Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Богородице рождественский монастырь. Рождественский монастырь. Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря

ул.Рождественка, 20

Монастырь был основан в 1386 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго Марией Кейстутовной.
Стоял монастырь на вершине склона, круто спускающегося вниз к реке Неглинной.
В центре обители была деревянная Рождественская церковь, ставшая со временем соборным храмом монастыря.
Княгиня Мария, приняв в монашестве имя Марфы, была похоронена за стенами этой обители. Позже в Рождественском монастыре приняла постриг под именем Евпраксии жена Владимира Храброго, княгиня Елена Ольгердовна. Ее примеру последовали вдовы воинов, погибших на Куликовом поле. Во многом на их средства был обустроен один из древнейших монастырей Москвы.
В 1501-1505 годах деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы сгорела и на ее месте построили каменный собор, сохранившийся до наших дней (впоследствии добавились два предела).

В 1525 году в Рождественский монастырь была насильно подстрижена Соломония Сабурова – бездетная супруга великого князя Василия III. Она была выбрана из 1500 невест, привезенных из разных городов Руси. Но за двадцать лет супружества княгиня не смогла родить наследника престола, и тогда стареющий Василий III отправил Соломонию в Рождественский монастырь.

Здесь ее насильно подстригли под именем Софьи.
За это Василий III получил константинопольского патриарха суровое предостережение, что во второй женитьбе «будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужаса и печали, кровь прольется рекою, падут головы вельмож, грады запылают» .
Также существует легенда, что это Соломония, сопротивлявшаяся этому постригу, прокляла будущий брак бывшего мужа – «Бог отомстит моему гонителю!» .
Поскольку в Москве многие поддержали Соломонию, ее отправили подальше – в суздальский Покровский монастырь.
Хотя существует гипотеза, что отправленная в монастырь Соломония уже ждала ребенка.
У Василия III во втором браке с Еленой Глинской родился Иван IV Грозный.

В XVII веке на средства князя Лобанова-Ростовского была построена церковь святителя Иоанна Златоуста. Позже церковь неоднократно реконструировали и от первоначального декора мало, что сохранилось.
В 1835 году колокольню собора поразила молния и взамен ее была установлена новая в стиле классицизма. В нижнем ярусе обустроена надвратная церковь священно мученика Евгения Херсонского.

В начале XX века на территории монастыря были построены трехэтажные кельи с классами церковно-приходской школы, а также еще один храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
После Октябрьской революции, в 1922 году монастырь закрыли, на тот момент в обители было 800 монахинь.
На территории монастыря размещались коммунальные квартиры, в церкви был клуб, а на месте снесенного древнего кладбища построили школу.
В 1989 году Рождественский монастырь был открыт снова, через четыре года здесь появились монахини.
сейчас в монастыре идут восстановительные работы.
Фотосъемка на территории монастыря запрещена.

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 68
Основан: между 1191 и 11192 гг.
Основные достопримечательности: собор Рождества Богородицы, колокольня с церковью Александра Невского
Святыни: икона Знамения Божией Матери, мощи святителя Афанасия и епископа Ковровского
Координаты: 56°07"52.8"N 40°24"50.4"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

Краткая история

800 лет назад на крутом берегу Клязьмы, на территории городского кремля князь Всеволод Большое Гнездо воздвиг одноглавый белокаменный собор и освятил его в честь Рождества Пресвятой Богородицы .

От своих «собратьев» - Успенского и Дмитриевского соборов - Рождественский храм отличался строгим, аскетическим обликом и почти полным отсутствием резного убранства. В то же время, то есть в 1191 году, князь установил в монастыре общежительство и пожаловал обители угодья и сёла. До 1230 года Рождественским монастырём управляли игумены, которые нередко избирались в епископы города Владимира , как например, Симон и Митрофан.

С 1230 года руководство монастырём стали осуществлять архимандриты - монахи-священники высшего чина. В 1299 году митрополит Максим перенёс первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, и Рождественский монастырь стал резиденцией русской православной церкви. И хотя уже в 1328 году митрополичья кафедра была перенесена в Москву , «великая архимандрия» во Владимире продолжала играть важную роль в государственной жизни страны. До середины XVI века Рождественский монастырь был летописным центром Руси. Согласно преданию, в этой обители жил монах Лаврентий - автор знаменитой Лаврентьевской летописи , повествующей о событиях в Северо-Восточной Руси в XII - XIII веках.

Дальнейшая судьба Рождественского монастыря

До эпохи Ивана Грозного Рождественская обитель удерживала первенство среди русских монастырей, уступив его в 1561 году Троице-Сергиевой Лавре . В 1720 году после строительства Александро-Невской лавры Рождественский монастырь стал третьим по значению, но всегда находился в ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов, и, подчинившись Священному Синоду, пользовался многими привилегиями древних времён.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

В 1744 году императрица Елизавета Петровна преобразовала Рождественский монастырь в архиерейский дом для владимирского епископа Платона. В архиерейском доме размещались канцелярский аппарат при епископе, «судный» и «казённый» приказы, управляющие всеми архиерейскими вотчинами, а также священнослужители и келейные прислужники. До реформы 1764 года, изъявшей у церковных учреждений их владения, Богородице-Рождественский монастырь имел крупные земельные угодья и 7899 душ крестьян. В советскую эпоху монахов на 70 лет выселили из монастыря, и территорию обители заняло Управление служб государственной безопасности по Владимирской области . С 1991 года монастырь возобновил свою деятельность.

Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря

Богородице-Рождественский монастырь сохранил позднесредневековый облик. В восточной части комплекса находится Церковь Рождества Христова с шатровой колокольней. Она являет собой яркий пример трапезного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко. Эту же линию продолжают вытянутые с запада на восток братские кельи, а под углом к ним стоят двухэтажные архиерейские палаты в стиле барокко.

Колокольня с церковью Александра Невского

С востока к церкви Рождества Христова примыкают Святые ворота (XVII век) с храмом Александра Невского. За воротами располагается корпус казенных келий и духовная семинария.

Святыни Рождественского монастыря

В 1263 году в монастыре Рождества Богородицы был погребён святой князь Александр Невский , умерший в городе Городце на обратном пути из Орды. В настоящее время мощи защитника земли русской покоятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, но икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю, до сих пор хранится в Рождественском владимирском монастыре. По преданию, эту икону Александр Невский носил при себе, когда одержал победу над шведами и немецкими рыцарями в Ледовом побоище в 1242 году. Сегодня главной святыней монастыря избраны мощи святителя Афанасия, епископа Ковровского, прославленного в лике святых решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 года.

Богородице-Рождественский женский монастырь - один из древнейших женских монастырей Москвы. Расположен на пересечении улицы Рождественка и Рождественского бульвара, которым он дал имя. Адрес: ул. Рождественка, 20.

Это один из моих нелюбимых монастырей. Во-первых, здесь почти нечего фотографировать - снаружи он виден только с двух сторон, а на территории его пройти никуда нельзя - везде заборы. И во-вторых, он имеет довольно скучную историю, и рассказать о нем особо нечего. Но надо осветить все монастыри столицы, а осталось всего несколько.

Рождественский монастырь в Москве основала в 1380-х годах княгиня Мария Кейстутьевна, жена князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго - героя Куликовской битвы. Сама она приняла постриг в этом монастыре перед смертью в 1389 году. По крайней мере - эта версия широко распространена среди историков.

А вот с местом основания обители до сих пор не все понятно. Считается, что вначале монастырь располагался на территории Кремля и назывался ″что на Рву″. Если придерживаться этого предположения, то в Кремле монастырь существовал до 1484 года, а во время кардинальной перестройки Кремля, затеянной Иваном III, обитель была перенесена к Трубной площади, где она находится и в наше время.

Но это предположение считается маловероятным. Скорее всего, монастырь с самого начала находился на своем нынешнем месте - на левом берегу реки Неглинной. Эта местность была собственностью серпуховского князя Владимира Андреевича, рядом находился его загородный дом, в котором жила княгиня Мария Алексеевна.

По преданию, дошедшему до нас, в Рождественском соборе покоились останки невесток Дмитрия Донского: Марии и Елены - это говорит о том, что обитель существовала задолго до 1484 года.

Кроме княгини Марии в Рождественском монастыре приняла постриг и жена князя Владимира - Елена Ольгердовна, которая помогала в обустройстве обители. Обе основательницы обители после своей смерти были похоронены на территории монастыря.

Первыми монахинями этого монастыря стали вдовы воинов, павших в Куликовской битве, в стенах монастыря получили приют все, кого эта битва оставила без кормильцев. Существует легенда, что в память о победе в Куликовском сражении монастырские кресты были поставлены поверх полумесяцев.

Рождественский монастырь стал третьей женской обителью в Москве, в которой был введен строгий общежительный устав, и которая была целиком независима от игуменов мужских монастырей.

Монастырь находился в месте, где пролегала древняя дорога от Кремля на Кучково поле. Часть дороги до монастыря превратилась в улицу Рождественку. Эта московская улица была известна колокольным звоном, ее еще часто называли церковной улицей из-за расположенных на ней нескольких храмов, а также по слободе звонарей и сторожей соборов Кремля.

Рождественский монастырь находился на северных подступах к Москве, и был одним из монастырей-сторожей, выполнявших функцию защиты от неприятеля. Когда спустя 100 лет была возведена стена Белого города, в ней была сделана арка ″труба″ через которую протекала Неглинка, тогда еще не спрятанная под землю. Именно от этого произошло название Трубной площади и новое неофициальное название Рождественского монастыря - ″что на Трубе″.

После этого Рождественка заканчивалась у ворот монастыря, и считалась богомольной улицей. Кроме того. Это была самая короткая радиальная улица города.

В 1525 году Великий князь Василий III провел процедуру, невиданную доселе в Русской истории. Дело в том, что более чем за 20 лет супружества у княжеской пары так и не родился наследник, и престол мог перейти к его братьям, удельным князьям. Братья же грозились устроить междоусобные войны за московский престол, а этого Василий допускать не хотел.

О разводе не могло быть и речи в то время, и почти все высокопоставленные священнослужители выступили против повторного брака князя. Жена его Соломония Сабурова отказалась уйти в монастырь, после чего ей решили предъявить обвинения в волхвовании и совершили насильственный постриг в Рождественском монастыре под именем Софии. Какое-то время она пробыла в Рождественском монастыре, а затем бывшую княгиню сослали в суздальский Покровский монастырь, где она и скончалась спустя 17 лет.

После Октябрьской революции 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен. В 1922 году отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. Самые почитаемые иконы были перенесены сперва в находившуюся по соседству церковь Николы в Звонарях, а затем в церковь Знамения в Переяславской слободе.

Инокинь выселили, хотя, часть их осталась доживать свой век в кельях, как в коммунальных квартирах, которые, собственно и были устроенных в монастырских помещениях. В разное время на территории монастыря размещались различные учреждения, здесь находился даже исправительный трудовой дом.

В 1960 году согласно постановлению Совмина РСФСР монастырские строения были взяты под охрану государства, и в Рождественской обители началась медленная реставрация. Некоторые утраты были невосполнимы - монастырское кладбище было полностью уничтожено вместе с могилой основательницы обители.

Коммуналки расселили, но после реставрации здания монастыря вновь были переданы учреждениям, которые находились здесь и раньше. Лишь в 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.

В 1993 году Рождественский монастырь со всеми постройками был возвращен церкви, и здесь возобновилась монастырская жизнь.

Рядом с обителью находятся знаменитые «Сандуны». Поэтому вокруг нее постоянно можно увидеть предприимчивых людей, торгующих вениками и прочими банными принадлежностями.

Fais se que dois adviegne que peut.

Другие монастыри:

Года белокаменный собор был освящен. В году он пострадал во время пожара, после чего в году последовало новое великое освящение собора.

Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик , над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон . В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл . До года монастырём управляли игумены , после чего тут была учреждена "великая архимандрия ". В году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться "лаврой ." С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий .

После обособления Русской Церкви

При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах - плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее - старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные

Мы пройдем по Рождественскому и Сретенскому бульварам, заглянем на близлежащие улицы, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.
Мы увидим скульптуру Георгия Победоносца, зайдем в Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, познакомимся с памятником «Нефтяная установка" и зданием Сандуновских бань, а также узнаем откуда пошло название Звонарского переулка.

Перейдя через Трубную площадь, мы оказываемся у Торгового Центра «Неглинная плаза» .

Отсюда и начинается Рождественский бульвар. На противоположной стороне - еще одно строящееся современное здание.

Сразу за «Неглинной плазой» свернем направо, на улицу Рождественка . Здесь, по левой стороне, мы сразу же видим стену Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с надвратной Церковью Евгения Херсонского .

Нетрудно догадаться, что именно в честь монастыря получили свои названия Рождественский бульвар и улица Рождественка.

Монастырь мы обязательно посетим, но сейчас пройдем чуть дальше по правой стороне улицы. На пересечении Рождественки и Звонарского переулка располагается Церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях .

Древнее название района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок получили свое название в честь того, что здесь проживали звонари главной московской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле .

Спустившись немного вниз по крутому склону переулка, мы оказываемся у зданий Сандуновских бань . Знаменитые на всю Москву «Сандуны» это не только современный банно-развлекательный комплекс, но и памятник архитектуры XIX века.

Интересный факт: именно в «Сандуны» отправились 31 декабря герои фильма «Ирония судьбы или С легким паром!» Разумеется, съемки происходили не в самих банях, но декорации, созданные на Мосфильме, в точности повторяют интерьер Сандуновских бань тех лет.

Возвращаемся обратно на Рождественку. Через монастырские ворота, расположенные под Церковью Евгения Херсонского, заходим на территорию монастыря.

Перед нами предстает главный Храм обители - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы .

Храм, находящийся справа от нее, это Церковь Иоанна Златоуста .

Слева от Церкви Рождества мы видим административные монастырские здания с Церковью Казанской Божьей Матери . Однако проход туда закрыт.

Здесь стоит отметить, что порядки на территории монастыря довольно строгие. Фотографировать, конечно же, разрешается, а вот гулять простым посетителям можно только по основной площадке, между стеной и двумя основными церквями. Проходы же вглубь монастыря закрыты.

Поэтому, осмотрев то, что доступно мирянам, мы покидаем монастырь.

Возвращаемся на бульвар.

Повернув направо, мы можем лицезреть Церковь Казанской Божьей Матери с более удобного ракурса.

Следующие за монастырем здания, особняк Г.К. Ушкова (дом №10)

представляют собой памятники архитектуры XIX вв. На 12-м доме мы можем наблюдать две памятные доски. Первая посвящена польскому скрипачу и композитору Генриху Венявскому.

Другая - Герою Советского Союза Ишкову Александру Акимовичу.

Следующее здание (дом №14) - особняк графини Е.П. Ростопчиной . В 1840-е годы домом владел Н. Павлов, устраивавший здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Гоголь, Баратынский, Полонский, Фет.

Перейдем на другую сторону бульвара.

Название происходит от Печатной слободы, располагавшейся здесь с XVI века. Здесь селились мастера печатного дела, служившие при Печатном дворе на Никольской улице . (Примерно по этому же принципу, только гораздо позже, в XIIX веке, получил свое название район Печатники на юго-востоке города).

Следуя далее, мы выходим на площадь Сретенские ворота . На противоположной стороне улицы, в начале Сретенского бульвара, установлен памятник Н.К. Крупской .

Супругу и соратницу В.И. Ленина обычно было принято изображать зрелой, умудренной годами женщиной с суровым взглядом; здесь же мы видим совсем юную девушку, делающую первые шаги на пути революционной борьбы. Сзади за скульптурой установлены два гранитных пилона, на которых выбиты цитаты из трудов Крупской.

Прежде чем пройти к Сретенскому бульвару, повернем направо, на улицу Большая Лубянка . Пройдя буквально несколько шагов, мы увидим небольшую (чуть больше человеческого роста) стену, украшенную таким же небольшим куполом над железными воротами.

Зато иконы здесь располагаются прямо на стенах, и каждый, проходящий мимо, может перекреститься и произнести молитву, даже не заходя в Храм.

В летнее время, когда иконы обрамлены листвой, это выглядит особенно живописно.

А за зданием Собора полным ходом ведется строительство.

Здесь будет располагаться школа Сретенского монастыря.

Возвращаемся на бульвар. Собственно, сам бульвар довольно короткий. Пройдя от Большой Лубянки буквально 30 метров, мы уже видим Тургеневскую площадь с ее доминантой - Главным офисом компании "Лукойл" .

Из зданий же, расположенных на бульваре стоит отметить дом №6, состоящий из двух корпусов, принадлежавший до революции Страховому обществу «Россия» .

Здание, построенное в конце XIX-го - начале ХХ-го вв. в стиле позднего итальянского ренессанса, знатоками архитектуры считалось если не самым, то одним из самых красивых зданий Москвы того времени. Кованая ограда, башни, увенчаные куполами и остроконечными шпилями, к сожалению, многие детали декора здания на сегодняшний момент утрачены.

Помимо этого, Дом Страхового общества "Россия" являлся наиболее современным в техническом отношении зданием начала ХХ века. Он имел собственную электростанцию, которая освещала квартиры и приводила в движение лифты, внутри здания была обустроена собственная артезианская скважина, квартиры были оснащены всеми удобствами настолько, что могли бы посоревноваться с некоторыми современными жилыми домами.

Сегодня, наряду с различными учреждениями, часть помещений в здании занимает Театр «АРТО» .

Венчает Сретенский бульвар уже упомянутое нами здание Главного офиса компании "Лукойл".

Построенное уже в новейшей истории страны (2004 год) здание, очевидно, выпадает из общей концепции Бульварного кольца, большинство строений которого редко превышает 4-5 этажей.

В сквере, на пересечении бульвара и Тургеневской площади, установлен памятник В.Г. Шухову , выдающемуся инженеру, внесшему бесценный вклад в развитие отечественной нефтяной промышленности (именно он был руководителем строительства первых российских нефтепроводов).

На противоположной стороне площади мы видим здание Торгово-делового центра «Чистые пруды».

Между зданием офиса «Лукойла» и ТДЦ «Чистые пруды» начинается проспект Академика Сахарова .

Строительство нового пропекта, соединяющего Бульварное кольцо с Садовым , параллельно Мясницкой улице, планировалось еще в конце 30-х годов ХХ века, но помешала война. Власти города вернулись к этому проекту в 1970-х годах. С одной стороны, строительство широкой магистрали было обосновано, так как Мясницкая улица (в советские годы переименованная в Кировскую) уже тогда не справлялась со все возрастающим транспортным потоком, с другой же, проспект в буквальном смысле "прорубался" сквозь исторический центр города, сносились ценные с точки зрения архитектуры и истории здания, менялся сложившийся столетиями облик исторического центра.

Кстати, подобная участь ожидала и район между Тургеневской и Лубянской площадями, проспект (носивший проектное название Новокировский) предполагалось проложить и в южном направлении. Этим планам не суждено было сбыться из-за распада СССР.

Повернем в сторону проспекта Академика Сахарова. У главного входа в офис «Лукойла», мы видим небольшой символический памятник «Нефтяная установка» , муляж агрегата, добывающего нефть.

Проходя мимо этого импровизированного памятника, каждый прохожий думает о разном: одни - о мощи отечественных нефтедобывающих компаний, другие - о нефтяной зависимости экономики нашей страны.

А сразу за небоскребом, в Уланском проезде, мы видим небольшую церковь Святителя Николая в Дербеневе .

Зайти в метро можно как через наземный вестибюль «Чистых прудов», так и через подземный переход на станции «Тургеневская» и "Сретенский бульвар" .

На этом наша прогулка закончена.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
Самый большой флаг в мире