Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто основал новоиерусалимский монастырь. Новоиерусалимский монастырь: фото и отзывы туристов. Новоиерусалимский монастырь в городе Истра: как добраться. Постройки, расположенные за крепостной стеной

Новоиерусалимский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. По замыслу патриарха под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины, главный собор должен был копировать храм Гроба Господня в Иерусалиме, река Истра была переименована в Иордан (Иордань). Окрестные деревни и холмы получили библейские названия, такие как Сион, Вифания, Фавор, Елеон, Кедрон. Однако масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с настоящим Иерусалимом, являясь именно прообразом Святой Земли.


Земля, на которой должна была быть расположена обитель, находилась во владении вотчинников (потомственных феодалов с земельными владениями), и патриарх Никон добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать эти земельные владения.


Строительство собора началось в 1658 году, однако в том же году из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем Никон объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту Новоиерусалимского монастыря, руководя строительством собора. В 1666 году Никон вернулся в Москву, где был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. При царе Федоре Алексеевиче Никон получил разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но по дороге скончался и был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.


После смерти Никона монастырь не был заброшен, а к строительству привлекались лучшие русские зодчие - Я.Г. Бухвостов, Ф.Б. Расстрелли, М.Ф. Казаков. 18 января 1685 года Воскресенский собор был освящен.


В правление Петра I в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок - был уменьшен штат монахов, ограничены средства на их содержание, большая часть доходов монастыря передавалась в государственную казну. К тому же монастырь был обязан поставлять государству лошадей и фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян. Императрица Елизавета Петровна взяла монастырь под свое покровительство, выделила большие средства на его ремонт.


Увеличились земельные владения Новоиерусалимского монастыря, улучшилось материальное положение. Монастырь превращается во влиятельный религиозный и культурный центр. В его распоряжении находилась одна из богатейший библиотек в стране, основу которой составили личные книги патриарха Никона, переданные им монастырю, в том числе рукописи из афонских монастырей с античными и раннехристианскими текстами. Переводы книг, изданных в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, регулярно присылались в монастырь. Уже к концу XVII века здесь хранилось более 600 книг. (С 1920 года собрание рукописей хранится в Государственном Историческом музее.) Многие известные фигуры русской истории и культуры рубежа XVIII-XIX веков побывали паломниками в Новоиерусалимском монастыре.


В XIX - начале XX века монастырь становится одним из центров паломничества в России. К 1913 году монастырь ежегодно посещали 35000 человек. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году музей три недели находился в оккупации и был разграблен, а Воскресенский собор взорван, были уничтожены многие архитектурные памятники. В 1959 году музей возобновил работу, были восстановлены монастырские постройки, за исключением основной архитектурной доминанты - ярусной колокольни XVII века и внутреннего убранства собора.


Согласно описаниям 1668 года монастырь был окружен рвом, через который был перекинут мост к входной башне. В 1690-1697 годах формирование комплекса монастырских построек было завершено возведением каменной крепостной стены. Общая протяженность монастырских стен, построенных с соблюдением правил крепостного зодчества, составляет около одного километра, высота - 9 метров, толщина - до 3 метров. Верхняя часть стен - боевой ход - снабжена двумя рядами бойниц.


На изломах стены поставлены 7 башен. Восьмая, Елизаветинская башня, размещена над западными воротами. Над восточными Святыми воротами построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В продолжение традиции крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская.


По замыслу патриарха Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме с использованием чертежей иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, повторена и схема размещения отдельных помещений. Однако внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном совершенно другие.


С самого начала строительства была создана система поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах. Как и его палестинский прототип, собор состоит из трех частей, сведенных в цельную архитектурную композицию. Центр храма - четырехстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - перекрытая шатром ротонда над часовней Гроба Господня (кувуклией) [находится на реставрации].


Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера как Петр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов (два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы и три для заалтарных приделов).


Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трех его ярусах, декоративные пояса, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный, тщательно проработанный рельеф, и отличаются большими размерами. Это уникальная архитектурная керамика, не имеющая аналогов в русском зодчестве.

С востока к основному объему собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале). В конце XVII века это было простое прямоугольное здание с плоской кровлей, стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, ее венчала одна глава, украшенная изразцами. В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод углубленного на 6 метров в землю здания вырыли ров. В начале XIX века вода стала отводиться по специально устроенному тоннелю, а ров был облицован белым камнем. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.


В 80-х годах XX века в парке музея “Новый Иерусалим” был основан музей деревянного зодчества под открытым небом. В усадьбе семьи Кокориных, построенной в начале XIX века, открыта постоянная выставка предметов крестьянского быта. Экспонаты, представленные в избе и сенях, воспроизводят деревенский интерьер XIX века. Деревянная часовня воссоздана по обмерам и фотографиям постройки XVIII века. Ветряная мельница XIX века перевезена из села Кочемлево Кашинского района.


Рядом находится музей Нового Иерусалима, где можно увидеть деревянную модель палестинского храма, рисунки и фотографии ротонды и кувуклии, предметы обихода и домашнюю утварь.


Является ли Новоиерусалимский монастырь Иерусалимом Руси

Чудинов В.А .
Как известно, создание Новоиерусалимского монастыря явилось попыткой создания под Москвой собственного Иерусалима. Википедия по этому поводу пишет: «Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» - ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву ». Замечу, что за четверть века до этого Москва заменила письменность (перешла со шрифта «руны Рода» на якобы старославянскую, а в действительности византийскую кириллицу), а также решила освободить Кремль от находящихся там ведических храмов (Макоши, Мары, Рода и Яра).

«Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова ».

Иначе говоря, эти земли не были исконно монастырскими, или принадлежащими прежним культам. С позиций русского ведизма, тем самым, данная местность не была священной, подобно Москве, а представляла собой совершенно обычную территорию. Тем самым изначально строительство «собственного Иерусалима» было весьма сильной патриаршей претензией, сакрально не обоснованной, но способной приравнять патриарха Московии к Иерусалимскому патриарху. Тем самым, в данном строительстве можно усмотреть более политический, нежели сакральный замысел. (Даже упоминание имени бывшего села звучит анекдотично: «Новый Иерусалим» - это бывшее Редькино).

Московская модель Иерусалима . «Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования изменили на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере - холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви - Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь - Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), создан по образу и подобию Храма Гроба Господня ».

Опять мы видим, что сооружение следовало воспроизведению не сакральной, а чисто архитектурной стороны Иерусалимского комплекса.

Кто строил храм . Строительство монастыря и его храмов во всех странах считается делом богоугодным, святым, и оно осуществляется обычно самими монахами с привлечением послушников, трудников, части паствы. Например, строительство храма в Новгороде, судя по Миниатюре № 1 из Родзивилловской летописи, вели монахи, рис. 1.

Рис. 1. Строительство Новгородского храма

Монахи сами приносили стройматериалы, рубили брёвна, строили стены. Так положено при сакральном строительстве. А как обстояло дело при строительстве Новоиерусалимского монастыря? Опять обратимся к Википедии: «На масштабные строительные работы было привлечено огромное количество монастырских крестьян, в том числе и из отдалённых вотчин. Крестьяне постоянно жаловались на то, что оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством. Один из современных писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим ».

Иначе говоря, сакральную постройку изготавливали несакральной рабочей силой. И при этом вместо христианского всепрощения от патриарха исходил дух греха гордыни. Примечательно, что даже строители считали новую святыню не государственным, не общероссийским и даже не московским приобретением, а лишь собственностью Никона. И в наличии горки (Сиона) ничего сугубо христианского строители не заметили.

Рис. 2. Вид на Храм Гроба Господня

Деревянная церковь . «При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты ».

Мы видим, что при освящении был применён грамотный пиар ход, состоящий в том, что храм, который строился как новый Иерусалим, был провозглашен именно царём Новым Иерусалимом. Чисто функциональное слово «новый» стало именем собственным «Новый». Сделав монастырь крупным землевладельцем, царь через него получил средство пополнения казны.

Рис. 3. Русские надписи на стене Храма Гроба Господня

Вместе с тем, возникает вопрос, насколько деревянная Воскресенская церковь являлась копией Храм Гроба Господня. Замечу, что сам Храм Гроба Господня является переосмысленным храмом Яра, построенным Русью Яра в 435-555 годах Яра (1291-1401 годах н.э.), как это написано на самом храме, рис. 3, см. статью . Иначе говоря, христианский храм был сакральным и в ведическое время, то есть, он был построен ведическими монахами в сакральной местности, а его стены стали намоленными в течение нескольких веков.

Кроме того, Храм Гроба Господня в Иерусалиме, естественно, был каменным, поскольку с древесиной в Палестине имеются трудности. Замена материала в Новом Иерусалиме была не только уступкой традиционной русской архитектуре, но и повлекла за собой видоизменение в ряде архитектурных решений.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме в целом производит впечатление небольшого, но запоминающегося сооружения с ярко выраженным собственным лицом, рис. 4.

Рис. 4. Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в.

Обращает на себя внимание, что сам храм имеет высоту в два этажа со всех сторон с 4-этажной башней рядом. Однако Новоиерусалимский Воскресенский собор на один этаж выше, а башню венчает еще 3-этажный барабан и купол, что удваивает ее высоту. Тем самым Воскресенский собор превосходит и по площади, и по высоте Храм Гроба Господня. Тактично ли это с точки зрения христианства, и не присутствует ли тут снова грех гордыни - пусть на этот вопрос ответят христианские православные богословы.

Точность соответствия . Опять предоставим слово Википедии: «По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона - верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666 - 1667 годов, осудившего патриарха ».

Рис. 5. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Подпись под рис. 5 в Википедии гласит: «Посещение императрицей Елизаветой Петровной Новоиерусалимского монастыря. Вид Воскресенского собора с юга. Гравюра XVIII века. Художник изобразил шатёр ротонды, к тому времени разрушенный, вероятно, руководствуясь имевшимися в его распоряжении ранними изображениями собора ».

Уже из приведенного выше описания следует, что Новоиерусалимский собор соединил 4 отдельных храма в рамках одной территории, причём главный Воскресенский собор обладал «новыми контурами», которые лишь по отдельным параметрам (обмерам) соответствовали Храму Гроба Господня. Сохранена схема расположения не всех, а только отдельных помещений, что вынудило создать систему поясняющих надписей.

И далее Википедия отмечает: «Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма - четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий. Своды трансепта, ориентированного с севера на юг - вспарушённые крестовые. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания - 23 м. Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой ».

Рис. 6. Вид на храм Гроба Господня в Иерусалиме

Итак, специалисты отмечают сходство лишь в общих чертах . И действительно, ротонда Воскресенского храма сильно отличается от ротонды Храма Гроба Господня.

Но, возможно, кувуклия часовни совпадает? Для сравнения следует рассмотреть сначала кувуклию Храма Гроба Господня. Напомню, что «По сообщению Евсевия, при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане (135 год) нового римского города Элия Капитолина, на месте пещеры Гроба был построен языческий храм. Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с частично сохранившейся Вифлеемской базиликой. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами .

Рис. 7. Кувуклия Иерусалима

Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом.

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II. Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством инока Модеста (позднее патриарха иерусалимского), на средства императора Ираклия, и жены Хосрова, христианки Марии, было восстановлено все разрушенное (616-626 годы). В 637 году Иерусалим был осажден халифом Омаром. Патриарх Софроний сдал город после заверения мусульман о заключении мирного договора, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима не были повреждены .

Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других, в восточном проёме которой была устроена небольшая апсида (так называемая «Мономахос», 1020-37 годы).

Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам, осуществленная эмиром Рамаллы по приказу Аль-Хакима. Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов для агитации в Европе к началу Крестовых походов » (Википедия).

Иначе говоря, ни захвата, ни разрушений Храма Гроба Господня не существовало . Произошла лишь простая передача управления храмом от одних христиан к другим, столь же преданным вере, а выяснение внутри них, кто из них строже соответствует вере, носил характер внутриконфессиональных разборок. Другими словами, как показано в работе , предлог для крестовых походов был целиком надуманным, а целью был разгром или хотя бы блокирование управления войсками скифов Склавии в Иерусалиме.

Рис. 8. Схема расположения Голгофы и Гроба Господня в современном храме

Среди интересных мест в Подмосковье особое занимает Истра в Новом Иерусалиме, а как добраться до этого города и что посмотреть в нем, может подсказать любой путеводитель или справочник для путешественников по Московской области.

Что посмотреть?

Хотя г. Истра ассоциируется с Новым Иерусалимом, когда-то заложенным патриархом Никоном в точном соответствии с библейскими местами, помимо религиозных памятников здесь есть много всего другого, не менее интересного.

Осмотреть этот небольшой город полностью вполне можно за один день, причем до всех его достопримечательностей можно дойти пешком.

Оказавшись здесь, нужно увидеть:

  1. Новоиерусалимский монастырь со всеми его соборами, башнями, внутренними церквями и постройками.
  2. Силоамская купель.
  3. Гефсиманский сад.
  4. Скит патриарха Никона.
  5. Музей деревянного зодчества.
  6. Конюшни и скотник.
  7. Деревянные скульптурки из сказки про курочку Рябу.
  8. Музей (выставочный зал) «Новый Иерусалим».
  9. Мост для пешеходов с одним пилоном.
  10. Места, связанные с А.П. Чеховым.
  11. Площадь Революции.
  12. Городской парк.
  13. Дом культуры и отдыха.
  14. Вознесенская церковь.
  15. Сквер с мемориалом павшим защитникам и освободителям Истры и крестом Никона.
  16. Театр драмы Истры.
  17. Пожарный корпус и его музей.
  18. Рынок «Фермерский дворик».
  19. Церковь Жен Мироносиц.
  20. Скульптуры у школы Искусств.
  21. Площадь Дружбы.

В город Истра нужно ехать в погожий день, с комфортной температурой и в удобной обуви. Если будет лить дождь, будет холодно или же устанут ноги, то вместо обилия позитивных и светлых эмоций останутся только плохие воспоминания.

Монастырский комплекс

Осмотр Новоиерусалимского монастыря в Истре нужно начать с Воскресенского собора, его главной архитектурной и смысловой доминанты.

Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.

Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.

Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.

С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.

Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.

Очень интересны переходы в соборе, на голубом фоне стен, с обилием лепнины в духе позднего барокко, можно увидеть иконы-картины, представляющие библейские сюжеты. Религиозные каноны живописи на них сведены к минимуму, причудливо переплетясь с классическим исполнением, напоминающим работы мастеров Возрождения. Очень необычно и действительно красиво.

Появление церкви Константина и Елены связано с легендой о найденном, разумеется, не в Истре, а в Израиле, кресте, на котором был распят Иисус. По преданию, исполняя повеление императора Константина, крест обнаружили на глубине 6 метров. Именно настолько и заглублена эта церковь, вниз ведут всего лишь 33 ступени.

Экскурсии именно в этом месте не особо интересные, гиды говорят много, но совершенно ни о чем. Лучше побродить внутри, просто читая таблички. Очень интересно выглядит ров, предназначенный для отвода в сторону грунтовых вод. Он облицован белыми изразцами и создает издали впечатление известняковой прожилки. Многие туристы бросают в него монетки.

Палаты и церковь Рождества Христова

Храм Рождества Христова представляет собой не только церковное здание, это единый комплекс, который объединяет:

  • церковь;
  • трапезные палаты с тремя залами;
  • покои настоятеля;
  • больничные палаты;
  • квасные погреба;
  • мастерские палаты солодежников и кузнецов;
  • караульные.

Комплекс часто называют палатами царевны Татьяны Михайловны, это связано с тем, что все здания были выстроены на ее деньги и с учетом ее пожеланий.

В принципе, это единственное место здесь, где иерусалимская ассоциация отсутствует полностью, так же, как и копирование библейских мест. Экскурсии по палатам очень интересные, особенно те, которые рассказывают об устройстве квасного производства и погребов, о статусном разделении трапезных и об обустройстве караульных.

Все здания выстроены строго в привычном национальном варианте барокко, то есть похожи на постройки московского Кремля, теремки и так далее.

Расположена прямо над центральными воротами, которые являются ее составляющей частью.

Символизирует вход Иисуса в и составляет единый архитектурный ансамбль со стенами и башнями.

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

За пределами территории, напротив Иноплеменничьей башни, расположен источник с родниковой и освященной водой – Силоамская купель. Экскурсии по монастырю спускаются к нему, поэтому отдельно обходить стены с целью увидеть родник не нужно.

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

Распорядок работы касс несколько иной:

  1. Со вторника по пятницу время для покупки билетов – 10:00-17:30.
  2. В субботу время, в которое можно приобрести билеты – 10:00-20:30.
  3. В воскресенье – 10:00-18:30.

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Как доехать?

Точный адрес этого интересного места – Истра, Новоиерусалимская набережная, строение 1. Из Москвы в Истру можно доехать на личном автомобиле, на автобусе и на электричке.

На автомобиле схема проезда: Волоколамское шоссе – Новорижское шоссе – Волоколамское шоссе. Съезд на Новорижское нужен для объезда пробок неподалеку от Красногорска. Если их нет, то можно на него и не сворачивать, а проехать до Истры напрямую по Волоколамскому.

В том, как добраться на автобусе, тоже нет ничего сложного. Рейсы отходят от остановочного пункта Тушино, это у выхода из метро на станции «Тушинская». Нужен автобус 372, отходит он очень часто, каждые 10-20 минут, начиная с 7:00 и заканчивая в 22:00. Стоимость – 114 рублей, билеты продают и водители, и кондуктора, если они есть. В пути автобус находится около часа, если не становится жертвой пробки.

Отсюда же отправляются маршрутки и тут же ищут попутчиков-пассажиров частные водители.

Вся Московская область пронизана железнодорожным сообщением и путешествовать по ней удобнее всего именно на электричках. До Истры можно доехать с Рижского вокзала. Электрички ходят очень часто, первый поезд отходит в 4:10, а последний состав в Истру отправляется в 00:06.

Стоимость проезда на электричке составит:

  • 120 рублей – полный общий билет;
  • 60 рублей – стоимость для «льготников»;
  • 30 рублей – цена для детского билета.

Преимущества поездки в пригородном поезде очевидны:

  1. Доступность туалета, что важно всегда, но особенно актуально при поездке с детьми.
  2. Отсутствие опасности застрять в многокилометровых пробках, где одинаково стоят и автобусы, и маршрутки, и машины.
  3. Прибыв в Истру, по пути к монастырю можно увидеть много всего интересного, то есть, фактически сразу же начать познавательную прогулку.

В пути поезд находится от 1 часа 15 минут до полутора часов, что ничуть не дольше, чем поездка на автобусе, маршрутке или автомобиле.

Планируя съездить в Истру, нужно посетить официальный сайт Нового Иерусалима и уточнить, какие именно места монастыря доступны, нет ли изменений в рабочем графике и, разумеется, время проведения служб, во время которых всегда очень много людей, мешающих и осмотру, и простому передвижению по комплексу.

Также нужно понимать, что в этом месте нет ни одной целой оригинальной постройки, так как монастырь был полностью разрушен в ходе подмосковных боев во время войны. Здания восстановлены, в некоторых частично сохранились оригинальные фрагменты, некоторые выстроены заново «с нуля». На каждом из зданий есть соответствующие информирующие таблички, которые подробно описывают, что именно видит путешественник.

В целом Новый Иерусалим место интересное, устроено в нем все очень современно и удобно, варианты билетов тоже продуманы, единственное, чего не хватает многим обычным туристам, не паломникам, так это возможности подняться на колокольню для панорамного обзора.

Новоиерусалимский монастырь

Истра, ул. Советская, д. 2

Конфессия

Православие

Дата основания

Настоятель

игумен Феофилакт (Безукладников)

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5010129000

Основание

Первый этап строительства

Конец XVII века

После 1918 года

Архитектурный комплекс

Вторая половина XVII века

Воскресенский собор

Крепостная ограда

Некрополь

Реконструкции

Реставрационные работы

1970-е - 1990-е годы

2011-2016 год

Настоятели

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь - исторически ставропигиальный мужской монастырь в городе Истра Московской области.

В северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора обители находится могила его основателя - патриарха Никона.

История

Основание

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, дорогими каждому христианину, на русскую землю. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют «Святую Святых» в Московском Кремле (проект, задуманный Борисом Годуновым, осуществлён не был, остаётся открытым вопрос, что могло послужить образцом для «Святой Святых» - ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня) и храм Покрова на Рву.

Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина В. Шереметева, князя А. Трубецкого, стольника Р. Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

Первый этап строительства

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования изменили на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере - холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви - Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь - Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656-1685), создан по образу и подобию Храма Гроба Господня.

На строительные работы, для производства которых «требовалось огромное количество как квалифицированных мастеров, так и подсобной рабочей силы», были привлечены монастырские крестьяне, в том числе и из отдалённых вотчин. Крестьяне в своих челобитных жаловались на то, что, оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством. Положение занятых на работах не облегчало предоставление им некоторых льгот. Один из современных Никону писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим».

При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.

Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года - архимандрит Леонид (Кавелин), опираясь на надпись на колоколе, отлитом при патриархе, относит это событие к 1 сентября. В этом же году Никон был удалён из Москвы. До конца 1666 года патриарх находился в Новом Иерусалиме, руководя строительством собора. В его личное управление были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. Из документов того периода следует, что монастыри были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Камском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Большая часть доходов с этого владения шла на строительство Воскресенского собора.

В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П. И. Заборский - «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.

В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились, среди прочего, Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранилось около 600 книг. 500 экземпляров из монастырской библиотеки в 1674 году было взято в Патриаршию ризную казну. В 1666-1676 годах в монастыре работала типография, переведённая патриархом Никоном из Иверского монастыря. Рукописи из библиотеки монастыря описаны Амфилохием в 1859 году в его «Описании рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря, именуемого Новый Иерусалим». В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, с 1920 года оно хранится в Государственном Историческом музее.

Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта - польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря - архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.

Конец XVII века

Церковный собор 1666-1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца - Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые. С 1684 года монастырь был передан в Приказ сыскных дел. По завершению строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После этого события царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на территории монастыря у задней стены собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В день освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было поручено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.

XVIII век

В правление Петра I в Новом Иерусалиме так же, как и в других крупных обителях, был уменьшен штат монахов, на содержание которых выделялись из монастырских доходов ограниченные средства (остальное уходило в государственную казну). Кроме этого монастырь был обязан поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.

При Елизавете Петровне (1741-1761), взявшей монастырь под покровительство, материальное положение Нового Иерусалима улучшилось, увеличились его земельные владения. Благодаря императрице, выделившей 30 тысяч рублей, начался ремонт Воскресенского собора, шатёр ротонды которого обрушился в 1723 году.

Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим владел 13 935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22 000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля (8 марта) 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли. Сумма, отпущенная на содержание обители, составила 30 процентов от былых доходов. Однако большую часть доходов монастырю обеспечивало паломничество, не прекращались и поступления крупных частных вкладов. Монастырское подворье в Москве было сдано в аренду.

В 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.

XIX век

Появляются описания монастыря, адресованные широкому кругу читателей: А. Н. Муравьёва,И. М. Снегирёва и других авторов. Всего известно более двадцати паломнических описаний второй половины XVIII - начала XX века, которые стали источниками сведений об утраченных к настоящему времени сооружениях и деталях архитектурного комплекса, особенностях богослужебной практики, характерной только для этого монастыря, быта насельников и богомольцев.

В 1869 году архимандритом монастыря был назначен видный учёный, археограф Леонид (Кавелин). Годы, проведённые в Новом Иерусалиме стали для него временем плодотворной научной деятельности. В своём труде «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря» (1876) Леонид впервые опубликовал документы XVII века (позднее утраченные) из архивов обители. До настоящего времени его монография «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре с 1656 по 1759 год» остаётся единственным исследованием истории этой керамической мастерской. Кавелин открыл имена мастеров «ценинного дела» Петра Заборского и Яна Флегнера. С 1870-х годов архимандрит вёл работу по созданию одного из первых церковных музеев России - музея патриарха Никона, который открылся в 1874 году в северной трапезной палате монастыря.

Монастырь в XIX - начале XX века стал одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. За оградой монастыря каменные сооружения сменили деревянные гостиницы для богатых паломников и странноприимный дом - для неимущих, построено монастырское училище. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек.

После 1918 года

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты - исполинской ярусной звонницы XVII века.

Возобновление монастыря в 1990-е гг.

10 ноября 1993 года Патриарх Алексий II подписал «Удостоверение» своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

Архитектурный комплекс

Вторая половина XVII века

Согласно описи 1668 года, рядом с монастырём были возведены гостиный двор и две кельи, а также конюшенный двор с жилыми и хозяйственными постройками. Монастырь был обведён рвом, укреплённым брёвнами с одной стороны, перед ним был отсыпан вал с мелким камнем. Входили в монастырь по перекинутому через ров мосту. Деревянная монастырская стена имела восемь башен. Надвратную башню украшали часы «на польское дело». В ограде монастыря находились деревянные кельи Никона и братские кельи. В камне были отстроены хлебная палата, поварня, кузница, погреба.

Воскресенский собор

По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона - верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666-1667 годов, осудившего патриарха.

Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма - четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий. Своды трансепта, ориентированного с севера на юг - вспарушённые крестовые. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора - огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания - 23 м. Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.

Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады. Над керамическим убранством в середине XVII века работали такие мастера, как Пётр Заборский, Степан Полубес, Игнатий Максимов. При патриархе Никоне было выполнено пять керамических ордерных иконостасов: два для приделов Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успения Пресвятой Богородицы (они были освящены Никоном) и три - заалтарных приделов. Праздничный вид придавали собору изразцовые наличники икон в трёх его ярусах, декоративные пояса, расположенные как внутри, так и снаружи, порталы и надписи. В конце XVII века изразцами были украшены барабан большой главы собора, парапеты хор и верхние ярусы храма. Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната - символ мученической смерти или глаз на пере павлина - символ Воскресения Христова. Фриз шёл по всему периметру второго яруса, предположительно, украшал он и третий ярус. Сейчас «павлинье око» можно видеть на апсиде главного алтаря собора (снаружи и внутри). Выполненными по тем же формам изразцами позднее были декорированы Храм Григория Новокесарийского на Большой Полянке (1668 - середина 1670-х), надвратная церковь Андреевского монастыря (1675) и Храм Покрова Богородицы в Измайлове (1679-1683). По мнению исследователей, для ещё одного фриза «павлинье око» в Иосифо-Волоколамском монастыре были вырезаны новые формы.

Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.

К концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII-XIX веках были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу императора Павла I и его жены оформлял Матвей Казаков.

Подземная церковь Константина и Елены

С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), - в конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.

Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.

Крепостная ограда

В 1690-1697 годах завершило формирование комплекса монастырских сооружений возведение каменной ограды вместо старой деревянной по проекту Якова Бухвостова. Общая протяжённость монастырских стен, построенных с соблюдением требований крепостного зодчества эпохи, составляет около одного километра, высота - девять метров, толщина - до трёх метров. Верхняя часть стен - боевой ход, снабжённый двумя рядами бойниц: для дальнего боя и машикулями, позволяющими вести оборону основания крепости. На изломах стены поставлены семь башен, восьмая (Елизаветинская) размещена над западными воротами, над восточными (Святыми) воротами была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. Бухвостову удалось достичь стилевого единства сооружений крепостной стены с другими зданиями и создать единый архитектурный ансамбль. В продолжение традиции, вероятно, в XVIII веке крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская.

Некрополь

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории - по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999-2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х - 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.

На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии основателю монастыря - архимандрит Герман. В 1680-х годах в приделе установлена плита, сообщающая, что в храме Гроба Господня на этом месте погребены Готфрид Бульонский и Балдуин. В первом ярусе колокольни в Иерусалиме расположены гробницы иерусалимских патриархов, в первом ярусе колокольни Воскресенского собора - настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). Из-за разрушения в 1941 году другие могилы утрачены, однако известно, что внутри собора продолжали хоронить и во второй половине XVIII века. Самые ранние захоронения в соборе - могилы Петра Заборского и иподиакона Никиты Никитина (под лестницей на придел Голгофы), в южной части погребён автор жизнеописания Никона Иван Шушерин (придел Архангела Михаила).

В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.

Реконструкции

XVIII век. Разрушение Воскресенского собора. Восстановительные работы

В начале века плоские кровли-гульбища Воскресенского собора сменили на скатные, убрав парапет-ограждение. 23 мая 1723 года шатёр ротонды собора, вероятно из-за перегруженности, обрушился по нижние хоры, при этом уцелевшие стены растрескались. По версии исследователей, «шатёр, будучи сильно армирован связями, в первые мгновения катастрофы сползал на запад как единое целое, и рухнул всей массой на двухъярусную галерею, окружавшую ротонду». В 1726 году пожар в соборе уничтожил кровли и деревянные части окон. Ремонтными работами в 1731-1747 годах занимался И. Мичурин. Свой проект по восстановлению собора в том виде, в каком он был до разрушения, с сохранением старых фундаментов и стен ротонды, архитектор направил в Синод в 1745 году (чертежи утрачены, до наших дней дошла лишь смета). Позднее появились проекты восстановления других архитекторов, обследовавших собор: А. П. Евлашева и Д. В. Ухтомского, Х. Мускопа.

Под руководством Мичурина к 1736 году были восстановлены два нижних яруса ротонды, создан и установлен керамический фриз второго яруса, подобный фризу второго яруса крестовой части. Однако полным ходом исследования и работы пошли после того, как императрица Елизавета Петровна выделила на них деньги (1749). В своём проекте Б. Растрелли (1756) также предусматривал возведение шатра из кирпича, сомнения в прочности конструкции задержали его выполнение. Архимандрит Амвросий, ссылаясь на то, что купол палестинского прообраза Воскресенского храма выполнен из дерева, предложил построить деревянный шатёр. По второму проекту Растрелли сохранялись уцелевшие конструкции ротонды и возводился шатёр из дерева, конструкция которого была разработана инженером В. Бернардаччи. Проект был реализован под руководством К. Бланка к 1759 году. Собор получил ротонду, выполненную в стиле европейского барокко. С фасада при восстановительных работах были сняты керамические пояса, их место заняли белокаменные карнизы. В новом третьем ярусе ротонды было устроено пятнадцать окон, в шатре - шестьдесят окон-люкарн в три ряда. Наиболее сильное впечатление производил интерьер собора, залитый светом, украшенный резьбой и лепниной. Хоры ротонды и пространства между окнами были заполнены картинами на библейские сюжеты из художественной мастерской будущего настоятеля монастыря Никона Зертис-Каменского. Керамические иконостасы были покрыты масляной краской, а частями - позолотой.

В результате восстановительных работ 1750-х годов собор приобрёл тот вид, в котором просуществовал до декабря 1941 года. При ремонтных работах, проводившихся в XIX веке, существенных изменений в его облик внесено не было.

Послевоенная реставрация. 1942-1969

Уже в январе 1942 года руины монастыря были обследованы бригадой работников Академпроекта. В 1942-1943 годах в мастерской «Академпроекта» под руководством А. В. Щусева на базе обмеров Ф. Ф. Рихтера был создан первый эскизный проект реставрации собора. В 1944-1947 годах выпускники Московского архитектурного института Н. Любимова, И. Сахарова, М. Ковалева под руководством П. Д. Барановского провели обмеры керамического декора. В ноябре 1950 года на территории монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации.

В 1952 году вышел «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятника архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея» Барановского, где предлагалось воссоздать собор в том виде, в котором он был в XVII веке, с сохранением «ценных особенностей», появившихся при проведении строительных работ XVIII века. Решение вопроса о восстановлении колокольни было отложено до полного изучения сохранившихся фрагментов. К 1957 году все работы, намеченные планом 1952 года (постоянно корректировавшимся) были проведены (в том числе укреплён аварийный юго-западный пилон), началась реконструкция других сооружений на территории монастыря, необходимых для областного музея.

В 1956 году Барановский выпустил «Предварительный проект реставрации взорванных пилонов, соединяющих их арок и сводов». Строительные работы начались в 1957 году, и к 1972 году пилоны были доведены до уровня пят подпружных арок.

В 1958 году вышел эскизный «Проект покрытия над ротондой Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря» с тремя вариантами покрытия для сохранения лепного декора ротонды, предложенными Барановским. Третий вариант предусматривал возведение над ротондой шатра на металлическом каркасе с деревянной обшивкой, который позднее мог стать основой для проведения восстановительных работ. По этому варианту леса должны были возводиться только в центре ротонды (над кувуклией, уцелевшей при взрыве), таким образом сохранялась возможность для проведения исследовательских и реставрационных работ в помещении. Проект не был реализован, позднее (в 1970-х - 1990-х годах) строительные леса занимали всю ротонду и препятствовали изучению и восстановлению внутреннего убранства.

Реставрационные работы

1970-е - 1990-е годы

В 1975 году под руководством Б. Малхасова возведена глава центральной части собора. Критике подверглась форма купола, представлявшая собой нечто среднее между шлемовидной и луковичной, тогда как старый купол был шлемовидным, отмечалось искажение формы креста. Было также выявлено увеличение высоты главы по сравнению с довоенной более чем на 0,5 м. По заключению расширенного заседания сектора древнерусского искусства ВНИИ искусствознания от 31 января 1984 года, восстановленная глава собора: «…не имеет ничего общего ни с одной главой XVII века».

В 1978-1979 годах на барабане центральной части собора установлена керамическая храмозданная надпись (повторение надписи 1830-х годов). В 1982-1983 году по проекту Н. Любимовой реконструированы керамические подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким образом, глава получила архитектурную керамику, подобную украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов трестом «Мособлстройреставрация» была разработана документация на восстановление шатра ротонды с использованием металлоконструкций (архитекторы А. Климанов и Б. Малхасов). Шатёр собирался из блоков трёх типов, располагавшихся в три ряда. Недостатками этого проекта были признаны жёсткое соединение блоков и уменьшение высоты шатра. По мнению Барановского, высота его была на 2 метра ниже творения Бланка, не сохранены формы основания ротонды, люкарны в шатре были слишком узки, чтобы пропускать достаточно света. Главной же ошибкой Барановский считал покрытие шатра листами железа, материала, подверженного коррозии. Восстановление Воскресенского собора стало предметом общественной дискуссии: 30 мая 1978 года в газете «Правда» было опубликовано коллективное письмо, где эти работы приводились как пример реставрации без согласования со специалистами. К марту 1979 года для стереофотограмметрического исследования на смонтированной на три четверти конструкции был собран макет шатра с имитацией окон-люкарн.

В 1983 году макет был разобран, начались работы по восстановлению шатра по проекту, выпущенному в 1980 году. Решение выполнить конструкцию из металла не оспаривалось, но многие специалисты выступали против увеличения высоты шатра на 2 метра, предусмотренного проектом. В 1991, 1992 и 1993 годах были смонтированы соответственно окна-люкарны первого, второго и третьего ярусов. По настоянию сотрудников музея «Новый Иерусалим» покрытие шатра было выполнено из оцинкованного железа, а не, как предполагалось ранее, из никелированной меди «в шашку». Последний тип покрытия был отвергнут, так как давал протечки, а также по эстетическим соображениям.

2011-2016 год

В 2014 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола.

Реставрационные работы в монастыре планируется закончить в 2016 году.

Список архитектурных сооружений

  • Воскресенский собор (1658-1685)
  • Остатки колокольни (разрушена в 1941)
  • Церковь Константина и Елены (подземная церковь)
  • Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697)
  • Трапезная с церковью Рождества Христова (конец XVII в.)
  • Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.)
  • Солодовые и кузнечные палаты (1690-1694)
  • Настоятельские покои
  • Братский корпус
  • Караульные палаты
  • Палаты «монастырских детёнышей»
  • Больничные палаты (конец XVII в.)
  • Квасной погреб

Крепостные стены и башни (1690-1694)

  • Гефсиманская башня
  • Сионская башня
  • Давидов дом
  • Надвратная Елизаветинская башня
  • Иноплеменничья башня
  • Башня Варуха
  • Ефремова башня
  • Дамасская башня

Постройки, расположенные за крепостной стеной

  • Скит Никона (1658)
  • Музей деревянного зодчества: мельница, церковь (сгорела в 2000), часовня, крестьянская изба.

Современная жизнь обители. Деятельность Попечительского совета

Наместник монастыря с мая 2008 года (утверждён Священным Синодом 23 июня 2008 года) - игумен Феофилакт (Безукладников).

Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова, Санкт-Петербург, ул. Камская 11, лит А.

23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили Президент России Д. Медведев и ПатриархАлексий II; было принято решение о создании Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении монастыря. В октябре 2008 года Президент России Д. Медведев призвал за ближайшие 5-7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский монастырь. 20 октября в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению монастыря, в котором приняли участие президент России Дмитрий Медведев, Патриарх Алексий II, первый вице-премьер Виктор Зубков, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, помощник президента Олег Марков, министр культуры Александр Авдеев, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев, полпред президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, губернатор Московской области Борис Громов, наместник Новоиерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников), президент «ВТБ» Андрей Костин, глава корпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Патриарх заявил, что разработана Концепция развития монастыря «как великой святыни христианского мира и как современный духовно-воспитательный и образовательный центр, призванный раскрывать всем, и особенно - молодёжи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества». Дмитрий Медведев сообщил, что фонд по восстановлению Новоиерусалимского монастыря возглавит первый вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков. 9 марта 2009 года Президент России Медведев подписал Указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви». В конце сентября 2009 года Иерусалимский Патриарх Феофил во время своей встречи в Иерусалиме с первым заместителем председателя правительства РФ Виктором Зубковым заявил, что Иерусалимская Патриархия готова оказать экспертную помощь в восстановлении монастыря.

Настоятели

  • Архимандрит Стефан (1656-1658)
  • Архимандрит Герасим (1658-1665)
  • Архимандрит Акакий (1665-1669)
  • Архимандрит Исайя (1669-1671)
  • Архимандрит Феодосий (1671-1673)
  • Архимандрит Тихон (XVII в.)
  • Архимандрит Филофей (1673-1680)
  • Архимандрит Варсонофий (1680)
  • Архимандрит Герман I (1681-1682)
  • Архимандрит Никифор (1683-1685)
  • Архимандрит Никанор (1686-1698)
  • Архимандрит Герман II (1698-1699)
  • Архимандрит Арсений I (1699-1703)
  • Архимандрит Игнатий (1703-1709, или 1710)
  • Архимандрит Антоний I (Баутин) (1709 или 1710-1722)
  • Архимандрит Лаврентий (Горка) (1722-1723)
  • Архимандрит Киприан (Скрипицын) (1723-1727)
  • Архимандрит Мелхиседек I (Борщов) (1727-1736)
  • Архимандрит Карион (Голубовский) (1737-1742)
  • Архиепископ Петр (Смелич) (1742-1744)
  • Архимандрит Иларион (Григорович) (1744-1748)
  • Архимандрит Амвросий (Зертис-Каменский) (1748-1765)
  • Архимандрит Никон (Зертис-Каменский) (1765-1771)
  • Епископ Сильвестр (Страгородский) (1771-1785)
  • Архимандрит Павел (Пономарёв) (1785-1786)
  • Архимандрит Аполлос I (Байбаков) (1786-1788)
  • Архимандрит Платон (Любарский) (1788-1792)
  • Архимандрит Нектарий (Чернявский) (1792)
  • Архимандрит Варлаам (Головин) (1792-1799)
  • Архимандрит Гедеон (Ильин-Замацкий) (1802-1805)
  • Архимандрит Мелхиседек II (Минервин) (1805-1813)
  • Архимандрит Иона (Павинский) (1813-1817)
  • Архимандрит Филарет (Амфитеатров) (1817-1819)
  • Архимандрит Афанасий (Телятев) (1819-1821)
  • Архимандрит Аполлос (Алексеевский) (1821-1837)
  • Архимандрит Арсений (Нагибин) (1837-1843)
  • Епископ Агапит (Вознесенский) (1843-1851)
  • Архимандрит Мелхиседек III (Сокольников) (1851-1853)
  • Архимандрит Климент (Мажаров) (1853-1856)
  • Архимандрит Амфилохий (Казанский-Сергиевский) (1856-1860)
  • Архимандрит Дионисий (1860-1862)
  • Епископ Антоний (Радонежский) (1862-1866)
  • Епископ Петр (Екатериновский) (1867-1869)
  • Архимандрит Леонид (Кавелин) (1869-1877)
  • Архимандрит Вениамин (Поздняков) (1877-1890)
  • Епископ Христофор (Смирнов) (1890-1892)
  • Архимандрит Андрей (Садовский) (1893-1898)
  • Архимандрит Владимир (Филантропов) (1898-1903)
  • Архимандрит Серафим (Чичагов) (1904-1905)
  • Архиепископ Иустин (Охотин) (1905-1907)
  • Епископ Тихон (Никаноров) (1907-1911)
  • Архимандрит Иона (Лазарев) (1911-1912)
  • Епископ Александр (Головин) (1912-1916)
  • Епископ Трифон (Туркестанов) (1916-1918)
  • Архиепископ Иоаким (Левицкий) (1918-1919)
  • Епископ Палладий (Добронравов) (июнь - ноябрь 1919)
  • Архимандрит Никита (Латушко) (18 июля 1994 - 23 июня 2008)
  • Игумен Феофилакт (Безукладников) (с 23 июня 2008)

Это священное сооружение чрезвычайно почитаемо и знаменито тем, что оно создавалось по образу Церкви Гроба Господня, находящегося на Голгофе . Церковный комплекс привлекает паломников и множество туристов, поражая архитектурой и атмосферой здешнего спокойствия.

История основания обители

Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.

Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность - 1000 метров.

Ново-Иерусалимский монастырь, Истра

Ново-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.

Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.

Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.

  • Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
  • Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия . Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу , часто называли «отходной пустыней».
  • Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
  • В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
  • При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.
На заметку! Ново-Иерусалимский монастырь - не первая попытка создать копию Храма Гроба Господня на территории Руси. Влияние палестинского прообраза наблюдается в архитектуре «Покрова на Рву» и на неосуществленном проекте «Святая Святых», задуманном Борисом Годуновым.

Дальнейшая история

После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.

  • На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

  • В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
  • В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
  • В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
  • В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
  • Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви . Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.

Знакомимся с православием:

История от XVIII века и до сегодняшнего дня

В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.

  • При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
  • В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
  • В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.

Воскресенский собор в XIX веке

  • В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
  • После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
  • Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.

В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима». Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.

Архитектура «Нового Иерусалима»

В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.

Еще читайте о русских храмах и монастырях:

Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.

  • При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.
Интересно! Собор славился прекрасным убранством — порталами, надписями, торжественными образами икон и декоративных поясов. Керамическая плитка, отличающаяся проработкой рельефа и крупными габаритами, насыщает внешний вид божественной грациозностью.
  • С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
  • Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота - 9 м, а толщина - 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
  • Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.

Как добраться

Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим множество паломников.

Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.

Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.

Видео о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Истре



Включайся в дискуссию
Читайте также
Вид с небес на Стокгольмской арене Эриксон Глоб
Карты Камбрильса: Бесплатные туристические карты: Карты Камбрильса от туристической справочной Камбрильс на карте испании
Рестораны, кафе и бары у метро третьяковская Рестораны на третьяковской и новокузнецкой отзывы