Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм Бесаких от слова «бес», или Самое неприятное впечатление от Бали. Главный храм Бали — Пура Бесаких Экскурсия храм пура бесаких

Пура Бесаких – это главный индуистский комплекс храмов, расположенный на юго-западном сколе священной горы в старинной деревне Бесаких. В переводе с балийского языка Pura Besakih означает Храм Матери, который, как и гора Агунг считается одной из красивейших святынь острова Бали. Он является единственным храмом на всем острове, который постоянно открыт для людей любого вероисповедания и национальности. Расположена эта святыня довольно высоко – тысяча метров над уровнем моря, что сказывается на частом выпадении осадков.

Здесь также расположен целый комплекс для служения и жития монахов, в состав которого входят:

  • кути;
  • помещения хозяйственного назначения;
  • участки для проведения боев с участием петухов;
  • амбарные помещения, в которых хранится зерно;
  • большое количество сигнальных башен;
  • оригинальные скульптуры Шивы, Вишны и Бхармы;
  • а также одна из достопримечательностей комплекса – уникальные троны, выполненные из натурального камня.

Благодаря очень влажным климатическим условиям, стены храма местами поросли зеленым мхом, что придает этому удивительному месту сказочный вид. А окружающий его пейзаж, который представляет собой огромное количество зелени, рисовых полей, рек и гор просто захватывает дух.

Если верить преданию, то храм Пура возведен в XI веке объединенными силами всех королевств, что объясняет наличие многочисленных и различных по назначению и структуре храмов, принадлежащих отдельным кланам. Огромное количество лестниц, ведущих наверх к необыкновенно сказочным постройкам, создают необычайное впечатление от этого места. Насчитывается всего 22 храма, из них храмы Шивы, Вишны и Брахмы — самые высочайшие и величественные. По всей территории комплекса располагается множество удивительной красоты скульптур и статуй, ниже представлены фото, некоторых из них.

Посмотреть расположение всех построек, включая храмы, можно на карте:

Вся территория храма Бесаких разделена на три основных двора:

  1. Первый двор – это главным вход в храм, который называется чанди бентар, представленный в виде расколотой на две части пагоды, украшенной различными резными узорами, которые просто приковывают к себе взгляд.
  2. Во втором дворе расположены помещения хозяйственного назначения и уникальные скульптуры богов. По вере местного населения, именно в этот двор приходят боги для того, чтобы принять возносимые им дары и подношения на алтаре и жертвеннике. В промежутке между первым и вторым двором расположен роскошный комплекс башен, имеющих вид пирамид, являющийся воротами для богов. Туристы не имеют права проходить здесь. Чтобы попасть с первого во второй двор, приходится протискиваться через узкие проемы между стенами построек.
  3. Третий двор является особенным, так как здесь расположен всевеликий трон Духа святой горы Агунг, который является главной реликвией храма.

Зачастую на территории Бесаких возводятся небольшие шатры с соломенной крышей, под которыми собирается оркестр и исполняются музыкальные композиции национального характера. Кроме того, здесь постоянно проходят торжественные церемонии, поэтому вся территория украшена цветными зонтами, статуи и священные деревья облачены в саронги, на столах разноцветные скатерти. В официальные дни прохождения церемоний в храме очень многолюдно, что немного нарушает царящую здесь идиллию. Зато в такие дни можно принять участие в необычных обрядах, подношениях, оценить всю прелесть национальных обычаев и традиций.

Возле входа в храм расположены торговые лавочки, где можно приобрести памятные сувениры и подарки. Также неподалеку находится ресторан, в котором можно испробовать все изобилие вкусов местной кухни.

Пура Бесаких — это целый комплекс храмов, выстроенных на склонах священного вулкана Агунг. Когда-то молиться здесь имели право только раджи, а теперь каждая община Бали стремится иметь в Бесаких собственное святилище…

Официально Пура Бесаких состоит из 22 храмов: трех больших и 19 поменьше. Фактически же комплекс состоит из кучи часовен, святилищ, храмиков и храмов, разобраться в которых под силу только местному жителю.

Считается, что строительство комплекса началось в XIV веке, но какие-то святилища наверняка были здесь и гораздо раньше. Посвящен весь комплекс индуистской «троице» Тримурти — Шиве, Вишну и Брахме.

Несмотря на свой священный статус, Бесаких не удалось избежать разрушительных сил балийской природы. В 1917 году храмы сильно пострадали во время мощного землетрясения, а извержение балийских вулканов 1963 года только чудом обошло Бесаких стороной.

В Lonely Planet и других путеводителях большое внимание уделено развившейся вокруг Бесаких индустрии обдиралова белых мистеров. Впрочем, бывавшие в Индии могут спать спокойно: ухищрения балийцев — детский сад по сравнению с индусами.

Начинается все у билетной кассы, где оказывается, что прокат обязательного саронга не входит в стоимость билета, как во всех остальных храмах, а производится за отдельную плату. Длинные брюки также не удовлетворяют местных блюстителей нравственного порядка, так что после непродолжительной торговли нам пришлось взять саронги по 5 тыщ ($0,5) рупий за каждый.

Дальше дорога к храму идет сквозь строй разномастных торговцев, предлагающих вареную кукурузу, салак, чипсы, воду и черта лысого на сдачу. Тут же подскакивают девчонки с «прокатными» зонтиками (вот они и были пожалуй самыми назойливыми) — в плохую погоду бизнес у них идет хорошо.

У самого начала первой лестницы сидит компания местных «пацанчиков», которые, без особого впрочем энтузиазма, вешают всем проходящим мимо лапшу, что они есть специальные «temple guard» и без них типа на территорию храмов проход запрещен. Все это естественно полная брехня, балийские индуисты в отличие от своих индийских братьев по вере, религиозным шовинизмом не страдают. Иностранцы могут свободно проходить на территорию храмов, будучи нормально одетыми и не мешая проведению церемоний. Проход «неверным» закрыт только в самые внутренние святилища.

В хорошую погоду «Верховная Гора» Гунунг-Агунг выступает фоном для всего комплекса храмов. Но мы опять приехали в плохую погоду и Агунг нам так ни разу и не показался. Впрочем, мы его уже видели во всей красе во время .

Вот здесь вместо серого марева должен быть плюшевый зеленый склон вулкана.

Сдаемся и берем напрокат зонтик — с погодой опять повезло, так повезло.

Вот под этой живописной главной лестницей ошиваются эти самые гиды-охранники, навязывающие свои бесценные услуги каждому встречному и поперечному.

Местным, понятно, никакие гиды не нужны — разве что в качестве рабочей силы для переноски здорового короба с подношениями.

Раз на главную лестницу не пускают, обходим ее стороной. По склону горы вверх идет несколько дорожек, огибающих все храмы и сплетающихся в один лабиринт.

Заглядываем во двор одного из больших храмов. Там из бамбука строят какие-то ритуальные «домики для духов».

Каждый балийский храм состоит из трех дворов-оград, построенных «один в другом». По территории храма гулять совершенно не возбраняется, главное — не мешать проведению церемонии.

Здесь же под одним из навесов хранятся инструменты гамелана — традиционного индонезийского оркестра. Его звуки сопровождают любую религиозную церемонию или праздник на Бали.

Основа гамелана — это ударные инструменты: гонги, ксилофоны и барабаны. Вторую партию исполняют что-то вроде гуслей и флейта.

Вдоль дороги народ продает воду, вареную кукурузу и прочий нехитрый перекус.

Кукуруза пошла!

Храмы комплекса плавно перетекают в обычную деревенскую застройку. Наверное, кармически очень верно жить в таком месте =))

А мы все продолжаем постепенно вползать в самое облако, по дороге заглядывая во дворики разных храмов.

Там жизнь идет своим чередом — прихожане молятся, священники принимают подношения.

А прикормленные и наглые духи — эти подношения планомерно уничтожают.

Время от времени сквозь дырки в тучах все-таки выглядывает солнышко и насквозь промокшие соломенные крыши получают шанс немного просушить всю свою вековую плесень.

Наконец, поднимаемся на самый верх, ближе всего к священной вершине. Тамошний храм совсем увяз в тумане, дождь прекращает капать сверху и просто пропитывает всю одежду насквозь. Камни храма тоже будто пропитаны влагой.

На них буйно растет и цветет всякая зеленая растительность.

Пейзажи абсолютно миядзаковские — все поверхности покрыты толстым шерстяным мхом-лишайником.

С лестницы храма можно взглянуть на весь Бесаких и равнину внизу.

Половина, правда, опять оказывается скрытой в облаке.

Как следует пропитавшись облаком и замерзнув, спускаемся вниз. Вдоль дороги тянутся весьма унылые, учитывая погодные условия, сувенирные лавки.

Позолоченные шпили пагод упираются в туман.

Но стоит из этого тумана выскочить, как оказывается, что внизу светит солнце и вообще вполне приятная погода.

На этом наверное серию постов о прекрасном Бали прошу считать оконченной, на очереди — продолжение прерванного рассказа о нашей самоходной экспедиции в Мьянму.

Хр ам Бесаких (Pura Agung Besakih) считается главным на Бали. Он также входит в число священных хр амов острова, которых здесь всего девять.

Более 1000 лет назад его построили на действующем вулкане Агунг для защиты местных жителей.


На этой странице вы найдете подробное описание храма, его историю и узнаете, почему он называется материнским (хр амом матери). Также я расскажу вам, где он находится, как добраться до него из разных районов Бали. Кроме того, я познакомлю вас с достопримечательностями, которые находятся рядом.



Говорят, что Бали — остров тысячи храмов. Это действительно так. Здесь святилища находятся буквально повсюду — от небольших семейных алтарей во дворах балийских домов до огромных храмовых комплексов. Всю тысячу хр амов вы вряд ли успеете посетить, а вот посмотреть главный храм Бали я вам настоятельно рекомендую.

Почему же Бесаких является главным храмом?

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura Ag ung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung) . Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

Конечно, в таком месте просто нельзя было построить скромный храм. Поэтому балийцы возвели здесь целый комплекс, состоящий более чем из 86 религиозных сооружений. Это действительно огромная территория. Здесь только для туристов доступно около 3 0 000 квадратных метров, а все постройки располагаются на площади более 15 0 000 м2. Это самый крупный храмовый комплекс на всем острове.



Кроме того, Бесаких — это еще и самый древний балийский храм. Ученые выяснили, что некоторые элементы (такие как алтари и лестницы) имеют возраст свыше 2 000 лет. А это значит, что святилище в этом месте находилось еще до распространения индуизма на Бали. Скорее всего, на месте нынешнего храма было расположено языческое священное сооружение, где местные жители приносили дары духам своих предков.

Все это позволяет смело заявлять, что Бесаких действительно является главным храмом Бали. К тому же, у него еще есть богатое прошлое, о котор ом я расскажу вам дальше.

История храма Пура Бесаких

Первые письменные упоминания об этом месте датируются началом XI века. Но эти упоминания касаются уже существующего храма, а не его строительства. А вот когда он был построен — вопрос менее ясный. Есть легенды, в которых упоминается некий странствующий монах, построивший Бесаких в VIII веке. Но документальных сведений об этом событии не осталось. Также, по преданиям, другим основателем мог быть раджа Кесар и, живший в начале X века. Но откуда тогда взялись алтари возрастом в два тысячелетия? Вероятно, Кесари лишь расширил храм, который уже существовал до него.

Вообще, Бесаких расширялся и достраивался почти каждое столетие. Ученые выяснили, что Агунг Панатар ан (центральный храм, посвященный Шиве) – одно из трех главных святилищ комплекса, — был построен в XVII веке. В летописях говорится, что многие балийские короли в разные времена выделяли деньги на строительство храма.

С XI века Бесаких долго не упоминался ни в одном документе. И лишь в XV веке, когда политический центр Бали переместился в центральную часть острова, храм вновь стал фигурировать в различных летописях. В частности, есть упоминания о том, что Бесаких является государственным храмом, в котором находится мавзолей.


Известно, что во время стихийных бедствий балийцы укрывались в этом храме, а в остальное время приносили жертвы богам, чтобы искупить грехи. Устраивались даже церемонии жертвоприношения, во время которых закалывался тигр, буйвол, корова и черная обезьяна.

Одним из самых знаковых событий в истории Пура Бесаких можно считать извержение вулкана Агунг в 19 63 году. Весной этого года должно было проводиться празднование Eka Dasa Rudra (Эка Даса Рудр а), праздника духовного очищения, проводимого раз в столетие. Незадолго до этого, в феврале, было зафиксировано повышение температуры почвы у подножья вулкана.

Жрецы посчитали это плохим знаком. Они были уверены, что это гнев богов, и празднование Эка Даса Рудра нужно перенести на другой год. Однако их никто не послушал – ведь все уже было готово к началу церемонии. Жрецы не ошиблись. 18 марта 19 63 года кратер Агунга взорвался и выбросил из себя потоки лавы. Они сошли по склонам вулкана и уничтожили все на своем пути. В результате извержения погибло более 1000 людей, многие балийцы остались без крыши над головой. Примечательно, что в это же время жители некоторых европейских стран наблюдали красные закаты. Говорят, это связано именно с событиями на Бали.

С тех пор сейсмологи пристально следят за активностью кратера вулкана. Но есть один примечательный факт, который местные жители расценивают как благосклонность богов. Дело в том, что во время извержения Бесаких совершенно не пострадал. Несмотря на то, что он находится на склоне вулкана, потоки лавы обошли его стороной. Было это случайностью, или действительно волей богов – никто не знает. Но балийцы уверены, что именно храм спас остров от чудовищных разрушений. Хронологию извержения вулкана Агунг в настоящее время можно проследить в разделе Вулкан Агунг - новости .

Часто Бесаких называют «храмом матери», но правильнее будет — «материнский храм». Для местных жителей он имеет очень большое значение. Он защищает остров от стихийных бедствий и помогает общаться с богами. Это самый главный и древний храм на Бали, именно он стал источником распростр анения индуизма в этих местах. Поэтому он и является материнским.

Описание храмового комплекса Бесаких

Весь комплекс состоит из трех основных храмов. Каждый из них посвящен одному из божеств индуистского пантеона (его еще часто называют Тримурти или Трисакти).

В эту триаду входят:

  • Бр ахма – бог-создатель
  • Вишну – бог-хранитель
  • Шива – бог-разрушитель

Храм позволяет молиться всей троице в целом, или же каждому божеству отдельно. По сути, так устроен почти каждый балийский храм.

В Бесаких устройство храмов следующее:

  • В центральной части комплекса находится самый большой храм – Агунг Панатаран. Он состоит из трех дворов, которые располагаются как бы ступенями друг над другом. Здесь поклоняются Шиве.
  • Чуть восточнее находится второй храм – Дангин Кретег. Он посвящен Брахме.
  • Третий хр ам – западнее. Он называется Бату Мадег и посвящен, соответственно, Вишну.

Интересно то, что каждый из храмов построен и поддерживается за счет одного из балийских округов. Так, например, Агунг Панатаран финансируется Клунгкунгом, а Дангин Кр етег – Карангасемом. Бату Мадег поддерживает округ Бангли. У других округов здесь нет больших храмов, но есть отдельные постройки (например, у Гианьяра , Бадунга, Булеленга и Табанана). Таким обр азом, Бесаких является как общим для всех балийцев, так и главным святилищем для жителей некоторых округов.

Кстати, здесь же можно найти небольшие алтари, принадлежащие представителям балийской аристократии.

С точки зрения архитектурной проработки, наиболее интересен будет храм Агунг Панатар ан. На его территории расположено около 5 0 ритуальных сооружений.

Как я уже говорил, храм состоит из трех дворов:

  • Первый двор. Чтобы попасть в него, нужно подняться по лестнице из 5 2 ступеней. Сама лестница по бокам украшена скульптурами индуистских божеств, а на ее вершине расположены традиционные расщепленные ворота – Чанди Бентар. Первый двор является как бы прихожей. Основные же постройки расположены во втором и третьем.
  • Второй двор. Сюда ведут большие ворота, щедро украшенные каменными декорациями. За ними расположен трон для божеств. Поскольку этот храм посвящен Шиве, он восседает посреди, а по бокам от него расположились Брахма и Вишну. Здесь же, во втором дворе, находится помещение Санухан-Агунг. В нем во время больших праздников собираются боги и принимают дары балийцев. Рядом находится Бале-Агунг. Это крытый павильон, в котором вместо стен – 2 4 колонны. Здесь местные жители могут помолиться. Еще одно здание – Паведажан. Но для посторонних оно закрыто, так как предназначено для священнослужителей.
  • Третий двор. И, наконец, чтобы попасть в третий двор, нужно опять же преодолеть лестницу. Территория двора оформлена в виде террас, находящихся одна над другой. Здесь находятся меру – традиционные религиозные постройки в виде башен, напоминающие пагоды. Одна из них, кстати, служит сокровищницей храма. В ней также хранятся документы и летописи, связанные с Бесаких.

Можно заметить, что меру в храме разной высоты, и у них разное количество ярусов. Это связано с тем, что каждая меру посвящена какому-либо богу. Чем выше почитается тот или иной бог, тем выше ярусов у меру, которая ему посвящена. Например, 11-ярусные меру построены в знак уважения Шиве.

В третьем дворе также располагается храм кузнецов – Панде Веси. А на самой вер хней террасе стоят две закрытые постройки. Одна из них посвящена богу Шиве, а вторая – предкам бывших раджей Клунгкунга, которых тоже считали божествами.


Во время религиозных праздников территорию храма, как правило, украшают. Если вы окажетесь здесь в один из праздничных дней, то наверняка заметите, что среди прочих преобладают четыре цвета – белый, красный, черный и желтый.

Эти цвета символизируют определенных божеств:

  • Белый – это цвет бога Шивы
  • Кр асный цвет принадлежит Брахме
  • Черный цвет соотносится с Вишну
  • Желтый цвет принадлежит верховному богу по имени Ида Санхьянг Види Васа

Эти же цвета используют и в других святилищах во время больших праздников. Вообще, праздники в Пура Бесаких – это важная часть жизни храма. Здесь традиционно отмечают Галунган – праздник победы добра над злом. Он завершается праздником Кунинган – встреча с духами предков за праздничным столом. В первое посленовогоднее полнолуние в храме ежегодно отмечается Бхатара Тур ун Кабех, этот праздник обычно приходится на март или апрель и длится около 10 дней. В эти дни можно увидеть ритуальные танцы, театр теней и различные спектакли, а также услышать традиционный балийский оркестр, стать свидетелем местных церемоний.

Отдаленность от населенных пунктов, определенная труднодоступность и особое, сакральное расположение делают Бесаких чрезвычайно интересным для всех, кто желает заняться медитацией. Считается, что сами балийцы спят ногами к морю, где обитают злые духи, а головой по направлению к Агунгу, который «очищает» отрицательные потоки энергии. Располагает к медитации и единению с самим собой и ландшафт храма: необыкновенная растительность, потрясающие панорамы, открывающиеся с его стен.

Бесаких – общий хр ам, то есть доступный для всех индуистов. Что же касается посетителей других вероисповеданий, то обычно им можно находиться только около храмов, то есть во дворах на первом уровне, не заходя в религиозные постройки. Впрочем, и такие посещения часто затягиваются на несколько часов.

Как добраться до храма Бесаких

От курортных зон сюда не курсирует общественный транспорт. Поэтому добираться придется на арендованном транспорте или такси. Я подробно опишу для вас путь из Денпасара и из северного курорта Ловина . Из таких южных курортов как Санур , Кута , Легиан , Семиньяк , Нуса Дуа и Джимбаран дорога проходит через Денпасар, так что можно использовать первый маршрут.

Из Денпасара (1,5 часа, 53 км)

  1. Выезжайте из города на восток, к Jl. Prof. Dr. Ida Bagus Mantra.
  2. Едьте прямо. Примерно через 17 километров будет поворот на Jl. Raya Takmung . Перед ним есть заметный зеленый знак, указывающий направление в Такмунг. Вам нужно повернуть налево.
  3. После поворота вы окажетесь в городе Семарапура. Направляйтесь к его северному выезду – дороге Jl. Raya Besakih.
  4. По этой дороге нужно ехать примерно 14 километров, до поворота к храму. Там есть указатель. Но если вы пропустите нужный поворот, дальше будет еще несколько.
  5. Повернув на Jl. Kedug ung Besakih, двигайтесь по ней еще 6 километров, после чего окажетесь на месте.

Из северного курорта Ловина (2,5 часа, 90 км)

  1. Выезжайте из Ловины на трассу Jl. Singaraja-Gilimanuk. Но двигаться нужно не в сторону Гилиманука , а на восток, к Сингарадже.
  2. Добравшись до Сингараджи, продолжайте двигаться по этой дороге еще около 10 км, до перекрестка с Jl. Gn. Batur.
  3. Здесь нужно решить, как ехать дальше. Можно повернуть на Jl. Gn. Batur и по горной дороге через район Кинтамани проехать к храму. Только учтите, что дорога очень извилистая, и на пути будет много поворотов. Если у вас есть с собой навигатор или вы не в первый раз едете таким путем – сворачивайте на Jl. Gn. Batur. А я расскажу, как добраться до Бесаких вдоль морского побережья.
  4. Проехав перекресток с Jl. Gn. Batur, вы окажетесь на Jl. Raya Air Sanih. Езжайте по ней и никуда не сворачивайте. Вам нужно попасть в город Тианьяр. Это примерно 40 километров по прибрежной дороге.
  5. После выезда из Тианьяра сверните направо. Там есть несколько поворотов. В принципе, все они выведут вас на нужную дорогу.
  6. Езжайте прямо. Дорога проходит по сельской местности и через живописные места. Ехать по ней нужно примерно 25 км. Так вы доберетесь до перекрестка с Jl. Ps. Hewan Besakih. На нем поверните налево.
  7. Двигайтесь по этой дороге – и через 3,5 км окажетесь у входа в храм.

Храм Пура Бесаких (Pura Agung Besakih) на карте

1km 5km 10km 25km 50km 75km 100km 150km 200km 300km

No categories found

No results found in this location. Please try again.

Строю маршрут......

Что посмотреть рядом с храмом

  • Вулкан Агунг . Главная достопримечательность этих мест, кроме самого храма, — это, конечно же, вулкан. Священная балийская гора Агунг для туристов будет интересна скорее с точки зрения восхождений на нее. Маршрут к вершине достаточно сложный, особенно в дождливую погоду. Если же вы, все-таки, собер етесь туда, не забудьте удобную одежду и обувь, а также наймите гида, потому что самостоятельные восхождения запрещены.
  • Оригинальное название: Pura Besakih
  • Время работы: 8 — 17 часов
  • Рекомендуемая продолжительность посещения: 1–2 часа
  • Размер: большой комплексный храм (около 3-х км²)
  • Дата основания: первое упоминание 1284 год
  • Высота над уровнем моря: 1000 метров
  • Координаты: -8.37435, 115.450804
  • Адрес: поселок Besakih, Rendang, Карангасем, Бали 80863, Индонезия

Общая информация

Остров Бали славится множеством буддийских святынь и паломнических мест, которые привлекают туристов из разных уголков мира. Сами балийцы называют свой остров «Островом тысячи храмов». Объектами поклонения здесь являются не только храмы, но и священные горы, которые способны очистить человека на духовном уровне. Одной из наиболее почитаемых возвышенностей является наивысшая гора острова под названием Гунунг Агунг (Gunung Agung), высота которой достигает 3142 метра. Гора символизирует воплощение верховного Бога Шивы, поэтому является священной и почитаемой территорией.

На юго-западных склонах у подножия священной горы Гунунг Агунг, образовавшейся от извержения вулкана, возвышается величественный древний храм-комплекс Пура Бесаких (Pura Besakih), который считается главным достоянием не только острова Бали, но и всего индуистского мира . Это самый большой и необычайно красивый храм, где можно увидеть величественные статуи Будды, Вишну и Шивы. Местные жители называют его по-разному, кто «Храм Матери Бесаких», а кто «Мать всех священных храмов». Название пошло от древних легенд, в которые до сих пор верят балийцы и следуют всем их принципам.

История возникновения храма Пура Бесаких

Храм Пура Бесаких был возвден более тысячи лет назад, но первое упоминание о нем можно отнести к 1284 году, когда его обнаружили экспедиции с других стран. Местные же считают, что святыня была простроена еще до VIII века, при том не обычными людьми, а именно Богами, которые и до сегодняшнего дня обитают в самых верхних частях пагод, защищая остров Бали от злых духов и всех невзгод.

За время своего существования храм Пура Бесаких пережил множество различных катаклизмов , тем не менее, смог устоять и теперь радует своей необычайной красотой не только местных балийцев, но и туристов со всей планеты. Первая трагедия упоминается в 1917 году, когда случилось неожиданное извержение вулкана Гунунг Агунг, и раскаленная магма разрушила большую часть святыни. Следующее извержение в 1963 году было менее разрушающим, поэтому на протяжении полувека его все же смогли восстановить, собирая практически по крупицам.

Легенды, связанные с храмом

Легенд связанных с появлением храма Пура Бесаких множество. Их с большим удовольствием пересказывают местные жители и гиды приехавшим туристам. Одна из них гласит, что храм был построен волей и силами самых разных богов и их королевств. Поэтому на его территории расположено множество различных скульптур, разительно отличающихся друг от друга.

Храм Бесаких — ежедневные индуистские церемонии

По словам балийцев, боги до сих пор обитают в храмах, а именно в высших ярусах пагод, и принимают пожертвования людей . Именно поэтому здесь проходят ежедневные индуистские церемонии, на которых присутствуют сотни балийцев.

Особенности строения храма и близлежащей территории

Комплекс Пура Бесаких включает 22 отдельных храмов, каждый из которых имеет свое особое предназначение и название, так как олицетворяет определенное божество.

Особенности строения божественной территории:

  • общая площадь храмовых построек и дворов имеет более 3-х квадратных километров;
  • 18 основных храмов и 4 вспомогательных;
  • многометровые лестницы, которые позволяют пониматься на более высокий уровень;
  • на каждом уровне расположены шатры с лавочками, где можно немного отдохнуть;
  • на первом уровне находится оркестр Гамелан;
  • повсюду расставлены корзины с цветами и другими украшениями для задабривания духов.

Благодаря тому, что священные постройки расположены на склонах горы, издалека это выглядит как многоярусное сооружение с грандиозными прямоугольными сводами , стремящимися ввысь, лестницами и божественными статуями, утопающими в роскошной зелени.

Загадочный храм Бесаких в низких облаках

Наиболее значимым и большим сооружением в комплексе считается храм Panataran Agung , где поклоняются и молятся Богу Шиве, поэтому на стенах преобладает белый цвет, который заметен еще издалека. Скульптуры, которые расположены рядом, украшены цветами и белыми саронгами. Именно в этом храме по праздникам проходят самые важные религиозные буддийские церемонии острова Бали, где собираются тысячи паломников со всего мира. Поэтому если повезет попасть в святыню в индуистские праздничные дни, любой турист будет заворожен окружающей красотой.

Как лучше добираться до горы Гугунг Агунг?

Гора вулканического происхождения Гунунг Агунг расположена в восточной части острова, недалеко от поселка Бесаких. Добраться до святыни можно очень легко на арендованном мопеде или в составе туристической группы на автобусе. При этом стоянка расположена в километре от самого входа в храм, поэтому придется немного пройтись, но это совсем не значит, что путь будет скучным. На протяжении всего пути к подножию горы расположено огромное количество торговых лавок, которые предлагают различные сувениры, украшения, корзины с цветами для подношения богам, и конечно же саронги, без которых вход на территорию храма запрещен индуистской религией и женщинам, и мужчинам.

Храм Бесаких, храмовые сооружения, вид на долину

ВАЖНО: Отправляться на экскурсию лучше рано утром или в ясную погоду, потому что после обеда практически вся территория храмового комплекса на верхних ярусах утопает в облаках, которые удерживает гора Агунг. Находясь на высоте 990 метров над уровнем моря, облака здесь явление повседневное, поэтому очень часто моросит дождик. Многие туристы рекомендуют взять с собой зонты, иначе придется купить их у местных торговцев.

Храм Бесаких — окрестности

Каждый турист, посетивший древний храм Матери Pura Besakih, не только получит неизгладимые впечатления от увиденного, но и получит блаженное умиротворение, прикоснувшись к самым духовным творениям на земле. Ведь именно здесь сосредоточены наиболее значимые и древние святыни мира .

Величественно возвышающийся на западных склонах горы Агунг, который называют Храмом Матери, это Храм Пура Бесаких, или храм Матери Бесаких, он занимает большую территорию, а превосходные горные пейзажи, окружают этот прекрасный архитектурный храмовый комплекс.

Расположенный на высоте 900 метров, с видом на вершину горы Агунг, которую считали обителью богов, Храм Пура Бесаких построен в деревне Бесаких, в восточной части Бали. Название Бесаких происходит от слова «Basuki» («Басуки»), которое в свою очередь происходит от слова «Wasuki» / «Васуки», что означает «спасение» на классическом санскрите. Вместе с тем, в мифологии Самудрамантана, то же слово «Бесуки» связывают с Богом Драконом «Хара Басукиан», который обитал на г. Гунунг Агунг, главном вулкане о. Бали.

Этот грандиозный храмовый комплекс был почитаем как святое место с древних времен. Первое письменное упоминание о его существовании датировано 1007 годом н.э. Известно, что, начиная с 15-го века Бесаких считался центральным храмом индуизма на Бали.

Пура Пенатаран Агунг, или «Большой храм государства» является центральным храмом комплекса и основным местом поклонения на о. Бали, комплекс состоящий из двадцати двух храмов на шести восходящих террасах, расположенных на параллельных выступах.

Этот комплекс является отражением глубокой веры балийцев известной как Три Хита Кирана, а это означает, что жизнь человека на земле должна пребывать в равновесии и гармонии человека с Богом, человека с обществом и его собратьям, а также человека с его природной средой.

В полнолуние балийцы и паломники наполняют храм. Во время фестиваля Одалан, храм наиболее роскошно украшен. Одалан празднуется каждый 210-й день года.


Как добраться

Этот храм очень легко найти, так как большинство людей знают его как одно из . Есть несколько отправных точек, на ваш выбор:

Дорога сюда из Куты займет около 2-х часов. Просто езжайте на восток в сторону Санура, затем следуйте быстрым прибрежным маршрутом, который выведет вас на объездную Кусамба / Kusamba в Тохпати / Tohpati. Затем следуйте на север, пока не увидите дорожный знак Besakih, и через несколько километров от этой точки сверните на север. Если вы разместились в окрестностях Клункунга / Klungkung, то храм Бесаких находится примерно в 20 километрах к северу от центра города. Воспользуйтесь Бэмо - небольшие общественные автобусы, которые доставят вас к Бесаких от Клункунга. Бэмо чаще всего ходят в первой половине дня и рекомендуется сделать пересадку в Ренданге / Rendang, на полпути между Клункунгом и Бесаких.

Если вы едете с севера Денпасара на машине, нужно проехать около 25 километров, чтобы добраться до Besakih. Однако, если вы разместились в восточной части Бали, в Тирта Гангга, Кандидасе или Амед, вы можете добраться до Бесаких по короткой проселочной дороге от Карангасем. Таким образом вы доберетесь до перекрестка между Бесаких и Клункунг в Ренданг, затем нужно повернуть направо к Храму Бесаких. Во время вашей часовой поездки вы сможете насладиться восхитительным видом лесов, деревень и рисовых полей. Если вы готовы сделать короткую остановку в одной из деревень, вы увидите, как живут местные жители, и узнаете немного об их уникальных домах.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы