Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Азербайджан, Гянджа. Культурная столица. Кировабад - оскверненный город детства Ганжа город азербайджан

Гянджа – второй по величине город Азербайджана, центр исторической области Арран и древняя столица Гянджинского ханства, через которую следовали караваны Великого шелкового пути. Исторические памятники Гянджи – мавзолеи и мечети хранят память о персидском господстве, в то время как новые этапы в жизни города отражены в изящных скульптурах и музейных коллекциях. От других городов страны Гянджу выгодно отличает природа. Горизонт затмевают хребты Малого Кавказа, по склонам которых простерлись дубовые и буковые леса, через город торопливо бежит горная река, а улицы укрыты в тени многовековых деревьев-чинаров.

В наши Гянджа переживает второе рождение. Город облагораживают, восстанавливают парки и скульптуры, площади с фонтанами, возводят современные торгово-развлекательные комплексы и уютные рестораны, без которых город так и оставался бы музеем под открытым небом, а никак не местом для полноценного отдыха и знакомства скультурой Азербайджана.

Географическое положение

Гянджа – город в северо-западной части Азербайджана, являющийся центром историко-географической области Арран. Город располагается в 360 км к западу от Баку.

Гянджа лежит на Гянджинско-Казахской низменности, подле северо-восточных склонов Малого Кавказа. Из любой точки города видна гряда Муровдага с вершиной Гямыш. Гянджу делит на две части каменистое русло реки Гянджачай, принадлежащей бассейну Куры. К югу от города простерся Гейгельский заповедник с каменной стеной горы Кяпаз, озером Гейгель, воды которого имеют красивый сапфировый цвет.

Ландшафты в окрестностях города – холмистое предгорье, укрытые пологом трав. По склонам Малого Кавказа зеленой волной спускаются хвойные и широколиственные леса. Растительный мир в черте города – это субтропическая флора парков и скверов, фруктовые сады. Одним из символов Гянджи считаются чинары – деревья семейства платановых, более двух сотен лет украшающие улицы и бульвары города.

Климат

Климат Гянджи континентальный зоны полупустынь, характеризующийся высокими температурами и низкой влажностью.

Зима теплая и короткая. Средняя температура самого холодного месяца, января составляет 3,2 °С. Снежный покров не образуется, однако бывают осадки в виде снега.

Лето жаркое, солнечное и продолжительное. Средняя температура самого теплого месяца, июля, составляет 26,2 °С. При этом днем столбик термометра поднимается до значений в 30 °С и выше.

Среднегодовое количество осадков в Гяндже – 240 мм. Наибольшее их количество приходится на период с апреля по июнь.

Число часов солнечного сияния – порядка 2100-2200 в год.

Наиболее благоприятными периодами для отдыха в Гяндже считаются май-июнь и сентябрь-октябрь. В это время дневные температуры комфортные, на уровне 20-26 °С, а погода стоит ясная и солнечная.

Связь

Услуги сотовой связи и мобильного интернета в Гяндже предоставляют мобильные операторы «Bakcell», «Azercell» и «Azerfon». Сим-карты местных операторов можно приобрести в аэропорту или на железнодорожном вокзале, а также в салонах связи. В режиме международного роуминга действуют сим-карты российских операторов.

В некоторых кафе и ресторанах Гянджи, а также в большинстве курортных отелей предоставляют услугу бесплатного Wi-Fi доступа в интернет.

Телефонный код Гянджи – 22.
Для звонка из России следует набирать 8-994-22-номер абонента.

Население

По оценке 201 года в Гяндже проживает 322900 человек. Подавляющее большинство населения – азербайджанцы, также в городе проживают цахуры, лезгины, русские, курды, удины и татары.

Транспортная составляющая

Авиатранспорт . В Гяндже действует международный аэропорт, связанный прямыми авиарейсами с Москвой, Стамбулом и Баку. Аэропорт расположен всего в 7 км от центра города. Преодолеть это расстояние без труда можно на рейсовом автобусе, маршрутке или такси.

Порядка 350 км отделяет Гянджу от международного аэропорт Баку, который принимает воздушные суда из Москвы, Санкт-Петербург, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов России, а также Минска, Тбилиси, Праги, Вены, Лондона, Милана и других европейских столиц. Чтобы добраться от аэропорта до Гянджи нужно сначала на рейсовом автобусе №116 или такси доехать до Баку, а оттуда на электропоезде или на междугороднем автобусе до Гянджи.

Железнодорожный транспорт . Непосредственно в черте города находится железнодорожный вокзал, однако на платформе делают остановку в основном пригородные поезда из Баку и поезда дальнего следования по маршруту Баку-Тбилиси.

Поезда из Москвы, Оренбурга, Тюмени, Ростова-на-Дону приходят на железнодорожный вокзал Баку. Из столицы в Гянджу курсируют междугородние автобусы и электрички.

Автотранспорт . В центральной части города располагается автовокзал, на который пребывают междугородние автобусы из Баку, а также пригородные автобусы, следующие из ближайших населенных пунктов.

Общественный транспорт Гянджи – автобусы и маршрутные такси, охватывающие все городские районы. Кроме того, по улицам города курсирует несколько пассажирских электромобилей. В Гяндже работают официальные и неофициальные таксисты, в среднем, поездка по городу стоит в пределах 2-3 манат.

Туризм

В Гяндже наибольшее развитие имеют такие сферы туризма как экскурсионный туризм и активный отдых.

Экскурсионный туризм . Именно древняя история города, средневековый комплекс Шейха Бахауддина, богатая коллекция Историко-краеведческого музея обусловили туристическую привлекательность Гянджи. В город приезжают туристы из Баку и других курортов Азербайджана, чтобы увидеть старинные мечети, мавзолеи и караван-сараи. Гянджа известен и как город, лежащий на Великом шелковом пути – средневековом торговом тракте, соединяющим Среднюю Азию и Средиземноморье. В наши дни ведется проект по возрождению Великого шелкового пути, в котором наряду с городами Китая, Средней Азии и Ирана принимает участие и Гянджа.

Город оплетают маршруты тематических экскурсий, а за его пределами пролегают экскурсии в Гейгельский заповедник и на курорт Нафталан. Кроме того, Гянджа – родина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви, с именем которого связано множество проводимых в городе культурных мероприятий.

Активный отдых и эко-туризм в Гяндже взаимосвязаны. К югу от города лежит Гейгельский заповедник, главным украшением которого является озеро Гейгель. Воды высокогорного озера даже летом едва прогреваются до 17 °С, поэтому искупаться в них решится не каждый, зато туристам предлагают лодочные прогулки и прогулки верхом по туристическим тропам природного парка.

Оздоровительный отдых в Гяндже не самое приоритетное направление, так как всего в 50 км располагается знаменитый курорт Нафталан. Однако в городе действует санаторий, в котором реализованы лечебные программы с применением «лечебной нефти» – нафлатана, аппаратной физиотерапии и других методик курортной медицины. Кроме того, многие отели и гостиницы Гянджи рады предложить своим гостям такие оздоровительные процедуры как посещение хаммама или сауны, массаж, косметологические услуги.

Важные телефоны

Телефоны экстренных служб в Нафталане:

  • Пожарные – 101
  • Полиция – 102
  • Скорая медицинская помощь – 103
  • Служба точного времени – 106
  • Городская справочная служба – 109
  • Справочная автовокзала - (+994 22) 57 67 17;(+994 22) 57 76 05
  • Железнодорожный вокзал –(+ 994 22) 56-90-43, (+99422) 56-13-09

Достопримечательности

Гянджа – город многовековой историей, которому есть что показать даже искушенным путешественникам. При въезде в город туристов встречает мавзолей поэта Низами Гянджеви – высокое цилиндрическое здание из красного гранита. Над небольшим по сравнению с размерами мавзолея входом золотом высечено имя Низами. Под самым сводом здания находятся окна с пестрой мозаикой витражей. Строение окружают целые скульптурные композиции, иллюстрирующие сцены из произведений поэта. При мавзолее действует Театр поэзии.

В самом центре Гянджи находится ансамбль Шейха Бахауддина. В центре комплекса находится мечеть шаха Аббаса – приземистое здание из красного кирпича с массивными воротами и двумя высокими башнями минаретами. Окна мечети украшены узорными решетками-шебеке. На площади перед мечетью установлен фонтан и усыпальница защитника Гянджи – Джаватхана.

Рядом с мечетью расположена баня Чекяк-Хамам. Кирпичное здание представляет собой два соединяющихся зала с купольными крышами. Один предназначался для отдыха – в нем был фонтан и бассейн, другой – для купания. Уникальна система отопления бани – из паровых котлов по керамическим трубам тепло поступало во все помещения Чекяк-Хамам. Данная система исправно работала более четырех столетий вплоть до 1963 года. В наши дни баня является памятником истории всемирного значения и взята под охрану ЮНЕСКО.

Третье здание ансамбля Шейха Бахауддина – караван-сарай. Приземистое здание, также возведенное из красного кирпича с традиционными для восточной архитектуры сводчатыми окнами и открытым двором. Ныне караван-сарай занимает Храм знаний.

Немалый интерес представляют для гостей Гянджи и другие ее достопримечательности – единственный в городе православный храм, Александро-Невская церковь, возведенная в 1887 году в византийском стиле, немецкая кирха и армянская церковь Святого Ованеса, которая в наши дни выступает в качестве концертного зала.

За пределами Гянджи туристы могут посетить Гейгельский заповедник, известный как один из самых живописных природных уголков Азербайджана. Район горы Кяпаз нередко называют Семиозерьем – в результате разрушительного землетрясения, обломки горы образовали высокогорные озера Гейгель, Залигель, Аггель, Шамлыггель, Джейрангель, Ордакгель и Каратель. Над водоемами высятся горные хребты, поросшие густыми буковыми лесами, сменяемыми зарослями можжевельника и жимолости. По берегам озер бродят олень, рысь и косуля.

Досуг на курорте

Рестораны. В Гяндже действуют рестораны, кафе, кофейни и небольшие пекарни, предлагающие выпечку на вынос. В большинстве заведений подают блюда национальной кухни. Считается, что в Гяндже работают лучшие повара и именно здесь можно проникнуться кулинарными традициями Азербайджана.

Одно из самых популярных заведений города – ресторан «SahSarayi», стоящий на берегу реки. Заведение объединяет барную зону, несколько залов, каждый из которых выполнен в собственном стиле – в одних мягкий рассеянный свет и классические столики, в других – восточные диваны завешанные палантинами. К набережной ресторан выходит небольшим закрытым двориком с деревянными беседками и столиками. Всюду в виде украшений национальные музыкальные инструменты и предметы быта. В меню «Sah Sarayi» кебабы, бастурма, испеченные в тандыре лепешки, мясные бульоны, а также блюда международной кухни.

Наряду с азербайджанской кухней популярностью в Гянджи пользуются турецкие гастрономические традиции. Отведать суп из йогурта, пастуший салат, пилав и пахлаву можно в ресторане «Elegance».

Парки. Гянджа – зеленый город, здесь много парков, небольших скверов, прогулочных аллей и бульваров, укромных садов. Совсем недавно инфраструктуру города пополнил парк имени Гейдара Алиева, расположенный на западной окраине города. При входе в парк гостей встречает триумфальная арка, за которой тянется широкая аллея с зеленым ковром лужаек и стройными рядами уличных фонарей по бокам. По парку проложены велосипедные дорожки, работает пункт проката велосипедов, несколько детских каруселей.

Главный украшением Гянджи является Ханский сад или Хан Багы, являющийся одним из старейших в Азербайджане – парк был заложен еще в XVII веке. Ханский сад – очень красивое место. Аллеи парка обрамляют многовековые чинары, хранящие воспоминания о персидском владычестве, пальмы, ели. В ханском саду создана система каналов, по водам которых скользят изящные лебеди. Через небольшие родники дугой перекинуты мостики, повсюду установлены скульптуры – фигура девочки, кормящей лебедя, овитая плющом скульптура играющего на рояле музыканта. Есть в саду и площадка с колоннадой, летний театр и причудливой формы фонтаны.

Театры и кинотеатры. В Гяндже действует Государственный драматический театр и Театр кукол, расположенный в здании немецкой церкви позапрошлого века, а также Театр поэзии имени Низами, на сцене которого проходят спектакли по произведениям великого поэта и философа.

Согласно проекту развития города планируется строительство Гянджинской Государственной Филармонии.

Музеи. В центральной части города, в двухэтажном историческом особняке располагается Исторический музей Гянджи. Коллекция музея насчитывает свыше 30000 экспонатов, среди которых археологические находки, датируемые бронзовым веком, искусные изделия местных мастеров – керамическая расписная посуда, ювелирные украшения, миниатюры времен Гянджинского ханства.

Развлекательные и торговые центры. Самым крупным торгово-развлекательным центром в Гяндже является комплекс «Aura Park», объединивший магазины одежды и аксессуаров, ювелирные салоны, парфюмерные магазины, развлекательную зону ля детей с игровыми автоматами и лабиринтом, фуд-корт. Для туристов, несомненно, представляют интерес сувенирные лавки, в которых можно приобрести изделия местного фарфорового завода – сервизы расписанные в национальном стиле, а также шелковые платки и ковры, ювелирные изделия.

В кафе и ресторанах Гянджи по вечерам играет живая музыка, проходят дискотеки, концерты. При крупных городских отелях действуют досуговые центры, как правило, включающие танцзал, бильярдную и боулинг-клуб.

Парки аттракционов. Специализированных парков аттракционов в Гяндже нет. Детские карусели, горки, прокат электромобилей и велосипедов есть в нескольких городских парках.

Афиша

Гянджа, как культурный центр Западного Азербайджана, является местом проведения фестивалей, праздников, масштабных культурных и спортивных мероприятий. Ежегодно в городе проходит Международный фестиваль вина, в котором принимают участие виноделы из Франции, Германии, Италии, России, Молдовы и Грузии. В рамках мероприятия проходят дегустации, ярмарки, концертная программа и театрализованные представления.

Ареной праздничных мероприятий в дни празднования юбилеев Низами Гянджеви становится Театр поэзии при мавзолее азербайджанского поэта и философа. Программа мероприятий включает поэтические чтения, семинары, книжный форум и спектакли по произведениям Низами.

Кроме того, в Гяндже проводятся праздники граната и винограда, литературные форумы, приуроченные к праздничным датам, художественные выставки, фестивали искусств.

Динамика роста населения:

  • 1897 - 33,6 тыс.
  • 1939 - 99 тыс.
  • 1959 - 136 тыс.
  • 1972 - 195 тыс.
  • 2003 - 302 тыс.
  • 2004 - 320 тыс.
  • 2008 - 397 тыс.

Национальный состав: азербайджанцы составляют около 98% населения, русские, украинцы, татары и др. - 2%

История

Возникновение города
Как и другие города современного Азербайджана (Нахичевань, Шеки, Шемаха), Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на пересечении древних караванных дорог.

Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 г. Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядомом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за находившейся там сокровищницы. Мохаммад как основатель Гянджи упомянут и в «Истории страны Алаунк» Мовсеса Каланкатуаци:

«Спустя еще два года пришел хазр патгос, человек беспощадный и свирепый, но и сдох в том же году. Но пришел сын его и покорил страну мечом, предал огню множество церквей, жителей взял в полон и ушел в Багдад. Затем он вновь пришел оттуда по царскому повелению и на средства казны построил в гаваре (округе) Аршакашен город Гандзак в двести девяносто пятом году (армянского летосчисления).»

В Гандзаке долгое время была резиденция католикоса Кавказской Албании (Агванка).

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвертого Халифа Али ибн АбуТалиба (656-661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII - начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV-XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII-XVIII вв.).

В начале VII в и в VIII в. Восточное Закавказье неоднократно подвергалось набегам, в результате чего значительно пострадала и Гянджа. В первой половине VII в. Гянджа была разрушена персами, а во второй половине - арабами. В конце VII в. город был превращен в арену битв между арабами и хазарами.

Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьем.

По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы.

В IX-X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине Х в. Гянджа, находившаяся под властью Саларидитов, стала столицей Шададитов. Во времена правления Фадлуна I (895-1030) Гянджа окрепла еще больше. Шаддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость.

В 1063 были созданы знаменитые врата Гянджи.

По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных. С 1918 г. город оказался в составе республики Азербайджан.

Турки-сельджуки
В середине ХI в. Азербайджан подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I (1038-1068) в 1054 двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI в. Фадлун III, правитель шададитов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 г. сельджукский правитель Малик шах (1072-1092) послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шададитов, которые правили более 100 лет.

Правление Гянджой Малик шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном (1105-1117) всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, в ответ на это сельджукские войска вторглись в Грузию и ограбили ее.

Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 25 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр - Гек-гель, Марал-гель, Джейран-гель, Ордек-гель, Залигелю, Аггель, Гарагель и Шамлыгель. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки.

Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметрий напал на город, захватили много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые поныне хранятся во дворе Келатского монастыря в Грузии.

С образованием государства атабеков (см. Иранский Азербайджан, Гянджа стала резиденцией атабекского правителя Аррана.

Начало XII-XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи - второй столицы государства Атабеков, ибо благодаря тому, что ее изделия стали известны далеко за пределами страны, она поднялась до уровня «матери Арранских городов». Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шелк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока.

Между Россией и Ираном
В XVIII в. Гянджа - центр Гянджинского ханства.

В конце 1803 г. против Гянджи вступил русский отряд князя П.Д. Цицианова (до 2 тыс. чел.). На требование Цицианова покориться Джавад-хан Гянджинский ответил отказом. На подступах к Гяндже он дал русским бой, но был разбит и бежал в крепость, потреяв 250 чел. убитыми; русские потеряли 70 чел.

3 января 1804 г. в 5 часов 30 минут утра войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств - противников Джавад-хана. Гянджа представляла собой весьма мощную крепость. Ее окружали двойные стены (внешняя - глинобитная и внутренняя - каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чем в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны - супруги Александра I.

Это привело к русско-иранской войне 1804-1813. Иранская армия в несколько раз превосходила численностью русское войско в Закавказье, но значительно уступала им в военном искусстве, боевой выучке и организации. Основные боевые действия происходили по обе стороны озера Севан на двух направлениях - эриванском и гянджинском, где проходили основные дороги на Тифлис (Тбилиси).

В октябре 1813 Иран был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признал присоединение к России Дагестана и Северного Азербайджана.

С 1868 Елизаветполь - центр Елизаветпольской губернии.

В 1883 связан железной дорогой с Баку, Тбилиси и Батуми.

XX век
По данным на 1892 год, в Гяндже насчитывалось 25758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13392, армян 10524). В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви. Главная Мечеть Джумаа (Джаами Гянджи), построенная Шахом-Аббасом в 1620 г., увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман. Из церквей самая старая - церковь Сурб Ованес Мкртич (Св. Иоанна Крестителя) - 1633 г.; армянский собор высотой 20 м. был закончен в 1869 г.

В начале XX века в городе функционировали 6 армяно-апостольских церквей, 2 русские православные церкви и 13 мечетей. Из сохранившихся армянских апостольских церквей наиболее почтенный возраст имеет церковь святого Ованеса Мкртича, на южной стене которой под солнечными часами была высечена надпись, удостоверяющая, что при католикосе Ованесе в 1633 году построена сия церковь святого Ованеса Мкртича (Иоанна Крестителя).

Гянджа первой половины ХХ века - необыкновенно красивый город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 г. в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами (см. Армяно-татарская резня 1905-1906, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне - на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 1918-1920 гг.

22 января 1918 у станции Шамхор, недалеко от Гянджи вооруженными бандами националистов были убиты и ранены тысячи солдат российской армии возвращавшихся с Кавказского фронта в Россию.

В июне 1918 Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку.

В ночь с 25 на 26 мая 1920 здесь был поднят мятеж мусаватистов, который был ликвидирован в течение недели.

В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана.

22 ноября 1988 г. в городе начались армянские погромы, сопроводжавшиеся настоящими сражениями на границах армянского квартала. После этого многотысячное этническое армянское население города было полностью эвакуировано в Армению, их дома и имущество - разграблены.

Климат

  • Среднегодовая температура - +13,4 C°
  • Среднегодовая скорость ветра - 2,5 м/с
  • Среднегодовая влажность воздуха - 68 %

Второй по численности населения после . Находится в 340 километрах восточнее Баку. Население – 322 тысячи человек (2012).

Ранее также носил названия Елизаветпо́ль (с 1804 по 1918 годы) и Кировабад (с 1935 по 1989 годы).

Легенда гласит, что прекрасная Гянджа была основана там, где путешествующий Мазьяд обнаружил клад - котлы с золотом и драгоценностями. В честь этой находки и назвали город: «джанза» по-арабски или «гяндза» по-грузински означает «сокровище». Также через Гянджу в свое время проходил Великий Шелковый Путь, который сейчас стараются восстановить.

Благодаря ухоженности, красивой архитектуре и историческим достопримечательностям в центре города, Гянджа, по мнению многих туристов, является одним из самых красивых городов Азербайджана. Впрочем за пределами центра города всё запущено и довольно ободрано.

История Гянджи

Согласно историку Моставфи, город Ганджа появился в 660 году. По другим источникам, город был основан чуть позже, в 9 веке. Город стал расти и крепчать в 10-11 веках во время правления Фадлуна I, но уже в 12 веке подвергся набегам грузин, а также был разрушен мощным землетрясением. В 13 веке Гянджу захватили татаро-монголы. С 16 по 18 века город был центром Карабахского бейлербекства, а впоследствии стал столицей Гянджинского ханства.

В начале 19 века Гянджа была захвачена Россией и переименована в Елизаветполь - в честь Елизаветы Алексеевны, императрицы и супруги Александра I. В советское время Гянджа стала носить название Кировабад и развилась до уровня промышленного и культурного центра Азербайджана – второго после столицы, Баку. Сейчас город является также важным образовательный центром.

Климат в Гяндже

Гянджа встречает туристов мягким континентальным климатом. Летняя температура держится около +25-27, а зима здесь мягкая - температура редко опускается ниже +2-4 градусов. Больше всего осадков приходится на конец весны и начало лета.

Последние изменения: 03.08.2014

Достопримечательности Гянджи

Главными достопримечательностями Гянджи является её исторический центр с ансамблем Шейха Бахауддина - историко-архитектурным комплексом, включающим Джума-мечеть, Караван-сарай и Чёкяк-хамам, построенные Шейхом Бахауддина - зодчим и астрономом.




Джума-мечеть
(также известна как Мечеть шах Аббаса ), построенная в 1606 году, украшена двумя минаретами и позволяет точно узнавать наступление полудня – ровно в 12 тень с западной стены мечети исчезает. Это указывало на время полуденного намаза.




Чёкяк-хамам
– это баня с двумя залами, где когда-то проводил время шах Аббас. С 2002 постройка охраняется ЮНЕСКО.




Бутылочный дом
– одна из наиболее современных достопримечательностей города. Архитектор Ибрагим Джафаров декорировал свой дом 50 тыс. стеклянных бутылок, чем хотел увековечить память о погибших в Великой Отечественной войне. Под карнизом находится портрет основателя.




Русская церковь
– этот храм появился в конце 19 века. Из сохранившихся икон здесь можно увидеть икону Александра Невского и икону Святой Марии Магдалины. Церковь работает, и в выходные и праздники в ней проходят службы.




Парк Хан багы (Xan Bagi)
или Ханский сад – это довольно большой облагороженный зелёный оазис в южной части Гянджи.





— был построен в 1991 году при подъезде с юго-западной стороны к городу Гянджа на предполагаемом месте захоронения поэта Низами. Считается, что он жил и умер в этом месте. Мавзолей построили на месте двух более древних мавзолеев.

Последние изменения: 04.08.2014

Как добраться до Гянджи

Из Москвы в международный аэропорт Гянджа летают Utair, VimAirlines и Уральские авиалинии. Время в пути - около 2 часов 50 минут.

Из Баку до Гянджи можно доехать на поезде или автобусе (5 часов) или долететь на самолёте с Азербайджанскими Авиалиниями – 1 час в пути (летают бразильские самолёты Embraer 190). Расстояние – 340 км.

По самому городу можно передвигаться на автобусе или маршрутке: сеть общественного транспорта развита и проходит по всем районам города.

Последние изменения: 04.08.2014

«Город Гянджа, который еще в 2006 году отметил 2500-летие, занимает видное место в истории Азербайджана. Родина великого поэта Низами Гянджеви и не менее выдающейся поэтессы Мехсети Гянджеви за все время своего существования не раз подвергалась захвату, разрушению и разграблению, а также уничтожению со стороны природных катаклизмов, но каждый раз ей удавалась подняться с руин.»

Современная Гянджа – это своего рода вторая столица Азербайджанской Республики, довольно крупный город с сохранившимися здесь памятниками архитектуры и которая находится на Гянджинско-Газахской низменности у северо-восточного подножия гор Малого Кавказа . Через территорию Гянджи протекает река Гянджачай. Из-за своего удобного расположения на торговых путях, город не раз становился столицей все новых и новых государств. До сих пор идут споры о точной дате образования Гянджи . Одни утверждают, что ее основы заложены еще до нашей эры, а другие считают периодом формирования раннее средневековье. Еще одна группа ученых предполагает, что Гянджа возникла в античную эпоху как небольшое поселение, а в нашу эру превратилась в крупный город. Происхождение самого слова вызывает не меньше вопросов. Топоним «Гянджа», который у арабов звучал как «Джанза », а у грузин как «Гяндза», по мнению некоторых исследователей, имеет древнеиранское происхождение и переводится как «клад», «сокровище». В пользу этой версии имеется миф об арабском наместнике Мазъяде , которому голос во сне велел построить на месте привала город. Позже у одного из холмов им был обнаружен клад с золотом. А затем были заложены основы Гянджи . Однако данная гипотеза, основанная на легенде, не имеет достоверных фактов для подтверждения своей версии. Более близкой к истине считается утверждение о том, что название города, скорее всего, произошло от проживавшего еще в период Кавказкой Албании племени ганджаков . Их существование подтверждено наукой. Ряд местностей в Азербайджане и Средней Азии имеют связь с названием этого племени, часто менявшего ареал своего обитания.

Первоначальные арабские источники сообщают, что основы Гянджи были заложены во второй половине VII века. Из-за своего расположения на караванных путях город долгое время являлся ареной сражений между арабами и персами, а позже в борьбу вмешались и хазары. В историческом труде «Дербенднаме », не имеющего автора, сообщается, что Гянджу построили в 859 году, уже после продолжительных войн между вышеуказанными народами, которые завершились победой Арабского халифата. После ослабления власти Аббасидов во 2 половине IX века, на территории Азербайджана стали возникать мелкие независимые государства. Гянджа стала центром Шеддадидов. В связи с нашествием славян Барда была разграблена и перестала считаться столицей Арранской зоны. Роль Гянджи, как торгового и культурного центра возрастает. Местный шелк и металлические изделия привлекают сюда купцов со всей Европы и Азии. Во 2 половине XI века начинается нашествие сельджуков . В этот же период, в 1063 году Ибрагимом ибн Османом сооружены знаменитые гянджинские ворота. Азербайджан на некоторое время оказался в составе государства Сельджукидов. В 1139 году в Гяндже произошло мощное землетрясение, в результате которого погибло большая часть местного населения. Огромные каменные глыбы горы Кяпаз обрушились на мелкие речки, образовав несколько горных озер. Самым прекрасным и крупнейшим из них является Гёкгёль (в переводе с азербайджанского языка означает «голубое озеро»). Вода в озере необыкновенно чистая. Неподалеку находится одноименный заповедник, являющийся туристической зоной. Грузины во главе с царем Деметре , воспользовавшись беззащитностью города, разграбили Гянджу. Среди захваченных трофеев были и знаменитые гянджинские ворота, которые и сегодня в неполноценном виде являются частью Гелатского монастыря в Грузии. Однако вскоре город был восстановлен Эльденизидами . Правда, новую Гянджу построили чуть южнее развалин старого города. В 1220 году монголы совершили свой первый поход на Кавказ . Некоторые азербайджанские города были разграблены и сожжены. Однако Гянджа сумела отстоять свою свободу. В 1225 году хорезмшах Джамаледдин вторгся на территорию ослабевшего государства Атабеков . Центральные города, в том числе и Гянджа были захвачены. В 1231 году в городе вспыхнуло восстание под руководством Бандара, которое подавили с особой жестокостью. В этом же году монголы совершили свой второй поход. Несмотря на упорное сопротивление местного населения, Гянджа была разграблена, а большинство ее жителей убиты. Лишь через 4 года выжившие жители приступили к восстановлению города. С середины XIII века Азербайджан вошел в состав пятого монгольского улуса – государства Хулагуидов . В 80-е годы XIV века начинается вторжение очередного завоевателя – эмира Тимура. Захватив Гянджу, он использовал город как стратегическую базу для походов в Грузию. Монгольский хан Тохтамыш также стремился к присоединению Азербайджана. Страна на некоторое время вновь превратилась в арену военных сражений между иноземцами. В начале XVI века шах Исмаил I заложил основы Сефевидского государства , в состав которого помимо Азербайджана вошли Иран, часть Ирака и Средней Азии. В результате административной реформы держава Сефевидов была поделена на ряд беклярбекств. Гянджа становится центром одной из областей. С 20-х годов XVII века Азербайджан в очередной раз становится «яблоком раздора». На этот раз в борьбу за передел земель включились Россия и Османская империя. Номинальным правителем ослабевшего Сефевидского государства был Надир хан. После захвата прикаспийских областей русскими, турки решили организовать поход в центральные регионы Азербайджана. Однако османская армия после продолжительной осады так и не смогла завладеть Гянджой.

Константинопольский мир 1724 года все же закрепил за русскими прикаспийские области, а за турками остальную часть Закавказья. Шахское правительство не устраивало такое развитие событий. Надир хан решил отвоевать обратно весь Азербайджан . В 1735 году в Гяндже между персами и русскими подписан договор, по которому прикаспийские территории возвращались Ирану. Оккупированная турками остальная часть также присоединялась к Сефевидам. Формально существовавшему государству был положен конец в 1736 году, когда Надир хан объявил себя шахом, основав собственную династию. Гянджинские беки из рода Зиядоглу воспротивились данному решению. В качестве наказания новоиспеченный шах отобрал у непокорной семьи Борчалы и Шамшадиль и отдал эти земли грузинскому царю. После убийства Надир шаха в 1747 году в истории Азербайджана начинается эпоха раздробленности, когда вся территория была поделена на множество ханств. Первым гянджинским правителем стал Шахверди хан Зиядоглу . Наивысшего могущества ханство достигло при Джавад хане . В начале XIX века Российская империя решила воспользоваться разобщенностью ханств и полностью захватить Южный Кавказ. После присоединения Грузии следующей целью являлась Гянджа. Именно с захватом этого города решалась судьба остальных ханств. В 1803 году русские войска под руководством Цицианова подошли к крепостным воротам. Переговоры и переписка между командующим царской армией и Джавад ханом не дали положительного результата. 3 января 1804 года начался штурм крепости, завершившийся захватом города и смертью правителя и его сына. Захват Гянджи не только открывал для Российской империи путь к другим ханствам Азербайджана, но и привела к началу первой русско-иранской войны. Город в честь супруги Александра I назвали Елизаветполем. В 1868 году Гянджа становится центром Елизаветпольской губернии. В городе был размещен крупный военный гарнизон, открыты школы. После октябрьского переворота в России и начала гражданской войны между большевиками и белогвардейцами, ситуация на Южном Кавказе также накалилась до предела. 28 мая 1918 года была образована Азербайджанская Демократическая Республика. Первой ее столицей стала Гянджа. После освобождения Баку от большевиков 17 сентября этого же года правительство сосредоточилось в новом центре. Однако республика просуществовала чуть меньше 2-х лет. Победившие в гражданской войне большевики довольно быстро прибрали к рукам все Закавказье. Вплоть до 1935 года Гянджа сохраняла свое историческое название. Затем город переименовали в Кировабад . С 1989 года городу возвращено его историческое имя.

Учитывая, что Гянджа не раз подвергалась разрушениям, практически полному физическому уничтожению местных жителей, многочисленным переселениям арабов, персов, тюрков-сельджуков, русских и других народов на протяжении всей истории города, ученым довольно сложно было определить этнический состав населения. Однако достоверно известно, что нашествие сельджуков оказало наибольшее влияние на формирование современного азербайджанского народа. Проведенные в 40-е годы прошлого века археологические раскопки на территории старой Гянджи позволили исследователям предположить, что первое поселение было основано еще до начала нашей эры. Город не раз переходил из рук в руки, однако в составе каждого нового государства Гянджа занимала видное место как важный торговый, культурный и религиозный центр. Еще одной особенностью местных жителей являлось оказание упорного сопротивления абсолютно всем внешним угрозам.

Что касается сохранившихся до наших дней архитектурных построек, то они дошли до нас в довольно хорошем состоянии. После знаменательного землетрясения 1139 года основы современной Гянджи были заложены в 7-10 километрах к югу от развалин старого города. От старой городской крепости сохранились лишь каменные монолиты. Крепостные стены растягивались по обе стороны берега реки Гянджачай . Венчала крепость 2 боевые башни, которые находились на расстоянии чуть более 500 метров друг о друга. Указанные ранее гянджинские ворота Ибрагима ибн Османа были сделаны из железа, а с наружной стороны расписанные орнаментом и узорами в форме отчеканенной монеты. Еще одной исторической постройкой Гянджи является мавзолей шейха Ибрагима, который построен на месте одного из потомков имама Али. Комплекс, состоящий из мавзолея, высотой в 12 метров, мусульманского кладбища, нескольких некрупных мечетей, караван-сарая и других построек был сооружен в XIV веке. Купол мавзолея голубого цвета. Из-за этого мавзолей часто именуют «Гёй-Имам» или «Имамзаде». В 19 веке после капитального ремонта весь комплекс был обнесен кирпичной стеной. В период правления сефевидского шаха Аббаса I Гяндже наряду с другими азербайджанскими городами уделялось не меньше внимания. В XVII веке на территории архитектором Шейхом Бахауддином был сооружен целый ансамбль сооружений, состоящий из 3 архитектурных построек: Джума-мечети, Чекек-Хамама и сефевидского караван-сарая. Джума-мечеть сооружена в 1606 году из обожженного красного кирпича. Молитвенный зал делился на 2 части(отделявший женщин и мужчин), а окна мечети украшают различные узоры. Венчает сооружение металлический купол диаметром около 17 метров и 2 минарета с вышками. К мечети примыкала медресе, в котором обучались местные дети. Здесь преподавал азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех, оказавший огромное влияние на не менее знаменитого писателя Мирза Фатали Ахундова. В советский период минареты и медресе были разрушены, однако на сегодняшний день они восстановлены. Вторым сооружением удивительного ансамбля является Чекек-Хамам – сефевидская баня, имеющая 2 зала, разные по размеру. Большой зал включает в себя довольно крупный бассейн и фонтан. Малый зал предназначался для купания. Вся баня построена из красного кирпича и имеет довольно сложную вентиляцию и систему подачи пара. Баня функционировала вплоть до 1963 года. На сегодняшний день эта постройка входит в список национального достояния ЮНЕСКО. Третье сооружение данного комплекса – караван-сарай – это двухэтажное сооружение, имеющее 15 комнат и 54 комнаты. Здесь же располагается музей поэтессы Мехсети Гянджеви . В 1991 году сооружен мавзолей великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, автора знаменитого «Хамсэ»(Пятерицы). Данный музей, наряду с азербайджанскими современными поэтами, посещают поэты из других стран. В 2005 году построена усыпальница в честь последнего гянджинского хана Джавад хана. Его останки из старинного кладбища перенесли в новое сооружение. В Гяндже также в первозданном виде сохранилось здание, в котором заседало первое правительство Азербайджанской Демократической Республики.

Сегодняшняя Гянджа – это не только крупный экономический и туристический центр северо-запада Азербайджана, но и развитый индустриальный город с хорошо сохранившимися архитектурными постройками и богатой на события историей. В местных музеях имеются сотни экспонатов. Несмотря на взлеты и падения на протяжении всего времени, именно стойкость местного населения позволило сохранить до наших дней столь огромное культурное наследие.

Бакинская и Гянджинская области Азербайджанской ССР были образованы Указом от 3 апреля 1952 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1952 г. № 8). Спустя 1 год и область упразднили ( от 23 апреля 1953 года).
  • Гянджа. Низаминский муниципалитет.  (азерб.)   (англ.)   (рус.)
  • C. Edmund Bosworth. GANJA Архивировано 23 августа 2011 года.

    The post-Mongol historian Ḥamd-Allāh Mostawfī says that the Arab town of Ganja was founded in 39/659-60 (i.e., at the time of the first Arab incursions into eastern Transcaucasia) but gives no details (Nozhat al-qolūb, p. 91, tr. p. 93).

  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Архивировано 11 января 2013 года.

    A passage of the anonymous Taʾrīḵ Bāb al-abwāb (extant in the Ottoman historian Monajjem-bāšī’s Jāmeʿ al-dowal) states that Ganja was founded in 245/859-60 by Moḥammad b. Ḵāled b. Yazīd b. Mazyad, of the family of Yazīdī governors in Šarvān, who was governor of Azerbaijan, Arrān, and Armenia for the caliph al-Motawakkel, and so-called because of a treasure unearthed there…

  • Хазр - согласно Маркарту от Халд (J. Marquart, Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge, Leipzig, 1903, стр. 462)
  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Дата обращения 5 сентября 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.

    Moḥammad b. Ḵāled’s role as founder (or rather, as re-founder, see below) of Ganja is confirmed by the Armenian historian Movsēs Dasxurancʿi, where he says that the son of Xazr (for Xald, as explained by Marquart, p. 462) Patgos built Ganjak in the canton of Aršakašēn, with the date given in one manuscript as Armenian era 295/846-47 (bk. 3, ch. 20, tr. Dowsett, p. 218).

  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Дата обращения 5 сентября 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.

    The Persian name Ganja/Ganza (

  • C. Edmund Bosworth. GANJA (англ.) . Iranica (December 15, 2000). Дата обращения 5 сентября 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.
  • Кировабад . «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986
  • Пачкалов А. В. Неопубликованный клад золотых византийских и мусульманских монет из Археологического музея Гянджи // Современное состояние и перспективы развития музеев. Материалы Международной научной конференции. Баку, 2011.
  • Charles Ambrose Storey. Poetry of the Pre-Mongol Period / François de Blois. - 2nd revised edition. - RoutledgeCurzon, 2004. - Vol. V. - P. 363. - 544 p. - (Persian Literature - A Biobibliographical Survey). - ISBN 0947593470 .

    «Nizami Ganja’i, whose personal name was Ilyas, is the most celebrated native poet of the Persians after Firdausi. His nisbah designates him as a native of Ganja (Elizavetpol, Kirovabad) in Azerbaijan, then still a country with an Iranian population… .»

  • И. М. Дьяконов . Книга воспоминаний. - Спб., 1995. - С. 730-731.

    А сейчас в Азербайджане готовился юбилей великого поэта Низами. С Низами была некоторая небольшая неловкость: во-первых, он был не азербайджанский, а персидский (иранский) поэт, хотя жил он в ныне азербайджанском городе Гяндже, которая, как и большинство здешних городов, имела в Средние века иранское население .

  • О Низами как о персидском поэте:
    • Энциклопедия Британника , статья «Neẓāmī »: «Neẓāmī - Persian poet - greatest romantic epic poet in Persian literature, who brought a colloquial and realistic style to the Persian epic.»
    • Энциклопедия Брокгауз (сайт), статья Nisami : «Nisami, Nezami, eigentlich Abu Mohammed Iljas Ibn Jusuf, persischer Dichter, * vermutlich Gäncä (Aserbaidschan) 1141»
    • Энциклопедия Ларусс (сайт): «Ilyas ibn Yusuf Nezami ou Ilyas ibn Yusuf Nizami - Poète persan (Gandja, vers 1140-Gandja, vers 1209)»
    • Энциклопедия Ираника (сайт), статья «PERSIAN LITERATURE»: «Neẓāmi’s Five Treasures (Panj ganj). Eliās Abu Mo-ḥammad Neẓāmi of Ganja was born around 1141 of a Kurdish mother and a father named Yusof»
    • Chelkowski, P. «Nizami Gandjawi, jamal al-Din Abu Muhammad Ilyas b. Yusuf b. Zaki Muayyad . Encyclopaedia of Islam . Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2008. Brill Online. Excerpt one: „Nizami Gandjawi, Djamal al-Din Abu Muhammad Ilyas b. Yusuf b. Zaki Muʾayyad, one of the greatest Persian poets and thinkers.“
  • О Мехсети как о персидской поэтессе:
    • Encyclopedia Britannica Persian literature
    • Bruijn, J.T.P. de. «Mahsatī.» Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2009. excerpt: «a Persian female poet whose historical personality is difficult to ascertain. *Edward Brown, A literary History of Persia in Four Volumes. Cambridge university Press 1969.
  • Siavash Lornejad, Ali Doostzadeh. On the Modern Politicization of the Persian Poet Nezami Ganjavi. - CCIS, 2012. - P. 154-155.
  • Киракос Гандзакеци. История Армении . - М. : Наука, 1976. - С. 154.
  • Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . - М. : Академкнига, 2003. - С. 199. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94628-118-6 .

    При персидской династии Сефевидов Карабах являлся одной из провинций (бегларбекство), где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а горы оставались в руках армянских правителей.

  • М. М. Альтман. "Исторический очерк города Ганджи". - Академия Наук Азербайджанской ССР, 1949. - С. 41.

    „Беглярбеком Ганджи Тахмасп I назначил Шахверди-султана, который начал собою целую династию беглярбеков Карабаха и Ганджи - династию Зияд-оглу из племен Каджар. Шахверди. кроме Ганджи и Карабаха, были подчинены Шамшадиль и Казах.“

  • Armen Aivazian, Demographic Situation in Karabakh in the 1710-1720s, Armenian Mind, Vol. V, No. 1-2, 2001, pp. 67-74
  • И. М. Табагуа, Материалы для истории Грузии первой четверти XVIII века, Тбилиси, 1982, с. 304.
  • Г. А. Эзов, Сношения Петра Великого с Армянским народом. Документы. С. Петербург: Тип. Имп. Академии Наук, 1898, док. 9, с. 33, 36.
  • 20 декабря 1723 г. в письме из Шемахи армянский священник Александр писал: »60 тысяч войска турецкого с 12-ю пашами пришли, с воинскими приуготовлениями к Ганже… и того города взяли половину, а армян наших пожитки все разграбили и многих из них поруб[и]ли, а иных в полон побрали, и которые армяне имели денги, те своих детей выкупали, а 60 дворов отослали в Турецкую землю, а досталные армяне из города для спасения своего ушед, пришли к армянскому войску (то есть в Карабах) босы и наги. - Армен Айвазян ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАБАХЕ В 1710-1720-Х ГОДАХ Armen Aivazian, Demographic Situation in Karabakh in the 1710-1720s, Armenian Mind, Vol. V, No. 1-2, 2001, pp. 67-74 .
  • Микаэль Алескерович Усейнов. Памятники азербайджанского зодчества. - Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1951. - С. 9. - 162 с.


  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Храм венеры и ромы в риме Храм венеры в риме
    ИТ-рынок в Канаде: развитие северной «Кремниевой долины Кризис в Канаде
    Самый большой флаг в мире