Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Церковь вознесения в коломенском построена. Церковь вознесения в коломенском. Особенности посещения церкви Вознесения


Всего 29 фото

Когда произносишь слово "Вознесение" - в душе возникает удивительное ощущение духовного свершения, чуда, проявляется визуальное представление о заключительном этапе земного подвига Иисуса Христа. Соответственно, храмов, посвященных этому новозаветному событию постороено очень много, но именно этот, "за Серпуховскими воротами", вызывает у меня самые теплые, светлые чувства и для меня более всего соответствует звучанию слова "Вознесение". Как мне кажется, именно эта церковь как архитектурный образ, в наиболее полной мере воплотила в своих стремительных и вызвышенных формах смысл и духовное содержание Вознесения Господня.

Я раскажу об этой удивительной церкви и выложу ряд фотографий, снятых в разные годы и в разное время, так, что не удивляйтесь, к примеру, "осени, встретившей лето")


Церковь Вознесения Господня находилась за Серпуховскими воротами Земляного города, на Большой Серпуховской улице - на дороге в город Серпухов, существовавшей с XIV века...
02.

В 1696 году Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки церкви. Деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом Девяти мучеников Кизических вскоре был выстроен, освящён придел, а главный храм освящён лишь в 1700 году. В 1709 году (по другой версии - в 1708) появился указ о возведении на месте старого храма новой постройки в камне.
03.


Каменная церковь строилась на средства царевича Алексея Петровича по проекту Трезини, Мичурина и Ухтомского (по некоторым версиям в разное время и на завершающем этапе). Но храм был отстроен лишь до половины окон, когда вышел указ Петра I о запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга. Однако есть версия, что строительство остановили из-за казни царевича Алексея.

9 октября 1714 г. был освящён нижний храм во имя иконы Иерусалимской Божией Матери с приделами 9-ти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия. Верхний храм накрыли временной кровлей. Колокольня также оказалась недостроенной. В 1730-х гг. прихожане неоднократно подавали прошение о помощи для продолжения строительства, но разрешение на сбор средств было получено ими лишь 18 мая 1756 года.
04.

Строительство церкви была завершено уже в стиле зрелого барокко лишь в 1756-62 гг.и храм был освящен.

Центрическая композиция поднятого на высоком подклете крестообразного в плане храма, окружённого открытой галереей, была рассчитана на восприятие главным образом как с площади перед Серпуховскими воротами, так и с двух сходящихся на ней дорог - ныне Большой Серпуховской и Люсиновской улиц. Над двухсветным четвериком его основного объёма поднимается крупный световой восьмерик, завершённый чашеобразной главой на небольшом барабане. В подклете - находится тёплая церковь Иерусалимской иконы Божией Матери, в верхней холодной церкви размещены престолы Вознесения Господня, Алексия Человека Божия и Девяти Мучеников Кизических.
05.

Вознесенский храм имел значительную территорию, выходящую на Большую и Малую Серпуховские улицы, а также на переулок впоследствии названным в честь храма Вознесенским. В 1757 году рядом с храмом была построена одноэтажная каменная богадельня. Дворы причта, а позднее несколько каменных двухэтажных домов располагались по другую сторону переулка.

06.

В 1830-х - 1840-х гг. храм подвергся значительным перестройкам. В 1832 году на средства старосты церкви Ремизова была построена новая двухэтажная трапезная с приделами преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая, а над открытой прежде лестницей надстроен переход. В этом же году была пристроена и высокая трехъярусная колокольн в стиле классицизма я. Позже в храме появились новые иконостасы, а над колокольней надстраиваются несколько ярусов в стиле ампир.
07.

В 1845 году в новых приделах нижней трапезной, посвящённых Николаю Чудотворцу и Сергию Радонежскому, были установлены иконостасы. В этот период были также заменены кровли, решетки в восьми окнах, исправлен цоколь, сделана новая штукатурка фасадов, заменена столярка, решетка вокруг алтаря верхней церкви, вновь вызолочен крест. Над новыми приделами поставлены купола с крестами.
08.

В церкви неоднократно переписывалась настенная живопись. Сохранившийся живописный слой в стиле позднего классицизма относится к концу ХIХ века.
09.

10.

В 1929 году храм был закрыт. В 1930 году разрушена ограда и колокольня, разрушена богадельня и ограда, внутри размещены государственные учреждения.
11.

В 1990 году храм вернули Православной Церкви. Через год было получено разрешение на проведение ремонтных работ в здании. Ценой огромных усилий и материальных затрат памятнику истории вернули его первоначальный вид, обновлены колокольня, ограда, дом причта. Церковь освящена в 1991 году.
12.

Свое место заняла и некогда разрушенная колокольня. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с апреля 1995 года начато строительство храма-крестильни во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В настоящее время в храме совершается таинство крещения полным погружением и еженедельно служатся молебны с акафистом равноапостольной княгине Ольге.
13.

14.

Заглянем в нижний теплый храм Иерусалимской иконы Божией Матери.
15.


16.


17.


18.


19.

Это несколько кадров со службы в честь 285-летия русского полководца Александра Васильевича Суворова.
20.

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это второй каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Адрес: г. Москва, пр-т Андропова, 39, стр.1

02 Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым.

03 Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года.

04 Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.

05 Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

06 Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году.

07 В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

08 Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп.

09 По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

10 Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие.

11 Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

12 Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря.

13 Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

14 В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это второй каменный шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Адрес: г. Москва, пр-т Андропова, 39, стр.1

02 Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым.

03 Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года.

04 Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм.

05 Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

06 Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году.

07 В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

08 Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп.

09 По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

10 Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие.

11 Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

12 Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря.

13 Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

14 В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Все мои посты сначала выходят в моем журнале:

Церковь Вознесения в селе Коломенское, расположенном на Москве-реке, – удивительный архитектурный памятник, поражающий своей чистотой и стремлением ввысь. К тому же, это еще и первый каменный шатровый храм на территории России.

Он был возведен в 1532 году в честь Ивана Грозного. Зодчий – предположительно, итальянец Петрок Малый. В постройке прослеживаются черты, не характерные ранее для русской архитектуры. Даже дата на капители колонны указана арабскими цифрами по новому летоисчислению – в то время на Руси это было в диковинку.

Церковь Вознесения, стоящая на краю обрыва над Москва-рекой, создает впечатление легкости и непорочности. Просто удивительно, как такое изящество могло получиться из огромных кирпичных глыб. Высота храма составляет 62 метра, и хотя внутреннее пространство невелико, за счет отсутствия колонн и столбов, оно кажется достаточно объемным. Убранство церкви богато и разнообразно, при этом все выдержано в определенных рамках, без излишеств.

Но первоначальный интерьер не сохранился. Церковь Вознесения за все время своей истории перенесла несколько ремонтов, в результате каждого из которых появлялось что-то новое, измененное. Последняя реставрация пришлась уже на наше время и окончилась в 2007 году. Подклетный ярус храма снова открыт для посещений, и многочисленные паломники теперь имеют возможность осмотреть церковь не только снаружи.

Еще в советское время церковь была внесена в комплекс музея-заповедника «Коломенское». А с 1994 года входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

С церковью Вознесения связано много тайн. Некоторые из них и сейчас не до конца разгаданы учеными. Так, предположительно именно в Коломенском следует искать пропавшую библиотеку Ивана Грозного. А в марте 1917 года в церкви была обнаружена чудотворная икона Богоматери. Кто знает, возможно, в будущем с церковью Вознесения будут связаны и другие интересные открытия и находки.

Так или иначе, село Коломенское – уникальное место, достойное внимания туристов и любителей истории. Помимо знаменитых архитектурных (Государев двор, Колокольня церкви св. Георгия Победоносца, Башня Братского острога и др.), на его территории есть археологические памятники. Кроме того, Коломенское – это еще и природно-ландшафтный заповедник с красивыми родниками, живописными оврагами и рощами.

Церковь Вознесения Господня фото.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Норвегия описание страны Сообщение на тему норвегия кратко
Краткая история австрии История австрии для детей
Инвестиции в недвижимость за рубежом: что нужно знать?