Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бдрм подводная лодка расшифровка. Атомные подводные лодки ссср. путь создания подводных ракетоносцев

Один из самых защищенных компонентов стратегических ядерных сил атомные ракетные крейсеры , которые несут боевую службу в океанских глубинах. Вместе с ракетными войсками стратегического назначения подводные ракетоносцы гарантируют безопасность Российской Федерации. Одними из таких ракетоносцев является подводная лодка проекта 667БДРМ способная уничтожить до 160 целей равной половине Нью-Йорка. Эти были созданы в ЦКБ МТ «Рубин » в Санкт-Петербурге как самая большая серия советских ракетоносцев.

путь создания подводных ракетоносцев

В начале 80-х годов гонка вооружений подтолкнула инженера Виктора Макеева, ученика Сергея Королева, создать уникальную морскую ракету на жидком топливе с дальностью 2500 км. Она впервые позволяла атаковать цели, не всплывая на поверхность воды. Этим оружием было принято решение вооружить ракетоносцы , которые получили шифр 667.

Мало кто знает, что первоначально конструкторы предлагали разместить 8 ракет по бортам подводной лодки в горизонтальном положении. Перед стартом двадцатитонные изделия должны были разворачиваться на 90 градусов. Была даже изготовлена модель такой подводной лодки для показа ее генеральному секретарю Н. С Хрущеву. Но в самый ответственный момент демонстрационное устройство отказало, и Хрущев едко высмеял конструкторов. Сам того не ведая он избавил подводников от сложнейшей предстартовой операции под водой. После этого главный конструктор Сергей Ковалев настоял на вертикальном расположении ракет внутри корпуса в два ряда. Эта схема позволила увеличить боекомплект - вдвое и стала в мировом кораблестроении классической.

4 июля 1965 года в Ялте новый глава страны Леонид Брежнев, впервые выслушал Министра судостроения о перспективах развития отрасли. Тема отставания от США была настолько важной, что на совещание пригласили главного конструктора подводных лодок Сергея Ковалева. Он смог убедить высшее руководство страны в реальности создания атомной субмарины с 16 баллистическими ракетами. Брежнев тут же приказал составить план работы корабелов на 10 лет вперед и обеспечил неограниченное финансирование.

Проектирование и разработка рабочих чертежей головного подводного ракетного крейсера К-137 было выполнено в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин ». Строительство производилось на Северном машинно-строительном предприятии. Многотысячный коллектив предприятия под руководством Е. П. Егорова наладил крупно-поточное строительство атомных ракетоносцев и внес большой творческий вклад в создание грозной боевой техники для ВМФ СССР.

атомные подводные лодки проекта 667А

подводный крейсер проекта 667А«Ленинец»

Для ракетных шахт были сделаны вырезы диаметром 2 метра. Сварка швов, обеспечивающая герметичность, была выполнена с требуемой ювелирной точностью и вниманием. Эту работу поручили женщинам-сварщикам. Для увеличения надежности атомных реакторов Сергей Ковалев добился сокращения в них количества трубопроводов и замены нержавеющей стали на титан. Это исключило вероятность радиационных аварий, которые случались на первых . Для повышения живучести главный конструктор разнес ходовые турбины в разные отсеки. В строительстве ракетоносца первого поколения приняли участие свыше 300 предприятий-смежников. Неслучайно он был создан в невиданные короткие сроки - всего за 3 года. 25 августа 1966 года состоялся спуск на воду головной атомной подводной лодки проекта 667А. В процессе испытаний АПЛ показала высокие ходовые и маневренные качества с хорошей управляемостью на всех скоростях хода, а также весьма устойчивым поведением при ракетных и торпедных стрельбах. 5 ноября 1967 года правительственная комиссия под председательствованием вице-адмирала Пителина приняла в состав ВМФ СССР головной подводный ракетоносец проекта 667А, которому было присвоено наименование «Ленинец ».

Этот подводный космодром поражал всех. Его высота достигала размеров шестиэтажного дома. Впервые появилась характерная ракетная палуба, скрывавшая ядерный боезапас и рубочные рули для удержания глубины атомной подводной лодки во время залпа. Резко были улучшены условия обитаемости экипажа, например, впервые появилось помещение для курения личного состава. В целом уверенность конструкторов в надежности оборудования была столь велика, что они не побоялись поместить каюты и столовую рядом с ракетными шахтами.

развитие атомных подводных лодок проекта 667

В конце 60-х годов выход на боевое патрулирование с баллистическими ракетами открыл новый этап в развитие советских стратегических сил. Вместе с РБСН и дальней авиацией морские ракетоносцы сформировали ядерную триаду страны. Отныне в засекреченных документах подводные лодки проекта 667 стали называть РПКСН (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения ). Каждый из них теперь мог повлиять на исход возможной войны, доставив на территорию вероятного противника более 100 тонн ядерных зарядов. Зарубежные специалисты дали этим атомным подводным лодкам наименование «Navaga » («Yankee »).

С принятием на вооружение морских ракетоносцев проекта 667 была выработана новая тактика их использования. скрытно покидала базу, преодолевала противолодочные рубежи НАТО и патрулировала в заданном районе океана в постоянной готовности применить баллистические ракеты. После залпа атомной субмарине предписывалось атаковать противника торпедным оружием.

По оценкам генерального штаба ВС СССР на Севере и Дальнем Востоке советский военно-морской флот должен был иметь не менее 30 таких морских ракетоносцев , поэтому их строительство помимо Северодвинска развернули и в Комсомольск-на-Амуре.

Подводные лодки проекта 667 стали основой ядерных сил СССР . Они совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности свыше 125 лет. Сегодня не осталось ни одного подводного крейсера проекта 667А.

В марте 1971 года в состав ВМС США вошла атомная субмарина «James Madison » с новым ракетным комплексом «Poseidon », у которого возросла точность попадания управляемых боеголовок, что многократно усилило их опасность. Перед советскими конструкторами возникла новая задача - подводные крейсеры должны быть способны наносить дальние удары, не входя в зону противолодочных соединений НАТО. В результате модифицированный морской ракетоносец проекта 667Б стал самым мощным в мире. Он впервые был вооружен межконтинентальными ракетами Р-29 с дальностью 7800 км. Отныне советские подводные крейсеры могли держать под прицелом стратегические объекты стран НАТО, не выходя из своих территориальных вод, а их боевая эффективность возросла более чем в два раза.

атомная подводная лодка проекта 667Б

Увеличение дальности ведения стрельбы советскими подводными крейсерами проекта 667Б вынудило американцев искать пути нейтрализации. В июле 1972 года в состав ВМС США вошла новая высокоскоростная и малошумная истребитель класса «Los-Angeles ». Она была создана специально для борьбы с советскими ракетоносцами и могла не заметно подкрадываться к местам их базирования. Лучшим контр-оружием против таких истребителей стали многоцелевые , которые действовали совместно со стратегическими субмаринами. С того момента каждый выход в море стратегических подводных крейсеров превращался в масштабную операцию военно-морского флота СССР с участием противолодочной авиации и надводных боевых кораблей.

подводный крейсер проекта 667БД

Советские подводные кораблестроители упорно проводили модернизацию своих подводных крейсеров по мере совершенствования межконтинентальных ракет, что приводило к увеличению водоизмещения субмарины. Строить такие подводные лодки с новым индексом 667БДР уже мог только Северодвинский завод. Поэтому чтобы сохранить баланс сил между флотами в высшем военно-морском руководстве была разработана секретная операция по переводу подводных ракетоносцев с Севера на Тихий океан.

атомная подводная лодка проекта 667БДР

В ноябре 1981 года баланс сил ведущих держав вновь изменился не в пользу Советского Союза. В состав ВМС США была принята первая с новым комплексом «Трайдент ». Она имела на борту двадцать четыре межконтинентальные ракеты. Но СССР, который неоднократно предлагал западу прекратить гонку вооружений к такому повороту событий оказался готов. Уже через месяц советский ВМФ пополнился первым тяжелым стратегическим подводным ракетоносцем «Акула ». Их новый твердотопливный ракетный комплекс не уступал ракетам «Трайдент». Эта была призвана заменить предыдущие подводные крейсеры проекта 667.

В первой половине 80-х годов экономика Советского Союза уже стала давать заметные сбои. Поэтому изменение баланса стратегических сил вынудило руководство искать менее затратные оборонительные меры. Был создан более мобильный в эксплуатации подводный ракетный крейсер 667БДРМ.

Несколько дней ничего не писал в блоге. Обидно. Зато на "Защищать Россию" написал статью про финальную серия 667-го семейства, проект 667БДРМ «Дельфин».

Проект 667БДРМ как и его предшественники, создан в стенах ЦКБ «Рубин» под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева.



Конструкция новой подлодки является дальнейшим развитием 667-го семейства. От предыдущего проекта 667БДР ее отличают: увеличенная из-за возросших размеров ракет высота «горба» (ограждение ракетных шахт); увеличенная длина носовой и кормовой конечностей корабля; обводы легкого корпуса в районе 1-3-го отсеков были «приполнены». Были приняты меры по значительному снижению шумности и уменьшению помех при работе бортовой гидроакустической аппаратуры. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов.

2.

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ-4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60000 л.с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л.с.

3.

У подлодок проекта 667БДРМ установлены малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы на легком корпусе поставлено специальное устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

На подлодках этого проекта значительно улучшены места обитания экипажа. Подводники получили в свое распоряжение спортивный зал, солярий, сауну и т.п. Система электрохимической регенерации воздуха и поглощения углекислого газа была улучшена.

Новые системы:
Для централизации управления всеми видами вооружения установлена боевая информационно-управляющая система «Омнибус-БДРМ». Она собирает и обрабатывает информацию по решению задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

Установлен новый гидроакустический комплекс МГК-520 «Скат-БДРМ». В носовой части корабля расположена его антенна, обтекатель которой выполнен из стеклопластика, что позволило существенно снизить уровень гидроакустических помех. Также есть вторая, буксируемая антенна, которая расположена в хвостовой части корабля и в нерабочем положении убирается в корпус.

Установлен навигационный комплекс «Шлюз», который обеспечивает нужную точность применения ракетного оружия.

Вооружение:
Подлодки получили новое оружие — 16 баллистических ракет Р-29РМ, которые впоследствии при модернизации на предприятии «Звездочка» в 1996-2001 годах были заменены на их модификацию Р-29РМУ2 «Синева». Пуск — одиночный и залповый — может осуществляться на глубине до 55 метров и при скорости 7-8 узлов. В перспективе планируется перевооружение на Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Четыре носовых 533 мм торпедных аппарата и боекомплект из 12 торпед (533-мм торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР «Водопад»).

Подводные лодки проекта 667БДР являются самыми удачными РПКСН нашего флота и одной из самых важных частей ядерной триады России. Практически все корабли находятся в прекрасном техническом состоянии, для чего каждая подлодка средний ремонт. После ремонта К-407 «Новомосковск» началось ВТГ.

Сейчас на Северодвинском предприятии «Звездочка» находятся две подлодки проекта 667БДРМ: К-114 «Тула» — плановый заводской ремонт, БС-64 «Подмосковье» — переоборудование по проекту 09787.


РАКЕТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ КРЕЙСЕРА

СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДРМ

MISSILE SUBMARINE CRUISER OF STRATEGIC PURPOSE OF THE PROJECT 667BDRM

19.01.2017


Атомная подводная лодка (АПЛ) стратегического назначения «Тула» будет передана Военно-морскому флоту РФ после прохождения планового ремонта в декабре 2017 года, сообщил РИА Новости в понедельник официальный представитель Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Гладышев.
В декабре 2014 года АПЛ «Тула» была отправлена в ЦС «Звездочка» на ремонт, который позволит продлить срок эксплуатации подлодки на 3,5 года. «Передача атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Тула» Военно-морскому флоту после проведения планового ремонта намечена на декабрь этого года», — сказал Е. Гладышев. Он добавил, что в первом квартале 2017 года «Тула» будет выведена из эллинга, после чего специалисты «Звездочки» будут проводить работы на плаву.
РИА Новости

21.01.2017


Продление срока службы РПКСН пр. 667БДР и 667БДРМ нежелательно, так как они не отвечают современным требованиям. Такое заявление сделал генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит.
По его словам, эти лодки весьма шумные и служат уже 30 лет, их ремонт и модернизация нерациональны. Новые стратегические лодки пр. 955 отвечают как интересам безопасности страны, так и экономически целесообразны.
Лодки пр. 667БДР и 667БДРМ оснащены жидкостными БРПЛ для поражения стратегических объектов противника.
Военный паритет

Последним судном «семейства 667» и последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»). Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика Ковалева С.Н. (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.


Основным субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (РСМ-54 – договорное обозначение, SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки. Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8,3 тыс. км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.

Конструкция новой субмарины являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР. В связи с возросшими габаритами ракет и необходимости внедрения конструкционных решений для снижения гидроакустической заметности, на подлодке пришлось увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Также была увеличена длина кормовой и носовой оконечностей корабля, увеличился и диаметр прочного корпуса, были несколько «приполнены» обводы лёгкого корпуса в районе первого – третьего отсеков. В прочном корпусе, а также в конструкции межотсечных и концевых переборок подлодки использовали сталь, которая была получена методом электрошлакового переплава. Данная сталь обладала повышенными показателями пластичности.

При создании подлодки приняли меры по значительному снижению шумности судна, а также по уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. Широко использован принцип агрегатирования оборудования и механизмов, которое размещалось на общей амортизированной относительно прочного корпуса судна раме. В районе энергетических отсеков были установлены локальные звукопоглотители, увеличена эффективность акустических покрытий прочного и лёгкого корпусов. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо».

Главная энергоустановка подлодки состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4СГ (мощность каждого 90 мВт) и двух паровых турбин ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ равняется 60 тыс. л. с. На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-460, два турбогенератора ТГ-3000, два электродвигателя эконом. хода (мощность каждого 225 л. с.) АПЛ оснащена пятилопастными малошумными гребными винтами имеющими улучшенные гидроакустические характеристики. На лёгком корпусе для обеспечения винтам благоприятного режима работы установлено гидродинамическое спец. устройство, которое выравнивает набегающий поток воды.

В проекте подводной лодки проекта 667-БДРМ реализовали мероприятия по улучшению условий обитаемости. Экипаж крейсера получил в своё распоряжение сауну, солярий, спортивный зал и тому подобное. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивается концентрация кислорода в пределах 25 процентов и углекислого газа не более 0,8 процентов.

Для централизованного управления боевой деятельностью ПЛАРБ проекта 667-БДРМ оснащается БИУС «Омнибус-БДРМ», которая осуществляет сбор и обработку информации, решает задачи тактического маневрирования и боевого применения ракетно-торпедного и торпедного оружия.

На атомной подлодке с баллистическими ракетами установлен новый ГАК «Скат-БДРМ», который по своим характеристикам не уступает американским аналогам. Гидроакустический комплекс имеет крупногабаритную антенну высотой 4,5 и диаметром 8,1 метров. На судах проекта 667-БДРМ впервые в практике советского кораблестроения использован стеклопластиковый обтекатель антенны, который имеет безрёберную конструкцию (это дало возможность значительно уменьшить гидроакустические помехи, которые воздействуют на антенное устройство комплекса). Также имеется буксируемая гидроакустическая антенна, которая в нерабочем положении убиралась в корпус АПЛ.

Навигационным комплексом «Шлюз» обеспечивается необходимая лодке точность использования ракетного оружия. Уточнение места субмарины посредством астрокоррекции производится при всплытии на перископную глубину с периодичностью раз в 48 часов.

Подводный ракетоносец 667-БДРМ оснащается комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеется две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать радиосообщения, сигналы целеуказания и космической системы навигации на больших глубинах.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый в 1986 году на вооружение (уже после кончины Виктора Петровича Макеева – его создателя), является дальнейшим развитие комплекса Д-9Р. Комплекс Д-9Р состоит их 16 жидкостных трёхступенчатых ампулированных ракет Р-29РМ (инд. ЗМ37) с максимальной дальностью 9,3 тыс. км. Ракета Р-29РМ даже сегодня обладает наивысшими в мире энергомассовым совершенством. Ракета обладает стартовой массой 40,3 тонн и забрасываемый вес 2,8 тонны, то есть практически равный забрасываемому весу значительно более тяжёлой ракеты «Трайдент-II» США. Р-29РМ оснащена разделяющейся головной частью, рассчитанной на четыре или десять боевых блоков суммарной мощностью - 100 кт. Сегодня на всех атомных подлодках проекта 667-БДРМ развёрнуты ракеты, боевая часть которых оснащена четырьмя боевыми блоками. Высокая точность (круговое вероятное отклонение составляет 250 метров), соизмеримая с точностью ракет «Трайдент» D-5 (США) КВО которых по различным оценкам составляет 170-250 метров, позволяет комплексу Д-9РМ поражать малоразмерные высокозащищённые цели (шахтные пусковые установки МБР, командные пункты и другие объекты). Запуск всего боекомплекта может быть осуществлен за один залп. Максимальная глубина пуска составляет 55 метров без ограничений в районе старта по погодным условиям.

Новый торпедно-ракетный комплекс, который установлен на подлодке проекта 667-БДРМ, состоит из 4 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметров с системой быстрого заряжания, которые обеспечивают использование почти всех типов современных торпед, ПЛУР (противолодочная ракето-торпеда), приборов гидроакустического противодействия.

Модификации

В 1988 г. ракетный комплекс Д-9РМ, который установлен на лодках проекта 667-БДРМ, модернизировали: боевые блоки были заменены более совершенными, навигационная система дополнялась аппаратурой космической навигации (ГЛОНАСС), обеспечили возможность пуска ракет по настильным траекториям, что дает возможность более надёжно преодолевать перспективные системы противоракетной обороны потенциального противника. Повысили стойкость ракет к поражающим факторам ядерного оружия. По оценкам некоторых специалистов, модернизированный Д-9РМ превосходит «Трайдент» D-5 – американский аналог - по таким важным показателям, как способность преодолевать средства противоракетной обороны противника и точность поражения целей.

В 1990-2000 годах ракетоносец К-64 переоборудовали в опытовое судно и переименовали в БС-64.

Программа строительства

К-51 – головной ракетоносец проекта 667-БДРМ – был заложен в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в феврале 1984 года, спущен на воду в январе следующего года, а в декабре его ввели в строй. Всего в период с 1985 по 1990 год на Северном машиностроительном предприятии построили 7 ПЛАРБ данного проекта.

Статус на 2007 год

В настоящее время атомные подлодки с баллистическими ракетами (по нашей классификации – Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667-БДРМ (на Западе известны как «Delta IV class») – основа морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Все они входят в состав третьей флотилии стратегических подлодок Северного флота базирующейся в бухте Ягельная. Для размещения отдельных подлодок имеются спец. базы-укрытия, которые представляют собой подземные надежно защищённые сооружения, предназначающиеся для стоянки и обеспечения перезарядки реакторов ядерным топливом и ремонта.

Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимых в районе их боевого дежурства. Выполняя боевое патрулирование в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях (полный штиль, который в Баренцевом море наблюдается только в 8 процентах «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими атомными многоцелевыми подлодками типа «Improved Los Angeles» ВМС США на дистанциях не более 30 км. Но в условиях, которые характерны для остальных 92 процентов времени года, при наличии ветра со скоростью 10-15 м/с и волнения, атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ противником не обнаруживаются вовсе или могут быть фиксироваться гидроакустической системой типа BQQ-5 на дальности до 10 км. Кроме того, в полярных морях севера существуют обширные мелководные районы, в которых дальность обнаружения лодок проекта 667-БДРМ даже в полный штиль снижается менее чем до 10 тыс. м (то есть обеспечивается практически абсолютная выживаемость подлодок). При этом необходимо иметь в виду, что российские ракетные подлодки несут свое боевое дежурство фактически во внутренних водах, которые достаточно хорошо прикрыты противолодочными средствами флота.

В 1990 г. на одном из крейсеров проекта 667-БДРМ провели спец. испытания с подготовкой и последующим запуском всего боекомплекта состоящего из 16 ракет в залпе (как в реальной боевой обстановке). Подобный опыт был уникальным не только для нашей страны, но и для всего мира.

ПЛАРК пр.949-А и ПЛАРБ «Новомосковск» пр.677-БДРМ в базе

Подводные лодки проекта 667-БДРМ в настоящее время также используются для запусков искусственных спутников земли на низкие околоземные орбиты. С одной из атомных подлодок с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ в июле 1998 году ракетой-носителем «Штиль-1», разработанной на базе ракеты Р-29РМ, впервые в мире запустили искусственный спутник Земли «Тубсат-Н», немецкой разработки (старт выполнили из подводного положения). Также ведутся работы по разработке морской ракеты-носителя «Штиль-2» большей мощности с весом выводимой нагрузки, которая увеличена до 350 килограмм.

Вероятно, служба ракетоносцев проекта 667-БДРМ продолжится до 2015 г. Для поддержания боевого потенциала данных судов на нужном уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года решили возобновлить производство ракет Р-29РМ.

Основные тактико-технические характеристики проекта 667-БДРМ:
Надводное водоизмещение – 11740 тонн;
Подводное водоизмещение – 18200 тонн;
Основные размеры:
- наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
- наибольшая ширина – 11,7 м;
- осадка по КВЛ – 8,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
- 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
- 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
- 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 14 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320...400 м;
Предельная глубина погружения – 550...650 м;
Автономность – 80...90 суток;
Экипаж – 135...140 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
- пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
Зенитное ракетное вооружение:
- пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4...8 шт.;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
- торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
- торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
Минное вооружение:
- может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
Радиолокационная система общего обнаружения - МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Залив-П» РТР;
- «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 533-мм ГПД;
Навигационный комплекс:
- «Шлюз»;
- КНС ГЛОНАСС;
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
- буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
- СВЧ и ВЧ-антенны;
- станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Нихром-М».

Атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту сами по себе - произведение искусства водоизмещением в несколько тысяч тонн. Подлодки «судного дня» - оружие во всех смысла уникальное. Технические решения по обеспечению живучести, вооружение и средства контроля обстановки и связи - не просто отдельные узлы и агрегаты, а десяток работ профильных НИИ и предприятий. Именно благодаря тому, что при проектировании субмарин разработчики учли потенциал для модернизации, многие из подлодок времен «холодной войны» возвращаются в строй после переоснащения современным оборудованием и вооружением.
Специалисты уверены - сравнительно небольшая работа по модернизации позволит на протяжении десятилетий обеспечивать ядерный паритет и неотвратимость ответного ядерного удара в случае агрессии против России, а переоборудование субмарин под использование глубоководных аппаратов позволит решать узкоспециализированные задачи на большой глубине.Потенциальная угроза Для любого вероятного противника боевое дежурство ракетного подводного крейсера стратегического назначения - головная боль, переходящая в мигрень. Степень опасности таких подводных лодок, а точнее, ракет с ядерной боевой частью в их отсеках для вооружения, очень емко описывает один зарубежный термин. «Неприемлемый ущерб» в понимании зарубежных военных, прежде всего, связан с самой возможностью нанесения полномасштабного ядерного удара всей «ядерной триадой» - с воздуха, суши и моря.Вследствие этого, размыта и величина «неприемлемого ущерба». Однако специалисты отмечают, что для американских военных - главного оппонента Советского Союза в «холодной войне», главным страхом были и остаются подводные лодки, способные нанести удар неожиданно, находясь при этом в непосредственной близости от границ страны.
Именно созданию и модернизации таких субмарин сначала в Советском Союзе, а затем и в России всегда уделяли особенное внимание. Наращивание ядерного щита страны - дело нужное и важное, но модернизация уже существующих субмарин и переоснащение бортового оборудования и вооружения - задача не меньшей важности. АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин», несмотря на год спуска на воду головного корабля - уникальные субмарины. Еще на этапе проработки специалисты ЦКБМТ «Рубин» учли практически все, что было необходимо для постройки стратегических подводных ракетоносцев.
Лодка получила прочный корпус, покрытый специальным материалом для снижения шумности и заметности, переработанную силовую установку, и знаменитый на весь мир отсек для вооружения - тот самый «горб» на несколько десятков метров позади рубки, в котором хранятся межконтинентальные баллистические ракеты. Эксперты и историки флота отмечают, что несмотря на частичное сходство АПЛ второго и третьего поколения, по уровню технологических решений «Дельфин» смог бы потягаться с лунной программой или созданием перспективной орбитальной станции.Уничтожение и рекорд
Обеспечить применение баллистической ракеты в условиях, когда субмарина-носитель фактически является целью «номер один» - непросто даже опытному экипажу. Несмотря на то, что боевое дежурство и управление крейсером с полным водоизмещением более 18 тысяч тонн доверяют только профессионалам, применением вооружения, от которого зависит жизнь целого государства нужно владеть в совершенстве. Применение баллистических ракет с борта «Дельфина» - процесс уникальный. Конструкция лодки и ракетных шахт позволяет «возить» с собой до 16 баллистических ракет Р-29РМУ2 «Синева».
Запуск таких ракет в боевых условиях может проходить без всплытия субмарины на поверхность с глубины до 50 метров, а дальность полета ракеты ограничивается отметкой в 9 с небольшим тысяч километров. «Дельфину», кстати, принадлежит совершенно уникальный ракетный рекорд стратегического назначения, повторить который военно-морской флот зарубежных государств до сих пор не сумел.Как многие уже успели догадаться, речь идет об уникальной операции «Бегемот-2», в основу которой заложили худший сценарий развития международного кризиса, при котором от экипажа подводного крейсера требовалось не просто осуществить пуск ракеты, а выпустить в направлении условного противника весь возимый боекомплект субмарины. 16 баллистических ракет с интервалом в несколько секунд работы из надводного положения улетели в сторону условного противника, а подводная лодка К-407 и ее экипаж застолбили за собой звание первых в мире по подобным операциям. Впрочем, уникальные операции подлодке этого проекта предстоит проводить и в ближайшем будущем.
Из «стратега» в «диверсанты»
Одна из подводных лодок проекта 667БДРМ недавно вернулась в строй после капитального ремонта. Однако К-64 (БС-64 «Подмосковье») существенно изменилась. Уникальную субмарину из «всадника апокалипсиса» превратили в уникального подводного разведчика-диверсанта. Нужно отметить, что процесс модернизации оказался сложным и долгим - работы велись аж с 1999 года и по разным причинам ввод АПЛ в строй был серьезно скорректирован.
Однако, несмотря на эти сложности, атомный разведчик-диверсант уже вышел на ходовые испытания, и по их завершению будет принят в состав флота. Словосочетание «разведчик-диверсант» в этом контексте употребляется специально, ведь в качестве основного вооружения К-64 теперь выступают не огромные баллистические ракеты, способные стереть с поверхности планеты целые страны, а глубоководные аппараты. Главное предназначение таких глубоководных модулей - противодействий любым попыткам внедриться в каналы связи и управления, т.н «жучки» на подводных кабелях. Особенность глубоководных аппаратов, «запускаемых» с борта подводной лодки состоит не столько в том, на какую глубину такая техника может погружаться, а в том, насколько автономно и длительно такая техника может работать.
Специалисты отмечают, что подводная лодка в этом случае будет служить лишь носителем, а после отделения глубоководных аппаратов сможет «уйти домой» и вернуться в район уже после того, как глубоководные разведчики выполнят всю работу. Эксперты отмечают, что действовать уникальной субмарине предстоит, в том числе, в арктических широтах. Именно к этому региону с недавнего времени приковано пристальное внимание ведущих мировых держав - колоссальные залежи полезных ископаемых и территориальные претензии некоторых государств еще не раз окажутся в новостных заголовках.
Несмотря на то, что состав оборудования, которым пользуются для морских работ в Главном управлении глубоководных исследований неизвестен, выбор беспилотных морских разведчиков для работы на огромной глубине объясняется просто. Эксперты отмечают, что ни один из существующих глубоководных аппаратов с экипажем внутри не сравнится с беспилотниками по живучести и безопасности.«Глубоководную работу уже осуществляла ПЛ АС-12 "Лошарик". Тогда после 20 суток плавания всего-то исправили деформации корпуса, вызванные давлением на больших глубинах, а также провели незначительный ремонт и проверили работу ряда механизмов», - пояснил военный эксперт Алексей Леонков. Есть основания полагать, что кроме переоборудования субмарины-носителя существенным доработкам подвергнутся и сами глубоководные аппараты.
Кроме выполнения задач в интересах Минобороны России, морские глубинные беспилотники смогут заниматься геологоразведкой и другой научной работой. Помимо прочего, такую субмарину можно будет задействовать и в поисково-спасательных операциях - например, осуществлять обследование затонувших кораблей или разбившихся авиалайнеров. Специалисты не исключают, что в будущем по мере строительства новых ракетных крейсеров стратегического назначения и ввода субмарин в эксплуатацию подводный флот специального назначения может быть увеличен, ведь задач, для решения которых требуется глубоководная техника и соответствующие корабли-носители с каждым годом, становится все больше.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Экипировка лыжного походника, туриста
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться