Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Помпея италия. Помпеи. Город, достойный внимания! Адрес, часы работы, как добраться

Несколько практических советов, что нужно обязательно увидеть в Помпеях, где остановиться и где покушать? Также указаны часы работы музея и стоимость входных билетов. Это маленькое руководство для туристов поможет коротко познакомиться с историей "мертвого" города и чувствовать себя уверенно во время посещения знаменитого города-музея.

Помпеи были одним из крупнейших и самых прекрасных городов римской эпохи. Основанный осками в восьмом веке до н.э. на судоходной в прошлом реке Сарно, у подножья горы Везувий, город имел удобное расположение. Большое производство и экспорт масел и вина сделали Помпеи очень богатым и влиятельным поселением. Когда он был поглощен расширением границ будущей столицы Италии - Римом, он стал туристической зоной отдыха (летней резиденцией) для римских богатых патрициев.

Кто знает, каким стал бы город, если бы в 79 году н.э. не произошла страшная трагедия. 24 августа началось сильнейшее извержение вулкана, длившееся целые сутки. В результате были уничтожены Помпеи , городки Стабия и Геркуланы . А также множество близлежащих вилл и селений.

Раскопки в Помпеях являются трогательными и пугающими свидетельствами жизни "мертвого" города , который спит под вулканической пылью. Даже в Риме не осталось таких впечатляющих строений, как в Помпеях. Знаменитые «Вилла Тайн», «Дом Панса», «Дом Лабиринт», "Дом Фавна" демонстрируют богатство и величие римского правящего класса Помпеи.

Город привлекает миллионы туристов в год. Многие приезжают, чтобы поклониться в Храме Девы Марии Святого Розария. Эта знаменитая папская базилика пользуется особым почитанием у католиков всего мира.

Около шести миллионов паломников прибывают в город 8 мая и в первое воскресенье октября, когда возносятся молитвы с просьбами к Деве Марии. В основном, религиозные паломники прибывают организованными группами.

Помпеи имеют много интересного, что спрятано между руинами и святилищами. Войдя в этот город, вы никогда не сможете его забыть. Постарайтесь посетить мертвый город Помпеи, не пропуская ни одного свидетельства его тысячелетней истории.

Вот некоторая полезная информация, которая поможет организовать вашу экскурсию в город - музей:

Вход на территорию археологических раскопок Помпеи открыт:

Стоимость входного билета: взрослые - € 11, детские - € 5.50.

Билет для доступа к сайтам Помпеи, Геркулано, Оплонти, Стабии, Боскореале (действительный в течение 3 дней) стоит € 20 - для взрослых, € 10 - детский. Бесплатный вход - для граждан ЕС в возрасте до 18 лет и старше 65 лет.

Как добраться в Старый город: от железнодорожного вокзала или от автостанции к воротам «Порта-Марина» в стенах города-музея ведет улица Марина.

1. "Дева Мария Святого Розария” в Помпеях

Если вы находитесь в Помпеях, найдите время посетить прекрасный действующий храм в Помпеях. Этот памятник архетиктуры поразит своей красотой и изяществом убранства.

Знаменитая папская церковь «Девы Марии Розария» - это владения Святого Престола в Италии. Она имеет статус католического экстерриториального Святилища.

Бартоло Лонго в 1873 году начал собирать средства для возведения базилики в честь чудотворного образа Девы Марии Розария. Строительство началось 8 мая 1876 года под руководством Антонио Куа, который предложил свои услуги бесплатно. Великолепная базилика была возведена на пожертвования католиков со всего мира. 4 мая 1901 года строительство церкви было завершено. В тот же день Папа Лев XIII дал ей статус Папской базилики.

На протяжении веков было необходимо постоянно расширять святилище, потому что исходная структура была уже не в состоянии содержать множество верующих, которые пришли, чтобы поклониться образу Богородицы.

В первое воскресенье октября и 8 мая, на праздник «Прошение к Деве Марии Святого Розария в Помпеях», приезжают тысячи паломников. Эту важную молитву передают по радио и ТВ по всему миру. А великий Храм входит в перечень самых посещаемых святых мест. Больше четырех миллионов паломников, после посещения базилики, увозят с собою в сердце благословение Девы Марии.

2. Форум

Первоначально Форум был построен на небольшой территории, на которой располагались маленькие магазины, выставлявщие свой скудный товар.

Во втором веке до нашей эры структура Суда была значительно расширена. Раскопки показали, что территория Форума в основе составляла площадь размером 38 на 157 м. Здесь находились магазины, аркады для защиты от дождя и крупные общественные здания. Многие важные публичные здания были расположены вокруг огромной площади, окружённой дорическими колоннами. Пол был выполнен из мрамора травертина, остатки которого можно увидеть еще сегодня.

Туристов привлекают остатки храма Аполлона, вид на который открывается с площади Форума. В древности, это было самое важное религиозное место в Помпеях.

3. Лупанарий

Жители Помпеи не стеснялись своих плотских желаний и щедро платили жрицам любви. Выставляя напоказ свои страсти, они не видели в этом ничего порочного. Повсюду в городе имелись специальные секретные комнаты. внутри которых рабы богатых хозяев занимались проституцией. Можно было развлечься, заплатив от 2 до 8 ассов. Эта цифра была доступна практически каждому, если учесть, что средняя цена за порцию вина была 1 ассе.

Для эротических утех в городе был построен Дом терпимости «Лупанарий». Двухэтажный просторный дом получил свое название от латинского слова "волчица". Волчицами называли женщин легкого поведения, которые зазывали клиентов завываниями, очень похожими на волчий вой.

Каждый этаж борделя был зарезервирован за клиентами определенного социального уровня. На первом этаже имелись основные помещения. Это пространство, было предназначено для самых скромных социальных классов.

Второй этаж был зарезервирован исключительно для зажиточных горожан. Он был оформлен более элегантно, имел балкон и отдельный вход.

На стенах борделя еще видны маленькие квадратные фрески с различными эротическими изображениями. При входе в заведение можно было приобрести презервативы для использования в играх с миловидными рабынями.

4. Дом Фавна

Находясь в Помпеях, стоит посмотреть развалины этого очень интересного дома.

Собственник "Дома Фавна", конечно, был человеком влиятельным и богатым. Находки археологов при раскопках указывают на то, что дом был огромным. Его площадь составляла почти 3000 кв.м. Внутри постройки было много просторных жилых комнат и различных хозяйственных строений.

Исходя из результатов исследований, никому не удалось точно установить владельца этой структуры. Есть только предположение, что дом принадлежал Публию Сулла, поставленного Римом во главе Помпей.

От бронзовой статуэтки танцующего Фавна (бога лесов, полей и покровителя домашних животных) он получил название «Дом Фавна». Статуя божества была установлена в центре одного из основных залов.

Можно сказать, что этот дом был прототипом современного жилого комплекса, потому что внутри его был маленький коммерческий торговый центр. Античные бизнесмены арендовали у хозяина помещения для магазинов и мастерских. Структура архитектурного комплекса составлена из двух крупных строений. Под слоем штукатурки на стенах были установлены свинцовые пластины для защиты от влажности. На входе в дом выложена мозаикой надпись « HAVE», означающая приветствие.

В просторной гостиной находилась знаменитая мозаика, которая изображала битву Дария III с Александром Македонским. Для безопасности ценных находок в «Доме Фавна» выставлены только копии. А все оригиналы можно увидеть в археологическом музее Неаполя.

5. Амфитеатр в мертвом городе

Вы обязательно должны посетить Амфитеатр, который находится в конце Улицы Изобилия. В период расцвета римской эпохи он вмещал на своих трибунах 20 000 зрителей. Его строительство берет свое начало в 80-х годах до н.э. Стоит отметить, что первый Амфитеатр Рима был построен только в 29 году до н.э.

Особенность театра в том, что у него нет подземных помещений и длинных лабиринтов под ареной. Запутанные подземные переходы были характерны для всех Амфитеатров римской имперской эпохи. А в Помпеях гладиаторы выходили на арену прямо с улицы по длинному коридору. Раненых и убитых выносили через другой коридор.

В верхней части амфитеатра можно увидеть большие отверстия, предназначенные для укрепления крыши арены. Навес защищал зрителей от прямых солнечных лучей или от дождя. Таким образом, представления проходили в любую погоду в любое время года. Ярусы амфитеатра были разделены на три части. Одна часть зрительных мест была предназначена только для женщин.

На знаменитой арене проходили не только кровавые сражения гладиаторов.

Иногда на ожившей сцене Амфитеатра проходили совершенно другие представления. Например, это место было сценарием одного из самых волнующих спектаклей истории рока. В 1971 году группой «Пинк Флоид» был записан концерт без зрителей "Live at Pompei". Это потрясающее представление на руинах Амфитеатра стало одним из самых запоминающихся событий в истории современной музыки.

6. Вилла Мистерий в Помпеях

Вилла Мистерий (Тайн) расположена чуть за пределами города, и немного в стороне от основных археологических раскопок. Великолепной террасой с двумя портиками по сторонам вилла была повернута к морю. В доме было много комнат, оформленных с большим изяществом. Многие помещения были предназначены для приема гостей и светских мероприятий.

Сегодня не представляется возможным выяснить, кому принадлежал большой дом. Но все говорит о том, что владельцы были богатыми римскими патрициями. Некоторые утверждают, что вилла принадлежала Ливии, жене императора Августа, чья статуя была найдена среди развалин.

Вилла своим названием обязана серии картин, которые были обнаружены в спальне дома. Ученые до сих пор пытаются определить значение этих изображений. Все единодушные только в утверждении, что на картинках изображена молодая женщина и начало странного культа. Многие считают, что это - ритуал подготовки невесты к свадьбе.

Также в Вилле Тайн были обнаружены останки многих людей. Они занимались нормальной повседневной работой, когда были погребены под стремительностью лавы Везувия. Страх перед хозяином был так велик, что рабы даже в минуты смертельной опасности не выпустили орудия производства из рук.

7. Где можно покушать в Помпеях?

Как бы туристы не были увлечены прогулками по развалинам загадочного города, но приходит время немножко отдохнуть. Ближе к обеду всех начинает одолевать чувство голода. Хочется попробовать что-нибудь необычное, желательно приготовленное по старинным рецептам.

Но, к большому сожалению, город не имеет типичной традиционной «древне-римской» кухни.

Поэтому, здесь собраны все основные рецепты региона Кампания. Город, который две тысячи лет назад, был знаменит своим вином и богатой кухней, сегодня работает на удовлетворении вкусов международной клиентуры. Для владельцев ресторанов это выгоднее, чем реализация и использование типичных местных продуктов.

В Помпеях повсюду разбросаны рестораны, кафе и траттории. Лучшие из них находятся в зоне археологических раскопок и возле Храма Пресвятой Богородицы Помпеи.

В дни большего наплыва туристов, трудно найти свободное место в ресторанах. Лучше начать обед раньше обычного времени или кушать во второй половине дня. Можно поискать ресторанчик, немного удаленный от центральной туристической зоны.

Вы не найдете в Помпеях рецепты изысканных блюд непосредственно из Древнего Рима. Но вам везде предложат хорошие и экономические туристические меню, которые вас не разочаруют.

8. Где можно остановиться?

В Помпеях есть достаточно гостиничных структур для разных финансовых возможностей и личных предпочтений. «Город-гостиница» полностью благоустроен и всегда готов принять и разместить большой поток туристов. Здесь имеются более 30-ти гостиниц. Основные и самые дорогие находятся в центре города. Они расположены вдоль Виа Лепанто, Виа Roma и Виа Пьяве.

Визите в Помпеи .

Кроме картин, статуэток и открыток Мадонны и всей Священной Семьи, вы можете найти амулеты, бусы, талисманы.

Если вы ищете что-то более характерное, тогда не забывайте, что Помпеи знамениты древней традицией производства "Камеи". В отделке этих элегантных украшений требуется точность. Поэтому, качественные изделия следует покупать только в магазине.

Для приобретения мелких сувениров на привокзальной площади работает рынок. Осторожно с уличными торговцами и разными странными личностями, которые пытаются продать наивным туристам фальшивки: оригинальные античные амфоры, различные статуэтки и черепки старинной посуды и обломки строений. Не стоит никому верить и соглашаться на различные сделки. Все покупки лучше делать в магазинах и сохранять все чеки.

10. Ночная жизнь в Помпеях

Но это не значит, что светской публике совершенно негде провести время. В городе до позднего вечера открыты рестораны и пиццерии. Романтический ужин на открытой террасе останется навсегда в вашей памяти.

Но если вы останетесь вечером в Помпеях, тогда возможно вы попадете на незабываемое театральное представление. Внутри Археологических раскопок, среди руин мертвого города, проходят восхитительные спектакли. Это завораживающее и волнующее зрелище. Актеры своей игрой и особым освещением на некоторое время пробуждают вечный город, разыгрывая сценки из далекого прошлого.

Неаполь по-славянски

Помпе́и (лат. Pompeji, итал. Pompei, неап. Pompei; греч. Πομπηία) - древнеримский город недалеко от Неаполя, в регионе Кампания, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года. Сейчас - музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью. Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу. Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами. В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой, а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима. Город участвовал в восстании италийских союзных городов 90-88 годов до н. э., в ходе которого в 89 году до н. э. был взят Суллой, после чего ограничен в самоуправлении и сделан римской колонией Colonia Cornelia Veneria Pompeianorum. Занимал важное место на торговом пути «Виа Аппиа» (Via Appia), соединявшем Рим и Южную Италию. В Помпеях имели виллы многие знатные римляне. Существует доказательство того, что около 2000 римских ветеранов были размещены в большой огороженной территории в юго-восточной части города со своими семьями. Неизвестно, были ли эти части города изъяты у их владельцев для этой цели. По сообщению Тацита, в 59 году н. э. произошло жестокое побоище между жителями Помпей и Нуцерии. Начавшись с перебранки во время гладиаторских игр на помпейской арене, конфликт перерос в драку, в которой верх одержали помпейцы, а среди нуцерийцев много людей погибли или получили увечья. После долгого разбирательства Сенат отправил виновников в ссылку и на 10 лет запретил проведение в Помпеях игр. Впрочем, уже в 62 году запрет был снят.

Гибель города

Предвестником извержения стало сильное землетрясение, произошедшее 5 февраля 62 года н. э. и описанное, в частности, в «Анналах» Тацита. Бедствие нанесло большой урон городу, практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Большая часть зданий была отремонтирована…

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org

Вы решили посетить город- музей Помпеи, античный город, расположенный недалеко от ? Придется для этого выделить целый день. Если же вы ограничены во времени, то заранее стоит разузнать о наиболее популярных достопримечательностях и проложить маршрут.

Что посмотреть в Помпеи?

Вы можете не рассчитывать на стандартную пешую прогулку. В Пемпеях действительно много необычных и занимательных мест.

Наиболее посещаемым является Лупанарий в Помпеях. Конечно, публичные дома есть практически в каждом древнем городе. Но именно там этой сфере повседневной жизни была отдана довольно большая часть внимания. В городе было найдено порядка 30 помещений для проституции, а также один полноценный дом с десятью комнатами. Но при таком обилии мест для отдыха эту часть жизни жители старались не афишировать. Комнаты для любовных утех были расписаны знаменитыми эротическими фресками древней Помпеи. Узнать представительницу "древней профессии" можно было по красному поясу сзади и приподнятыми кудрям. Фрески древней Помпеи и еще некоторые экспонаты можно увидеть в Историческом музее.

Утолив свой интерес к повседневной жизни жителей города, можно переходить к другим достопримечательностям Помпеи. Одной из самых знаменитых является Амфитеатр. Именно это место на сегодняшний день принято считать древнейшим. Амфитеатр в Помпеях был предназначен для проведения гладиаторских боев. Он имеет эллиптическую форму, два уровня. На нижнем расположены глухие арки, а верхняя часть была галереей. В свое время стены амфитеатра видели невероятные зрелища, а его зрители фанатично болели, и бои имели огромную популярность.

Руины Помпеи

В знаменитом городе есть множество элементов мозаичного искусства. Они не только сохранились до наших дней благодаря качественной работе мастеров, но и выглядят вполне реалистично. Это картины, напольные изображения. Большинство мозаик Помпеи были отданы на сохранение Археологическому музею Неаполя. В городе остались не менее занимательные сюжеты и копии. Самая известная из них - Битва при Иссе. Известность этой мозаике принесли динамика и драматизм, изображение очень реалистично и словно наполнено жизнью.

Второй по узнаваемости по праву читается мозаика с изображением леопарда или кота. Кусочки выложены таким образом, что можно без труда наблюдать реалистичные линии тела животного. Есть среди сюжет и изображение собаки. Все изображения условно можно разделить на несколько периодов, ведь город развивался и его мастера постепенно росли в творческом плане.

Помпеи: вулкан

Пожалуй всем известна притча или рассказ о том, как вулкан уничтожил целый город из-за того, что его жители увязли в разврате и грехах. В 79 году нашей эры Везувий действительно уничтожил город полностью. Незадолго до извержения он был частично разрушен землетрясениями. Вообще ученые делят историю города- музея Помпеи на два этапа развития. Это четко видно из плана города: одни улочки и кварталы расположены совершенно хаотично, но далее все приходит в четкую систему. Улицы имели свои названия, за состоянием дорог следили сами горожане.

Археологическая зона Помпеи

Город был обнаружен только в 17 веке. В период с 18-го по 20-й век были открыты достопримечательности Помпеи и город сделали музеем под открытым небом. Но даже сегодня эти места не стали открытой книгой и раскопки продолжаются.

Обязательно приобретите карту, так как заблудиться там очень просто. Вы входите со стороны Порта-Марина и по мощеным дорожкам начинаете свою экскурсию. Справа вы найдете Антиквариум, где находятся гипсовые отливки тел и другие интересные находки. Далее вы найдете храм Венеры, базилику. Немного пройдя вы попадете к Форуму. Среди других мест, которые можно посетить, храм Юпитера, Палата мер и весов, триумфальные арки в честь правителей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Биографии кандидатов в президенты и вице-президенты республики абхазия Бжания Аслан Георгиевич
Регистрация кандидатов в президенты республики абхазия Отношение к массовым беспорядкам
Кухня саудовской аравии. блюда саудовской аравии. Кабса — национальное блюдо Саудовской Аравии Кухня саудовской аравии