Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Корабельный якорь. Современные якоря Якорь предназначен

Эта короткая статья была опубликована в блоге Yachting Monthly:Gear и показалась нам настолько хорошим и лаконичным обзором современных типов якорей и их особенностей, что мы взяли на себя смелость перевести ее на русский язык. В статье перечислены основные виды современных якорей и их сильные и слабые стороны. Спасибо, Yachting Monthly!

Адмиралтейский якорь

Крохотные лапы адмиралтейского якоря плохо держат в мягком песке и иле

"Адмиралтеец" хорошо держит на скалах и в водорослях, но его небольшие лапы скорее всего будут плохо держать и постепенно ползти на практически всех остальных видах грунта, что является причиной отказа от него на большей части якорных стоянок.

Адмиралтейский якорь не случайно по-английски называется fisherman - "рыбацкий" - рыбаки используют его в тех местах где хорошо ловится рыба: над рифами и каменистыми банками. Для них не является большой проблемой, если якорь сорвало - всегда есть возможность встать на якорь снова, или поднять егона борт и отправиться домой. Эти якоря сложны в обращении и должны быть очень тяжелыми чтобы обеспечить надежную стоянку. Большинство яхтсменов не останавливается на ночлег на скалистых или заросших водорослями стоянках, так что в экипировке яхты адмиралтейским якорем обычно нет большого смысла

"Плуги"

"Плуги", такие как эта "Дельта" хорошо оправдывают свое название

Как их сельскохозяйственные тезки, CQR, "Дельта" и "Кобра II" будут "пахать" и понемногу ползти под очень большой нагрузкой. Нагрузка, под которой они начинают ползти, зависит от модели. "Дельта" автора однажды очень сильно поползла в мягком иле - это произошло во время сильного шквалистого ветра.

Якоря типа "плуг" были досконально протестированы в якорном тесте Yachting Monthly в 2006 году. Этот тест поставил на первое место якоря "нового поколения", "Дельту" - в середину, CQR и якорь Брюса - в нижнюю часть рейтинга. Так почему же Брюс и CQR продолжают пользоваться такой популярностью? Причина проста: почти все тесты сравнивают 25-фунтовые (11кг) якоря, в то время как яхты, отправляющиеся в кругосветку или длительный круиз, обычно несут якоря 55-фунтов (25кг) или еще тяжелее.

Дело в том, что якорям, острие которых не утяжелено, как в якорях "нового поколения", требуется значительный общий вес якоря, чтобы хорошо забирать грунт при постановке. В CQR в острие лапы сосредоточено всего 12-16% от общего веса якоря. "Дельта" (и очень похожий на нее якорь "Кобра II") отличаются лучшим распределением нагрузки, около 28% в острие лапы, что позволяет им лучше забирать грунт - но, как и все остальные "плуги" эти якоря постепенно ползут при очень высоких нагрузках.

Реплики и подделки

Копии могут выглядеть очень убедительно, но под нагрузкой могут внезапно сломаться

Копии CQR и якоря Брюса продаются в яхтенных магазинах уже многие годы, теперь стали появлятся и "пиратские" копии "Дельты". Очевидно, что можно ожидать и появления дешевых имитаций якорей нового поколения. В некоторых случаях достаточно поверхностного осмотра, чтобы убедиться что копии выполняются грубо, с качеством сварки, которого постыдился бы и начинающий сварщик и с тонким, практически отсутствующим гальваническим цинковым покрытием.

Копии литых якорей сложнее оценить на глаз, но обычно их выполняют из чугуна - хрупкого и недостаточно прочного материала для яхтенного якоря. В Интернете можно найти множество фотографий сломанных пополам некачественных якорей. Также, нужно учесть что в продаже присутствуют чугунные копии оригинального CQR, которые можно опознать по весу в фунтах, отмеченному на веретене якоря, заканчивающемся на ½. Чугунные CQR также довольно хрупкие и могут переломиться от резкого рывка или удара.

Плоские якоря

Якорь "Британи", как и другие плоские якоря, может вырвать из грунта при перемене направления приливного течения, без шанса на то, что якорь снова возьмет грунт

"Данфорт", "Британи", "FOB", "Fortress", "Guardian" - все эти модели якорей объединяет очень большое отношение плоской поверхности лап к весу якоря, поэтому они очень хорошо держат в мягких грунтах и грунте средней мягкости. Якоря хорошо забирают мягкий грунт острыми концами лап, которые конструкция якоря разворачивает под оптимальным углом к поверхности грунта. Однако на твердом песке и гальке эти якоря могут просто ползти по поверхности не забирая грунт.

Их главный недостаток: эти якоря имеют неприятное свойство не забирать грунт повторно, если яхту разворачивает при перемене ветра или течения и якорь срывает. Таким образом, плоский якорь, из легкого алюминиевого сплава, идеален в качестве верпа или вспомогательного ("кормового") якоря, но немногие яхтсмены решатся использовать его в качестве станового якоря.

"Лапы"

Мало "якорей-лап" держат так же хорошо, как оригинальный якорь Брюса

Подлинные якоря Брюса не производят уже многие годы. Якорь Брюса изготавливали из литой стали, очень прочного и надежного материала. В последние годы было выпущено огромное количество реплик якоря Брюса, по большей части из низкокачественной стали, хрупкой и ненадежной. Важное отличие подлинных якорей Брюса еще и в том, что углы соединения лапы якоря Брюса со веретеном в подлинных якорях точно выверены, а в репликах - зачастую нет.

Подлинные якоря Брюса хорошо забирают грунт, хорошо держат в мягких и средней мягкости грунтах. Также утверждают, что якорь Брюса способен работать и на каменистом грунте и скалах, но длинная рабочая кромка лапы якоря с трудом справляется с поверхностями, заросшими водорослями. Как и в случае с "плугами", тяжелые и большие якоря Брюса держат значительно лучше маленьких.

Новое поколение

*Новое поколение якорей имеет плоскую или вогнутую лапу и утяжеленное острие. У якорей "Spade" пропорция веса острия к остальному якору достигает 47%! *

В категорию якорей нового поколения мы включаем "Bügel", "Manson Supreme", "Rocna", "Sarca" and "Spade". Первый из них,"Bügel", имеет плоскую, толстую лапу относительно небольшой площади, плоское веретено и полукруглую штангу вокруг лапы. Простая конструкция этого якоря позволяет производить их быстро и дешево, однако, при экстремальных ветровых условиях, которые, вероятно, никогда не будут встречены подавляющим большинство яхт, держащая сила этого якоря может оказаться недостаточной.

"Manson" и "Rocna" очень похожи по конструкции, с концентрацией примерно 35% от общего веса якоря в острие лапы. У якоря "Spade" отсутствует полукруглая штанга, что компенсируется самой высокой из якорей нового поколения концентрацией веса в острие - 47%(!!! - 60north ) от общего веса якоря. Конструкция "Spade" довольно сложная, с веретеном, которое отделяется от лапы для уборки якоря на длительное хранение. Все эти якоря отличаются уверенным забиранием грунта и великолепной держащей силой, в частности якорь "Spade" является текущим победителем большого количества якорных тестов. Якорь "Sarca" также занимает высокие позиции при тестировании, но его сложно купить в Великобритании (и Европе тоже - 60north )

Небольшая коллекция ссылок на основных производителей якорей

Плуги

Якоря "Дельта" и якоря CQR производятся по патенту многими компаниями, например фирмой Lewmar .

Плоские якоря

Якоря нового поколения

Сравнительный тест якорей

( Перевод статьи (с) 2014 Ф. Дружинин, перепечатка в любой форме без разрешения запрещена )

Почти в каждом портовом городе в качестве достопримечательности стоит на вечном приколе внушительный якорь. Эти черные гиганты излучают спокойную мощь, с которой торговые и военные корабли бороздили морские дали. Самый большой якорь в мире отлит по специальному заказу и весит 40 тонн. Узнайте все о тяжелых и сильных якорях, взгляните на фото этих скрытных тружеников моря.

Рекордсмен в тяжелом весе

Чтобы построить переправу через пролив или морскую буровую вышку, требуется плавучий кран, способный перемещать мостовые пролеты. Судно, на котором расположен плавучий кран, должно стоять на месте как влитое, иначе невозможно обеспечить точность перегрузочных работ. Задача удержать его на месте возложена на гигантские якоря.

В 1991 году голландская компания Ballast Nedam специально для строительства моста Большой Бельт в Дании заказала циклопический плавучий кран Svanen, инженерные особенности которого позволяют ему поднимать и перемещать грузы свыше 8 миллионов тонн. Сколько весит якорь подобного сооружения? Столько же, как современный танк или кит-горбач – 40 тонн.

Как выглядят якоря плавучего крана

Это непривычные по иллюстрациям в книгах о пиратах конструкции из веретена и плоских лап на раскидистых рогах. Якоря плавучих кранов, особенно тех, которые монтируют пролеты мостов, выглядят как полусферы, способные присосаться к грунту с помощью шлангов для удаления воды.


Похожие присосы ставит на плавучие краны и другая голландская фирма – Balder. Ее краны обладают меньшей грузоподъемностью – до 3 миллионов тонн, однако работают в условиях сильных течений и волнений.

Память о морском гиганте

Среди диковинных экспонатов во дворе Морского музея Гонконга хранится подобранный у берегов Индии якорь супертанкера Knock Nevis. Ржавеющий титан весит 36 тонн, имеет длину 10 м и на сегодня является первым в мире в классе конструкций Данфорта с их плоскими лапами в форме ножей. Этот якорь относится к числу становых – необходимых для удержания вне дрейфа судна с выключенными двигателями.


Его размеры связаны с габаритами танкера:

  • длина – 458 м;
  • ширина – 69 м;
  • тормозной путь – 10 км;
  • осадка при полной загруженности – 30 м.

Knock Nevis спустили со стапелей в 1976 году, несколько раз перепродали и перестроили: то вибрация владельцев не устраивала, то отсутствие двойного борта, то невозможность пройти Панамским каналом. Последние 6 лет жизни он провел в роли танкера-хранилища, а в 2010 году был пущен на металлолом. Исполинский якорь, державший гиганта на месте, – единственная память об этом выдающемся судне.

На чем держатся авианосцы

В 1982 году в состав надводного американского флота с приличествующим моменту пафосом ввели самый большой за всю историю кораблестроения авианосец. Не имеющий равных по размерам, численности экипажа и вложенным средствам, Carl Vinson владеет и соответствующими становыми якорями весом в 30 тонн каждый.


У них нет штоков, зато поворотные лапы надежно зарываются в грунт и плотно убираются в клюзы при подъеме. Инженер Фредерик Болдт, придумавший такое решение в далеком 1898 году, не мог и предположить, что им будут пользоваться плавучие авиабазы 21-го века. Американские авианосцы Saratoga и Forrestal, французский нефтеналивной танкер Batillus – суда, чьи якоря конструкции Болдта весят от 27 до 30 тонн.

Чемпионы российского флота

В Николаевске-на-Амуре всеобщему обозрению доступен старинный Царь-якорь кованого железа весом 6,1 тонны. Длина его от рыма до пятки составляет 4,8 м.


А в 2012 году при реконструкции судостроительного завода во Владивостоке обнаружили шеститонную махину из тех, что устанавливали на броненосцы времен русско-японской войны. Его длина – 6 м, а размах лап – 4 м.

Флиппер-дельта – соперник Болдта

Голландский изобретатель Петер Кларен в 1975 году предложил усилить якорь тремя треугольными плоскостями, которые придали конструкции вид дельтаплана.


Идея оказалась удачной, и компания, производившая новинку, в первый же год продала изделий общим весом в 0,5 миллиона тонн. Флиппер-дельта массой в 27,2 тонны по сей день держит плавучие краны, а моделями поменьше снабжают морские спасательные буксиры.

Мертвые якоря – нет равных в силе

При разработке нефтяных скважин в Мексиканском заливе инженеры столкнулись с проблемой илистых грунтов: якоря в них не держали понтоны. В 50-х годах прошлого века были предложены сразу три новых решения, объединенные названием "мертвые якоря". Они небольшие, в пределах тонны веса, но способны удержать бурильный снаряд.


Мертвые якоря: с усиленной лапой (слева) и воздушный змей (справа)

Особенно сильна модель под названием "воздушный змей". Он погружается в ил на глубину 10-15 м. Правда, вытащить его оттуда невозможно. Учитывая небольшую стоимость, его просто оставляют в грунте.

Как удержать одновременно 4 судна

В 1848 году в голову английского инженера Митчелла пришла гениальная мысль: он придумал якорь, который с помощью рычага ввинчивают в донный грунт. Руководствуясь этой идеей, управление порта Ньюкасл построило на рейде ряд швартовых бочек, каждая из которых держалась на одном якоре-винте и принимала по 4 судна.


Ближайший шторм разметал корабли в других портах, а в Ньюкасле капитаны нашли суда там, где их оставили. На винтовые якоря и сейчас ставят плавучие портовые сооружения, например, маяки.

Новый принцип действия

Расчеты показывают, что при ураганном ветре даже якорь весом в 90-100 тонн не удержит нефтеналивной танкер длиной в 400 м. А если под килем окажутся кораллы, лапы якоря и вовсе будут беспомощно скользить по ним. Решение предложили американские военные инженеры. Их реактивный якорь весит 6,8 тонны, но при этом обладает такой удерживающей силой, будто весит 19 тонн. Он снабжен ракетой, которая взрывается при ударе о грунт и заглубляет якорь на 8-10 м. Чтобы танкер возобновил движение, якорную цепь размыкают, потому что выдернуть реактивную модель из грунта нереально.

Непревзойденный по площади

Возле берега несложно закрепиться на месте, а что делать, если небольшое судно застигнуто непогодой в открытом море? Главная задача капитана – держать плавсредство носом к волне, и помощник для этого – плавучий якорь, который бросают с носа. Это конус из парусины с металлической крестовиной в основании. Сооружение похоже на вытянутый в длину парашют, зонт или трал для донной рыбалки. Диаметр входного отверстия конуса – половина ширины судна. Выходное отверстие – 10 см, за счет чего создается приличная сила сопротивления.


Для увеличения силы плавучих якорей снизу к ним подвешивают балласт, а сверху прикрепляют буек. Вместе балласт и буек удерживают якорь на нужной глубине.

История якорей начинается с тех времен, когда впервые к лиане привязали тяжелый камень и бросили на дно. С тех пор эти приспособления становились все удобнее и тяжелее. Однако на 40 тоннах гигантомания закончилась. Винты, присоски, реактивные устройства приходят на смену привычным разлапистым великанам, украшающим скверы городов корабельной славы.

Якорь является важным и обязательным элементом любой лодки или корабля, не и исключение и надувная лодка ПВХ. Но именно для лодок ПВХ якорная система служит лишь для остановки судна на месте рыбной ловли. Очень важно обеспечить стойкую фиксацию, не зависящую от течения или ветра, чтобы якорь плотно залегал на дне.

Самыми главными требованиями любого якоря являются: удобным в использовании, иметь небольшой размер и легко помещаться в маленьком месте. Такое изделие должно совершенно легко выниматься обратно, иметь как можно меньший вес, чтобы уменьшить нагрузку на лодку и, конечно же, должен иметь высокое сопротивление химической коррозии.

Конструкция якоря

В настоящее время существует около десятка известных и проверенных конструкций якоря:

Самым распространенным является якорь-кошка , который чаще всего устанавливается на лодках ПВХ. Данная модель якоря весит от 2 до 10 килограмм. Чаще всего для малогабаритных лодок обычно создают складные якоря. Преимуществами данного якоря являются небольшой вес, компактность, малые габариты. Существуем два вида якорей-кошек, отличающихся способом фиксации лап.

В первом случае лапы выпрямляются прямо с помощью специальной поворотной муфты, во втором случае механизм фиксации лап схож с зонтом, то есть лапы выдвигаются от центра. Большим недостатком данного якоря является низкое сцепление с илистым или каменистым дном.

Вторым по популярности является якорь Денфорта , напоминающий плуг. Данную модель нельзя очень легкой и малогабаритной, но зато она имеет большую силу сцепления с грунтом и камнем. С помощью своих плоских лопаточек якорь буквально закапывает себя в дно на довольно внушаемую глубину, затем встречает плотный грунт и останавливается вместе с лодкой. Якорь Денфорта, имеющий массу примерно 2 кг, может выдержать лодку с массой до 80 кг. Явным преимуществом данного якоря является легкость в снятии подводного зацепа.


Также весьма известным является речной грибовидный якорь , который своей формой напоминает гриб. Весит такая модель примерно 3-10 кг. Отлично ведет себя на каменистом дне, имеет небольшие размеры и весьма компактен.


Еще одним видом якорей является якорь Брюса , который имеет форму огромного крюка, на конце которого в разные стороны торчат две лопатки. При забрасывании зарывается с помощью лопаток в грунт и фиксирует судно.


Существует также вильчатый якорь , который своей формой напоминает двойную вилку, между двумя концами которой располагается лапка. Таким образом, при забрасывании лапа зарывается в грунт и фиксируется в нем, а вилка дает еще большее сцепление. Недостатком является то, что устройство достаточно сложно вытащить обратно.


На лодках ПВХ часто редко, но применяется якорь Нортилла , имеющий форму звезды с четырьмя концами, на двух концах звезды, находящихся параллельно установлены лапки, с помощью которых якорь зарывается в грунт, а две дополнительные балки, торчащие в разные стороны, только усиливают сцепление. Минусы данной модели – это большой вес и габариты, высокая цена, сложно вытащить наружу.


Адмиралтейский якорь обычно применяется на больших кораблях , но бывают и случаи использования на лодках ПВХ. Он включает в себя веретено, транц, два рога, шток, скобу и рым. Самый главный плюс такого якоря – это универсальность. Его можно использовать на водоемах, имеющих абсолютно любой вид дна. Также он отличается большим коэффициентом удерживающей силы, а также весьма простой конструкцией. Основными недостатками такого вида якоря являются: большие размеры и вес, высокая цена, сложность в эксплуатации.

Также существует еще одна разновидность якорей – якорь Портера , который очень похож на адмиралтейский, отличающийся лишь в способе крепления лап, которые крепятся перпендикулярно к штоку с помощью болтовых соединений. Благодаря этому, якорь может совершать колебания из стороны в сторону. Важным преимуществом данной модели является то, что при погружении в воду, одна лапа цепляется за грунт, а вторая за веретено, поэтому обеспечивается большая удерживающая сила, а вероятность, что якорный трос зацепится за торчащую лапу практически минимальна.


Основные критерии при выборе якоря

  • Самое главное требование является главным назначением якоря , то есть якорь должен обеспечивать надежную и качественную фиксацию на водной местности, сопротивляясь течению и ветру.
  • Коэффициент удерживающей силы , который обычно рассчитывается по специальным математическим формулам, обычно указывается на каждом якоре в магазине.
  • Масса должна быть не слишком большой , но и не слишком маленькой, оптимальным вариантом будет якорь массой 7-9 кг.
  • Весьма важным критерием при выборе является тип грунта , так как каждый якорь по-разному ведет себя на разном грунте.
  • Также очень важным требованием являются погодные условия , смотря в каком месте будет проводиться рыбалка, где постоянный ветер или штиль.
  • Очень важно выбирать якорь, который будет защищен от химической коррозии. Самым популярным и качественным методом защиты является оцинковывание.

Как создать якорь самостоятельно

Если же денежных средств на покупку готового якоря нет, или нет доверия к производителям, то качественный и надежный якорь для лодок ПВХ можно сконструировать дома самостоятельно, имея надлежащий опыт и знания. Рассмотрим создание якоря на примере сварного Курбатовского якоря.

Для того, чтобы сделать такой якорь, необходимо иметь:

  • Металлический прут, длиной 2 см;
  • Сталь в форме листа толщиной 2-3 мм;
  • Металлическая проволока диаметром не меньше 6 мм;

Вес такого изделия будет равен примерно 3 кг. Пошаговая инструкция:


Такой якорь сможет оставить лодку на любом дне, является отличным вариантом для лодки длиной в 4 метра.

Также помимо сложной конструкции можно изготовить якорь, не прибегая к сварке, просто вылив раскаленный металл в необходимую форму.

Для такого способа понадобится примерно 5-6 кг свинца:

  1. Сначала нужно расплавить металл , плавить желательно в огнеупорном глиняном тигле.
  2. Приготовить необходимую форму для заливки , форму можно подобрать самостоятельно.
  3. Вылить расплавившийся металл в форму.
  4. Просверлить дырку для веревки.
  5. Деформировать заготовку так, чтобы имелся крюк или лапка, желательно сделать три таких лапки , свинец является довольно мягким металлом и хорошо поддается пластической деформации. Или же сделать заготовку в форме грибовидного якоря.

Таким образом, для создания якоря подобного типа не нужно иметь большие познания в конструировании. Достаточно лишь иметь немного фантазии.

Также можно самостоятельно изготовить складной якорь-кошку, так что, лапы конструкции будут крепиться снизу на шарнирах, а изменение состояния работоспособности лап будет меняться с помощью специальной кольцевой муфты.

При создании самостоятельно, конструкция якорей получается гораздо надежнее, так как вся работа выполняется собственноручно, конечно же, денежные затраты гораздо меньше.


Помимо сложной конструкции можно изготовить якорь, не прибегая к сварке, просто вылив раскаленный металл в необходимую форму Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева . Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. .
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов .

Правильное крепление

Необходимо, чтобы лодка надежно фиксировалась на поверхности воды с помощью якоря, но одного якоря будет недостаточно. Очень важно подобрать надежный и качественный якорный трос, соединяющий якорь с лодкой. На сегодняшний день в магазинах продают огромное количество различных тросов, выполненных либо из синтетических, либо из натуральных материалов.

При одинаковом диаметре синтетические канаты превосходят натуральные за счет высокой стойкости к истиранию, высоких пределов прочности на растяжение и изгиб , также такие виды тросов практически не подвергаются гниению. Самыми главными критериями при выборе троса являются прочность на растяжение и разрыв, толщина и вес.

Весьма качественный трос обязан иметь значение прочности на разрыв, превышающее массу самого якоря в восемьдесят раз. Чтобы определить точную длину троса, необходимо знать точную глубина водоема, где вы собираетесь провести рыбалку, причем длина каната должна быть больше примерно в шесть раз, потому что чем длиннее трос, тем лучше и надежнее фиксация якоря.

Возможно использования цепи вместо якоря, но так она значительно увеличит вес лодки, но она имеет более высокие показатели прочности и надежности.

  • Перед рыбалкой необходимо узнать, какое дно имеет водоем, чтобы полностью определиться с выбором якоря;
  • Необходимо знать глубину водоема для правильной покупки троса;
  • Надежнее конструировать якорь самому, но если нет такой возможности, то опираться на отзывы предыдущих покупателей;
  • Нужно отнестись к покупке якоря очень серьезно;
  • Очень важно не утопить драгоценный якорь, использовать только самые надежные виды узлов.
  • При сильном течении целесообразно будет применение двух якорей, для лучшей фиксации.
  • Также якорь можно усилить цепью для лучшей фиксации и сцепления с грунтом.
  • Также необходимо правильно закидывать якорь в воду под правильным углом.

Основное назначение якорного устройства - обеспечивать надежную стоянку судна на рейдах и в открытом море при доступных глубинах.

Кроме того, якорное устройство используется в ряде других случаев, в частности: при швартовке судна к причалу или другому судну в, неблагоприятных условиях (сильный ветер, течение и др.).

Якорь, отданный с наветренной стороны при прижимном ветре или течении, позволяет избежать навала судна на причал или другое судно: при швартовке судна кормой к причалу или швартовным бочка!: для производства рейдовых перегрузочных работ с использованием плавсредств.

Отданные якоря при заведенных на причал или бочки кормовых швартовах ограничивают подвижность судна; для осуществления эффективного разворота судна на ограниченной свободной акватории (при выходе из гавани, в узкости и т. д.).
Отданный якорь позволяет уменьшить диаметр циркуляции и выполнить безопасный поворот; для быстрого погашения инерции и остановки судна с целью предотвращения столкновения с другим судном; для снятия судна с мели.
Заведенный в сторону больших глубин якорь с прикрепленным к нему стальным тросом выбирается с помощью шпиля или брашпиля, что позволяет в некоторых случаях снять судно с мели без посторонней помощи.

Некоторые элементы якорного устройства (клюзы, якорные цепи) могут использоваться при буксировке судна. Частями якорного устройства являются: якоря, якорные цепи, клюзы, цепные ящики, устройства для крепления якорных цепей к корпусу судна, стопоры и механизмы для отдачи и подъема якорей - брашпили или шпили.
Якорное устройство размещается в носовой части судна. На ледоколах, буксирах, крупнотоннажных транспортных и экспедиционных судах бывает дополнительное якорное устройство на корме, что позволяет улучшить условия обработки судов.

Судовые якоря по своему назначению подразделяются на становые и вспомогательные. Основная функция становых якорей - удерживать судно на месте при отданном якоре. Каждое судно должно иметь три становых якоря - два в клюзах и один запасной на палубе.

рис. 25 Ледовый якорь

К вспомогательным якорям относятся: стоп-анкеры - самые крупные из вспомогательных якорей, имеющие массу, равную 1/3 массы станового якоря. Они применяются совместно со становыми для удержания судна в определенном положении относительно ветра при погрузке-выгрузке, посадке и высадке пассажиров, приемке топлива и т. п. на рейдах, а также для снятия судна с мели; верпы - малые судовые якоря, применяемые наряду со стоп-анкерами.
Масса верпа равна примерно половине массы стоп-анкера; дреки - небольшие шлюпочные якоря массой от 16 до 45 кг; кошки - малые трех- или четырехрогие якоря массой от 5 до 15 кг, используются для отыскания затонувших и вылавливания плавающих предметов; ледовые якоря используются для удержания судна у ледяного поля или берегового припая, имеют массу 75-80 кг.

(рис. 25) изготавливается из стали таврового профиля. Он состоит из веретена 1 и лапы 2, которая закладывается в трещину льда или в выдолбленную лунку; снабжен двумя скобами. К скобе 3 крепится стальной трос, на котором заводится якорь, а к скобе 4 - короткий конец мягкого стального или растительного троса, за который якорь вынимается из лунки.

Судовые якоря должны иметь характеристики, отвечающие их назначению. Важнейшей из них является держащая сила - наименьшее усилие, которое необходимо, приложить в направлении веретена, чтобы сорвать якорь с грунта.
Особые требования предъявляются к становым якорям. Они должны быстро отдаваться, хорошо забирать грунт, обладать большой держащей силой, легко отделяться от грунта при подъеме и удобно крепиться по-походному. При этом якоря должны быть прочными, дешевыми и простыми в изготовлении.
Эти требования привели к созданию большого количества якорей различных конструкций. По способу забирания грунта их можно разделить на два типа: якоря со штоком, зарывающиеся в грунт одной лапой: якоря со штоком и без штока, забирающие грунт двумя лапами.

К первому типу относится адмиралтейский якорь (рис. 26, а). Он состоит из веретена 1 и двух рогов 2 с лапами 3, отлитых или откованных вместе с веретеном. Веретено в нижней части имеет утолщение - тренд, нижняя часть которого называется пяткой 4. В верхней части веретена имеются два отверстия: через одно из них к веретену крепится якорная скоба 5, а во второе вставляется шток 6. Шток на концах имеет утолщения, которые препятствуют его зарыванию в грунт при отдаче якоря.

Один конец штока загнут под прямым углом, что позволяет убирать его вдоль веретена при креплении якоря по-походному. Шток обеспечивает быстрое забирание якорем грунта. Отданный якорь ложится на грунт пяткой и упирается в него концом штока. При натяжении якорной цепи якорь на грунте разворачивается на 90°, благодаря чему нижний рог с лапой зарывается в грунт.

прост по конструкции и обладает большой держащей силой. Однако он имеет и существенные недостатки. Прежде всего якорь неудобен при отдаче и уборке, так как по-походному он закрепляется на палубе.
Кроме того, зарывшись в грунт одной лапой, якорь представляет опасность для судов на мелководье и создает угрозу запутывания своей якорной цепи за возвышающийся над грунтом второй рог. К типу якорей, забирающих грунт двумя лапами, относятся якорь Холла (без штока) и якорь системы Матросова (со штоком).
Преимущественное применение на судах получил якорь Холла.

Якорь Холла (рис. 26, б) состоит из двух основных деталей - веретена 1 и коробки 2, отлитой как одно целое с двумя лапами 3. Веретено квадратного сечения, сужающееся кверху, проходит через отверстие в коробке.
На нижнем утолщенном конце веретена имеется проушина для валика, концы которого входят в гнезда, имеющиеся внутри коробки. Благодаря этому коробка с лапами может поворачиваться на угол 40-45°, когда лапы входят в грунт. Веретено удерживается внутри коробки двумя стопорными штырями 5.
Штыри только охватывают вошедший в гнезда валик 6, не ограничивают необходимый угол поворота коробки с лапами и позволяют ей поворачиваться в плоскости лап на угол до 10°. Коробка имеет захваты 7 (песочники), способствующие повороту лап при вхождении в грунт.
В верхней части имеется проушина для якорной скобы 4, к которой присоединяется якорь-цепь.

рис. 26 Судовые становые якоря

а - адмиралтейский; б - Холла, в - Матросова

Отданный якорь Холла ложится на грунт. При натяжении якорной цепи захваты упираются в грунт и заставляют зарываться лапы. Якорь Холла получил широкое признание из-за удобства в эксплуатации.
Он быстро отдается, обладает достаточно большой держащей силой и удобно втягивается в клюз при уборке. Зарываясь в грунт обеими лапами, якорь не опасен для судов на мелководье, практически исключается запутывание якорной цепи за лапы якоря.
Однако в случае неравномерного зарывания лап в грунт якорь начинает выворачиваться из грунта при сильном натяжении якорной цепи, а также при изменении направления ветра или течения. Этот недостаток устранен конструкцией якоря, предложенной советским инженером Матросовым.

рис. 27 Мертвые якоря

а, б - железобетонные массивы; в - «лягушка»; г - сегментный; д - грибовидный;

е - винтообразный; ж - однорогий адмиралтейский

Якорь Матросова (рис. 26, в) имеет широкие лапы 3, расположенные почти вплотную к веретену 1. Благодаря этому уменьшается момент, вырывающий якорь из грунта. Лапы имеют отлитый заодно с ними шток 2, смещенный вверх относительно оси вращения веретена в тренде якоря.

Шток не мешает втягиванию якоря в клюз; он предохраняет якорь от опрокидывания при волочении по грунту, а в мягком грунте, погружаясь вместе с лапами, повышает держащую силу. Якорь имеет сравнительно небольшую массу, но при этом обладает большой держащей силой, равной 10-20-кратной массе якоря (в зависимости от грунта).

Якоря Холла, Матросова и др. называются втяжными, так как при закреплении по-походному они втягиваются на всю длину веретена в специальные якорные трубы-клюзы.

(рис. 27) применяются для надежного удержания на месте швартовных бочек, плавучих маяков, доков, плавмастерских и других сооружений, а также знаков навигационного оборудования. Это железобетонные массивы различной геометрической формы или объемные металлические конструкции, которые закладываются в грунт.

Плавучие сооружения удерживаются на мертвых якорях при, помощи прочных цепей или тросов. Якорный клюз (рис. 28) представляет собой металлическую трубу 2 с двумя раструбами, один из которых 1 приваривается к палубе, а второй 4 - к наружной обшивке корпуса. На судах, не имеющих якорного устройства на корме, якорные клюзы располагают по одному с каждого борта только в носовой части. Чтобы при креплении якоря по-походному его лапы не выступали за бортовую обшивку, в местах крепления бортовых раструбов делают ниши 3.

Судовые якоря, располагаемые в носовой части судна и предназначенные для обеспечения его стоянки, называют становыми , а кормовой якорь, служащий для предотвращения разворота судна на приливно-отливном течении в портах с ограниченной акваторией, - стоп-анкером .

Массу и число якорей выбирают по правилам Регистра РФ, пользуюсь особой хар-кой снабжения N с, определяемой в функции от главных размерений судна, размеров его надстроек и площади парусности.

Конструкция судовых якорей должна обеспечивать наибольшую держащую силу при наименьшем весе якоря. Кроме того, якорь должен «забирать» надёжно и быстро, независимо от плотности грунта, и лёгко отделятся от грунта при подъёме. Он должен быть удобным и безопасным в эксплуатации и дешёвым в изготовлении. Различают следующие типы судовых якорей: штоковые (с неподвижными и поворотными лапами), бесштоковые, многолаповые.

Ещё в недавнем прошлом основным типом судового якоря являлся так называемый адмиралтейский якорь (штоковый), обладающий весьма высоким коэффициентом держащей силы. Шток адмиралтейского якоря, удерживает лапы якоря в вертикальном положении и обеспечивает зарывание нижней лапы в грунт при натяжении цепи. Адмиралтейские якоря применяют сейчас только на несамоходных и парусных судах или используют в качестве «завозных» или «мёртвых» якорей для стоянки плавучих сооружений. Отказ от применения адмиралтейских якорей в качестве становых объясняется неудобством их уборки из-за громоздкого и тяжёлого штока и опасностью запутать цепь или повредить днище судна о выступающей из грунта рог якоря; кроме того, якоря этого типа загромождают носовую часть палубы.

В настоящее время наибольшее распространение на морских судах всех типов получил бесштоковый якорь системы Холла с поворотными лапами. Якорь Холла обладает меньшим коэффициентом держащей силы, однако он просто и быстро убирается, всегда готов к отдаче, надёжен по конструкции.

Некоторые суда укомплектованы якорями Матросова . Они относятся к якорям с поворотными лапами, но обладают повышенной держащей силой. Конструктивное отличие – на лапах есть шток, предохраняющий якорь от опрокидывания.

=Теория и устройство судна (стр.112)=

УПС “Крузенштерн” Якорное устройство

В состав якорного устройства входят: якоря, якорные цепи, якорные и цепные клюзы, стопора якорных цепей, брашпили, цепные ящики, механизмы и другие элементы подъема и укладки якорей по-походному и механизмы отдачи якорей.

Судно снабжено двумя становыми якорями адмиралтейского типа, весом 2121 и 2092кг; в качестве запасного установлен якорь Холла весом 3000кг; кроме того, имеются: стоп-анкер адмиралтейского типа весом 950кг и верп адмиралтейского типа весом 600кг.

Каждый становой якорь снабжен якорной цепью с распорками (контрафорсами) калибром 58мм; каждая якорная цепь комплектуется из 10 смычек средней длиной 25м, которые соединяются между собой специальными патентованными звеньями. Общая длина двух цепей не менее 500м.

Якоря выбираются до клюзов электрическим брашпилем, тип 1AW58K1 с тяговым усилием 126,2 кН, скорость выборки одной цепи 9 м/мин. Между якорными клюзами и брашпилем установлены сдвижные винтовые стопора якорных цепей.

Якоря поднимаются из-за борта кат-балкой и могут браться на пертулинь и рустов с возможностью быстрой отдачи или укладываться и крепиться на палубе бака по-походному; якоря отдаются с пертулиня и рустова с использованием якорных машинок; из-под клюза якоря отдаются с помощью брашпиля.

Якорные цепи убираются брашпилем через якорный и цепной клюзы, каждая в свой цепной ящик. Якорный и цепной клюзы выполнены в виде стальных, литых, толстостенных труб с раструбами вверху и внизу; коренные концы якорных цепей крепятся в цепных ящиках с помощью устройств для быстрой отдачи, приводы которых выведены на верхнюю палубу.

=Спецификация УПС “Крузенштерн” (стр.36)=



Включайся в дискуссию
Читайте также
Норвегия описание страны Сообщение на тему норвегия кратко
Краткая история австрии История австрии для детей
Инвестиции в недвижимость за рубежом: что нужно знать?