Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тувинцы: шокирующие факты. Тувинцы признаны одними из самых бесстрашных народов в истории россии Кто такие тувинцы

Шаманизм

Тувинские шаманы сейчас очень популярны, значительная часть туристов едет в Туву только для того, чтобы посмотреть на них. За ними «охотятся» фотографы крупнейших фотоагентств мира. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания) переводят на немецкий, английский и другие языки. Летом к шаманам приезжают ученые из Италии, Австрии, Германии.

Где увидеть шаманов? Раньше они никогда не камлали вместе, более того, встреча двух шаманов вызывала соперничество. Но нынешняя экономическая ситуация заставила объединиться даже шаманов. Кроме живущих в отдаленных районах, все кызыльские шаманы объединены в общества «Тос дээр», «Дунгур», «Адыг-ээрен», в Ак-Довураке «Солангы-ээрен» и др.

Наиболее популярное место в Кызыле, где шаманы принимают посетителей, – в народе называется «шаманская клиника» (ул. Красных Партизан, 18). Наиболее сильной считается Ай-Чурек Шижээковна Оюн – «шаманка небесного происхождения». Все женщины в ее роду по линии матери с давних времен были шаманками. Ее кузунгу – шаманское зеркало, дающее силу, найдено в пещере, ему уже 200 лет. Имя Ай-Чурек в переводе означает «лунное сердце». Ай-Чурек гадает, снимает «плохую энергию», лечит заклинаниями.

Буддизм

Буддизм, получивший распространение в Туве, – разновидность тибетского буддизма, буддизм Махаяны, относящийся к школе гелукпа. Буддизм стал мощным стимулом для социального и культурного развития тувинского народа.

Верить-не верить? Но люди идут…

Шаманы в «клинике» похожи на адвокатов: сидят по два человека в комнате, на дверях комнаты написан номер. Выглядят они довольно экзотично: сверху на шамане халат, под ним спортивные брюки и кроссовки. На голове шапка с перьями. Перед каждым разложены нехитрые шаманские атрибуты, а отксерокопированный листок с фотографией и надписями на тувинском языке – это лицензия.

Посетитель подходит к кассиру, говорит о своей проблеме и платит требуемую сумму. Кассир называет номер комнаты, куда нужно пойти… Точь-в-точь как в сельской поликлинике. Основные атрибуты гадания – мелкие, похожие на черные семечки, одинаковые камушки (хуваанак). Их добывают из зоба улара или глухаря. Шаман бросает камушки на носовой платок и по тому, как они расположатся, видит судьбу посетителя – как прошлую, так и будущую.

Шаманские центры в Кызыле

Дунгур (Бубен)

ул. Рабочая, 246, тел. 3 19 09.

Председатель Сайлык-оол Канчир Иванович.

Тос Дээр (Девять небес)

ул. Красных Партизан, 18.

Председатель Ай-Чурек Оюн.

Адыг-ээрен (Дух медведя)

ул. Рабочая, 90.

Председатель Ооржак Дугар-Сурун Очуроолович.

В Монголии официальным вероисповеданием буддизм стал в середине XVII в. Тогда же началось его проникновение в Туву, находившуюся тогда под властью Монголии. Как и в Монголии, он складывался и развивался в результате заимствования и ассимиляции многих элементов шаманизма, так что культы шаманских предков и природы вошли в качестве неотъемлемых компонентов в синкретические обряды буддизма. Важным аспектом проникновения буддизма стало распространение в Туве монгольской и тибетской письменности, развитие грамотности населения, усвоение основ индо-тибетской и китайской астрономии, на основе которой велось летоисчисление. В дальнейшем буддизм в Туве то терял свои позиции, то их усиливал, но никогда не исчезал совсем, хотя и не вытеснял полностью шаманизм. В конце XVIII в. буддизм в Туве был утвержден как официальная государственная религия.

В тибетском буддизме ламами, то есть священнослужителями, могут быть только мужчины, им не разрешается жениться. Количество лам во всех регионах распространения буддизма было очень велико, до четвертой части всего мужского населения. Это создавало проблемы «семейного строительства». Единственная буддийская страна, отказавшаяся от соблюдения запрета на женитьбу лам и добившаяся согласия на это высших буддийских авторитетов, – Тува. Однако у лам жестко регламентирован быт, и им трудно было бы жить в обычной мирской семье (как живут, например, православные священники).

Эту проблему решили оригинальным способом, которому во всем мире не было аналогов: в Туве ламы стали жениться на шаманках.

Конечно, сосуществование буддизма и шаманизма в Туве не было исключительно мирным. Иногда возникала конкурентная борьба за паству, случались ссоры с использованием «мощного оружия» – черной магии. Но происходило это не чаще, чем ссоры у мирян.

Благодаря симбиозу буддизма и шаманизма в жилищах тувинцев на небольших алтарях можно встретить ритуальные атрибуты обеих религий.

Хурээ

Структурную основу буддизма в Туве представляют хурээ. Хурээ – это монастырь с целым комплексом построек. Но в Туве словом «хурээ» называют даже одинокий храм. Основной храм хурээ обычно деревянный, иногда глинобитный. Кроме того, на территории хурээ еще несколько небольших храмов, посвященных отдельным божествам буддийского пантеона. Библиотеки храмов насчитывали сотни книг. Там же находилась школа, в которой обучались мальчики (хуураки) с 6-8-летнего возраста в течение 3–4, иногда 5 лет. В школе, кроме богословских предметов, изучали тибетский и монгольский языки, астрономию, математику, географию, медицину и искусство.

Монастыри вели активную хозяйственную деятельность, в их стенах развивались ремесла и работали торговые лавки, при них содержались крупные хозяйства в сотни голов скота. Многие хурээ ссужали деньги жителям района.

Первым в Туве появился Эрзинский хурээ (1773), спустя год – Самагалтайский, в 1811 г. – Чаа-Хольский, в 1815 г. – Тоджинский. По данным 1929 г., на территории Тувы действовало 25 хурээ, в которых проживало и работало 4813 лам. Однако советская власть поставила задачу ликвидировать хурээ и буддизм в целом, так что к 1937 г. оставалось всего 5 хурээ с 67 ламами. К 1940 г. были уничтожены все хурээ и вплоть до фундаментов разрушены все храмовые постройки. Большинство лам было репрессировано. И это при том, что в 1940 г. Тува была самостоятельным государством, в состав СССР она вошла лишь в 1944 г.

В 1990-х гг. началось возрождение буддизма, вновь построены храмы. Однако новые хурээ – пока лишь небольшие молельные дома, а не храмовые комплексы. В окрестностях Кызыла, на правом берегу Енисея, у слияния Большого и Малого Енисея, возведен комплекс, включающий небольшой буддистский храм и несколько домиков для хозяйственных нужд и жилья служителей. Постоянной службы там не ведется.

В самом Кызыле, на левом берегу Енисея, также у слияния рек, есть храмовый комплекс «Цеченлинг», задуманный как резиденция главы буддистской церкви в Туве – камбы-ламы. Восстанавливается самый крупный в прошлом Верхнечаданский хурээ и Устуу-хуре в 20 км от Чадана.

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

21. РЕЛИГИЯ Религия – совокупность взглядов и воззрений, система верований и обрядов. Признаки религии: вера в сверхъестественное, религиозные каноны (правила и догмы) и культ (обряды, ритуалы, таинства).Религия играет важную роль в жизни общества: объединяет нацию,

Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

Религия Религия - совокупность представлений о мироздании, выходящих за границы познания.Религия - это сумма догадок о внутренней механике Природы, Принятая и жестко зафиксированная той или иной человеческой общностью.На основании этих догадок, а чаще всего

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

Религия См. статью «Фанатики».

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, божества. Р.

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Религия Большая часть населения Египта – мусульмане, а меньшая – исповедует христианство (копты). Не забывайте о том, что вы находитесь в мусульманской стране, и старайтесь уважать местные

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Религия Как давно, согласно Библии, Бог создал Вселенную? Неоднократно предпринимались попытки определить дату сотворения мира на основании представленных в Ветхом Завете данных (времена патриархов, рожденных до и после Всемирного потопа, период от исхода евреев из

Из книги Большая книга афоризмов автора

Религия См. также «Атеизм. Неверие», «Бог», «Вера», «Иудаизм», «Христианство и христиане», «Церковь» Религия - это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не

автора Душенко Константин Васильевич

Религия Религия Человек по своей природе религиозное существо. Эдмунд Берк (1729–1797), английский публицист и философ Чтобы существовать, необходимо быть в большей или меньшей степени религиозным. Сэмюэл Батлер (1835–1902), английский писатель Среднему статистическому

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Религия Человек по своей природе религиозное существо. Эдмунд Берк (1729–1797), английский публицист и философ Чтобы существовать, необходимо быть в большей или меньшей степени религиозным. Сэмюэл Батлер (1835–1902), английский писатель Среднему статистическому пошлому

автора Юдин Александр Васильевич

Религия У хакасов и после христианизации сохранился культ шамана, основанный на вере во всесилие добрых и злых духов. Шаман (хакас. Хам) способен с ними общаться. Обязательные инструменты шамана: бубен (тур) и колотушка. Бубен – символическое изображение коня, лука, лодки,

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Тува автора Юдин Александр Васильевич

Религия ШаманизмТувинские шаманы сейчас очень популярны, значительная часть туристов едет в Туву только для того, чтобы посмотреть на них. За ними «охотятся» фотографы крупнейших фотоагентств мира. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания) переводят на немецкий,

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

Как религия Церковь эвтаназии – почти неизвестная в этой стране американская политорганизация, мозг членов которой настолько поражён тягой к улучшению экологии, что ставит своей задачей

Здравствуйте, любознательные читатели!

Сегодня вы узнаете про тувинские обычаи и традиции. Тувинцы – это самобытный народ, который стал жить в составе российского государства в начале прошлого века. Сами себя они называют «тыва».

Географическое положение и занятость населения

Существуют два равноценных названия в наше время: Республика Тува и Республика Тыва. В её столице – Кызыле – находится географический центр Азии, что символизирует памятник на берегу Енисея.

Памятник — центр Азии

Тыва расположена у истоков этой реки. Её территория в большей части гористая, покрытая лесами, и только пятая часть Тывы – это равнины и степи. Это повлияло на занятия местных жителей, проживающих в её разных частях.

Этнически они делятся на западных и восточных тувинцев, последних ещё называют «тоджинцы». Тоджинцы занимаются охотой и оленеводством. Западные тувинцы занимаются кочевым животноводством. Приоритет отдаётся овцам, лошадям, козам, верблюдам.

Религия

Тува является единственным буддийским уголком, где разговаривают на языке, принадлежащем к тюркской языковой группе – тувинском.

Сложилась тут в XVIII-XIX веках. Но первое появление буддийского учения датируется ещё VIII-IX столетием, временем существования Уйгурского каганата.

До этого местной религией был шаманизм. Он существует и в настоящее время, параллельно с буддизмом. Обе религии существенно повлияли друг на друга.

Примером такого синтеза может служить религиозная служба, проводимая каждый год во дворе хурээ (так называются местные храмы) под названием Цам.

Это событие можно назвать мистерией, навеянной древними шаманскими камланиями. , в красочных масках и одеждах, в ритуальных танцах изображают присутствие Будды на земле и отгоняют злых духов от богомольцев.


Они могут импровизировать, разговаривать со зрителями, или, наоборот, изображать требуемый сюжет при помощи пантомимы. Зрелище бывает посвящено почитаемому буддийскому персонажу или религиозному событию.

И буддизм, и шаманизм сильно повлияли на местные обряды и обычаи и на жизнь в целом. Люди также обращаются к шаманам и ламам как к искусным врачевателям.

Тувинцы и природа

Особенностью тувинского менталитета является то, что они считают себя неотъемлемой частью природы и верят, что всё вокруг происходит в результате взаимодействия различных духов. Благополучие человека, по их представлениям, зависит от благоволения Неба и высших божеств.

Особое отношение у них к деревьям, особенно необычным, например, сросшимся. На такие деревья вешаются ленты, называющиеся чалама, и другие подношения. Возле них нельзя шуметь, трогать и забирать то, что висит на ветвях.


Несмотря на то, что тувинцы первоклассные охотники, они никогда не трогают животных с детёнышами, так как верят, что если такое произойдёт, то непременно случится что-то плохое с их собственными детьми.

Также трепетное отношение у местных жителей к воде и огню. Источники воды не загрязняются, а огню приносятся жертвоприношения.

Отношение к детям

А дети для них – главная ценность. Интересно, что высшим проявлением нежности к малышу считаются не поцелуи, а...обнюхивание! На третий или седьмой день после рождения для ребёнка устраивается праздник Первой колыбели.

До этого момента малыш не разлучается с матерью и спит вместе с ней. Он омывается святой водой с можжевельником и занимает своё новое спальное место.

Его пуповина в специальном мешочке подвешивается у изголовья и служит оберегом до тех пор, пока маленький не вырастет из колыбели.

Во время перекладывания младенца все женщины поют обрядовую песню, чтобы он не тревожился. Такой обряд помогает освободиться матери и ребёнку от всего нечистого, что есть, по местным представлениям, в родах.

Так как детей в семье, как правило, больше одного, то колыбель после этого переходит к следующему ребёнку. Если необходима новая люлька, то её изготавливают родственники по женской линии. Делается она из бересты.

А в три года, считая и то время, которое малыш провёл в утробе матери, ему первый раз стригут волосы. Взрослые преподносят ему щедрые дары в виде скота, одежды, а дети развлекают плачущего малыша песнями, танцами, играми. Так происходит переход от младенчества к детству.

Быть бездетным считается самым большим несчастьем по местным поверьям. В воспитании детей многодетным семьям помогают бездетные пары.

Свадьба

Свадьба у тувинцев являлась ярким народным обрядом. Начиналась она со сговора или сватовства. Родственники жениха приезжали к родителям невесты с дарами.

Если семья невесты их принимала, то жених был среди присутствующих в следующий визит. С этого приезда начинался особый этап во взаимоотношениях будущих супругов, который назывался тухтеп, то есть закрепление достигнутых договорённостей.


Родители занимались подготовкой для невесты новой одежды, обуви, украшений, которые ей предстояло надеть на свадьбе, а также юрты. В будущем это являлось личной собственностью невесты, а не приданым. Кроме того, ей выделялось несколько голов скота.

Невесте было разрешено у себя встречаться с суженым, что в народе называлось «оценивать мощь жениха». В результате этих встреч она могла и забеременеть, и родить до бракосочетания.

Когда подходила назначенная дата свадьбы, невеста переезжала в аал жениха, и устраивалось гуляние. Затем молодые поселялись в юрту, которую невеста привозила с собой, и жили там всю жизнь.

Шагаа

Самый главный праздник у тувинцев – это Шагаа, тувинский Новый год. Он отмечается в феврале или марте. Накануне его наступления проходят спортивные соревнования по стрельбе из лука, национальной борьбе хуреш, хождению на лыжах.

Во всех храмах с вечера и почти до утра проводятся праздничные богослужения, в столице в них участвует и Камбы-лама, духовный лидер тувинцев.

Камбы-лама, духовный лидер Тувы

А как только рассветёт, проводится обряд Сан-сарылы. Его проводят как шаманы, так и ламы. Разжигается традиционный костёр, так как Огонь приходится младшим братом Солнцу, и ему приносятся жертвы: кладут в огонь мясо и сладости.

Также читают священные писания и просят удачи и благоденствия своему народу. Присутствовать при этом разрешено лишь мужчинам и мальчикам старше девяти лет.

Наадым

Наадым – праздник животноводов, празднуемый в середине августа. У него тысячелетняя история. В древности во время этого праздника делали подношения духам местности и предков, которые охраняли данную территорию.

Теперь, кроме традиционных состязаний в борьбе хуреш и стрельбе из лука, во время праздника проводятся конкурсы на лучшую юрту, национальный костюм, конскую сбрую и поднятие тяжёлых камней.


Во время празднования Наадыма уже около десяти лет в республике проводится Международный фестиваль войлока. На него собираются не только местные умельцы, но и:

  • хакасы,
  • буряты,
  • башкиры,
  • казахи,
  • кыргызы,
  • монголы,
  • жители Алтая и близлежащих сибирских областей России.

В условиях лютой зимы, когда -40◦ — это обычное дело, а иногда морозы доходят и до -60◦, теплоизоляционные свойства войлока имеют решающее значение. Из него изготовляют юрты, матрасы, внутренние чулки и стельки обуви и даже бижутерию.


Всё это, а также и другие предметы декоративно-прикладного искусства, продаётся на фестивале. Мастера обмениваются опытом, узнают о новых техниках изготовления изделий, проводят мастер-классы по украшению войлочных изделий, чтобы обогатить и развивать традиционное ремесло их предков.

Известный этнолог из Венгрии, Иштван Видак, мастерски овладевший войлокованием, так оценил кропотливое изготовление войлочного полотна:

Чтобы делать войлок, не нужно ничего, кроме рук человека и шерсти. Правда, нужно еще очень много труда .

Фестиваль Устуу-Хурээ

Устуу-Хурээ – это духовный центр Тывы. Построен этот монастырь был ещё в начале XX столетия.


В советское время буддизм в Тыве подвергался гонениям и находился в упадке. Были предприняты попытки разрушить и главный её храм. Всё же глинобитные стены Цогчена – основного здания – устояли.

В 1999 году было решено восстановить храм. Для этого Игорь Дулуш, заслуженный деятель искусств республики Тыва, подал идею провести международный фестиваль живой музыки и веры, чтобы собранные средства пошли на восстановление духовной святыни тувинского народа.


В 2008 году рядом с полуразрушенными стенами храма начали возводить новое здание при поддержке российского государственного деятеля С. Шойгу, который тоже родом из Тывы. Строительство было завершено в 2012 году.

Посвящённый святыне фестиваль проводится ежегодно. В нём может принять участие всякий артист или музыкальная группа любого жанра и стиля на конкурсной основе.

Празднество состоит из двух частей. Часть, посвящённая вере, открывает фестиваль яркой карнавальной процессией Цам, которая шествует по улицам города и далее заходит в два буддийских монастыря. В шествии участвуют и артисты, и зрители.


Музыкальная часть состоит из четырёх ежедневных концертов. В конце проводится грандиозный гала-концерт победителей и в ночное время – джем-сешн, когда музыканты могут поимпровизировать индивидуально или вместе по поводу предмета их встречи.

Заключение

Тувинцы – это удивительный народ с трудолюбивым характером. Местная земля богата достопримечательностями и природными чудесами, которые неизменно привлекают сюда туристов со всего мира.

Одна из следующих статей на блоге будет посвящена отдельно национальной кухне тувинцев.

А сегодня мы на этом остановимся. Будем благодарны вам за рекомендацию статьи в социальных сетях.

Тувинцы - самоназвание тыва , устаревшее название сойоты , сойоны, урянхайцы ; таину–тувинцы (устаревшее название населявших Туву тувинцев, в отличие от тувинцев, живших за её пределами) - народ в России, основное население Тувы. Проживают также в Российской Федерации, Монголии, Китае. Верующие тувинцы - в основном буддисты–ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, .

Этнографические группы

Тувинцы делятся на западных и восточных, или тувинцев–тоджинцев, которые составляют около 5% всех тувинцев.

Язык

Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго–восточный, северо–восточный (тоджинский). Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики.

Исторические сведения

Древнейшие предки тувинцев – тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины I тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. С VI в. племена Тувы входили в Тюркский каганат. В середине VIII в. тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз – Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров–завоевателей живут в Западной Туве.

Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в XIX в. подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В XIII–XIV вв. в Туву переселились несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. В конце I тысячелетия нашей эры в горно–таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К XIX в. все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (тыва) стал общим самоназванием всех Тувинцев.

В конце XVII I– начале XIX в., когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса. В 1914 г. Тува (русское название – Урянхайский край) была принята под протекторат России. В 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну–Тува, с 1926 г. она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 г. республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 г. преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. – Республика Тува, с 1993 г. – Республика Тыва.

Хозяйство

Традиционные занятия западных и восточных тувинцев существенно различались. Основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины XX в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на западе и юго–востоке республики), а также лошадей и верблюдов. Подсобное значение имело пашенное земледелие (просо, ячмень). Оно было почти исключительно ирригационным. Земледельческие участки обрабатывались обычно в течение трех–четырех лет, затем их оставляли и переходили на другой, некогда заброшенный. Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой–«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. Пуле они дали название «ок», т.е. стрела, а охотничьему поясу с пороховницей и патронташем – «саадак» (колчан). Охота в основном имела промысловый характер: били белку, соболя, горностая. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.

Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.

Большое значение жителями тайги придавалось сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны. Для их выкапывания существовало особое орудие – копалка о железным наконечником – «озук».

Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников–оленеводов тоджи было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и др.). Тувинские кузнецы обслуживали потребности кочевого хозяйства в мелких изделиях из железа. Они практически не выделялись из скотоводческих общин и вели такой же кочевой образ жизни, как и другие скотоводы. Весь их инструментарий (наковальня, набор молотков и щипцов, меха из козьих шкур) был приспособлен к постоянным передвижениям и быстрому развертыванию в любых условиях. К началу XX в. в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов–ювелиров, работавших главным образом на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.

Жилище

Основным жилищем западных тувинцев служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (свето–дымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты (по отношению к входу) считалась женской, левая – мужской. Пол покрывали узорные стёганые войлочные коврики. Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом. Тувинская юрта не может считаться полной в отношении обстановки, если в ней нет войлочных ковров ширтек. На земляной пол растилаются белые простеганные трапециевидные по форме ширтеки. Их бывает от 2 до 3 штук: в передней части юрты, с левой стороны, у кровати. В настоящее время некоторые используют деревянный пол. Различные шаманские культовые предметы в юрте имели определенное место, например, хранитель юрты Кара Моос всегда находился над дверью и головой был обращен в сторону полок на мужской стороне, другие хранители–духи находились между аптара и постелью. Буддийско–ламаисткие культовые предметы помещались над шкафчиками или на аптара.

Помимо юрты западные тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями.

Традиционным жилищем восточных тувинцев–оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне–осеннее время берестяными полстями, а зимой – полстями, сшитыми из лосиных шкур. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх–, пяти – и шестиугольные каркасные постройки. Хозяйственные постройки западных тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота. В начале XX в. под влиянием русских крестьян–переселенцев в Западной и Центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.

Одежда

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерными чертами верхней одежды – халата – были ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур подросших ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой, летней – халат, сшитый из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали, чтобы швы образовывали ромбические клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла, от неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры.

Обувь – в основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно–кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги декорировали цветными аппликациями. Мягкие сапоги чымчак идик имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными вышивками.

Одежда восточных тувинцев–оленеводов имела ряд существенных особенностей. Летом излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Существовал и другой покрой – стан выкраивали из одной цельной шкуры, перекинутой через голову и как бы обёрнутой вокруг туловища. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами мехом наружу (бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Нижняя одежда как западных, так и восточных тувинцев состояла из рубашки и коротких штанов–натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние – из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.

Украшения

Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3–5 низок бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю часть головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.

Пища

В традиционной пище преобладали молочные продукты (особенно летом), в том числе кисломолочный напиток хойтпак и кумыс (у восточных тувинцев – оленье молоко), различные типы сыра: кислый, копчёный (курут), пресный (пыштак); ели варёное мясо домашних и диких животных (особенно баранину и конину). В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных. Употребляли растительную пищу: каши из круп, толокна, стебли и корни дикорастущих. Важную роль играл чай (подсоленный и с молоком).

Семейные отношения

Экзогамные роды (сёёк) сохранялись до начала XX в. только у восточных тувинцев, хотя следы родо–племенного деления существовали и у западных тувинцев. В социальной жизни существенное значение имели так называемые аальные общины – семейно–родственные группы, включавшие обычно от трёх до пяти–шести семей (семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), которые кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причём в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая моногамная семья, хотя до 1920–х гг. среди богатых скотовладельцев встречались и случаи многожёнства.

Традиции

Сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства, бракосочетание и свадебное пиршество. Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания. Тувинцы имели богатые традиции – обычаи, обряды, нормы поведения, являющиеся составной частью духовной культуры.

Традиционные праздники: Новый год – шагаа, общинные праздники, связанные с годовым хозяйственным циклом, семейно–бытовые – свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос, религиозно–ламаистские и др. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр.

Искусство

Развито устное поэтическое творчество различных жанров: героический эпос, легенды, мифы, предания, песни, пословицы и поговорки. Поныне сохранились сказители, исполняющие в устной форме огромные по объёму произведения эпоса тувинцев. Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает так называемое горловое пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля.

Из музыкальных инструментов наиболее распространёнными были губной варган (хомус) – железный и деревянный. Были распространены смычковые инструменты (древние прообразы скрипки) – игил и бызанчы.

Религия

В верованиях тувинцев сохраняются остатки древнего семейно–родового культа, который проявляется главным образом в почитании домашнего очага. У тувинцев сохранился шаманизм. Для шаманистких представлений характерно трехчастное деление мира. До недавнего времени сохранялись отдельные черты промыслового культа, в частности проведение у восточных тувинцев «медвежьего праздника». Официальная религия тувинцев – ламаизм – в последние годы переживает возрождение. Вновь создаются ламаистские монастыри с монахами, получающими образование в религиозных центрах буддизма. Все чаще проводятся религиозные праздники. Сохранили своё значение и культ гор.

Тувинцы – народ в Российской Федерации, составляет основное население республики Тува. Сами себя тувинцы называют «тыва», в некоторых селениях сохранились и более древние названия народности, на пример, «сойоты», «сойоны», «урянхайцы», «танну-тувинцы».

Численность населения

На территории Российской Федерации проживает свыше 206 тысяч тувинцев. В республике Тува проживает около 198 тысяч тувинцев. В других странах процент тувинцев достаточно высок, например, в их свыше 40 тысяч человек, в Китае около 3 тысяч человек.

Тувинцев разделяют на: западных и восточных. Все они говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный. Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

Тувинский народ сложился из различных тюркоязычных племен, пришедших из Центральной Азии. На территории современной Республики Тува они появились примерно в середине середины первого тысячелетия и смешались с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.
В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз ( каганат), сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву.

Можно смело утверждать, что язык тувинцев был сформирован в результате смешения языков и диалектов уйгурских племен с языком местных жителей. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие , в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов окончательно смешались с местным населением.

В конце тринадцатого, начале четырнадцатого века в Туву переселились несколько племён, которые так же смешивались с местными жителями. В конце первого тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба, родственные уйгурам.

К 19 веку все местные племена, обитатели Восточной Тувы были полностью смешены с тюрками, а «тыва» стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса.

В 1914 Тува была принята Россией под полную защиту. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 году республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, а с 1993 – Республика Тува.

Географическое положение селений восточных и западных тувинцев повлияло на род их занятий. К примеру, основу хозяйства западных тувинцев вплоть до середины 20 века составляло скотоводство. Они разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков, а также лошадей и верблюдов. При этом они вели полукочевой образ жизни. В редких случаях западные тувинцы распахали земли и выращивали некоторые зерновые культуры. Но в крупных масштабах земледелие не практиковалось.

Часть мужского населения западных тувинцев занималась также охотничьим промыслом. Существенную роль играло собирательство плодов и корней дикорастущих растений. Были развиты ремёсла (кузнечное, столярное, шорное и другие). К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие для юрты, коврики и матрацы.

Традиционные занятия восточных тувинцев, кочевавших в горной тайге Восточных : охота и оленеводство. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года. Охотились так же на пушного зверя, шкуры которого шли на продажу. В конце осени и всю зиму мужчины охотились на марала, косулю, лося, дикого оленя, соболя, белку, лису и так далее.

Важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов было собирательство (луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг, кедровых орехов и др.). В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты.

По старому обычаю у тувинцев преобладала малая моногамная семья. Но даже в начале двадцатого века некоторые богатые люди могли нарушить этот обычай и взять в жены несколько девушек из разных родов.
До наших дней сохранялся институт калыма. Свадебный цикл состоял из нескольких этапов:

  • Сговор. Как правило, родители жениха и невесты договаривались между собой о будущем браке своих детей, когда последним было по восемь – десять лет (иногда еще раньше);
  • Сватанье – аналог русского сватовства или запоя;
  • Особый обряд закрепления сватовства;
  • Бракосочетание;
  • Свадебное пиршество.

Существовали специальные свадебные накидки на голову невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания.

Среди традиционных праздников у тувинцев стоит выделить Новый год, общинные праздники по случаю окончания хозяйственных периодов, свадебный цикл, рождение ребёнка, стрижка волос. Ни одно значительное событие в жизни общины не проходило без спортивных состязаний – национальной борьбы, конских скачек и стрельбы из лука.

Традиционные жилища восточных и западных Тувинцев так же различаются по строению. Например, у западных Тувинцев основным жилищем служила юрта: круглая в плане, имела разборный, легко складываемый решётчатый остов из жердей, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и источником света.
Юрту покрывали войлочными ковриками и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался открытый очаг. Внутри хижины устанавливали деревянные сундуки, передние стенки которых были богато украшены расписным орнаментом. Юрта делилась на две половины: справа от входа была женская часть, слева от входа – мужская. Пол в юрте был войлочных. Стеганые коврики разбрасывали по всей юрте.

Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой – лосиными или оленьими шкурами, сшитыми между собой. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие восточные Тувинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли специально выделанными кусками коры лиственницы, а также большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие каркасные постройки с четырьмя, пятью или шестью углами. Хозяйственные постройки западных Тувинцев были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.

Практически всю одежду, включая обувь, тувинцы изготавливали из шкур и кож преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Наплечная одежда была распашной, сшитой по образу туники. Излюбленные цвета ткани – фиолетовый, синий, жёлтый, красный и зелёный.

Зимой тувинцы носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Праздничной зимней одеждой была шуба из шкур молодых ягнят, покрытая цветной тканью, нередко шёлковой. Летняя праздничная одежда состояла из халата, сшитого из цветной ткани (чаще синей или вишнёвой). Полы и ворот обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов.

Один из наиболее распространённых головных уборов мужчин и женщин – овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке. Носили просторные войлочные капюшоны с удлинённым выступом, опускавшимся на затылок, также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, обшитые цветной тканью.

Традиционная обувь тувинцев – кожаные сапоги с загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги украшали аппликациями из разноцветных лоскутов. Другая разновидность традиционной обуви Тувинцев — мягкие сапоги. Они имели мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой тувинцы носили в сапогах войлочные чулки с вшитыми подошвами.

Одежда восточных Тувинцев несколько отличалась от национального костюма западных тувинцев. Летом излюбленной наплечной одеждой служил «хаш тон», который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались унтами, которые носили мехом наружу. Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах.

Женщины-тувинцы очень трепетно относились к украшениям любого вида. Больше всего ценились перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями, как правило, вплетали в толстые косы. Причем, косы носили как женщины, так и мужчины. Мужчины брили переднюю часть головы, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу.

Тувинцы — это тюркский народ, который заселяет земли Тывы (Россия). Себя же этот народ называет тываларами. Разговаривает на своем, тувинском родном языке. Вероисповедание — буддизм, а также традиционная вера (шаманизм).

Численность

В мире насчитывается чуть больше 300 тысяч тувинцев. В основном, они проживают на территории РФ (264 тыс), а также в Монголии (5 тыс) и КНР (4 тыс). Среди российских земель тувинцы встречаются в таких административных округах:

  • Тыва (250 тыс);
  • Красноярск (3 тыс);
  • Иркутск (1,6 тыс);
  • Новосибирск (1,2 тыс);
  • Томск (980 чел);
  • Хакасия (930 чел);
  • Бурятия (910 чел);
  • Кемерово (720 чел);
  • Москва (680 чел);
  • Приморье (630 чел);
  • Барнаул и Алтай (540 чел);
  • Хабаровск (400 чел);
  • Омск (350 чел);
  • Амурщина (310 чел);
  • Якутия (200 чел);
  • Горный Алтай (160 чел).

Описание народности

По характеру тувинцы жесткие люди, они прирожденные воины, вспыльчивые и не редко лезут в драку. Но помимо этого они берегут семейные ценности, любовь и уважение к людям. Придерживаются всех обычаев своих дедов-прадедов и до нашего времени практически ничего не изменилось в обрядах, что большая редкость в сравнении с другими народами. Это представители монголоидной расы. Поэтому, у них зауженные темные глаза, круглое или овальное лицо, темные волосы.

Языковые группы

Тувинский язык относят к саянской группе тюркского происхождения алтайской семьи.

Сам же народ разделяют на 2 группы:

  • восточные;
  • западные (тоджинцы).

Тувинцы, кроме родного языка могут разговаривать на монгольском или русском. Некоторые поселения говорят только на монгольском языке (преимущественно южные поселения). Среди диалектов различают:

  • западный;
  • тоджинский (северо-восточный);
  • юго-восточный;
  • центральный.

Происхождение народа и речи

На формирование современных тувинцев повлияли кетоязычные, тюркоязычные и монголоязычные племена ( , теленгиты, ). Некоторые исследователи упоминают и индоевропейские племена. Датируется все в начале первого тысячелетия, когда тюркоязычное племя () эмигрировало на земли Тувы.

Среди самоназваний популярны урянхайцы, сойоты, сойоны или танну-тувинцы. Родственными народами считаются и .

Письменность — кириллица, за основу взят русский язык.

Религия

В большинстве случаев тувинцы — буддисты-ламаисты. Это верование принесли монголы, которое основано на постоянной борьбе со злыми духами, разными заклинаниями и другим. Часть населения сохранило доббудийский культ, занимаясь шаманством.

Образ жизни

В основном этот народ вел полукочевой образ жизни, выращивая коров (вернее яков), верблюдов и лошадей. Лишь на западных землях растили разную растительность, но зачастую зерно.

Кухня

Предки тувинцев были кочевым народом и занимался скотоводством, то в кулинарии традиционно используют мясо и молоко. Сахажа, череме и ужа — национальные мясные блюда. Из теста готовят бууза, быжырган далган и хуужуур. Любят специи: кулча (измельченное соцветие лука) и койнут (дикий укроп) — это народные приправы. Тарак и ааржы — традиционные молочные продукты. Среди напитков популярна молочная водка — арага.

Традиции и обряды

У тувинцев очень много обычаев, которыми они пользуются и верят в их силу с древних времен. Дерево, которому могут поклоняться и считается особым, называется лиственница. Считалось, что если деревья имеют неправильную форму или как-то не так срослись, то это духи хотят что-то передать людям.

Тувинцы очень гостеприимные. Для них большое счастье, если кого-то встретят у дома. Они обязательно незнакомца пригласят в дом, напоят, накормят, расскажут обо всем и обменяются новостями. Угощения всегда самые лучшие.

По особым дням устраивали праздники, когда приносили в жертву животное и просили для людей мирного неба и благополучия. После проведенного ритуала все танцевали, пели, веселились.

Если с одной семьи в другую передавали подарки, то вторая никогда не отпускала от себя с пустыми руками. Подарки и гостинцы символизируют любовь и уважение.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Самозарядный карабин Steyr Mannlicher AUG-Z A2 в форм-факторе буллпап
Булгаковские места Стоимость билетов на экскурсию
Блошиный рынок на тишинке Выставки на тишинке в июне