета

Казанский Кремль (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Комиссии не будет

В пятницу, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Документ вступил в силу 11 августа 2007 года, срок его действия составлял десять лет. В Кремле не будут продлевать действие документа, равно как и заключать новый, ранее источники РБК. Позиция федерального центра с тех пор осталась неизменной, заявили РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к Кремлю.

Федеральный центр также не намерен создавать комиссию по правовым вопросам в связи с истечением договора, сообщили эти же источники РБК. В такой комиссии нет необходимости — имеющиеся правовые коллизии касаются Конституции Татарстана и республика в состоянии решить их сама, говорит федеральный чиновник РБК. Создание комиссии — технический вопрос, все необходимые изменения можно внести в рамках уже существующих институтов, поэтому незачем создавать еще один, добавил близкий к Кремлю собеседник РБК.

С просьбой создать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам президента Владимира Путина попросили депутаты Госсовета Татарстана в обращении 11 июля. Ее необходимость обосновывалась тем, что в связи с истечением договора о разграничении полномочий «возникают определенные проблемы реализации» ряда норм республиканской Конституции.

Речь идет о первой статье Конституции Татарстана, в которой говорится, что отношения между республикой и Россией строятся в том числе на основании договора о разграничении полномочий. Эта статья «не может меняться парламентом, а только на референдуме», сказал РБК председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Это и есть правовая сторона вопроса, и она требует спокойного, уважительного и доверительного обсуждения между федеральным центром и субъектом», — добавил он.

Если же вынести вопрос на референдум, то очевидно, что большинство жителей республики проголосуют против изменения этой статьи, сказал близкий к руководству республики источник РБК.

«Мы хотели бы, чтобы федеральный центр определился с представителями, которые бы прибыли в Казань, или мы готовы направить своих представителей в Москву», — заявил Мухаметшин. По его словам, он надеется, что после возвращения «ведущих юристов администрации президента из отпусков» такие консультации действительно начнутся.

Еще один собеседник, близкий к руководству республики, уточняет, что затягивание с началом консультаций республиканскими властям объяснили отпуском помощника президента — начальника государственно-правового управления Кремля Ларисы Брычевой.

В 1994 году Татарстан стал первым регионом, с которым был заключен договор о разграничении полномочий, и до сегодняшнего дня оставался последним субъектом, у которого такой договор был. В первом документе республика получала экономические преференции, например право взимать собственные налоги, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно договору, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». В договоре от 2007 года экономических преференций уже не было. Властям республики было предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с Конституцией России и Конституцией Республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Оставят президента​

Федеральный центр может пойти навстречу республиканским властям в другом вопросе — сохранении должности «президент» для руководителя Татарстана. С просьбой «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица» в июле выступил Госсовет республики.

Однако наименование «президент» может сохраниться только до окончания срока полномочий главы республики Рустама Минниханова. «Пост президента сохранится до следующих выборов [руководителя Татарстана], так как граждане выбирали именно президента», — сказал РБК источник в Кремле. Полномочия Минниханова истекают в 2020 году.


Рустам Минниханов (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

О готовности федерального центра сохранить нынешнее наименование руководителя республики ранее сообщал «Коммерсантъ».

Татарстан — единственная республика, где сохранилась должность «президент». Согласно закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», наименование «президент» национальные республики должны были упразднить к 2015 году. Позже действие закона продлили до 1 января 2016-го — специально для Татарстана, который так и не переименовал президента в главу. Однако, и после того как действие закона продлили, изменений не произошло.

«Руководство республики должно услышать сигнал, который был дан президентом Путиным. Сигнал совершенно однозначный — о том, что все субъекты должны следовать закону», — заявил РБК федеральный чиновник.

На ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года глава государства , что «даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица». Однако при этом Путин добавил, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы там сами решайте, ладно?» — предложил он.

Подарок Шаймиеву

Сам по себе договор о разграничении полномочий не являлся сколько-нибудь значимой проблемой и носил символический характер — Татарстан продолжал фиксировать свою особость, и это проецировалось в том числе на руководителя республики, говорит политолог Виталий Иванов. Нынешний договор был по сути подарком президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву на его 70-летие, которое он отмечал в 2007 году, продолжает эксперт. «Таким образом, Шаймиеву и дальше позволили считать, что он особый. Но к Минниханову другое отношение. Он не Шаймиев. При всех нюансах — это обычный путинский губернатор», — констатирует эксперт.

Что касается возможности сохранения должности «президент» до истечения сроков полномочий Минниханова, то, по словам Иванова, этот вопрос был решен еще в 2016 году, когда Татарстан не стал менять название руководителя республики. «Сейчас этот вопрос в срочном порядке вытаскивают наверх, чтобы дать возможность Минниханову сохранить лицо», — уверен эксперт.

В 1994 году, когда принимался первый договор о разграничении полномочий, ситуация в стране была совершенно иной — документ сыграл роль стабилизатора в отношениях между федеральным центром и республикой, в нем также были прописаны экономические преференции, указал завкафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Большаков. В нынешнем договоре экономических преференций не содержалось, но там были прописаны политические вещи, которые важны для татарской элиты. «Говорилось, что у республики есть президент, который должен владеть двумя языками. Для двуязычного Татарстана это очень важно», — пояснил эксперт. Но федеральный центр окреп и теперь не собирается строить отношения на договорной основе, резюмировал он.

Возникшие правовые вопросы, касающиеся первой статьи Конституции Татарстана, скорее всего, будут решены в результате переговоров, а не референдума. «Руководство Татарстана не заинтересовано в референдуме и постарается договориться о консультациях. Но, по моему мнению, участвовать в них будут эксперты-юристы, а не высокопоставленные лица», — уверен Большаков.

Однако если бы федеральный центр пролонгировал договор, то ничего страшного не произошло бы. «Политически это (пролонгация документа) было возможно. Татары — второй по численности народ в России, и какие-то моменты соглашения могли бы присутствовать», — считает эксперт.​

Ходят упорные слухи, что главе Татарстана Рустаму Минниханову недолго осталось занимать высокое кресло в республике. Предполагают, что путь к его отставке может пролегать через пост федерального вице-премьера.

Если верить слухам, возможно, Рустаму Минниханову сидеть в кресле президента республики Татарстан осталось считанное количество месяцев. Об этом со ссылкой на источники сообщает корреспондент The Moscow Post.

Инсайдеры предполагают, что напрямую Москва Рустама Нургалиевича в отставку «сливать» не будет, а пойдет по «яковлевскому сценарию». В этом случае, по их мнению, Минниханов уже в мае следующего года может на пару лет «переехать» на должность вице-премьера правительства РФ, а затем может быть оправлен в почетную отставку. В лучшем случае - на какие-нибудь «декоративные» должности.

Отметим, что глава Татарстана - единственный из своих коллег-руководителей российских субъектов до сих пор сохранил должность президента. В начале августа в Казани состоялся съезд Всемирного конгресса татар (ВКС). В резолюции съезда был сделан акцент на положительной роли действовавшего до недавнего времени договора о разграничении полномочий между федеральным руководством страны и властями Республики Татарстан.

Договор был заключен десять лет назад. По сути, все это время Татарстан оставался неким государством в государстве. Но 11 августа срок действия документа истек. И продлевать его действие Москва не спешит. Несмотря даже на то, что еще раньше Госсовет Татарстана обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой продлить действие договора.

Однако, по доносящимся из Кремля слухам, нежелание продлевать договорные отношения с РТ могут выть вызваны неким недопониманием между Москвой и Казанью. Тем более, что эти слухи косвенно подтверждает комментарий первого замглавы Администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Он в конце прошлой недели напомнил, что «сейчас не по договорному типу строится государственность». И на вопрос о возможном конфликте на почве непродления договора добавил, что «не нужно возвращаться, дергать эту тему».

Сергей Кириенко «все сказал»?

Некоторые слухачи считают, что «развязка» этой ситуации может наступить в виде кадровой «чистки» в рядах руководства Татарстана. И первым в этой очереди может оказаться Рустам Нургалиевич Минниханов.

Дело в том, что во властных кулуарах стали поговаривать: президент Татарстана не просто наделал много ошибок, он якобы слегка «оторвался от реальности», что могло привести не только к разрыву контакта с республиканскими элитами, но и к потере доверия населения РТ.

И не в последнюю очередь, такому результату господин Минниханов обязан тому, как руководство республики показало себя во время разразившегося локального банковского кризиса.

Некоторые эксперты не под запись высказывают мнение, что Минниханов и его команда фактически «киданули» клиентов и вкладчиков рухнувшего «Татфондбанка».

«Проехать» не удастся?

Несколько дней назад Агентство по страхованию вкладов озвучило, что «Татфондбанк» задолжал кредиторам без малого 135 млрд рублей! При этом исковых требований к банку уже предъявлено на 538 млрд рублей.

Третье марта этого года, наверное, можно считать официальной датой начала в Татарстане банковского кризиса, когда ЦБ отозвал сразу у двух основных банков республики лицензии - «Татфондбанка» и «Интехбанка». Примечательно, что Минземимущества Татарстана было крупнейшим акционером первого банка и владело пакетом свыше 10% акций - во втором.

Тем не менее, когда профильные регулирующие органы завели речь о санации ТФБ, а также о финансовом участии в этом нелегком деле акционера с виде правительства Татарстана, власти республики сослались на бюджетное правило, которое запрещает наращивать госдолг.

Неотвеченный вопрос, который, судя по всему, до сих пор продолжает подогревать недовольство жителей республики: как же это крупнейший акционер в виде местных властей мог «проморгать» то, что творится в «Татфондбанке»? Из банка миллиардами расхищались средства! По последним данным, приведенным Следственным комитетом, сумма хищений по делу экс-главы ТФБ Роберта Мусина превышает 35,5 млрд рублей.

А ведь еще до недавнего времени бывший премьер-министр Татарстана, второе после Рустама Минниханова лицо в республике - Ильдар Халиков - возглавлял совет директоров Татфондбанка.

Могли ли Халиков и Минниханов действительно быть настолько не в курсе, что происходит в ТФБ? Или же, как поговаривают злые языки, принимали активнейшее участие в «распиле» денег?

И какую же ответственность понес уважаемый Халиков как фактический представитель крупнейшего акционера и один из управленцев банка? Да, особо, выходит, что никакую. Да, он лишился должность премьера, однако его уже усадили в новое кресло - гендиректора УК «Татэнерго», единственный собственник которой - «Связьинвестнефтехим», на 100% принадлежащий… республике Татарстан.

То есть господина Халикова, если говорить словами его завистников, от «кормушки», получается, и не отгоняли. Злые языки сплетничают, что более демонстративно свое отношение к пострадавшим вкладчикам «Татфондбанка» руководство республики выразить не могло.

Кто на новенького?

После того, как сразу два татарстанских банка, в открытых источниках появились слухи, что следующим может быть банк «Ак Барс», «наученные горьким опытом» жители республики ответили на это очередями к банкоматам и в отделениях банка. ответственные лица предпочли называть слухи информационной атакой. А Минниханов вообще заявил, что «атака» велась из-за границы.

Вряд ли от внимания опасающихся за сохранность своих средств клиентов «Ак Барса» ускользнул тот факт, что экс-глава «Татфондбанка» Роберт Мусин, ныне - фигурант громкого уголовного дела, продолжительное время руководил также и «Ак Барсом».

В марте на просьбу лично поручиться за то, что «Ак Барс» не постигнет судьба «Татфондбанка» и «Интехбанка», Рустам Минниханов всего лишь «заверил, что каких-либо опасений по «Ак Барс» банку быть не может». Но волшебной фразы «я ручаюсь» все же не произнес…

А ведь что потом в «случае чего» помешает Рустаму Нургалиевичу также, как и о «Татфондбанке» в свое время, сказать, мол, руководство республики «жило иллюзиями, что проблема рассосется»? Рассосется проблема, которая успела «засосать» 135 млрд рублей? И это, похоже, все, что может сказать по данному вопросу ответственное лицо…

И вот теперь начинает казаться, что «иллюзиями» как раз жили бывшие клиенты рухнувших банков, которые доверяли свои деньги ТФБ и «Интехбанку» именно потому, что одним из акционеров являлось правительство республики…

А ведь серьезно были задеты интересы не только «рядовых» жителей республики, но и бизнеса. Например, ввод в строй завода синтетических моющих средств откладывается из-за отказал ТФБ, как одного из инвесторов, предоставить 500 млн рублей. В итоге, как пишет РБК, предприятие, вынужденное платить проценты по ранее взятым кредитам, каждый месяц теряет по 43 млн рублей.

Но, как поговаривают, недовольство господин Минниханов вызывает не только в «банковском» вопросе. Слухачи шепчутся, что Рустам Нургалиевич якобы уже не считает нужным как-то стесняться якобы присущей ему любви к роскоши, а также успел чуть ли не демонстративно считаться с мнением жителей республики по самым «больным» вопросам, в частности, долевому строительству и экологии.

На фоне всего происходящего в республике начинает казаться, что недовольство, идущее «снизу», уже обгоняет недовольство федерального центра. И в случае, если Москва пример решение без резких движений «слить» господин Минниханова, возможно, в республике Татарстан будет настоящий праздник.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Проклятие гробницы тутанхамона
В каких частях карты мира искажения самые большие?
Самые необычные места на земле