Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции. Аббатство Клюни – одно из самых загадочных мест во Франции Собор св михаила в клюни

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами - романская архитектура.

"Романский словарь"

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось - так, парочка буквально. Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с самого термина. Его использовать стали поздно - в 19 веке. Придумал его археолог Арсисс де Комон. Надо сказать, термин весьма условен. «Романский» - значит, подобный римскому. Однако, по большому счету, от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля, преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Сен-Хуан-де-Бои , долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли , долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка - работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями - например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней - вот уж где колонн в изобилии! В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными - короткими, толстыми, не особо выразительными. Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию. В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент - полуциркульная арка - все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде - в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д. Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее - византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода - это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады, и даже наличие куполов - это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) - базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов - прямоугольный. В поздних крупных храмах - очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт - минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры - широкие контрфорсы и аркбутаны - стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное - это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением - это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский, но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.



Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши - двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод - тоже римский прием. Использовали и стрельчатые, и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам - в длину 187 метров, ширина трансепта - 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский. Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора - этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом. Орден рос со стремительной быстротой - примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с Францией и в Германии появились грандиозные и чудесные храмы - знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало - до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля - готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно. Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре



Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея

(худ. Джон Генрих Митце)

Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк



Храм в Курси



Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино

Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп



Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери

Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа



Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню

Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер

Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм "Шедевры романского искусства" и фильм "Романский стиль" из серии

СРЕДНЕВЕКОВОЕ АББАТСТВО КЛЮНИ

Время наибольшего могущества Франкской империи приходится на правление Карла Великого (768–814), ставшего героем многих легенд и сказаний. Современников поражали его кипучая и неутомимая энергия, способность вникать во все детали управления государством - в дела административные, военные, хозяйственные, дипломатические и т. д. По описаниям современников, Карл Великий был огромного роста, крепкого телосложения и для своего времени человеком образованным: он интересовался многими вопросами науки, знал латинский и греческий языки, хотя писать и не научился.

В результате многих завоевательных походов владения Франкского государства значительно расширились. На юго-западе они доходили до Барселоны и среднего течения реки Эбро, на востоке - до Эльбы, Богемских гор и Венского Леса, на юге включали значительную часть Италии. Однако за внешним благополучием империи скрывалась ее внутренняя слабость и непрочность. В состав Франкского государства входили различные племена и народности, стоявшие на разных уровнях социально-экономического и культурного развития (саксы, фризы, баварцы, алеманы, баски, кельты и др.).

У входа в аббатство Клюни

По существу все войны Карла Великого велись за распространение христианства, и само Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это ясно было выражено и в его законодательстве, в котором были оговорены нормы не только права, но и морали. Но каждая из территорий, населенных определенными племенными группами и народностями, жила своей внутренней жизнью и без постоянного военного или административного вмешательства не хотела подчиняться власти завоевателя. С течением времени удерживать завоеванные территории становилось все труднее, поэтому неудивительно, что через 30 лет после смерти Карла Великого его империя распалась.

Середина IX в. отмечена еще и упадком западного духовенства, когда после распада империи Карла Великого наступила пора феодальных междоусобиц, которая привела к глубокой деградации светских кадров Церкви. Даже папство зачастую было игрушкой в руках местной аристократии. Престол Святого Петра порой занимали отпрыски знатных родов, которые видели в нем лишь средство, чтобы жить в роскоши и разврате.

Почти везде местные сеньоры назначали епископов и аббатов, выбирая их из членов семьи, если только те не находили для себя более выгодного поста. Поэтому епископы, которых называли «светскими аббатами», если и были вполне компетентны в вопросах религии, то слишком часто основной их заботой становилось вовсе не духовное развитие паствы. Не думая о своем пастырском долге, они вели себя так же, как их братья, оставшиеся в миру. Оделон, второй аббат Клюни, говорил об этом прямо: «Руководители Церкви одержимы плотскими желаниями; их распирает гордыня, снедает жадность, расслабляет похоть, мучает злоба, обуревает гнев, раздирает несогласие, извращает зависть, убивает роскошь».

Возрождаться западные монастыри начали с Х в., и началось это движение в Клюни, где Гийом Благочестивый - граф Овернский и герцог Аквитанский - владел доменом. Будучи «благочестивым», он решил обновить монастырь и сделать его образцовым, для чего призвал аббата Бернона, которому и доверил Клюни. В документе говорилось, что монастырь освобождается от всякой светской и духовной юрисдикции и будет подчиняться только Святому престолу. Другие монастыри в той или иной степени зависели от сеньора или короля, контролировавших их доходы и назначавших по своему усмотрению монахов, которые должны были управлять обителями. Новое же аббатство должно было быть защищено от коррупции, и аббат Бернон и его последователи постарались из этой счастливой независимости извлечь максимум преимуществ. Это им вполне удалось, так как монахи Клюни довольно скоро прославились суровостью жизни, а также пышностью и великолепием своих богослужений.

По примеру Клюни начали реформироваться и другие монастыри, принимавшие зависимость от клюнийского аббата, который, таким образом, превратился в «главу ордена». В конце XI в. в Европе уже насчитывалось 1450 аббатств и приоратов, подчиненных Клюни; в них жило около 10 000 монахов.

Жизнь аббатов в то время не ограничивалась стенами монастыря, которым они руководили. Значительную часть времени занимали путешествия и поездки, т. к. настоятели навещали властителей, жаждавших их совета. Аббаты Клюни (в частности, аббат Майель) общались со всеми правителями своей эпохи: с королем Бургундии, Оттоннами и др. Аббат Майель был другом Гуго Капета, который отказался от титула «светского аббата» Мормутье и просил Майеля восстановить эту обитель. Одилон, ставший аббатом Клюни в 1000 г., не уставал мерять шагами Францию, Бургундию, Аквитанию, Италию…

Аббаты крупных монастырей относились к числу наиболее известных и наиболее влиятельных людей своего времени, и это стало возможным в результате их основной деятельности - проведения монастырской реформы. Целью ее было утверждение в монастырях (в несколько измененном виде) устава, выработанного святым Бенедиктом Нурсийским и дополненного святым Бенедиктом Ангианским.

Святой Бенедикт Ангианский основал в своем имении в Лангедоке монастырь, который прославился строгостью и полнотой исполнения устава Бенедикта Нурсийского. В 817 г. на Ахенском соборе был принят составленный им статут для монахов (из 80 пунктов), и один из этих пунктов гласил: «Утешать бедных, одевать нагих, помогать несчастным, поддерживать сокрушенных сердцем». И принцип этот, соответствовавший духу Евангелий, в полной мере воплощался в благотвори тельной деятельности монахов аббатства Клюни.

Особенно тесно с благотворительностью был связан монах, раздававший милостыню. Он должен был принимать бедных путешественников и паломников, странствующих священников и монахов и особенно бедняков, просивших пищи и приюта на несколько дней. Для этих целей предназначался специальный странноприимный дом, возведенный вне стен монастыря. Каждый, кто останавливался в обители, получал из монастырской пекарни хлеб, а когда странник уходил, ему давали хлеба и в дорогу. При приходе и уходе его угощали вином в том же количестве, какое полагалось монаху. С разрешения аббата раздатчик милостыни (елемозинарий) должен был приводить в трапезную бедных священников, путешествующих пешком, если встречал их на дороге. Для них в особой миске сберегалось то, что оставалось от ужина монахов, а также выделялось некоторое количество вина. Им также приносили крепкий посох из самшита.

Раздатчик милостыни должен был знать о всех нуждающихся в округе, для чего один раз в неделю ходил в деревню и расспрашивал людей. Во всех клюнийских монастырях, располагавших достаточными средствами, он каждый день раздавал еду беднякам. В самом Клюни каждый день готовили 12 «пирогов» (ржаных хлебов), каждый из которых весил 3 ливра, для раздачи детям, убогим и старым людям. В дни, когда монахи получали «генеральную» (дополнительную) пищу, для бедняков жарили мясо. Если кто-то из монахов умирал, его доля пищи в течение 30 дней раздавалась как милостыня.

Одежду, которую монахи носили в течение года, потом тоже раздавали бедным. Но этим уже заведовал монастырский эконом, полномочия которого были шире, чем у раздатчика милостыни. Он же выдавал монахам по 2 денье, которые каждый должен был в Святую субботу отдать какому-нибудь бедняку, предварительно омыв ему ноги.

Между собой монахи аббатства Клюни должны были соблюдать заповедь молчания, зато в обществе тех, кому давали приют, они становились словоохотливыми. И то, о чем они говорили, потом разносилось их гостями по разным краям. Так что можно сказать, что монахи во многом формировали общественное мнение того времени на всех уровнях социального общества, но в основном все-таки в низших его слоях.

Большое место в таких разговорах занимали рассказы о чудотворной силе покровителей монастырей, о совершенных ими исцелениях, воздаяниях за благочестивую жизнь и наказаниях для грешников. Святые были неотделимы от Бога, от имени Которого они совершали чудеса. Таким образом, мысль о том, что чудеса совершаются Иисусом Христом, а святые - Его посредники, постоянно высказывалась клюнийскими монахами. И идея вечного Бога - единственного и всемогущего, Который прощает грешников и поощряет благочестивых - постоянно распространялась среди населения.

Во всех средневековых обителях Западной Европы наблюдалась склонность монахов к безмолвию и желание соблюдать его повсюду. Но так как совместная жизнь предполагает общение, то, чтобы не нарушать безмолвия обители, монахи использовали либо деревянную дощечку, покрытую воском, либо язык жестов. Так, в аббатстве Клюни (по словам Л. Мулена) насчитывалось 35 жестов для описания еды, 37 - для людей, 22 - для одежды, 22 - для богослужений и т. д. Чтобы «обозначить», например, молоко, монах клал мизинец в рот, как делают дети. Для «обозначения» хлеба большим пальцем руки рисовали круг, прижав к этому пальцу два других.

Язык жестов не был одинаковым для всех монашеских орденов, и потому язык жестов аббатства Клюни не был понятен в других обителях. В Клюни «говорили», например, «горчица», прижимая первую фалангу мизинца к большому пальцу; монахи же других монастырей для обозначения «горчицы» помешивали пальцами одной руки в другой руке, собранной в горсть, что обозначало соус, приготовляемый поваром…

Переписывание рукописей в массовом сознании до сих пор предстает как наиболее типичная повседневная работа монахов, и действительно, до XIII в. книги переписывались исключительно монахами. Переписывать Евангелие, Псалтирь или Молитвослов поручалось наиболее благочестивым монахам, и хотя в день они переписывали не более 5–6 страниц, в монастырях со временем составились богатые библиотеки. В XII в. говорили: «Монастырь без книг, что гарнизон без продовольствия». А так как книги были очень дорогими, то в аббатстве Клюни (а также и в других) их приковывали цепями. И если аббатству грозила опасность, то именно книги нужно было спасать в первую очередь…

Из книги Введение в Ветхий Завет. Книга 1 автора Юнгеров Павел Александрович

Послеотеческое и средневековое толкование (VII-XVI вв.). С VI-го столетия начинается упадок богословского и всякого иного образования на Востоке и Западе. Этот упадок соответственно отразился и на толковательной литературе: вместо самостоятельных толкований стали

Из книги Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах автора Безрогов В Г

СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВАЛЛИЙСКОЕ СКАЗАНИЕ О ДЕТСТВЕ "Мабиногион" - такое название присвоила сборнику валлийских волшебных легенд, записанных в XI–XII вв., их первая издательница и переводчица на английский язык леди Шарлотта Гест. Это множественное число от валлийского Mabinogi

Из книги Европа в Средние века. Быт, религия, культура автора Роулинг Марджори

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Клюни В период «темных веков» назрело всеобщее недовольство положением в Церкви. Распад империи Каролингов и набеги норманнов, сарацин и венгров привели к разрухе и анархии в Европе. Многие церкви и монастыри были разграблены и сожжены. Светская инвеститура приводила к

Из книги История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации автора Гонсалес Хусто Л.

19 Часть третья. Средневековое христианство 20 Новый порядок Если варвары были посланы в пределы Римской империи для того… чтобы церковь Христова пополнилась гуннами и свевами, вандалами и бургундами и другими многочисленными верующими, нам надо воздать хвалу Божьей

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

АББАТСТВО СЕН-ДЕНИ К началу ХХ в. Сен-Дени, расположенный к северу от Парижа, был небольшим городком, заурядным и скучным. Но его собор был главным храмом монастыря, основанного еще в III в. святым Дионисием - просветителем Франции. Аббатство Сен-Дени располагалось в

Из книги Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения автора Сухов А. Д.

ВЕСТМИНСТЕРСКОЕ АББАТСТВО Христианизация англосаксов продолжалась почти целое столетие - с 597 г., когда присланные римским папой миссионеры убедили короля Кента креститься, и до конца VIII в. Но общинники долго сопротивлялись чуждой им вере, т. к. языческие обряды были

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

Глава 3. Средневековое вольнодумство Средние века охватывают огромный - тысячелетний - период истории человечества. Условно началом средневековья принято считать год падения Западной Римской империи (476 г.), концом - Английскую революцию XVII в.Что же позволяет выделить

Из книги История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе автора Бухараев Равиль

Из книги автора

Средневековое мусульманское государство: идеал и практика Очевидно, что сама система государственной бюрократии и государственного управления была во многом заимствована Волжской Булгарией у государств Средней Азии и восточного Ирана. В свою очередь, эти исламские

46°26′03″ с. ш. 4°39′33″ в. д. H G Я O L

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции

    ✪ Париж: музей средневековья. Музей Клюни

    ✪ Город сюрпризов Макон. Бургундия. Кто арестовал Людовика ХVI?

    Субтитры

    Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции 910 году роберт благочестивой основывает аббатство в местечке называемом клюни у burgundy это аббатство пользоваться на прямой протекторатом папы римского мы приехали в это место потому что я хотела прикоснуться к этому потрясающему культурному наследию аббатства клюни расцвела по всей европе и основала своей дочке вплоть до самых границ когда-то руси московской руси к сожалению все что осталось от этого аббатства это лишь одна десятая того что когда-то здесь находилась потому что в конце как раз десят в одиннадцатом веке появляется огромная идея рубятся сумею его в обиду сумел построить огромную церковь майор экклесия церковь церквей церковь цикле вознесется к небу будет самым большим храмом западного христианства вплоть до строительство базилики святого петра время после этого крайне стали чуть меньше начиная с 15-го века постепенно крайне будет стремиться к медленному угасанию революция довершит эту печальную страницу в истории франции младшей дочери церкви к сожалению от той эпохи останется только вот эта чудесная часть вот это колокольней южная колокольня останется здание 18 века в которых жили и трудились сабато останется погреба в которых они хранили свои запасы того чтобы аббатству это могло функционировать я приглашаю нас с вами прогуляться и получить настоящее удовольствие от путешествия и во времени и пространстве чтобы попасть в эпоху сияние средневековой европы попасть в эпоху сыновьями и дочерями внуками и правнуками которой мы являемся Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции входа в церковь предшествовал невероятных размеров неф искусно вырезаны из камня тонкий рисунок на них нас встречает иисус тот самый что будет судить своих послушников на страшном суде через парящий каменный и сказочный лес путник медленно проникал в другой мир построенный по райскому подобие цветы и монстры водили в его сказочный райский танец таких диковинных существ не встретить в нашем звонить им но неизвестный художник вырезав их скорби иисус поддерживаемый ангелом парил над входом и приветствовал каждого человека проходящего сквозь врата аббатство оценить этот редкий мир был вырезан благодаря стремлением людей построить самую главную церковь в мире майор агрессия с высоты из ее укромных уголков на нас смотрят сказочные существа невинные глаза наблюдателя и взгляд из иного мира кто их вырезал мы не знаем но вы точно знаем что верхушки этих колонн с небольшом количестве дошли до нас напоминают они нам о райских садах эдема которые хотели показать путнику художники церковь купалась солнечным проходя через второй портал путник оказывался священном пространстве куда проникали только монахи здесь они молились 8 молебна в день и литургии именно тут жила свою жизнь майор агрессия главное церковь святого мира плоды постройке собора святого петра время райские животные и люди танцуют в потерянном человеком раю играют сказочные инструменты монахи живут под музыку именно музыка ритме рует или день в райских садах цветут кущи и отдыхает взгляд путника сказочный инструмент с колокольчиком который держит этот человек за 20 сенти белом именно он озвучивает литургии и до сих пор используются церковном служение и сегодня майор экклесия просуществует вплоть до конца 18 века когда самое главное задумка человека средних веков мне кажется разобрана на камень и и разберут под ритм рынка камень и будет продан как доступный материал так исчезнет самое главное церковь христианского мира сегодня мы с вами видим лишь маленькие остатки этого прекрасного мира но и ими можно насладиться от виртуального визита предлагаю вам теперь вернуться к к сожалению удручающе реальности вот все что вы видите в коричневом цвете вот это все исчезло осталось только все что выведет сереньким давайте сейчас он покажу то что вот вот она часовня вот давайте сейчас посмотрим с вами на верх вот это то что осталось вот удивительного аббатство в клине а эту колокольню кстати называли колокольни святой воды и дубинец майор экклесия самая главная церковь христианского мира вплоть до постройки церкви святого петра время вот что сейчас от нее осталось мои друзья всего лишь вот эти колонны со сказочным орнаментом которые символизируют нам райский сад эдема исчезнувшей не достигнув и так никогда человека ну что ж вот здесь играет музыка которая встречает нас в этом райском саду а вот и сам сад где-то там 10 яблоки и вот он алтарь этой церкви мы сейчас с вами находимся верхней части здания прямо под нами расположить вот эти готические своды где а вот и хранили свое зерно ну а здесь мы с вами имеем возможность насладиться еще раз объеме величием этой церкви вот здесь находятся два макета слева и справа который показывать нам какая же она была внутри майора грейси самая главная церковь христианского мира флот и постройки церкви в риме смотрите какое послушайте какой эхо это всего лишь хозяйственные здания вот здесь хранили когда-то оба то я свои запасы 9 на и зала таких сохранилось довольно мало мне напоминает она сжала маленького домика у скал где работала в париже отдайся к сразу чувствуется сила этого камня специально вам записываю с таким звуком чтобы послушали эхо сейчас монастырь больше не действует ну и он находится инженерная школа орбите несмотря на наличие здесь студентов монастырь работает как музей и я советую вам сюда приехать Клюни. Путешествие во времени и пространстве. Церковь Церквей. Самое обширное аббатство Франции друзья мои это удивительно в клине не только сохранились остатки одного из самых главных и самых процветающих оба средних веков но и готическими как тоже не готически видите я сама заговариваюсь потому что не верю своим глазам это романское искусство и это дом 12 13 века вот выглядели цветущие среднем европейские средневековые города не правда ли это восхитительно посмотрите в каких красивых городах жили наши с вами европейские предки аркада окон которая позволяет поступать свету на первый этаж потому что это считается нулевым а этот этаж считается первым здесь сейчас в этом доме находится обычная музыкальная школа то есть получается что дети учатся музыки в таком необычном доме где когда-то жили люди по имени дебой что означает под лесу или извес его id вот такая семья построила себе одну самых влиятельных домов клине кто-то прислушивается к необычного we логичному я надеюсь звучанию русского языка вот эти первые большие аркады нужны для того чтобы в них располагалась хозяйственной деятельностью могли находиться бутики или мастерские а дальше вы могли подняться на первый этаж где собственно и жили владельцы этого дома клине сохранил ни один такой романский домик это не только настоящие а сердце европейской средневековой культуры но и архитектуры и более того даже бы то что так ценно и редко давайте с вами еще погулять я теряюсь в этом культурном богатстве клюни вот еще один тоже дом средневековыми zolomon и который тут находится прямо над из главных улиц архитектура клюни во многом вдохновлена римом городом городов поэтому здесь мы можем найти вот таких улицы здесь многое строилась по образу и подобию античности вот и младший или может быть старший собрат предыдущего домика которую мы с вами видели его называли мизун дай форма ну то есть означает ну дом с печкой получается вот тут находится камин вот в этой импозантной башни и вот такой интересный дом сейчас а является местом где находится всего лишь отель так что если хотите друзья можно пожить в доме 12 века это настя 1 шт events

История

Отличительной чертой Клюни было то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно папе. Вскоре монастырь, в котором соблюдался строгий бенедиктинский устав, стал во главе небольшой конгрегации из семи монастырей.

Вторым настоятелем монастыря был святой Одон Клюнийский , который стал одним из главных действующих лиц Клюнийской реформы . В 931 году папа Иоанн XI даровал аббату Одону привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни в период упадка монашества. Данная привилегия способствовала быстрому росту конгрегации с центром в Клюни, несмотря на мощное противодействие французского епископата, не желавшего терять контроль над французскими монастырями. При аббате Одилоне (994-1049) к Клюни относилась уже большая часть французских и бургундских монастырей: за время его аббатства их число выросло от 37 до 65. При настоятелях

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году , тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе .

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005
  • Мулен, Лео Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) . - М.: Молодая гвардия, 2002. - ISBN 5-235-02450-8
  • Catholic Encyclopedia. Congregation of Cluny (англ.)

См. также

Ссылки

  • Abbaye de Cluny (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Клюни (монастырь)" в других словарях:

    - (фр. Cluny; или Клюньи Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. 11 сентября 909 года оно было подарено герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым аббату Бернону для основания нового монастыря. Клюни было изъято из под зависимости… … Католическая энциклопедия

    Клюни (фр. Cluny): Клюни монастырь в Бургундии, Франция. Клюни (конгрегация) монашеская конгрегация, ответвление бенедиктинцев, основанная в монастыре Клюни. Клюни (Франция) коммуна во Франции Отель Клюни парижский музей.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Монастырь Клюни Cluny … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Базилика Клюни III (реконструкция) Клюни, Клюнийская конгрегация монашеская … Википедия

    Бенедиктинское аббатство в Бургундии (см. Бургундия) (департамент Сона и Луара) основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским. В правление аббата Одона (927 942) Клюни становится центром Клюнийской реформы, сыгравшую огромную роль в истории… … Географическая энциклопедия

    - (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

    Монастырь - (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

    Клюни - и клюнийская конгрегация. К. – монастырь в верхней Бургундии, в диоцезе Макона. После того, как Франция стала оправляться от внутренних смут, а также набегов сарацин, венгров и норманнов и был восстановлен мир и тишина, дворянство с новой… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Монастырь - (греч. monasthrion уединенное жилище, от monas одинокий и threw оберегать) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри буддийские появились во 2 пол. 1 тыс … Архитектурный словарь

    Или Клюньи (Cluny, Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В 910 г. оно было подарено аббату Бернону для основания нового монастыря. К. было изъято из под зависимости от какой бы то ни было светской или духовной власти и подчинено … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мы неравнодушны к памятникам Средневековья, поэтому во время каждого путешествия я стараюсь включить в маршрут замки, аббатства и старинные города. По поводу замков у нас иногда возникают разногласия, зато к аббатствам оба члена экипажа относятся положительно. В нашем французском активе уже есть Сен-Мишель, .
В нашу последнюю французскую поездку в этот список попал Клюни – важнейший монастырь ордена бенедиктинцев, в прошлом центр могущественной монашеской империи, подчинявшийся напрямую самому Папе Римскому.

Клюни. Город

Мы приехали в Клюни из королевской солеварни , оставили машину у задних ворот монастыря и попытались проникнуть на территорию аббатства. Не тут то было – задние ворота оказались запертыми.

Если вы желаете попасть в аббатство Клюни, то извольте обойти его по средневековым улочкам городка, возникшего здесь во времена паломничества в Сантъяго де Компостелла.

Главная улица ведёт к приходской церкви Нотр Дам начала XII века.На церковь лучше всего посмотреть с соседней Сырной башни. Заодно можно зайти в местное турбюро за полезной информацией.

Клюни. Сырная башня

Её построили в XI-XIII веках как одну из пяти оборонительных башен аббатства. Первоначально она звалась Бобовой башней. Верхний ярус пострадал во время освобождения города от нацистов в 1944 году, но вскоре её восстановили. Нам очень нравятся виды сверху, поэтому мы тут же полезли на башню и не пожалели. Из окошек верхнего яруса маленький Клюни виден как на ладони.

Вид на главную улицу и одну из монастырских башен. Аббатство. Справа одинокая башня монастырской церкви, уцелевшая от разрушения. Башня приходской церкви Нотр Дам Площадь Нотр Дам

В башне можно увидеть макеты величественной церкви Сен Пьер э Сен Поль – базилики аббатства Клюни. Жёлто-коричневые оттенки отмечают сохранившиеся постройки, серо-голубые – утраченные.

Клюни. История аббатства

Тысячу сто лет назад в 909 или 910 году от Р.Х. герцог Гийом Аквитанский основал новое аббатство. Оно стало символом обновления католической церкви по правилам святого Бенедикта Анианского, распространившего их на все монастыри в землях Каролингов.
Первый монастырский собор возводили в начале IX века и завершили в 927 году. Однако спустя 40 лет он оказался слишком тесным и в 963 году аббат Майоль начинает строительство нового храма. Его закончили в 981 году. Спустя ещё сто лет летописец Гелион, автор “Жития святого Гуго”, клюнийского аббата, назовёт его “тесной и ветхой пастушьей хижиной”. Аббат Гуго де Семюр повелел начать строительство третьего собора в 1080 году. Спустя 15 лет Папа Урбан II освятил камни алтаря и три часовни прямо посреди стройплощадки. Спустя ещё 35 лет главный неф перекрыли сводом, но монастырская церковь оставалась далекой от завершения. Лишь в 1220 году был завершён огромный нартекс. Длина храма составила 187 метров. В течение трёх столетий до перестройки собора святого Петра в Риме, это было крупнейшее сооружение западного христианского мира.

Период с X по XII века был временем расцвета аббатства Клюни. С XII столетия орден бенедиктинцев начинает испытывать финансовые затруднения. Усиление власти короля и религиозные войны XVI века ещё более ослабили аббатство. В 1789 Клюни объявили национальным достоянием, что пагубно сказалось на его сохранности. Революционеры сожгли архивы, разграбили гобелены и мебель, а в мае 1810 года взорвали фасад и главный портал.

Портал Клюни. Компьютерная реконструкция Тимпан портала. Уцелевшие фрагменты

Собор превратили в каменоломню. Лишь 8% от былого здания дошло до наших дней.

Мозаичный план монастырской церкви

Клюни. Музей искусства и археологии

занимает дворец аббата Жана де Бурбона. Его парадные покои отделаны в стиле поздней готики. Сохранилась плитка на полу, огромный камин и дубовые балки перекрытий.

Резные порталы, украшенные королевскими лилиями, обрамляют дверные проемы.

В музее хранится около 4000 фрагментов скульптурного убранства разрушенной монастырской церкви. Уцелевшие обломки тимпана установлены на своих местах.

Здесь же выставлены романские капители, подобные тем, что мы видели в .

Замковый камень свода из нартекса с изображением Агнца.

Древний герб Клюни – скрещенные ключи и обоюдоострый меч.

Клюни. Остатки монастырской церкви

Каменных дел мастера построили резиденцию аббата рядом с колоссальным притвором, от которого сохранились лишь нижние ярусы двух башен, перестроенные в жилые дома. За ними видны обломки портала.Спустившись по лестнице можно попасть в бывший нартекс, оказавшийся теперь под открытым небом. Базы колонн выступают над уровнем пола. Над ним прямо поперёк бывшего нефа проходит дорога.“Отель де Бургонь” сложен из камней монастырской церкви.Чтобы попасть в уцелевшую часть церкви, надо войти в так называемый дворец Папы Гелазиуса, купить билет (мы прошли бесплатно) и через клуатр, перестроенный в XVIII векевыйти к уцелевшей башне монастырской церкви. Даже остатки базилики потрясают воображение.Сквозь уцелевшую арку можно выйти в пространство главного нефа, сводом которому ныне служит небо Бургундии. Отсюда хорошо видна единственная уцелевшая башня.

Клюни. Аббатство

Постройки монастыря занимает Высшая школа искусств и ремёсел. Её студенты носят синие мантии с причудливыми символами.К востоку лежит монастырский сад, распланированный в XVIII столетии.В саду сохранился древний монастырский амбар. Рядом с ним стоит Мельничная башня – одна из пяти оборонявших аббатство в Средние века.Нижний этаж амбара перекрывают великолепные нервюрные своды, опирающиеся на изящные консоли и тонкие колонны.Высокий второй этаж перекрыт деревянным цилиндрическим сводом.Здесь стоят несколько колонн, увенчанных романскими капителями. На одной из них изображается грехопадение.На другой вырезаны символы четырёх времён годаи аллегорические фигуры, означающие тона грегорианского хорала.Здесь же выставлен самый лучший макет аббатства из всех, которые мы видели в Клюни.

Клюни. Романская и готическая архитектура

Скромная приходская церковь Нотр-Дам выстроена в готическом стиле. Она зажата между узкими улочками и площадями размером чуть поболее носового платка.

“Роза” церкви Нотр-Дам.

Интерьер обычен для старинных французских церквей.На улочках Клюни внимательный взгляд обязательно найдёт множество интересных деталей, начиная со Змеиного колодца со свежей ключевой водойвплоть до целых домов времён если не Гийома Аквитанского, то уж Гуго де Семюра точно.
Романские арочные окна и изваяния разбросаны по всему городу и придают ему очарование подлинной старины.



Включайся в дискуссию
Читайте также
ООО
Роял флайт из какого аэропорта
Самый большой город в мире