Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Литейный мост. История и мистические легенды Литейный мост архитектор

Литейный мост, построенный в конце 19 века (1879 год) инженером А. Струве на месте старого наплавного моста, снискал мрачную мистическую славу еще в период строительства. Казалось, что неведомая сила мешает работам. Старожилы предупреждали, что "место тут нехорошее", и после постройки старались обходить мост стороной.
Легенда мистического моста описана и в дневнике пра-пра-дедушки.


Литейный мост в конце 19 века. Рис. П. Верещагин
Первый мост в мире, который стал освещаться электрическими фонарями

189* год
Из дневника Николая Вербина

Я возвращался поздним вечером, наслаждаясь последними теплыми вечерами перед осенью.
Стемнело, на Неву опустился туман. Проходя мимо Литейного моста, я заметил силуэт барышни, стоявшей у перил. Забеспокоившись, что вечером одной даме идти опасно, я направился к ней дабы предложить помощь. Туман сгущался, даже свет фонарей стал едва заметен. Наконец, я подошёл к незнакомке. Черты её хорошенького юного лица были едва различимы в густом тумане.



Вид на Литейный мост в наши дни (фото мои)

Вы друг господина К*, - произнесла она радостно. - Почему он не приходит? – в её голосе слышалась обида. – Передайте ему, что я жду на мосту, как мы условились...
С этими словами она спешно покинула меня, скрывшись в тумане.

Я повернул назад и к удивлению обнаружил, что туман рассеялся.
Лицо барышни показалось мне знакомым. Вскоре я вспомнил, где мог видеть эти черты. Незнакомка оказалась поразительно похожа на дочь знаменитого промышленника Н*, пропавшую неделю назад. Наверно, уже каждый в Петербурге видел фото барышни Н* после её исчезновения…



Мост и прогулочная набережная (и снова пошли дожди)


Литейный мост в начале 20 века носил еще одно название - "Александровский мост"

На следующий день я нанес визит приятелю Александру К*, который встретил меня в очень подавленном расположении духа.
- Я влюблен в Ольгу, - произнес он сразу после приветствия, показывая мне фото пропавшей девушки, – Мы должны были встретиться на Литейном мосту, но придя, я не нашел её… Неужто Ольга стала жертвой злодея-убийцы? Мне страшно даже подумать о несчастье...

Молодые люди полюбили друг друга вопреки интересам семей. Они принадлежали к фамилиям двух знатных промышленников, которые молча недолюбливали и избегали друг друга долгие годы. Влюбленные скрывали от семей свои встречи. Александр рассказал мне, что они с Ольгой решили бежать от родительского гнева, дабы быть вместе. Может показаться, что такая история невозможна в наш прогрессивный век, но столетия проходят, а люди не меняются.


Литейный мост в конце 19-начале 20 века.

Разумеется, я рассказал другу о своей странной встрече на мосту с барышней, поразительно похожей на его невесту.

Александр задумчиво произнес:
- Иногда ночами возникает над Литейным - мост-призрак - дорога в иной мир. Ольга заблудилась, и теперь ждёт меня, дабы увести за собой… Я готов последовать за моей милой Ольга...

Если бы я не сталкивался с мистическими явлениями, то бы решил, что мой друг обезумел от горя.
- Ольга ждёт меня, - повторил Александр. - Спасибо за добрую весть...
На этом мы расстались. Друг простился со мной как в последний раз.


Орнамент ограждения моста. "Классический сюжет - русалка" :)

Истории, как ночами на месте обычного Литейного моста в тумане появляется другой мост - мост-призрак, появились давно. Ничего не подозревающие горожане ступают на "призрачный мост". На мгновения открывается мистический путь, шагнувший на который уже не вернется к живым...

Я вспомнил, что после беседы с барышней, повернул назад. Неужели, я тоже мог сгинуть, если бы решил перейти на другой берег?



Строительство моста

Этой ночью мне приснился сон, как Александр и Ольга, держась за руки, удалялись по мосту за туманный горизонт. Уходя, они обернулись, будто благодря, что я помог им встретиться. Их размытые силуэты скрылись в тумане...

На следующий день в газетах появилась новость об исчезновении сына промышленника К*. Последний раз его видели у Литейного моста.

Я надеялся, что мой друг наболтал глупости, а сам заранее условился с барышней о дате встречи. Вполне разумно исчезнуть с невестой в разные дни, дабы не навлекать подозрений о совместном побеге. Но тогда зачем Ольга показалась мне, прося напомнить, что ждет? И откуда она могла знать, что я знаком с Александром? И этот странный сон - как они уходили за горизонт...

Наши дни
Историю из дневника пра-прадеда я вспомнила, когда однажды ночью проезжала на такси мимо Литейного моста. Таксист оказался общительным дядечкой. Он раньше работал водителем экскурсионного автобуса, и знал много забавных историй о Питере.

Когда мы выехали на набережную, вокруг опустился сильный туман.
В тумане на Литейном мосту промелькнул чёрный силуэт. Таксист тоже заметил его и прибавил скорость. Мы пронеслись по набережной мимо моста.


Съезд с моста на Литейный проспект. Выходной, движение свободное.
В будни на мосту пробки целый день

Вообще, не надо гулять у Литейного моста, как стемнеет, - сказал он. - Особенно в туман...

История Александра и Ольги промелькнула в памяти.
Литейный мост может завести в другой мир? И если есть вход из нашего мира, возможно, есть выход из иного... Мне вспомнился чёрный силуэт. Гости с того света выходят на мост, чтобы полюбоваться на ночной Питер?


С моста открываются красивые виды на Петропавловскую крепость...


...и на Крейсер Аврора

Знаю истории, когда люди без вести пропадали, - продолжал таксист. - Один мой приятель, так пропал. Последний раз его машину на Литейном проспекте видели. Он любил истории о призраках, и мечтал увидеть что-то сверхъестественное. Его Литейный мост как бы заманивал. Я хобби друга бредом считал, пока он не исчез... А потом я узнал, что на этом месте люди ещё с 19 века пропадать стали.

Я поначалу решила, что дядька хочет подшутить, пересказывая знакомые байки, и ждала, когда он начнет хихикать, но таксист оставался серьёзным.


Виды на набережную

Мне рассказывали, как ночами воды реки под мостом бурлить начинают, - добавил он. - Водоворот появляется. От водоворота возникает смерч, как густой чёрный дым, который окутывает мост и затягивает прохожих.

Я слышала историю о магическом камне Атакан, которому в древности приносили в жертву пленников. Кровь несчастных давала камню силу. Однажды пленники взмолились богам о спасении от смерти. Боги услышали их мольбы - река вышла из берегов и затопила Атакан своими водами. Но мрачный камень мстит людям, затягивая новые жертвы в мистические водовороты.

Если призрачный мост - дорога в загробный мир, то жутко представить, куда затягивает чёрный смерч, созданный проклятым жертвенным камнем.
Как гласил старинный фолклор - из водоворота "вылазит всяка нечисть, которая поганы рожи корчит, да слова срамные кричит" .

А про самобийц на мосту и так все знают, - напомнил таксист, - не, я ночью через этот мост не поеду.


Мемориальная доска была поставлена в 60-е годы 20 века

Литейный мост, как место самоубийц упоминается ещё в романе Чернышевского "Что делать?"
По сюжету романа - летом 1856 года в номере петербургского отеля находят записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Во времена Чернышевского на месте нынешнего моста существовал другой мост - наплавной, но о "проклятом месте самоубийц" слухи уже появились.


Вид на мост с набережной

Трагедии прошедшего лета
Этим летом на Литейном мосту произошли трагические события.

29 июля в ночь на воскресенье с разведенного моста упал в реку автомобиль. Были найдены тела двух погибших - мужчины-водителя и женщины-пассажирки. Причина трагедии - водитель, игнорируя заграждения, выехал на разведенный мост.

8 июля поздно вечером с моста прыгнул мужчина.
Слова очевидца: "Всплыл. Махал руками. Ничего не говорил. Люди пытались прыгнуть. Другие остановили их как-то. Сказали, что тут достаточно тяжелое течение. Он ушел под воду, потом всплыл. Три раза где-то так вот".

Считалочка
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост, находившейся в створе проспекта Чернышевского (тогда Воскресенского). В 1803 году его поставили напротив Летнего сада , назвав Петербургским. Напротив Воскресенского проспекта поставили новый наплавной мост, который наводился до 1849 года.

В 1849 году был разобран Литейный двор, благодаря чему удалось вывести к Неве Литейный проспект . Воскресенский мост был переведён в створ Литейного проспекта и также стал называться Литейным.

Поводом к сооружению здесь постоянного моста стал срыв плашкоутной переправы бурным ледоходом 4 апреля 1865 года. Долгое время шли споры о трассе такого моста, между Адмиралтейским и Городским островом или между Литейной частью и Выборгской стороной. Только в 1869 году городская дума высказалась за второй вариант трассы, после чего была начата организация архитектурного конкурса на строительство моста. В экспертную комиссию по руководству проектированием и строительством вошли архитекторы В. А. Львов, Ц. К. Кавос и Л. Н. Бенуа .

К моменту объявления начала конкурса, 22 апреля 1871 года, городской думе уже было предложено несколько вариантов проектов от в том числе и иностранных фирм. В итоге в конкурсе приняло участие семнадцать проектов. 11 декабря 1872 года городская дума отдала первое место проекту под девизом "Вестминстер", выполненному английской фирмой. Но Министерство путей сообщения оказалось против такого исхода конкурса, создало свою экспертную комиссию и в результате признало победителем проект инженер-полковника А. Е. Струве (члена этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Их проект предусматривал шесть пролётов с поворотным крылом у левого берега Невы. Струве предлагал использовать для возведения переправы английский и немецкий металл, несмотря на то, что отечественный материал не уступал по качеству.

В 1875 году последний раз был наведен плашкоутный Литейный мост. 30 августа состоялась закладка новой переправы, после чего плашкоуты опять передвинули в створ Воскресенского проспекта. Их перестали наводить после окончания строительства постоянного Литейного моста.

Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину - 24 метра. За время работ случилось две аварии с человеческими жертвами. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, где в результате погибли пять человек. 9 сентября 1877 года при сооружении фундаментов под речные опоры произошёл взрыв в кессоне, унёсший жизни ещё девяти человек.

При возведении переправы был применён ряд новшеств. Так в качестве материала для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун как при строительстве Николаевского моста . В результате пролёты арок были увеличены в полтора раза.

Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Ширина Литейного моста была равна 24,5 метра, ширина разводного пролёта - 19,8 метров. Масса металлических пролётный строений - 5 902 тонны. Его разводная часть первоначально приходила в движение при помощи обыкновенного ворота и восьми рабочих . Позже здесь установили водяную турбину мощностью всего 36 лошадиных сил, подсоединённой к городскому водопроводу. Путь для судов открывался уже через 20 минут .

Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. За проведённую работу А. Е. Струве был пожалован чин генерал-майора. Литейный мост стал второй постоянной переправой через Неву в Санкт-Петербурге вслед за Николаевским мостом. В 1903 году Литейный мост переименовывали в Александровский (мост Александра II), в 1917 году вернули прежнее название.

Несмотря на то что в целом художественные качества Литейного моста оказались невелики, внимание могут привлечь перила. Они представляют собой высокохудожественное литьё по рисунку К. К. Рахау . Рисунок перил изображает русалок, держащих в руках герб Санкт-Петербурга. Таких гербов на Литейном мосту 546 штук. Чугунные перила были поставлены на все неразводные пролёты. На разводном же были установлены простые лёгкие ограждения. Их отлили на заводе Кахуна.

Литейный мост был первым, и долгое время оставался единственным, получившим электрическое освещение. Электрические фонари на нём установили в 1879 году. Этому поспособствовало то, что к моменту открытия Литейного моста старые осветительные фирмы не успели заключить контракт на его освещение. Их опередило "Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К", которое и ввело в практику уличный электрический свет.

Во время Великой Отечественной войны в один из пролётов моста попала бомба. Однако она не взорвалась, только пробив его.

В 1964 году открылся обновлённый Волго-Балтийский путь. Литейный мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации. В 1966-1967 годах проводилась реконструкция Литейного моста по проекту инженеров Л. А. Вильдгруде, К. П. Клочкова, Н. Д. Шипова и архитектора Ю. И. Синицы. Разводной пролёт был смещён к более глубокой части русла, его ширина увеличилась до 50 метров. Ширина переправы была увеличена до 34 метров. Развод моста стал осуществляться при помощи гидропривода. При этом исчез огромный бык разводного пролёта, на который опиралась старая конструкция. Переправа таким образом приобрела более гармоничные очертания.

У въезда на мост по обеим берегам реки была организована двухуровневая развязка. На мосте сохранили чугунные перила, для разводного пролёта их изготовили из более лёгкого сплава. Длина Литейного моста составила 396 метров.

Санкт-Петербург неспроста называют городом мостов, ведь в нем их насчитывается около 350. Многие из этих сооружений являются шедеврами мирового зодчества. Каждое имеет свой уникальный стиль и историю. Литейный мост, пожалуй, один из наиболее изящных образцов архитектурного искусства не только в России, но и во всем мире. Кроме того, о нем сложено множество легенд и поверий, благодаря чему мост получил славу самого таинственного и мистического в городе.

Немного истории

Строительство моста началось в 1875 году и проходило в очень сложных условиях, поскольку глубина Невы в этом месте составляет 24 метра. Главным инженером был назначен А. Е. Струве. Что примечательно, при возведении моста был применен кессонный метод, а также другие технические новшества, не существующие на то время нигде в мире. Суть метода заключалась в том, что на дно реки погружались металлические ящики и под давлением из них выкачивалась вода. Затем рабочие спускались в кессоны и работали, копая грунт и забивая сваи.

Литейный мост вошел в историю как первый освещенный электричеством архитектурный памятник. Связано это с тем, что русский физик Павел Яблочков изобрел первую в мире электрическую лампочку. И подрядчики, строившие мост, решили опробовать его изобретение.

Несмотря на многие препятствия и трагические события, которые постоянно происходили на мосту, он был сдан в срок и торжественно открыт в 1879 году. За период его существования его несколько раз переименовывали, лишь после революции 1917 года название Литейный мост закрепилось за ним окончательно.

Художественное литье

Несмотря на то что художественные качества сооружения не столь велики, стоит отметить его необычайной красоты перила. Часть их выполнена из металла с легким рисунком, а часть - из чугуна методом высокохудожественного литья по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре каждой решетки изображены две русалки, держащие в руках щит с гербом Северной столицы. Всего таких изображений насчитывается 546. По обе стороны от русалок боковые просветы между чугунными решетками-столбиками заполнены изображениями невиданных морских животных. Каждому туристу будет интересно посетить Литейный мост и рассмотреть, сфотографировать столь необычное литье.

Мистический мост

Это сооружение привлекает не только внешней красотой, но и загадочностью, ведь с ним связано много мистических легенд и странных происшествий. Так, согласно поверью, место у моста считалось заколдованным. Когда-то, в древние времена, здесь располагалось языческое капище. И на дне Невы расположился валун «Атакану», которому поклонялись и приносили жертвы племена, жившие в устье реки. Считалось, что камень мстил людям, проплывавшим над ним: тонули баржи, «по случайности» моряки вдруг падали за борт, смерть людей во время строительства тоже связывают с его воздействием.

Существует таинственная закономерность, связанная с тем, что Литейный мост в Петербурге привлекает людей, решивших свести счеты с жизнью. Водолазы, ежегодно занимающиеся поиском утопленников, рассказывают о том, что чаще всего именно с этого сооружения прыгают те, кто решил покончить жизнь самоубийством.

Знавшие немало петербургских тайн старожилы рассказывали о том, что в этом месте когда-то находился мост, ведущий в другие измерения. Он мгновенно окутывал густым туманом и заводил пешехода в неведомые земли, откуда нет возврата.

Литейный мост в Санкт-Петербурге: интересные факты

  • Ограждение моста включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
  • Узор решеток сооружения стал одним из символов Петербурга.
  • Когда-то разводной пролет моста открывали вручную. В середине 20 века он подвергся серьезной реконструкции. Механизм разводки стал поднимающимся для удобства прохода массивных судов. К декору моста добавили фонари с изображением, аналогичным литью на решетках.
  • Один из пролетов был пробит попавшей в него авиационной бомбой. Было это во время Великой Отечественной войны. К счастью, она не взорвалась.

Развод моста

Поскольку город стоит на островах, мосты здесь - не просто украшение, а насущная необходимость. Многие из них стали визитными карточками Санкт-Петербурга. В том числе и Литейный мост (фото представлено в статье). Развод мостов — удивительное зрелище, которое должен увидеть каждый. Лучше всего наблюдать за процессом в центре города. Все мосты разводят поочередно, с интервалом примерно в 10 минут, подстраиваясь под движение судов. Разводка Литейного моста осуществляется примерно в 01.40 ночи, правда, поднимают только одну секцию. Это, конечно, выглядит не так эффектно, как развод, например, Дворцового моста.

На сегодняшний день, несмотря на 130-летие сооружения, его внешний вид вполне современен. Его пролеты укреплены стальными балками и имеют форму полукруглых линий. Опоры одеты в нежно-розовый гранит. В целом это классическое инженерное сооружение эпохи капитализма, когда даже к столь масштабным проектам не предъявлялись высокие художественные требования.

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка...

И.И. Демьянов

Л итейный мост - самый мистический мост Санкт-Петербурга.
На старинных картах видно, что еще до основания города в районе существующего моста существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен второй в городе плашкоутный мост, получивший название «Воскресенского». Затем его перенесли к Летнему саду а прежнем месте был построен новый наплавной мост, который наводился вплоть до 1849 года.

Постоянный мост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию, но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.

Однако, дело продвигалось неспешно. Четыре года в Городской думе спорили, выбирая место будущего моста, наконец, решили, что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону и еще через два года объявили конкурс проектов.

Конкурс выиграл проект под девизом "Вестминстер", авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… - интриги... расследования...

Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила, что проект слишком дорогостоящий. И цели своей достигла - проект-победитель был отвергнут, а сделать новый, "экономичный" проект "попросили" инженера-полковника А.Е. Струве (слева на картинке). Струве, кстати, сам был членом Особой комиссии. Совпадение ИМХО знаковое...

Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.


Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.

Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон. Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.

1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза - стоимость работ по отвергнутому проекту "Вестминстер"... обычное для России дело... Мост был разводным, но поворотным!

Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.


«Вид на Литейный мост в Петербурге», П. П. Верещагин, 1870-е гг.

Мост изначально был назван Александровским (в честь императора Александра II). Однако название Александровский не прижилось, и позже он был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Мост проходит над самым глубоким местом Невы (хотя по картам глубин, самое глокое место не здесь) - глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет - с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты. Разводил этот мост и стоял под пролетом, ссылка на пост ниже.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом.

Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И пот легенде, река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне.

По другой версии, когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Хотя зачем это надо было делать, когда каждый камень был наперечет не понятно.

Гуггл уверяет, что Атакан выглядел примерно так, но я что-то сомневаюсь...

Но какой бы ни была версия, главным было то что Атакан начал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля и гибель людей при строительстве связывали с этим....

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.

Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот. Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял "мост-оборотень". Говорили, что под этим "оборотнем" в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом "вылазила всяка нечисть", которая измывалась над прохожими, "поганые рожи корчила да срамные слова кричала". И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц...

Существует легенда, что мост-оборотень видели еще до начала его с троительства. Мол один приезжий ямщик утопил бричку с барином в Неве. А на допросе в полиции заявил, что своими глазами видел в этом месте большой каменный мост через Неву и хотел по нему проехать.

Говорят, призрак моста на этом месте видел даже сам император Всероссийский. Старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерении?

Призраки. Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить еще в XXI веке. Тут видели русалок, леших, разнЫю прочую нечисть. Видели даже умерших императоров, но это все до исторического материализма. А вот уже после революции, тут был замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности. Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто.

А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и... исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрака...

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту.

«Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число. Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении - 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун - это царь водной стихии.
Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.
Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован.

Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место


Танки проверяют прочность пролетов моста.

Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.

На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).


«Литейный мост», А. М. Семенов, 1982 год.

Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

Мост после разведения. На фото стоит вертикально почти две тысячи тонн... самый большой и тяжелый В МИРЕ пролет моста, когда либо поднимаемый человечеством.

Проишествия, тайны, интриги, расследования... 16 августа 2002 года около 4 часов утра с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно затонуло, мост выдержал.

В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на мосту состоялась художественная акция арт-группы «Война». Акция заключалась в изображении фаллоса на дорожном полотне разводной части моста таким образом, что после развода моста 65-метровый рисунок поднялся напротив «Большого дома» — здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу.

Эти фото мне подарил Дима из Москвы dmitryl68 (который был в составе десанта) светлая ему память...

Акция «Х*й в плену у ФСБ!» прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб.

Литейный мост

Литейный мост

Мост соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Длина моста 396 м, ширина - 34 м. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В районе моста Нева имеет наибольшую глубину - 24 м.

В 1786 г. через Неву построили второй наплавной плашкоутный мост от Воскресенского проспекта (ныне Чернышевского) на Выборгскую сторону. Мост получил название Воскресенский. В 1803 г. этот мост поставили против Летнего сада, и он стал называться Петербургским. Вместо него против Воскресенского проспекта был сооружен новый наплавной мост, который наводился до 1849 г. Тогда в результате разборки Литейного двора на набережной Невы пролегла сплошная магистраль - Литейный проспект, связавшая центр города с Выборгской стороной. Поэтому Воскресенский мост был переведен на трассу по оси Литейного проспекта и стал называться Литейным.

Литейный мост наводился до 1875 г., когда началось сооружение постоянного Литейного моста. Наплавной мост вернули на прежнюю трассу и снова назвали Воскресенским. После постройки постоянного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.

Поводом к сооружению второго постоянного моста через Неву послужил срыв ледоходом 4 апреля 1865 г. наплавной переправы у Литейного проспекта. Для руководства проектированием и строительством моста была создана специальная экспертная комиссия, в которую, в числе прочих, вошли три видных петербургских архитектора: В. А. Львов, Ц. К. Кавос, Н. Л. Бенуа.

22 апреля 1871 г. был объявлен конкурс на проект Литейного моста, а 11 декабря 1872 г. комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако, Особая комиссия Министерства путей сообщения, рассматривая его, высказала ряд замечаний, результатом которых стал отказ от этого проекта. Была создана новая комиссия, которая решила строить мост по проекту инженер-полковника А. Е. Струве (одного из членов этой комиссии) и инженер-капитана А. А. Вейса. Струве предложил строить мост из английского и германского металла, хотя в России к тому времени плавили высококачественный металл.

Закладка нового моста состоялась 30 августа 1875 г. Работами по строительству руководил А. Е. Струве, ему помогали инженеры Вратновский, Баторский, Мазинг и Альберт. Строительство сопровождалось драматическими событиями - 16 сентября 1876 г, из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли пять человек, а 9 сентября 1877 г. при сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять человек были убиты. Здесь необходимо пояснить, что собой представлял кессон, впервые примененный в России именно на этом строительстве. Кессон - огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки.

Внутрь его нагнетается воздух, «выжимающий» воду и позволяющий разрабатывать грунт дна для сооружения фундамента мостовой опоры. По мере того как из-под кессона выбирается грунт, сверху над ним сооружается каменное основание опоры, под тяжестью которого кессон опускается вниз. Рабочие спускаются в кессон через специальную камеру. Через нее же транспортируется наружу в контейнерах разработанный грунт. Работа эта не только тяжела, но и очень опасна.

Стоимость строительства составила 5100 тыс. рублей, что в полтора раза превысило сметную стоимость.

Все участники строительства получили награды, а Струве был пожалован чин генерал-майора. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II, но название это не привилось.

Масса металлических пролетных строений составила 5902 т.

Пять пролетов Литейного моста перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, а шестой разводной пролет, располагавшийся у левого берега, был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первом широком и массивном быке (речной опоре). Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства - ворота, приводимого в действие восьмью рабочими.

Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л. с., питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мост с такой системой разводного пролета.

Мост был огражден перилами двух типов. Металлические кованые, простого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролете, на остальном протяжении - тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками, отлитые на заводе Кахуна. Эти элементы перил представляли высокохудожественное литье по рисунку архитектора К. К. Рахау. Он изобразил в центре секции картуш - щит с гербом города - перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными, стремительно опускающимися в водную пучину.

Решетка Литейного моста

Литейный мост был первым и долгое время единственным среди петербургских мостов, освещенным электрическими фонарями. В 1878 г. в Петербурге было учреждено «Товарищество электротехнического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К°.

Целью Товарищества было - освещение петербургских магистралей недавно изобретенной «свечой Яблочкова». Однако, это прогрессивное направление в жизни петербуржцев тормозилось капиталистическими отношениями, существовавшими в российском обществе (оказывается, капитализм явление регрессивное).

Монополией на освещение городских магистралей владели частные компании, которые предоставляли горожанам услуги в виде газовых и масляных фонарей, чадящих, разбрызгивающих всякую гадость и еле освещающих пространство. Договор между городскими властями и частными фирмами, оказывавшими подобные услуги горожанам, был долгосрочным, и петербуржцы долго не могли пользоваться изобретением своего гениального земляка. Литейный мост в этом отношении составлял исключение. К моменту его сооружения осветительные фирмы не заключили договор на его освещение, и таким образом Товарищество беспрепятственно заключило с городскими властями договор на его освещение электрическими фонарями.

Во время Блокады в пролет моста попала немецкая авиабомба и пробила его, но не взорвалась.

В 1964 г. началось движение по обновленному глубоководному Волго-Балтийскому каналу. Однако ширина разводного пролета моста (19,8 м) ограничивала свободу судоходства в новых условиях. Интенсивность движения транспорта намного превышала расчетную. Разводка моста, осуществлявшаяся гидротурбиной, длилась целых 20 минут. Все это привело к полной перестройке моста, расширению проезжей части и созданию транспортных развязок у обоих берегов на разных уровнях для ликвидации перекрестных потоков.

Проект реконструкции разработан инженерами Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шиповым, К. П. Клочковым и архитектором Ю. И. Синицей. Проектирование велось в 1963–1964 гг. Строительство велось под руководством инженера Ю. Р. Кожуховского. В 1967 г. мост сдан в эксплуатацию. Металлические строения его заменили. Поворотный разводной пролет был заменен раскрывающимся и перенесен к более глубокой части русла. Он увеличился до 50 м. Разводное пролетное строение массой 3225 тонн стало подниматься гидроприводом. При разводке оно поднимается под углом 67 градусов, и с Литейного проспекта кажется, что перед зрителем возникла вертикальная стена.

Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря чему стало возможным трехрядное движение транспорта. Реконструкция изменила внешний облик моста - исчез огромный бык вблизи берегового устоя, служивший основой для вращения разводной части и вносивший дисгармонию в силуэт моста. Теперь его силуэт приобрел плавные очертания, а разводной пролет не выделялся среди других пролетных строений.

Ограждения, бывшие на мосту до реконструкции, были сохранены, причем для разводного пролета секции отлиты из легкого сплава.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Литейный мост 1851. Во второй половине XIX века в Петербурге был объявлен международный конкурс на строительство нового моста через Неву. На конкурс было представлено семнадцать проектов.Победил инженер А. Е. Струве, по проекту которого в 1875–1879 годах мост был построен в

Из книги Другой Петербург автора Ротиков Константин Константинович

автора Антонов Борис Иванович

Литейный мост Литейный мостМост соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Длина моста 396 м, ширина - 34 м. Название моста происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 г. В районе моста Нева имеет наибольшую глубину

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Балтийский мост Мост расположен напротив Балтийского вокзала. Длина моста 33 м, ширина - 4,5 м. Название моста происходит от Балтийского вокзала.Мост сооружен в 1957 г. по проекту инженера А. А. Куликова и архитектора П. А. Арешева.Являясь одновременно пешеходным, он имеет

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Таракановский мост Пешеходный мост расположен в створе улицы Циолковского.Название мост получил по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку. В 1907–1908 гг. ее частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась улица,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Борисов мост Объединяет промышленные зоны левого и правого берегов Обводного канала. Металлический мост построен в 1989 г. по проекту инженера А. И. Фельдмана и архитектора В. М. Иванова. Длина моста 33,1 м, ширина -

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матвеев мост Мост расположен на левом берегу Мойки. Длина моста 27,1 м, ширина - 9,78 м. Он назван в память о комиссаре С. М. Матвееве, убитом в 1918 г. на Восточном фронте.Мост построен в 1782–1787 гг. при сооружении гранитных набережных Крюкова канала. Он был деревянным,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Мост Декабристов Мост расположен в створе улицы Декабристов. Длина моста - 29 м, ширина - 23,3 м. Название мост получил в память о восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Впервые в 1784–1786 гг. здесь был построен трехпролетный мост с опорами из бутовой

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Торговый мост Торговый мостМост соединяет Театральную площадь с улицей Союза Печатников (бывшая Торговая улица). Длина моста 26,7 м, ширина - 10,5 м. Название моста происходит от Торгового (Литовского) рынка, находившегося неподалеку с 1789 до середины 1920-х гг.Впервые мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Кашин мост Мост находится в створе проспекта Римского-Корсакова. Длина моста 23,85 м, ширина - 16 м.Первый постоянный мост с деревянным пролетным строением построен здесь в 1805–1810 гг. В 1839–1840 гг. Кашин мост вновь перестроили, и он стал трехпролетным, на каменных,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Смежный мост Мост расположен на набережной реки Фонтанки. Длина моста 25,9 м, ширина - 15 м. Название моста связано с его местоположением.В 1800–1810 гг. деревянный мост заменили постоянным, трехпролетным, на каменных, облицованных гранитом опорах с деревянным балочным

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матисов мост Мост соединяет левый берег реки Мойки с Матисовым островом. Длина моста 39,7 м, ширина - 10,5 м. Назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную разведку действий шведских войск

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Банный мост Мост расположен против улицы Декабристов. Длина моста 35 м, ширина - 15 м. Название мост получил по располагавшемуся на Матисовом острове зданию бань.С 1821 г. здесь находился деревянный мост.Современный мост - однопролетный, консольный, из предварительно

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Бердов мост Мост соединяет Матисов остров и Мясную улицу. Название мосту дано по фамилии основателя Чугунолитейного завода на Матисовом острове в 1780-х гг. Чарлза Берда. Мост пешеходный.Он соединял Мясную улицу с проходной завода и назывался сначала Чугунным, затем

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Головинский мост Мост соединяет набережные Адмирала Ушакова и Выборгскую. Длина моста 28,1 м, ширина - 27 м. Мост назван по располагавшемуся неподалеку имению графа Ф. А. Головина.Мост построен в 1875 г. на месте существовавшего здесь с 1817 г. деревянного моста. Он имел на



Включайся в дискуссию
Читайте также
Свято введенский монастырь
Цб и архимедовы силы Двигатель форель и биотехническая подводная лодка
ярославская область - переславль-залесский - история - каталог статей - любовь без условий