Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кара балта население. Панорама Кара-Балта. Виртуальный тур Кара-Балта. Достопримечательности, карта, фото, видео. Как же добраться

сайт - Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана. Город уютно размещен у подножия северного склона Ала-Тоо.

В период правления СССР верхняя часть города была закрытым «почтовым городом» с засекреченными производствами, включая Кара-Балтинский горнорудный комбинат, который является крупнейшим предприятием в Центральной Азии по переработке ураносодержащей руды. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объемы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени Кара-Балта продолжает обеспечивать 70% промышленного выпуска Чуйской области.

Нузкет — цепь, связывающая Чуйскую область с внешним миром

Сохранившиеся различные арабские и китайские источники свидетельствуют, что на Великом шелковом пути в 6-7 веках нашей эры в Чуйской долине зарождались торгово-ремесленные поселения. В арабских источниках упомянуты их названия: Тараз (Джамбул), Кулан (Мерке), Нузкет (Карабалта), Харон (Беловодское), Джул (Сокулук), Сарыг, Суйаб, Навкат.

Нузкет (Кара-Балта) был одним из самых крупных средневековых поселений Чуйской долины. С целью защиты от грабителей купеческие караваны находили ночлег в этом городе. На базарах города шла бурная торговля и обмен товарами. А работы ремесленников Нузкета уходили в дальние страны по Шелковому пути. Можно сказать, что Нузкет был прочным звеном в цепи, связующей Чуйскую область с широким внешним миром.

Первая крепость

Археологические раскопки показывают, что город был не маленьким, он состоял из цитадели и шахристана общей площадью около 1 км2 и располагался на месте нынешних нижних рынков. Нузкет был средоточием культуры. В городе изготавливали керамические изделия как ручным способом, так и на гончарном круге. Мастера-художники Нузкета отличались своим виртуозностью. В ходе археологических раскопок были найдены предметы с ручками крышек в виде птиц, животных, человек. Более шести веков кочевники обходили Нузкет стороной, так как на месте города не возникало поселений, и только после образования Кокандского ханства при Мадалы хане была построена крепость Шиш-Дебе (Шиш-Тепе).

Ул.Учительская

Знаменитый путешественник В.В. Бартольд посетил Кыргызстан и в своем отчете путешественник писал следующее: «Около двух следующих станций Чалдыбара и Карабалты есть остатки больших кокандских укреплений. Обе крепости имеют вполне аналогичное устройство: крепость окружена валом в виде неправильного четырехугольника: внутри ее, именно в северо-западном углу, находится еще возвышение, окруженное стеной из сырцовых кирпичей, среди сырца встречаются также целые обожженные кирпичи и их обломки. Вход в крепость одна - в восточной стороне, кроме этого пространства крепости со всех сторон были окружены непроходимыми болотами; болото около Карабалты теперь отчасти уже высохло Карабалтинская крепость носит у местных жителей название Шиш-Тепе, основание ее приписывается Соломону. Нет сомнения, что в обеих крепостях цитадели с сырцовыми стенами возведены сартами в самое недавнее время; но самые крепости могут быть гораздо более древнего происхождения… мы кроме укреплений осматривали и каменные бабы… курганы почти всегда расположены к югу от дороги, по направлению к ущельям, у самого входа в ущелье почти всегда есть курганы - явление, которое нам потом пришлось встречать и в Семиречье. Каменные бабы обычного типа находятсяоколо дороги, верстах в 5 от Чалдовара и около крестьянских домов в Николаевке и Карабалты».

Промышленное производство города

Численность населения поселка Кара-Балта к 1912 году составляла около двух тысяч человек. В поселке были саманные дома, покрытые камышом и обнесенные глинобитными дувалами. Потихоньку развивались мелкие кустарные предприятия с двумя или тремя рабочими: мельницы, сапожные, портняжные мастерские. А становление поселка, как будущего города, началось в 1924 году с завершением строительства железнодорожной ветки Пишпек-Луговая, проходящей через город. Кстати, в строительстве железнодорожной дороги участвовали многие карабалтинцы. С завершением этой железнодорожной дороги начало развиваться промышленное производство. Люди начали изготавливать конные брички, колеса, гвозди, столярные изделия, бочки, точнее все, что связано с сельским хозяйством. С 8 марта 1933 года начал работать крупный сахарный завод со всеми вспомогательными службами, теплоэлектроцентралью, жилым поселком. Завод дал мощный толчок развитию свекловодства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства. В суровые годы Великой Отечественной войны завод обеспечивал сахаром армию рабочих. В годы войны при сахарном заводе был построен глицериновый завод. Глицерин нужен был фронту, как основа для производства каучука. В то же время шло строительство спиртового завода. Первый спирт в городе был получен в 1943 году. В 1972 году был построен мощный комбинат хлебопродуктов емкостью хранения 56 тысяч тонн зерна, ныне ГП «Буудай — Карабалта».

Памятник В.Ленину в ЦПКиО

Образование города Кара-Балта

Наличие огромного промышленного потенциала требовало для поселка Кара-Балта статуса города. В 1974 году председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов и первый секретарь райкома партии Асан Камалович Камалов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям. Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет республики издал указ об образовании города Кара-Балта.

Город должен был стать спутником столицы

В самом начале Кара-Балта должен был стать спутником столицы. Под руководством главного архитектора института «Киргизпромстрой» Карпенко Н.В. был разработан его генеральный план до 2000 года с расчетом на 100 000 населения. Но, к сожалению, в годы перестройки начал разрабатываться другой план города в институте «Кыргыз НИИП Градостроительства» под руководством архитектора Туговой Т.А. на 56 000 населения.

Численность населения города на 2013 год составляет 46 596 человек. Кара-Балта — многонациональный город, в котором проживают кыргызы, русские, уйгуры, узбеки, корейцы, казахи, немцы и татары. В 1991-1993 годах численность населения составляла 54 200 человек. Стремительный отток за пределы республики привело к этой цифре. На сегодня миграционный процесс значительно снижен.

Памятник Жайылу Баатыру

Спорткомплекс «Манас». Здесь проводятся футбольные, баскетбольные, волейбольные и другие соревнования районного и республиканского уровня.

Жайыльский район Чуйской области Киргизии занимает 3028 км². В двенадцати населенных пунктах Жайыльского района проживает 92 645 человек. Город Кара-Балта является его админинстративным центром. Название города переводится с киргизского «черный топор». Справочники Кара-Балта уточняют, что он на протяжении всей своей истории был торговым поселением: в VI-VП веках, именуясь Нузкет, он представлял собой торговый центр на Великом шелковом пути, в начале ХХ века здесь располагались многочисленные артели, с 1975 он становится крупным промышленным центром Чуйской области. Ранее он назывался Микояна и Калининское. Образованный в 1825 году, статус города он получил в 1975. Карта Кара-Балта показывает, что он располагается у подножия склона Ала-Тоо на высоте 700-750 метров. Его окаймляет река Кара-Балта, которая берет свое начало в месте слияния горных рек Тую, Абла, Коль. На территории Кара-Балта проживает 37,8 тыс. человек.

Промышленные предприятия и организации Кара-Балта представлены Кара-Балтинский горнорудным комбинатом - крупнейшим по переработке ураносодержащей руды в Центральной Азии. Также этот комплекс производит молибден, рений, вольфрам, олово, серебро, барит. Город является крупнейшим транспортным узлом области. Здесь проходит железнодорожная линия Ташкент-Тараз-Бишкек-Балыкчи и автомагистраль Ташкент-Бишкек-Алматы. Для экономического и социального развития города огромное значение играют автомобильные дороги, проходящие по правому берегу реки Кара-Балта. Многие фирмы и компании Кара-Балта занимаются логистикой и перевозками. Малый и средний бизнес представлен учреждениями Кара-Балта, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. Образовательные учреждения Кара-Балта представлены средними школами и детскими садами. В настоящий момент здесь есть проблема, связанная с нехваткой учителей и воспитателей.

Все телефоны Кара-Балта предполагают набор кода «+996 331-33» до местного номера абонента. Желтые страницы Кара-Балта являются наиболее информативно полным изданием, предоставляющим всю информацию об организациях, фирмах и компаниях, функционирующих в городе. Справочники телефонов Кара-Балта ежегодно переиздаются и включают все необходимые контакты для жителей и гостей города. Телефонные справочники Кара-Балта можно найти во всех книжных киосках.

Краткая справка г. Кара-Балта

Город Кара-Балта, окаймленный рекой Кара-Балта (в пер. с киргизского Черная речка), расположился в Чуйской долине, в 62 км от города Бишкек. Построен в 1825 году, статус города получил в 1975 году. Население - 44 тысячи человек. Градообразующее предприятие - Карабалтинский горнорудный комбинат (КГРК) - крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды.

Карабалтинский парк. Разнообразие деревьев и растений, а по ним бегают хорошенькие белочки.

Памятник старшему поколению в парке.

Вообще, киргизы очень уважительно относятся к старшему поколению. Понятие рода у них - главное, и любой киргиз, разбуди его среди ночи, назовет свою родню до 7 колена. Каждое событие (40 дней со дня рождения ребенка, покупка дома и т.д.) сопровождается бурным празднеством. Проставляются киргизы тоем (той - своеобразный откуп от родни). В праздник надо не ударить в грязь лицом, и,по крайней мере, зарезать лошадь, несколько баранов, чтобы накормить всю многочисленную родню. Может, поэтому киргизы живут бедно, так как 1 праздник стоит не меньше 60 тысяч рублей, а при их средних зарплатах (около 2-4 тысяч рублей на наши деньги), только на "той" и работаешь.

Карабалтинский дом культуры - узнаваемое здание, не так ли, особенно для жителей закрытых городов.)) Киргизы очень ценят наследие СССР - страны, в которой они жили хорошо.

Посмотрите на следующую фотографию - видите, генератор?

Такие приборчики, шумные, но зато небольшие по размеру, стоят почти у каждого магазина, ведь в Киргизии огромная проблема с электроэнергией. В зимнее время электричество отключают с 14 00 до 18 00, и с 23 00 до 6 00. В летнее отключают периодически. Все отключения происходят из-за того, что э/э добывается, в основном, только на Токтогульской ГЭС, которая параллельно обеспечивает электричеством еще и Узбекистан. В газетах постоянно публикуются сводки об уровне воды в Токтогульской ГЭС, в случае повышения уровня воды, люди радуются, что света в домах будет больше.)

Из-за отключений электроэнергии конкурентные преимущества организаций вывешиваются в виде табличек на двери).

А вот и сама красавица - Токтогульская ГЭС.

Река Нарын, на которой стоит Тактагульская ГЭС

Просто красивые виды по дороге на ГЭС. Сусамырская долина

Снежники

Дорога. В юртах торгуют кумысом, курдаком (сыром) и другими продуктами народного производства.

Национальный киргизский костюм. К нему прилагается белая войлочная шапка, которую старшее поколение носит повсеместно. И вообще, в плане сохранения традиций киргизы - просто молодцы! Проводятся национальные праздники, например, догони на коне невесту, перерезание пут (детям между ножек по земле проводят ножом), и многие другие.

Питаются простые киргизские семьи в основном тандырными вкуснейшими лепешками. Я не раз видела мать семейства, закупающую по 20 и больше лепешек на день. Лепешки недорогие (8 руб на наши деньги), вкусные и,главное, сытные.

А вот так они готовятся

И что мы видим в итоге? Красотища!

Просто характерный персонаж

А вот и Киргизская шапка. Вы видите гадание на камнях, мне нагадали для счастья слушаться мужа, все дела начинать во вторник и скорую дорогу.) (Гадание 50 сом - на наши деньги примерно 40 рублей).

Для любопытных выкладываю курс валют

Обратите внимание,как киргизы борятся с курением. 50% пачки занимает предупреждение, да еще и на 2-х языках. Нам можно поучиться.)

Такая вот смешная картинка))

Автомат для газводы.) Оригинальная конструкция.

Народ идет по рынку. Кстати, мне очень понравилась киргизская нация - толстых практически нет, в основном все стройные. Очень много красивых девушек, к сожалению заснять их не удалось. А какие у киргизов красивые имена - Талант, Алмаз...

В Киргизии вся вода идет в дело полива полей и огородов. Это - река, в которой почти не осталось воды.

А это - канал от этой реки для орошения и других нужд

Оригинальная и недорогая автомойка).

Это величественный гумбез Батыру - одному из национальных героев. Между прочим, построен местным вором в законе для замаливания своих грехов.)

А эта статуя встретилась нам по дороге на Иссык-Куль

Я полюбила Киргизию всем сердцем за красоту природы, улыбчивых людей, теплый климат и обилие фруктов. Надеюсь, Вам моя небольшая экскурсия тоже понравилась.

Этот замечательный город расположен в Киргизии. До 1992 был городом районного подчинения Калининского района. Расположен у северного склона Кыргызского хребта в западной части Чуйской области и всего в часе езды от Бишкека. Рельеф местности - довольно спокойный с некоторым понижением. По периметру города течет речка под названием Кара-Балта. Первые упоминания о поселении на этих территориях датируются 5 веком нашей эры. В городе есть современные , где располагаются общественные учреждения, в том числе, связанные с инфраструктурой, и на их архитектуру тоже стоит посмотреть.

Достопримечательности

Здесь располагается российская военная база, только навряд ли Вас пустят полюбоваться ее интерьерами и экстерьерами.

Про природные достопримечательности тоже не стоит забывать. Одной из таких является гидрографическая сеть города, представленная рекой Кара-Балта, окаймляющей город с востока на протяжении около 7 километров и, берущей начало в ледниках гор при слиянии горных речушек Абла, Коль, Туюк. Длина реки в целом составляет 133 км, питание реки - снеголедниковое. В районе города русло реки Кара-Балта - сухое, потому что в верхней зоне у выхода реки из горного ущелья расположен водораздел с отводными оросительными каналами, один из которых проходит по территории города. Русло и пойма реки используются для карьерных разработок. По дороге сюда можно заехать на .

В городе удивительно много зелени: величественные сосны на главной улице города - улице Турара Кожомбердиева, два многолетних парка, лесопосадки вдоль всех автомобильных дорог. Накануне 30-летнего юбилея своего города карабалтинцы посадили свыше 30 тысяч фруктовых и декоративных деревьев. Теперь у них красота и нет переизбытка углекислого газа. Везде бы было так много зеленых насаждений и многие бы отказались от проезда пары остановок, а ходили с удовольствием пешком!

Как же добраться?

В Киргизии есть аэропорты, а далее добираться можно посредством железной дороги или автомобильной магистрали на автобусе либо на такси. Кара-Балта - один из крупнейших транспортных узлов Чуйской области: с запада на восток его пересекают железнодорожная линия Ташкент-Тараз-Бишкек-Балыкчи и автомагистраль Ташкент-Бишкек-Алматы, имеющие межгосударственное значение. Вас не оставят равнодушными



Включайся в дискуссию
Читайте также
Почему Гонконг – не столица, и другие важные факты о финансовом центре Китая В каком году гонконг отошел китаю
Открыть левое меню джамму и кашмир Кухня и рестораны
Краткая информация о румынии Румыния краткие сведения о стране studio