Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

"Антей", подводная лодка: технические характеристики. "Антей", подводная лодка: технические характеристики Вступление в строй

Атомная подводная лодка - сильная и смертоносная машина. Больше нигде на планете нет такого сосредоточения людей и огневой мощи. по настоящему сражались на фронте "холодной войны", но при всей своей силе они не могут сравниться с могуществом морей. Сильнейший враг подводника не потенциальный противник, а сам океан. Глубоководная среда будет искать изъян в стальном коконе подводной лодки . Она может ворваться вовнутрь и потопить ее. Море может сделать подводника своим пленником и убить его с ужасающей неторопливостью.

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 949/949А «Гранит»/«Антей»

Ударные атомные подводные лодки проекта 949 это своеобразные подводные ракетоносцы, ставшие реальной угрозой для надводных кораблей типа « ». Интерес к ним всегда оставался велик со стороны иностранных разведслужб как к сокровищнице секретов.


Стремительная модернизация морского вооружения потенциального противника, постепенно свела на нет возможности советских подводных лодок ракетоносцев . Теперь авианосные ударные группы флота НАТО могли в течение трех суток нанести 1500 ядерных ударов по территории СССР. К тому времени Советский Союз уже разрабатывал противокорабельный комплекс «Гранит ». Его ракеты были полностью автономны на всей траектории полета, имели многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, что позволяло использовать их для поражения групповых надводных цепей. Советское военное руководство поручило сразу трем конструкторским бюро создать носитель таких ракет, крейсерскую подводную лодку третьего поколения. После выработки тактико-технического задания в декабре 1978 года на ЦКБ МТ «Рубин » в Ленинграде был заложен киль первой подводной лодки , открыв серию атомоходов проекта 949.

Проект 949 получил шифр «Гранит ». Главным конструктором был назначен П.П. Пустынцев.

Головная подводная лодка К-525 была спущена на воду в 1980 году и поступила на вооружение 2 октября 1981 года. Силы НАТО классифицировали ее как «Oscar ». Следующая субмарина К-206 вступила в строй в 1983 года.

атомные подводные лодки проекта 949 «Гранит» фото

комната отдыха

комплекс «Гранит»

спуск на воду подводной лодки «Омск»

подводная лодка «Омск»

подводная лодка «Смоленск»

После первых двух подводных крейсеров началось строительство подводных лодок по улучшенному проекту 949А шифр «Антей » (по классификации НАТО - «Oscar II »).

В результате модернизации субмарина получила дополнительный отсек, позволив конструкторам улучшить внутреннюю компоновку средств вооружения и бортового оборудования. В результате водоизмещение подводной лодки проекта 949А выросло на 2000 тонн, в то же время удалось снизить уровень демаскирующих полей и установить усовершенствованное оборудование.

Подводные лодки проекта 949 являются двухкорпусными кораблями с прочным корпусом цилиндрической формы, разбитым на 9 отсеков. Легкий корпус покрыт специальным противогидролокационным покрытием.

Для облегчения всплытия во льдах боевая рубка имеет усиленную крышу закругленной формы. Носовые горизонтальные рули субмарины установлены в носовой части и убираются вовнутрь легкого корпуса. Также имеется два подруливающих устройства.

Основным вооружением подводных лодок проекта 949 являются 24 противокорабельные ракеты «Гранит », расположенные вдоль бортов в пусковых установках. Ракеты могут выстреливаться как одиночно, так и залпом. В носовой части установлены торпедные аппараты с боезапасом 26 торпед. Торпедные аппараты автоматизированы и оснащены устройством быстрого заряжания, со стеллажами продольной и поперечной подачи, что позволяет расстрелять весь боезапас в течение нескольких минут.

Подводные лодки проекта 949 оборудованы гидроакустическим комплексом «Скат », навигационным комплексом «Медведица » и комплексом радиосвязи «Цунами ».

Главная энергетическая установка имеет блочное исполнение и включает в себя два ядерных реактора типа ОК-650Б и две паровые турбины типа ОК-9 мощностью 98000 л. с, работающие через редукторы на гребные винты. Дополнительно для вспомогательных функций подводные лодки проекта 949 оснащены двумя дизель-генераторами типа ДГ-190, мощность которых составляет 8700 л. с..

Подводные лодки проекта 949 отличаются от своих «коллег» достаточно приличными условиями комфортности и обитаемости личного состава для длительного автономного плавания.

Все члены экипажа ПЛАРК проекта 949 обеспечены индивидуальными спальными местами в одно-, двух-, четырёх- и шестиместных каютах. На подводной лодке имеется кают-компания, и столовая для одновременного приёма пищи 42 моряками. Запас провизии на полную автономность размещается в провизионных морозильных камерах и кладовых. На ракетоносце также имеются спортивный зал, бассейн, солярий, сауна и живой уголок.

Руководство планировано иметь в составе ВМФ СССР двадцать подводных лодок такого типа, но было построено всего лишь 13. Ни одна из субмарин не выслужила своего срока. К 2001 году уже списаны подводные лодки К-525 и К-206 проекта 949, в отстое находятся К-148 и К-173. Субмарины К-132 и К-119 требуют капитального ремонта.

СУДЬБА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К-141 «КУРСК» ПРОЕКТА 949

Погрузившись под воду, атомная подводная лодка шумит меньше чем само море, а ее ядерный реактор может снабдить электричеством небольшой город. Уши атомной субмарины гидроакустики способные услышать звук кормящихся креветок или китов. Атомная подводная лодка должна функционировать всегда, поэтому работа на ней продолжается круглые сутки. Мощные и технически совершенны подводные корабли все же остаются уязвимыми. И когда что-то случается, последствия слишком часто оказываются смертельны.

Август 2000 года. Российская атомная подводная лодка «Курск » К-141 стоит у причала западно-арктической базы военно-морского флота РФ Западная Лица. Экипаж подводной лодки 118 человек умное, смелое и сплоченное братство и мало чем отличается от экипажей иностранных подводных лодок. Субмариной управляют поразительно молодые люди. Средний возраст экипажа составляет 24 года. Как и все подводники, команда крейсера рада, что уходит в море. «Курск» покидает родную базу, направляясь для проведения учений в Баренцевом море.

12 августа 2000 года в 09:00 экипаж подводной лодки готовится к отработке торпедной атаки. Роль мишени играет атомный «Петр Великий ». Командующий Северным флотом РФ адмирал Попов отдает приказ начинать. Американская неподалеку наблюдает за российскими учениями. Внезапно ее сонар ловит ужасный шум. Взрыв вызвал детонацию торпедного отсека подводной лодки «Курск» . Через две минуты сейсмографы фиксируют второй мощный взрыв. Могучий «Курск» , гигантское смертоносное оружие войны уничтожено. Большая часть экипажа погибла сразу, но в девятом отсеке собрались 24 выживших подводника.

«Курск » лежал на относительном мелководье. На борту крейсера «Петр Великий » не могли поверить, что подводная лодка затонула. Прошло несколько часов, прежде чем объявили тревогу. Первые часы катастрофы - решающие. Но лишь спустя 30 часов российские спасатели отправились к подводной лодке «Курск». Российские СМИ сообщили, что у АПЛ возникли технические неполадки, и субмарина преднамеренно легла на дно.

Правда в виде слухов дошла до родных, ждущих подводников в военном городке Ведяево. Матери и жены не знали, во что верить и кому. Представители флота давали противоречивую информацию. Родственникам сказали, что с подводной лодкой «Курск » установлена связь и с нее доносятся стуки.
Несмотря на официальные заявления, российским спасателям не удалось состыковаться с АПЛ «Курск ». Это было связано с местом, где лежала подводная лодка. Там было сильное течение, что усложняло точность стыковки с аварийной площадкой. Однако ВМФ РФ не приняло помощь США и других стран. С каждым часом шансы кого-то спасти таили.

Через четыре дня после аварии «Курска » военное руководство по-прежнему отказывалось от любой иностранной помощи. Более недели обезумевшие матери и жены вопреки всему надеялись, что еще можно спасти подводников. Наконец официальные лица российского руководства признали, что они не могут добраться до людей в подводной лодке.

Позже были приглашены спасательные команды Норвегии и Великобритании. Подводная лодка была найдена. С помощью молотка спасатели приоткрыли люк и благодаря молоку, которое белой пеленой не стало поступать внутрь, спасатели поняли, что все 118 человек подводной лодки «Курск » погибли. Спустя дни откровенной лжи официальных лиц, по телевидению выступил командующий флотом адмирал Александр Попов: «Жизнь продолжается, растите детей, растите своих сыновей, а меня простите, что не смог спасти ваших родных ».

ПОДЪЕМ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «КУРСК»

Для крупномасштабной операции по подъему «Курска» было разработано около 40 комплектов документов различного рода. Было обсуждено много форс-мажорных обстоятельств, которые могли возникнуть при подъеме. Наконец, подводная лодка «Курск» проекта 949 в октябре 2001 года при помощи судна «GIANT 4 » созданное компанией «MAMMOET » была поднята. Субмарину поднимали со скорость 9 метров в час. Операция прошла успешно. После фиксирования объекта, судно было отправлено в Мурманскую область на судоремонтный завод в Росляково. Затем судно было заведено в плавучий док, где АПЛ «Курск » был закреплен в подводном положении. После откачивания воды из дока людям предстала ужасная картина. У подводной лодки не было носового отсека, а то, что от него осталось было разорвано в клочья. Затем была доставлена в Снежногорск для дальнейшей утилизации.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 949 «Гранит»:
Водоизмещение надводное - 13400 тонн;
Водоизмещение подводное - 22500 тонн;
Длина - 143 м;
Ширина - 18,2 м;
Осадка - 9,2 м;
Глубина погружения - 400 м;
Скорость хода надводная - 15 узлов;
Скорость хода подводная - 30 узлов;
Запас хода - не ограничен;
Автономность - 110 суток;
Экипаж - 107 человек;
Энергетическая установка - атомная;
Мощность турбин - 100000 л.с.;
Вооружение :
Ударное ракетное:
Противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит»
Боекомплект - 24 ракеты ЗМ-45;
Зенитно-ракетное:
Зенитно-ракетный комплекс 9К310 «Игла-1» - 2;
Торпедное:
Торпедные аппараты 650 мм - 2 (носовые);
Торпедные аппараты 533 мм - 4 (носовые);
Боекомплект - 24 торпеды;

Подводные крейсера проекта 949А «Антей» - это серия атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения, вооруженных противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит», которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров - уничтожение ударных авианосных групп противника.

Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России. Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.

С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс». Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.

Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами. Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.

Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации - 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два - 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью - весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.

Характеристики

Ниже представлены характеристики АПЛ проекта 949А:

  • водоизмещение надв., м. куб. – 12500;
  • водоизмещение подв., м. куб. – 22500;
  • энергетическая установка - 2 × ОК-650 (с мощностью 2 х 190 Мв);
  • надводная скорость, узлов – 15;
  • подводная скорость, узлов – 32;
  • макс. глубина погружения, м – 600;
  • автономность, суток – 120;
  • экипаж, чел. – 94;
  • вооружение - 24 ПКР «Гранит», ТА 650 мм - 4 шт., ТА 533 мм - 4 шт.

Будущее

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

Которые были спроектированы в начале 80-х годов в КБ «Рубин». Субмарины проекта 949А, по сути, являются усовершенствованной версией кораблей проекта 949 «Гранит», работы над которым начались еще в конце 60-х. Основная задача этих подводных крейсеров — уничтожение ударных авианосных групп противника.

Первая подлодка проекта 949А была принята на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Всего было построено одиннадцать подводных кораблей этой серии, восемь из которых в настоящее время несут службу в составе ВМФ России . Еще одна субмарина находится на консервации. Каждый из «Антеев» носит название одного из российских городов: Иркутск, Воронеж, Смоленск, Челябинск, Тверь, Орел, Омск и Томск.

С подводными лодками проекта 949А связана одна из самых трагичных страниц в новейшей истории российского флота. В августе 2000 года в Баренцевом море вместе с экипажем погибла АПЛ «Курс» . Официальные причины этой катастрофы и по сей день вызывают очень много вопросов.

Одной из основных задач, которая стояла перед советским военно-морским флотом после окончания Второй мировой войны, являлась борьба с американскими авианосными группами . Проект 949А «Антей» стал вершиной развития узкоспециализированных подводных крейсеров – «убийц» авианосцев.

Стоимость одной подводной лодки «Антей» составляла 226 млн советских рублей (середина 80-х годов), что в десять раз меньше стоимости американского авианосца типа «Нимиц».

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95 , была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит».

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

Характеристики

Ниже представлены характеристики АПЛ проекта 949А:

  • водоизмещение надв., м. куб. – 12500;
  • водоизмещение подв., м. куб. – 22500;
  • энергетическая установка — 2 × ОК-650 (с мощностью 2 х 190 Мв);
  • надводная скорость, узлов – 15;
  • подводная скорость, узлов – 32;
  • макс. глубина погружения, м – 600;
  • автономность, суток – 120;
  • экипаж, чел. – 94;
  • вооружение — 24 ПКР «Гранит», ТА 650 мм - 4 шт., ТА 533 мм - 4 шт.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Атомные подводные ракетные крейсера проекта 949А «Антей» были и остаются важным компонентом отечественного флота. На них при проектировании возлагалась задача противостояния авианосным ударным группам флотов НАТО, для чего эти лодки несли на борту мощное ракетное вооружение. Всего было построено 11 таких атомоходов, один (К-141 «Курск») погиб в 2000 году.

Крупные (24 тысячи тонн подводного водоизмещения) субмарины этого типа, прозванные за свои грузные очертания «батонами», оснащены противокорабельным ракетным комплексом П-700 (боекомплект: 24 тяжелые крылатые ракеты, каждая по семь тонн стартового веса). Они могут применять это оружие на дальностях свыше 500 км - в том числе по внешнему целеуказанию со спутников разведки.

Архитектура:

Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная - 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 - торпедный, 2 - управление, 3 - радиорубка и боевые посты, 4 - жилые помещения, 5 - вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) - вспомогательные механизмы, 7 - реакторный, 8−9 - ГТЗА, 10 - гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1−4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5−9 отсеках - аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:

Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

Навигационная система:

Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» - автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:

Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л. с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:

24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность - от 500 до 600 км, скорость - минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом - всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели - авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус - «Белгород» - впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса - «Барнаул и Волгоград» - в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:

  1. «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.
  2. «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».
  3. «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  4. «Воронеж». В боевом составе флота.
  5. «Смоленск». В боевом составе флота.
  6. «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.
  7. «Тверь». В боевом составе флота.
  8. «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.
  9. «Омск». В боевом составе флота.
  10. «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.
  11. «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:

В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования ВМФ, подлодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

Написал на "Защищать Россию " статью о подводных лодках проекта 949А "Антей". Их выпустили одиннадцать. Продолжение проекта 949 "Гранит" — подлодки проекта 949А "Антей" — ждала очень разная судьба: были и трагедии, и пожары. Но «Антеи» верой и правдой продолжают служить российскому флоту.

Фото: zvezdochka_ru



После того, как были построены две первые субмарины проекта 949, постройка следующих велась по доработанному проекту — 949А "Антей". Разработка велась в ЦКБ "Рубин" под руководством главного конструктора П.П.Пустынцева, а затем — И.Л.Баранова.

На усовершенствованной субмарине появился новый отсек, выросла длина и водоизмещение, также удалось понизить уровень демаскирующих полей и установить новейшее оборудование.

Архитектура:
Двухкорпусная архитектура. Корпус рассчитан на рабочую глубину погружения 480 метров, максимальная — 600 метров. По сравнению с предшественником, проектом 949, длина корпуса выросла на 10 метров. Увеличение размера связано с появлением дополнительного отсека (6-й), благодаря которому значительно улучшилась внутренняя компоновка систем, механизмов и оборудования. Кроме того, удалось уменьшить уровень демаскирующих физических полей и усовершенствовать РТВ.

Корпус разделен на 10 отсеков: 1 — торпедный, 2 — управление, 3 — радиорубка и боевые посты, 4 — жилые помещения, 5 — вспомогательные механизмы и электрооборудование, 6 (дополнительный) — вспомогательные механизмы, 7 — реакторный, 8-9 — ГТЗА, 10 — гребные электродвигатели.

Ограждение выдвижных устройств располагалось ближе к носовой части субмарины. Там находились ВСК (всплывающая спасательная камера) и контейнеры для переносного ЗРК «Игла-1».

Субмарина разделена на две зоны спасения: в носовой части (1-4 отсеки) всплывающая спасательная камера, в 5-9 отсеках — аварийный люк (в 9-м отсеке), через который происходит выход в водолазном снаряжении.

Радиоэлектронное вооружение:
Субмарина оснащена гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системой радиосвязи, боевого управления, космической разведки и целеуказания. Прием разведданных от космических аппаратов или самолетов осуществляется в подводном положении на специальные антенны. После обработки полученная информация вводится в корабельную БИУС.

3.АПЛ «Воронеж» у причала предприятия «Звездочка».

Навигационная система:
Субмарина оснащена навигационным комплексом «Медведица» — автоматизированным, имеющим повышенную точность, увеличенный радиус действия и большой объем обрабатываемой информации.

Энергоустановка:
Два водо-водяных реактора ОК-650М (каждый по 190 мВт) и две паровые турбины (суммарной мощностью 100 тыс. л.с.) с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9. Имеются два турбогенератора (3200 кВт каждый) и два резервных дизельных генератора ДГ-190 (800 кВт каждый), а также пара подруливающих устройств.

Вооружение:
24 противокорабельные ракеты «Гранит» в спаренных пусковых установках, которые размещены вне прочного корпуса (дальность — от 500 до 600 км, скорость — минимум 2500 км/ч). Целеуказание происходило через спутник космической разведки и целеуказания 17К114.

Ракеты могли запускаться как одиночно, так и залпом — всеми 24 ракетами. При стрельбе залпом система управления автоматически распределяла цели между ракетами в группе. Это облегчало преодоление противовоздушной обороны противника и увеличивало вероятность поражения главной цели — авианосца. По расчетам, для потопления американского авианосца необходимо девять попаданий «Гранитом», а для того, чтобы он прекратил летные операции, было достаточно и одного попадания ракеты.

4.АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».

Автоматизированный торпедно-ракетный комплекс подводной лодки позволяет применять торпеды, а также ракето-торпеды «Водопад», «Ветер» и «Шквал» на всех глубинах погружения. Он включает четыре 533-мм и два 650-мм торпедных аппарата, расположенных в носовой части корпуса.

Торпедные аппараты оборудованы автоматизированным устройством быстрого заряжания и механизированным погрузочным устройством. Благодаря этому аппарату весь боезапас может быть использован в течение нескольких минут.

Планировалось построить 18 подлодок, из которых последние 5 должны были строиться по усовершенствованному проекту, но в связи с тяжелой ситуацией в стране было выпущено только 11 подлодок. Двенадцатый корпус — «Белгород» — впоследствии достраивался по проекту 949А, дальше по проекту 949АМ, а в 2012 перезаложен по проекту 09852. Тринадцатый и четырнадцатый корпуса — «Барнаул и Волгоград» — в 90-е недостроенными были поставлены у причала «Севмаша», в 2012 году разобраны, и части корпусных конструкций использованы для постройки новых субмарин.

5.Недостроенные подводные лодки проекта 949А «Волгоград» и «Барнаул»

Все корабли проекта 949А вошли в состав Северного и Тихоокеанского флота.

Подводные лодки, построенные по проекту 949А:


  • «Краснодар». Утилизирована. Во время процесса по утилизации 17 марта 2014 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

  • «Красноярск». Находится в отстое в ожидании утилизации. Имя подводной лодки передано новой АПЛ проекта 885, строительство которой проходит на предприятии «Севмаш».

  • «Иркутск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.

  • «Воронеж». В боевом составе флота.

  • «Смоленск». В боевом составе флота.

  • «Челябинск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне.

  • «Тверь». В боевом составе флота.

  • «Орел». Проходит ремонт на судоремонтном заводе «Звездочка». 7 апреля 2015 года на подводной лодке возник пожар из-за несоблюдения техники безопасности при огневых работах. Ремонт будет продолжен, лодку передадут флоту в 2016 году.

  • «Омск». В боевом составе флота.

  • «Курск». Погибла вместе с экипажем при невыясненных обстоятельствах 12 августа 2000 года.

  • «Томск». Проходит ремонт и модернизацию по проекту 949АМ на судоремонтном заводе «Звезда» в Большом камне. Во время ремонта 16 сентября 2013 года произошел пожар из-за несоблюдения техники безопасности при проведении огневых работ.

На сегодняшний день из 11 построенных подлодок в строю осталось восемь (из них только четыре ходовые).

Будущее:
В ближайшие годы группировка кораблей 949А проекта пройдет серьезную модернизацию на дальневосточном заводе «Звезда». По планам командования, лодки проекта пройдут через программу перевооружения на ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». Проект модернизации подлодок и их вооружения разработало ЦКБ «Рубин».

6. АПЛ «Смоленск» в доке предприятия «Звездочка».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Лыжная трасса лмз пос лемболово как доехать
Запрещенные препараты Франка Люка
Как катались на горных лыжах в ссср?