Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храмовая гора, иерусалим, израиль. Храмовая гора Святая гора иудеев

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470-485 м;
  • ширина (юг и север) — 280-313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала , были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса , считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Немусульмане могут посещать Храмовую гору через ворота Гигель, бывшие Муграби, или Марокканские ворота. После частичного обрушения стены, поддерживающей 800-летний пандус, к ним был пристроен временный пешеходный мост со стороны Еврейского квартала. Ближайший путь сюда лежит через Мусорные ворота в стенах Старого города Иерусалима. Доехать до них можно автобусами № 1, 3, 51. Остановка называется «Western Wall». Схемы, остановки и передвижение транспорта в онлайн режиме можно посмотреть на официальном сайте компании-перевозчика Egged .

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

  • «Rockefeller Muesum/Sultan Suleiman» — у Цветочных ворот (или ворот Ирода);
  • «Jericho Road/HaOfel Road» — у Львиных ворот.

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Храмовая гора: видео

Адрес: Израиль, г. Иерусалим
Первое упоминание: X век до н. э.
Основные достопримечательности: Мечеть Купол Скалы, Купол Цепи, мечеть Аль-Акса, фонтан Эль-Кас, Купол Вознесения, Стена Плача
Координаты: 31°46"40.6"N 35°14"06.5"E

Содержание:

В юго-восточной части Старого города Иерусалима, над Стеной Плача возвышается Храмовая гора - священное место трёх авраамических религий .

Храмовая гора с высоты птичьего полёта

Она представляет собой прямоугольную площадь, обнесённую стенами, с золотым Куполом Скалы по центру и Мечетью Аль-Акса с краю. Библейские предания отождествляют Храмовую гору с горой Мориа, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Исаака. Но как только Авраам вознёс кинжал над жертвой, ангел, посланный Богом, остановил его.

«Ты не пожалел единственного сына твоего для Меня, и я благословляю тебя и умножу твоё потомство как звёзды небесные и как песок на берегу моря», - сказал Господь Аврааму. На вершине этой же горы во время моровой язвы царь Давид увидел ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, и здесь же ему было указано соорудить алтарь Господу. Когда жертва была принесена, язва в Израильском царстве прекратилась.

Стена Плача

Первый Иерусалимский Храм

Сын Давида - царь Соломон в 967 году до н.э. начал строить на Храмовой горе Дом Господень. Над его возведением в течение 7 лет трудились 30 тыс. израильтян и 150 тыс. финикиян. Их работу контролировали 3,3 тыс. надзирателей. 14 дней праздновали освящение храма, а после того как священники ушли, Дом Господень наполнила шехина - облако, олицетворяющее присутствие Всевышнего. В самой священной части Храма, куда мог входить только первосвященник и только однажды в год, хранился Ковчег Завета - ларец со скрижалями Моисея. Иерусалимский Храм стал местом богослужения всех евреев и символом объединения Израильского царства. В 586 году до н.э. вавилоняне сожгли святилище, и царь Навуходоносор вывез все сокровища из Дома Господня в Вавилон.

Мечеть Купол Скалы

Второй Храм и Стена Плача

Вернувшись из вавилонского плена (536 до н.э.), евреи воздвигли Второй Иерусалимский Храм. На 18-ом году своего правления (ок. 20 до н.э.) царь Ирод расширил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощные подпорные стены, вздымающиеся на высоту около 30 метров над уровнем улиц. Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году н.э., но до наших дней уцелел небольшой фрагмент укреплений - Западная Стена, или Стена Плача.

Сегодня возле стены собираются тысячи паломников со всего мира, и, помещая в щели между камнями записки, просят Бога об исполнении своих надежд и чаяний. Для еврейского народа Стена Плача - это символ скорби о судьбе Первого и Второго храмов и мечта о Третьем храме . В течение многих веков римляне, византийцы, крестоносцы, арабы и турки изгоняли евреев со своих земель. Раз в году, на Девятое Ава - в день национального траура по разрушенным храмам - евреям разрешалось посещать Иерусалим, и у Стены Плача израильский народ молился о возвращении из вечной ссылки.

Купол Цепи на фоне Мечети Купол Скалы

Мечеть Купол Скалы

На месте Первого и Второго храмов в 687-691 гг. мусульмане воздвигли мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы»), чтобы подчеркнуть свою власть и святость над евреями. По преданию, Куполом отмечено то место скалы, с которого пророк Мухаммед вознесся на небеса. Верхом на крылатом коне, в сопровождении ангелов он совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим, причём столь быстро, что вода не успела вылиться из опрокинутой чаши. Также по иудейской традиции, именно с этой скалы Господь начал Сотворение мира. Камень Основания, в середине которого возвышается небольшая скала, считается священным и обнесён позолоченной решёткой, чтобы к нему никто не прикасался. Помимо сакрального значения, Купол Скалы является одним из величайших образцов ранней исламской архитектуры . Куббат ас-Сахру венчает огромный золотой купол с полумесяцем на вершине. Стены, своды и арки храма декорированы великолепными мозаиками с растительными, геометрическими орнаментами и надписями, выполненными арабской вязью. В мечети хранятся священные реликвии - отпечаток стопы и три волоска из бороды пророка Мухаммеда.

Мечеть Аль-Акса

Аль-Акса - первая кибла мусульман

Рядом с Куполом Скалы расположена Мечеть Аль-Акса, также названная мечетью мара в честь своего основателя - халифа Умара (634 - 644 гг.). Серый свинцовый купол Аль-Аксы скромнее золотого купола Куббат ас-Сахры, но именно эта мечеть является третьей по значению святыней в исламе после Мекки и Медины. На месте мечети Омара Мухаммед во время своего ночного вознесения в Мекку встретил всех пророков, посланных до него, и совершил с ними молитву в качестве имама. На раннем этапе пророчества Мухаммеда (610 - 623 гг.) Аль-Акса была первой киблой - ориентиром, к которому мусульмане всего мира обращали своё лицо во время молитвы. Позднее этот статус перешёл к Заповедной мечети в Мекке.

Фонтан Эль-Кас

Третий храм

Согласно Книге пророка Иезекииля, Антихрист построит на Храмовой горе Третий Храм и возобновит там службы. А потом Иисус Христос явится на Землю для проведения Страшного суда над мёртвыми и живыми. Однако иудаизм не признаёт идеи Второго пришествия и считает, что Мессия - потомок царя Давида - будет послан на Землю Богом, когда люди начнут жить по законам Торы, в мире и согласии. Новый царь воздвигнет Третий Храм, который станет духовным центром евреев и всего человечества.

Сегодня Храмовая гора находится в границах Старого города Иерусалима. В иудаизме это место считается самым святым на земле, т.к. Храм - это «ворота Небес», где Б-г устанавливает связь с людьми. По мнению мудрецов, название «Мория» происходит от слова «ораа» - учение, наставление, или от «ир"а» - трепет перед Небесами; другое объяснение: от слова «мор» - мирра, одно из благовоний (см. Раши к Берешит, 22:2; Брахот, л.35Б ). Точкой наибольшего сосредоточения святости Храмовой горы является краеугольный камень Мироздания - Эвен а-Штия , с которого начиналось . После постройки Храма на краеугольном камне был помещен , находившийся в специальном помещении - Святая Святых , куда мог заходить только Первосвященник и только один раз в году - в . Краеугольный камень в наши дни находится внутри золотого «Купола над скалой», возведенного мусульманами.

Гора Мория до постройки Храма

После того, как он совершил грех, нарушив запрет Б-га есть плод Дерева познания добра и зла, и был изгнан из Ган Эдена, он вновь оказался на горе Мория, «так как врата сада Эдена расположены вблизи нее» (Пиркей дераби Элиэзер 20; Шохер тов 92). Мидраш рассказывает, что в первый вечер своей жизни, когда Адам увидел, что наступает темнота, он испугался и сказал: «Горе мне! Это за то, что я согрешил»! Всю ночь Адам и его жена постились и плакали, а утром, когда вновь рассвело, Адам возблагодарил Творца и, сложив на горе Мория жертвенник, принес Ему в жертву быка (Авода зара 8а). Начиная с этого дня, Адам постился в течение семи недель, умоляя Всевышнего принять его раскаяние, и был прощен (Пиркей дераби Элиэзер 20 ).

На том же месте приносили свои благодарственные жертвы Каин и Эвель, а также , уже после того, как он и его семья вышли из Ноева Ковчега.

Перед смертью Ноах разделил землю между тремя своими сыновьями. Страна, в которой расположена гора Мория, была отдана сыну (Раши, Берешит 12:6, Сифтей хахамим ).

Впоследствии на развалинах Иерусалима была построена римская колония Элия Капитолина, а на месте Храма на Храмовой горе воздвигнуто языческое капище.

После падения Рима, во времена Византийской империи, чтобы стереть память о Храме, здесь была устроена огромная мусорная свалка, а в южной части горы была возведена христианская церковь. Евреи были изгнаны из Иерусалима более чем на 500 лет.

В 4398 (638) году мусульмане во главе с халифом Омаром завоевали Иерусалим и расчистили Храмовую гору. Они объявили это место своей святыней («краеугольный камень» - тот, с которого, по их мнению, пророк Мухаммед вознесся на небо) и в 4451 (691) году построили вокруг камня «Купол над скалой» - Кипат а-Сэла - всем известное сейчас здание с золотым куполом. На Храмовой горе была также возведена одна из главных мусульманских мечетей - мечеть Аль-Акса (в 4473 / 713 году).

В 4859 (1099) году Иерусалим завоевали крестоносцы. Они убивали евреев, но не тронули Храмовую гору. Мечеть Аль-Акса они сделали своей резиденцией, а «Купол над скалой» облюбовал рыцарский орден тамплиеров.

В XII веке султан Салах-ад-Дин (Саладин) отвоевал Иерусалим и изгнал христиан.

В результате шестого крестового похода Храмовая гора снова оказалась в руках христиан на сорок пять лет (5059-5104 / 1299-1344/ гг.).

Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года. Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев, а начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, вплоть до освобождения Старого города израильской армией в 5727 (1967) году во время . В настоящее время Храмовая гора подчиняется властям Палестинской автономии.

Строительство Третьего Храма

Еврейские пророки и мудрецы говорят о том, что в будущем, с приходом - царя из дома Давида - отстроится Третий Храм, который уже никогда не будет разрушен. Не только евреи, но и народы мира признают над собой власть Единого Б-га, и никому не придет в голову считать Храмовую гору местом, предназначенным для чего-то другого. Мысли всего человечества устремятся к Храму с благодарственными молитвами.

На Храмовую гору мы взобрались по деревянному мосту от Стены Плача. Как известно, Храмовая гора стала не просто символом Иерусалима, это самая настоящая пороховая бочка...

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.


Храмовая гора традиционно отождествляется с горой Мория, местом, указанным Аврааму Богом для принесения в жертву Исаака. На Храмовой горе царь Давид выкупил гумно у некоего Аравны (Орны) - иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Храм (так называемый Первый храм), который был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. и отстроен заново (так называемый Второй храм) через 70 лет (516 г. до н. э.).

В 70 г. н. э., при штурме Иерусалима, римская армия с боем захватила Храмовую гору и предала Храм огню. Несколько позже Храм был почти полностью разрушен. После подавления Римом еврейского восстания 115–117 гг., на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, а на Храмовой горе было построено святилище Афродиты. В 132 г., во время восстания Бар-Кохбы, по ряду косвенных данных, еврейские повстанцы частично восстановили иудейский Храм и некоторое время проводили богослужения. После подавления восстания все следы еврейского присутствия на Храмовой горе были уничтожены римлянами, где они построили святилище Юпитера Капитолийского. В первой половине IV в., в результате победы христианства в Римской империи, языческие святилища на Храмовой горе пришли в запустение и, очевидно, были разрушены. в южной части Храмовой горы была построена небольшая церковь святой Марии. В 362 г. римский император Юлиан Отступник обещал евреям восстановить Храм, были даже начаты строительные работы. Однако вскоре Юлиан погиб, стройку охватил «случайный» пожар, а вернувшиеся к власти христиане денонсировали все договоры императора.

Весь дальнейший период римско-византийского правления Храмовая гора оставалась в запустении, имперские власти не допускали какой-либо деятельности в этом месте (кроме оборудования городской свалки). Тем не менее, евреи в течение всего римско-византийского периода как легально, так и нелегально, восходили на Храмовую гору для молитвы. Обращенная к западу часть подпорной стены - Западная стена («Стена плача») - с V в. превратилась в традиционное место молитвы евреев.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда.

В 638 г. арабский завоеватель Иерусалима халиф Омар ибн-ал-Хаттаб провозгласил святость для ислама Храмовой горы, так как, по его мнению, она и есть та гора, которая упоминается в 17 суре Корана «ал-Мирадж» (сейчас эта сура цитируется на изразцах Купола Скалы). Мусульмане считают Храмовую гору своей третьей святыней после Мекки и Медины.

С Храмовой горой связан целый рад традиций, признаваемых всеми тремя основными религиями и делающих это место столь святым. Прежде всего, это великолепное святилище Куббат ас-Сахра (Кипат асела, Купол Скалы), внутри которой находится так называемый Краеугольный камень.

Именно на эту скалу Господь взгромоздил мир в третий день творения. На этот камень возложил Авраам Исаака, чтобы принести его в жертву Всевышнему и Господь остановил его руку. Отсюда идентификация горы как места, называемого Мория. История жертвоприношения Исаака важна не только для иудаизма, христиане видят в сыне Авраама первую, несостоявшуюся, жертву за человечество, предтечу Иисуса. На этом камне спал Иаков, когда бежал от гнева Исава. На нем восстал ангел Господень при царе Давиде, когда мор поразил город. На него поставил царь Давид Ковчег Завета . На нем стояла Святая Святых при царе Соломоне и при Втором Храме. Да и, собственно, сам Иерусалим был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.

Отсюда, по мусульманской традиции, архангел Гавриил поднял на небо Магомета на крылатом коне Аль-Бурак, забрав пророка ночью из дома, а затем, вернул его в Мекку. Мусульмане верят, что когда наступит конец света, трубный глас возвестит об этом именно с этой скалы. Под камнем расположена «пещера бездны», она же «колодец душ». По арабской традиции считается, что именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. Особым почтением мусульман пользуется находящийся в галерее мечети резной шкаф, в котором хранится волос из бороды самого пророка Мухаммеда.

Когда арабы заняли Иерусалим, разбив византийцев и персов в 638 г., они нашли вершину Храмовой горы запущенной и замусоренной. По традиции, христиане заваливали гору мусором во исполнение пророчества Иисуса о запустении Святого Города. Принявший ислам еврей Кааб эль-Ахбар показал халифу Омару правильное место. Воины ислама размели мусор, затем, по мусульманской легенде, три дня лили очистительные дожди, моя Камень. Затем по приказу халифа возвели временное сооружение, построенное из дерева, от которого, впрочем, не осталось никаких следов, и лишь одно упоминание в литературе о его существовании.

Позже Купол был перестроен во времена халифа Абд эль-Малика с 687 по 692 г. по проектам византийских христианских архитекторов. Купол Скалы не похож ни на одно мусульманское или арабское здание в мире по своей форме и конструкции - следствие проектирования его христианскими архитекторами. В римской и христианской архитектуре есть похожие аналоги - римляне строили так гробницы-усыпальницы, в раннехристианский период восьмиугольную форму имели баптистерии, позже - церкви. Голубая плитка и многоцветный мрамор верха - дело Сулеймана Великолепного в 1552 г. В Средние века вся ас-Сахра натиралась дорогими благовониями, чтобы верующие могли в этом священном месте явственно ощутить аромат Рая.

Купол сегодня сделан из меди, покрытой золотом, однако в действительности золотым он стал лишь последнего последнего ремонта в 1992 г., до того с г. 1958 купол был алюминиевым под цвет золота, а до 1958 г. - черным. Сам купол - двойной, внутренняя его часть деревянная, построена в XI в., после его падения в 1016 г. Согласно мусульманской историографии, в этот год пострадали все 3 основных святых здания ислама - Кааба в Мекке, усыпальница пророка в Медине и Купол в Иерусалиме.

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень. В феврале 2008 г. землетрясение оставило свой след в Старом городе в Иерусалиме. Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м. Изначально здание строилось с тремя целями: подчеркнуть святость Иерусалима и скалы, отмеченной деяниями пророков, провозгласить единство правления ислама во всем Ближнем Востоке и, наконец, противопоставить что-то поистине величественное христианским сооружениям Священного Города.

Там же на Храмовой горе находятся одна из важнейших мусульманских мечетей Аль-Акса, ряд строений различных мусульманских периодов и небольшой Музей исламской культуры.

Мечеть Ал-Акса, «Крайняя», знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак - «Молния». Она поставлена на юге от Скалы, с тем чтобы мусульмане не молились на еврейский храм. Нынешнее сооружение было заложено халифом Абд аль-Маликом и относится в основном к VIII веку. Мечеть была первоначально маленьким молитвенным домом, построенным халифом Умаром, потом была восстановлена и расширена. Во времена крестоносцев именно тут была штаб-квартира ордена Тамплиеров.

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: Купол Скалы стал храмом Господним, а ал-Акса - храмом Святого Соломона. Между ними располагался монастырь Храма и квартал тамплиеров. Последние, в поисках «сокровищ царя Соломона», производили раскопки на Храмовой горе. После того, как город был отвоеван Салах ад-Дином, церкви крестоносцев вновь стали мечетями.

Мечеть ал-Акса неоднократно разрушалась землетрясениями в связи с дефектами конструкции. Храм со всех сторон был облеплен различными служебными постройками ордена, которые были полностью удалены в ходе реставрационных работ 1938-42 годов, проводившихся в том числе и за счет средств Муссолини. С 1948 года реставрационные работы в мечети производились на средства королевской семьи Иордании.
В 1951 г. в ней был убит иорданский король Абдалла, а будущий король Хусейн, его племянник и преемник, правивший до 1999 г., чудом спасся благодаря массивному украшению на шее. На колоннах видны до сих пор следы выпущенных пуль. В 1969 года Деннис Майкл Рохан вообразил себя посланником Господа и совершил акт вандализма - устроил пожар в мечети Аль-Акса. Как считают, у Рохана был иерусалимский синдром (психическое заболевание, которое поражает некоторых туристов или паломников в Иерусалиме: они представляют себя библейскими персонажами). В огне пожара погиб находившийся в мечети минбар (кафедра с лестницей для чтения Корана и проповедей) Салах ал-Дина, прогорел потолок здания, пострадали стены.

Некоторые другие постройки:

К востоку от Купола Скалы находится небольшое сооружение Купол Цепи (Куббат аль-Сильсила), возведенное на месте, где по преданию царь Давид вершил свой суд. Есть гипотеза, что в период Второго Храма здесь находилось помещение высшего религиозного суда Иерусалима – Синедриона. Само название места напоминает о предании, гласящем, что царь Давид (в другом варианте – его сын, царь Соломон), пытаясь разрешить особо запутанные и неясные дела, прибегал к помощи волшебной цепи, которая была подвешена к своду. Если ответчик или свидетель лгали, то цепь отклонялась от их рук или из нее выпадало одно звено, а если говорили правду, то легко давалась в руки. Есть предание, что при строительстве Купола Скалы здесь было помещение, где хранились сокровища, собранные для оплаты строительных работ, а также наиболее ценные материалы строительства. Наконец, есть мнение, что это помещение служило для собраний строителей Купола Скалы, то есть своего рода «прорабской», где к тому же можно было укрыться в периоды зноя и непогоды. Вот эта маленькая постройка перед Куполом Скалы:

Купол Духов (Куббат аль-Арвах). Купол Духов – позднее сооружение, возведенное во дворе Купола Скалы в османскую эпоху, в XVII веке. Его особенность заключается в том, что оно сооружено непосредственно на материнской скальной породе, выступающей здесь на поверхность. По легенде, на этом месте собираются для молитвы души умерших. По мнению некоторых ученых, именно здесь располагались Святая Святых Соломонова и Второго Храма.

На фотографии слева, беседка, куда ломится вся толпа:

Фонтан Каит-Бей (по центру):

Купол Вознесения (Куббат аль-Мирадж) был, как считается, сооружением в виде беседки, возведенной на Храмовой горе в эпоху крестоносцев и служившей баптистерием. В 1200 году мусульмане восстановили ее из плачевного состояния, в которое она пришла к тому времени, и заложили мраморными стенами, превратив в закрытое здание. В то время уже было распространено предание, что это место является одним из священных мест, где пророк Мухаммед совершал молитвы перед своим вознесением на небеса:

Постройка слева:

В юго-западной части Храмовой горы находится музей исламского искусства. Помимо произведений искусства (в основном чеканка по бронзе), здесь экспонируются «свидетельства зверств израильских оккупантов» на Храмовой горе, преимущественно фотографии пресечения полицией беспорядков «молящихся» мусульман.

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной, евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет, который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня. Во время Шестидневной войны, в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна, флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

На данный момент, полиция разделяет посетителей Храмовой горы на три категории:

Мусульманам разрешен вход на Гору в любое время суток, без проверок на входе, через все ворота, разрешены любые молитвы, отправления культа и т.д.
- группам неевреев и евреев без признаков религиозности (с непокрытыми головами, в кожаной обуви) разрешен свободный проход на Гору 5 часов в сутки. Они могут проходить через одни ворота, после полицейской проверки на предметы культа (как-то: тфилин, талит, молитвенники, книги Танаха и Талмуда и т.д.), а также проверки в металлоискателе и изъятия алкогольных напитков.
- группам евреев с признаками религиозности полагается особое отношение: проверка удостоверений личности и запись в компьютере личных данных, ожидание особого сопровождения – полицейский в форме, служащий мусульманского ВАКФ и, как правило, полицейский в штатском. Иногда приходится ждать этого сопровождения в течение длительного времени, в то время как группы туристов беспрепятственно проходят на гору. Полиция также ограничивает размер групп религиозных евреев (обычно до 50 человек, но на усмотрение полицейского). Сопровождающие следят за тем, чтобы евреи воздерживались от молитв, даже от шевеления губами, поклонов в сторону места Храма и т.д.Описанная дискриминация неоднократно обсуждалась в Верховном суде. Суд постановил, что у евреев есть конституционное право молиться на Храмовой горе, но сохранил за полицией прерогативу отложить воплощение этого права до лучших времен.

Внутрь самих мечетей неверным вход воспрещен, хотя вроде бы какая-то лазейка есть.

По разному решается вопрос о том, можно ли евреям подниматься на Храмовую гору с религиозной точки зрения. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать запрещённую зону. Вместе с тем, по периметру Храмовой горы располагается зона, в которой, согласно всем мнениям, не располагался Храм. Обход Храмовой горы по периметру, в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций, в частности, Институтом Храма, ассоциацией «Место встречи» и др.

Одним из главных идеологов "Места встречи" был Ицхак Имас. Ицхак и Талья Имасы были убиты арабскими террористами 31 августа 2010г. Они возвращались домой в своей машине и были расстреляны. У них осталось шестеро детей.

В 1993 г., после подписания соглашений в Осло, управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии. Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию, а так же отказываются признавать сам факт существования Иерусалимского Храма на Храмовой горе. Годами ВАКФ производил различные работы на Храмовой горе вопреки закону, нарушая законы проектирования и строительства и Закон о древностях. До 1996 года уничтожение археологических ценностей на Храмовой горе происходило в основном в ходе работ по техническому обслуживанию, проводимых без какого-либо археологического надзора, в результате чего были уничтожены археологические ценности огромного национального значения.

В дополнение к этому, были проведены ремонтные работы в проходе Двойных ворот - подземном помещении под мечетью Аль-Акса. Это помещение - самая впечатляющая сохранившаяся часть периода Второго Храма, рельефные украшения на его потолке были вырезаны еврейскими мастерами более 2000 лет назад. Это помещение тоже превратили в мечеть, называемую ныне «Ал-Акца акдима» (древняя Аль-Акса).

В 1998 г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения.

Пик археологического погрома на Храмовой горе пришелся на ноябрь 1999 года, когда тогдашний глава правительства Эхуд Барак дал неофициальное разрешение проломить аварийный выход, так как новое строение при максимальном заполнении может вместить более десяти тысяч молящихся. Это разрешение вообще не учитывало Закон о древностях и Законы проектирования и строительства. ВАКФ использовал его для прохода на Гору тяжелой техники, и с помощью бульдозеров была вырыта огромная яма размерами 43х46 м и глубиной около 12 м. Работы продолжались около полутора суток, но уже в первые часы стало ясно, что ВАКФ значительно превысил пределы дозволенного.

Извлеченный грунт вначале находился на Храмовой горе. Различные предметы архитектуры, такие как части колонн были собраны на Горе. Другие предметы, по разным слухам, были тайно переправлены в Рамаллу. Остальной выкопанный грунт был вывезен на городскую мусорную свалку Иерусалима в Эль-Азарию. Около 60 грузовиков прибыли туда, и там этот грунт был перемешан с местным мусором. Когда начальнику этого участка стало известно, что речь идет о земле с Храмовой горы, он распорядился выделить для этих грузовиков чистое место. Через два дня, когда ВАКФ понял, что земля с Храмовой горы больше не перемешивается с мусором, около сотни грузовиков «тайно» под покровом ночи вывезли выкопанную ВАКФом на Храмовой горе землю на место незаконной свалки в долине Кидрон (на расстоянии около 400 м от Горы). Частично эта земля была перемешана, очевидно, намеренно, с современным строительным мусором из других мест.

В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны. Учреждения мусульманского ВАКФа никогда не разрешали производить на этом месте археологические раскопки. ВАКФ никогда не был готов принять какой-либо явный, официальный признак израильского суверенитета на Храмовой горе, кроме постоянного присутствия полицейских израильской полиции, которые символизируют оккупацию, но не гражданский суверенитет.

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения туннель, который сегодня называют Хасмонейским. Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых палестинская полиция впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача.

В 2000 г. Ариэль Шарон, в сопровождение сотен полицейских, прибыл на Храмовую гору. Там его встретила демонстрация протеста, на переднем плане которой выступали арабские депутаты кнессета. Собравшиеся на горе встретили его криками «Убийца!». После ухода Шарона, толпа стала забрасывать израильских солдат камнями, стульями, мусорными урнами и другими предметами. В ответ полиция открыла огонь резиновыми пулями. В результате, некоторые были ранены, в том числе арабский депутат кнессета Ахмад Тиби, один из палестинцев был ранен в лицо. Ранения так же получили двое полицейских. Спустившись с горы Шарон заявил: «Храмовая Гора в наших руках и она останется в наших руках!» Палестинцы и израильские либералы назвали визит Шарона опасной провокацией и обвинили его в стремлении накалить обстановку и спровоцировать насилие.
Позже министр внутренней безопасности Израиля Шломо Бен-Ами заявил, что глава служб безопасности ПНА Джибриль Раджуб обещал ему отсутствие реакции в случае, если Шарон не станет посещать саму мечеть Аль-Акса. И.Фалуджи, министр связи ПА, признал, что вспышка насилия была запланирована в июле, задолго до «провокации» Шарона: «Тот, кто думает, что интифада вспыхнула в результате презренного визита Шарона в мечеть Аль-Акса, глубоко ошибается… Эта интифада была запланирована заранее, сразу же после возвращения президента Арафата с переговоров в Кемп Дэвиде…».

На следующий день, 29 сентября, после пятничной молитвы беспорядки и метание камней возобновились. В беспорядках участвовало десятки тысяч человек. В ответ израильская полиция взяла комплекс на Храмовой горе штурмом. По палестинцам был открыт огонь пулями с резиновым покрытием. Массовые беспорядки в Восточном Иерусалиме всколыхнули города Иудеи и Самарии. Палестинцы нападали на израильские блок-посты и поселения, используя камни, бутылки с зажигательной смесью и огнестрельное оружие. Палестинцы захватили и разгромили еврейские святыни - могилу Йосефа близ Наблуса (Шхема) и могилу Рахели у Вифлиема (Бейт-Лехема). Так началась Вторая интифада.

Этот же пост с видеовставками, в том числе с фильмом "Потерянный Храм"

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Тайна древней цивилизации – Храмовая гора в Иерусалиме. Стена Плача.

    ✪ Пинхас Полонский. Храмовая Гора

    ✪ Купол скалы и Мечеть Аль-Акса. Храмовая гора. Иерусалим. Израиль

    ✪ Храмовая гора

    ✪ Потеряный Храм

    Субтитры

История

Стена

Период Первого Храма

После этого город длительное время находился в руинах. По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона с которого трубили в трубы провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи «месту трубления…»

Римское владычество

Его отношение к иудаизму и намерение заново построить Иерусалимский храм объясняется тем, что он старался лишить церковь её еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения о том, что иудаизм потерял статус богоизбранности, которая теперь перешла к христианству .

Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Алипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии . Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19 мая , строители непосредственно приступили к возведению Храма.

Значение Храмовой горы в иудаизме

Названия Храмовой горы

  • Гора Храма (הר הבית, хар ха-Байт, дословно «гора дома») - это название упоминается в книге пророка : «В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы».
  • Гора Мория (הר המוריה, хар ха-Мория) - упоминается, в частности, в книге : «И начал Соломон строить дом Господа в Иерусалиме, на горе Мория».
Есть несколько толкований значения слова Мория.
Указание, учение (הוראה) - так как отсюда исходит учение для всего мира. Благовоние «Мор» (מור) - так как в Храме воскуряли благовония. Страх (מורא) - так как здесь страшились Бога.
  • Гора Сион (הר ציון, хар Цийон). В настоящее время Сионом называют другую возвышенность , также расположенную в Иерусалиме.

События, которые согласно еврейской традиции произошли на Храмовой горе

  • Сотворение первого человека Адама .
  • Адам совершил жертвоприношение Богу.
  • Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.
  • Ной принес жертвоприношение после выхода из ковчега.
  • Авраам приготовляет своего сына Исаака для жертвоприношения Богу.
  • Праотец Иаков видит здесь сон.
  • Царь Соломон построил Первый Храм , простоявший 410 лет.
  • Через 70 лет после разрушения Первого Храма здесь же был воздвигнут Второй Храм , простоявший 420 лет.

Иерусалимский Храм служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу , а также являлся центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на Песах , Шавуот и Суккот).

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм , который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда .

В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая Святых Храма был разрешён только первосвященнику , и только в Йом-Киппур . Неевреям, а также тем, кто был ритуально нечист из-за , связанной с мертвым телом, запрещалось входить на обнесенную заграждением территорию, окружавшую здание Храма и прилегающие к нему дворы. Не очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов, запрещалось вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.

Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Поскольку считается, что все евреи ритуально нечисты из-за нечистоты, связанной с мертвым телом, и, в настоящее время невозможно произвести соответствующую процедуру очищения, поэтому никто не может заходить на территорию, окружавшую Храм. Вход на остальную часть Храмовой горы может быть разрешет только неевреям и евреям, очистившимся от ритуальной нечистоты, связанной с истечениями из половых органов.

Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать границы зон. Однако, известно, что на территории, идущей по периметру Храмовой горы, не располагалась территория, окружавшая Храм. Обход Храмовой горы по периметру , в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций , в частности, и организацией Место встречи .

Местоположение Храма

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения . В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров. .

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» - небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Значение Храмовой горы в христианстве

Храмовая гора многократно упоминается в Пятикнижии , которое является основой Ветхого Завета , поэтому это место священно как для иудеев, так и для христиан .

Кроме того, по христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Событие Введения во Храм не упоминается в канонических Евангелиях и известно из более поздних текстов (Протоевангелия Иакова (гл. 7.2-3), вторая половина II в.), которые отражают устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22-38).

Родители Девы Марии праведные Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Её Богу. Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. Получив откровение, Захария ввел Богородицу во Святая Святых, куда сам первосвященник мог входить только раз в год (см.: Исх. 30. 10; Евр. 9. 7). При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Значение Храмовой горы в исламе

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. На ранних стадиях ислама Мухаммад учил своих последователей стоять лицом к горе во время молитвы [ ] .

В 13-ом веке Ибн Таймийи утверждал: «Аль-Масджид аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Соломоном …», который, согласно западной традиции, представляет «… место поклонения» и известен как Храм Соломона (по мусульманской традиции названный Храмом Сулеймана, считающегося пророком в исламе). Ибн Таймийа также выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с исламскими святынями - двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Мусульманские интерпретаторы Корана соглашаются, что гора является местом для Храма, разрушенного впоследствии.

Куббат ас-Сахра построена в самом центре Храмовой горы, и внутри неё находится выступающий из земли камень - это вершина горы, единственная её часть, которая возвышается над плоским плато. Согласно Корану , этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Политическое значение Храмовой горы

В периоды мамлюкского, османского и британского правления Палестиной , евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ , так называемый Исламский совет (Muslim Council), который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы.

Полиция Израиля запрещает евреям вносить на Храмовую гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин , талит и религиозную литературу. Кроме того, на Храмовой горе евреям запрещено молиться и кланяться в сторону Святая Святых . Полиция мотивирует этот запрет опасением нарушения порядка со стороны мусульман.

Неурегулированность ситуации вокруг Храмовой горы между евреями и палестинцами приводит к постоянным конфликтам.

В сентябре г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза , в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Глава ООП и Палестинской автономии (ПА) Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача . В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала так называемой «Второй интифады » («Интифада аль-Аксы») в сентябре г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращён вплоть до середины г., когда положение несколько нормализовалось. В эти годы израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби , который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены Плача . Представитель ХАМАС сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе. Обрушение 2004 года вызвало опасение, что это только начало обвалов на Храмовой горе . Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года , было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могут быть нанесены повреждения мечети Аль-Акса.

Таким образом, в настоящее время на Храмовой горе расположены лишь религиозные святыни ислама, что является постоянным предметом раздора между мусульманами и иудеями, и одной из причин



Включайся в дискуссию
Читайте также
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты
Самая высокая точка австралии