Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Категории трудности туристических маршрутов. Категории сложности в альпинизме и горном туризме. Справка Маршруты пеших походов 1 категория

Категория сложности пешего похода зависит от многих показателей: района маршрута, климатических условий, новизны маршрута, протяженности, длительности, категории трудностей на пути, степени безопасности и т.д.
Условно походы разделяют на четыре категории:
ПВД - походы выходного дня. Эти кратковременные походы хороши для новичков (как взрослых, так и детей). Есть возможность потаскать рюкзак пару дней и узнать вкус каши с дымком. ПВД - хорошая тренировка перед многодневными походами.

Многодневные походы 1-3 степени сложности. Они рассчитаны для детей и юношества.

Многодневные походы. Согласно украинской спортивной классификации предусмотрено 5 категорий сложности туристических походов. В российской классификации, например,- 6 категорий. При этом I - самая простая, а V и VI - самые сложные и требуют специальной технической подготовки и снаряжения.

Некатегорийные походы - это путешествия для души, значок и разряд здесь не самое главное!
Классификация пешеходных маршрутов (российская)
Протяженность, в км Продолжительность, не менее дней

  • 1 степень сложности 30 3-4
  • 2 степень сложности 50 4-6
  • 3 степень сложности 75 6-8
  • I категория сложности 100 6
  • II категория сложности 120 8
  • III категория сложности 140 10
  • IV категория сложности 170 13
  • V категория сложности 210 16
  • VI категория сложности 250 20

Дети от 8 до 10 лет могут пройти без особых трудностей 10-14 км в день, подростки могут прошагать 15-20 км. Некоторым подросткам по плечу и взрослые категории сложности походов (I-III). Все зависит от физической подготовки и опыта.

Походы. Категории сложности на пальцах и с примерами.

Это познавательная статья, в которой мы расскажем о категориях сложности пеших походов. Следует отметить, что категории сложности маршрутов присущи спортивному туризму, когда речь идёт о свершениях и победах. Если же вы ходите в горы просто для души, то категорийные походы не имеют к вам никакого отношения.

- Походы выходного дня. В эту категорию входит всё, что не попадает под классификацию категорий от первой до шестой. Туристы на форумах шутят, что походом выходного дня можно назвать всё, что ниже по сложности первой категории и выше, чем шестая. Поход выходного дня – это, с одной стороны, уже настоящий многодневный поход, о котором можно заявить в МЧС; с другой стороны, вы сами вольны разрабатывать маршрут такого похода, подгоняя комфортность переходов под себя.

На самом деле, мало кто укладывается в минимальное количество дней. Обычно маршруты первой категории сложности проходятся за восемь дней, ведь если пытаться уложиться в шестидневный срок, то за день нужно проходить более двадцати километров.

В горных походах километраж в каждой категории меньше, однако добавляются перевалы определённой сложности. Сложность перевалов варьируется от первой до третьей категории и каждая категория разделена ещё и на подкатегории – А и Б. И если перевал 1А требует навыков самостраховки, которые довольно легко приобрести, посещая горную секцию, то перевал сложности 2А требует командного прохождения, а 3Б – это уже экстрим на любителя. В водных и лыжных походах километраж в каждой категории несколько больше, чем в пеших, что обусловлено большей скоростью их прохождения.

Важно понимать, что спортивный туризм – это спорт, пусть данный его вид и не причисляется к олимпийским видам, а букмекеры не принимают на него ставки. Потому сложные категорийные походы – это не развлекательные путешествия, в которые отправляются с целью насладиться природой, а настоящие командные спортивные соревнования, в которых есть ряд серьёзных требований к физической форме туриста и его экипировке.

Во многих документациях имеются ссылки на различные категории маршрутов велотуризма. В частности это необходимо знать для сдачи норматива, на какой либо значок или звание. В этой статье я попробую дать ответ на вопрос, что же такое категория сложности маршрута и как её посчитать!

Вопрос этот крайне сложен и долгое время останется таковым. Вариантов подсчёта сложностей маршрута масса! До сих пор идут горячие споры, при прокладке того или иного маршрута: «а какую ему дать сложность?». Особенно это касается самых сложных IV и V категорий сложности велопохода. Так как трудно проложить маршрут такой сложности и при этом остаться в рамках ВЕЛОпохода, а не какого либо другого похода.

И так начнём!

Принято рассчитывать сложность маршрута по трём основным показателям:

1) Минимальная продолжительность похода;

2) Продолжительность похода;

3) Количество, характер и разнообразие препятствий на маршруте.

Как вы уже догадались, основные споры идут именно по третьему пункту. В третьем пункте ведётся речь о: труднопроезжие участки грунтовых дорог и троп (заросшие травой, перегороженные упавшими деревьями, увлажнённые, заболоченные, песчаные, каменистые), горные дороги, тропы и переправы, крутые подъёмы и спуски, броды, наледи и прочие природные явления, а также покрытия дорог, неудобные для велосипеда (булыжник, крупный щебень и т.д.). Кроме того, учитывается населённость района, развитие дорожной сети, высота местности над уровнем моря, трудности ориентирования и т.д.

Категории сложности по длительности и протяжённости маршрута

Продолжительность походов в днях (не менее)

Протяжённость маршрутов в км. (не менее)

1000

В восьмидесятых годах была принята методика объективной оценки маршрутов в зависимости от рельефа местности и характера дорог.

Согласно ей, маршрут I категории сложности , самой массовой, можно проложить по дорогам с твёрдым покрытием, больших перепадов высот, при этом туристы должны проехать не менее 400 км. (в 80-ых годах – 250 км.) и не менее пяти раз переночевать в полевых условиях.

Маршрут II категории сложности проходит по слабопересечённой местности от 200 до 600 м. над уровнем моря либо имеет не менее 20% песчано-гравийных дорог.

Маршрут III категории сложности проходит по среднепересечённой местности и имеет 2-3 перевала высотой от 600 до 1000 м. над уровнем моря, либо не менее 40% маршрута должны быть проложены по песчано-гравийным и грунтовым дорогам, в том числе труднопроезжим, по лесным тропам.

Маршрут IV категории сложности проходит по горной местности и имеет не менее десяти перевалов высотой до 1000 м. над уровнем моря, либо 4-6 перевалов высотой от 1000 до 2500 м. над уровнем моря, либо два перевала высотой 2500 – 3500 м., либо один перевал на горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала. Этот маршрут может быть проложен в тундре, по пустынной, таёжной малонаселённой местности, причём не менее 40% маршрута должны проходить по естественным полевым, лесным дорогам и тропам, в том числе труднопроезжим.

Маршрут V категории сложности прокладывают в большинстве случаев по горной местности. Он должен включить 5 – 6 перевалов высотой 3000 – 5000 м. над уровнем моря либо не менее одного перевала по горной тропе и 2 – 3 автодорожных перевала высотой 3000 – 4000 м. над уровнем моря. Маршрут может быть в тундре, пустыне, тайге в малонаселённой местности, причём не менее 60% маршрута должны пройти по естественным грунтовым дорогам и тропам с труднопроезжими заболоченными участками, бродами, завалами, осыпями и прочими естественными препятствиями.

При планировании похода необходимо учесть что количество днёвок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.

Протяжённость маршрута может быть уменьшена относительно нормативной (как правило, не более, чем на 25%) при существовании на маршруте увеличенного количества препятствий, определяющих категорию сложности похода. Расстояния в кольцевых походах засчитываются полностью, а в линейных только в одном направлении.

Так же было принято решение присвоить максимально допустимые категории сложности похода к определённым географическим зонам. Например, в Прибалтике можно проложить маршрут II категории сложности максимум, в Центральной России, Белоруссии, Молдавии, на Украине максимальная сложность маршрута III категории сложности (только в Карпатах возможен маршрут IV категории сложности ). В Западной Сибири максимально возможная – IV категория сложности . В остальных географических районах нашей необъятной родины (Кавказ, Средняя Азия, и Казахстан, север и восток европейской части России, Урал, Алтай, Восточная Сибирь и Дальний Восток) допустима максимальная V категория сложности маршрутов.

Но споры не утихают и как результат предложена экспериментальная система требований к маршрутам, вплоть до прибавления VI категории сложности :

Кат.

Сложн.

Похода

Продолжительность похода,

дни

Протяж.

Маршрута,

Км.

Преодоления препятствий на равнинах

Преодоления препятствий в горах

Мин

Макс

I

Не менее 50 км. грунтовых дорог

Суммарный набор высоты не менее 1000 м.

II

Не менее 80 км. грунтовых дорог

Суммарный набор высоты не менее 1600 м.

III

Не менее 200 км. грунтовых дорог и лесных троп

Суммарный набор высоты не менее 3000 м.

IV

Не менее 300 км. грунтовых, полевых и лесных дорог, троп и бездорож. в малонасёл. пунктах.

Суммарный набор высоты не менее 6500 м.

V

Не менее 450 км. по труднопроход. И песчаным или заболоч. уч. С преодолением брода и наведением не менее одной переправы

Суммарный набор высоты не менее 10000 м.

VI

Не проводится

Не менее 14000 м.

В этой статье были описаны определённые рамки категорирования велопоходов, так сказать, для тех, кто не хочет «заморачиваться». Есть методика расчета категории сложности велосипедных маршрутов которая учитывает все аспекты предстоящего велопохода, позволяющая наиболее точно и индивидуально определить категорию сложности предстоящего велопохода. О ней в статье " ".

Приглашаем в пеший спортивный поход. Маршрут подойдёт только тем, кто имеет опыт многодневных походов в горной местности. Хибинские тундры - это замечательное место для тех, кто хочет попробовать свои силы в спортивном туризме. Возможно обучение и подготовка во время походов выходного дня ДО похода. Рекомендуем участие не менее чем в двух.

Ночевки в палатках .

Готовим еду на костре и горелках, все участнкии дежурят поочерёдно. Вместо обедов предусмотрены перекусы с горячим чаем.

Маршрут заявляется в МКК ФССТ СПб и регистрируется в МЧС. Отчёт о походе принимает участие в Чемпионате по пешему спортивному туризму с возможным последующим присвоением разрядов.

Программа по дням

День 0

В пути почти сутки - будет возможность обсудить все вопросы с инструткором и подготовить «заброску» - вещи на обратную дорогу и продукты питания на вторую часть похода. Заброску отдадём на вокзале г. Апатиты для завоза на сердину маршрута (КСП «Куэльпорр»).

День 1

Встреча группы на вокзале станции Имандра в 19 часов (время прибытия поезда №022 из СПб).

В первый день наша задача - отойти от станции вверх по реке Гольцовка и встать лагерем на две ночи. Постараемся пройти 7 километров за три перехода, но если у кого-то будут возникать сложности (всё-таки первый день, прямо с поезда на тропу), то волноваться из-за возможных задержек в пути не стоит, несмотря на вечернее время, вокруг нас - полярный день !

День 2

Радиальный выход. Проснувшись и позавтракав, мы не собираем лагерь - один из инструкторов остаётся в лагере (охранять), а остальные идут на акклиматизационный радиальный выход . Собираем в рюкзаки аптечку, перекус, тёплые вещи и начинаем движение.

Нам предстоит переправа вброд через реку. Задача минимум (при любой погоде) - посетить перевал Юмъекорр (н/к). Для кого-то это будет первый перевал в Хибинах . До начала перевального взлёта мы пару часов идём по тропе по лесу и зоне кустарников. Набор высоты на перевал составляет 150 метров по вертикали по тропе в безлесной зоне. Перевал Юмъекорр – одна из визитных карточек Хибин – узкое скальное ущелье. Красиво.

Если погода благоприятная, то, продолжая движение на спуск, мы выходим под перевал Хибинпахкчорр (1А). Набор высоты 250 метров, тропы нет. С перевала поднимаемся на вершину Гольцовка по камням. Триангуляционный знак на вершине, фотосессия. Спуск к лагерю проходит по тундре и зоне леса.

День 3

После завтрака собираем лагерь и начинаем движение по тропе с рюкзаками. Пока ещё незаметно, но мы набираем высоту. Рюкзаки не загружены едой – нас ждёт наша «заброска» на базе КСП «Куэльпорр», докуда 19 км через перевал Южный Чорргор – поэтому бодро идём по зоне леса вверх по течению ручья.

На обеденный привал останавливаемся у живописного озера под перевалом. Набор высоты на перевал 150 метров, тропы нет. На спуске нас ожидает снежник, по которому спускаться удобнее, чем по камням, но требуется особая осторожность. От озера на границе зоны леса за перевалом до базы ещё три перехода по 45-50 минут, но надо дойти при любой погоде – на базе нас ждут.

Ночёвка в палатках.

Переход около 20 километров, перепад высоты 1000 метров.

День 4

День второго радиального выхода. Задача минимум - поднимаемся без рюкзаков в ущелье Рисчорра . При хорошей погоде поднимемся на вершину Каскаснюнчорр (1100 м), оттуда спускаемся к базе КСС через перевал Южный Рисчорр.

После ужина нас ждёт баня. Экватор.

Переход около 16 километров, перепад высоты 1600 метров.

День 5

Покидаем базу КСС. Сегодня идём через перевал Умбозерский . Рюкзаки загружены провизией и снаряжением. Нас ожидает несколько переправ через ручьи. Перекус разбит на несколько частей и поэтому, кажется, что целый день мы то идём, то едим .

На подъёме есть несколько довольно крутых участков, все они проходятся по дороге. Высота перевала 528 метров, и на нём есть озеро! Самые смелые могут искупаться в озере , но температура воды не выше +5 градусов. Войдя в зону леса, проходим один перегон и ставим лагерь у ручья.

Переход около 15 километров, перепад высоты 600 метров.

День 6

День начинается с брода. Сегодня ходим по зоне леса. Ручьи переходим где-то по брёвнам, где-то вброд . Подъём на перевал Куропачий – по зоне леса и кустам, набор высоты 150 метров без тропы.

Переход около 16 километров, перепад высоты 500 метров.

День 7

Завершающий день похода. В 6 километрах от ночёвки нас ждёт перевал Ворткеуайв (1А). Подъём на него проходит по тропе, а вот на спуске нас ожидает косой снежник и крупнообломочная осыпь. Казалось бы – город рядом, но придётся ещё подняться на отвалы и пройти по горнолыжным спускам. В Кировск выходим (в лучшем случае) к обеду.

Переход около 18 километров, перепад высоты 800 метров.

Желающие могут уехать вечерним поездом, а желающие - переночевать в хостеле, отмыться, посетить музей и поехать недорогим поездом в 13 часов следующего дня.

Примечание: изменения маршрута в сторону упрощения ведут к незачёту спортивного похода.

Расскажите друзьям!



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы