Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оффшорные финансовые центры и морская деятельность. Оффшорные финансовые центры. Понятие и причины формирования оффшоров Оффшорный центр Сингапур

Оффшорные центры часто рассматривались как платформы для отмывания денег незаконной деятельности компании. Однако, после перехода к прозрачности в 2000-х годах, можно сказать, что многие оффшорные юрисдикции в большинстве своём, стали тщательно регулироваться «буквой» Закона. Например, в большинстве оффшорных юрисдикций лицу необходимо получить лицензию, чтобы действовать в качестве доверенного лица, в то время как в США нет требований и ограничений в отношении лица, кто может выступать в качестве доверенного лица.

Большая часть деятельности финансового сектора находится в оффшорах. Транзакции инициируются в другом месте. Основой большинства оффшорные финансовые центры является формирование оффшорных структур. Обычно их составляют: оффшорная компания, оффшорное партнерство, частный фонд.

Оффшорные центры часто используются при получении банковских лицензий, для создания международных бизнес корпораций, страховых компаний. Основной целью мировые оффшорные центры является налоговое планирование, при котором компании частично либо полностью освобождаются от налогов, а так же управление и .

Выбор юрисдикции в качестве оффшорного центра

В настоящее время Сейшельские острова, Маврикий, Малайзия, Сингапур, Панама, Мальта, остров Мэн, Кипр, являются основными финансовыми центрами, которые . Статутная банковская тайна является особенностью нескольких финансовых центров, в частности Швейцарии и Сингапура. Однако многие оффшорные центры не имеют такого законного права. Оффшорные банки являются теми финансовыми единицами, где правила «игры» ограничены, а вмешательство страны в банковскую деятельность — минимальное. Проще говоря, оффшорные центры – это свободная и безопасная банковская система для экономии и заимствования средств для бизнеса. Следовательно, система оффшорного банкинга стала частью международного бизнеса. Таким образом, большинство бизнес — структур рассматривают места, куда вложение инвестиций будет весьма безопасным, а вывод средств не станет омрачительным бюрократическим барьером.

Оффшорный центр Сингапур

Юрисдикция Сингапур — является четвертым по величине валютным торговым центром в мире и девятым по величине оффшорным финансовым центром. Финансовые услуги здесь поддерживаются прочными экономическими и финансовыми основами и привлекательной основополагающей базы для регистрации финансовых учреждений. Данному факту поспособствовало расположение юрисдикции на быстро растущей территории, квалифицированной рабочей силой, политической и финансовой стабильностью, и значительными стимулами со стороны правительства страны.

Оставить заявку | Связаться по телефону | Сделать запрос на обратный звонок

Оффшорный центр Малайзии

Малайзия — является учредителем международного офшорного финансового центра, где Законом Об оффшорной банковской деятельности обеспечивается нормативная база для оффшорных банковских операций. Поскольку конфиденциальность является отличительной чертой оффшорного центра, должен сохранять строгую банковскую тайну в деятельности своих клиентов. Все оффшорные банки, должны соблюдать строгий кодекс поведения, который ставит акцент на «знание своего клиента».

Оффшорные компании могут беспрепятственно переводить средства со своих счетов за пределы Малайзии без согласия центрального банка Малайзии. Счета в иностранной валюте, хранящиеся в оффшорных банках, не рассматриваются как внешние счета и не подлежат валютному контролю.

Быстро растущий международный финансовый и деловой центр — остров Маврикий

Оффшорные операции обычно проводятся с нерезидентами и в иных валютах. Маврикий сосредоточил свой оффшорный бизнес на конкретных областях, таких как: , инвестиционные холдинги и международная торговля. Остров становится привлекательным местом для структурирования оффшорных фондов и инвестиционных механизмов. Маврикий пользуется международной популярностью в качестве площадки регистрации фондов и развивающихся рынков, а так же рассматривается в качестве выхода для вложения инвестиций в Индию и Африканский регион.

В конце 80-х годах были разрешены к созданию оффшорные банки на Маврикий, а в след за ними и создание оффшорных компаний. В 1992 году Сектор финансовых услуг был официально создан и базировался на двух Законах, а именно Закона об оффшорной предпринимательской деятельности Маврикий и Закона об оффшорных трастах.

Деятельность на острове Маврикий определялась как деятельность, осуществляемая внутри страны с нерезидентными компаниями и в иной валюте, отличной от Маврикийского рупия.

На данный момент в юрисдикции функционируют более 10 банков международного уровня, которые, в свою очередь, показали устойчивый прогресс.

Запросить информацию, консультацию по регистрации компании или сделать запрос о назначении встречи в нашем офисе

Преимущества и стимулы регистрации компании на территории оффшорных центров

  • Отсутствие налога на оффшорные компании, осуществляющие оффшорную неторговую деятельность, например, владение ценными бумагами, акциями, недвижимостью и получение кредитов и размещение депозитов.
  • Отсутствие налога на дивиденды, выплачиваемые оффшорной компании, распределение от оффшорного траста, роялти, полученные от оффшорной компании-нерезидента, проценты по вкладам с оффшорными банками, и проценты по кредитам для местного населения.
  • Освобождение от уплаты гербового сбора по всем оффшорным деловым операциям.
  • Подписываются Соглашения об избежании двойного налогообложения и соглашения об инвестиционных гарантиях.

Факторы, способствующие привлекательности юрисдикций, как оффшорных финансовых центров

Эти факторы включают в себя:

  • Минимальные формальности для регистрации.
  • Отсутствие валютного контроля или с минимальным контролем.
  • Строгие правила банковской тайны.
  • Свобода ведения банковских и иных финансовых операций с нерезидентами.
  • Надлежащая правовая база, гарантирующая целостность отношений с основными агентами.
  • Низкая ставка налога на прибыль – она составляет 5 % от всей прибыли.
  • Свободная репатриация прибыли без дальнейшего налогообложения.
  • Освобождение от гербовой пошлины по документам, относящимся к оффшорным деловым операциям.
  • Освобождение от таможенных пошлин на импортную оргтехнику.
  • Не облагается налогом на проценты, подлежащие уплате по депозитам, привлеченным от нерезидентов оффшорными банками.
  • Заключены Договора об избежании двойного налогообложения с рядом стран.
  • Налог на прирост капитала отсутствует.
  • Освобождение от ряда пруденциальных нормативов, включая требования к резервам ограничения на инвестиции, ограничения на приобретение недвижимости и т. д.

Подводя итог, можно твердо говорить о дальнейших разработках в области оффшорных финансовых центрах. В первую очередь, это касается перехода к многосторонним соглашениям, улучшению эффективности автоматического обмена информацией, созданием оффшорной сети и соответствия её требованиям.

Для эффективной деятельности оффшорных центров необходимо поставить соблюдение налогового законодательства в более широкий контекст по борьбе с незаконной деятельностью. Оффшорные финансовые услуги рассматриваются как важные и жизненно важные части бизнес деятельности. Последствия глобального экономического и финансового кризиса только ускоряют усилия развитых стран по увеличению доходности и укрепления финансовых отношений.

Введение

Оффшорные центры появились как реакция на мировую экономику во время антииндустриальной революции. Именно на этом фоне началась трансформация заморских территорий Великобритании, Каймановых островов и Британских Виргинских островов, в оффшорные финансовые центры, т.е. в такие центры которые пытаются привлечь иностранный бизнес за счет либеральной правительственной политики, так же их еще называют оффшорные финансовые юрисдикции.

Все оффшорные финансовые услуги были выбраны как способом ведения деятельности в сложившемся политическом климате, предоставления надежного убежища для имущества, так и путем сокращения расходов на администрирование.

В 1980х годах лидерами оффшорной инновации стали Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Гонконг. А уже 1990е годы стали началом признания Европой, и в меньшей степени Соединенными Штатами, влияния, которое оказывали оффшорные финансовые центры на экономику их стран.

Вообще причиной появления и деятельности оффшорных финансовых центров всегда являлся капитализм. Идея очень проста, она заключается в сохранении капитала, который был накоплен, в том, чтобы он «работал» на своего владельца. Капитал может перемещаться туда, где он будет наиболее прибыльным, и где не будет валютного контроля, а также где есть возможность для инвестирования. Создается общество практически без границ, в котором заслуги предпринимателя могут быть вознаграждены, и где нет препятствий для того, чтобы такое вознаграждение достигало максимума. Сегодня конкурентоспособные юрисдикции сосредоточили свои усилия на продуктах, занимающих особую нишу, на законодательстве, поддерживающем такие продукты и на соответствующей свободе капитала.

Экономика оффшорных финансовых центров позволяет предпринимателям выстоять в условиях жестокого климата, сложившегося у них на родине.

Оффшорные финансовые центры

Оффшорный финансовый центр (далее - ОФЦ) - это часть территории государства (или в некоторых случаях вся территория государства), в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в ОФЦ, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

Оффшорный финансовый центр - термин, используемый МВФ (Международный валютный фонд) и рядом других международных организаций. В литературе встречаются также иные термины: оффшорная зона, оффшор, налоговый рай, налоговая гавань, убежище и ряд других.

Основной целью использования ОФЦ является минимизация налоговых обязательств как в стране осуществления деятельности, так и в стране постоянного местонахождения компании. Это происходит путем "легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов, имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения". Кроме того, условия регистрации компаний являются весьма либеральными: минимальные требования к уставному капиталу, к числу акционеров, возможность наличия номинальных акционеров и директоров, возможность выпуска акций на предъявителя и т.д. Компания, зарегистрированная в ОФЦ, как правило, должна вести деятельность за пределами ОФЦ и в иностранной (по отношению к государству регистрации) валюте.

Для отнесения территории государства (или его части) к оффшорным центрам, как правило, используется четыре основных критерия:

коммерческие операции осуществляются нерезидентами, которые не имеют права вести деятельности на территории страны регистрации;

финансовые нормы и корпоративное законодательство построены таким образом, чтобы максимально облегчить деятельность иностранных компаний;

обеспечение режима секретности и гарантия конфиденциальности финансовой деятельности;

наличие льготных налоговых режимов.

Территории, с выше названными признаками, в работах иностранных исследователей и документах МВФ получили название «Оффшорные финансовые центры», а российские исследователи, кроме этого названия используют целый ряд понятий, таких как налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай, финансовые гавани, фискальные оазисы, финансовые центры налоговых гаваней и т.д. Все эти понятия подчеркивают значение оффшорного бизнеса для оптимизации налогообложения. Однако в этом случае не принимается во внимание тот факт, что часто оффшорные финансовые центры используются в первую очередь не для уменьшения налоговых платежей, а для решения других задач, связанных с движениемфинансовых потоков. Поэтому, учитывая, что для ведения оффшорного бизнеса необходим определенный юридический статус, то все территории, осуществляющие оффшорную деятельность могут быть объединены общим понятием «оффшорная юрисдикция», имеющая налоговую или финансовую специализацию, а иногда их сочетание.

МВФ считает, что следующее характеристики соответствует оффшорному финансовому центру:

* Юрисдикции, которые имеют относительно большое число финансовых институтов, занимающихся в первую очередь в бизнесе с не резидентами;

* Финансовые системы с внешними активами и пассивами выходящее за пределы национальных финансовых посредников, и направленные на финансирование национальной экономики.

* Центры, которые предоставляют некоторые или все из следующих услуг: низкий или нулевой налог, умеренное или светло-финансовое регулирование банковской тайны и анонимности.

Мнения оффшорных финансовых центров, как правило, поляризовано. Критики утверждают, что они умывают налоги с богатых (и не очень богатых) стран, которые недостаточно регулируются, и способствуют незаконной деятельности, такой, как уклонение от уплаты налогов и отмывание денег, избегая при этом риска в рамках правового корпоративного занавеса.

Сторонники же указывают на то, что авторитетные оффшорные финансовые центры играют законную и неотъемлемую роль в международных финансах и торговли, предлагая огромные преимущества в определенных ситуациях для корпораций и частных лиц, позволяя законно управлять рисками и финансовым планированием, а так же на молчаливую поддержку оффшорных центров со стороны правительства Соединенных Штатов (которые содействуют оффшорным финансовым центрам путем продолжения использования продажи иностранных корпораций), на Соединенное Королевство (которое активно содействует оффшорным финансовым услугам в Карибско-зависимых территориях, чтобы помочь им диверсифицировать свою экономику и содействовать Британскому рынку еврооблигаций).

Верным остается тот факт, что в последнее время оффшорные финансовые центры привлекают много больше внимания, чем в прошлом, и международные инициативы, выдвинутые ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering -- FATF)) и МВФ оказывают значительное воздействие на оффшорные финансовые промышленности.

Большинство оффшорных центров из принципа значительно укрепили свои внутренние правила, касающиеся отмывания денег и других ключевых регулировок деятельности. 23 февраля 2007 года "Экономист" опубликовал обзор оффшорных финансовых центров, хотя журнал был исторически очень враждебно настроены по отношению к ОФЦ, доклад представляет собой переход к весьма значительно более благоприятному мнению о роли оффшорного финансирования, заключение: "... хотя и международные инициативы, направленные на уменьшение финансовой преступности можно только приветствовать, более широкая озабоченность ОФЦ является чрезмерной. Хорошо зарекомендовали себя юрисдикции всех сортов, независимо от того, номинальные они или оффшорные, это является положительным для мировой финансовой системы.

В современной мировой экономике по данным МВФ насчитывается 69 оффшорных финансовых центров, которые расположены на всех континентах и во всех регионах мира.

Особой концентрацией отличаются Западное полушарие, где находится 22 центра:

в США штаты: Нью-Йорк, Майами, Хьюстон, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Пуэрто-Рико, Делавэр;

в Карибском бассейне: Британские Виргинские острова, Багамские острова, Каймановы острова, Бермудские острова;

в Центральной и Южной Америке: Панама, Уругвай.

Европа, где функционируют 19 ОФЦ: Австрия; Кипр; Гибралтар; Лихтенштейн; о.Мэн и Джерси; Нидерланды.

Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором находятся 17 ОФЦ: Австралия; о.Кука; Гонконг; Сингапур; о. Лабуан в Малайзии; Науру; Фиджи.

Намного меньше оффшорных финансовых центров на Ближнем Востоке, всего 6: Бахрейн; Дубаи; Израиль; Ливан; Оман; Кувейт.

и в Африке -5: Либерия; Джибути; Сейшельские острова; Танжер в Алжире; Маврикий.

По определению ОЭСР, следует различать девять форм оффшорной деятельности: (1) страхование, (2) финансы и лизинг, (3) управление фондами, (4) банковское дело, (5) режим для компаний, являющихся штаб-квартирами, (6) режим дистрибьюторских центров, (7) режим сервисных центров, (8) режим для судоходных компаний, (9) смешанные виды деятельности.

В начале 21 века деятельность оффшорных финансовых центров как институциональной формы оффшорного бизнеса стала объектом внимания таких международных организаций как ФАТФ, МВФ, ОЭСР, ООН, ЕС и др., которые признали двоякую роль ОФЦ в глобальной экономике, которая заключается в следующем:

Во-первых, оффшорные финансовые центры являются мощным перераспределительным механизмом в сфере международного движения финансового капитала. Положительные темпы роста мировой экономики оказывают стимулирующее воздействие на оффшорный капитал. Посредством ОФЦ и налоговых гаваней, оффшорный капитал существенно влияет на все страны мира за счет «глобальной связи» между финансовыми рынками всех стран.

Во-вторых, оффшорный капитал оказывает влияние на уровень корпоративного налогообложения в развитых странах; увеличивает доход ТНК и, следовательно, стимулирует процесс реинвестирования и цикличного движения оффшорного капитала при расширении филиальной сети ТНК; обеспечивает высокий уровень жизни в странах, установивших оффшорную юрисдикцию; стимулирует развитие рынка финансовых услуг.

В-третьих, особенность оффшорного капитала состоит в том, что при его перераспределении, происходит его приумножение, и, следовательно, происходит рост его финансовых оборотов, что приводит к появлению беспокойства мирового сообщества по поводу его стабильности, легальности и принадлежности.

Несмотря на столь важную роль ОФЦ для мировой экономики международные организации считают необходимым постоянное совершенствование их деятельности по таким параметрам, как «чистота» и прибыльность оффшорных операций, финансовые гарантии, политическая стабильность и т.д.

Среди финансовых центров выделяют оффшорные зоны. Оффшорные зоны - это вненациональные финансовые центры, которые осуществляют значительные объемы кредитования и финансирования в валютах других стран (евровалютах).

Для этих зон характерны:

· либеральное валютно-кредитное законодательство, которое защищает интересы инвесторов, не налагая при этом лишних ограничений на финансовые институты (низкие налоги, незначительное государственное вмешательство);

· осуществление валютно-кредитных операций в основном с иностранной для данной страны валютой;

· законодательное разрешение продажи валюты по официальной цене, когда официальный обменный курс ниже рыночного, и покупки валюты, когда официальный курс валюты выше рыночного.

Характерной чертой оффшорного центра является то, что депонируемый в нем капитал не лежит без движения, а предназначается для инвестирования в высокоприбыльные отрасли с низким налогообложением за рубежом.Существует множество критериев классификации оффшорных центров. В основу главных критериев, используемых представителями делового мира при выборе таких центров с целью минимизации налоговых обязательств, относится просуммированный объем и характер привилегий, предлагаемых клиентам.

При таком подходе оффшорные центры обычно разделяют на два основных типа:

первый - это собственно оффшорные территории, официально признанные в мире, и юрисдикции, которые относятся к “налоговым гаваням”. Это преимущественно страны с небольшим населением и малой земельной площадью. По терминологии, принятой в ООН, они называются мини-государствами. Для них характерно отсутствие налога на прибыль для иностранных “льготных” компаний. Но это преимущество в значительной мере обесценивается в глазах клиентов таким серьезным недостатком, как отсутствие налоговых соглашений с другими государствами и особенно договоров об избежании двойного налогообложения. К этому типу юрисдикций относится большое количество офшорных центров мира, например, остров Мен, Гибралтар, Панама, Багамские острова, Теркс, Kайкос и другие.

Ко второму типу относят юрисдикции с “умеренным” уровнем налогообложения. Такие государства не считаются типичными офшорными территориями, хотя некоторые из них в отдельных случаях включены в “черные списки” налоговых гаваней. Здесь чаще всего стягивается “умеренный” (а временами и достаточно значительный) налог на прибыль. Но такой “недостаток” (с точки зрения желающих минимизировать свои налоговые обязательства) полностью компенсируется тем, что такие юрисдикции связаны многочисленными налоговыми соглашениями с другими государствами. Kроме того, здесь предоставляются значительные льготы для компаний определенного вида деятельности, в первую очередь, холдинговых, финансовых, лицензионных. Такие компании используются в качестве промежуточных пунктов для межгосударственного перевода доходов и капиталов. При этом как конечный пункт такого перевода выступают офшорные компании, зарегистрированные в общеизвестных налоговых гаванях.


Зонами “умеренного” налогообложения обычно считают полностью “респектабельные” государства Западной Европы - Швейцарию, Голландию, Австрию, Ирландию, Бельгию.

Существует и ряд “комбинированных” юрисдикций, в которых совмещаются признаки двух упомянутых типов. К ним можно отнести такие “оптимальные” юрисдикции, как Кипр и Ирландию.

Стоит, однако, отметить, что не все оффшорные центры первого типа “оторваны” полностью от возможности заключения налоговых соглашений. Некоторые из них имеют договоры о предотвращении двойного налогообложения с отдельными странами (к таким оффшорным юрисдикциям относятся Мадейра, Голландские Антили, Маврикий, Британские Виргинские острова). Все это создает еще одну удобную “лазейку” для укрытия от налогов доходов и капитала.

Если же рассматривать оффшорные центры только с точки зрения ситуации фискальной, то есть со стороны специфики разнообразных выгод и преимуществ для разных категорий налогоплательщиков, то такие центры разделяются на несколько групп.

Это страны и территории:

· которые не облагают своих резидентов никакими налогами (Андорра или Багамские острова);

· которые облагают налогами только прибыль, полученную в данной стране, но освобождают от налогов доходы, которые поступают из-за границы (Коста-Рика, Гонконг);

· в которых получаемая там прибыль не облагается налогом, зато облагается прибыль, полученная из-за границы (Монако);

· где облагается налогом прибыль, полученная за рубежом, однако налоговые ставки очень низкие - ниже 1% (острова Гернси или Джерси Шарк);

· которые облагают налогом накопленные богатства (материальные ценности), а не текущую прибыль (Уругвай);

· в которых позволяется применять разные комбинации льготных налоговых правил, которые создают особенно выгодные условия для физических лиц. Их доходы здесь полностью освобождены от налогов или отдельные виды доходов пользуются налоговыми привилегиями. В Европе такими центрами является Андорра, Ирландия, Монако, Kампене и Италия, за пределами Европы - Багамские, Бермудские, Kаймановы острова, Французская Полинезия или острова Святого Варфоломия.

Kроме того, оффшорные центры группируются по географическому признаку. При характеристике отдельных центров мы будем придерживаться распределения их на два основных типа, уже рассмотренных выше, - на безналоговые территории и юрисдикции с “умеренными” условиями налогообложения.

Оффшорные финансовые центры

Понятие оффшорного центра (англ. off-shore – находящийся на расстоянии от берега; вне территории страны). Это либо страна в целом, либо регион страны, на территории которой (которого) действует особо привилегированный режим, касающийся различного рода деловых, производственных, финансово-банковских, торговых и иных условий. Суть их состоит в том, что компаниям, банкам и прочим хозяйствующим организациям предоставляются законодательно оформленные льготы прежде всего в области налогообложения, а также в порядке ускоренного оформления фирмы, беспрепятственной финансовой, экспортно-импортной деятельности, установления льготных (низких) тарифов и пошлин либо их полного отсутствия; в такого рода странах или на территориях (зонах, центрах) на соответствующие фирмы и банки распространяется особая конфиденциальность.

Формирование оффшорных финансовых центров. Появление оффшорных банковских центров относится к периоду 1960-х гг., когда начался резкий рост евровалютного рынка. Многие страны, особенно небольшие, создавая оффшорные финансовые центры, стремились решить сугубо местные проблемы (рост занятости, привлечение финансовых ресурсов и т.д.). Поэтому эти страны охотно предоставляли те льготы, которых от них добивались банки, компании и иные организации для проведения своих операций. Целый ряд обстоятельств сделал необычайно привлекательным быстрое развитие оффшорных финансовых центров:

  • отсутствие специальных правил, регулирующих отток и приток финансовых средств;
  • международная основа сделок, что не затрагивало внутренней законодательной базы страны и облегчало деятельность центра по анклавному типу в условиях особого режима;
  • развитие современных средств связи и информационных технологий на основе создаваемых финансовых центров;
  • действие центра в условиях высокой внутренней социально-политической стабильности, устойчивой финансовой системы страны и соответствующего делового климата, обеспечивающего конфиденциальность сделок;
  • доступность оффшорных центров, поскольку они располагались на перекрестках оживленных международных путей сообщения или вблизи них (водные, земные, воздушные) и были соединены с мировыми рынками.

Типы оффшорных финансовых центров. Основателями оффшорных финансовых центров явились банки, они формировали местные финансовые рынки как транзитные, выполняющие роль каналов для трансформации финансовых ресурсов, а также нахождения для них "тихих гаваней". Первые оффшорные рынки появились в 1960-х гг. в Азии

(Сингапур), Нассау (Багамские острова), на Каймановых островах, в Панаме (Латинская Америка); в 1970-х гг. – в Бахрейне (Персидский залив), на Филиппинах (Юго- Восточная Азия), на Нормандских островах, в Шенноне (Европа); в 1980-х гг. – в США (Нью-Йорк, Майами, Лос- Анджелес), Швейцарии, Германии, Нидерландах (Амстердам), Бельгии (Брюссель), Канаде (Торонто), Японии (Токио), на Тайване (Тайбэй), в Гонконге; в 1990-х гг. – на Гибралтаре, Кипре, Виргинских островах, в центральноамериканских странах, ЮАР и др.

Приведенный перечень оффшорных финансовых центров примечателен тем обстоятельством, что они предоставляют максимальные налоговые и прочие льготы владельцам банков и их подразделений при максимуме "закрытости" самих операций. Эти особенности способствовали тому, что через эти оффшоры в 1990-е гг. проходили колоссальные денежные ресурсы, направляемые в различные регионы мира крупнейшими транснациональными банками. Поскольку ТНБ являются основными держателями денег, то они и контролируют оффшорные центры; они же основные заинтересованные субъекты многочисленных финансовых операций, суть которых сводилась к тому, что сотни миллиардов долларов из зоны бывшего СССР перемещались в формах траншей через эти оффшорные центры. Поэтому рассуждения на тему о том, что якобы "прощение" их владельцев может вернуть эти деньги (или их часть) в Россию и другие страны СНГ, весьма наивны – эти деньги находятся в обороте, они не лежат в форме золота (сокровищ), а выполняют функции международных денег, принося владельцам прибыли в таких стабильных и надежных формах, которые невозможны на неспокойных российских рынках капиталов.

Банки и отделения, действующие в рамках оффшорного рынка, занимаются сугубо международными банковскими и иными финансовыми операциями, отсюда и природа их льгот. Этим они отличаются от зон свободной торговли, которые предназначены в своей основе для операций в стране или зоне. Оффшорные финансовые центры различаются по ряду основных признаков или типу деятельности; выявлено по крайней мере три их типа с точки зрения правового статуса и характера деятельности:

  • 1) центры, имеющие организационные или, во всяком случае, юридические связи с одним из трех ведущих мировых финансовых центров (Ныо-Йорк, Лондон или Токио). Соответственно, анклавные оффшоры обеспечивают эти центры (или один из них) необходимыми международными услугами, ради чего и создан указанный оффшор, либо центры открывают отделения (банка) в оффшорном центре. На этих рынках устанавливаются специальные (международные) счета отдельно от внутренних, которые являются свободными от ограничений, поскольку только на них распространяется льготный режим;
  • 2) центры, в которых заключаются сделки исключительно между нерезидентами, поскольку внутренние и внешние сделки в них объединены и свободны от ограничений;
  • 3) центры, или так называемые налоговые гавани, в которых сделки между банками либо вообще не облагаются налогами, либо норма налогообложения и иных форм платежей с банковских сделок незначительна (табл. 20.1).

Таблица 20.1

Налога, налоговые ставки и банковские проценты в наиболее крупных оффшорных центрах

Виды налогов и ставки с банковских процентов

подоходный процент от среднего уровня

корпоративный

на вывоз и репатриацию прибыли

с банковского процента

с платежей типа роялти, процент от уровня

Налогов нет, регистрационный взнос

Антигуа и Барбуда

Антильские о-ва (Нидерланды)

Багамские острова

Барбадос

Бермудские острова

Британские и Виргинские острова

Гваделупа и Мартиника

Гвиана (Франция)

Доминика

Доминиканская Республика

Каймановы острова

Монтсеррат

Пуэрто-Рико

Сент-Винсент

Сент-Китс и Невис

Теркс и Кайкос

Тринидад и Тобаго

Примечание. Прочерк (–) означает, что налогообложения не существует.

Роль оффшорных финансовых центров выполняют европейские банковские центры – Лондон, Париж, Люксембург, Лихтенштейн и традиционно Швейцария, банки которой всегда имели репутацию не только надежных, но и наиболее "закрытых"; они работают на всех мировых валютных рынках, в том числе на рынках евровалюты. Здесь капитал выполняет свою классическую перераспределительную функцию, способствуя перемещению капитала из одной страны в другую в зависимости от характера льготных регионов регулирования финансовой деятельности нерезидентов.

Банки и иные финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на операциях с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляют их на базе особых счетов, отделенных от счетов резидентов внутреннего рынка и предоставляющих держателям налоговые скидки, освобождение от валютного контроля и другие льготы. Таким образом, внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной частью ее экономики.

Действуя на ее территории, они проводят внешние по отношению к данной территории операции с нерезидентами, а в отдельных случаях и с резидентами, если это допускается правилами валютного контроля. Следует отметить, что раньше для возникновения международного финансового центра необходимы были развитая национальная банковская система, крупная фондовая биржа и стабильная валюта. В настоящее время чаще всего достаточны гибкое финансовое законодательство, право открывать иностранные банковские отделения и филиалы, отсутствие налога на доходы или его льготный характер, упрощение процедуры для проведения биржевых и банковских операций и т.п.

В ходе глобального кризиса объектом сильнейшей критики в рамках G-20 стали оффшоры, включая Швейцарию. Были предприняты попытки ужесточить подход к банкам и компаниям, действующим в этих оффшорных "зонах" и странах. Актуальна эта проблема и для российских банков и крупных компаний, большая часть которых инкорпорирована в них. Но неожиданно Россия заблокировала "жесткое" решение G-20. Тем не менее шаг за шагом принимаются меры по достижению прозрачности укрывающихся в оффшорах банков и компаний, которые уходят от уплаты налогов и совершают иные недозволенные операции. Это касается Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Монако, которые в 2010–2012 гг. вынуждены были либерализовать банковское законодательство и в значительной мере "открыть" банковские операции.

Международные банковские пулы: Парижский и Лондонский клубы

Парижский клуб. Это неформальное объединение государств-кредиторов, сложившееся вокруг "группы десяти" – стран, заключивших в 1962 г. в Париже Генеральное соглашение о займах с МВФ. Непосредственной причиной возникновения "группы десяти" явился аргентинский кризис 1956 г., связанный с проблемой выплаты внешнего долга. "Группа" являлась своеобразным органом ведения переговоров но поводу задолженности не только с Аргентиной, но и с другими странами. Позже эти функции перешли к Парижскому клубу. Клуб не предполагает постоянного членства, напротив, участниками переговорного процесса в рамках Парижского клуба являются правительство государства-должника и его кредиторы. Традиционно заседание проходит под председательством старшего чиновника французского казначейства.

Важным принципом, определяющим деятельность Парижского клуба по реструктуризации долга, является равенство всех кредиторов. Перед тем как заключить соглашение, страны-должники, прибегающие к услугам Парижского клуба, обычно должны подписать соглашение с МВФ о получении займа от него с обязательством осуществления одобренной МВФ экономической программы. Стабилизационная программа, являющаяся непременным условием предоставления займа МВФ, обычно нацелена на ограничение совокупного спроса в стране-должнике и на увеличение национального экспорта. Кредиторы рассматривают эту программу в качестве необходимого условия для достижения сбалансированности счета текущих операций, необходимой для возобновления страной-должником выплат по внешнему долгу.

В настоящее время в Парижский клуб входит 19 стран, в том числе с 1997 г. и Россия. На его заседаниях рассматриваются вопросы государственной задолженности развивающихся стран. Наиболее активно клуб работал в 1980–1990-е гг., в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся и постсоциалистических стран; на его заседаниях присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ОЭСР, ЮНИДО. В связи с уменьшением задолженности России и других участников СНГ западным кредиторам Лондонский и Парижский клубы в XXI в. стали уделять больше внимания растущим долгам развивающихся стран, особенно стран Африки и Латинской Америки.

Лондонский клуб. Лондонский клуб объединяет те частные коммерческие банки, столкнувшиеся с необходимостью возвращения предоставленных ими денежных средств другим странам, которые не могли использовать возможности Парижского клуба. Эти частные кредитные институты обращаются для ведения переговоров в созданный в более поздний период Лондонский клуб – объединение крупнейших коммерческих банков-кредиторов (более 400). Он возник в начале 1980-х гг., после обострения кризиса международной задолженности. Лондонский клуб также действует в тесной координации с МВФ и рекомендациями "большой семерки". По общему признанию, вести переговоры с Лондонским клубом значительно сложнее, чем с Парижским, поскольку он представляет исключительно частные банки.

Сегодня всё чаще жители нашей страны слышат словосочетание «оффшорная зона». Но многие его попросту не понимают. И это неудивительно. Ведь люди, которые никаким образом не связаны с бизнесом, экономикой или юриспруденцией с понятием «оффшорная зона» не сталкивались. Попробуем разобраться, что «это такое».

Оффшорная зона представляет собой страну или её часть, правительство которой предоставляет компаниям – нерезидентам льготные условия для проведения предпринимательской деятельности. Под компаниями-нерезидентами понимаются организации, предприятия, компании, фирмы, владельцами которых по документам являются иностранные граждане . Например: владельцем компании является представитель России, но компании осуществляет свою деятельность на Кипре. Другими словами компания зарегистрирована на Кипре и платит налоги именно Кипру, а не России. Вот это и называется оффшорной зоной.

Регистрация компании в таких зонах имеет одно, но весьма весомое преимущество: уменьшение налоговых ставок. В некоторых странах можно регистрировать компанию и даже не платить налог за неё. Другими словами оффшорная зона предоставляет своим «участникам» пониженное налогообложение.

Исходя из этого, можно отметить, что оффшорная зона в экономике представлена в виде финансового центра, который с удивительной лёгкостью привлекает иностранный капитал за счёт предоставления налоговых льгот.

Оффшорная зона – это зона экономического пространства, направленная на регистрацию и ведение коммерческой деятельности. Сегодня оффшорными зонами называют страны или мировые государства, которые предоставляют такую привилегию иностранным предприятиям и компаниям.

Как уже ранее отмечалось, вести бизнес в оффшорных зонах не просто рентабельно, а очень выгодно. Низкие налоговые ставки позволяют взимать максимальную прибыль. Но стоит отметить, что международные компании, работающие в оффшорной зоне, вынуждены в обязательном порядке соблюдать все законы, так как находятся под юрисдикцией другой страны, входящей в оффшорную зону.

Не стоит путать понятия офшор и оффшорную зону. Это разные понятия в экономике. Под первым в экономике понимается компания, работающая в оффшорной зоне. А второе понятие в экономике обозначает страну, где осуществляет свою деятельность компания — офшор.

Регистрация в такой «экономической» зоне предоставляет следующие преимущества:

  1. Все денежные средства компании и активы не подпадают под мировой валютный контроль и валютное регулирование.
  2. Низкий уровень налогообложения.
  3. Все активы компании в этой стране находятся «в безопасности».
  4. Возможность хранения финансовых средств и активов в самых крупных и стабильных банках мира. Отметим, что это преимущество весьма весомое. Так как крупные мировые банки в большей степени защищены от банкротства.
  5. Вся информация относительно владельцев компании, активов и акционеров сохраняется в тайне.
  6. Компаниям предоставляется свобода в ведении бухгалтерского учёта.
  7. Компании имеют полное право проводить любые финансовые операции с другими участниками оффшорной зоны.
  8. Конфиденциальность проводимых сделок.

Особенности

Оффшорные зоны стали популярны и востребованы благодаря своим особенностям.

Перечень особенностей оффшорных зон:

  • Упрощённая и ускоренная процедура регистрирования организаций. При регистрации потребуется заплатить определённый взнос. В каждой стране сумма «взноса» несущественно отличается.
  • Оплата подоходного налога и налога с прибыли осуществляется по заниженным тарифам.

Преимущества оффшорных зон

Но если для предприятий и компаний участие в такой зоне лишь выгодно, то у многих людей возникает вопрос, а в чём же заинтересованность той страны, которая предоставляет международным компаниям такие привилегии. Ответ прост. За счёт пониженного налогообложения зарегистрировать компанию в этой зоне стремятся многие международные организации. Доход от регистрации достаточно велик, поэтому страна лишь выигрывает, улучшая притоком иностранных инвестиций свою внутреннюю экономику. Для регулирования и управления офшорами в стране создаются секретарские бюро. А это дополнительные рабочие места.

Поэтому оффшорная зона частично решает проблему с безработицей.

Список оффшорных зон

Если взглянуть на карту мира, то можно сильно удивиться, насколько территориально «разбросаны» страны с оффшорными зонами. Они присутствуют на каждом материке. В настоящее время этих стран более 50. Ежегодно оффшорные зоны расширяются, дополняются новыми юрисдикциями (в экономике страну оффшорного пространства принято называть юрисдикцией).

В 2016 году самыми «низконалоговыми» мировыми юрисдикциями (странами оффшорной зоны) были:

  1. Шотландия.
  2. Великобритания.
  3. Кипр.
  4. Остров Мэн.

Звание мировых классических юрисдикций в 2016 году заслужили такие страны, как:

  1. Сейшелы.
  2. Маврикий.
  3. Доминика.
  4. Сент Китс.
  5. Невис.
  6. Ангилья.
  7. Британские Виргинские острова.

Регистрация международных компаний в этих странах может помочь полностью избежать налогов. Причём, в этих странах мира это вполне законно. Классические мировые юрисдикции используются для различных направлений бизнеса. В этой зоне можно свободно заниматься как торговлей, так и консалтингом.

Список оффшорных зон в Европе состоит из:

  1. Латвии.
  2. Голландии.
  3. Швейцарии.
  4. Словакии.
  5. Польши.
  6. Великобритании.
  7. Чехии.
  8. Эстонии.

Но в Европе существуют свои правила регистрации. Например, в Эстонии больше приветствуют мировые компании, занимающиеся разработкой ИТ-технологий. Голландия и Швейцария больше направлена на регистрацию холдинговых структур. Для ведения бизнеса в области туризма, сельского хозяйства, торговли более выгодными считаются условия, предоставляемые Чехией, Словакией и Болгарией.

Одними из самых крупных юрисдикций считаются азиатские. В народе их называют «азиатскими тиграми». Перечень азиатских мировых юрисдикций:

  1. Китай.
  2. Сингапур.

Эти юрисдикции подходят для организаций, которые занимаются разработкой и различного рода исследованиями.

Об открытии компании в Гонконге в этом видео:

Перечень других юрисдикций:
  1. Соединённые Штаты Америки.
  2. Южно-Африканская Республика.
  3. Канада.
  4. Острова Новой Зеландии.

Классификация

Согласно мировой классификации оффшорные зоны разделяются на два типа:

  1. В первой разновидности иностранные компании освобождаются от уплаты всех налогов с прибыли организации или компании. Взамен на «освобождение» организации ежегодно обязуются платить фиксированную стоимость.
  2. Во втором типе, зона предоставляет льготные условия для организаций. Этот тип называется в экономике финансовым центром. Уменьшение налоговой ставки позволяет более успешно вести бизнес.

Исходя из этой классификации, можно отметить, что оффшорные страны разделяются на тех, кто полностью освобождает организацию от налогов и на тех, кто лишь уменьшает налоговые ставки.

Стоит отметить, что регистрируя страну в оффшорных зонах второго типа, компании придётся платить такие виды налогов, как:

  • Налог на наследование.
  • Налог на прирост капитала.
  • Корпоративный.
  • Подоходный.
  • Налог на продажу.

Выбирая офшорную страну, стоит тщательно изучить местное законодательство в области регистрации и ведения коммерческой деятельности.

Многие экономисты утверждают, что регистрировать бизнес лучше всего в Бейлизе, Панаме, Сент Китсе или на Сейшельских или Британских Виргинских островах. Это страны, где полностью отсутствуют налоги. Регистрируя организацию в этих государствах, не потребуется предоставлять бухгалтерскую отчётность. Эти государства признаны мировыми юрисдикциями. Это самые известные, востребованные республики. Регистрируя в этих государствах компанию, в дальнейшем не придётся переживать относительно конфиденциальности. Огромное преимущество этих юрисдикций – полное отсутствие контроля со стороны местного управления.

Самыми респектабельными мировыми юрисдикциями признаны: Шотландия, Мэн, Великобритания и Гонконг. В этих странах потребуется предъявлять финансовую отчётность. Но взамен они иностранным организациям предоставляют весьма значимые налоговые льготы. Стоит учитывать, что местный контроль за организациями ведётся, поэтому иностранные организации всегда будут «под присмотром» у местных властей.

По мнению экспертов, желательно регистрировать свой бизнес в Эстонии, Португалии, Черногории или . Эти юрисдикции предоставляют весьма приемлемые налоговые ставки.

Заочно в этой классификации выделяется и третий вид юрисдикций, не требующий уплаты налогов лишь от некоторых видов деятельности. Имеются в виду сделки, которые осуществляются между участниками оффшорной зоны в определённой юрисдикции. Такими странами мира являются Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Бразильская республика, Марокко.
Чёрные списки

Как уже ранее отмечалось к выбору юрисдикции стоит подходить очень осторожно и основательно. Желательно перед выбором государства проконсультироваться с налоговым экспертом.

В России существует понятие «чёрного списка юрисдикций». В этот список, входят страны мира, которые, по мнению правительства, не способны предоставить низкие налоговые ставки и не соответствуют званию «оффшорной зоны» по экономическим требованиям. Согласно этому списку, крайне нежелательно регистрировать компанию в:

  • Бахрейне.
  • Кайкосе.
  • Ангильи.
  • Барбуде.
  • Барбадосе.
  • Арубе.
  • Антигуа.
  • Гренаде.
  • Монтсеррате.
  • Пуэрто – Рико.
  • Невисе.
  • Либерии.
  • Науру.
  • Самоа.
  • Мальдивской Республике.

Согласно «чёрному» списку также стоит опасаться регистрации на таких островах, как:

  • Сейшельские.
  • Маршаловы.
  • Олдерни.
  • Джерси.
  • Виргинские.
  • Каймановы.
  • Нидерландские.
  • Виргинские в Соединённых Штатах Америки.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Самые опасные страны африки
Дороги в финляндии Как чистят дороги в финляндии зимой
Самые необычные архитектурные сооружения планеты