Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ительмены. Ительмены, камчадалы — коренное население Камчатки Отрывок, характеризующий Ительмены

Народ в России. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Живут в Камчатской области. Язык ительменский. Численность в РФ - 2429 человек.

Самоназвание - ительмень (местный житель), старое название – камчадалы. Народ в Российской Федерации, коренное население полуострова Камчатка, живут преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа.

Общая численность в Российской Федерации в 2429 человек.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы, но существенно отличаются от своих соседей по расовому ареалу физическим обликом. Антропологи выделяют их в особый тип, что хорошо согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными.

Говорят на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье. Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет. В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. Восточный и южный ительменские языки полностью утрачены, сведения о них ограничиваются лишь небольшим лексическим материалом. В западном ительменском языке выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Древнейший субстратный пласт, легший в основу формирования ительменов, связан с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. Антропологические данные также подтверждают генетические связи ительменов с древними представителями монголоидной расы. Об этом говорит и наличие в ительменском языке языкового субстрата, имеющего очень древнее происхождение.

Следующий этап этногенеза связан с ранним неолитом, когда на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Характерная ее особенность - непрерывность, заметная изолированность от соседних культур Северо-востока. На всех этапах (5 тысячелетие до н. э.- середина 17 в.н.э) традиционные элементы культуры тарьинцев неизменно преобладают над инновациями. Такое возможно, если культура принадлежит одному и тому же этносу. Большинство исследователей склонны считать, что таким этносом и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов (техника плетения, особый тип нарт, собачьей упряжки, одежда из птичьих шкур, необычайно развитая культура собирательства и др.) совершенно не характерны для их соседей по региону, несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят ительменов с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки. Генетическую независимость ительменов среди соседей-палеоазиатов подчеркивает фонетическое своеобразие ительменского языка сильно сближающее его с американо-индейскими языками.

К приходу русских на Камчатку ительмены распадались на 5 территориальных, скорее всего племенных, групп: бурин, суаачюай, кыхчерен, лигнурин и кулес. Общая их численность в конце 17 в. составляла 12-13 тысяч человек. С вхождением Камчатки в состав Русского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий и голодовок их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Уже в первой трети 18 в. значительная часть казаков и промышленников находились в фактических брачных связях с ительменками. На этой основе началась быстрая деформация общественного строя ительменов, утрата языка и этнического самосознания. На Камчатке стала складываться особая этническая среда, менялся физический облик коренного и русского населения, шло формирование новой синкретической культуры. К концу 18 в. на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов, которые фактически представляли собой субэтнос русского народа. Со второй половины 19 в. процесс обрусения камчадалов еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Камчадалы все больше теряли свои локальные особенности, растворяясь во все увеличивающейся массе русского населения. По мере того, как менялся антропологический тип ительменов и русских старожилов, трансформировались их язык, культура, этническое самосознание, менялась и семантика этнонима камчадалы. С начала Х1Х в. он приобретает собирательное значение, его все чаще распространяют на другие слои населения - потомков казаков, старожилов Камчатки, всех ее жителей. Окончательное слияние камчадалов с русскими происходило уже в советское время в рамках внутренней консолидации русской нации, однако, и сегодня еще часть местных жителей, в основном в долине р. Камчатки, в определенной ситуации продолжают считать себя камчадалами.

Медленнее проходила ассимиляция ительменов (кулес и лигнурин) на западном побережье полуострова. Здесь кроме казачьего Тигиля не было других русских населенных пунктов. К середине 19 в. местные ительмены хорошо сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры, двойственный характер носило самосознание - жители относили себя то к ительменам, то к камчадалам. Регистратор Приполярной переписи Е. П. Орлова нашла в 1926/27 г. в 9 селениях западного берега Камчатки (Аманино, Седанка оседлая, Напана, Утхолок, Ковран, Морошечное, Белоголовое и Сопочное) жителей с ярко выраженным этническим лицом. В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью (825 человек).

Традиционное занятие ительменов в прошлом - рыболовство. Главным объектом промысла были лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами, использовали также остроги, крючковые снасти и сети из крапивных ниток. Важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. Добывали различные виды тюленей. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на сухопутных животных ради мяса имела у ительменов подсобное значение, однако, пушной промысел был распространен широко. В начале 20 века им регулярно занималось 95 % ительменских семей. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов - широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Продукты собирательства запасались на зиму в сушеном, вяленом, копченом виде. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Уже во второй половине 19 в. во всех ительменских селениях имелись небольшие огороды с посевами картофеля и овощей, а также лошади и крупный рогатый скот.

Поселения ительменов острожки располагались по берегам рек, недалеко от устья, обносились частоколом или земляным валом. Состояли из одной или нескольких общинных полуземлянок, вмещавших до 100 и более человек, и летних жилищ для одной семьи. Старинное зимнее жилище ительменов - углубленная в землю каркасная полуземлянка. Снаружи она имела вид небольшого округлого холмика, входом служило дымовое отверстие в крыше. К концу XVIII в. полуземлянка была вытеснена избой русского типа Летним жилищем служил крытый травой шалаш пирамидальной формы из прутьев или тонких кольев на высоком свайном помосте Русские называли такие жилища балаганами. На промыслах жили в легких каркасных постройках - двускатных, односкатных и пирамидальной формы.

Ительмены носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц, при изготовлении зимней промысловой обуви использовалась рыбья кожа. В набор повседневной мужской и женской одежды входили штаны, кухлянка рубашечного покроя с капюшоном и нагрудником, камлея и торбаса. Зимой кухлянка и штаны были двойными: нижние - мехом вовнутрь, верхние - мехом наружу. Зимним мужским головным убором служили шапки из птичьих перьев и меха, летом - деревянные шляпы вроде алеутских, а также берестяные умбракулы с завязками на затылке. Основу питания ительменов составляла рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами были юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра. Большим лакомством считались квашеные рыбьи головы. Существенным дополнением рыбного меню были мясо и жир морского зверя, сухопутных животных и птиц. Важную роль в рационе играли растительные продукты.

Основным средством передвижения ительменов в летний период были долбленные колодообразные лодки-баты. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали в один большегрузный паром. Зимой главным транспортным средством служили собачьи упряжки с оригинальными ездовыми нартами Ительменский способ упряжи отличается от чукотско-камчатского типа упряжного собаководства. Обязательной принадлежностью ительмена в зимний период были скользящие и ступательные лыжи (плетеные "лапки").

Традиционные верования ительменов - анимизм, тотемизм, фетишизм - связаны с поклонением духам - хозяевам. Особенно почитался "хозяин моря" Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутха). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины 17 в. ительмены приняли христианство, обрядовая сторона которого быстро пустила довольно глубокие корни. Характерной особенностью духовной культуры является развитое танцевальное искусство. Танцы были составной частью повседневного быта, народных праздников и носили массовый характер. Наиболее развитые виды народного прикладного искусства - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву.

Фольклор представлен в основном жанром сказки, некогда имелась богатая мифология, которая ныне утрачена. Главный герой сказок и мифов - Кутх. В последние десятилетия по мотивам фольклора ительменскими литераторами Г. Поротовым, Т. Гуторовой, Н. Суздаловой созданы яркие художественные произведения. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, популярная литература. Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры.

Ительмены
Современное самоназвание итәнмән
Численность и ареал
Всего: ▼ 3093 (2010 г.)
Язык русский , ительменский
Религия православие , шаманизм
Родственные народы чукчи , коряки , кереки , алюторцы , камчадалы

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство ительменов считает родным. Верующие - православные.

Ко времени прихода русских на Камчатку в конце XVII века ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце XVIII века ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В XX веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек.

Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева.

Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% ительменов - городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.

Обращены в православие в середине XVIII века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам.

Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

В. А. Тураев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 201-202.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Итэнмэн : Самоназвание и т э н м э н, и т а н м с х н, и т е н м е л н "живущий", "жители".

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 2805, 1926 - зафиксировано 4217 "камчадалов", в т.ч. 859 ительменов, указавших в качестве родного ительменский язык, 1959 - 1109, 1970 - 1301, 1979 - 1370, 1989 - 2481.

Этнические и этнографические группы

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Язык

ительменский : В определении классификационной принадлежности ительменского языка, существуют разночтения. Более традицонная оценка его вхождения в чукотско-корякскую rpупny палеоазиатских языков (ительменский, чyкотский, корякский, керекский), в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским, позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений.

Писменность

Уровень грамотности у ительменов к началу ХХ в., по сравнению с другими народами Севера, был выше, чему способствовало длительное влияние русских поселенцев. После 1917 г. ряд церковноприходских школ объявили себы советскими. В 1932 г. на основе латинской графики был разработан ительменский букварь «Будем учиться» (Е.П.Орлова). Затем на ительменском языке была создана книга для чтения. С начала 30-х годов преподавание в 1 и 2 классах велось на ительменском языке, с 3 класса ительменкий язык преподавался в качестве предмета. В 1936 г., в связи с переводом письменностей народов Севера на русскую графическую основу, ительменскийязык на кирилицу переведен не был и преподавание на ительменском языке было прекращено. Это привело к постепенной утрате родного языка ительменами и постепенному их переходу на русский язык.

Религия

Православие : Православные. Христианизация, посредством миссионерской деятельности, начинается во 2-й четверти XVIII в. Уже к середине века оно было распространено по всему полуострову и на северных островах Курильской гряды. Христианизация сопровожалась введением налоговых льго для новообращенных. В большинстве острогов были открыты школы, в которых совместно обучались русские и камчадальские дети.

Этногенез и этническая история

Исторические судьбы ительменской этнической культуры имеют несколько генетических планов. Во-первых, она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда, Типологически сходными являются основные социальные институты, главные персонажи ранней микологии). Во-вторых, направление и интенсивность культурных контактов, вели к взаимодействию культур соседствующих народов, либо адаптации одним из них, культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, причем как на основании, археологических материалов, так и по письменным источникам. Ранние контакты, судя по всему носили интеграционный характер, поздние - этнокультурного взаимодействия (обмен, брачные контакты, взаимовлияния в области материальной и духовной культуры). Другое направление этнокультурных связей прослеживается с алеутами. Причем, здесь значим как генетический аспект (общность формирования), так и исторически более поздние культурные связи, которое прослеживаются в жилище, одежде, технике плетения, орнаментике и т.д. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками на местах совместного проживания. Это фиксируется антропологически - коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Основную интегририрующую роль, по-видимому играли ительмены. В-третьих, это взаимодействие с русскими, начавшееся в конце ХVIII в. и переведшее к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации, но при достаточно интенсивных брачных контактах, сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.

Хозяйство

Исторически, культура ительменов, по сравнению с соседними палеоазиатскими народами, имеет ряд особенностей. При общей характеристики хозяйства ительменов как комплексного промыслового, их принадлежность к хозяйственно-культурному типу оседлых рыболовов Сибири, позволяет выделять его доминантные отрасли. На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство. В реках промышляли рыбу лососевых пород. С мая и до конца сентября, по мере сменяемости пород нерестящейся рыбы, ловили чавычу, нерку, кету, горбушу, гольца, кижуча. В море промышляли навагу (на льду), корюшку, мойву. Орудия рыболовства в основном пассивные – запоры, ставные сети, невода, применялись плавные сети. В связи с большими объемами вылавливаемой рыбы, ее обычно заготтавливали впрок – вялили, квасили, солили.
Объектами морского зверобойного промысла являлись различные породы тюленевых. Практиковалась охота на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукция зверобойного промысла использовалась в пищу (мясо, жир) и как корм ездовым собакам. Шкуры шли на изготовление одежды и предметов домашнего обихода.
Сухопутная охота имела подспорное значение. Из крупных животных добывали камчатского бурого медведя и горных баранов, мясо которых использовалось в пищу. Объектами пушного промысла являлись соболь, лисица, песец и т.д. До появления на Камчатке русских пушная охота носила натуральный характер - шкурки пушных животных шли на изготовление одежды.
В хозяйстве ительменов широко представлено собирательство, причем не только пищевое, но и сырьевое. В пищу собирали черемшу, клубневые (сарана, овсянка), стебли кипрея (для варки чая), зонтичные, ягоду. Заготавливали траву для плетения циновок, корзин, веревок и ниток. Объектами собирательства являлась прибрежная морская флора и фауна, птичьи яйца.

Традиционные поселения и жилища

Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.
Зимнее жилище - каркасная полуземлянка с бревнчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие замеяется срубным домом.
Летнее жилище ительменов - свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ствился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.

Библиография и источники

Классические работы

Описание земли Камчатки с приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов./Крашенинников С.П.//М., Л.,-1949

Общие работы

Ительмены. Историко-этнографический очерк./Орлова Е.П.//СПб.,-1999

История и культура ительменов. Историко-этнографические очерки.//Л.-1990

Отдельные аспекты

Ительмены. Материальная культура ХVIII в. - 60-е гг. ХХ в. Этнографические очерки./Старкова Н.К.//М.-1976

Рыболовы камчадалы: экономический потенциал и особенности социальных отношений./Шнирельман В.А.//Л.//Ранние формы социальной стратификации.-199398-121

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~


Общие сведения

ИТЕЛЬМ‘ЕНЫ, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель", "житель, живущий здесь"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек).

В конце XVII века ительменов было около 13 тысяч человек. За двести с лишним лет численность ительменов резко уменьшилась. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце 18 века Ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В 20 веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание Ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 года, в России их всего 3 тыс. 193 человека. По данным Переписи населения 2002 года численность ительменов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами. Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство Ительменов считает родным.

Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева. Ительмены знали гончарство.


Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс Ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие Ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости Ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% Ительменов - городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили Ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.


Верующие - православные. Обращены в православие в середине 18 века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам. Традиционные верования ительменов (анимизм, тотемизм, фетишизм) связаны с поклонением духам - хозяевам земли, неба, воды. По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находится в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.

Особенно почитался у ительменов хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем камчатской земли и своим первопредком ительмены считают ворона Кутху.
Практиковался и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины XVII века ительмены приняли христианство.

Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских (ительменских) селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

В фольклоре ительменов особо выделяются сказания о вороне Кутхе. Большинство этих мифологических историй было записано в начале XX века русским этнографом Владимиром Ильичем Иохельсоном (1855 - 1937).

Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

В.А. Тураев



Очерки

Ительмены живут здесь - на Камчатке

Что мы знаем о бродячих охотниках-рыболовах? Пожалуй, что ничего. О бродячих цирковых артистах что-то, конечно, знаем. Но вот про бродячих охотников-рыболовов мы ничего не слышали. Даже не ведаем, есть ли они на белом свете.

Вообще-то есть. Это ительмены. Между прочим, целый народ. Коренное население полуострова Камчатка. Говорят ительмены на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье языков. Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами.

В конце XVII века ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была река Тигиль, на восточном - река Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. Общая их численность в конце XVII века составляла 12-13 тысяч человек. За двести с лишним лет ительменов стало резко меньше. По данным переписи 2002 года, в России их всего 3180 человек.

Живут ительмены преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа. Здесь почти половина всех ительменов. Они сосредоточены в четырех селах района, а также в административном центре Корякского автономного округа - поселке Палана. Однако преобладающей частью населения они являются только в селе Ковран. Небольшие группы ительменов живут и в других населенных пунктах Камчатки, в том числе в Петропавловске-Камчатском.


Их прародитель - Кутха

Главным героем большого свода мифов и легенд ительменов является ворон Кутх, или Кутха. Он - создатель Камчатской земли и прародитель всего ительменского народа. Приключения Кутхи невероятно разнообразны и воспринимаются ительменами, как само течение жизни, имеющее особую значимость именно благодаря своей бесконечности и цикличности. Приключения Кутхи - это сказки-легенды в режиме нон-стоп.

Прочитаем одну из ительменских сказок-легенд. В ней как раз фигурирует вездесущий герой-ворон по имени Кутха, он же охотник-рыболов.

Давным-давно жили-были Кутха с женой. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу.

Много наловил. Маленьких рыбок выбрасывал, а больших выбирал себе. Самых крупных рыб запряг и сразу же поехал домой.

Дорогой обещал рыбам:

Ну, рыбы, везите меня хорошенько, тогда я вас досыта кормить буду: на каждой стоянке буду давать по пластине юколы (вяленой рыбы).

Дома жена Кутхи Мити приготовила толкушу, чтобы кормить рыб-собак. Кутха положил в нарту толкушу и снова отправился в путь.

Ехал очень быстро. Приехали в березняк; собаки-рыбы остановились и сразу запросили:

Ну, Кутха, корми нас!

И Кутха сказал:

Еще немного повезите!

Собаки-рыбы опять быстро помчались. Кутха от удовольствия даже засмеялся.

Спустились в низину. Собаки-рыбы опять остановились и сказали:

Ну-ка, Кутха, покорми нас!

Кутха опять ответил:

Еще немного повезите, тогда накормлю!

Собаки-рыбы тут рассердились, рванулись и понеслись прямо к морю.

Кутха испугался и начал кричать:

Горбуши, горбуши, горбуши! Остановитесь! Теперь, правда, дам вам толкуши!

Собаки-рыбы тащили нарту вперед.

Кутха, почуяв беду, хотел соскочить, да зацепился ногой за нарту. Рыбы примчались к морю и с разбегу вскочили в воду.

Кутха чуть не утонул. Едва выбрался.

Вот такая поучительная сказочка. Нечего испытывать терпение собак-рыб.


Почитание хозяев моря и лесных обитателей

От сказки, в которой много юмора, переходим к более серьезным вопросам. Сколько картин мира у ительменов? По крайней мере, две. Традиционная - основана на анимизме: на вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов. И на тотемизме — вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных обитателей.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находилась в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.

Особо почитали дух моря Митг, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь него устраивали праздник очищения в ноябре. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными.

Огромную роль в жизни ительменов играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов. В роли шаманов обычно выступали женщины.

Есть у ительменов и другая картина мира. После обращения ительменов в 1740-1747 годах в христианство у них стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.


Корякское радио учит родному языку

Очень больной вопрос для ительменов — угасание родного языка. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке.

Современные ительмены — устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.

В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и даже из-за рубежа.

Отдавая дань уважения своим предкам, ительмены и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель.

По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.

Праздник «Алхалалалай» длится несколько суток. Он стартует во второй неделе сентября. И непременно в период полнолуния. В его программу входят различного рода состязания.

Женская половина села любит конкурс «Мимсх» («Лучшая хозяйка»), в котором можно проявить знания по кулинарии, краеведению, исполнить родовую мелодию на родном языке.

Мужчины соревнуются на реке: кто лучше поставит запоры, чиручи, кто скорее и качественнее обработает морского зверя, пойманную рыбу. Неизменно красочным является конкурс «Дары страны Кутха» на лучшее ительменское блюдо. Тут уж действительно глаза разбегаются. На огромных столах появляются сотни солений, выпечек, наливок, искусно оформленных и сделанных по традиционным рецептам.

Не остаются в стороне и дети. Они наравне со взрослыми ительменами участвуют в выставках прикладного искусства, заранее оформляют свои рисунки.


Жаркий костер на площади

Но ключевым моментом празднества является, конечно обряд очищения. Это — целое магическое действо, в которое вовлечены все присутствующие. Жаркий костер в центре Балаганной площади становится как бы центральной точкой, вокруг которой движется бесконечная цепочка взявшихся за руки людей.

И вот какой-то музыкант ударяет в бубен. Ему отвечают десятки других бубнистов. Артисты ансамбля «Эльвель» начинают действо. Ритуальные сюжеты сменяются современными фольклорными постановками. Сила и эмоциональная энергия танцоров действуют лучше любой команды. Темп нарастает, все жарче разгорается пламя. Вокруг почти не остается зрителей. Все пляшут, ликуют, шумят.

Внезапно пляска приостанавливается. Расступаются люди, давая дорогу безмолвному шествию. Нового деревянного идола, олицетворяющего мелькнувший в бездне времен еще один «Алхалалалай», торжественно доставляют на площадь и устанавливают в один ряд с его предшественниками. Их теперь не меньше полутора десятка.

Потом начинается самое важное. Огромное кольцо, сплетенное из веток березы, всплывает над поляной. И каждый, волнуясь, проходит сквозь него. Каждый возносит руки к небу и радостно, облегченно восклицает: «Алхалалалай!»

А в девять вечера тут же у костра стартует танцевальный марафон. Пары-добровольцы пускаются в пляс, рассчитывая победить и уж, конечно, перекрыть прежние рекорды. Условия этого состязания непросты: ноги у танцоров — полусогнутые, отдых — три минуты медленных движений ежечасно. Разрешено пить воду и -
целоваться. Вот такой невероятный марафон. Если идет дождь, то и он не останавливает соревнующихся.


И опять вездесущий ворон

А как поживает наш вездесущий ворон Кутха? Он опять ввязался в какую-то историю? Пожалуй, пора прочитать еще одну сказку из его бесконечной жизни. На этот раз ворон Кутха выступает в роли положительного героя. И в сказке он появляется не сразу, а где-то в середине…

Жило много гусей. Летом все они вывели птенцов. Их дети очень быстро стали расти. Один только гусеночек долго не может вырасти. Его друзья уже большими стали, начали летать. Он же не может летать, у него нет перьев на теле, нет крыльев.

Его мать и отец сильно беспокоятся, ведь приближается время улетать в теплые места. Его товарищи уже сами добывают еду, а его все еще отец и мать кормят.

Все гуси стали собираться в полет, а у него все еще нет крыльев. Однажды утром все гуси собрались и начали думать, как лучше лететь. Самый старший гусь сказал:

Все завтра полетите.

Так и сделали. На следующий день все гуси начали собираться в дорогу. Отцы и матери собрали своих детей и начали поучать, как надо лететь, чтобы в дороге не отставать.

Все гуси веселы, только отец и мать бескрылого гусенка горько плачут. Их ведь дитя остается, нет у него крылышек.

Вы летите, - говорит гусенок, - зачем из-за меня здесь мерзнуть будете. Вот все гуси поднялись, полетели, только родители бескрылого гуся остались.

Ну, летите, меня не жалейте.

Поднялись гуси. Их же гусенок в озерке плавает и поет:

У меня нет крыльев, у меня нет папы, у меня нет мамы.

Услышали родители эту песенку своего гусенка и вернулись.

Зачем вернулись? Летите, а то отстанете от товарищей из-за меня.

Опять полетели они, и снова гусенок начал петь ту же песенку.

Опять родители вернулись. С трудом они оставили своего гусенка.

Так и остался гусенок один на озерке. Плавает он по озерку и поет:

У меня нет крыльев, у меня нет мамы, у меня нет папы.

Пел гусенок так громко, что его услышала лисица.

Подошла к озерку и говорит:

Иди ко мне, гусеночек, я тебя воспитаю.

Нет, я не пойду к тебе, если даже замерзну. Все равно ты меня съешь.

Ничего я не сделаю с тобой, ты же мой племянник.

Как ни уговаривала лисица гусенка, он не послушал ее. Лисица очень рассердилась и сказала:

Все равно озеро замерзнет, и я тебя поймаю и съем.

И стала лисица ждать, когда озерко замерзнет. Вот уже совсем маленьким озерко стало. Лисица радуется.

Однажды услышал песню гусенка ворон Кутха. Пришел он к озеру и спрашивает:

Почему ты здесь плаваешь, почему не улетел с товарищами?

Все рассказал ему гусенок: что у него нет крыльев, что его хочет съесть лисица. Жалко стало Кутхе гусенка, и взял он его домой.

И начал гусенок жить у Кутхи. Очень быстро стал он расти. Зимой у него выросли крылья. Весной же, когда потеплело, стал он играть возле дома.

Однажды утром гусенок проснулся и услышал летящих родителей. Обрадовался гусенок и сказал Кутхе:

Я полечу родителей встречать.

И полетел.

Встретил он родителей и стал вместе с ними жить.

А Кутху они никогда не забывали.


Остается только добавить, что ворон Кутха - уникальный мифологический герой. Он встречается в мифологии многих народов Аляски и Камчатки. Наряду с чертами плута, который любит помухлевать, схитрить, обмануть, он соединяет в себе достойные уважения черты демиурга, культурного героя и первопредка. Как говорится, всего хватает в его характере и поведении: и плюсов, и минусов.

Интересна и этимология слова «ительмен» - это житель, живущий здесь.

Сегодня на Камчатке насчитывается около 2,5 тысяч ительменов. А в начале XVIII века, когда в эти суровые края вступили отряды русских казаков, аборигенов здесь, по оценкам некоторых исследователей, было не менее 25 тысяч. Исследователи Сибири Степан Крашенинников и Георг Стеллер, попавшие на Камчатку через 40 лет после начала ее освоения, застали уже упадок культуры ительменов (русские тогда их называли камчадалами).


Ительменский язык начал забываться еще в XIX веке, христианство вытеснило уникальные языческие обряды, браки между казаками и ительменками перемешали кровь. Почти бесследно растворилась в русской культура аборигенов.

В настоящее время компактно проживающие ительмены сохранились только на севере Камчатки, в Корякском округе, Тигильском районе - в основном в селах Ковран и Хайрюзово. Сегодня здесь работают энтузиасты, которые стараются пробудить интерес ительменов к их забытой культуре, организуют школы, восстанавливают утраченные обычаи, праздники и народные промыслы. Но процесс этот протекает непросто: в жилах большинства современных ительменов, считающих русский своим родным языком, течет больше казацкой, чем ительменской крови, а в каждом доме - даже у сельского шамана - на стене висит христианская икона. Тем не менее волонтерская деятельность приносит свои плоды - и каждый год, в сентябре, ительмены отмечают праздник очищения от грехов и благодарения природы Алхалалалай, где демонстрируют виртуозное искусство ритуального танца, в котором с ними не может сравниться ни один северный народ.

НА ЛИЦО УЖАСНЫЕ, ДОБРЫЕ ВНУТРИ

Древние ительмены были настоящими людьми каменного века. Металлические предметы, попадавшие на Камчатку изредка из Японии, а главным образом, от русских казаков, обладали для ительменов высшей ценностью. Не имея возможности добывать железо, ительмены обнаружили немалую сноровку в его обработке. Без огня, с помощью одних камней им удавалось расковать холодное железо: в сломанной игле они умудрялись проделать новое отверстие для ушка.
Сообразительность ительменов, их прекрасная память, богатая фантазия, а также честность, доверчивость и щедрость дали основание Стеллеру сделать вывод о том, что по своим душевным качествам ительмены превосходят другие народы Сибири.
Привлекательность их характера компенсировалась отталкивающим образом жизни. Не обладая, мягко выражаясь, приятной наружностью, ительмены никогда не мылись, не стригли ногтей, не расчесывали волос. Свою посуду они после еды не мыли, а отдавали вылизывать собакам. Вообще в жизни ительменов, как и других северных народов, ездовые собаки играли особенно важную роль.
Вопиющая с точки зрения современного европейца нечистоплотность сочеталась у камчадалов с превосходным здоровьем. Большинство ительменов (если они не становились жертвами несчастного случая или голода) доживало до 70-80 лет, сохранив к старости почти все зубы. Их волосы и в 60 лет оставались черными, они легко переносили холод, могли долго бегать без одышки.
Возможно, отменное здоровье ительменов объяснялось, как полагал Стеллер, легкой и простой рыбной диетой, может быть, причина в том, что ели они только холодную пищу, не признавали жареного и пили много холодной сырой воды. Во всяком случае, в первые же годы знакомства с цивилизацией ительмены получили туберкулез, дизентерию и сифилис. Оспа и горячка произвели среди аборигенов сокрушительные опустошения. Оставшимся в живых ительменам волей-неволей пришлось отвыкать от «гнусностей», которые раньше совсем не мешали им жить счастливо.


КАМЧАТСКОЕ МЕНЮ

Главным условием ительменского счастья была возможность сытно поесть. Это далеко не всегда удавалось, но не потому, что камчатская природа скудна, а из-за нерасчетливости самих ительменов. Рыбных запасов, сделанных во время осеннего нереста лосося, часто не хватало, чтобы дотянуть до весны, - ительмены голодали, и хотя они умели терпеливо переносить лишения, многие погибали от голода. Регулярное повторение таких голодовок не делало ительменов более запасливыми и менее легкомысленными. Наловив осенью рыбы, они предавались развлечениям, ходили друг к другу в гости, истощая запасы еды и нисколько не тревожась о том, что их ждет долгой зимой. Что ж, возможно, сама природа, наградив ительменов подобным характером, нашла простой способ предохранять Камчатку от перенаселения.

Главной пищей ительменов всегда была юкола - особым образом разделанный и высушенный на воздухе лосось. Другое любимое блюдо - лососевая икра, употреблявшаяся также в сушеном виде. Не меньшее по значимости место в рационе аборигенов занимала сарана. Луковицы этой лилии, толченные с голубикой и другими ягодами, вполне заменяли хлеб и были, по мнению Крашенинникова, едва ли не самым вкусным кушаньем на Камчатке.
Ительмены селились всегда вблизи рыбных рек. Зимние жилища - юрты - представляли собой четырехугольные ямы глубиной до полутора метров, покрытые сверху жердями и травой и присыпанные землей, так что снаружи они выглядели как небольшие круглые холмики. В центре потолка оставлялось отверстие, которое служило одновременно и окном, и дверью, и дымоходом. Еще одно отверстие - так называемый жупан - делалось внизу вблизи очага и служило главным образом для вентиляции, а также для входа-выхода женщин и детей, которым иногда трудновато было пользоваться верхним лазом, особенно когда топился очаг и шел дым.

Мужчина, вошедший в юрту через жупан, подвергался осмеянию - вот почему всех казаков, которые не сразу научились ходить через дым, а пользовались жупаном, ительмены поначалу считали «коекчучами» - мужчинами, которые одевались в женское платье и исполняли в быту роль женщин.

Летние жилища - балаганы - сооружались на столбах и были подняты над землей на 4-5 метров. Поскольку их крыши имели пирамидальную форму, издали балаганы напоминали башни, а все ительменское селение - небольшой город. Балаганы ставились тесно, один к одному, внизу под ними свободно гулял ветер - там ительмены вывешивали рыбу для сушки. Наверх, в жилище, вела узенькая лесенка, по которой ительмены взбегали с ловкостью белки. В сильный ветер балаганы раскачивались, как колыбели, а иногда - в ураган - опрокидывались.
Одежда - и мужская, и женская - шилась из тюленьих и оленьих шкур таким образом, что ее можно было выворачивать на обе стороны. Лицевая сторона одежды обычно окрашивалась в ярко-желтый цвет с помощью ольховой коры. Подол, расцвеченный белым оленьим волосом и красными полосками кожи, обшивался мехом: до прихода русских - каланьим, а после - собачьим. Шитьем одежды и обуви занимались исключительно женщины, которые раньше делали себе иголки из собольих костей, а нитки сучили из крапивы или оленьего волоса.

ДРУЖЕСКИЙ БРУДЕРШАФТ И ХВАТАНИЕ НЕВЕСТЫ

Но не одним чревоугодием исчерпывалось камчадальское счастье. Ительмен не чувствовал себя полноценно, если не имел жены и друзей. К дружбе ительмены относились очень серьезно, и приобретение друга сопровождалось уникальной церемонией. Ительмен, желавший подружиться с кем-либо, звал своего будущего друга в гости. Перед его приходом он жарко натапливал юрту и готовил кушанья на десятерых человек. Когда гость приезжал, оба заходили в юрту и раздевались догола. Хозяин закрывал юрту, наливал гостю похлебку в громадную посудину и, пока тот ел, плескал водой на лежавшие в очаге раскаленные камни. Задача гостя - вытерпеть жар и съесть все угощение. Задача хозяина - заставить гостя запросить пощады. Когда тот наконец признавал себя побежденным, то должен был откупиться от хозяина всем, что у него было с собой, - собаками, одеждой и т. п. В свою очередь от хозяина он получал обноски и больных собак. Затем измученный и обобранный кандидат в друзья возвращался домой. Вскоре аналогичный ритуал повторялся уже в его доме. Таким грандиозным «брудершафтом» скреплялась ительменская дружба.
Отношение ительменов к женам тоже было своеобразным. С одной стороны, они их очень любили, всячески угождали их прихотям и старались не оставлять одних больше чем на сутки, с другой стороны, были не прочь и сменить жену, если такая возможность предоставлялась. Проблемы супружеской верности у ительменов не существовало.

Основы ительменской морали не запрещали многоженства, но преградой к нему служил своеобразный обряд сватовства, в результате которого жених мог остаться не только холостяком, но и калекой на всю жизнь.

Обычно мужчина, высмотревший себе невесту, переселялся в дом ее родителей и работал там, стараясь всем угодить. Через некоторое время он просил разрешения «хватать» невесту. Если его поведение нравилось родителям и самой девушке, он получал разрешение, если нет - все его усилия пропадали даром и он отправлялся домой, потратив впустую иногда несколько лет. Невеста во время «хватанья» всегда была под охраной множества женщин, а кроме того, одета в два-три платья, опутана рыболовными сетями и перевязана ремнями так, что не могла пошевелиться. Жених, улучив момент, бросался на свою избранницу и старался разорвать на ней сети и одежду, чтобы дотронуться до ее лона. Если ему это удавалось, то девушка в знак своего поражения говорила жалостным голосом «ни-ни». В этом и заключалось ительменское бракосочетание.
Однако далеко не всегда «хватанье» имело счастливый исход. Пока жених пытался добраться до сокровенных мест возлюбленной, все женщины, как могли, истязали бедного претендента: таскали его за волосы, царапали лицо, били палками - и все это всерьез, в полную силу. Редко кому удавалось «схватить» невесту с первого раза, иногда на эти попытки уходило несколько лет, причем после каждого «хватания» жених какое-то время вынужден был залечивать раны. Любопытно, что во время сватовства невеста и жених жили вместе и не отказывались от прелестей любви. И вообще девственность у ительменов не относилась к числу добродетелей.
Мужчина, желавший взять еще одну жену, сначала интересовался мнением своей первой супруги - если, конечно, он ее любил. Если жены нравились друг другу, они жили в одной юрте, если нет - в разных, и муж должен был ходить из одной юрты в другую. Жена, препятствовавшая мужу заключить новый брак, рисковала оказаться брошенной, тем более что расставание с супругой у ительменов не вызывало никаких трудностей.

ПОДЗЕМНЫЙ МИР - ЛУЧШЕ

Религиозные представления аборигенов Камчатки не отличались стройностью и последовательностью. У них было много богов и не имелось религиозных догматов, которые могли бы стать выше обыкновенных житейских суеверий.
Творцом Неба и Земли у ительменов считался бог по имени Кутх - Ворон. Однако столь важное в религиозном отношении божество не имело у них никакого веса. «Если бы он был мудр, то создал бы мир получше и не допускал бы долгих бурь и дождей», - говорили камчадалы.
Подлинным богом, вероятно, был у них некий Дустэхчич, однако его фигура совершенно неясна. Именно ему ставили особые жертвенные столбы и оставляли на них куски рыбы или мяса. Ительмены верили, что этими подношениями удлиняют себе жизнь. Властителем подземного мира, куда люди попадают после смерти, был Гаеч - один из старших сыновей Кутха. Он считался первым человеком, умершим на Камчатке. Ительмены были убеждены, что все живые существа, вплоть до мельчайшей мухи, воскресают сразу после смерти и продолжают жить под землей так же, как на земле. Величайшее счастье, которое могло выпасть на долю ительмена, - это быть съеденным хорошими собаками, так как в этом случае он гарантированно попадал в подземный мир.

Поразительна была способность ительменов терпеть физическую боль, однако состояние обиды или тревоги было совершенно невыносимо для них. Незаслуженные оскорбления, угроза наказания приводили ительменов в полное отчаянье, из которого они часто видели для себя лишь один выход - самоубийство.

Легкость, с которой ительмены прибегали к самоубийству как способу решения своих проблем, не имеет, вероятно, аналогий во всем мире. Притеснения со стороны казаков приводили к настоящим «эпидемиям» самоубийств среди аборигенов, которые перестали верить в лучшее будущее на своей земле и мало-помалу переселились в счастливый подземный мир. Выбор в пользу подземного мира был очевиден, поскольку там не должно было быть казаков - они, как быстро подметили ительмены, явно предпочитали после смерти оказаться на небе.
Хочется добавить, что в упадке ительменской культуры нельзя винить только бравых казаков, осваивавших камчатские земли. Дело скорее в самих ительменах. Живя совершенно обособленно на протяжении всей своей истории, они не выработали никаких физических и психологических защитных механизмов, оставшись в душе детьми, непосредственными и беззлобными. И, как дети, ительмены принимали без разбора все «дары» Большой земли, которые оказались губительными для этого народа.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы