Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Величественные храмы Древнего Египта. Фото с названиями. Египетский храм — обитель богов Названия египетских храмов

Всё архитектурное наследие Древнего Египта можно описать тремя словами: храмы, гробницы и пирамиды. Только их египтяне считали нужным строить из камня, а всё остальное, включая дворцы фараонов, возводилось из недолговечного кирпича-сырца и до наших дней практически не дошло. Поэтому значительная часть сохранившихся древнеегипетских памятников – это «дома богов», как сами египтяне называли свои храмы. Многие из них наряду со знаменитыми пирамидами Гизы и скальными усыпальницами Долины царей входят сегодня в число самых популярных египетских достопримечательностей.

Будучи результатом тысячелетий религиозной и архитектурной эволюции, древнеегипетские храмы не менее ярко и полно отражают мировоззрение и дух страны фараонов, чем известные всему миру пирамиды. Однако в плане «туристической» осведомлённости они им значительно уступают: описать пирамиду сможет каждый, а вот объяснить, как устроен древнеегипетский «дом бога» будет под силу лишь единицам. Получается парадоксальная ситуация: по развалинам египетских храмов ежегодно бродят миллионы туристов, но мало кто из них по-настоящему понимает, чтó именно он видит перед собой.

Причина банальна: чтобы по достоинству оценить древнеегипетский «дом бога», от посетителя требуется определённый уровень знаний. Простой покупки экскурсионного тура в отеле по принципу «приеду – разберусь» и необременительных зрительно-прогулочных усилий для этого недостаточно. При таком подходе даже величественный Карнакский храмовый комплекс вряд ли покажется чем-то бóльшим, чем немое нагромождение камня, и воспоминания о нём по возвращению домой будут навсегда и без сожалений сданы в пыльное фотоальбомное небытие.

Чтобы сделать знакомство с храмами Древнего Египта осмысленным, к встрече с ними нужно готовиться заранее. В идеале это означает долгое и вдумчивое штудирование увесистых научных фолиантов, но при сегодняшнем ритме жизни такое может позволить себе далеко не каждый.

Для всех, кто хотел бы съездить в Египет познавательно и не просиживать ради этого дни напролёт в библиотеках, проект Destinata. ru подготовил подборку материалов о важнейших особенностях древнеегипетских храмов. В ней тщательно собрана вся необходимая информация для того, чтобы по-настоящему заглянуть в их таинственный и безвозвратно ушедший мир.

Прекрасно сохранившийся пилон храма Хора в Эдфу. С обеих сторон от входа видны ниши, где когда-то были установлены четыре высоких флагштока.

Подборка разбита на три части. В первой описаны общие принципы храмовой планировки и структура египетских храмовых хозяйств. Во речь идёт о религиозном символизме «домов бога» и особенностях древнеегипетского культа. В рассказывается о судьбах египетских храмов и приведён краткий аннотированный список наиболее знаменитых из них.

Важная оговорка: в целях краткости будет рассмотрен лишь наиболее развитый, своего рода «классический» вариант древнеегипетского храма. Он возник во времена Нового царства (1550 – 1070 гг. до н. э.), когда храмовое зодчество Древнего Египта переживало свой расцвет. Большинство сохранившихся египетских «домов бога» относятся либо к этому периоду, либо к более поздним эпохам, когда их облик в основном продолжал следовать новоегипетскому канону. Таковы, например, знаменитые во всём туристическом мире храмы Амона в Карнаке и Луксоре, Себека в Ком-Омбо и Хатхор в Дендере, а также многие другие.

Основные элементы древнеегипетского храма

Итак, что же собой представлял «классический» древнеегипетский храм?

Выглядел он следующим образом: его здание имело форму вытянутого прямоугольника и состояло из четырёх основных частей – пилона, внутреннего двора, гипостильного зала и святилища. Территория, которая непосредственно прилегала к храму (так называемый теменос), окружалась стеной; там стояли различные второстепенные постройки. В каждый храмовый комплекс обязательно входила собственная пристань , которая располагалась либо на берегу Нила, либо, чаще, на специально вырытом от него канале. От неё к храму тянулась аллея для религиозных процессий.

Таков «классический» план египетского храмового комплекса.

Обязательность наличия пристани объяснялось особенностями древнеегипетской логистики. Тысячелетиями лодка была в Египте важнейшим средством передвижения, а Нил – его главной транспортной артерией. Поэтому пристань и канал при возведении нового храма строились одними из первых – они были необходимы для доставки стройматериалов и рабочей силы. В дальнейшем их продолжали использовать для хозяйственных нужд храма, однако в первую очередь пристани становилась местами официального начала владений «домов бога». Тут во время религиозных празднеств начинали и заканчивали свои путешествия по Нилу хранившиеся в храме статуи божеств. Здесь же сходили на берег прибывавшие с высочайшими визитами фараоны.

От имевшей Т-образную форму пристани к пилону храма вела аллея , которая нередко была частично или на всём её протяжении украшена скульптурами. Обычно это были статуи сфинксов. По аллее между пристанью и храмом двигались торжественные процессии жрецов, нёсших в специальных паланкинах изображения богов. Такие же аллеи могли соединять между собой два соседних храма, как было, например, в Карнаке и Луксоре.


Карнакский и Луксорский храмы Амона были соединены аллеей шириной в 27 метров и длиной около двух с половиной километров. В IV веке до н. э. она была украшена сотнями статуй сфинксов с головами их строителя фараона Нектанеба I. На фото также виден единственный сохранившийся обелиск Луксорского храма высотой 25 метров (второй был в XIX веке вывезен в Париж) и две статуи сидящего Рамсеса II.

Аллея для процессий заканчивалась у массивного пилона , в котором находились храмовые врата. С него, собственно, и начиналось здание самого храма. Его сдвоенная и слегка наклонная трапеция – самая узнаваемая и характерная деталь древнеегипетского «дома бога».

На языке древних египтян пилон назывался «бехнет». Это слово происходит от глагола со значением «быть бдительным», и возникло, очевидно, из-за сходства пилона со сторожевыми башнями. Пилон действительно будто стоял на страже египетского храма, и самым обычным сюжетом, которым в эпоху Нового царства украшали его поверхность, были сцены, на которых фараон безжалостно разил своих врагов.

Пилон часто дополнялся обелисками, статуями и флагштоками. Все они были парными, и симметрично стояли по правую и левую сторону от ворот.

Статуи и обелиски устанавливались перед пилоном. Первые обычно изображали фараона – строителя данного храма. Самая огромная из таких статуй – тысячетонное изображение сидящего Рамсеса II, которое тот повелел установить в своём поминальном храме Рамессеуме (недалеко от современного Луксора). Её гигантские обломки лежат там до сих пор. Другой знаменитый пример – так называемые «колоссы Мемнона», изображающие на самом деле фараона XVIII династии Аменхотепа III. Они стояли перед его заупокойным храмом (тоже недалеко от Луксора), который, к сожалению, не сохранился.


Позади двух статуй сидящего Аменхотепа III раньше находился его большой поминальный храм. От храма практически ничего не осталось, а вот на фоне сильно повреждённых 18-метровых «колоссов Мемнона» туристы могут фотографироваться и сегодня.

Второе украшение пилона – обелиски – воздвигались в храмах только от имени фараонов. Они считались одними из самых значительных даров, которые царь мог сделать тому или иному «дому бога». Обычно обелиски ставились в память о каких-либо важных событиях, например восшествии на престол или крупной военной победе. Это были поистине царские подарки: их высота могла превышать 30 метров, а вес составлять сотни тонн. Вершины обелисков покрывались золотом или электроном (природным сплавом золота и серебра).

В специальных нишах в самом пилоне устанавливались последние элементы его декора – флагштоки . Они изготовлялись из ливанского кедра и могли достигать 60 метров в высоту при весе более пяти тонн. Это был один из самых древних элементов храма: на письме иероглиф в виде такого флагштока являлся детерминативом со значением «бог». К сожалению, ни один из флагштоков (а уж тем более из когда-то развевавшихся на них флагов) до наших дней не сохранился.

Сразу за пилоном находился внутренний храмовый двор . Обычно он был перистильным, то есть частично или полностью охватывался по периметру колоннадой. Это было единственное помещение храма, куда (по крайней мере, во время религиозных праздников) разрешалось входить простым египтянам. Во дворе разыгрывались религиозные мистерии – театрализованные сцены из египетских мифов. По одной из версий, именно здесь греки когда-то «подсмотрели» идею своего театра.


Перистильный внутренний двор в храме Хора в Эдфу. Этот «дом бога» – самый хорошо сохранившийся храм Древнего Египта.

Помимо имевшихся в храмовом дворе статуй фараонов, здесь разрешалось устанавливать свои скульптурные изображения и некоторым частным лицам. Считалось, что так душа умершего египтянина могла находиться в постоянной близости к богам.

С течением времени частных статуй могло накопиться так много, что жрецам приходилось устраивать их «захоронения» прямо во внутреннем дворе храма. Так они технически продолжали оставаться в пределах «дома бога», и одновременно освобождалось место для новых скульптур. В 1903 году такое захоронение было найдено во время раскопок в храме Амона в Карнаке. В нём оказалось более 900 каменных статуй и статуэток, относящихся к периоду от времён правления XX династии до эпохи Птолемеев.

За храмовым двором начинался гипостильный зал . Обычно он был больше в ширину, чем в длину, и имел совпадающий с продольной осью храма центральный неф. Доступ сюда, а тем более в находившееся дальше святилище, имели только жрецы и фараоны.

Главная отличительная черта этой части храма – многочисленные стоявшие довольно близко друг к другу колонны. Они, а также стены и потолок зала, украшались рельефами, росписями и различными текстами. Свет проникал сюда сквозь специальные отверстия в крыше. Самый знаменитый гипостильный зал Египта находится в храме Амона в Карнаке. Это настоящий каменный лес из 134 колонн, центральные 12 из которых имеют высоту почти 22 метра и на вершине каждой из них могут легко уместиться 50 человек.


Знаменитые гигантские колонны центрального нефа в гипостильном зале Карнакского храма Амона.

Позади колонного зала в самой глубине храма находилось святилище , где в специальной нише (наосе) хранилась статуя божества. Непосредственно перед ним часто располагалось ещё одно помещение, где на особом постаменте стоял паланкин в виде ладьи, в котором статую выносили из храма. В некоторых (как правило, небольших) храмах этот паланкин хранился в самом святилище.

Святилище было наиболее сакральной частью «дома бога», куда могли входить лишь фараоны и жрецы самых высоких рангов. Оно обязательно располагалось по главной оси храма, имело высоко поднятый от земли пол и низко расположенную крышу, являясь, таким образом, самой маленькой и наименее освещённой из всех его обязательных частей. Здесь всегда горели лампады и царил мистический сумрак.

В задней стене святилища находился наос – специальная ниша с деревянной двустворчатой дверью, в которой хранилась статуя бога. Дверь часто была покрыта резьбой и драгоценными металлами. Иногда наос был передвижным и в нём статую божества выносили из святилища во время религиозных праздников. Сама же статуя могла быть изготовлена из разных материалов, в том числе из серебра, золота и лазурита.


Гранитный наос в святилище храма Хора в Эдфу. На переднем плане – копия паланкина в виде ладьи, в котором статую божества выносили из храма во время религиозных процессий. © Efesenko | Dreamstime.com – The Sanctuary of Edfu Temple Photo

Наконец, позади многих храмов мог находиться ещё один, последний, элемент – так называемая «молельня внемлющего уха ». Зачастую она, как и наос, представляла собой нишу, но только значительно бóльшую и устроенную с внешней стороны задней храмовой стены, то есть прямо позади наоса. Как правило, там тоже стояла статуя главного божества данного храма, или на стене молельни просто вырезались его уши, к которым простые верующие, лишённые возможности входить внутрь «дома бога», могли бы обращать свои молитвы.

Второстепенные постройки

Территория вокруг древнеегипетского храма окружалась стеной из кирпича-сырца. Внутри этого огороженного пространства (теменоса ) находились различные, порой весьма многочисленные постройки. Некоторые из них имели непосредственное отношение к культу, другие выполняли разнообразные административные и хозяйственные функции.

У большинства крупных храмов Нового царства в пределах их храмовой ограды устраивался пруд для ежедневных омовений жрецов. Обычно он был прямоугольным и наполнялся либо грунтовой, либо нильской водой. Со стороны храма к воде вели ступени. Сегодня такой храмовый бассейн можно увидеть, например, в Карнаке. Он был вырыт во времена правления Тутмоса III и уже в наши дни отреставрирован – полностью очищен от песка и вновь заполнен водой.


Пруд для омовений жрецов в Большом храме Амона в Карнаке.

Другой постройкой при египетских храмах был так называемый ниломер , или нилометр. Название вполне отражает его суть: это небольшое сооружение использовалось для измерения уровня воды в Ниле. От степени ежегодного разлива реки зависел будущий урожай, а от него, в свою очередь, величина подати, которую платили египетские земледельцы. Ставка их налога, выражаясь современным языком, была дифференцированной и исчислялась в зависимости от прогноза урожая на текущий год. Прогноз делался во время паводка по показаниям ниломеров – чем выше поднималась вода, тем больший урожай и, соответственно, налог, можно было собрать.

Один из самых древних и больших ниломеров был построен на острове Элефантина при храме Сатет, египетской богини разливов Нила. Он имел 90 ведущих в воде ступеней. Сообщение о начале разлива, отмеченного на Элефантине, при помощи световых сигналов можно было передать в Фивы (столицу Египта Нового царства) всего за одну ночь.

Одной из важнейших построек в пределах теменоса был так называемый «дом жизни » (по-египетски «пер анх»). Он выполнял многочисленные функции, главной из которых было составление и переписывание религиозных текстов. Вероятно, именно в таких «домах жизни» была создана знаменитая «Книга мёртвых», которая широко использовалась в заупокойном культе Нового царства. Здесь же составлялись тексты, которые затем наносились на стены храмов, стелы и обелиски.

Другой важной функцией «домов жизни» был, по-видимому, контроль документооборота храма, составление и хранение различных контрактов и корреспонденции. Кроме того, это был центр жреческого обучения, где жрецы постигали искусство письма и счёта, осваивали теологию, астрономию и медицину. Для этого в древнеегипетских «домах жизни» хранились большие коллекции книг, чем они славились во всём древнем мире. Знаменитый врач Гален во II в. н. э. писал, что греческие лекари посещали «дом жизни» в Мемфисе, чтобы обучаться по его текстам.

Около позднеегипетских храмов также часто строился маммисий , или «дом [божественного] рождения». По сути, это был небольшой самостоятельный храм особой планировки, посвящённый рождению сына у божества главного храма.


Маммисий римского времени при храме Хатхор в Дендере. Видны изображения бога Беса над капителями колонн.

Ещё в древности боги древнеегипетского пантеона почитались триадами по формуле «муж, жена, ребёнок». Таковы, например, великие триады Мемфиса (Птах, Сехмет, Нефертум), Фив (Амон, Мут, Хонсу) и Абидоса (Осирис, Исида, Хор). Во времена Позднего царства (664 – 332 гг. до н. э.) мотив божественного рождения приобрёл особую значимость, и с тех пор в его честь при храмах стали строиться отдельные небольшие «часовни». Маммисии есть у каждого большого египетского храма греко-римского времени. Самый известный и хорошо сохранившийся из них находится у храма Хатхор в Дендере.

В маммисии разыгрывались мистерии на тему рождения божественного ребёнка, а его стены украшались соответствующими сценами и сопровождались пространными гимнами в честь него и его родителей. В маммисиях часто можно видеть изображения бога Беса, который, как считали древние египтяне, помогал при родах.

Все перечисленные выше сооружения (кроме храмовой ограды) имели непосредственное отношение к культу, и потому возводились обычно из камня. Остальные постройки теменоса можно назвать хозяйственными. Они строились из кирпича-сырца и плохо сохранились до наших дней.

Некоторые из них могли иметь определённую религиозную значимость (в амбарах, например, проводились ритуалы, связанные с плодородием), но большинство имели исключительно хозяйственное назначение. К ним относились колодцы, пекарни, пивоварни, скотобойни, кухни, многочисленные мастерские, склады и тому подобное.

Храмовые хозяйства и храмовая экономика

Владения египетских «домов бога» не ограничивались только их храмовыми комплексами. Содержание жрецов, проведение ежедневных служб и регулярных религиозных празднеств, ремонт зданий и предметов культа обходились недёшево и требовали постоянных расходов. Поэтому древнеегипетские «дома бога» обеспечивались государством (и старались обзаводиться сами) разными источниками дохода.


Обелиски фараона Тутмоса I (19,5 м) и знаменитой царицы Хатшепсут (32,1 м) – единственные до сих пор стоящие обелиски Карнакского храма.

Наибольшие доходы храмам приносила их земля, на которой трудились зависимые от них крестьяне и где паслись храмовые стада скота. При этом часть земельных владений «домов бога» нередко располагалась довольно далеко от них самих. Так, например, находившийся в Абидосе храм Сети I контролировал обширные земли в Нубии, к югу от второго нильского порога.

Храмовая земля могла иметь не только сельскохозяйственное назначение: многие «дома бога» обладали, скажем, собственными охотничьими угодьями, а некоторые важные храмы – даже каменоломнями и рудниками (тот же абидосский храм Сети I имел свои золотые копи).

Помимо прямых даров в виде земельных наделов и части военной добычи, которые каждый фараон считал своим долгом жертвовать храмам, «дома бога» могли получать, говоря по-современному, и непрямое финансирование от государства, например в виде освобождения от некоторых налогов.

Важным собственным источником доходов была продукция принадлежавших храмам ремесленных мастерских. Там, в частности, производилось масло для светильников, папирус и различные ткани. Платными были также консультации оракулов, лечение (которым в Египте занимались жрецы) и услуги храмовых писцов.


Первый пилон храма Исиды на острове Филэ.

Столетие шло за столетием, и храмовые владения Нового царства приобретали поистине гигантские масштабы: во времена правления последнего великого египетского фараона Рамсеса III храмам Египта принадлежало уже около 10% всей обрабатываемой в стране земли и 6% её населения.

Огромные храмовые хозяйства в руках могущественного жречества – характернейшая черта той эпохи. В конце концов дело дошло до того, что под занавес Нового царства, когда умер последний фараон XX династии Рамсес XI, фиванские верховные жрецы Амона почти на полтора века стали полновластными правителями Верхнего Египта. Некоторые из них – неслыханное дело! – даже осмеливались титуловать себя фараонами.

Размеры и монументальность египетских храмов свидетельствуют не только об их богатстве и могуществе, но и об огромной роли религии в жизни человека Древнего Египта. Ещё Геродот писал, что обитатели долины Нила – самые богобоязненные люди на свете. Такого колоссального количества храмов для своих богов не строил ни один другой народ древности.

Учитывая определяющее место религии в мировоззрении людей того времени, трудно переоценить значение каждого из сохранившихся египетских «домов бога». Любой из них, будучи в равной мере порождением как строительного мастерства, так и религиозных взглядов своих создателей, даёт уникальную возможность взглянуть на мир глазами древних египтян.

О храмовой символике страны фараонов и особенностях древнеегипетского культа – во статьи.

Реликтовое растение суровых краёв

«Это вне всяких сомнений самое изумительное и самое уродливое растение из всех когда-либо привезённых в нашу страну» – так о вельвичии в 1862 году в письме к Томасу Гексли отозвался один из величайших английских ботаников XIX века Джозеф Долтон Гукер. Именно ему довелось дать ей первое научное описание и присвоить современное бинарное имя: вельвичия удивительная (Welwitschia mirabilis ).

В своём названии Гукер отдал должное одновременно и австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, открывшему это растение в 1859 году, и способности вельвичии удивлять даже бывалых биологов. Среди её уникальных особенностей и причудливая внешность, и странный образ жизни, и даже возраст, который, по некоторым оценкам, может достигать 2000 лет. Кроме того, у вельвичии полностью отсутствуют родственники. Фраза «единственная в своём роде» относительно неё – это не просто оборот речи, а точный классификационный факт.

Единственная в роду

Как выяснилось ещё во времена Гукера, в таксономическом отношении вельвичия – круглая сирота. Она – последний живой представитель своего ботанического рода и семейства; все остальные её родственники давным-давно вымерли.

Судя по ископаемым находкам, ещё в начале мелового периода в южной Африке существовало целое семейство Вельвичиевых, представители которого процветали в гораздо более влажном, чем сегодня, климате. Когда в начале кайнозойской эры он стал меняться и становиться всё более засушливым, почти все они постепенно исчезли. Единственным видом, которому удалось приспособиться и выжить, стала вельвичия удивительная.


Женский экземпляр вельвичии удивительной в пустыне Намиб. Вельвичия встречается на территории всего двух стран мира – Анголы и Намибии, и изображена на государственном гербе последней.

Точная таксономия этого реликтового растения до сих пор остаётся спорной. Новейшие классификации помещают семейство Вельвичиевых в маленький порядок Гнетовых, куда кроме него входят ещё два однородовых семейства не менее странных растений. Все они эволюционно очень далеки друг от друга, но самое обособленное положение в этой разношёрстной компании занимает именно вельвичия.

Сегодня она встречается только в специфических условиях пустыни Намиб, где её в 1859 году и обнаружил Фридрих Вельвич.

История открытия

Европейская наука узнала о вельвичии благодаря австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу (1806 – 1872), который с 1853 по 1861 год по заказу правительства Португалии исследовал флору и фауну Анголы (на тот момент – португальской колонии). За это время он собрал коллекцию образцов приблизительно пяти тысяч видов местных растений, из которых около тысячи были новыми для науки. Некоторые из них впоследствии назвали в его честь.

Главным открытием Вельвича, по-настоящему прославившим его имя, стало обнаружение вельвичии удивительной. Впервые он встретил её 3 сентября 1859 года около города Мосамедиш в юго-западной Анголе. По легенде, он был так поражён находкой, что опустился на колени и какое-то время просто смотрел на неё, боясь, как бы вельвичия не исчезла, оказавшись плодом его воображения.

О своей находке Вельвич написал сэру Уильяму Гукеру, директору Королевских ботанических садов Кью в Лондоне. Тот передал письмо своему сыну, члену Линнеевского общества Джозефу Долтону Гукеру, который и стал заниматься необычным новым видом.

В письме Вельвич дал краткое описание найденного им растения и предложил назвать его Tumboa по местному ангольскому наименованию (n’tumbo ).

Осенью 1861 года Уильям Гукер получил новую почту из далёкой Африки. На этот раз это была посылка от известного английского художника Томаса Бейнса (1820 – 1875), который тогда путешествовал по Дамараленду (району на северо-западе современной Намибии). В посылке был рисунок и плохо сохранившиеся шишки растения, которое Джозеф Долтон Гукер немедленно опознал как соответствующее находке Вельвича.

Поскольку сопроводительного письма к своей посылке Бейнс приложить не удосужился, Гукер поначалу не был уверен в том, кто же из его корреспондентов первым открыл новый вид. Поэтому он дал растению временное название Tumboa bainesii . Вскоре, впрочем, ситуация прояснилась, и он с согласия Вельвича поменял его на Welwitschia mirabilis . С 1863 года, когда Джозеф Долтон Гукер опубликовал первое научное описание вельвичии, это номенклатурное обозначение стало официальным.

Креативное выживание

Публикация Гукера быстро привлекла внимание ботаников. Вельвичия оказалась объектом пристального изучения, и исследователи выявили новые подробности её строения и образа жизни.

Выяснилось, что она – эндемик пустыни Намиб в юго-западной Африке, где произрастает на узкой полосе земли шириной около 150 и длиной в 1000 километров вдоль побережья Атлантического океана, начиная от реки Куйсеб в центральной Намибии и заканчивая рекой Бентьяба в южной Анголе.


Приоритет открытия вельвичии принадлежит австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, который обнаружил её в Анголе 3 октября 1859 года. Вторым был англичанин Томас Бейнс, встретивший это растение в высохшем русле реки Свакоп в Намибии в 1861 году.

Здешние природные условия очень суровы. Летом температура воздуха может превышать 45 °C, а поверхность земли нагреваться до 70 градусов. Зимой по ночам нередки минусовые температуры. Но главная проблема, с которой приходится иметь дело вельвичии – это недостаток воды.

Дожди в этих местах непредсказуемы и скудны. В среднем в регионе выпадает менее 100 мм осадков в год, а кое-где у побережья не набирается и 20. В некоторые годы дождей не бывает вообще. Рек тоже практически нет, а те, что есть – либо текут под землёй, либо образуются сезонно и пересыхают, не достигая океана.

Поразительно, но оказавшись в таких засушливых условиях, вельвичия не выработала способности накапливать воду про запас, как делают все «нормальные» пустынные растения. Она «выбрала» иную стратегию выживания, и за долгие миллионы лет эволюции научилась извлекать влагу буквально из воздуха.

Дело в том, что места произрастания вельвичии знамениты густыми туманами, которые образуются, когда охлаждённые холодным Бенгельским течением воздушные массы встречаются с горячим воздухом пустыни Намиб. В отличие от здешних крайне редких и нерегулярных дождей, они случаются около 300 дней в году, и, по оценкам учёных, добавляют к скудному годовому количеству местных осадков ещё около 50 мм воды.

Туманы окутывают пустынное побережье Намибии и Анголы приблизительно на 80 километров вглубь материка. В этой «полосе жизни» и растёт большинство экземпляров вельвичии, которая выживает только благодаря их регулярной влаге.

Воду туманов вельвичия извлекает в основном своими листьями. В отличие от большинства представителей флоры пустынь они у неё длинные, широкие и тонкие и больше похожи на те, которыми располагают растения тропиков и других влажных мест. На каждый квадратный сантиметр их поверхности приходится до 22 тысяч устьиц (пор), которые остаются открытыми во время туманов и дождей и впитывают их живительную воду. Именно это и позволяет вельвичии существовать в крайне засушливых условиях пустыни Намиб.


Женский экземпляр вельвичии крупным планом. Своими необычно большими для пустынных растений листьями вельвичия улавливает воду. В жаркие дни устьица на них закрываются, сокращая испарение влаги.

Помимо непосредственного поглощения воды, вельвичия использует свои крупные листья и ещё одним интересным способом. Роса, которая образуется на их поверхности во время туманов, стекает по ним на землю, благодаря чему растение как бы «поливает» собственные корни.

Корневая система вельвичии тоже устроена так, чтобы по максимуму извлекать всю доступную влагу. За сбор дождевой воды отвечает обширная сеть тонких впитывающих корней, которые простираются в верхнем слое почвы до 30 метров вокруг растения. Грунтовые же воды вбирает длинный стержневой корень, который у крупных экземпляров вельвичии может уходить на глубину до 8 метров.

Самые долгоживущие листья в мире

Не характерные для пустынь огромные размеры и наличие большого количества пор – не единственные уникальные особенности листьев вельвичии. Ещё более поразительно то, что их, несмотря на весь ворох зелёных и серо-бурых лент над взрослыми растениями, – всего две штуки, и вельвичия сохраняет их всю свою долгую жизнь. Они появляются вскоре после прорастания семени и затем, словно два конвейерных полотна, бесконечно выходят из растения наружу.

По достижении приблизительно двухметровой длины листья начинают разделяться на отдельные полосы, а их концы – растрёпываться и сворачиваться в кольца. Из-за этого взрослые вельвичии выглядят словно выброшенные на берег гигантские зелёные осьминоги.

Растут листья вельвичий со скоростью около 13,8 сантиметра в год и в среднем достигают 2 – 4 метров длины (из которых более половины – это отмершая ткань). У крупных старых экземпляров эти показатели могут быть значительно выше – до 6,2 метра длины и 1,8 метра ширины. Общий размах лежащих на земле листьев может достигать 8,7 метра.


Как листья, так и «цветоножки» мужских и женских растений растут у вельвичии из верхней кромки ствола.

Оба листа вельвичии растут из верхней кромки её прочного волокнистого неветвящегося ствола, который, как и всё у вельвичии, тоже необычен. Его верхушечная точка роста очень рано отмирает, из-за чего ствол с возрастом увеличивается в основном не вверх, а вширь, постепенно приобретая характерный вид вогнутого диска до метра в поперечнике.

Из-за такого уникального типа роста средняя высота вельвичий невелика и составляет всего около полуметра. Впрочем, бывают и исключения: крупнейший зарегистрированный экземпляр из кратера Мессум в Намибии имеет высоту 1,8 метра.

Поскольку вельвичии не образуют годовых колец, их точная продолжительность жизни неизвестна. Радиоуглеродное датирование показывает, что средний возраст представителей этого вида составляет 500 – 600 лет. Учитывая, что ствол у вельвичий растёт со скоростью всего около 1 мм в год, некоторые исследователи полагают, что её самые большие экземпляры могут быть старше 1500 лет, а в единичных случаях достигать даже двухтысячелетнего возраста.

Как бы то ни было, вельвичия всю жизнь отращивает одну-единственную пару листьев, которые поэтому являются самыми долгоживущими в мире растений.

Особенности размножения

Ещё одной странностью вельвичии является то, что это – голосеменное растение, а все присущие ей морфологические схожести с цветковыми видами мировой флоры возникли совершенно независимо от последних. Как показывает генетический анализ, порядок Гнетовых, куда входит вельвичия, развился из отдела Хвойных, и поэтому она, как ни удивительно, является родственником, например, современных сосен, кедров и елей.

Как и эти растения, для размножения вельвичия образует мужские и женские шишки (стробилы) на соответствующих особях (то есть, в отличие от большинства Хвойных, она двудомна).


Популяции вельвичии тяготеют к руслам пересыхающих и подземных рек. Но даже здесь, чтобы не конкурировать друг с другом за воду, они растут разобщённо, единичными экземплярами либо небольшими редкими группами. На переднем плане – молодая вельвичия с женскими шишками.

Производящие пыльцу мужские стробилы имеют характерный лососёвый цвет. Они достаточно мелкие и появляются группами по 2 – 3 штуки на концах ответвлений «цветоножек». Для привлечения насекомых мужские шишки вельвичии выделяют нектар с 50-процентным содержанием сахара. Женские шишки крупнее, окрашены в красновато-бурый цвет с сиреневым отливом и тоже образуются на концах ветвящихся репродуктивных отростков. Как и мужские, они производят капельки нектара.

Недавние исследования показали, что размер, большой вес и липкость не дают пыльце вельвичии эффективно распространяться по воздуху. С мужских особей на женские её переносят различные виды ос и других насекомых.

Семена в женских шишках созревают приблизительно через 9 месяцев после опыления. Одно женское растение может нести более 100 стробил и производить от 10 до 20 тысяч семян за раз. Семена имеют размеры 25 на 36 миллиметров и снабжены двумя крыловидными выростами, которые позволяют им разноситься ветром.

Большое количество семян необходимо вельвичии для гарантированного выживания вида. Согласно исследованиям, в природе только 0,1% от их числа даёт всходы. Остальные гибнут от грибковых инфекций, поедаются мелкими пустынными животными или просто теряют всхожесть, поскольку сохраняют жизнеспособность лишь считанные годы.

Прорастают семена вельвичии только после нескольких дождливых дней подряд. Из-за того, что это случается довольно редко, растения какой-либо одной группы часто имеют одинаковый возраст, так как все они появились из семян, взошедших в один и тот же удачный год.

Хозяйке на заметку

На первый взгляд вырастить на подоконнике такое экзотичное растение как вельвичия невозможно. Однако на деле это не намного сложнее, чем завести обычную герань.

Вельвичия легко разводится семенами, которые при желании нетрудно купить в Интернете. Высевают их в грубый стерильный грунт вроде крупного песка.

Прорастая, каждое семя выпускает две семядоли, постепенно отрастающие до длины 25 – 35 миллиметров и сохраняющиеся у растения около полутора лет. Вскоре после них появляются и листья. Спустя примерно четыре месяца они обгоняют семядоли в размере.


Крупное женское растение вельвичии с полностью созревшими и рассыпающимися шишками. Вокруг видны разбросанные ветром семена.

Наиболее сложный период в разведении вельвичии – первые восемь месяцев после появления всходов. В это время сеянцы подвержены грибковым заболеваниям, и их необходимо обрабатывать фунгицидами (взрослые вельвичии от болезней практически не страдают).

Другой важной особенностью растения является довольно нежный стержневой корень, который нельзя повреждать при пересадках. Он весьма длинный, поэтому вельвичии нужен высокий горшок.

Наконец, следует помнить, что, хоть вельвичия и является пустынным жителем, запасать воду она не умеет и поэтому её необходимо регулярно поливать (особенно в молодом возрасте).

Вопросы природоохраны

На сегодня численность вельвичии в дикой природе достаточно велика. Растение всё ещё обычно в регионах своего произрастания и находится вне угрозы непосредственного исчезновения. Тем не менее, по классификации Международного союза охраны природы вельвичия относится к близким к уязвимому положению видам, а её будущее исследователи оценивают как далеко не безоблачное.

Дело в том, что у вельвичии очень низкие темпы воспроизводства и роста, а ареал обитания хоть и широк, но охватывает лишь одну-единственную экологически ограниченную и уязвимую зону. Поэтому и в Намибии, и в Анголе вельвичия защищена системой национальных парков, а учёные постоянно отслеживают состояние её популяции.

Наибольшие опасения у специалистов вызывают грибковые поражения женских шишек и семян, уничтожающих до 80% потомства вельвичии. Из других угроз отмечены повреждения растений туристическими автобусами и внедорожниками, а также незаконный браконьерский сбор.

При этом, как ни парадоксально, в отношении наносимого человеком вреда в неблагополучной Анголе вельвичия защищена сравнительно надёжней, чем в спокойной и зажиточной Намибии. Дело в том, что после почти 30-летней гражданской войны там осталось много минных полей, которые отпугивают большинство потенциальных двуногих вредителей.


Молодое женское растение с ещё не разделившейся на отдельные ленты парой листьев.

Помимо антропогенных угроз, вельвичия страдает и от объедания дикими животными и домашним скотом. Ориксы, спрингбоки, горные зебры Хартмана и чёрные носороги в пору сильной засухи жуют её листья ради содержащейся в них воды, иногда обгладывая их до самого основания. К счастью, это обычно не смертельно для растения, и листья вскоре отрастают снова.

Вельвичия как объект экотуризма

В прежние времена немногочисленное аборигенное население пустыни Намиб употребляло вельвичию в пищу. В периоды голода представители местных кочевых народов собирали её женские шишки и ели их как в сыром, так и запечённом виде. Теперь это в прошлом, и сегодня основная «задача» этого уникального растения – привлекать экотуристов с их деньгами. В Намибии, например, туры «в пустыню к вельвичии» давно являются популярным туристическим продуктом.

Удобнее всего посмотреть на вельвичию в условиях дикой природы можно на так называемых Вельвичиевых равнинах в северной части огромного Национального парка «Намиб-Науклуфт». Они находятся примерно в 50 километрах к востоку от прибрежного намибского города Свакопмунда, откуда на равнины не трудно попасть, купив тур у многочисленных местных турагентств. Не запрещается, впрочем, ездить и самостоятельно. Для этого в Свакопмунде нужно арендовать внедорожник и приобрести входные билеты в Национальный парк. В комплекте с ними идёт карта с обозначенными достопримечательностями и кемпингами (для ночёвки в которых необходимо разрешение).

Специально для тех, кто приезжает в парк ради вельвичий, по равнинам проложен автомобильный маршрут Вельвичия-Драйв, поездка по которому занимает около 4 часов. Вдоль маршрута расставлены 13 пронумерованных каменных маяков, отмечающих его наиболее интересные места. У каждого из них можно остановиться и заняться исследованием местности. Номер 12 – это так называемая «Большая вельвичия» высотой в 1,4 метра и диаметром лежащих на земле листьев около 5 метров. По пути встречаются и другие вельвичии, обложенные каменными кругами для их лёгкого обнаружения.


В Национальном парке «Намиб-Науклуфт» вельвичии для удобства их распознавания часто обозначены каменными кругами.

Отправляясь в дорогу, следует запастись водой, едой и бензином, поскольку на Вельвичия-Драйв нет ни заправок, ни магазинов. Также необходимо помнить, что длинные и широкие листья вельвичий дают укрытие многим жителям пустыни, в том числе скорпионам и змеям. Поэтому нужно быть осторожным и стараться ничего не трогать.

Сегодня вельвичия выращивается во многих ботанических садах мира, и чтобы на неё посмотреть, ехать в Намибию не обязательно. Однако по достоинству оценить это уникальное растение можно лишь в его естественной среде обитания, к которой вельвичия так великолепно приспособлена. Поэтому, оказавшись в северной Намибии, нельзя не завести с ней знакомства. Она не только самый необычный представитель флоры этой страны, но и одно из наиболее причудливых растений всей планеты в целом.

Золотая клетка для раджпутских аристократок

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.


Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Культурный обмен

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.


Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Главный символ Джайпура

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.


«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Пожизненное заключение по-раджпутски

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.


Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Естественный кондиционер

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.


У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

Египтяне народ очень религиозный. Вся жизнь их строилась именно на религиозных воззрениях. А главными святынями считались храмы и дворцы. Храмы понятно, это святыни разных божеств. Но дворец тоже был местом святым. Фараон у египтян был сыном бога Солнца - Амона Ра. А значит и сам фараон, и его жилище было религиозным местом.

Сам правитель, кстати, часто присутствовал на церемониях в Храмах. Считалось, что с ним обряды будут более действенными. Храмы Древнего Египта были самыми посещаемыми местами. Представители всех слоев населения стремились чуть ли не ежедневно посетить их. И неважно где храм находился и какому богу служил, люди всегда туда стремились.

Храмы в Древнем Египте


Храм в Древнем Египте выполнял разные функции. Это духовный, экономический и общественный центр. Вся земля, по сути, принадлежала только духовенству и фараону. Но за исключением земель вельмож. Самые крупные храмы были очень богатыми. Все ремесленники и писцы получали одежду и еду из складов храма. Некоторые представители духовенства производили сбор налогов. Это они делали от имени монарха. Главные священнослужители обладали очень серьезной . Они раздавали богатства и земли по своему усмотрению.

Все храмы возводились постепенно. Если место считалось святым, то там возводили алтарь, потом появлялось небольшое деревянное сооружение. А в период Нового царства Древнего Египта там уже стоял огромный храм. Архитектура таких сооружений поражала. Грани были прямыми, а все стены расписаны красивыми рисунками.

На протяжении долгого времени без выходных, а иногда и круглые сутки рабочие трудятся над постройкой храма. Очень многие рабочие долгое время проводили на строительстве храмов. Стройка проводилась грандиозная. Фараоны не жалели денег, да и храмы тоже не оставались в стороне. Так как каждый храм отражал отношение верующих к определенному божеству. А их в Египетской мифологии было не мало. Вот, например, которая становилась главным выражением правосудия.

Маат по преданию была дочерью бога Амона Ра. А фараона был его сыном. И это значит что фараон и Маат - брат и сестра. Так вот фараон не жалел средств на строительство храмов для всего общества Древнего Египта она была выражением справедливости. Все верили, что в обществе должны были существовать определенные правила поведения. И каждый представитель и египетского общества должен был их соблюдать. У каждого слоя населения свое положение по отношению к другим слоям.

Роль Храма в стране Древнего Египта


Храм это главная святыня для египтянина. Его посещали все - от мала до велика. Религия тесно переплеталась с идеологией в Древнем Египте. Например, во времена Рамсеса III проводилась перепись населения. В Фивах насчитали в двух храмах около 100 тыс. ремесленников и около полумиллиона голов скота. Так можно предположить, что храмы были, пожалуй, самыми богатейшими институтам в Древнем Египте. Кроме того у храмов были свои сады, мастерские и так же корабли. Корабли нужны были для передвижения, это главный путь - морской. Еще храмы собирали налоги. Все поселения облагались специальным налогом. И такие сборы приносили им баснословные доходы.

В собственности храмов было много акров земли. На ней трудились сотни и тысячи . С утра и до ночи они обрабатывали там землю и потом собирали урожай. Вся земля по религиозным представлениям принадлежала бога Солнца Ра. А жрецы должны были следить, чтобы это земля правильно обрабатывалась и приносила доход. Так же каждый фараон стремился показать свою лояльность богам. Они приносили дары храмам, очень дорогие. А чтобы не было напоминания о дарах его предшественников, то они просто их уничтожали.

Таким образом, храм был смешением стилей, там было много роскоши. И она не укладывалась в одну целостную картину. По правде говоря, наблюдать за такой роскошью не очень то и приятно. Она как то даже давит на простого обывателя. Хотя египтянам это было наблюдать не в новинку.

Поклонение в храме Амону-Ра богу Древнего Египта


В храме, какому бы богу он не был бы посвящен, всегда существовало отдельное святилище. Там располагалась статуя главного божества. Например, был построен храм, состоящий из нескольких отсеков. Самое дальнее помещение служило главным святилищем, где поклонялись богу Амону-Ра. Это фактически главный бог в Древнем Египте, он был богом Солнца и покровительствовал Фивам. А так же, как уже было сказано выше, фараона тоже считали сыном Ра.

В Святилище Ра было мало света, специальный алтарь располагался в самом дальнем углу. Обстановка внутри святилища становилась гнетущей. Это было не случайно. Пока верующий доберется до алтаря в такой обстановке он будет психологически сломлен. И оказавшись около алтаря, верующий будет очень благочестив и полностью готов встретиться с Амоном Ра. У алтаря располагается статуя Амона Ра - его еще называют «царь царей».

Все вокруг украшено драгоценными камнями и золотом, очень богатой убранство. Молящиеся встают перед статуей и читают молитву, потом кланяются и развернувшись тихо уходят. Любой посетитель храмов Египта будет удивлен, насколько там все дорого обставлено, даже не сравнить с теми же Греческими храмами.

Жители Египта - это народ очень богатый, но при этом и щедрый. Это отчетливо видно в храмах, в том что никто не жалеет богатств, чтобы выказать свое почитание богам. А Боги Египта это самостоятельные существа и весьма тоже щедрые. Они любят свой народ и вознаграждают его в ответ. Вообще религией пронизана вся жизнь каждого жителя Древнего Египта.

Все о храмах в Древнем Египте

Мы с вами поговорили о храмах в одной из древнейших цивилизаций - Египте. Религия самая неотъемлемая часть жизни простого египтянина. В религии очень много самых разных богов. Ас самым главным в пантеоне является Амон Ра - покровитель Солнца. Жрецы находились в хорошем положении, они служили богам. А жили на пожертвования фараонов, вельмож и простых . Храмы украшались золотом и драгоценными металлами и были очень роскошными.

Храмы Древнего Египта видео

Египет ежегодно привлекает сотни тысяч туристов. Страна знаменита архитектурными памятниками. Это не только пирамиды и сфинксы. В Египте много древних храмов, часть из них построена задолго до нашей эры, другие возвели в греко-римский период. Некоторые памятники сохранились по сегодняшний день, другие – полуразрушены и находятся на стадии восстановления.

Луксорский храм

Это развалины центральной части храма бога Амона-ра, построенного при Аменхотепе Третьем. Храм соответствует архитектурным особенностям Нового Царства (16 – 11 веков до н.э.). У входа стоят две статуи и обелиск из розового гранита. С другой стороны к сооружению ведет аллея сфинксов. Храм представляет собой прямоугольное здание, его длина – 190 метров. Путь к святилищу ведет через вестибюль колонн. На территории развалин располагаются фрески, статуи и так далее. Развалины стоят на берегу Нила. В настоящее время они входят в территорию города Луксор.

Карнакский храм

Это крупнейший храмовый комплекс Египта, главное святилище эпохи Нового Царства. Включает в себя храмы, посвященные Амону-ра, жене Мут и сыну Хонсу. Самое значительное здание – храм Амона-ра, длиной – 113 м, шириной – 15 м, а высотой – 45 м. На территории комплекса построены другие храмы, белая, красная и алебастровая капеллы, есть множество фресок и статуй. Рядом с центральным храмом лежит Священное озеро. Между комплексами Амону-ра и Мут лежит аллея сфинксов. В античности Карнакский храм был связан с Луксорским храмом. Располагается в современном городе Карнаке.

Мединет-Абу

Это погребальный храм, построенный Рамсесом Третьим, последним императором Нового Царства. Храм основали в 1100-е годы до нашей эры. Он представляет собой огромный комплекс построек, окруженный стенами. В античности его окружал ров с водой. В комплекс входят дворец фараона, помещения для детей и жен фараона, полуразрушенные статуи и колонны и так далее. Комплекс Мединет-Абу – это сохранившийся образец поминальных храмов. Посетить его можно, приехав в город Луксор.

Храм Хатшесуп

Это усыпальница, построенная Хатшесуп, женщиной-фараоном. Ее возвели в начале 15 века до нашей эры, вырубив прямо в скалах. У храма три разноуровневых террасы. Они соединены между собой пандусами. Вход в усыпальницу охраняют два сфинкса и множество статуй. В усыпальнице располагается несколько святилищ, которые посвящены богам Амону-ра, Анубису и Хатхор. Храм Хатшесуп находится в Дэйр-эль-Бахри, это окрестности города Луксора.

Храм Сети в Абидосе

Это храм, посвященный богу Осирису. Его начали возводить еще при жизни фараона Сети, но закончил строительство его сын, Рамсес Второй. Сегодня, восстановленный комплекс, составляет 110 на 76 метров. Предположительно, его изначальная длина была – 170 метров. Здание храма считают одним из самых загадочных, для тех времен, поскольку периметр имеет вид буквы Г. На стенах изображена история фараонов, выполненная в барельефах. В комплекс входит зал Гипостиль – помещение с огромными колоннами. Храм находится в древнем городе Абидосе.

Храм Хатхор в Дендере

Хатхор – дочь Амона-ра, бога Солнца. Предположительно храм был построен в период птолемеев, 4 – 1 века до нашей эры. Это сооружение из песчаника, длиной 80 м, площадью 40 тысяч кв м. Он окружен высокой стеной. Стены и колонны декорированы иероглифами и барельефами. В храме много настенных скульптур, есть зал Гипостиль с высокими колоннами, несколько святилищ. Комплекс находится в небольшом городе Дендера.

Храм Исиды

Храм, посвященный богине Исиде, достроили в 3 веке. Хотя возведение началось на 2 – 3 столетия раньше, еще при Нектанебе Первом. Это шестидесятиметровое сооружение, с двумя пилонами. В комплекс входят подземелья, молельни, зал с колоннами, внутренний двор. Храм строился в разные эпохи истории Египта, поэтому на него повлияла египетская, греческая и римская культуры. Построен на острове Филе, по легенде, это было местом вечного сна бога Осириса.

Храм Хора в Эдфу

Занимает второе место по величине в Египте, уступая место Карнакскому. Он построен в честь бога Хора, но его отстроили заново при правлении Птолемеев (4 – 1 века до н.э.). Длина здания – 137 м, ширина – 79 м. Высота пилонов – 36 м, они украшены надписями и изображениями. За пилонами идет внутренний двор с колоннами, затем зал Гипостиль. В состав храма входят помещение под библиотеку, молельня, жертвенник, святилище. Находится в городе Эдфу.

Храм Абу-Симбел

В скале Абу-Симбел были высечены два храма, недалеко друг от друга. Большой посвящен Рамсесу Второму, а малый – его супруге. Оба сооружения охраняют статуи. В большой храм входит гипостиль, молельни, святилище. После революции 1952 началось планирование новой плотины. Затем ЮНЕСКО утвердил план спасения, и памятник был перенесен, его установили на 200 метров дальше от Нила. Сегодня он находится рядом с рекой Нил, на границе с Суданом.

Культовыми сооружениями жителей долины Нила являются великолепные храмы Древнего Египта, кратко о которых пойдет речь. Их возводили как в религиозных целях, в качестве поклонения божествам, так и для усыпальниц фараонов, которых египтяне признавали наместниками бога на земле.

Центральным местом в египетских храмах являлось святилище, представлявшее собой помещение со скульптурами, изображавшими богов. По мере развития архитектурных традиций, святилище стало приобретать иной вид - оно стало включать в себя ряд построек, в том числе и монументальных. В некоторые из них допускались не все категории людей, например, простым жителям запрещалось делать это, чтобы не осквернить помещение своим присутствием. Проводить обряды богослужения позволялось только специальным людям, приближенным к божествам - жрецам. На территории храмов были поля, на которых возделывалось все необходимое для жизни жрецов. Обрабатывали их простые люди. Благодаря этому храмы были самодостаточны и независимы.

На территории города Фивы, бывшего когда-то столицей Древнего Египта, расположился храмовый комплекс, называемый Карнакским храмом. Его площадь составляет около восьмидесяти гектаров. Он занимает второе место по популярности среди туристов после пирамид. В комплекс входит главный храм, посвященный богу Амону, и еще 25 небольших построек. Обнаружили это сооружение в XIX веке во время раскопок, и оно представляет огромное культурное значение, особенно если учесть, что рабочие возводили его вручную.
Есть и еще один храм, находящийся в Фивах. Сегодняшнее название города - Луксор, поэтому строение называется Луксорский храм. Его основал фараон Аменхотеп III, а потомки украсили и дополнили его колоннами в количестве 74 штук и скульптурами, изображающими фараонов. В этом храме также почитали бога Амона. На сегодняшний день эта постройка очень популярна у туристов - каждое лето там проходит специальный фестиваль, посвященный жизни Древнего Египта - инсценируют обряды поклонения богам и повседневную жизнь жрецов и простых жителей тех времен.

В честь бога - владыки загробного мира, Осириса, тоже возводили храмы. Одним из таких сооружений является храм в Абидосе, построенный фараоном Сети. Этот фараон приходится отцом знаменитому правителю Египта, Рамзесу II. По сути, этот храм является заупокойным сооружением для самого фараона Сети. В нем имеется семь святилищ, и у каждого есть свой, отдельный вход. Несмотря на то, что храм посвящен Осирису, в нем есть и святилище главного бога египтян, Амона-Ра. Абидосский храм Осириса представляет огромную ценность для исследователей, так как в нем сохранилось огромное количество настенных изображений и рельефов, практически не тронутых временем.

На сегодняшний момент самым дорогостоящим для ЮНЕСКО храмом является, высеченный в скале, храм в Абу-Симбеле. Это связано с тем, что в месте своего предыдущего нахождения постройка оказалась под угрозой разрушения, и было принято решение перенести ее. Скалу разобрали и перевезли туда, где ей не грозило затопление. Он состоит из двух частей - Большого и Малого храмов. Большойпредназначен для почитания трех богов - Амона, Птахи и Ра-Хоратхи, а также фараона Рамзеса II. Малый храм посвящен его жене и богине Хатор, представленной в ее образе.
Древнеегипетские храмы в наши дни представляют огромную ценность как для историков, так и для туристов. Благодаря этим постройкам можно узнать в полной мере о религиозных верованиях древних египтян, познакомиться с их традициями и обычаями и по-настоящему прикоснуться к истории.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Карта Ахтырки подробная — улицы, номера домов, районы Ахтырка население численность
Рыболовные туры и платная рыбалка в чувашской республике Где ловить карпа в чувашии
Карта Искателей подробная — улицы, номера домов, районы Ненецкий ао п искателей