Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Старая ладога - достопримечательности, описание, история и интересные факты. Старая Ладога — древняя столица Руси Старая ладога первая древнерусская столица

Несколько вопросов по истории древней славянской крепости Ладога.
Ладога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых, трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания. Но затронуть, хоть вскользь, мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей.
Вопрос номер один - Создание.
Первое упоминание в летописях относиться к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»
В этом отрывке более всего интересует упоминание, что Рюрик срубил (построил) город Ладогу. Согласно археологическими исследованиями Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания - 750-е годы. Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги, не менее чем на 100 лет. Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.». Следовательно, Рюрик ни как не мог построить крепость на мысе слияния двух рек Волхова и Ладожки.
Тогда кто? Ответ один славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII-IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон - все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники словянских погребений - сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги в урочище Плакун, обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это обряд присущ славянам, как восточным, так и западным.
Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако им не мешает утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников, в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что дата 750 год « уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев». Странная непоследовательность. Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим.
Археологами также открыты дома площадью 50-92 м2 - предшественники посадских пятистенок X-XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репиикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально обусловливалось нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами, как столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки - можно считать предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок. Общеевропейские черты, присущие также и западным славянам вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления ученым не хватило, либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян -указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским». Еще в XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.
Что тоже не вяжется с нормансим созданием города.
Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени. Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.
Возводилась каменная твердыня, исходя из летопии, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.
Вопрос номер два. Откуда имя твое Ладога?
Известны три названия Ладога – Альдегья - Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка. Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка – при Ладоге.
В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде от князя Избора. Киев, от князя Кия. Псков (Плесков) мужская производная от реки Псковы(Плескова). И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому Волгоград.
Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась.
На древнефинском Аладегья (aladjogi) – нижняя речка. С трудом вериться, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они согласно той же теории стояли выше по развитию, нежели славяне. Значить скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее финны-чудь нарекли город Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке, от истока к устью.
«Скорее всего, исходный гидроним - финск.*Alode-jogi (joki) - "Нижняя река"» утверждает Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА». Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила и уж тем более каменных.
Дальше еще интереснее Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.фин. курсив мой) *Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот значить как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога, но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.
Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию осады Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле, направились куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси». Историки спорят о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842-855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852г».
Однако уместно заметить, что финское название Ладоги - Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да, название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.
Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди. Каким образом? Прежде, чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води. Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами, прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский король позволял себе перенаправить войска норманнских-разбойников в далекий славянский город. То почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj –Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.
Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг - в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога уже мощная каменная твердыня. По утверждению Т. Н. Джаксон «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав.
По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен - первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории Рюрик варяг-скандинав. Это как получается. Пришли скандинавы с Рюриком срубили город Ладогу. Заметьте Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит Рюрик говорил на другом языке, раз они одному и тот же город по-разному называли. И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разниться, но есть над чем задуматься.
Крупнейший скандинавист Е.А.Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров еще в 1962 г. Выразился более четко «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С.Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий...».
Недоработка граждане норманисты.
Название Ладога от славянской богини Лады, норманисны стараются не рассматривать. «Ничего кроме улыбки эта версия вызвать не может» отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значить назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает? Не именами богов, а князей нарекали городам. Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов. Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим. Лада – Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется.
Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?
Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудрым. Князь отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам». Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны? Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников.
«Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088-1094 гг.) или второго (1096-1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация».
Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей. Да какая-то не скандинавская у них политика была – объединение Руси.
Ладога каменная твердыня обеспечивала безопасность судоходству и торговле, Верным стражем стояла город-крепость заслоняя Русь от норманнов -находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение.
1164 г. ладожане отбили нападение шведов в XII в. «пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После.неудачного приступа шведы отходят на кораблях к реке Ворона - Воронеге (впадаетв Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают новгородские войска.
1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно.
1240 г. Шведы с союзники терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.
1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними».
1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан сражаются у истока Невы против шведов,
«хотяще на кореле дань взять».
1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы.
1348 г. В Ладоге - сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами.
И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов.



В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь.
Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города.
Первой столицей Руси стал город Старая Ладога. Старая Ладога - древнейший город и крепость, основанная в 753 году, уже в середине IX в. была важным торгово-ремесленным центром, упоминаемым в летописных источниках. В наследии Старой Ладоги сконцентрировано двенадцать веков русской истории и искусства. Здесь сохранились около 160 памятников архитектуры, искусства и археологии.

Многие историки сейчас оспаривают эту версию, однако Ипатьевский список повести временных лет утверждает: в 862 году ладожане, уставшие от набегов и междоусобиц, позвали Рюрика княжить в свой город, который стал столицей земли русской. Старая Ладога известна не только как первая столица: как утверждает Новгородская летопись, здесь был похоронен сам Вещий Олег. Кроме того, после свадьбы Ярослава Мудрого и шведской принцессы Ингигерды город стал частью ее приданого, и посадником в нем был назначен ее родственник швед.

Печальная история Ладоги начинается с правлением Петра Первого: он основал новый город с названием Новая Ладога, а старинный русский город переименовал в Старую Ладогу, лишив его статуса города и права иметь собственный герб, а большинство горожан заставил переехать в новый город.

После этого события бывшая Ладога перестала быть центром Ладожского уезда Водской пятины Земли Новгородской. А в 1718 году в забытую Старую Ладогу Петр «ссылает» в Ладожский Успенский монастырь свою первую жену Евдокию Лопухину.

Наш фотокорреспондент посетил старинный город.


Исторически сложилось так, что матерью русских городов является Старая Ладога. Именно в этом селении (а тогда это был город Ладога) рождалась российская государственность, здесь пролегали мировые торговые пути "из варяг в греки", "из варяг в арабы", здесь встречались великие культуры Востока и Запада и наше нынешнее государство становилось Россией.
Именно здесь, по Волхову, по Ладоге северные народы торговали с югом - другого пути не было. И именно здесь зарождалась единая Россия. Указу Президента о праздновании 1250-летия Старой Ладоги предшествовал кропотливый труд историков и археологов, которые и доказали, что год основания Ладоги, определенный условно 753-м после исследования бревен, использовавшихся в строительстве города, можно назвать своеобразной точкой отсчета истории российской государственности.




Место для города было очень удобным - Ладога была поставлена на берегу могучего Волхова, неподалеку от его впадения в Ладожское озеро. По одной из легенд название реки связано с прекрасным и мужественным князем Волхвом, сыном великого князя ильменских славян Словеном. Нынешний Волхов в старину именовали иногда Волховой. На старославянском языке "Волхв" означает "Ольха" и, значит, Волхов можно перевести как "Ольховая река". До сих пор прибрежные воды своенравной и порожистой реки, берущей начало в озере Ильмень, осыпают сережки этих деревьев. Волхвами наши предки-язычники называли также магов и чародеев, служивших своим многочисленным богам.
Среди богов встречались и женщины. Очень почитаемой была богиня плодородия Рожаница-Мать по имени Лада. Вот вам и еще одна из версий о происхождении имен озера, города, да и самой земли. Может быть, от корня "лад" проявилось это имя? Нашему славянскому уху оно привычно и любимо. Всегда приятнее жить в ладу с соседями, самим собой. В нашем обиходе часто встречаются слова "налаживать", "ладить", "ладушки". А наши прабабушки к любимым мужьям обращались "Ладо", а те своих возлюбленных, в свою очередь, называли "Ладами".



Есть еще несколько слов о происхождении названия Ладоги. Они - в легендах и преданиях, которые и поныне живут на нашей земле и передаются из поколение в поколение. Легендами окутывают исторические события, конкретных людей. И каждый из нас волен выбрать ту или иную в зависимости от наших интересов, взглядов и даже сиюминутного состояния души. Много еще тайн скрывает от нас ладожская земля: о нашем происхождении, о том, почему наши предки назывались "росами" или "русами". История часто переписывалась в угоду правящей власти. Очень может быть, что нас еще удивят открытия российских историков и их зарубежных коллег. Именно Ладога дала новое имя озеру Нево, которое финны именовали Русским морем. Сегодня на всех картах мира это Ладожское озеро. И уж совершенно точным является то, что с начала своего возникновения Ладога стала центром многих славянских и финских племен. В ней наши предки встретились со скандинавами и другими жителями Европы. Это были ремесленники, воины, купцы, путешественники, переселенцы. Славянскую Ладогу можно справедливо назвать городом интернациональной культуры, городом, где практически никогда не возникали конфликты на почве национальных предрассудков. О том, что здесь встретились разные народы и культуры, убедительно доказывают находки как частных лиц, так и археологических экспедиций. Находили монеты-ракушки, серебряные монеты арабского происхождения VII-го века. О процветании кузнечно-ювелирного искусства поведали находки 70-х годов XX века. В раскопе были обнаружены корабельные заклепки, женские украшения, ювелирные молоточки, наковаленки, клещи, - все это говорит о жизни цивилизованного общества. И это - тоже до прихода Рюрика в Ладогу!
Труды археологов и историков убедительно доказывают, что именно от Ладоги двинулась Русь по водным артериям из "варяг в греки" и из "варяг в арабы".


Ладога стояла и стоит на том же месте, на которое в первом веке от Рождества Христова указал как на место будущего города св. Апостол Андрей Первозванный, путешествовавший по нашим землям. С городом на Волхове связаны имена многих изгнанных норвежских королей; здесь они находили гостеприимство и возможность подготовки к возврату короны.

Доподлинно известно, что именно Рюрик заложит каменную крепость в Ладоге - мощное оборонительное сооружение. Крепость встала на мысе, где река Ладожка впадает в Волхов. До начала ХVIII века ее перестраивали и укрепляли. С XV века до середины XVIII века в ней существовал Георгиевский застенный мужской монастырь. Иноки монастыря были и воинами.

Http://cyrillitsa.ru/

В начале XII века древнерусский летописец записал: “И сиде старейший в Ладоге Рюрик”, - датируя это событие 862 годом.


Родился РЮРИК в 780 году, умер в 879.


РЮРИК в себе соединил две славяно-русские линии; по линии отца - князя славян-бодричей Годлава (или Годослава) и по линии матери, Умилы - дочери новгородского князя Гостомысла.


РЮРИК - потомок знаменитого новгородского князя Славена, создал новое государство - Русь.


В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь.


Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города.

Первой столицей Руси стал город Старая Ладога.


Старая Ладога – древнейший город и крепость, основанная в 753 году, уже в середине IX в. была важным торгово-ремесленным центром, упоминаемым в летописных источниках. В наследии Старой Ладоги сконцентрировано двенадцать веков русской истории и искусства. Здесь сохранились около 160 памятников архитектуры, искусства и археологии.


В 2002 году В. Путин подписал указ “О праздновании 1250-летия основания села Старая Ладога”, благодаря которому Старая Ладога получила статус экономической и культурной столицы Северной Руси.


Исторически сложилось так, что матерью русских городов является Старая Ладога. Именно здесь, в этом селении (а тогда это был город Ладога) рождалась российская государственность, здесь пролегали мировые торговые пути “из варяг в греки”, “из варяг в арабы”, здесь встречались великие культуры Востока и Запада и здесь наше нынешнее государство становилось Россией.


Именно здесь, по Волхову, по Ладоге северные народы торговали с югом - другого пути не было. И именно здесь зарождалась единая Россия. Указу Президента о праздновании 1250-летия Старой Ладоги предшествовал кропотливый труд историков и археологов, которые и доказали, что год основания Ладоги, определенный условно 753-м после исследования бревен, использовавшихся в строительстве города, можно назвать своеобразной точкой отсчета истории российской государственности.


Место для города было очень удобным - Ладога была поставлена на берегу могучего Волхова, неподалеку от его впадения в Ладожское озеро. По одной из легенд название реки связано с прекрасным и мужественным князем Волхвом, сыном великого князя ильменских славян Словеном. Нынешний Волхов в старину именовали иногда Волховой. На старославянском языке “Волхв” означает “Ольха” и, значит, Волхов можно перевести как “Ольховая река”. До сих пор прибрежные воды своенравной и порожистой реки, берущей начало в озере Ильмень, осыпают сережки этих деревьев. Волхвами наши предки-язычники называли также магов и чародеев, служивших своим многочисленным богам.

Среди богов встречались и женщины. Очень почитаемой была богиня плодородия Рожаница-Мать по имени Лада. Вот вам и еще одна из версий о происхождении имен озера, города, да и самой земли. Может быть, от корня “лад” проявилось это имя? Нашему славянскому уху оно привычно и любимо. Всегда приятнее жить в ладу с соседями, самим собой. В нашем обиходе часто встречаются слова “налаживать”, “ладить”, “ладушки”. А наши прабабушки к любимым мужьям обращались “Ладо”, а те своих возлюбленных, в свою очередь, называли “Ладами”.

Есть еще несколько слов о происхождении названия Ладоги. Они - в легендах и преданиях, которые и поныне живут на нашей земле и передаются из поколение в поколение. Легендами окутывают исторические события, конкретных людей. И каждый из нас волен выбрать ту или иную в зависимости от наших интересов, взглядов и даже сиюминутного состояния души. Много еще тайн скрывает от нас ладожская земля: о нашем происхождении, о том, почему наши предки назывались “росами” или “русами”. История часто переписывалась в угоду правящей власти. Очень может быть, что нас еще удивят открытия российских историков и их зарубежных коллег. Именно Ладога дала новое имя озеру Нево, которое финны именовали Русским морем. Сегодня на всех картах мира это Ладожское озеро. И уж совершенно точным является то, что с начала своего возникновения Ладога стала центром многих славянских и финских племен. В ней наши предки встретились со скандинавами и другими жителями Европы. Это были ремесленники, воины, купцы, путешественники, переселенцы. Славянскую Ладогу можно справедливо назвать городом интернациональной культуры, городом, где практически никогда не возникали конфликты на почве национальных предрассудков. О том, что здесь встретились разные народы и культуры, убедительно доказывают находки как частных лиц, так и археологических экспедиций. Находили монеты-ракушки, серебряные монеты арабского происхождения VII-го века, т. е. еще дорюриковского периода. О процветании кузнечно-ювелирного искусства поведали находки 70-х годов XX века. В раскопе были обнаружены корабельные заклепки, женские украшения, ювелирные молоточки, наковаленки, клещи, - все это говорит о жизни цивилизованного общества. И это - тоже до прихода Рюрика в Ладогу!

Труды археологов и историков убедительно доказывают, что именно от Ладоги двинулась Русь по водным артериям из “варяг в греки” и из “варяг в арабы”.

Ладога стояла и стоит на том же месте, на которое в первом веке от Рождества Христова указал как на место будущего города св. Апостол Андрей Первозванный, путешествовавший по нашим землям. С городом на Волхове связаны имена многих изгнанных норвежских королей; здесь они находили гостеприимство и возможность подготовки к возврату короны.

Доподлинно известно, что именно Рюрик заложит каменную крепость в Ладоге - мощное оборонительное сооружение. Крепость встала на мысе, где река Ладожка впадает в Волхов. До начала ХVIII века ее перестраивали и укрепляли. С XV века до середины XVIII века в ней существовал Георгиевский застенный мужской монастырь. Иноки монастыря были и воинами.

Последний раз Ладожская крепость принимала участие в военных действиях в 1701 году. А после победы России в Северной войне она утратила военное значение. Крепость покинул гарнизон, и о ней почти на два века забыли. Интерес к Старой Ладоге, к ее памятникам возник в конце XIX века. Русское археологическое общество начало обследование древних строений. Археологические работы проводятся в Старой Ладоге и поныне. Каждое лето в маленьком теперь поселке работает экспедиция под руководством профессора А.Н. Кирпичникова. И каждый год открываются новые страницы истории нашей первой столицы.


Урочище Сопки. Под самым большим курганом покоится родственник князя Рюрика - Олег. У нас он получил мистическую приставку - Вещий (может быть, она связана с его победами и с его прозорливостью). Он часто бывал на Ладоге. Сюда он пришел после победоносного завершения своего очередного, но, увы, последнего похода на Царьград. И здесь “принял смерть от коня своего”. Кудесники предрекли Олегу смерть не в бою и не от старости, а от любимого коня. Повелел князь отправить коня из Киева в Ладогу с приказом постоянно заботиться о любимом боевом соратнике, с которым участвовал не в одном сражении. Что было дальше, известно: по возвращении из похода, узнав, что конь умер, князь решил посмотреть на его останки, из черепа коня выползла змея и... “вскрикнул внезапно ужаленный князь”. Похоронили Олега Вещего на крутом берегу Волхова. Над местом захоронения поднялся огромный курган. Даже современные его размеры впечатляют. Рядом с этой могилой - еще несколько курганов, правда, меньших размеров. Там тоже лежат воины.

Умирая в 879 году, Рюрик поручил Олегу воспитание своего малолетнего сына Игоря до его совершеннолетия. Маленького Игоря Олег держал в Ладоге. 32 года правления Русью князя Игоря Ладога поставляла ему воинов, деньги, снаряжение. Уже в очень серьезном возрасте у Игоря и Ольги в Ладоге появился сын Святослав, будущий великий воин Руси , осиротевший в детстве (всем нам известна участь князя Игоря и имя его вдовы Ольги, которая на время стала правительницей Руси при своем малолетнем сыне). В Ладоге Ольга готовила сына к будущему славному княжению, делясь собственным государственным опытом, рассказывая о предшественниках - Олеге и Рюрике.

Неподалеку от могилы Олега начинаются лабиринты ладожских подземных ходов. Память народная утверждает, что в одной из дальних пещер на цепях в золотом гробу спит легендарный князь Рюрик. Что его пещера наполнена золотом и драгоценностями.

Старая Ладога - до 1704 г. - город Ладога. Село в Волховском районе Ленинградской области. Одно из древнейших поселений России, история которого насчитывает более 1250 лет, древняя столица Северной Руси. Расположено на левом берегу р. Волхов. От Москвы - по прямой - 567 км.

Население на 2016 г. - 2 008 человек.

Основан в 753 году.

Единственный среди древнейших русских городов, история которого уходит далеко в прошлое, еще до появления собственно Руси.

Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года.

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. "Глазки", то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы.

Ладога была первоначальной резиденцией Рюрика и Олега, была несколько лет, а затем официальный политический центр Северной Руси был ими перенесен в предшественник Новгорода - Рюриково городище.

Когда дочь шведского короля принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

Среди частых нападений шведов на Ладогу запомнилась героической обороной осада 1164 г. Тогда горожане сами сожгли свои дома на посаде и заперлись в крепости. Ладожане отбили штурм и, когда подоспела помощь из Новгорода, то погнали врага.

Особо тяжело пришлось ладожанам в Смутное время. В 1610 г. Ладогу захватил французский наемник, находившийся на шведской службе Пьер Делавиль. На следующий год французов выбили, но осенью 1611 г. ее заняли шведы. Видимо, население массово покинуло город, потому что в источнике 1614 г. отмечалось, "русских людей в Ладоге никого нет".
В 1617 г. по условиям Столбовского мирного договора шведы покинули Ладогу, но к этому времени она была полностью разорена.

В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в "Старую Ладогу", лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. Трудно сказать, чем руководствовался Петр Алексеевич, возможно, нелюбовь к шведам сказалась.

Единственное историческое событие политического характера случилось только в 1718 г., когда Ладожский Успенский монастырь стал местом заточения (до 1725 г.) для бывшей царицы и первой жены Петра I - Евдокии Федоровны Лопухиной.

Село и музей-заповедник Старая Ладога расположены на высоком левом берегу реки Волхов, вытекающей из озера и впадающей в . Село стоит недалеко от Ладожского озера, примерно в 15 км от места впадения в него Волхова. Оно протянулось вдоль берега реки на 1,5-2 км. Ниже по реке, в 9 км, в устье находится Новая Ладога.

Старая Ладога - один из древнейших городов России. Впервые упоминается в «Повести временных лет» Ипатьевского списка под 862 г. в разделе, повествующем о призвании на Русь трех братьев-варягов на княжение: «И избраша трие брата с роды своими и придоша к славеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик» .

История

На основании записи историки делают вывод, что она - наравне с Новгородом и Киевом - одна из столиц Древнерусского государства и была стольным градом Рюрика до 864 г., когда «сел старший Рюрик в Новгороде» .

Ладога - один из транзитных пунктов на торговом пути «из варяг в греки». Благодаря этому обстоятельству она быстро развивалась. Тут часто устраивались ярмарки. Здесь жили династии лоцманов, проводивших иностранные суда вверх по Волхову, к озеру Ильмень, где стоял Великий Новгород - центр Новгородской Руси, затем Новгородской земли, а впоследствии - Новгородской республики.

Для защиты купеческих судов от «лихих людей» в крепости поставлен был воинский гарнизон.

Город богател, деревянные укрепления уже не казались надежной защитой, и в 1144 г. по повелению великого князя киевского Владимира Мономаха (1053-1125 гг.) началось строительство каменного кремля. Над речным обрывом поднялась стена, да и сам обрыв покрыли камнем.

Такие меры не казались чрезмерными: начиная с XII в. город неоднократно осаждали карелы и шведы (в 1164, 1313 и 1338 гг.), но без большого успеха.

В XI-XV вв. Старая Ладога (в те века она именовалась просто Ладога) была и крепостью, и торгово-ремесленным центром Новгородской республики.

В середине XV в. царь Иван III Васильевич Великий (1440-1505 гг.) разгромил Новгородскую республику в Московско-новгородской войне 1477-1478 гг. в ходе объединения русских земель вокруг Москвы. Город стал северным форпостом единого Русского государства и нуждался в более сильных укреплениях.

Староладожская крепость в плане стала пятиугольной и перестроенной с учетом использования огнестрельного оружия. Мощные крепостные стены и многоярусные башни со стенами толщиной до 7 м сложили из известняка, что брали в соседних каменоломнях, и забутовали валунами. Облицовка велась тесаным камнем. Чтобы попасть в крепость, приходилось идти вдоль стены до единственных, закрытых решеткой ворот в четырехугольной Воротной башне. Оказавшись в башне, следовало повернуться вполоборота, чтобы оказаться лицом к проходу. Прочие башни имели каждая свое назначение: например, Тайничная прикрывала ход к реке, что позволяло в случае осады набирать воду.

В Смутное время, в 1610г., шведам, пригнавшим 55 кораблей, удалось захватить крепость, возвращенную России в 1617 гг. по Столбовскому мирному договору. Последний в своей истории штурм крепость выдержала в 1701 г.

После побед над шведами в начале Северной войны крепость утратила свое значение, и царь Пётр I (1672-1725 гг.) повелел перевести конторы и значительную часть жителей в Новую Ладогу.

Строительство железных дорог во второй половине XIX в. свело значение Старой Ладоги к минимуму, и она стала простым селом на реке.

Старая Ладога появилась там, где находилось самое удобное место для устройства торгового города на пути «из варяг в греки», для посреднической торговли между северными и южными странами. Расположение крепости таково, что можно с успехом отразить нападение с реки, так как по суше добирались сюда долго.

Самые высокие постройки - каменные башни Староладожской крепости и монастырские храмы, символы утверждения в этих местах власти Российского государства и православной веры.

От старого города сохранились также часть вала, церкви и земляное городище. На его территории открыты остатки деревянных построек VIII-XII вв. и руины каменной церкви Климента середины XII в.

От Староладожской крепости сохранилась ее пятиугольная планировка XV в., но стены - в руинах, не имеющих даже четких очертаний. Восстановлен небольшой участок стены с двумя башнями - Клементовской и Воротной.

Первая стена, возведенная еще в XII в., во многих местах оказалась вмурованной в стену более позднюю. С нее открывается живописный вид на северную часть поселка с Успенским собором и южную - с Никольским.

Следов древнейших построек в крепости не сохранилось.

Внутри крепости - деревянная церковь Дмитрия Солунского, в ней музейная экспозиция.

Еще одна церковь в крепости - Св. Георгия начала XII в., построенная при Владимире Мономахе - одна из самых древних каменных построек на севере Руси. Церковь одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная, неоднократно перестроенная. В ней сохранились фрагменты фресок новгородской школы, в частности фреска «Чудо Георгия о змие», а также древние надгробные надписи XII-XIII вв.

На холме, именуемом Малышевой горой, где некогда находился еще один монастырь, - церковь Рождества Иоанна Предтечи.

На юг от крепости - Староладожский мужской Никольский монастырь. Легенды привязывают время его строительства к годам правления Александра Невского (1221/1222-1263 гг.) в бытность его князем Новгородским, однако документальных свидетельств этому нет. Современный ансамбль монастыря сложился в XVII в., когда был построен Никольский собор на месте церкви XII в. С ним соседствует церковь Иоанна Златоуста - образец культовых построек середины XIX в.

К северу от крепости, на берегу Волхова, стоит Староладожский Свято-Успенский женский монастырь. Его главный храм - Успенский собор - в месте, именуемым Богородицким концом. Рядом - монастырские постройки бытового назначения.

В окрестностях села - курганные захоронения варяжских времен. По преданию, в одном из них похоронен Вещий Олег - князь новгородский и киевский Олег (? - 912 гг.), скончавшийся в Старой Ладоге: сопка в северной части села носит название Олегова могила. Раскопки легенду не подтверждают.

На противоположном берегу Волхова в урочище Плакун - остатки варяжского кладбища.

Планомерные раскопки Ладожской крепости и курганных могильников на противоположном берегу с перерывами ведутся с 1880-х гг. В 1909 г. началось исследование посада. Лучше других сохранились нижние горизонты культурного слоя, поздние напластования начиная с XII в. - много хуже.

В 1960-х гг. в крепости, проведены реставрационные работы. Материалы раскопок хранятся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

По археологическим данным, население древнейшей Старой Ладоги - многоэтничное, состояло из славян, норманнов и представителей местных финно-язычных этнических групп.

В городище обнаружены следы кузнечного, косторезного, ювелирного и гончарного производства, разнообразные изделия, монеты и изделия восточного и западноевропейского происхождения.

Территория крепости объявлена Староладожским историко-архитектурным и археологическим музеем-заповедником.

Общая информация

Местонахождение : северо-запад европейской части России.
Административная принадлежность : Староладожское сельское поселение, Волховский муниципальный район, Ленинградская область.
Основан : до 753 г.
Первое упоминание : 862 г.
Село : с 1703 г.
Язык : русский.
Этнический состав : русские.
Религия : православие.
Денежная единица : российский рубль.

Цифры

Староладожский историко-архитектурный и археологический музей : площадь - 1,6 км 2 , общее количество памятников истории и архитектуры - более 150.
Население (село Старая Ладога) : 2012 чел. (2010 г.).
Крепостные стены : толщина - до 5 м, высота - 7-12 м.
Крепостные башни : диаметр - до 24 м в основании, высота - до 19 м, ярусов - 3.
Высота Олеговой могилы : 10 м.

Климат и погода

Умеренно континентальный.
Холодная снежная зима, умеренно теплое лето.
Средняя температура января : -10°С.
Средняя температура июля : +17,5°С.
Среднегодовое количество осадков : 550 мм.
Относительная влажность воздуха : 70-80%.

Экономика

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник (1984 г.)

    Земляное городище (Земляной город, до XII в.)

    Крепость «Старая Ладога» (восстановленные стены и башни Клементовская и Воротная, руины стен и Раскатной, Стрелочной и Тайничной башен, основана в XII в., перестроена в XV-XVI вв.; церковь Св. Георгия 1114 г.; деревянная церковь Дмитрия Солунского, 1731 г.).

Культовые

    Староладожский Свято-Успенский женский монастырь (Успенский собор XII в., перестроен в XVII-XIX вв.)

    Староладожский Никольский мужской монастырь (XIII-XIV вв., Никольский собор, колокольня и другие постройки XVII в., церковь Иоанна Златоуста 1860-1873 гг.)

    Преображенская церковь (деревянная - 1684 г., кирпичная - 1871 г.)

    Церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1695 г., часовня Свв. Петра и Февронии.

Исторические

    Стоянка эпохи неолита (3 тыс. лет до н. э.)

    Урочище Сопки (могильные холмы, VIII-X вв.)

    Победище (VII-Х вв.) и Плакун (IX-X вв.)

    Остатки варяжского кладбища (конец IX - начало X в.)

    Дома купца Калягина (XIX в.) и Шварца (1816 г.)

    Варяжская улица и памятник Рюрику и Олегу (2015 г.)

Любопытные факты

    Древнюю Ладогу скандинавы называли Альдейгьюборг (Aldeigjuborg), реже - Альдейгья. Самое раннее из достоверных известий о Ладоге-Альдейгьюборге относится к концу X в. и содержится в своде саг «Круг земной». Сообщается о нападении на Альдейгьюборг во время военного похода на Гардарики норвежского ярла Эйрика.
    «Когда он приплыл во владения Вальдмара конунга, он стал воевать и убивать людей, и жечь жилье всюду, где он проходил, и опустошал страну. Он приплыл к Альдейгьюборгу и осаждал его, пока не захватил. Там он перебил много народу и разрушил и сжег весь город». Данное событие историки относят к 997 г. и рассматривают как доказательство того, что в Ладоге уже тогда стояла крепость или укрепленное поселение.

    Одна из причин переезда Рюрика из Ладоги в Новгород Великий в том, что расположенная на окраине территории расселения восточно-славянских племен Ладога оказалась неудобной для управления ими.

    В 2003 г. в поселке состоялся большой праздник по случаю 1250-летия одной из первых русских столиц. Чтобы подчеркнуть скандинавское присутствие в те давние времена на этой земле, из Норвегии пригласили власти фюльке (провинции) Нурланн и участников шоу «Стайгенберг Сагаспил» - музыкально-исторической реконструкции жизни древних викингов.

    Экономическое значение Старой Ладоги начало снижаться еще с 1580-х гг., когда северным портом Московского государства стал Архангельск.

    Название Старая Ладога - прибалтийско-финского происхождения, произошло от реки Ладоги, ныне именуемой Ладожкой, - левого притока Волхова, впадающей в него рядом с крепостью.

    Царица Евдокия Фёдоровна, урожденная Лопухина (1669-1731 гг.), первая супруга царя Петра I, по воле его в 1698 г. сослана первоначально в традиционное место заключения цариц - Суздальско-Покровский монастырь, где пробыла до 1718 г. Во время суда над царевичем Алексеем вскрылось ее участие в заговоре, а также то, что она давно не жила монашеской жизнью. Ее перевели сначала в Александровский Успенский монастырь, а затем в Ладожский Успенский монастырь. В монастыре разместили военный караул, запретили вход прихожанам и приостановили пострижение новых послушниц. Евдокия Фёдоровна семь лет жила здесь под строгим надзором до кончины бывшего мужа в 1725 г.

    Проект церкви Иоанна Златоуста Никольского монастыря создал архитектор Алексей Горностаев (1808-1862 гг.), стоявший у истоков эклектического направления в русской архитектуре XIX - начала XX в. - «русского стиля» (именуемого также «псевдорусским»), Внешний вид здания церкви Иоанна Златоуста отражает главные составляющие стиля: традиции древнерусского зодчества и народного искусства, совмещенные с элементами византийской архитектуры.

    Староладожская экспедиция Института истории материальной культуры РАН открыла, что уже к XII в., когда строилась крепость, здешние мастера умели выплавлять медь из местного сырья. Найдены следы выплавки меди, ее состав отличался от обычных для данных мест сплавов из привозного сырья, доставленного с Урала или из Англии. Проведена опытная плавка по древним технологиям и получен чистый металл.

    Малышева гора изрыта подземными ходами. В XIX в. крестьяне добывали в ней кварцевый песок и продавали в Санкт-Петербурге для изготовления электрических лампочек. Образовавшиеся пустоты угрожали сохранности памятника, и реставраторы ввели в них большое количество бетона для предотвращения разрушения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы