Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм воскресения словущего на успенском вражке. История праздника В годы богоборческого режима

В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооруженного равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1-2). Позднее ревностный язычник, император Адриан (117-138), построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем - Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить. Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313-323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.

Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41-42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 (26 н.ст.) сентября.

Святыни храма

Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.

В настоящее время особо почитаемыми святынями нашего храма являются: пребывающая у левого клироса чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ с мощами преподобного Саввы Сторожевского и мн. другие.

«Взыскание погибших»

Святитель Спиридон

К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского, пребывающая в главной части храма, справа, рядом с образом Спаса Нерукотворного. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но тех, которые стараются вести свои дела честно. Святитель прославился также, как покровитель жилищ, особенно в тех случаях, когда возникает опасность потери имущества. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. На нашем сайте мы публикуем свидетельства наших прихожан о благодатной помощи святителя в разделе .

Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но .

Святитель Николай

Древнейшая икона нашего храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение ему совершается в нашем храме обычно после вечерни по четвергам.

Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.

Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.

В переулке Брюсова, который расположен между двумя улицами Никитской и Тверской, когда то, в XVI веке был очень глубокий и длинный овраг. Неподалеку от него стоял небольшой деревянный храм. Храм стоял уже очень давно и был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта местность получило название "Успенского вражка", т.е. оврага. Это место стало одним из самых древних в "Белом городе" Москвы.
Храм был посвящен святому празднику Воскресения Словущего. В Иерусалиме в 335 году был восстановлен храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня), этому и был посвящен праздник. Храм Гроба Господня, как гласит история, был построен на месте реальных событий, которые произошли с Иисусом и его воскрешением, поэтому в других городах и странах запрещалось давать такое же название. Допускалось только давать название храмам в честь самого праздника.

Первое свидетельство об этом храме появилось только в 1548 году. В большом московском пожаре этот небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы сгорел 10 апреля в 1629 году. Через 6 лет (1634 г.) был заново отстроен на том же месте уже каменный храм, который существует и по сей день. Два века в храме не было никаких изменений и перестроек, но в 1816 - 1820 гг. были перестроены и оборудованы колокольня и трапезная.
Русский царь Михаил Федорович встретился со своим отцом Патриархом Филаретом, который вернулся из польского плена. В честь этого события в 1620 году был построен еще один деревянный храм, рядом с уже опоминавшимся, и назван был храмом пророка Елисея.
Храм Елисея был заново перестроен в каменный в 1636 году, и в таком состоянии он простоял до XIX века. Есть несколько версий о том, как проходило освящение храма. Одни источники говорят о том, что его престол был перенесен в Воскресенский храм, ведь Москва тогда только восстанавливалась после войны с Наполеоном в 1812 году. Другие говорят о перенесении престола в соседний храм Воскресения Словущего.
Вскоре храм решили сделать более современным. Для этого были сделаны килевидные обрамления для окон, все было выдержано в русском стиле. Приглашенный в 1897 году архитектор А.Ф. Мейснер, по проекту заменил верхние ярусы колокольни на новые. Они были псевдоклассических форм, и это придало храму совсем другой, новый вид.

На улице Неждановой в 1930 году проживало очень много артистов и известных людей. И только по их многочисленным просьбам и прошениям власти не закрыли храм, но колокола сняли.Несколько лет в храме были реставрационные работы(1963-1964гг., 1979г., 1982 - 1986гг.).

Главной реликвией и святыней в храме является чудотворная икона Божией Матери "Взыскание погибших". Слава иконы разнесена на многие километры, каждый день люди приезжают к этой святыне, в надежде получить помощь. Чудотворная икона помогает пьющим, больным и запутавшимся людям. Многие приезжают с просьбами о счастливом браке, хорошей

работе, исцелении детей и родственников. Царица Небесная помогает всем искренне просившим о помощи. Об этом рассказывают люди, которые несут ей дары в знак благодарности. Серебряная риза иконы полностью увешена крестиками, кольцами, цепочками и медальонами. С утра до вечера ее посещают верующие, которые уже получили помощь и которые в ней нуждаются.

Есть еще несколько немаловажных и редких святынь в этом храме. Образ княгини Анны Кашинской, которая хранит частичку ее мощей. Так же почитают в храме образы Божией Матери "Утоли моя печали" , Знаменской, Боголюбский, Коневский, Страстной, Иверский , Смоленский и Казанский акафистный. Еще существуют образы чудотворцев святых Дамиана и Космы, мученика Трифона и

великомученика Никиты, великомученика Георгия Победоносца и преподобного Саввы Сторожевского . Икона святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца с частицей его мощей , является редкой московской святыней. Самой древней иконой храма с конца XVI века - образ Николы Можайского.
Храм, существующий с XVII века, был открыт и проводил службы во все времена. Этот небольшой пункт очень примечательный для нашего времени.


Координаты : 55°45′34″ с. ш. 37°36′26″ в. д.  /  55.75944° с. ш. 37.60722° в. д.  / 55.75944; 37.60722 (G) (Я)

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Воскресенская церковь ) - православный храм в историческом центре Москвы . Посвящён празднику Воскресения словущего . Относится к Центральному благочинию Московской городской епархии . Настоятель храма - протоиерей Николай Балашов .

История

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея , построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета , возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский . (По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году).

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

в XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка , между улицами Никитской и Тверской , проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище ») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего , посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного во всём мире как Храм Гроба Господня ) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа , церкви в других городах не могли якобы иметь такое же название . Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением . Но редкие случаи возведения Храмов Воскресения Христова всё же имеют место.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) - типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками , строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида , а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 гг. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой . Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками , завершенными фронтонами .

Святыни

Приделы

  • Воскресения Словущего (главный)
  • Пророка Елисея (южный)
  • Николай Чудотворца (северный)

Галерея

    Church of the Renewal of the Temple of the Resurrection in Uspensky Vrazhek 04.jpg

    Вид со стороны Брюсова переулка

    Moscow, Bryusov 15 (2).jpg

Напишите отзыв о статье "Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке

– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.
– Ежели бы не было Багратиона, il faudrait l"inventer, [надо бы изобрести его.] – сказал шутник Шиншин, пародируя слова Вольтера. Про Кутузова никто не говорил, и некоторые шопотом бранили его, называя придворною вертушкой и старым сатиром. По всей Москве повторялись слова князя Долгорукова: «лепя, лепя и облепишься», утешавшегося в нашем поражении воспоминанием прежних побед, и повторялись слова Ростопчина про то, что французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, что с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем итти вперед; но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише! Со всex сторон слышны были новые и новые рассказы об отдельных примерах мужества, оказанных нашими солдатами и офицерами при Аустерлице. Тот спас знамя, тот убил 5 ть французов, тот один заряжал 5 ть пушек. Говорили и про Берга, кто его не знал, что он, раненый в правую руку, взял шпагу в левую и пошел вперед. Про Болконского ничего не говорили, и только близко знавшие его жалели, что он рано умер, оставив беременную жену и чудака отца.

3 го марта во всех комнатах Английского клуба стоял стон разговаривающих голосов и, как пчелы на весеннем пролете, сновали взад и вперед, сидели, стояли, сходились и расходились, в мундирах, фраках и еще кое кто в пудре и кафтанах, члены и гости клуба. Пудренные, в чулках и башмаках ливрейные лакеи стояли у каждой двери и напряженно старались уловить каждое движение гостей и членов клуба, чтобы предложить свои услуги. Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими, самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей – преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов, который был опять семеновским офицером. На лицах молодежи, особенно военной, было выражение того чувства презрительной почтительности к старикам, которое как будто говорит старому поколению: уважать и почитать вас мы готовы, но помните, что всё таки за нами будущность.
Несвицкий был тут же, как старый член клуба. Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам. Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянной презрительностью обращался с ними.
По годам он бы должен был быть с молодыми, по богатству и связям он был членом кружков старых, почтенных гостей, и потому он переходил от одного кружка к другому.
Старики из самых значительных составляли центр кружков, к которым почтительно приближались даже незнакомые, чтобы послушать известных людей. Большие кружки составлялись около графа Ростопчина, Валуева и Нарышкина. Ростопчин рассказывал про то, как русские были смяты бежавшими австрийцами и должны были штыком прокладывать себе дорогу сквозь беглецов.
Валуев конфиденциально рассказывал, что Уваров был прислан из Петербурга, для того чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице.
В третьем кружке Нарышкин говорил о заседании австрийского военного совета, в котором Суворов закричал петухом в ответ на глупость австрийских генералов. Шиншин, стоявший тут же, хотел пошутить, сказав, что Кутузов, видно, и этому нетрудному искусству – кричать по петушиному – не мог выучиться у Суворова; но старички строго посмотрели на шутника, давая ему тем чувствовать, что здесь и в нынешний день так неприлично было говорить про Кутузова.
Граф Илья Андреич Ростов, озабоченно, торопливо похаживал в своих мягких сапогах из столовой в гостиную, поспешно и совершенно одинаково здороваясь с важными и неважными лицами, которых он всех знал, и изредка отыскивая глазами своего стройного молодца сына, радостно останавливал на нем свой взгляд и подмигивал ему. Молодой Ростов стоял у окна с Долоховым, с которым он недавно познакомился, и знакомством которого он дорожил. Старый граф подошел к ним и пожал руку Долохову.

Православный храм в историческом центре Москвы. Посвящён празднику Воскресения словущего.

История

Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816-1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена.

В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский. (По другим сведениям, Елисеевский храм был упразднён, с перенесением его престола в Воскресенский храм, при восстановлении Москвы, выгоревшей во время нашествия Наполеона в 1812 году).

Николай Найденов (1834-1905) , Public Domain

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора А. Ф. Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик.

в XX веке

В 1930 годах храм не закрывался (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963-1964 годах, 1979 году и 1982-1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня ) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) - типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в.

Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двухсветный четверик храма и трехчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816-1820 гг.

Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой.

Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершенными фронтонами.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире