Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Производственные компании израиля список. Военная промышленность израиля. Внешнеэкономические связи Израиля

С годами промышленность Израиля все возрастает и возрастает. Всего за несколько последних каких-то десятков лет промышленность Израиля продвинулась до мирового уровня в разных сферах. Это агротехника, медицинская электроника, телекоммуникации, промышленная химия ну и обработка алмазов.

Как только Израиль стал независимой, самостоятельной странной, в первые десятилетия, главной задачей было развитие промышленности Израиля. Все силы государства Израиль были направлены на формирование сельского хозяйства Израиля , на формирование энергетической, транспортной, ну и, конечно же, водной инфраструктуры. Так как страна имеет огромный потенциал высококвалифицированных специалистов, им не страшна процедура добычи собственных основных видов сырья, научных разработок и т.д. Нужно отметить, что промышленность Израиля сориентирована на изготовление научных товаров, которые разработаны на основе собственных технических и научных новинок.

Хотелось бы напомнить то, что за предыдущие десятки лет промышленность Израиля возросла не только благодаря агротехнике, медицинской электротехнике, телекоммуникациям, промышленной химии, а и благодаря обработке алмазов. В 1990 году израильская промышленность бриллиантов экспортировала товара на три миллиарда долларов. Практически 80% маленьких, сверкающих, отполированных камней на мировые рынки поставляет Израиль. Большую часть этих красивых, кристально чистых бриллиантов используют для изготовления прекрасных украшений.

Промышленность Израиля в этой области является самым крупным, большим производственным и торговым центром. Потому, что именно здесь, в Израиле, шлифуется 40% всех бриллиантов мира.

Известно, что там, где высокие, новейшие технологии, в тех областях промышленности и замечается наибольший рост. Не обойтись, конечно, без применения самой лучшей техники, без привлечения инвестиций в расследование, и в развитие.

Самыми популярными отраслями израильской промышленности есть традиционные отросли. Сюда входит: переработка пищевых продуктов, производят высококачественную технику, одежду, мебель, изготовляют разные удобрения, химикаты, изделия из пластмассы, из резины и из металла. Так же внутри страны производят продовольственные товары, такие как: напитки, изделия из табака, из ткани и из кожи, одежду. Особенное внимание уделяется электротехническому и электронному оборудованию, которое предназначено для военных целей, для необходимости сфер связи и конечно медицины. В Израиле так же развивается металлургия и машиностроение, авиастроение и судостроение, не только гражданское, а и военное.

В перерабатывающей промышленности Израиля формируется 20% национальной прибыли и сосредоточено 20% всех занятых. В Тель-Авиве (ближайший город, в котором находятся практически 4 тысячи больших и маленьких предприятий) доводиться больше половины рабочих мест, которые имеет промышленность Израиля.

Поговорим о химической промышленности Израиля. Здесь производят многочисленные медицинские и ветеринарные препараты, лекарства, антикоррозийные материалы, фосфаты, хлор, азот, гидроокись натрия, регуляторы роста, ароматические добавки, ну и средства для защиты сельскохозяйственных продуктов от различных вредителей.

В основном источником энергии в Израиле – это в основном импортная нефть, благодаря которой удовлетворяются практически 80% все энергетические потребности государства, а прочая численность за счет приобретений за границей. Промышленность Израиля использует все возможности, которые предоставляет природа. Израильтяне применяют солнечную энергию и энергию ветра. Израиль – это страна, которая занимает во всем мире первое место по эксплуатации солнечных бойлеров в своих домах.

Обсудим горнодобывающую промышленность Израиля. Здесь в городе Негеве расположен самый крупный источник фосфоритов. От сюда, из города Негеве, продукцию доставляют по железной дороге в город Хайфа. Соль калия, брома и магния, которые широко используются не только в сельском хозяйстве, а также и в фармацевтической промышленности, и для фотографий, добывают из богатой на минеральные вещества воды Мертвого моря.

В городе Михрот-Тимне в 1955 году, на месте, где находились легендарные копья царя Соломона, были открыты медные рудники, для эксплуатации. Но уже в 1976 году рудники были закрыты, в связи с тем, что в мире резко упали цены на медь.

Глину, для того что бы можно было изготовлять кирпич и черепицу, а вместе с ними и кварцевый песок для стеклянной промышленности, здесь приходится добывать в городе Негеве. На полную мощь ведется разработка материалов для производства бетона и цемента, а делается это все во многих карьерах. Так как законодательство Израиля требует того, чтобы материалы для облицовки зданий были исключительно из натуральных камней. Здесь также идет заготовка мрамора и строительного камня для Иерусалима. Можно добавить, что в промышленности Израиля существуют небольшие запасы нефти и природного газа, которых в год добывают примерно 9-16.5 миллионов тонн.

Стоит сказать о том, сто в промышленности Израиля существует еще и аэрокосмическая промышленность, которая тоже не стоит на месте, а идет вперед и стремительно развивается. Тут воплощают в жизнь производство авионики, авиатехники, изготовляют приборы и оборудования для космических спутников, еще и приборы для связи и разведки.

Самой влиятельной компанией в Израиле является Israel Aerospace Industries – это израильский концерн, его основной офис можно найти в израильском международном аэропорту «Бен Гурион». Это известная фирма израильского ВПК.

Компания эта была основана в 1953 году. Компания является одним из ведущих и влиятельных в мире разработчиков и производителей БПЛА, в мировой практике авиастроения, в некоторых из указанных областей ей нет вообще равных. Специалисты компании умело и активно модернизируют авиатехнику по всему миру. Выпускали такие самолеты как: самолет-истребитель «Орел»; тактический разведывательный БПЛА; всепогодный многоцелевой самолет-истребитель; тяжелый разведывательный и ударный БПЛА.

Израильский ВПК начинался с кустарных мастерских, где умельцы-слесаря буквально «на коленке» изготавливали оружие для армии молодого еврейского государства. Первым «хитом» израильского военпрома в 1949 году стал пистолет-пулемет «Узи» , сразу завоевавший симпатии бойцов всего мира. Его конструктором был лейтенант ЦАХАЛа Узиэль Галь . На предприятиях оружейного концерна ТААС было изготовлено более 2 миллионов "Узи" .

Создание современной военной промышленности после Шестидневной Войны

До 1967 г. главным поставщиком современных вооружений для израильской армии была Франция .

"Ofeq-10", оснащенный современной аппаратурой, позволяющей получать снимки как земной поверхности в любое время суток независимо от погодных условий, так и заглублённых в землю, защищённых объектов, а так же подвожных лодок. Спутник будет каждые 90 минут делать оборот вокруг Земли; это значительно уменьшит время нахождения арабских стран и Ирана вне видимости группировки израильских разведывательных спутников. Во время полета над Израилем собранная информация будет транслироваться в центр обработки спутниковой информации .

Разработчики оценивают работу первого месяца спутника на орбите успешной. После завершения тестирования спутника на орбите, он будет передан в оперативное пользование .

Космические технологии и летательные аппараты занимают заметное место в военном экспорте Израиля. Так, концерн IAI подписал контракт, в рамках которого поставит США 8 спутников-шпионов на сумму 1,6 миллиарда долларов. Это первый случай в истории американского оборонного ведомства, когда в США будут использованы спутники иностранного производства. Разносторонние программы экспорта израильских космических вооружений существуют с Индией и другими странами.

Авиационная промышленность

Боевые самолеты израильского производства и переход к БПЛА

В 1970-1980-х годах Израиль разрабатывал (при финансовой поддржке США) самолеты-истребители. Были успешно выпущены и принесли израильскому авиапрому мировую славу сверхзвуковые боевые самолеты-истребители «Кфир» («Львенок»), «Нешер» («Орел»), разрабатывался «Лави» («Лев»).

В 1987 г. США, опасавшихся конкуренции израильского авиапрома в создании боевых самолетов-истребителей, прекратило финансирование этих разработок (и вместо этого предложило Израилю на льготных условиях приобрести американские самолеты). проектирование и производство пилотируемых боевых самолетов в Израиле было прекращено.

Решение правительства о прекращении разработки многоцелевого истребителя Лави вызвало отток многих талантливых разработчиков из ВПК. По мнению многих экспертов, появление на гражданском рынке специалистов с опытом разработки самых передовых военных проектов привело к резкому подъему израильского Hi-Tech"a, сегодня по праву занимающего лидирующее положение в мире.

Согласно ряду источников, проект самолета Лави был реализован в китайском самолете-истребителе Chengdu J-10 «Стремительный дракон», чья конструкция удивительно напоминает израильский прототип .

Отказ от производства пилотируемых самолетов заставил израильский ВПК срочно переключиться на абсолютно новое в то время направление - на создание боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или дронов. Сегодня Израиль прочно удерживает мировое лидерство в производстве и боевом применении боевых дронов самого широкого спектра боевого применения (см. например RQ-5 Hunter , IAI Harpy и Silver Arrow Sniper).

Экспорт израильских боевых дронов сегодня оценивается во многие миллиарды долларов. Только армия США приобрела сотни израильских дронов, используемых в ходе военных действий в Ираке и Афганистане . Активно приобретают израильские дроны Индия, Великобритания, Канада и десятки других стран.

По мнению экспертов, в XXI веке боевые дроны в значительной мере вытеснят пилотируемую авиацию.

В израильском авиапроме получило развитие и такое экзотическое направление в авиации, как производство дирижаблей, используемых в разведывательных целях.

Еще одним направлением является производство гигантских самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) "Фалкон", начиненных суперсовременным израильским электронным оборудованием. Их стоимость достигает миллиардов долларов. Впрочем, США всячески препятствуют экспорту этого грозного оружия в другие страны

Производство бронетехники.

Бронетанковая промышленность представлена десятками заводов, на которых были разработаны и производятся танки типа «Меркава», признанные одними из лучших в мире. На ряде заводов производятся бронетранспортеры, бронированные разведывательные машины и другие образцы бронетехники, налажен выпуск броневой стали. Израиль располагает предприятиями с полным технологическим циклом по выпуску современных танков и бронемашин и является лидером в мировом танкостроении.

Танки израильского производства

  • Меркава-4
  • Меркава-3
  • Меркава-2
  • Меркава-1

Системы защиты танков

Наряду с производством бронетехники, Израиль лидирует в создании самых современных систем защиты танков. Опыт боев в Ливане показал, что несмотря на минимальные потери бронетехники в ходе боев, решением проблемы живучести основного боевого танка и его экипажа на насыщенном противотанковыми средствами поле боя стало использование высокотехнологичных средств активной зашиты, обеспечивающих изменение траектории или поражение всех типов подлетающих кумулятивных боеприпасов.

В Израиле разработка средств активной защиты бронетехники ведется военно-промышленным концерном Rafael , среди многочисленных проектов следует отметить комплексы активной защиты Iron Fist и Trophy. Израиль лидирует в этом направлении – система активной защиты Trophy стала первой в мире, устанавливаемой на серийно выпускаемых танках Меркава Мк4.

Производится бронированная техника различного назначения, в частности - бронированные машины для инженерных войск. В их числе стоит назвать в первую очередь гигантские бронированные бульдозеры, хорошо показавшие себя в ходе боевых действий. Израильскую бронетехнику активно закупают страны- союзники Израиля. В частности, в Ираке и Афганистане армия США широко использует израильские бронированные бульдозеры

Артиллерия и ракетные комплексы ПВО для сухопутных войск, ВМФ и ВВС

На предприятиях ВПК Израиля производится широкий спектр ракетного и артиллерийского оружия: мобильные зенитно-ракетные комплексы, предназначенных для перехвата низколетящих ракет, типа SPYDER, танковые орудия, самоходные и буксируемые гаубицы, минометы, безоткатные орудия, огнеметы, авиационные пушки, орудия для зенитных установок.

В августе 2008 года Индия закупила 18 израильских зенитно-ракетных комплексов малой дальности Spyder - Surface-to-Air Python & Derby Air Defense System, мобильный зенитно-ракетный комплекс для перехвата низколетящих ракет. Стоимость контракта составила 430 миллионов долларов. Spyder пошли на замену ЗРК С-125 "Печора", "Оса-АКМ" и "Стрела-10М" советского производства.

Израиль договорился о поставках усовершенствованной системы противовоздушной обороны (ПВО) Barak-8 в Индию. Стоимость контракта, согласно которому первые поставки системы ПВО начнутся в 2017 году, составляет 1,1 миллиарда долларов.

Комплекс ПВО Barak-8 производится израильской госкомпанией Israel Aerospace Industries и предназначен для установки на военные корабли. Кроме того, этот комплекс может выпускаться и в наземной модификации. Barak-8 способен поражать приближающиеся цели, такие как ракеты, самолеты и беспилотные средства разведки. Кроме того, до 2011 года на вооружение Индии должен поступить корабельный комплекс ПВО Barak-2 с дальностью до 70 километров.

"Железный купол"

Специалисты по военной технике считают, что за роботами будущее, причем со временем они будут становиться все менее зависимыми от человека. Беспилотники лишают боевиков преимущества перед регулярной армией, связанного с их заведомо большей решимостью умереть во имя поставленной цели. С другой стороны, высказываются опасения, не спровоцирует ли уменьшение людских потерь из-за повсеместного внедрения роботов учащение военных конфликтов.

"Беспилотные" катера Protector производства компании Rafael приняты в состав израильского военно-морского флота . Они не несут на себе экипажа и управляются с наземных станций. Катера обладают высокой маневренностью и способны нести на себе как оборудование для слежения, так и вооружение с дистанционным управлением.

На автомобильном заводе в Нацерет-Иллит выпускается широкий спектр автомобилей военного назначения: командные и штабные машины, машины для разведки, бронированная автотехника.

Компьютеризации армии

Израиль одним из первых приступил к широкой компьютеризации армии на всех уровнях. Еще в 1959 году в ЦАХАЛе были созданы первые компьютерные подразделения. Сегодня ЦАХАЛ является, пожалуй, самой компьютеризованной армией в мире. В ходе программы "Дигитальная армия" компьютерными и телекоммуникационными средствами связи пронизана вся армия - от взвода до Генштаба, реализованы системы управления войсками, управления службами логистики и тыла.

Примером недавно внедренной такой системы является "Охотник" -новейшая дигитальная система контроля и управления войсками, опробованная в ходе масштабных дивизионных учений на Голанах . "Охотник", созданный израильской компанией "Эльбит" , позволяет командирам подразделений и частей, от роты до бригады, видеть на небольшом экране дислокацию в реальном времени всех своих и соседних подразделений, а также расположение сил противника.

Исключительно высокими темпами развивается радиоэлектронная промышленность, чьи изделия находят широкое применение в различных комплексах вооружений, системах связи и управления войсками. Это авионика, радиолокационные станции, системы радиоэлектронной борьбы, разведки и связи, обеспечения безопасности информации, управления огнем, наступательные и оборонительные высокоточные ракетные комплексы. Целью является полная компьютеризация армии, в которой системы сбора и обработки информации свяжут все уровни управления войсками – от главнокомандующего до сержанта на поле боя.

Оружие и снаряжение для борьбы с террором

Развернувшаяся война с террором и уникальный опыт, накопленный в ней израильской армией и полицией, вызвали бурный подьем еще одной отрасли ВПК – производство средств обеспечения безопасности и снаряжения для борьбы с террором. Десятки израильских фирм успешно работают в этой сфере..

Как пример, фирма Elbit Systems возглавила консорциум предприятий для разработки и производства интегрированных систем контроля скоплений народа и выявления в толпе подозрительных личностей, обнаружения в одежде, багаже, ручной клади скрытых взрывчатых веществ, оружия, выявление по приметам разыскиваемых лиц.

Примером абсолютно новых решений традиционных задач охраны стало возведение вдоль сухопутных границ Израиля многокилометровой защитной стены, основным пред-назначением которой стало предотвращение проникновений на территорию Израиля террористических бандформирований из соседних арабских государств.

Системы контроля и ликвидации террористов

Это инженерное сооружение, получившее название «Барьерной зоны», представляет собой искусственную преграду протяженностью 720 километров. Она тянется вдоль всей сухопутной границы с территорией палестинской автономии . Барьерная зона оснащается самыми современными электронно-оптическими средствами наблюдения и контроля, системами оповещения и связи, интегрированной в общую систему управления.

Израиль развернул на этом направлении интегрированную оптико-электронную разведывательно-коммуникационную систему обеспечения безопасности – Solid Mirror Integrated ISR (SMI ISR), разработанную концерном RAFAEL . Эта система состоит из сети сенсоров, связанных с командными центрами (C 2 Cs). и позволяет обнаруживать, идентифицировать и отслеживать враждебную деятельность вдоль барьерной зоны, наблюдать и сопровождать передвижения и действия опасных мобильных объектов, накапливать и обрабатывать разведывательную информацию, передавать на командные посты сообщения и оповещения об угрозах.

Сразу две израильские компании заняты разработкой роботов-патрульных автомобилей, способных совершать регулярные объезды по периметру заданной местности, фиксируя любые изменения и самостоятельно преодолевая преграды, одновременно передавая информацию на контрольный пункт. Первым объектом охраны, на котором будут использованы автономные патрульные автомобили, судя по всему, станет аэропорт имени Бен-Гуриона . На данный момент эти автомобили безоружны, однако, согласно оценкам специалистов, уже в ближайшем будущем на подобные автомобили можно будет ставить системы вооружений. Авторы проектов считают, что за подобными автомобилями – будущее патрульной службы – они не устают, не теряют бдительности, не засыпают за рулем, и их уничтожение не влечет за собой потерь в человеческих жизнях.

Эта продукция также пользуется огромным спросом во всем мире и её экспорт растет с каждым годом.

Перспективы израильского ВПК

Перспективные проекты, основанные на боевом опыте израильской армии, использование последних достижений израильского Hi-Tech, агрессивный менеджмент - все это делает продукцию израильского ВПК крайне затребованной на мировом рынке вооружений, и высоко конкурентоспособной.

За последние годы израильские оборонные предприятия, как частные, так и государственные, заключили контракты на экспорт вооружений на сумму в десятки миллиардов долларов. Портфель заказов только одного концерна Эльбит достиг 5.1 миллиарда долларов. Существующие мощности израильского ВПК позволяют при необходимости многократно увеличить объёмы выпуска продукции военного назначения

Крупнейшими клиентами израильской оборонной промышленности стали США и Индия , сделавшие заказы на 3 миллиарда долларов каждая. Отметим, что каждый дополнительный миллиард долларов заказов создает в Израиле 20 тысяч новых рабочих мест.

Заметно вырастут объемы экспорта вооружений, в производстве которых Израиль уверенно является лидером. Например, если сегодня объем мирового рынка БПЛА составляет примерно 4.4 миллиарда долларов, то уже к 2018 году он удвоится и достигнет 8,7 миллиарда долларов.

По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет Израиль значительно усилит свои позиции на рынке высокотехнологичных вооружений и заметно увеличит объем своего экспорта. Уже сегодня израильский ВПК играет заметную роль на быстрорастущих рынках вооружений таких стран как

Цель этого обзора – дать сжатый портрет ведущих израильских оборонных компаний и их продукции. Этот обзор не стоит рассматривать в качестве официального реестра оборонной промышленности Израиля (для этих целей существуют организации подобные SIPRI), скорее это общая оценка влияния Израиля на мировую оборонную промышленность.

Авиация, модернизации, авиационное вооружение



В своем варианте Block 60 колумбийский истребитель Kfir считался достаточно технически прдвинутым, чтобы быть приглашенным на учения Red Flag 2012, во время которых он выиграл несколько учебных боев у более новых самолетов. Колумбийские ВВС получили последнюю из 24 машин в 2011 году, но в настоящее время хотят приобрести еще несколько из наличия израильских ВВС

Самые первые израильские «набеги» в сферу военной авиации датируются концом 50-х годов, когда компания Bedek начала производство самолета Tzukit (на базе французского двухместного учебно-боевого самолета Fouga Magister). Впрочем, первый самолет, полностью спроектированный и изготовленный местной промышленностью, появился в середине 60-х годов в виде транспортного самолета Arava с коротким взлетом и посадкой.

В то время его изготавливала компания Israel Aircraft Industries, чье имя позднее было изменено на Israel Aerospace Industries, что отражает активность компании в космической сфере с 1988 года, когда был выведен на орбиту израильский спутник.

Сегодня фирма занимает большой комплекс в тель-авивском международном аэропорту Бен-Гурион. Она специализируется на модернизациях и капитальном ремонте гражданских и военных самолетов. С этой целью она переделала несколько гражданских авиалайнеров в транспортные самолеты и военные специализированные самолеты, например разведывательные платформы, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и заправщики. Наряду с работами по переделке самолетов подразделение компании Israel Aerospace Industries фирма Bedek проводит обслуживание, текущие и капитальные ремонты и корпусов и двигателей самолетов.

Единственным чисто военным самолетом полностью израильского происхождения был истребитель Lavi. Проект разрабатывался Израилем в 80-х годах, но был остановлен под давлением США, поскольку они, хотя и участвовали в его финансировании, но в то же время разрабатывали истребитель F-16 и поэтому усмотрели в нем конкурента на экспортном рынке. Два из трех прототипов сохранились и выставлены в военных музеях. Lavi, кстати, означает «Лев», тогда как имя его предшественника-истребителя Kfir означает «Львенок».




Говорят, что в своей последней модификации Mach 2+ Kfir на треть дешевле при покупке и в эксплуатации по сравнению с американским истребителем F-16 и, к тому же, имеет меньшую эффективную площадь отражения. Среди других преимуществ – широкополосный канал связи и система предупреждения опасного сближения

KFIR – LAHAV

Истребитель Kfir, созданный Lahav (подразделение компании IAI), по сути, является глубоко переработанным французским Mirage 5, который изначально предназначался для продажи в Израиль, но пал жертвой эмбарго на поставку вооружений. Сократим длинную становления Kfir, скажем лишь, что на нем был установлен более мощный двигатель J79 от General Electric, также устанавливаемый на F-4 Phantom. Истребители Kfir состояли на вооружении ВВС Израиля чуть более 20 лет, но также экспортировались в Колумбию, Эквадор и Шри-Ланку. Кроме того, несколько истребителей купили американские ВВС и Корпус морской пехоты для использования их в качестве самолетов противника во время учений и маневров.

Все эти годы компания Lahav неоднократно модернизировала истребители Kfir, но недавно разработала новый комплект электроники и вооружения с целью доведения самолета до современных стандартов. По данным компании, например, новый компьютер мощнее бортового компьютера, который стоит на истребителе F-16 Block 60. Предложения по модернизации предназначены не только для его нынешних операторов, но также для потенциальных зарубежных заказчиков, поскольку Израиль имеет существенный запас самолетов с небольшим налетом. Эти самолеты могли бы предложить интересную альтернативу некоторым странам, которым необходимо вооружиться вполне эффективным истребителем за разумную цену. Вариант Kfir Advanced Multirole Fighter, например, был предложен Болгарии как ответ на запрос предложений этой страны, выпущенный в 2011 году. Но в некоторых случаях наличие двигателя J79 может снизить его экспортный потенциал. В конце 2015 года появилась информация, что Аргентина решила купить 18 истребителей Kfir Block 60 из наличия израильских ВВС.


Кабина истребителя Kfir Block 60 с многофункциональным дисплеем, картографическим индикатором, бортовым компьютером и современной индикацией (проецирование показаний приборов) на стекле фонаря кабины

SKIMMER – LAHAV

Опыт компании не ограничивается только лишь военными самолетами. Функциональный комплект Skimmer от компании IAI Lahav представляет собой модернизационный пакет для трансформации «простых» вертолетов в вертолеты морского обеспечения. Традиционно вертолеты морского базирования недешевы, а комплект Skimmer является средством, с помощью которого страны, имея существующий парк военных вертолетов, могут переделать некоторые свои машины под эти задачи. Модернизация Skimmer включает установку многорежимного сенсора дальнего действия для морского патрулирования, в данном случае радара для морского патрулирования EL/L-2022M Maritime Patrol Radar производства дочерней компании IAI фирмы Elta Systems. Наряду с радаром при модернизации Skimmer добавляется оборудование для самозащиты, куда входят система предупреждения о ракетной атаке, дипольные отражатели, ИК-ловушки и приёмники системы оповещения о радиолокационном облучении. Другое специальное оборудование включает погружной гидролокатор, оптоэлектронику, противокорабельные ракеты и авиационные торпеды. Все эти компоненты могут быть объединены посредством системы планирования и управления боевыми задачами. В компании делают акцент на тесном сотрудничестве с экипажами морских вертолетов, поскольку они активно участвовали в создании комплекта Skimmer, что гарантирует оптимальную конфигурацию для задач морской поддержки. Этот проект может включать переделку корпуса и полное «оморячивание» вертолета.


Первый колумбийский многозадачный самолет-заправщик B-767 на фото заправляет колумбийский истребитель Kfir. Он оборудован трубопроводом и подкрыльевыми заправочными конусами. Второй самолет оборудован выдвижной заправочной штангой

Заправщики – BEDEK

Ранее уже упоминалась компания Bedek и ее учебный самолет Tzukit (Дрозд, состоял на вооружении в 1982-210 годы, было выпущено 52 самолета). С тех пор это подразделение IAI переключилось на обслуживание и модификацию более крупных самолетов, как гражданских, так и военных. Компания Bedek специализировалась на переделке авиалайнеров в топливозаправщики и специализированные самолеты; последняя категория включает самолеты раннего предупреждения, радиоразведки, радиотехнической разведки, морского патрулирования и противолодочной борьбы.

Bedek отвечает за обслуживание всех транспортных самолетов ВВС Израиля, парк которых состоит из Gulfstream, Hercule и топливозаправщиков B-707. С 1969 года компания Bedek начала переделку B-767 в топливозаправщики следующего поколения, один уже продан в Колумбию и два в Бразилию. Второй колумбийский заправщик будет оборудован заправочной штангой. Если быть точным, то эти самолеты B-767 получили обозначение Multi Mission Tanker Transport (многозадачный транспортный самолет-заправщик). Это говорит о том, что эти самолеты могут использоваться не только для дозаправки в воздухе, но за счет установки различных модулей, могут перевозить грузы, людей, выполнять медицинскую эвакуацию и даже тайные разведывательные задачи. Компания Bedek также специализируется на так называемых небольших тактических заправщиках, базирующихся на моделях G550, C5000 и B-737.


Основным подрядчиком самолета дальнего радиолокационного обнаружения Caew, базирующегося на G550, является компания Elta (подразделение IAI)

EITAM - IAI ELTA

Новейшим самолетом дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) компании IAI является Eitam на базе Gulfstream G550, который сменил на этом посту Phalcon на базе B-707. Он также известен под обозначением CAEW, в котором буква C (conformal – согласованный) означает, что этот самолет имеет более обтекаемую компоновку сенсоров по сравнению с Phalcon. Самолет ДРЛО Phalcon, на котором с самого начала устанавливались радары Elta EL/M-2075, более не состоит на вооружении Израиля. Существуют только системы, официально проданные за рубеж, например в Чили, где он известен под обозначением Condor.

Самолет ДРЛО Eitam, базирующийся на G550, имеет большую эксплуатационную гибкость при значительном снижении эксплуатационных расходов по сравнению со своим предшественником, а также максимальную продолжительность полета в районе патрулирования 9 часов на дальности 100 морских миль от базы. На Eitam установлен радар с активной фазированной антенной решеткой EL/M-2085 от Elta. Израиль эксплуатирует пять самолетов, также он был продан за рубеж (на данный момент предположительно четыре) в Сингапур и Италию (два). В Израиле, по крайней мере, обслуживание самолетов Eitam поручено компании Bedek.

Ракеты класса «воздух-земля»


Управляемая планирующая бомба Spice 250 от Rafael имеет дальность действия 100 км. При установке счетверенной пусковой установки истребитель F-16 может нести 16 таких бомб для поражения наземных целей

Израильская компания Rafael ассоциируется, прежде всего, с управляемыми и неуправляемыми ракетами, и со времени своего основания в 1948 году разработала многочисленные системы вооружения, хотя и компания Israel Military Industries, чьей основной сферой деятельности являются наземные системы, также была поставщиком и экспортером ракет класса «воздух-земля».

Одной из систем, которая получила большую известность, несомненно, является большая авиационная ракета Popeye массой 1360 кг с теле- и инфракрасным наведением, поступившая на вооружение в 1985 году. В Соединенных Штатах она также известна как Have Nap AGM-142. С тех пор компания Rafael сосредоточила свое внимание на разработке многочисленных новых систем, адаптированных к сегодняшним нуждам.

SPICE 2000 – RAFAEL

Компания Rafael на базе комплекта наведения разработала семейство автономного вооружения класса «воздух-земля», запускаемого вне зоны досягаемости средств ПВО противника и получившего обозначение Spice (Smart, Precise Impact and Cost-Effective – интеллектуальный, точный, недорогой). После пуска управляемая планирующая бомба с комплектом Spice летит в обозначенную зону, используя инерциальное/GPS наведение. На этапе наведения система определяет местоположение цели, используя технологию сравнения сцен (заложенные в память изображения с привязкой к местности) и далее до удара в цель полагается на свое устройство слежения, при этом углы азимута и встречи с целью устанавливаются заранее для того, чтобы нанести ей максимальный ущерб.

Комплект Spice 2000 (совместим с боевыми частями массой 2000 фунтов, например MK-84, RAP2000 или BLU-109) идет в виде передней и задней секции и позволяет доставить боевую часть на дальность 60 км с заявленным круговым вероятным отклонением (КВО) менее трех метров. Комплект крыльев Spice 1000, предназначенный для таких боевых частей как MK-83, RAP1000 или BLU-110, еще больше повышает дальность действия до «ранее недостижимых величин».

В новейшем члене семейства Spice 250 установлена оптико-электронная головка самонаведения (ГСН), разработанная для предыдущих вариантов семейства. Новая управляемая бомба запускается из счетверенной пусковой установки Smart Quad Rack. Каждый пилон, таким образом, несет до четырех ракет, а один истребитель F-16 может нести до 16 бомб. В пусковой установке имеется канал передачи данных для получения навигационных данных после пуска, а также демонстрации боевого поражения за счет последнего снимка перед ударом в цель. Модель «250», также оснащенная комплектом крыльев, имеет дальность действия 100 км. Все варианты Spice состоят на вооружении или заказаны, а некоторые уже имеют успешный опыт боевого применения.


Ракета Whip Shot с наведением по лазерному лучу массой 15 кг предназначена для использования легкими летательными аппаратами. Компания IMI находится в контакте с разными производителями легких воздушных платформ, предлагая свою ракету Whip Shot в качестве штатной системы вооружения


Новейший вариант в портфолио компании IMI – сверхзвуковая управляемая ракета Mars массой 500 кг

DELILAH AL – IMI

Турбореактивная ракета Delilah AL класса «воздух-земля», разработанная подразделением Advanced Systems Division, состоит на вооружении пока только израильской армии. Специально предназначенная для борьбы с движущимися целями, эта ракета длиной 2,71 метра, с размахом крыльев 1,15 метра и массой 187 кг имеет максимальную дальность действия 250 км. Ракета долетает до целевого района и затем барражирует там более 20 минут с целью определения с помощью оптико-электронной ГСН приоритетной цели, после чего поражает ее с большой точностью. Ракета Delilah может набрать высоту, уйти на второй круг и повторно атаковать свою цель и может поддерживать связь с оператором вплоть до последней стадии атаки. Эта система вооружения использовалась в качестве базы для разработки вариантов пуска с вертолетов, кораблей и наземных установок. При этом добавляется разгонный двигатель, который увеличивает стартовую массу до 230 кг и длину до 3,2 метра, но технические характеристики при этом сохраняются. Delilah AL в настоящее время входит в комплекс вооружения двухместного штурмовика израильских ВВС.

MARS и WHIPSHOT – IMI

Компания IMI недавно завершила для своего истребителя разработку сверхзвуковой ракеты Mars (Multi-Purpose, Air-launched Rocket System – многоцелевая ракетная система воздушного пуска). Самонаводящаяся ракета длиной 4,4 метра, дальностью действия 100 км и массой 500 кг (120 кг отводится на боевую часть) оборудована системой навигации по GPS. Для легких штурмовиков компания IMI разработала «доступную по средствам» систему Whip Shot массой 15 кг, которая наводится с самолета по беспроводному каналу данных; оптико-электронная система захвата этой ракеты сопровождает цель вплоть до момента удара.

Противовоздушная оборона


Перехват цели ракетой Tamir комплекса Iron Dome

Хотя другие компании, например IAI и Elta, активно участвуют в израильских программах противовоздушной обороны (последняя известна своими радарами), компания Rafael остается важной действующей фигурой в ряде проектов, которые получили международное признание, несмотря на то, что ограничены только территорией Израиля.

IRON DOME – RAFAEL

Комплекс Iron Dome получил всемирную известность в ноябре 2012 года, когда он с большим успехом перехватывал ракеты, запущенные из Сектора Газа военизированной организацией Хамас. О необходимости проекта, подобного Iron Dome, впервые заговорили в 90-х годах после начала атак ракет ливанской группировки Хезболла в северном Израиле. Идеи по противоракетной системе, некоторое время витавшие в воздухе, в 2004 году в конечном итоге воплотились в то, что получило имя Iron Dome (Железный купол). Появление этой системы в немалой степени обязано тогдашнему главе Научно-исследовательского управления израильской армии генералу Даниелю Голду, бывшему яростным сторонником противоракетного комплекса «земля-воздух». Спустя два года во время второй ливанской войны 2006 года необходимость в подобной системе существенно выросла. Тогда Хезболла выпустила около 4000 ракет по северному Израилю, жертвами которых стали 44 израильтянина; кроме того, во время конфликта были эвакуированы 250000 человек. Впрочем, северный Израиль не был единственным районом, пострадавшим от жестоких ракетных атак. С 2000 по 2008 года организация Хамас часто обстреливала ракетами и минами из Сектора Газа южный Израиль, было проведено около 12000 таких атак. Наконец, в феврале 2007 года комплекс Iron Dome был выбран в качестве платформы борьбы с неуправляемыми ракетами ближнего действия, дав, таким образом, зеленый свет разработке компании Rafael.

Разработка и закупка Iron Dome финансировалась совместно Израилем и США. Израиль выделил средства на покупку первых двух систем, а следующие восемь были профинансированы Соединенными Штатами. Через несколько лет Вашингтон сделал ряд финансовых обязательств по поддержке комплекса Iron Dome. В мае 2010 года Конгресс проголосовал за выделение 205 миллионов долларов на закупку батарей Iron Dome. В мае 2012 года было выделено еще 680 миллионов долларов. А в июне 2012 года Комитет по вооруженным силам американского Сената включил в план финансирования комплекса дополнительные 210 миллионов долларов.

И за что заплачены все эти огромные средства? По данным компании Rafael, комплекс Iron Dome может перехватывать ракеты на дальностях до 70 км. Кроме того, во время испытаний системы перехватывались также и минометные мины. Эффективность Iron Dome была наглядно продемонстрирована в конце 2012 года, когда он сумел сбить над Тель-Авивом три из четырех ракет. Важно отметить, что архитектура Iron Dome разработана так, что комплекс избегает перехвата ракет, которые по расчетам летят в безлюдные районы, и кроме всего прочего, он эффективен в борьбе как с серийными пусками ракет, так и одиночными снарядами. Например, из 1500 ракет, выпущенных в ноябре 2012 года, 500 ракет были перехвачены, в то время как остальные, не причинив ущерба, упали в пустыне или в море.

Комплекс Iron Dome включает ракету-перехватчик Tamir, центр боевого управления, пусковую установку и РЛС наблюдения, сопровождения и наведения EL/M-2084 от Israel Aerospace Industries Elta Systems (описана далее). Один радар и один центр управления могут обслуживать две пусковые ракетные установки. Радар указывает ракете Tamir координаты цели и обеспечивает обновление данных во время полета, хотя противоракета имеет свой собственную РЛС и самостоятельно выполняет перехват цели на конечном этапе.

Израильские ВВС в настоящее время имеют на вооружении девять батарей Iron Dome. Финансированием (как уже было отмечено, значительная часть выделена Соединенными Штатами) предусматривается покупка в общей сложности 15 систем.

Последняя касательно комплекса Iron Dome. 18 мая 2016 года появилась информация об успешных испытаниях системы ПРО Iron Dome морского базирования, получившей обозначение C-Dome. Испытания проводились в феврале 2016 года. Система противоракетной обороны морского базирования C-Dome впервые была представлена в октябре 2014 года на выставке морских вооружений Euronaval в Париже.


Комплекс Iron Dome компании Rafael прославился в конце 2012 года, когда успешно перехватывал ракеты, выпущенные из Сектора Газа по Израилю палестинскими военизированными формированиями. Система спасла множество жизней, перехватив эти ракеты


Ракета комплекса Iron Dome Tamir была представлена на выставке Eurosatory 2008


Ракетный комплекс компании Rafael David’s Sling предназначен для борьбы с ракетами ближнего действия и традиционными воздушными угрозами

DAVID’S SLING – RAFAEL

В качестве дополнения к Iron Dome служит комплекс противоракетной обороны David’s Sling, также разработки компании Rafael. По словам представителя компании, он предназначен для перехвата баллистических ракет ближнего действия, традиционных воздушных угроз и «всего что летает в атмосфере и что не перехвачено комплексом Iron Dome». В состав комплекса David’s Sling, разработанного при содействии американской компании Raytheon, входит радар EL/M-2084 от IAI Elta Systems, противоракета Stunner, соответствующие пусковые установки и центр управления огнем. Stunner представляет собой противоракету прямого действия с двунаправленным каналом передачи данных. Противоракета Stunner имеет систему радиолокационного и оптико-электронного наведения и имеет эффективную дальность действия от 70 до 250 км. Это означает, что Stunner может перехватывать угрозы, которые не может перехватить противоракета Tamir (см. выше). Компания Rafael выиграла контракт на разработку комплекса David’s Sling в 2006 году и американская Raytheon, по некоторым данным, оказала бесценную помощь в разработке пусковой установки. Если комплекс Iron Dome зарекомендовал себя в борьбе с угрозами ближнего действия, то задача комплекса David’s Sling – перехват высотных целей на большей дальности, таких как, например баллистические ракеты, разработанные в рамках секретной иранской программы по массового уничтожения. По данным производителя, развертывание комплекса David’s Sling завершится в 2016 году.


Характерная форма носовой части противоракеты Stunner, являющейся частью комплекса David’s Sling



Демонстрация комплекса Spyder на выставке Paris Air Show 2015 говорит о том, что компания Rafael принимает участие в программах создания систем ближней ПВО за счет использования существующих ракет воздушного пуска Derby и Python. На нижнем фото ракета Derby (внизу) и ракета Python-5

BARAK-8 – IAI

Благодаря работе над комплексами ПРО David’s Sling и Iron Dome Израиль стал одним из немногих разработчиков ракетных технологий и вошел в клуб технологически продвинутых в этом отношении США, Европы и России. В то время как обе системы, описанные выше, предназначены для наземной ПВО, израильские компании также выпускают морские системы ПВО. Например, Israel Aerospace Industries объединилась с индийской организацией оборонных разработок DRDO с целью создания корабельной зенитной ракеты Barak-8.

Разработка зенитного ракетного комплекса началась в 2007 году после подписания контракта по совместной разработке стоимостью 330 миллионов долларов при равном финансировании двумя странами. Barak-8 идет в двух вариантах: наземного и корабельного базирования. Корабельный вариант имеет дальность действия 70 км и потолок 16000 метров, тогда как ракета наземного пуска имеет дальность 120 км. Ракета может развить скорость до 4,5 чисел Маха и уничтожить свою цель с использованием осколочно-фугасной префрагментированной боевой части массой 60 кг с лазерным взрывателем. В индийских ВМС ракета может быть развернута на ракетных эсминцах проекта «Kolkata», где она будет объединена с ракетой класса «поверхность-воздух» большей дальности Barak-1 и РЛС воздушного наблюдения, сопровождения и наведения IAI Elta EL/M-2248 MF-STAR в корабельный комплекс вооружения.




Израиль объединил усилия с Индией по разработке корабельной зенитной ракеты Barak-8. Ракета с дальностью действия около 70 км войдет в комплекс вооружения ракетных эсминцев проекта «Kolkata» индийского флота

ARROW-II/III – IAI

Израильская программа по противоракетной обороне Arrow началась в 80-х годах с целью борьбы с баллистическими угрозами, которые на то время исходили от Ирака. На оперативное дежурство комплекс Arrow был поставлен в 2000 году. Головным подрядчиком всей программы Arrow стала компания IAI (как и в некоторых программах уже упомянутых ракетных комплексов), а содействие в разработке оказала американская сторона, в частности компания Boeing. Сотрудничество началось в 1986 голу после подписания Израилем и Соединенными Штатами Меморандума о взаимопонимании с разделением финансовых рисков между двумя странами.

Инициатива Arrow прошла несколько стадий: первоначальный вариант Arrow-1 прошел несколько полетных тестов в 90-х, где по сообщениям достиг дальности 50 км. Разработка продолжилась, и вариант Arrow-1 далее развился в следующий вариант Arrow-II. Испытания этой ракеты показали ее способность поражать ракету-мишень на дальности 100 км. Процесс разработки завершился изготовлением первого дивизиона Arrow-II, о готовности которого было объявлено на рубеже столетий. С тех пор Arrow-II прошел несколько усовершенствований (или по зарубежной терминологии «Block»), включая вариант Arrow-II Block-II, который уже мог сбивать цели на высоте 60 км, и вариант Arrow-II Block-III, испытания которого продемонстрировали способность работать в качестве рассредоточенной системы вооружения с отдельными пусковыми установками Arrow, работающими на уничтожение общей цели. Позднее после доработки система получила обозначение Arrow-II Block-IV, после чего он стала способна сбивать иранские баллистические ракеты средней дальности (1930 км) Shahab-3. Наконец, в варианте Arrow-II Block-V были объединены возможности вариантов Arrow-II и Arrow-III (см. ниже). В настоящее время в состав комплекса Arrow входит противоракета Arrow-II, которая способна перехватывать цели на атмосферном и внеатмосферном участках траектории. Противоракетный комплекс Arrow включает четыре мобильных пусковых установки по 6 ракет, пункт управления пусками, командный пункт, РЛС раннего оповещения и управления огнем EL-2080 Green Pine от IAI Elta.


Противоракета Arrow

Начиная с 2006 года, при проведении атмосферных и внеатмосферных испытаний противоракета Arrow-II сбила 100% типичных мишеней баллистических ракет. Разработка внеатмосферной противоракеты Arrow-III в настоящее время продолжается. На сегодняшний день был проведен единственный тестовый пуск противоракеты Arrow-III, состоявшийся в феврале 2013 года. Если Arrow-II может обеспечить защиту на уровне театра военных действий, то комплекс в варианте Arrow-III может обеспечить стратегическую защиту на национальном уровне. Теория боевого применения Arrow-III предусматривает барражирование противоракеты после пуска некоторое время в космосе, после чего при обнаружении ракеты противоракета ударяет прямо в цель. Arrow-III может использовать пусковые установки и пункт управления предыдущего варианта Arrow-II; ракета Arrow-III поступит на вооружение в 2018 году.


Хотя противоракетный комплекс Arrow был задуман еще в 80-х годах, он выполнил несколько успешных тестовых перехватов. Компания IAI в настоящее время работает над следующим вариантом Arrow-III




Радар Elta ELM-2084 проходит на заводе подготовку перед поставкой в подразделение Iron Dome

RADAR – ELTA

Главным производителем радиолокационных станций Израиля является подразделение компании Israel Aerospace Industries фирма Elta Systems, сокращенно IAI Elta. Эта фирма поставляет многозадачный радар EL/M-2084 для систем ПРО Iron Dome и David’s Sling. Этот трехмерный радар с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) выполняет либо сканирование каждого сектора 120° или круговое сканирование на все 360° при 30 вращениях в минуту. При работе в режиме наблюдения за воздушной обстановкой радар может обнаруживать цели на дальностях до 474 км и на высотах до 30,5 км. При работе в режиме определения местоположения комплексов вооружения он обнаруживает цели на дальности 100 км. Радар может обнаруживать и сопровождать до 1200 целей в режиме противовоздушной обороны и до 200 целей в минуту при определении местоположения вооружения.

РЛС обзора воздушного пространства Elta EL/M-2080 Green Pine относительно крупнее модели EL/M-2084. Этот низкочастотный радар с АФАР имеет дальность действия до 500 км. Он используется в семействе комплексов Arrow, и кроме Израиля был продан Индии. Компания Elta наряду с производством наземных радаров также производит семейство морских обзорных РЛС MFSTAR. В него входит трехмерный радар с АФАР EL/M-2258 Alpha (Advanced Lightweight Phased Array Radar), который может обнаруживать низколетящие ракеты на дальности 25 км и традиционные угрозы на больших высотах на дальности до 120 км. Устанавливаемый на суда радар Alpha массой 700 кг закрывает по азимуту 360° и по углу места 70°. Alpha дополняется неподвижным корабельным радаром Elta EL/M-2248, также входящим в семейство MFSTAR. Этот плоскопанельный радар с АФАР с электронным управляемым лучом установлен на корветах проекта «Sa’ar» израильских ВМС. Интеграция нового радара на борт корабля занимает несколько месяцев. Сниженные уровни боковых лепестков диаграммы направленности антенны и быстрая перестройка частоты защищают эти радары от средств радиоэлектронного противодействия.

RADAR – RADA ELECTRONICS

Хотя компания IAI Elta является самым крупным производителем радиолокационных систем в стране, там есть и другие фирмы, выпускающие высокоэффективное оборудование. К ним относится компания Rada Electronics, предлагающая радары CHR и MHR. Это программируемые многозадачные обзорные РЛС, использующие антенны с АФАР. Радары могут сопровождать и сканировать цели в любом направлении в секторе +/-40° по азимуту. Для обеспечения кругового обзора на 360° возможно использование нескольких радаров. Семейство MHR включает варианты RPS-40 (обнаружение вражеского огня), RPS-42 (тактическое воздушная разведка) и RHS-44 (нарушение наземных и воздушных границ). РЛС CHR входит в состав комплекса активной защиты Iron Fist от компании Israel Military Industries. Радар в режиме временного разделения может параллельно генерировать потоки импульсов и вести наблюдение за несколькими целями, например, это обнаружение минометного огня, а затем обнаружение дронов с переключением в течение нескольких миллисекунд.

SPARROWS – RAFAEL

Хотя и не относящееся к вооружению «воздух-земля», здесь стоит упомянуть семейство ракет-мишеней воздушного пуска Sparrow, поскольку они используются для тестирования комплексов ПРО не только Израилем, но также другими странами. Модели Black, Blue и Silver Sparrow имитируют баллистические ракеты ближнего действия, соответственно Scud-B, Scud-C/D и Shibab. Ракеты Sparrow имеют длину от 4,85 до 8,39 метров и стартовую массу от 1275 до 3130 кг. Они использовались, например, в испытаниях ракетного комплекса Samp/T (на базе Aster) компании MBDA.




Зенитный ракетный комплекс Red Sky-2

Ближняя ПВО и компания IMI

Хотя компания IMI не производит вооружение класса «земля-воздух», в ее портфолио имеется пассивная система под обозначением Red Sky-2, которая позволяет значительно повысить эффективность переносных зенитно-ракетных комплексов, благодаря инфракрасному сенсору, который выполняет функции наблюдения и обнаружения. Сканер имеет максимальную дальность действия в идеальных условиях (на ИК-системы влияют погодные условия и сами цели) свыше 15 км, поля зрения по азимуту 8,3° и по углу места 11°. При скорости сканирования 36°/с сектор обзора системы составляет 360° по азимуту и ±25° по углу места, но при этом секторы санирования могут программироваться от 30° до 180° по азимуту и от 11° до 22° по углу места. Сканер устанавливается на треноге и предоставляет данные о цели прибору сопровождения целей и пусковой установке, которая имеет тепловизионную камеру с мгновенным увеличением и лазерный дальномер. Пусковая установка с двумя ракетами устанавливается на треноге, обеспечивающей углы по азимуту 360° и по углу места –10°/+70°. Типичная схема для защиты передовой базы включает три пусковых установки и один сканер, каждая установка закрывает примерно 150°-160°, гарантируя тем самым перекрытие. Блок управления для одного оператора обеспечивает обнаружение цели в пределах радиуса действия ракеты и ее пуск. Блок управления может подключаться к сети оперативного управления высшего эшелона.

Продолжение следует

14.07.2014 - 17:09

Началом истории современной металлургической отрасли Израиля принято считать 60-е годы, когда в стране начали появляться первые сталелитейные и металлообрабатывающие предприятия, продукция которых использовалась при реализации крупных строительных проектов. Конечно, металлургия Израиля вряд ли способна конкурировать с ведущими мировыми производителями металла, но качество израильской стали не вызывает сомнений.

Важный игрок

По данным World Steel Association (WSA), в течение последних 15 лет в Израиле стабильно выплавлялось от 280 тыс. до 300 тыс. т стали в год, а в 2013 году было произведено около 300 тыс. т металла. Примерно столько же планируется выплавить и в текущем году. По оценкам специалистов британского издания Metal Bulletin, израильская экономика фактически оправилась от кризиса: в прошлом году национальный ВВП увеличился на 3,6% (против 3,1% в 2012 году), а в текущем году, как прогнозируется, он возрастет почти на 4%.

Экономический рост в стране стимулируют, прежде всего, отрасль услуг, фармацевтический сектор и высокотехнологическая промышленность, однако не последнюю роль в этом деле играют строительная отрасль и металлургия. Израильская сталелитейная промышленность выступает важным игроком в производстве продукции военного и оборонного назначения, снабжая израильскую оборонку высококачественным металлом для выпуска современных образцов оружия и боевой техники.

В национальной строительной отрасли тоже наметилась тенденция расширения спроса на стальную продукцию в связи с ростом активности на рынке жилой и коммерческой недвижимости, а также строительством новых объектов инфраструктуры, в том числе, в туристическом секторе. По данным аналитической и консалтинговой компании Business Monitor International, темпы роста израильского строительного сектора в 2014 году составят не менее 3,1%, а в период с 2015 по 2019 годы – в среднем, 4,2% в год.

Сталь в Израиле выплавляют в электродуговых печах (ЭДП) из местного металлолома: железная руда и восстановленное железо (DRI/HBI) в качестве сырья не используются, поскольку в стране отсутствуют мощности по производству этих материалов. Кроме потребления лома в местных ЭДП, Израиль отправляет его и на экспорт, главным образом, в Турцию, являясь на сегодняшний день нетто-экспортером. По оценкам экспертов Metal Bulletin, в прошлом году Израиль экспортировал 300 тыс. т этого сырья. В дальнейшем этот показатель, как прогнозируется, будет расти и к 2019 году может достичь 340-350 тыс. т. Потребление же лома в самом Израиле в течение ближайших четырех лет будет оставаться на уровне порядка 400-410 тыс. т в год.

Между тем, вопрос с рециркуляцией металлолома приобрел в последние годы в Израиле статус национальной проблемы. Речь идет о том, что за год в стране образуется порядка 800 тыс. т лома рыночной стоимостью примерно 1 млрд. шекелей (около $300 млн.). У израильских продавцов лома сегодня есть два пути: продать его местным сталелитейным предприятиям за 750-900 шекелей за т или же погрузить на турецкое судно по 550-650 шекелей за т (так проще и быстрее). Следует отметить, что большинство продавцов лома предпочитают именно последний вариант. В результате многие тысячи тонн металла ежегодно уходят из Израиля в Турцию, проходят там переплавку и затем вновь возвращаются в Израиль.

Подобная схема, по мнению израильских экспертов, наносит колоссальный вред государству. Продавцы металлолома предпочитают отпускать свой товар туркам в полтора раза дешевле, чем соотечественникам, хотя бы потому, что это дает им возможность избежать уплаты налогов и получить наличные деньги. Сегодня в результате оттока металлолома из страны и импорта дешевого проката из Турции многие израильские металлургические заводы столкнулись с серьезными проблемами, а некоторые из них оказались на грани банкротства.

Дефицит мощностей

Если говорить об израильском рынке стальной продукции, то здесь превалирует спрос на длинномерный прокат, не в последнюю очередь потому, что именно его преимущественно выпускают металлургические компании Израиля. По оценкам Metal Bulletin, в посткризисные годы темпы роста спроса на эту продукцию были стабильно высокими (около 10-12%), и в прошлом году они достигли 1,4 млн. т против 800 тыс. т в 2009 году.

В целом мощности израильских предприятий по производству арматуры и катанки в настоящее время не способны удовлетворить спрос на эту продукцию, поэтому он покрывается дополнительными поставками из-за рубежа. В частности, импорт арматуры составляет более 500 тыс. т в год. Она поступает, главным образом, из Турции и стран Южной Европы. Израиль также ежегодно ввозит не менее 300 тыс. т катанки, главным образом, из Украины, Турции и южноевропейских государств. Эти же страны выступают главными поставщиками жаростойких профилей для строительной отрасли, поскольку в ней существует дефицит этого материала, составляющий не менее 100 тыс. т в год. По прогнозам Metal Bulletin, спрос на длинномерную продукцию в Израиле в текущем году останется на уровне прошлого года (1,4 млн. т), а в 2015 году может возрасти до 1,5 млн. т.

Спрос на листовой прокат в Израиле после резкого падения в 2008 году в течение последующих трех лет вырос практически на треть, особенно в секторе оцинкованной стали и горячекатаных рулонов. Оцинкованную сталь потребляет, главным образом, строительный сектор, и на эту продукцию прогнозируется дальнейший рост спроса и в 2015 году. Следует отметить, что в Израиле нет мощностей по производству листового проката, поэтому вся эта продукция поступает из-за рубежа. В 2013 году импорт составил 612 тыс. т; прогнозируется, что в текущем году он несколько уменьшится до 605 тыс. т, а затем вновь начнет расти и к 2019 году достигнет 680-700 тыс. т.

Импортные горячекатаные рулоны поступают, в основном, в трубную промышленность страны, где главными производителями являются компании Metco и Tzinorot, совокупные мощности которых составляют порядка 250 тыс. т в год (правда, спрос на нее в Израиле ниже этого показателя). Львиная доля горячекатаных рулонов поступает на израильский рынок из стран СНГ, а оцинковка – преимущественно, из Турции, Южной Европы и Китая. По прогнозам Metal Bulletin, совокупный спрос на длинномерный и листовой прокат в Израиле к 2015 году может достигнуть 2,5 млн. т в год.

Из относительно небольшого количества израильских компаний, непосредственно занимающихся производством стальной продукции, выделим, прежде всего, Yehuda Steel и Hod Metals. Первая была основана в 1995 году, сегодня ее штаб-квартира расположена в израильском городе Ашдоде. Она является дочерним подразделением компании Yehuda Welded Mesh (полностью принадлежит южноафриканскому холдингу Cape Gate Holdings) и производит стальную продукцию, главным образом, для строительной отрасли. Ключевые виды продукции Yehuda Steel – металлические заборы, решетки, перила, ворота, элементы конструкционной стали и др. Компания получила широкую известность в Израиле после того, как она соорудила из своей продукции забор вокруг сектора Газа и Иерусалима.

Компания Hod Assaf Industries (Hod Metals) была создана в 1947 году. Сегодня она является одним из ведущих производителей арматуры и металлоконструкций в Израиле. Компания обладает производственными заводами в Акко, а сталь обрабатывается в Кирьят-Гате. Кроме того, Hod Metals работает с заводами по производству стальной проволоки, оцинкованной проволоки и кабеля, а также предприятием по производству кабельного алюминия в Румынии.

Hod Metals выпускает, главным образом, арматуру, железобетонные конструкции, металлоконструкции, стальную проволоку, оцинкованные тросы, стальные сетки, ограждения и другую металлопродукцию. В компании работает более 1 тыс. сотрудников. -- Русмет

Израиль - развитая индустриально-аграрная страна. Израиль имеет технологически развитую, рыночную экономику со значительным участием государства. Она зависит от импорта нефти, зерновых, сырья и военной техники. Несмотря на ограниченные природные ресурсы Израиль за последние 20 лет сумел достичь значительных успехов в интенсивном развитии промышленности и сельского хозяйства. Израиль импортирует значительное количество пшеницы, однако самостоятельно обеспечивает свои потребности по другим видам сельхозпродукции.

Созданию израильской экономики также способствовали средства, полученные в основном из Европейских стран и США. В 1950-60-х годах требовалось обеспечить почти 2 миллиона иммигрантов пищей, одеждой, жильем и другими услугами в сферах здравоохранения, образования, построить больницы, фабрики, дороги, учебные заведения и новые дома. Израиль входит в десятку самых богатых стран мира по размерам дохода на душу населения. Здесь производятся продовольственные товары, ткани, одежда, табачные изделия, электронное оборудование, в т. ч. для военных целей и медицины, а также бриллианты (Израиль является одним из крупнейших мировых центров по обработке и шлифовке алмазов).

Также в стране развиты металлургия и машиностроение, включая авиа- и судостроение, фармацевтическая промышленность, микроэлектроника, производство компьютеров и роботов, в т. ч. и для военной промышленности.

В стране хорошо развито сельское хозяйство, значительная доля производства идет на экспорт. Основные выращиваемые культуры - арахис, хлопок, пшеница, подсолнечник. Из овощей - томаты, огурцы, перец, картофель и лук. Плодовые культуры - бананы, сливы, груши, финики, яблоки, киви, манго, персики, маслины, некоторые сорта винограда и т. д. В Израиле разводят и крупный скот, овец, коз, некоторые виды домашней птицы. Надои молока в стране одни из самых высоких в мире. В прудах разводят карпов, лобанов и другую рыбу, в Средиземном море ведется промысел сардин. Главными источниками доходов государства являются пошлины, налоги (около 25% ВВП) и иностранный туризм.

Израиль занимает 18-е место в мире по размеру ВВП на душу населения. В 2007 году этот показатель вырос на $4079 и достиг $31,767. Доля в мировом ВВП в 2006 году составила 0,43%. Темпы роста ВВП Израиля в первом квартале 2008 года достигли в годовом исчислении 5.4% -- это даже несколько выше, чем в рекордно благоприятном 2007 году, когда ВВП страны вырос на 5.3%.

Фантастически высокие темпы роста сохраняют высокотехнологичные отрасли. В первом квартале текущего года производство в этих отраслях росло со скоростью 12.6% годовых. Такие показатели израильского хай-тека особенно впечатляют в ситуации резкого падения курса доллара, укрепления шекеля и экономического кризиса в США. Экономически активное население 2499 тыс. чел. Основная его часть занята в промышленности (17,3%), в оптовой и розничной торговле, мастерских по ремонту автомобилей и бытовой техники (13,2%), в сфере недвижимости, аренды и предпринимательства (12,3%), в здравоохранении и социальном обслуживании (9,9%). Отраслевая структура ЯВД: сельское хозяйство - 3%, промышленность - 30%, сфера услуг - 67%.

Отсутствие большинства природных ресурсов, Израиль компенсировал развитием трудоёмких отраслей промышленности, требующих привлечения высококвалифицированных рабочей силы, а так же созданием центров научных разработок и современной системы образования. Так, значительная часть промышленности ориентирована на создания высококачественной продукции с использованием новейших технических средств в таких областях, как медицинская приборостроение, агротехника, телекоммуникация, производство пищевых продуктов, химических препаратов, разработка компьютеров и систем использования солнечной энергии.

Статистические показатели Израиля
(по состоянию на 2012 год)

Высокотехнологичные отрасли промышленности дают около 50% объема всего промышленного производства Израиля. Темпы роста промышленного производства в первом квартале 2008 года оказались значительно выше, чем в 2007 году и достигли 9% в годовом исчислении.

Организационная структура экономики Израиля

Для Израиля характерна смешанная экономика. Продажа государственных компаний привела к перестройке экономической структуры Израиля, к перераспределению экономических сил и рычагов влияния. На протяжении почти полувека центры экономического влияния были сосредоточены в руках правительства, профсоюзов и семейства Реканати. Теперь же экономика оказалась под контролем примерно двадцати групп. "Экономическая власть" на протяжении 90-х годов перешла от крупных банков, концернов к ряду конкурирующих между собой инвестиционно-промышленных групп-семей. Среди прочего, переход экономических структур в частные руки привел к росту уровня менеджмента, что подтвердило более высокую эффективность управления частного сектора по сравнению с государственным.

Несельскохозяйственная деятельность находится под контролем частного капитала, профсоюзной организации Хистадрут и государства. Члены Хистадрута владеют акциями холдинговой компаний «Хеврат хаовдим» (Рабочей корпорации), которая функционирует как обычная капиталистическая корпорация, хотя она и возникла под лозунгом социалистического идеала коллективного хозяйствования, предполагавшего отсутствие руководящего слоя и рабочее самоуправление. Хистадрут вырос в мощную экономическую силу, распространив свое влияние почти на все области экономики в стране; ему принадлежат многонациональный «Банк ха-Поалим», конструкторская фирма «Солел Бонех» и промышленная компания «Коорс» с 280 дочерними филиалами.

В государственном секторе главными собственниками наряду с самим государством выступают также Еврейское агентство и местные власти. Среди общественных акционерных обществ выделяются крупнейшая в Израиле компания «Израэль эркрафт», авиакомпания «Эль-Аль», а также «Израэль кемикалс» (добыча и обогащение полезных ископаемых). В распоряжении этого сектора находятся также судоходная компания, судоверфи, нефтеперерабатывающие заводы, система водоснабжения и электростанции.

Внешнеэкономические связи Израиля

Обладая ограниченным экономическим потенциалом и сравнительно небольшим внутренним потенциалом и рынком, Израиль может добиться увеличения темпов экономического роста, лишь путём расширения экспорта.

В Израиле расходы на импорт товаров всегда превышали доходы от экспорта. Важными статьями импорта являются вооружение, нефть, машины и оборудование, запасные части к ним, химические продукты и металлы, транспортные средства, продовольствие (пшеница, сырье для производства растительного масла, мясо, кофе, какао, сахар), бытовая техника, необработанные алмазы для последующей огранки и реэкспорта. На экспорт идут бриллианты, машины и оборудование, фрукты и консервы, ткани и одежда, минеральные удобрения и другая химическая продукция, вооружения. Отрицательное сальдо покрывается преимущественно за счет пожертвований и займов от правительства США.

Поскольку торговля Израиля с соседними странами препятствует политическая ситуация и слабое развитие их экономики, то Израиль ставит себя целью проникновения на более отдаленные рынки. Сейчас Израиль может свободно экспортировать товары в США и страны ЕЭС. В целях достижения максимально успеха израильские предприятия стремятся влиться в отрасли международной торговли, наиболее соответствующие им по своей специфике. Создание совместных предприятий с иностранными фирмами зачастую позволяет совместить инновационный потенциал с широкими возможностями иностранных фирм.

В настоящее время избранный Израилем курс на либерализацию внешней торговли подвергается серьезной проверке на прочность. Отечественные производители жалуются на экономический застой и требуют повысить таможенные пошлины, чтобы создать заслон дешевому импорту из государств третьего мира. Особенно тяжелое положение сложилась в текстильной промышленности, которая не в состоянии конкурировать с импортом из стран Дальнего Востока.

Промышленность Израиля

В первое десятилетие после провозглашения независимости Израиля, основные условия страны были сосредоточены на развитие сельского хозяйства и создания водной, транспортной, энергетической инфраструктуры. Поскольку страна располагает внушительным потенциалом квалифицированных специалистов, испытывая при этом нехватку в основных видах сырья, то промышленность Израиля ориентируется на производстве научных товаров на основе собственных научных разработок и технических новинок.

За последние несколько десятков лет израильская промышленность достигла мирового уровня в области медицинской электронике, агротехнике, телекоммуникаций, промышленной химии и в обработке алмазов. Израильская индустрия брильянтов, экспорт которых превысил в 1990 году $3 000 000 000, производит около 80% мировых поставок малых полированных камней, большую часть которых составляют бриллианты, используемые для украшений. 40% всех бриллиантов шлифуются в Израиле, что делает его крупнейшим торговым и производственным центром в этой области промышленности. Наибольший рост наблюдается в тех отраслях, где наблюдается высокая технология, используется самая передовая техника, а также привлекаются инвестиции в исследования и развитие, традиционными отраслями израильской промышленности являются: переработка пищевых продуктов, производство техники, одежды, мебели, удобрений, химикатов, изделий из резины, пластмассы и металла.

В обрабатывающей промышленности создается 20% национального дохода и сосредоточено немногим меньше 20% всех занятых. На Тель-Авив и близлежащие города, где размещены почти 4 тыс. крупных и мелких предприятий, приходится более половины рабочих мест, которыми располагает промышленность Израиля, на район Хайфы почти треть, на Южный район 12%, а на район Иерусалима 6%.

В стране производятся продовольственные товары, напитки, табачные изделия, ткани, одежда и изделия из кожи, электротехническое и электронное оборудование, особенно для военных целей, нужд сферы связи и медицины; бриллианты (Израиль - важнейший мировой центр шлифовки и огранки алмазов). Развиты металлургия и машиностроение, включая авиа- и судостроение, в т.ч. военное. Хотя главными отраслями израильской промышленности считаются сельское хозяйство, и животноводство именно товары этих отраслей идут на экспорт.

Химическая промышленность: сырьё и материалы для производства медицинских и ветеринарных препаратов, лекарств, антикоррозийные материалы, азот, фосфаты, хлор, гидроокись натрия, полиэфирные смолы, средства для защиты сельскохозяйственных продуктов от вредителей, регуляторы роста, ароматические добавки и т.д.

Основной источник энергии - в основном импортная нефть, за счет которой удовлетворяются почти 80% всех энергетических потребностей страны, а остальная часть покрывается за счет закупок угля за рубежом. Используется солнечная энергия (Израиль занимает первое место в мире по эксплуатации в домах солнечных бойлеров) и энергия ветра.

Горнодобывающая промышленность. Крупные месторождения фосфоритов находятся в Негеве, откуда продукция доставляется по железной дороге в Хайфу. Из вод Мертвого моря извлекают соли калия, брома и магния, применяемые в сельском хозяйстве, а также в фотографии и фармацевтической промышленности. Медные рудники в Михрот-Тимне, на месте легендарных копей царя Соломона, были открыты для эксплуатации в 1955, но в 1976, после падения мировых цен на медь, законсервированы. В Негеве добывают глины для производства кирпича и черепицы, а также кварцевый песок для стекольной промышленности. Во многих карьерах ведутся разработки материалов для изготовления цемента и бетона. Заготавливается также мрамор и строительный камень для Иерусалима (где местное законодательство требует использования натуральных материалов для облицовки зданий). В стране имеются небольшие запасы нефти (добыча 9-16,5 млн. т в год) и природного газа.

Сельское хозяйство Израиля

После достижения Израилем независимости общая площадь культивируемых земель увеличилась в 2,6 раза и составляет на сегодня приблизительно 445,170 га, а площадь орошенных полей возросла в 8 раз, достигнув 220,816 га. За тот же период времени число сельскохозяйственных поселений увеличилось с 400 до 750, однако по причине высоких темпов урбанизации доля населения, проживающего вне городов, снизилась на 6%.

В настоящие время потребности в продовольствии Израиль в основном удовлетворяет за счёт собственного производства, дополняя его импортом, куда входят главным образом: пшеница, сырьё для выработки растительного масла, кофе и т.п. Секрет успеха сельского хозяйства Израиля заключается в тесном сотрудничестве фермеров и учёных.

Самые важные из возделываемых культур - хлопок, арахис, подсолнечник, пшеница. Из плодовых наиболее распространены яблоки, киви, манго, авокадо, бананы, персики, финики, маслины, груши, сливы, винные и столовые сорта винограда, хурма, орех-пекан и миндаль. Главные овощные культуры - картофель, томаты, огурцы, перец и лук. Цитрусовые (апельсины, грейпфруты, лимоны) экспортируются, а часть их направляется на переработку. Культивируются цветы - гвоздики, розы, гладиолусы и др.

В стране накоплен богатый опыт зимнего выращивания овощей под пленкой, что позволяет собирать несколько урожаев за год. В итоге каждый израильский фермер может прокормить 52 человека. Собственное агропроизводство удовлетворяет потребности страны в пищевых продуктах на 92%. Значительная доля сельскохозяйственной продукции идет на экспорт, увеличения годового объема, которого удалось достичь в частности благодаря повсеместному применению самых современных агротехнических методов.

Сельскохозяйственное производство - одна из основных статей израильского экспорта - полностью обеспечивает сельскохозяйственной продукцией. В то же время в валовом продукте страны доля сельского хозяйства составляет лишь 5% против 25% индустрии и более чем 30% вклады таких отраслей, как торговля, туризм и финансы.

Транспорт и связь Израиля

Автомобиль – основное средство передвижения в Израиле. Протяженность автомобильных дорог свыше 13 тыс. км. Парк грузовых машин насчитывает 174 тыс., а легковых – 845 тыс. единиц. Шоссейные магистрали проходят преимущественно вдоль побережья с севера на юг, важнейшая автострада соединяет Иерусалим с Тель-Авивом. Железнодорожная сеть общей длиной 890 км связывает Негев, Газу и Иерусалим с Тель-Авивом, Хайфой и севером страны. Ее основу образуют линии, проложенные еще во время турецкого и британского господства, когда Палестина находилась на перекрестке железных дорог Ближнего Востока. В настоящее время система железнодорожного транспорта модифицируется. Главные морские порты Израиля – Хайфа, Ашдод и Эйлат. Международные пассажироперевозки осуществляются преимущественно через аэропорт имени Бен-Гуриона в Лоде, а также через Эйлатский аэропорт. Два небольших аэропорта близ Тель-Авива и Иерусалима обслуживают внутренние рейсы.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Вид с небес на Стокгольмской арене Эриксон Глоб
Карты Камбрильса: Бесплатные туристические карты: Карты Камбрильса от туристической справочной Камбрильс на карте испании
Рестораны, кафе и бары у метро третьяковская Рестораны на третьяковской и новокузнецкой отзывы