Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сказочная мечеть кул шариф в казани. Знаменитая, древняя и легендарная мечеть Кул–Шариф

Дамир Исхаков ,
доктор исторических наук

Кул Шариф (тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, ре-ли-ги-оз-ный де-я-тель XVI века, поэт, один из на-ци-о-наль-ных ге-ро-ев Та-тар-ста-на, воз-гла-вив-ший обо-ро-ну од-ной из ча-стей го-ро-да Ка-зань в ок-тяб-ре 1552 года про-тив рус-ских (по-ход Ива-на IV Гроз-но-го). По-гиб при штур-ме вме-сте со сво-и-ми спо-движ-ни-ка-ми. В его честь на-зва-на мечеть Кул Шариф, по-стро-ен-ная недав-но на ме-сте раз-ру-шен-ной ста-рой ме-че-ти, у стен ко-то-рой и пал в сра-же-нии сеид Кул Ша-риф.

Ши-ро-кую из-вест-ность Кул Ша-ри-фа в по-след-ний пе-ри-од су-ще-ство-ва-ния Ка-зан-ско-го хан-ства под-твер-жда-ют мно-гие ис-то-ри-че-ские ис-точ-ни-ки, а та-к-же све-де-ния, со-хра-нив-ши-е-ся в на-род-ной па-мя-ти и обоб-щен-ные Ши-га-бут-ди-ном Мар-джа-ни. Опи-ра-ясь на них, мож-но утвер-ждать, что Кул Ша-риф в хан-стве на-ка-нуне его па-де-ния яв-лял-ся гла-вой му-суль-ман-ско-го ду-хо-вен-ства, вер-хов-ным се-идом. Ан-дрей Курб-ский, опи-сы-вая эпи-зод, свя-зан-ный со взя-ти-ем рус-ским вой-ском Ка-за-ни в 1552 году, на-зы-ва-ет его на ев-ро-пей-ский лад «ве-ли-ким бис-ку-пом», то есть епи-ско-пом, и до-бав-ля-ет, что сами та-та-ры счи-та-ют Кул Ша-ри-фа «ве-ли-ким ана-рыи», или «ами-ром».

Сло-во «амир» пе-ре-во-дит-ся с араб-ско-го как «по-ве-ли-тель», или «ру-ко-во-ди-тель». А вот в пер-вом слу-чае Курб-ский явно ис-поль-зо-вал ла-тынь: «honor» — честь, по-чет, по-честь или «honorus» — по-чет-ный, ува-жа-е-мый. По-хо-же, что эти вы-ра-же-ния при-ме-не-ны им для пе-ре-во-да ти-ту-ла вер-хов-но-го се-ида, ко-то-рый, по за-ме-ча-нию Мар-джа-ни, зву-чал как «на-кый-бел-аш-раф» — «ру-ко-во-ди-тель ве-ли-ких».

Как из-вест-но, се-ида-ми в му-суль-ман-ском мире на-зы-ва-ли по-том-ков про-ро-ка Му-хам-ма-да из вет-ви, вос-хо-дя-щей к его вну-ку Ху-сей-ну. Оче-вид-но, и Кул Ша-риф, бу-дучи се-идом по про-ис-хож-де-нию, воз-во-дил свой род к Му-хам-ма-ду. Недав-но об-на-ру-жен-ная и опуб-ли-ко-ван-ная ли-те-ра-ту-ро-ве-дом М. И. Ах-мет-зя-но-вым ге-не-а-ло-гия се-идов Ша-ку-ло-вых из Ка-си-мов-ско-го хан-ства по-ка-зы-ва-ет, что она дей-стви-тель-но че-рез мно-гие по-ко-ле-ния вос-хо-дит к Ху-сей-ну и Му-хам-ма-ду. Сле-до-ва-тель-но, при-част-ность Кул Ша-ри-фа по рож-де-нию к се-идам была не вы-мыш-лен-ной, а ре-аль-ной.

В XV—XVI ве-ках в каж-дом от-дель-ном та-тар-ском хан-стве мог-ло быть несколь-ко се-идов, лишь один из ко-то-рых яв-лял-ся вер-хов-ным (С. Гер-бер-штейн, ав-тор «За-пи-сок о мос-ко-вит-ских де-лах», от-ме-ча-ет на-ли-чие в Ка-зан-ском хан-стве «вер-хов-но-го жре-ца»). В Ка-зан-ском хан-стве та-кой сеид, как вид-но из жа-ло-ван-ной гра-мо-ты хана Са-хиб-Ги-рея 1523 года, име-но-вал-ся «су-дат-гы-зам» (са-да-ти-го-зам), что пе-ре-во-дит-ся как «ве-ли-кий сеид». Есть ос-но-ва-ния по-ла-гать, что Кул Ша-риф вер-хов-ным (ве-ли-ким) се-идом в го-су-дар-стве стал в ок-тяб-ре 1551 года по-сле каз-ни ха-ном Шах-Али преж-не-го вер-хов-но-го се-ида Кул Му-хам-ма-да*. К тому вре-ме-ни Кул Ша-риф был уже из-вест-ным го-су-дар-ствен-ным де-я-те-лем, о чем го-во-рит его при-сут-ствие сре-ди зна-ти хан-ства, при-ся-гав-шей на вер-ность хану Шах-Али 14 ав-гу-ста 1551 года в Сви-яж-ской кре-по-сти.

Судя по тому, что нам из-вест-но, Кул Ша-риф, как и его пред-ше-ствен-ник Кул Му-хам-мад, был из рода крым-ских се-идов. Неко-то-рое вре-мя он жил в Аст-ра-хан-ском хан-стве вме-сте с се-идом Манс-уром, пред-по-ло-жи-тель-но сво-им от-цом. От-сю-да у него та-хал-лус «Хаджи-тар-ха-ни». М. И. Ах-мет-зя-нов, опи-ра-ясь на эти и дру-гие све-де-ния, вы-дви-нул обос-но-ван-ную ги-по-те-зу, что ав-то-ром со-чи-не-ний пе-ри-о-да Ка-зан-ско-го хан-ства — «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» (1550 г.) и сти-хов-му-на-д-жа-тов — в пер-вом слу-чае на-зван-ным «Ша-ри-фом Хаджи-тар-ха-ни», во вто-ром — «Кул Ша-ри-фом» — яв-ля-ет-ся сеид Кул Ша-риф. Дей-стви-тель-но, Кул Ша-ри-фа даже по-сле того, как он стал вер-хов-ным се-идом, рус-ские ис-точ-ни-ки про-дол-жа-ли име-но-вать «мул-лой». Не вы-со-кая ли об-ра-зо-ван-ность его так от-ра-жа-лась в ле-то-пи-сях? На-вер-ное, да. В то же вре-мя из «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» от-чет-ли-во вид-но, что его ав-тор был весь-ма об-ра-зо-ван-ным че-ло-ве-ком, об-ла-дав-шим зна-ни-я-ми в об-ла-сти аст-ро-но-мии, ис-то-рии (не толь-ко та-тар-ской, но и рус-ской), го-су-дар-ствен-ных дел. Кро-ме того, в этом про-из-ве-де-нии, на-пи-сан-ном в це-лом про-зой, до-воль-но мно-го по-э-ти-че-ских строк. Од-ним сло-вом, Кул Ша-риф (он же Ша-риф Хаджи-тар-ха-ни) был и по-этом.

Нияз Хазиахметов. Поэт Кул-Шариф

Эпо-ха, в ко-то-рой жил сеид Кул Ша-риф, — это тра-ги-че-ское вре-мя дви-же-ния Ка-зан-ско-го хан-ства к сво-ей ги-бе-ли. Ав-тор «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» оста-вил по-тря-са-ю-щие стро-ки, опи-сы-ва-ю-щие тра-ге-дию сво-е-го на-ро-да. Он го-во-рит о Ка-за-ни: «Ей неот-ку-да ждать по-мо-щи и под-держ-ки, кро-ме по-кро-ви-тель-ства Тен-гри и по-мо-щи ан-ге-лов. Из-за та-кой тя-же-лой си-ту-а-ции па-ди-ша-хи го-ро-да Ка-за-ни обес-пе-чи-ва-ют без-опас-ность сво-е-го го-су-дар-ства пу-тем со-гла-ше-ния со стра-ной кя-фи-ров. Было так: для бла-го-по-лу-чия на-ро-да и ради его жиз-ни за-клю-ча-ли до-го-вор с Моск-вой, меж-ду дву-мя сто-ро-на-ми хо-ди-ли по-слы, обес-пе-чи-вая вза-и-мо-по-ни-ма-ние».

Это было на-пи-са-но в 1550 году, но уже в ап-ре-ле 1551 года на-ча-лось но-вое на-ступ-ле-ние рус-ских войск, ко-то-рые в июне об-сту-пи-ли Ка-зань. На-ста-ли тя-же-лые вре-ме-на, и ка-зан-цы дрог-ну-ли: они по-сла-ли «к Ши-га-лею и к во-е-во-дам бити че-лом, что-бы го-су-дарь по-жа-ло-вал, гнев свой им от-дал, а пле-не-ти их не ве-лел, а дал бы им на го-су-дар-ство царя Ши-га-лея, а Уте-мешь-Ги-рея царя го-су-дарь к собе взял и с ма-те-рию Сю-юн-би-ка-ца-ри-цею» (Пат-ри-ар-шая ле-то-пись). С та-ким пред-ло-же-ни-ем к хану Ша-х А-ли и рус-ским во-е-во-дам при-ез-жа-ли «мул-ла» Кул Ша-риф и тю-мен-ский «князь» Бибарс Рас-тов. Но они дей-ство-ва-ли не са-мо-сто-я-тель-но, а вы-пол-ня-ли волю «всей зем-ли Ка-зан-ской», что от-чет-ли-во вид-но из гра-мо-ты ка-зан-цев, от-прав-лен-ной то-гда Ива-ну IV.

Нияз Хазиахметов. Сююмбике

Нияз Хазиахметов. Хан Сафа-Гирей

Кро-ме того, по-слы не сра-зу при-ня-ли усло-вия Моск-вы — в ле-то-пис-ном со-об-ще-нии от 9 ав-гу-ста 1551 года го-во-рит-ся о том, что во вре-мя пе-ре-го-во-ров они «во мно-гом за-пер-ли-ся», то есть не со-гла-ша-лись. Хро-нист даль-ше пи-шет о та-та-рах: «обы-чай бо их бяше из-на-ча-ла лу-кавь-ство-ва-ти».

За-ста-вить ка-зан-цев при-нять столь тя-же-лые усло-вия мож-но было лишь си-лой. И за-во-е-ва-те-ли при-гро-зи-ли: если ка-зан-цы «не учи-нять на го-су-да-ре-ве воле… на ту же осень… го-су-дарь… хо-чет ра-тию съ все-ми люд-ми». Лишь по-сле та-ких угроз по-слы при-ня-ли усло-вия Моск-вы, сре-ди ко-то-рых было и тре-бо-ва-ние вы-дать Сююм-би-ке с сы-ном. Ясно, что ни-ка-кой лич-ной вины у Кул Ша-ри-фа с «кня-зем» Бибар-сом в этом не было — они вы-пол-ня-ли об-ще-го-су-дар-ствен-ное ре-ше-ние, да и то все-го лишь как ди-пло-ма-ты.

Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года: последний бой у мечети ханского дворца

Вер-хов-ный сеид Кул Ша-риф по-гиб при взя-тии Ка-за-ни рус-ски-ми в 1552 году. Мар-джа-ни, опи-ра-ясь на на-род-ные пре-да-ния, со-об-ща-ет, что Кул Ша-риф со сво-и-ми по-сле-до-ва-те-ля-ми, объ-еди-нен-ны-ми в осо-бое во-ен-ное под-раз-де-ле-ние — «полк», со-сто-яв-ший из мо-ло-дых дер-ви-шей и су-фи-ев, обо-ро-нял-ся от-сту-пая, вплоть до зда-ния мед-ре-се, по-том под-нял-ся на его кры-шу, где был за-ко-лот, и упал вниз. Так тра-ги-че-ски пре-рва-лась жизнь этой вы-да-ю-щей-ся лич-но-сти эпо-хи Ка-зан-ско-го хан-ства.

В «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» есть та-кие стро-ки:

О, Ша-ри-фи, если ты еще на-де-ешь-ся на луч-шее, Не ухо-ди с этой зем-ли,
Ибо если ты уй-дешь, кто же бу-дет са-хи-бом го-ро-да Ка-за-ни?

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс. воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетия тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф - это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А. Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием "Жизнь жестока, жизнь прекрасна…".

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш. Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.

Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)

И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А. М. Курбский: "Сказание князя Курбского", изд. второе. - 1842 год, - 33 стр.

Исследователь истории Казани М. Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Татарский народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.

Мечеть Кул Шариф

С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Если в социальных сетях начать искать фотографии по хэштегу #казань или #поездкавказань среди туристов, то первым делом появятся фотографии Кул Шариф. И не только в блогах путешественников – у местных подобных снимков тоже будет достаточно. Кстати, когда меня спрашивают, куда пойти в столице Татарстана тем, кто здесь впервые, автоматически отвечаю –и мечеть Кул Шариф.

Несмотря на множество исхоженных троп, кучу двориков, музеев, концертов, каждый назовет вам Кул Шариф – мечеть, расположенную на территории музея-заповедника Казанский Кремль.

Символ Казани

В 2005 году – аккурат к тысячелетию города – Казань обзавелась своим символом. Причем, видимым с двух транспортных дамб и главной железной дороги. Строительство пришлось на период с 1996 по 2005. Тогда же и случилось мое первое знакомство с мечетью. Вместе с классом в 2001 году мы отправились на школьную экскурсию, тогда (2 класс!) детей не побоялись запустить в пространство, заставленное строительными лесами. Провели мы на строящемся религиозном объекте около получаса, рисуя в голове картины будущего великолепия.

А потом, 24 июня 2005 года, настал день, в историю республики вписанный как «Открытие мечети Кул Шариф в Казани». И сразу же в дополнение к «Казанский Кремль» пришло «Кул Шариф»– место, где хотел бы побывать каждый, а друзей из других городов без вопросов везли бы сюда полюбоваться на главную мечеть Татарстана.

Что говорить, сама не раз была свидетелем, как дети в поездах, подходящих к Казани, заранее занимали места у окна, чтобы посмотреть, как из-за зданий и столбов появятся величественные минареты.

Как добраться

Найти Кул Шариф, наверное, проще всего в Казани. Даже гости столицы Татарстана помогут, сообщив, что «вон она, мечеть с голубой крышей». Есть несколько маршрутов общественного транспорта. Автобусом можно добраться до остановок Батурина автобусами 22 и 89 или Центральный стадион автобусами 47, 37, 74а, 74. . А потом немного пройти – в случае с Батурина попадаю к Кремлю с задней стороны музея-заповедника, по пути рассматривая церковь Параскевы Пятницы, а в случае с Центральным стадионом нужно перейти дорогу через протоку Булак и подняться к .

Следующий способ – это метро до станции Кремлевская. Выходите из вагона – направо, из метро – снова направо, потом еще раз направо и вот вы уже у подножия мостовой, ведущей к Кремлю.

И, наконец, мой любимый способ – пеший. Неспешно прогуляться по улице Баумана или Кремлевской, полюбоваться смесью культур или следами дореволюционных времен, а потом оказаться в самом начале улицы напротив Спасской башни.

Мечеть из летописей и легенд

На территории также есть – православная святыня, построенная сразу же после вступления в Казань Ивана Грозного. О сложной и разнообразной истории священного для христиан места можно прочитать . История мечети Кул Шариф, скорее, обратная. Сразу вспоминаются фрагменты из летописей, окутанные флером легенд. Итак, 2 октября 1552 года, после обороны длиной в 41 день, Казань сдается войскам Ивана Грозного. Именно с этим правителем Руси и связана история местной мечети Кул Шариф.

Вернемся в 16 век. С первых же минут попадания многотысячного русского войска в крепость повсюду начинается пожар. И огонь не щадит ни оборонительных заграждений, ни запасов продовольствия, ни хрупких строений, ни многобашенной мечети.

Спустя века, в 19 столетии, философ и мыслитель по имени Шигабутдин Марджани провел исследование, изучил летописи и собрал данные о том, как и кем оборонялся город в те кровавые и горькие дни. И открыл такую подзабытую личность, как Кул Шариф.

Он был сеидом, считался среди татар великим героем, а также являлся поэтом. Во время сражения с воинам Ивана Грозного Кул Шариф оказывал упорное, даже яростное сопротивление и погиб героем. И когда уже в наши дни остро встал вопрос восстановления святого для мусульман места, легендарного героя увековечили в названии мечети.

Новейшая история

90-е – время демократии, окончательного признания религии, время оттаивания и укрепления Татарстана как самостоятельного, культурно-богатого и уникального региона. Помню, именно тогда в мозг и сердце попали фразы, ставшие концепцией республики: Восток и Запад, Христианство и Ислам, и Татарский, Мир и Спокойствие.

21 февраля 1996 – день закладки памятного знака на месте будущей мечети. Указ подписан первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым.

Архитекторы и строители стремились воссоздать именно ту мечеть, что была в далеком 1552. Оценить в полной мере их труд не могу, потому как сама не знаю, какой она была тогда, а старинные картины обывателю не так-то просто получить. Поэтому любуемся мечетью Кул Шариф, какой видим мы ее сейчас, и, знаете, по-моему, старания всех, кто создавал сооружение, налицо.

Кстати, о создателях! Разработкой и строительством занимались те, кто победил в конкурсе от республики на лучший проект возрождения священного места. Иногда, для друзей из других городов вспоминаю и официальные цифры – обошлось все строительство более чем в 400 миллионов рублей. Причем, основная часть суммы – это все пожертвования неравнодушных жителей Казани и Татарстана. Здесь хочется вставить ремарку – «неравнодушных» – честно и искреннее, без ноток сарказма. Трепет к истории, к корням, зданиям, важность религии и духовных оплотов – все это часто встречается в казанцах.

Совместные старания привели к тому, что 24 июня 2005 Кул Шариф открывает свои двери. Сейчас в ней регулярно читают намаз, и Кул Шариф – важнейшее место в столице Татарстана на празднованиях Курбан-байрам или Ураза-байрам.

Также женихи и невесты спешат сюда, чтобы провести обряд никаха – заключения договора между мужем и женой по законам шариата. И если вновь заговорить о популярности фотографий у этого места, то в 2015 году Кул Шариф попала в 10-ку самых известных и любимых мест для снимков в Казани.

Строки об архитектуре

О том, что, выражаясь архитектурными терминами, мечеть представляет собой «благословение Аллаха», узнала я на той школьной экскурсии. Комплекс состоит из двух квадратов, пересекающихся под углом в 45 градусов и 8 стен, также пересекающихся друг с другом. В участках между ними – высокие окна с витражами. Купол мечети Кул Шариф украшен окнами в форме тюльпанов. И здесь еще одна любопытная заметка – все это выглядит как «Казанская шапка» - отсылка к короне казанских ханов. Высота минаретов ни много, ни мало 55 метров. Всего минарета 4. Сооружение 5-этажное.

Отделано все изнутри уникальными методами – здесь и такие замысловатые слова, как керамические росписи, цветные стекла, полученные благодаря технологии запекания. Во внутреннем убранстве Кул Шарифа нахожу, сначала прочитав архитектурный справочник, и римскую мозаику, и фрагменты ручной резьбы, и даже золотое шитье – в общем, работа была проведена масштабная и ювелирная.

Внутри священного места

Для тех, кто не сильно представляет, что и в каком порядке можно делать внутри мечети, я как раз написала этот раздел.

Музей ислама

Если сначала вам нужна история, знакомство с достопримечательностью и исламом на страницах рукописей, то нужно отправиться в музей ислама. Идти следует с нижней, южной платформы мечети.

Вход в музей платный. Изучить исламскую историю мне вышло не дороже 30 рублей, для детей скидки – 10. А в интересные даты – такие как международный день музеев 18 мая или 18 апреля – день охраны памятников и достопримечательностей, - вход свободный.

Идем в мечеть

В саму Кул Шариф отправляться нужно с северной стороны здания. Простыми словами – с той молельной площади, которая и привлекает туристов, заходящих в Казанский Кремль. Заходите и попадаете, традиционно, в вестибюль. Рядом с ним помещения для имама, куда девушкам, насколько знаю, нельзя. В том же месте – молельный зал для мужчин и балкон для женщин. На всякий случай напомню, что в исламе во время намаза мужчины и женщины молятся раздельно.

Неважно, сколько молящихся – 5, 10 или 50 – в мечети сохраняются спокойствие и благоговейная тишина. Кстати, шум от топота успешно скрывают персидские ковры, ими устланы полы в этих двух залах.

Как выглядеть и что делать

Как и в случае с другими религиозными святынями, мужчины не должны надевать шорты – только брюки, а женщинам нужно избегать коротких юбок. Как только заходите в мечеть, женщинам сразу же в вестибюле выдают платок, ну а мужчинам – тюбетейки. Для туристов есть балкончики, чтобы не мешали молящимся.

Строки напоследок

Романтикам, интровертам, любителям неспешного созерцания города для знакомства с мечетью Кул Шариф в Казани лучше выбирать вечернее время, как и всем приезжающим весной и летом. Тихо, спокойно, кажется, что шумный город где-то далеко. У мечети включается подсветка и начинается сказка природы, архитектуры, культур…

Даже 10 минут, проведенные в такой обстановке, успокаивают и вдохновляют, что уж говорить о том, если просидеть на уютной скамейке возле Кул Шариф несколько часов в гармонии с таким разнообразным тысячелетним городом.

Мечеть Кул Шариф в Казани является не просто изысканным архитектурным творением, а целым символом истории Татарстана. И несмотря на то, что само здание построено относительно недавно, его великолепие подчеркивает отношение татар к исламу. Издавна жители земли казанской исповедовали эту религию, которая стала для них источником образования, богатой письменной традиции и культуры. Жители Татарстана идентифицируют себя с предками мусульманской цивилизации Среднего Повольжья, наследниками булгар, поселившихся в древности на месте современной Казани и соседних землях.

Мечеть представляет из себя легкое ажурное здание из белого камня, которое видно издалека за стенами Казанского Кремля. История Кул Шариф с одной стороны не очень и богата, ведь строительство мечети закончено только в 2005 году, но с другой стороны по задумке авторов самая большая мечеть Казани должна была стать символом консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана, а также исполнением принципа баланса культур и конфессий данного региона.

Мечеть Кул Шариф адрес: г.Казань, пр. Шейнкмана.
GPS-координаты: 55.79834, 49.10519
Как добраться: мечеть Кул Шариф в Казани находится на территории Кремля. Ближайшая станция метро Кремлевская находится в 1-2 минутах от входа в казанский Кремль со стороны Спасской Башни.

Сколько стоит посещение мечети Кул Шариф

В мечеть Кул Шариф вход абсолютно бесплатный . Честно говоря, было бы удивительно, если бы было иначе. Единственное, платным вход будет в музей исламской культуры, который находится на цокольном этаже мечети. Чтобы посетить его, необходимо будет взрослому приобрести билет за 200 руб, а для студентов, пенсионеров и школьников билет обойдется в 80 руб.

Кроме этого, если вы хотите узнать о мечети и вообще казанском Кремле много интересных фактов, то экскурсия по Кремлю с посещением Кул Шариф будет стоить от 1 800 руб. за группу до 5 человек. Рекомендую замечательных гидов и , которые рассказывают так, что забываешь все на свете, слушая с открытым ртом =)

Какой у мечети Кул Шариф режим работы

Время работы Кул Шариф с 9.00 до 19.30 часов без выходных. Лишь в праздники часы работы могут сдвигаться. Такую информацию лучше отслеживать на официальном сайте мечети.

Внимание! На время пятничного намаза с 11.30 до 13.15 часов мечеть Кул Шариф закрыта для посещения.

Также обращаю внимание, что если вы хотите посетить музей исламской культуры в мечети Кул Шариф, который работает также с 9.00 до 19.30 часов, то касса закрывается в 19.00, потому стоит не тянуть до закрытия.

Мечеть Кул Шариф фото и наш отзыв

Перед мечетью раскинулась большая просторная площадь, во время религиозных праздников здесь собирается не мало мусульман. Архитектура Кул Шариф завораживает, 8 минаретов с полумесяцами взмывают в небо, словно причудливые ракеты. Я видела мечети в разных восточных странах, так вот казанский Кул Шариф ни капли не уступает даже самым знаменитым исламским храмам.

Белый камень, напоминающий роскошный Тадж-Махал, витражные окна и арабская вязь сразу мысленно отправляют нас к истокам ислама.

На табличке перед входом в мечеть изображение, говорящее что в вашей сумке не должно быть острых и режущих предметов, все сумки проверяются на охранником при входе. Кроме этого, вход в мечеть обязателен в платке. У меня был свой, а к моим брюкам не стали прикапываться, главное, чтобы колени у женщин были прикрыты.

Женщинам в коротких платьях на входе выдают специальные бирюзовые юбки, ну и платки всем, у кого их нет. А внутри Кул Шариф, как видите, светло, просторно и ничего лишнего.

В соответствии с религиозными правилами мусульман запрещено изображать людей и животных, потому в мечетях всегда на стенах и потолках только цветы и листья, сплетающиеся в искусные узоры. Все это дарит ощущение легкости, а каменные кружева и будто парящая под куполом люстра добавляют к этой легкости ощущение какого-то искривления пространства.

Вообще, напевы муэдзина и спокойная обстановка дарят атмосферу отрешенности. Наверное, молиться в такой мечети очень приятно.
Даже в творчестве выражается мировоззрение мусульман на всю Вселенную. Вот, например, работы, изображающие рождение мира.

Та, что слева, очень напоминает тибетские тханки.
А вот эта картина по замылу автора представляет из себя собрание коранических сур.

Такая небольшая выставка находится слева от главного зала мечети. Пройтись посмотреть все картины можно абсолютно бесплатно. Там не только религиозные работы, но и старинные гравюры Кремля и различных зданий, очень наглядно рассказывающие историю этих мест.

На выходе из галереи стоит сувенирная палатка. Есть в ней и магниты и украшения и мусульманские полумесяцы, даже такие вот красивые тарелочки. Цены, кстати, на весь ассортимент сувениров довольно лояльные.

Казанская Мечеть Кул Шариф является одним из самых ярких строений Кремля. Минареты мечети узнаваемы издалека с разных сторон города. Замечательно, что есть возможность посещать эту мечеть людям любых конфессий и с разными взглядами на религию. Отношение охраны и других сотрудников мечети очень уважительное и доброжелательное, делая ее посещение еще приятней.

Мечеть Кул Шариф в Казани на карте города

Я отметила мечеть Кул Шариф на карте с другими достопримечательностями Казани, которые советую посетить. Мечеть отмечена темно-зеленым значком с полумесяцем. Вы можете нажимать на все метки, чтобы посмотреть и другие заинтересовавшие вас достопримечательности. А также по этим меткам удобно составлять свой маршрут для пешей прогулки по Казани.

Впечатления от посещения мечети Кул Шариф однозначно положительные. Очень умиротворенное и светлое место. Внутри вполне приятно, но ничего особенного. Если бы вход был платным, то можно еще подумать стоит ли заходить, а так как посещение мечети абсолютно бесплатно, то однозначно нужно потратить время на осмотр, не каждый день увидишь подобное. Увлекательного вам отдыха в Казани!

Адрес: улица Кремлевская, 13

Режим работы: 9.00-19.30

Сегодня великолепное архитектурное сооружение - знаменитая мечеть Кул-Шариф является, пожалуй, самой основной визитной карточкой города Казани. Находящаяся на удачно выбранном месте и установленная в очень респектабельном ракурсе беломраморная мечеть отлично просматривается из любой точки города аж за 20 км, как бы паря над стенами древнего Казанского Кремля.

Сегодня мечеть, находящаяся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, стала центром паломничества мусульман со всех концов света и одной из главных туристических достопримечательностей города.

История создания

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф , построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода , сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани , в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.


И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Архитектура

Место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно. Во дворе бывшего юнкерского училища , которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети, впереди - только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став городской доминантой.


Дизайнеры идеально вписали пропорции мечети в ансамбль кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень , посвященный закладке мечети, и Пожарная част ь, выстроенная в стиле самой мечети.


Строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования . В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века – что составляет более сорока тысяч организаций и отдельных граждан.

Сооружение мечети, сориентированное точно на Мекку , организовано двумя квадратами, расположенных относительно друг друга под углом в 45 градусов. Это повторение символического знака мусульман - «благословение Аллаха». Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55 метровыми минаретами.

Главный купол по замыслу его проективорщиков (Латыпова Ш.Х., Саттарова А.Г., Сафронова М.В и Сайфуллина И.Ф.) должен был выглядеть словно «Казанская шапка» - легендарная корона казанских ханов. Мечеть снаружи облицована белыми уральскими плитами мрамора и гранита, а центральный купол и шапки минаретов – бирюзовые. Внешний вид мечети повторяет собой булгарскую мечеть Аль-Кабир - символ поволжского ислама до периода Казанского ханства.

В оформлении оконных и дверных проемов использован традиционный мусульманский булгарский архитектурный мотив тюльпана , означающий возрождение и процветание. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.


Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных, цокольного и технического этажей. Для посещений доступны наземные, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр, музей-библиотека и административные помещения.

Во внутренней отделке мечети использованы керамика , роспись , резьба по дереву и камню, римская мозаика , аяты Корана и 8 полумесяцев . Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства - хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.


Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство мечети нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади,

а чтобы посетить Музей ислама , нужно обойти мечеть и войти с ее южной стороны.


Экспозиции музея, размещенные в двух залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье и о ее роли в жизни общественного социума.

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Автобан, вокзал, ларёк: куда приведут транспортные мечты Кудрово без метро
В аэропорту сочи религиозному еврею запретили молиться
Невзоров: Исаакиевский собор - это супермаркет Нет заявки - нет проблемы