Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лужецкий ферапонтов монастырь в можайске. Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь (Можайск)

Монастырей и храмов на территории России очень много – древних и современных. Как говорят, выезжай на Золотое кольцо и будет тебе счастье. Исторические здания, шепот давно произошедших событий и живших когда-то людей. Русская история богата и щедро делится своими дарами. Но среди них есть совершенно особые места, в которые стоит съездить любому, кто занимается позабытыми страницами истории. Одно из них — в городе Можайск, недалеко от Москвы.

Лужецкий Ферапонтов монастырь , который находится в Можайске, широко известен за пределами Московской области. Сегодня он является одним из важнейших мест паломничества для верующих. Посмотреть его решили и мы.

Экскурсия в историческое прошлое

Я бывала в Суздале и Владимире, и в Угличе и в Дмитрове, Костроме, в Сергиевом Посаде, в , Боголюбово и видела знаменитую колокольню на речке Нерль. В некоторых из этих городов я бывала по несколько раз. И все же я могу смело сказать: Лужецкий монастырь в Можайске любопытнее и интереснее всего Золотого кольца, по которому принято проехаться хотя бы раз в жизни, куда привозят даже иностранных туристов, чтобы показать – вот она, история России в камне, во плоти, так сказать.

Но, как многим известно, историю пишут победители, и, разумеется, победители становятся белыми и пушистыми в своей интерпретации действительности. Летописи многократно редактируются, ненужные даже уничтожаются. Это не скрывается даже. Во время Раскола победившие с особым азартом сжигали и книги, и людей. Конечно, и у победителей могут быть свои минусы и слабости, но принято на это закрывать глаза и скорбно произносить: так было нужно Отечеству. А зачем это было нужно? Обычно не принято задавать таких вопросов. Ведь даже теория Дарвина за них – выживает мол сильнейший, значит, так надо. Были бы мол раскольники или другие враги правы, то они бы выиграли войну.

Но кто был прав, мы не знаем, однако выяснить то, что скрыто от глаз, все равно желаем. Ведь чего бояться, если победители правы?

А мы любим задавать вопросы, поэтому однажды собрались и отправились в сторону Можайска. Ехать от Москвы совсем не долго (около двух часов), особенно если не попасть в пробку на Минском шоссе. Направление популярное, так что стоит подумать, чтобы всех опередить и выехать пораньше.

В Можайске надо свернуть к реке по указателям, и скоро перед вами предстанут белые стены Лужецкого Ферапонтова монастыря. Казалось бы, все типично: строение на берегу петляющей речки, внутри стоит храм, здание, где жили монахи. Вокруг — мощные стены. Красиво, люди приходят на службу.

Березовая аллея перед входом в Лужецкий Ферапонтов монастырь в Можайске

Но чем же интересен Можайский монастырь?

Особенности Лужецкого монастыря бросаются в глаза сразу же. Даже если глянуть на храм, сразу же хочется спросить: а что с ним случилось? Почему он стоял закопанным в землю почти наполовину? Сейчас храм откопан, и к нему приставили большую лестницу. Очевидно в то время, когда он стоял под землей, нижние помещения, где изначально был вход, и использовался верующими по назначению: для служб и молитв. Но теперь алтарь перенесен наверх.

Мгновенно приходят на ум тысячи подобных зданий, которые до сих пор стоят закопанными, нелепо моргая половинками глаз-окон из-под земли. И ведь речь идет не только о христианских и богоугодных заведениях, в разных городах России можно встретить здания, закопанные в землю, первые этажи которых стали полуподвальными помещениями.

В самом деле, в здравом уме кто-то будет строить и проектировать свои здания подобным образом? Чтобы люди жили внизу? Внизу под жилыми помещениями всегда было принято устраивать погреб для хранения продуктов (если речь идет о простой семье) и своих богатств и товаров (если мы уже говорим о купцах). А у нас здания закопаны! И выглядят нелепо. А вот если их откопать, они сразу становятся красивыми и логично спроектированными, законченными.

Значит, какой первый вопрос, который задает Лужецкий Можайский монастырь? Да, верно: что же такое случилось совсем недавно, что были погребены здания? Потоп, цунами? Это, конечно, из ряда фантастики, но других версий сразу в голову и не приходит. Многодневный дождь с ветром? А главное, почему после бедствия не стали откапывать? К примеру, в Европе – стали. На многих картинах изображены люди с лопатами, откапывающие Рим и другие города. И речь там не идет о восстановлении исключительно объектов Римской империи.

Сразу за церквушкой можно увидеть странные белые камни, поваленные, как говорят, «мордой в салат». Поскольку не все лежат именно в таком положении, то можно их осмотреть. И при пристальном внимании мы вдруг видим письмена и понимаем – это надгробные камни. Это камни, стоявшие у чьих-то могил.

А чуть подальше видим и само кладбище. Где подобные камни – самые легкие из представленных – лежат на привычном для себя месте. Однако стоит подойти и сразу становится ясно, что надгробия не принадлежат могилам. Они просто положены сверху. Так, для красоты. Валялись кругом, а после похорон братьев на их могилы были сверху поставлены камни. Их украшают совсем не христианские символы – свастика, коловрат и другие. Следующий вопрос, следовательно, откуда взялись эти камни в христианском можайском монастыре?

А вот камни поваленные на заднем дворе, уже гораздо интереснее. Когда-то они послужили фундаментом для строительства. То есть пришли люди на место захоронения, посмотрели, что надгробные камни очень даже ничего и использовали их для строительства. Сейчас, когда храм уже откопали и восстановили, надгробия бесполезным грузом лежат рядом. Убрать их – задача не из легких, тяжелые они очень. Да и не мешаются особенно. Письмена не везде видны. А где видны, то удивление просто зашкаливает.

Я не могу не сказать, что в принципе удивляет поведение тех, кто строил из надгробий фундамент. То есть совсем уважения не было? А ведь язык там – русский, древнерусский точнее, свой. Что это за неуважение тотальное? Разграбить чужую могилу и построить из нее храм! Никакой религиозной войной это не объяснить. Это просто бесчеловечно.

Но вернемся к надписям на камнях в Лужецком Ферапонтовом монастыре. Были попытки расшифровки, которыми занимались сторонники альтернативной истории, поэтому я не буду повторяться. Скажу лишь одно – здесь, на территории монастыря в Можайске, лежат свидетельства истории страны. Ведь стиль и способ нанесения букв совершенно разный, это несколько временных пластов.

Эта версия события никого уже не интересует. Так как мы слишком привыкли верить в официальную версию. Но как мне кажется, стоит присмотреться и для себя понять хотя бы одно – наши победители не всегда белые и пушистые. Не значит это автоматически ведь, что проигравшие безвинны. Кто знает? Но честно ли то, что нам не предоставляют выбор самим разобраться, что это была за борьба, за что и какие ставки были сделаны?

Фотографии надгробных камней в Можайском Лужецком Феропонтовом монастыре в Можайске

Кладбище при Можайском Лужецком Феропонтовом монастыре

Основан в XV веке преподобным Ферапонтом Белозерским

Лужецкий монастырь в Можайске в начале XV века основал преподобный Ферапонт Белозерский, ученик Сергия Радонежского. Монастырь также называют Ферапонтовым. Ферапонт Белозерский был назначен князем Можайским, сыном Дмитрия Донского, для устроения монастыря вблизи своего стольного города княжества. Белоозеро, наряду с Можайском, было уделом князя Андрея Дмитриевича Можайского, так по воле князя, В 1408 году семидесятилетний старец стал основателем Богородице-Рождественского монастыря - в местности, называемой Лужками, под Можайском, где настоятельствовал почти 20 лет, до самой своей кончины. В монастыре покоятся мощи его основателя, преподобного Ферапонта.

В 1542г. был построен собор Рождества Богородицы, а через 5 лет трапезная с Введенской церковью, которая первоначально была шатровой. В конце XVI века в монастыре были построены еще два каменных здания –церковь Иоанна Лествичника и надвратная Преображенская церковь (перестроена в 1732г. после пожара).

В1680-х гг. возведена кирпичная ограда с четырьмя круглыми башнями, а в 1692гг. закончена шатровая трехъярусная колокольня и Братский корпус. Таким образом, ансамбль монастыря практически полностью сложился к концу XVII века.


В 1732г. монастырь сильно пострадал от пожара, и большинство зданий пришлось так или иначе перестраивать и строить новые - четырехугольную башню с хозяйственными воротами, настоятельские покои.

Пострадал монастырь в войну 1812 года, чудом удалось спасти его от пожара. Во время Великой Отечественной войны фашисты устроили здесь лагерь для военнопленных. А после войны НКВД разместил здесь лагерь.

В 1961 году началась реставрация памятника архитектуры, а в 1993г. монастырь был передан Русской Православной Церкви и начала возрождаться монастырская община.

Недалеко от монастыря построена надкладезная часовня над источником преподобного Ферапонта:

Список Храмов и построек монастыря:

  • 1542г. Рождества Богородицы собор
  • 1547г. Введенская трапезная церковь
  • кон. XVIв. Преображенская надвратная церковь
  • кон. XVIв. церковь Иоанна Лествичника (утрачена)
  • 1673-1692гг. Колокольня
  • 1681-1692гг. Братский корпус
  • 1680-1684гг. Ограда с круглыми башнями
  • 1761-1763гг. Четырехугольная башня ограды и Хозяйственные ворота
  • 1761-1768гг. Настоятельские покои
  • 1814г. Казначейский корпус
  • ХХI в. Надкладезная часовня над источником прп. Ферапонта
В 2008 году исполняется 600 лет Можайскому Лужецкому монастырю, освященному в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Основал эту обитель преподобный Ферапонт Белозерский, день памяти которого в Можайской земле издревле празднуется 27 декабря (9 января). Есть все основания полагать, что именно на этот день и приходится блаженная кончина преподобного. Общецерковное же празднование знаменитому Белозерскому подвижнику приурочено ко дню памяти его небесного покровителя священномученика Ферапонта Сардийского и совершается 27 мая (9 июня).

Шесть веков с высокого правого берега реки Москвы на окраине Можайска, из местности, что издревле называлась Лужками, возносится ко Господу монашеская молитва. Шесть веков стоит здесь Лужецкая обитель - одна из жемчужин того духовного ожерелья, которое Промыслом Божиим рассыпано по Русской земле учениками и учениками учеников преподобного Сергия Радонежского и поныне сияет очагами святости, твердынями веры и благочестия.

Кто стоял у истоков монастыря? Что повидали его стены? Каков его нынешний день?

Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского, и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности.

Преподобный Ферапонт родился около 1337 года в Волоке Ламском от благочестивых родителей, бояр Поскочиных, и в крещении получил имя Феодор. Стремясь избежать суеты мира сего, он уже в зрелом возрасте пришел в московский Симонов монастырь. Настоятель монастыря святой Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, в будущем архиепископ Ростовский († 1394; память 28 ноября / 11 декабря), благословил постричь его с именем Ферапонт без прохождения предварительного искуса. Произошло это около 1385 года.

Преподобному Ферапонту по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему. Как повествует житие святого, «местность эта была очень пустынной и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало уединению и безмолвию, которых жаждала его душа.

Это стремление инока Ферапонта к пустынножительству не сокрылось от Сердцеведца Господа. Вскоре преподобный удалился из Симонова вместе с другом своим, преподобным Кириллом Белозерским († 1427; память 9/22 июня). После долгих странствий по Белозерским пределам подвижники нашли место, указанное в чудесном видении преподобному Кириллу Пресвятой Богородицей. Здесь они водрузили крест и, воспевши хвалу Богоматери, вырыли себе землянку для жилья. Это было в 1397 году, который и считается годом основания Кирилло-Белозерского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Через год преподобный Ферапонт, удалившись на пятнадцать верст от Кирилловой обители, поселился совсем уединенно на красивейшем месте - среди озер Паского и Бородавского, «между которыми полет стрелы или чуть больше». Но недолго пришлось безмолвствовать смиренному отшельнику: собралась братия, и в дебрях белозерских лесов появилась еще одна монашеская обитель, которую преподобный Ферапонт посвятил Рождеству Богоматери. Десять лет провел он в посте и молитве в суровом северном краю и так преуспел в монашеском делании, что слава о старце-подвижнике дошла до владетельного князя Белозерской земли - Андрея Дмитриевича Можайского.

Сын святых родителей, благоверного великого князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая / 1 июня) и великой княгини Евдокии Московской († 1407; память 17/30 мая), князь Андрей после смерти отца семилетним отроком получил в удел Можайск и Белоозеро. Окрепнув годами и поселившись в своем стольном городе, благочестивый князь задумал устроить своим иждивением вблизи Можайска особую монашескую обитель. «И искал он, - рассказывается в житии преподобного Ферапонта, - где бы найти ему мужа, совершенного разумом, для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет». Как ни хотелось преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться желанию владетельного князя. Со словами: «Воля Господня да будет!» - семидесятилетний старец отправился в путь. С Божией помощью добрался он до Можайска.

Трогательна была встреча князя со святым. Двадцатишестилетний Андрей Дмитриевич издалека увидел приближающегося старца и вышел ему навстречу со словами: «Бог сосчитает все твои шаги и воздаст тебе за труды твои». Князь с любовью умолял преподобного создать близ его города обитель для спасения иноков. Подвижник не решался возложить на свои рамена такое большое дело и смиренно просил отпустить его назад, к белозерской братии. Но князь был непреклонен в своем намерении: «Легче мне, отче, всего лишиться, нежели отпустить от себя твою святыню. Так велико мое желание, ради которого я тебя и позвал, ради Божией любви останься здесь с нами и возьмись исполнить желание моей души. Я ведь хочу твоими молитвами с Божией помощью воздвигнуть дом для спасающихся душ, дабы за их спасение и мне Господь Бог оставил грехи моей души и от вечной муки избавил вашими святыми молитвами». Святой вновь повиновался со словами: «Воля Господня да будет», и вскоре над заливными лугами на берегу реки Москвы нашел место, «весьма пригодное для строительства обители и красивое само по себе».

Рождеству Пресвятой Богородицы посвятил преподобный Ферапонт и этот монастырь. Да и князю Андрею первый двунадесятый праздник церковного новолетия был особенно дорог. Именно в праздник Рождества Пречистой Девы Марии 8 сентября 1380 года его отец, великий князь Московский Димитрий Иоаннович, разгромил на Куликовом поле полчища хана Мамая. А его мать, великая княгиня Евдокия, в память о той победе построила в Московском Кремле храм в честь Рождества Богородицы.

Князь Андрей Дмитриевич на благословленном преподобным Ферапонтом месте начал строительство каменного собора в честь Рождества Божией Матери. Дом Пресвятой Богородицы он украсил иконами и снабдил всем необходимым.

Вокруг аввы Ферапонта, первоначальника новой обители, вскоре собрались братия. Князь же Андрей выхлопотал сан архимандрита для преподобного и, как сообщает житие святого, «имел постоянное попечение о нем, и хорошо почтил и упокоил его в старости, и ни в чем его не ослушался».

Восемнадцать лет настоятельствовал преподобный Ферапонт в Можайске. А на девяностом году жизни он отошел ко Господу († 1426). Оплакиваемый князем и его семейством святой старец с почестями был погребен в Лужецком монастыре, у северной стены соборного храма.

Шестью годами позже, 2 июня 1432 года, скончался и князь Андрей Дмитриевич, завещав сыновьям своим «пещися о монастырях Белозерских и о Можайском Лужецком». Князь, как член Московского княжеского дома, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Во владение великих князей Московских Можайск отошел уже в середине XV века. В ризнице Лужецкого монастыря некогда хранились тарханные грамоты на жалованные монастырю вотчины и земельные угодья от великого князя Московского Василия Иоанновича, «царя и самодержца» Ивана IV Васильевича и государя Михаила Федоровича, датированные 1506, 1551 и 1623 годами.

Имя первого известного после преподобного Ферапонта архимандрита монастыря упоминается в монастырской летописи лишь в 1523 году. Это постриженик Боровского Пафнутьева монастыря Макарий, в будущем митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря / 12 января). Хотя период его пребывания здесь невелик - всего три года, святитель Макарий никогда не оставлял своим вниманием Ферапонтову обитель в Можайске, делая вклады на большое каменное строительство. В первой половине XVI века простоявший сто лет первоначальный каменный собор Рождества Богородицы был разобран и на его месте выстроен новый, пятиглавый, собор с галереей.

На церковных Соборах 1548–1549 годов, созванных трудами святителя Макария, были причислены к лику святых многие русские угодники Божии, прославленные от Бога чудесными знамениями. Среди святых, всей Российской Церковью чтимых, был прославлен также преподобный Ферапонт, Белозерский и Можайский чудотворец. В Ферапонтовом монастыре на Белом озере трудами иноков были написаны житие и служба преподобному, а в Лужецком монастыре над могилой святого соорудили храм.

В переписных книгах города Можайска, составленных в 1596–1598 годах после опустошивших окрестности моровых поветрий, впервые приводится подробное описание Лужецкого монастыря. В нем было три каменных храма: соборный Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Макария Египетского, Введенский с приделом Феодора Стратилата и преподобного Иоанна Лествичника, в котором «гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней доске писан образ Ферапонта чудотворца». Деревянными были колокольня с боевыми часами, кельи настоятельские и десять братских, святые ворота со святыми иконами по обеим сторонам. Церковные предметы хранились в соборной церкви, ризница была богата дорогими облачениями и серебряными сосудами, а библиотека - множеством книг рукописных и частью печатных. «В казне же денег 478 рублей 28 копеек и немало посуды оловянной и медной; вне монастыря двор конюшенный, а в поле хлеба 280 сотенных копен ржи и 240 сотенных копен овса, и в слободке на всполье 27 дворов».

Довольно крепким и основательным монастырь встретил XVII век, начало которого мы называем Смутным временем. Внутренние нестроения и нашествия иноплеменных сотрясали наше Отечество. Для Можайска, а значит и для главного его монастыря, все началось в 1605 году, когда направлявшиеся к Москве скопища самозваного царевича Лжедмитрия и он сам со своей польской невестой Мариной Мнишек провели в городе первые дни Светлой седмицы, омрачив тем самым пасхальную радость горожан. Монастырское летописание сообщает, что «Можайск с окрестностями подвергался постоянным опустошениям от всяких бродяг-бунтовщиков и от поляков; не раз были они все и прогоняемы из сих мест и снова овладевали ими, а в 1610 году город Можайск у поляка Вильчека был куплен московскими боярами за сто рублей, но вскоре вновь оставлен во власти поляков до изгнания их в 1612–1613 годах из Москвы и из пределов Московских». Еще через пять лет артиллерия стоявшего под Можайском польского королевича Владислава практически уничтожила и город, и посад. Тогда же мученическую кончину принял лужецкий архимандрит Митрофан. Обитель была опустошена, население в подмонастырских слободках побито, все церкви разрушены до такой степени, что даже спустя десятилетие после литовского разорения богослужение можно было совершать только в Рождественском соборе. Но и в этой соборной церкви похищенные поляками оклады почти со всех образов иконостаса еще не были восстановлены. В монастырской ризнице вместо серебряной богослужебной утвари осталась лишь деревянная, а вместо ценных облачений - лишь холщовые ризы. Погибло и множество рукописных книг.

Постепенно монастырь стал подниматься из руин. Много трудов к его восстановлению приложил архимандрит Моисей (Обухов), который «не щадил и своих средств, и был счастлив тем, что при его настоятельстве оказалось много усердствующих к святой Лужецкой обители». В монастырской Вкладной книге под 1644 годом содержалась запись о вкладе архимандрита Моисея «по своих родителех в вечный поминок; на оклад, что обложили образ Пречистыя Богородицы Одигитрие, в соборной церкви на левой стороне, да образ преподобнаго чудотворца Ферапонта». Архимандрит Моисей и еще 29 человек из братии монастыря скончались в моровое поветрие 1655 года.

Постепенно благодаря пожертвованиям различных лиц в Ферапонтов Лужецкий монастырь возвращалось благолепие.

В его архитектурном ансамбле появился надвратный храм Преображения Господня; он упоминается впервые в 1627 году. Был выстроен каменный двухэтажный келейный корпус. И, наконец, в 1692 году монастырь украсился шатровой четырехъярусной колокольней. Среди жертвователей на ее возведение числится и уроженец Можайской земли Святейший Патриарх Иоаким (Савелов; † 1690), пожаловавший Лужецкому монастырю «на колокольное каменное строение сто рублей». В нижнем ярусе колокольни, в так называемой колокольной палатке, впоследствии было погребено несколько представителей древнего рода Савеловых - благодетелей монастыря и сродников Патриарха, и в их числе родной брат Святейшего - Павел Петрович Савелов, постриженный в Лужецком монастыре в монашество с именем Петр († 1709).

По царскому повелению в первом году XVIII века на военные надобности было сдано из Лужецкого монастыря пятьдесят пудов колокольной меди. Этот век также отразился в монастырской летописи бурей, сорвавшей крест с одной из глав соборного храма, «огненными пожогами», нескончаемыми «исправлениями ветхостей» и возобновлениями храмов.

В 1723 году храм Иоанна Лествичника был освящен во имя основателя и первоначальника обители преподобного Ферапонта. Важным событием явилось и причисление в 1764 году Лужецкого монастыря ко второму классу епархиальных монастырей. В списке второклассных обителей Московской епархии он значился третьим после московских Спасо-Андроникова и Высоко-Петровского. Лужецкому настоятелю разрешено было носить мантию с малиновыми скрижалями, служить с набедренником и палицей, в шапке, на ковре и иметь посох с четырьмя сребропозлащенными яблоками. Число братии должно было составлять 17 человек с настоятелем, да для работ по монастырю разрешалось иметь 17 штатных служителей.

Путешествовавший в 1804 году в Киев митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин; † 1812) останавливался в Лужецком монастыре и так описывал его: «Сей монастырь весь есть каменный; четыре в нем церкви и кельи и ограда каменныя, довольно устроены, и внутри церквей благолепие непостыдное; стоит на высоком и красивом месте на берегу Москвы-реки, откуда почти и весь город виден».

Прекрасным майским днём посетили мы Можайск. Маленький город с богатой историей на самом западном краю Московской области.

Добраться до Можайска из Москвы просто, но довольно долго. Электричка с Белорусского вокзала до станции Можайск идёт порядка 2 часов. В конце страницы расположена , так что автомобилисты смогут сами увидеть - как надо добираться до города.

Сейчас Можайск - небольшой город где проживает порядка 30 000 жителей. Идя от станции к центру города можно даже представить себе что ты где-то в дачном посёлке.

Тем более и под ногами ползают вот такие улиточки:0)

Но впечатление обманчиво - в центре города как и положено - здание администрации

А около здания администрации - Владимир Ильич

Ленин, как известно вечно живой

Но по дороге удалось найти и образ вечно умирающего Кенни...

но не только из-за преддверия дня Победы в этой подборке много места уделено памятникам героям Великой Отечественной войны.

Можайску выпала участь стать свидетелем и Бородинской битвы в войне 1812 года и обороны Москвы в 1941 году.

Почти 50 000 погибших защитников Можайска осенью 1941 года... Цифра огромная...

Основное участие в обороне Можайска приняла 32-я стрелковая дивизия с Дальнего Востока

10 октября 1941 года дивизия прибыла в город, а 12 октября уже вступила в схватку с фашистами

На данном участке врагу не удалось пробить оборону, однако 18 октября гитлеровская армия всё же пробила оборону на другом участке фронта и захватила Можайск.

Можайск, продержавшийся 6 дней сильно вымотал фашистскую армию, которая впоследствие была остановлена на линии Кубинка - Наро-Фоминск.

А уже в декабре началось контрнаступление и вскоре город был освобождён.

Недаром такую большую площадь Можайска занимает мемориальный комплекс, посвящённый Великой Отечественной войне

В черте города находится большое количество захоронений героев войны. Некоторые из них отмечены памятными скульптурами.

Иные - просто каменной плитой.

У мемориала героям войны есть и небольшой памятный знак воинам - связистам

Есть рядом с мемориалом и ещё одно историческое здание, в котором в 1918 году размещался совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Об этом даже имеется специальная табличка на здании

Кстати чуть поотдали на аллее заложен камень, где будет памятник жертвам репрессий

Было бы странно если бы в Можайске не имелось бы никаких ссылок и на войну 1812 года. Большая мозаика на стене одного из зданий посвящена спасителям Отечества.

Стоит поднимать голову вверх. Особенно весной.

Почему-то развалины тоже притягивают внимание

Покровителем города является святитель Николай

По легенде в 14 веке во время одного из набегов татар в небе предстало грозное видение - святитель Николай с мечом и градом Можайском в другой руке. Устрашающее видение настолько испугало врагов, что они бежали.

В благодарность за это горожане создали деревянную статую святителя Николая таким, как они его увидели.

Сейчас деревянный образ хранится в запасниках Третьяковской галереи, а в Можайске установлен Никола из металла

Возле памятника девочка гоняла голубей...

Видим купечесские дома стоящие прямо около Можайского кремля. Сейчас ведётся вяло текущая работа по восстановлению этих домов.

И вот - сам Можайский Кремль

Не так много кремлёвских архитектурных сооружений дошло до нас. В частности эти ворота.

А сквозь ворота виден огромный Никольский собор, построенный в готическом стиле в 1799-1812 годах

От ворот, ведущих на территорию Можайского кремля веет историей. Построены они в 1802 году

хотя старая кирпичная кладка производит впечатление ещё большей древности

Без головы пока стоит старый Никольский, ныне Петропавловский собор. Построенный в конце 14 -начале.15 веков

На стене собора изобажены сами Петр и Павел

Несмотря на то, что завершения у храма ещё нет - изнутри он уже расписан

Обратимся к истории Можайска. Считают что название города произошло от восточно-балтского слова "Mazoja", что значит "малый". По-русски это звучало как Можайка. Вот город стоящий на её берегах и получил название Можайск.

Официальной датой основания города считают Датой его основания считают 1231 год (год первого упоминания в летописи). Город входил в состав Смоленского княжества.

В 1303 году московский князь Юрий Данилович захватил город и присоединил его к Московскому княжеству.

Город становится западной приграничной крепостью Московского княжества

К концу XIV века Можайск становится самостоятельным удельным княжеством, Дмитрий Донской оставляет его своему сыну Андрею. Именно князь Андрей в 1408 году пригласил преподобного Ферапонта чтобы основать на берегу Москвы реки Лужецкий монастырь.

В середине XV века можайск опять переходит к Московскому княжству. Поводом для этого стало то, что можайский князь Иван поддержал Дмитрия Шемяку, противника великого князя Василия II. Московская рать Василия II взяла город. Князю Ивану пришлось бежал в Литву. Так с 1456 года Можайск вновь перешёл в соостав московского княжества.

В начале 17 века, во время смуты, город занимают Польско - Литовские интервенты. Как результат - полное разорение города. В 1616 году в нём осталось чуть более 50 жилых дворов.

В 1624 в городе начинается строительство каменных стен. Город становится хорошо защищённым оплотом Руси на западных рубежах. Начинается бурный рост города, активно развивается ремесло.

Как уже упоминалось выше - под Можайском состоялась важнейшая битва войны 1812 года - Бородинская. После отсутпления русских войск город заняли французы. С конца августа до 17 октября французские войска хозяйничают в городе.

Город после войны весьма быстро восстановился, однако былого статуса уже не приобрёл. Ещё и строительство железной дороги, по которой пошёл весь поток товаров, который ранее шёл по Смоленской дороге оставило город несколько на обочине.

Сейчас лишь эти два собора да небольшой крепостной вал напоминают о том, что когда-то здесь была мощная крепость.

На Никольском соборе отмечены даты строительства различных ярусов.

Недалеко от Никольского собора - ещё одно напоминание о Великой отечественной войне - братская могила...

Ещё тут обустраивают купель и восдосвятный комплекс. Правда не очень понятно что за купель без источника...

По улице Крупской находится более новая достопримечательность города - здание школы, где перед учителями уезда выступала Н.К.Крупская и находился штаб 5-й армии, защищавшей подступы к Москве

Как видно - тут идут работы по благоустройству территориии.

На стене храма Иоакима и Анны висит табличка с названием.

А по всему внешнему фасаду расположены фрески. Никола Можайский.

Собственно Иоаким и Анна

Иисус - над входом

Великомученник Георгий

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Ахтырский образ Пресвятой Богородицы

Сергий Радонежский

Преподобный Ферапонт Можайский

Снятие со креста

От храма Иоакима и Анны отправляемся в сторону Лужецкого монастыря, находящегося на берегу Москвы - реки.

По дороге попадаем под дождик и радуемся что основная его часть идёт мимо

И вот, наконец, Можайский Лужецкий Ферапонтов Монастырь

Посредине золотые отблески куполов собора Рождества Богородицы

Вдали остались Никольскийй собор

И церковь Иоакима и Анны

А перед нами уже ворта хозяйственного двора монастыря

Решаем сначала немного пройтись вдоль стен прежде чем заходить в монастырь

Рассмотреть башенки и стены

А также подмосковные просторы - и Москва-реку

Вдали небольшое гидротехническое сооружение назначение которого мне так и осталось непонятным.

В итоге мы решили что это мостик и впоследствие перешли по нему на ту сторону

Но это после а сначала - посмотрели на реку и пошли на территорию монастыря

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь был основан в 1408 году преподобным Ферапонтом по пожеланию князя Андрея Дмитриевича Можайского

До самой своей кончины в 1426 году преподобный Ферапонт был настоятелем обители.

В 1506 году царь Василий III дарует Лужецкому монастырю тарханную грамоту, освобождающую монастырь от налогов.

С 1523 по 1526 года настоятельствует в монастыре архимандрит Макарий. будущий митрополит Московский. Считают, что при нём начато строительство храмов Рождества Пресвятой Богородицы и Введенского храма.

В 1547 году преподобного Ферапонта прославляют в лике святых.

Жизнь обители тесно связана с жизнью города. В начале 17 века он как и Можайск разорён поляками. А в 1812 году здесь стоят французские войска. Французы сильно порушили монастырь, в частности пробили в стенах отверстия для орудий, которые потом долго стояли незаделанными. Более того, французы хотели взорвать монастырь, однако её удалось спасти.

В 1922 году монастырь закрывают, хотя уже в 1918 году большую часть зданий занимают красноармейцы. Потом обитель переделали в колонию для малолеток, потом в фабрику.

Лишь в 1994 году монастырь вернули церкви и теперь тут вновь теплится монашеская жизнь.

Центром монастыря является собор Рождества Богородицы

Ещё при основании монастыря преподобный Ферапонт возвёл здесь Рождественский собор, который простоял около 100 лет, после чего сгорел.

Закладку нового собора связывают с именем архимандрита Макария, однако некоторые историки считают что закладка произошла несколько позже его настоятельства - в 1544 году. Одно известно. Закончен собор в 1547 году.

Собор как и весь монастырь сильно пострадал в советское время. Это типичная история для многих церквей... Однако после передаче монастыря церкви собор приводится в божеский вид.

Колокольня Лужецкого монастыря сейчас стоит в лесах. Правда процесс реставрации идёт очень долго.

Под колокольней находится усыпальница рода Савеловых, родственников святейшего патриарха Иоакима, пожертвовавшего 100 рублей на устройство колокольни.

Длинное здание келий на самом деле состоит из трёх частей разного времени строительства. Поначалу он был одноэтажным. Но постепенно достраивался. В советское время здесь вообще размещались квартиры

У самой ограды стоит Введенская церковь с трапезной палатой. Поначалу она имела шатровое завершение, однако после пожара 1717 года рухнувший шатёр заменили простой главкой.

От одной из церквей, а именно церкви преподобного Ферапонта ныне остался лишь фундамент.

Монастырский некропль расположен по правую руку от современного входа в монастырь

Надвратная церковь освящена в честь Преображения Господня. Предполагают что раньше у неё также было шатровое завершение, а современный вид купола она получила при восстановлении монастыря после нашествия французов.

Есть на территории монастыря и такой вот домик. Ни в одном описании не указано что это за дом.

Ограда монастыря была деревянная до 1680 года. Именно тогда началось строительство каменных стен

У выхода из монастыря отдыхал местный пёс

Уже за территорией монастыря стоят кельи с настоятельским корпусом

От монастыря отправляемся к источнику Преподобного Ферапонта, находящимся метрах в 300 от монастыря, по дороге постоянно оглядываясь на стены

У источника преподобного Ферапонта установлена часовня, купель и памятник русским монахам. Территория благоустроена и выглядит просто супер. А вода в купели и источнике очень освежает. Лично мне после того как я окунулся в купели стало гораздо легче продолжать путь. В общем, если едите в Лужецкий монастырь - обязательно заезжайте на источник.

От источника направляемся к увиденой ранее переправе через Москва-реку

Оттуда открывается очень красивый вид на Монастырь.

Надвигалась гроза и мы поспешили влезть в автобус идущий до вокзала. Дождь всё же достал нас но потом через 2,5 часа на Беговой.

Ну и конечно обязательная кошка. А так как рассказ получился довольно длинным - даже две:0)



Включайся в дискуссию
Читайте также
Самозарядный карабин Steyr Mannlicher AUG-Z A2 в форм-факторе буллпап
Булгаковские места Стоимость билетов на экскурсию
Блошиный рынок на тишинке Выставки на тишинке в июне