Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кафедральный собор святого вита, вацлава и войтеха. Почему главный собор праги назван в честь святого вита Собор святого вита краткое описание

Как это характерно для многих религиозных сооружений, собор Святого Вита возник не на пустом месте. Примерно за 4 века до него был построен компактный круглый храм в романском стиле, позднее – более просторная базилика, в которой короновали монархов первой чешской династии Пржемысловичей. Перед новым зданием, заложенным в 1344 году, ставились не менее серьезные задачи: собор должен был стать местом для коронации и упокоения царственных особ, а заодно – главной сокровищницей страны.


Начинал работу над проектом известный фламандский архитектор Маттиас из Арраса, но из-за его смерти задачу перепоручили немецкому специалисту Петеру Парлержу, определившему архитектурный облик всего исторического центра Праги. К числу его работ принадлежит Карлов Мост и церковь Всех Святых в столице, а также множество небольших храмов в Чехии и Германии. Новый мастер был опытным скульптором, поэтому он сделал акцент на объемном декоре собора. К концу жизни он успел закончить только часть трансепта и хор. Сыновья архитектора достроили южную сторону храма и часть башни. Ему не удалось завершить начатое, слишком масштабен был замысел. В последующие столетия строительство продвигалось крайне медленно по финансовым причинам или из-за военных действий.

В XV – XVI веках работу над собором Святого Вита продолжили архитекторы Б. Рейт и Б. Вольмут. Благодаря их стараниям была построена северная часть собора с башней, что позволило в еще незавершенном храме проводить богослужения и совершать торжественные церемонии.

Строительство собора закончилось только в начале XX веке. Западную часть достроили по проекту Петера Парлержа чешские зодчие. Основные работы по оформлению храма завершили к 1929 году.

Название собора


Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.

Значение храма для современной Чехии

Каждая новая эпоха добавляла собору Святого Вита свои характерные черты. Новый всплеск патриотических чувств в XIX веке заставил чехов в очередной раз вернуться к вопросу завершения строительства. Группа архитекторов, знатоков готики, спроектировала западную часть здания в максимально приближенном к оригиналу варианте. Яркие витражи в северной части собора появились уже в ХХ веке. Наконец, только в 1929 году, строительство было официально завершено. Сейчас это крупнейший музейный и религиозный центр столицы, органный зал с великолепной акустикой, хранилище чешской истории и символ сплоченности нации. Здесь до сих пор проводятся важные церемонии, такие как прощание с Вацлавом Гавелом, первым президентом Чехии.

Элементы фасада собора Святого Вита

Архитектурные особенности

Оценить гигантские размеры строения можно издалека, когда любуешься панорамой Праги. Вблизи из-за плотной застройки площади охватить здание взглядом целиком и сделать полноценный общий фотоснимок готических темных стен с покрытыми патиной барочными медными куполами невозможно. Чтобы оценить красоту собора, приходится постоянно ходить с поднятыми к небу глазами – возможно, в этом и состоял замысел архитекторов. Длина храма составляет 124 м, высота башен – от 82 до 96,5 м. Круглое окно-розетта на фасаде собора, одно из последних добавлений ХХ века, достигает 10 м в диаметре.

Величие здания постигается в полной мере, когда гости оказываются внутри. Высокие своды, стрельчатые арки и окна, сохранившиеся со Средних веков, таинственные галереи в боковых нефах, отделенных от основного пространства мощными колоннами, – все это можно рассматривать часами. Свет проникает внутрь собора через красочные витражи, выполненные по мотивам библейской истории. Самые поздние из них изготовлены мастерами по эскизам Альфонса Мухи, крупнейшего чешского художника эпохи модерн. В верхних ярусах по периметру храма проходит балкон с бюстами: для истории запечатлены не только монархи и деятели церкви, но и архитекторы, участвовавшие в строительстве.

Королевские регалии

Точная копия короны св. Вацлава

Собор Святого Вита по-прежнему остается хранилищем королевских сокровищ, хотя Чехия уже давно перестала быть монархией. Сокровищницей готического искусства называют капеллу Святого Вацлава, построенную во времена Карла IV Петером Парлержем (закончена к 1367 г.). Здесь покоится тело вечного правителя и защитника страны, а над часовней в Коронной палате тщательно оберегается от посторонних глаз золотая корона Святого Вацлава, состоящая из 4 геральдических линий, украшенных крупными камнями – кроваво-красными шпинелями и рубинами, бездонно-синими сапфирами и темно-зелеными изумрудами. Легенда гласит, что тот, кто наденет ее не по праву, не проживет и года. Говорят, что на это решился только гитлеровский протектор Р. Гайдрих, и меньше чем через год погиб при покушении (1942). Шедевр ювелирного искусства, слегка перенасыщенный драгоценностями, был создан в XIV веке, более скромная держава с рельефами из истории царя Давида и Адама и скипетр – несколько позднее. На обозрение реликвии выставляются не чаще раза в десятилетие, но в утешение туристам экспонируются точные копии монарших регалий. Увидеть их можно в Зале заседаний сейма, в Старом королевском дворце, расположенном прямо у южной стены собора.

Шпиль собора Орган собора Святого Вита

Свод храма поддерживают 28 колонн. Двадцать мастеров в разное время создавали витражные картины для храма, среди них был и модернист Альфонс Муха. Орган собора Святого Вита считают одним из самых красивых в Европе.

Стены часовни украшены искусными фресками, декорированы золотом и мозаикой из самоцветов. Посредине установлена фигура Святого Вацлава в боевых доспехах.

Витраж работы Альфонса Мухи

В капеллах хора можно увидеть надгробия чешских правителей и епископов. В капелле Святой Марии Магдалины покоятся останки Матьё Арасского и Петера Парлержа. В часовне Яна Непомука установлено надгробие из серебра весом около двух тонн. Всего в соборе 23 капеллы.

Пространство храма разделено надвое трифориумом. Этот балкон-галерея делит собор Святого Вита по горизонтали на земную часть и небесную сферу. В трифориуме хранятся бюсты представителей королевских династий, архиепископов и архитекторов – создателей собора.

Перед главным алтарём, созданным в XIX веке мастерами Краннером и Мокером, расположено беломраморное надгробие работы голландца Молина (1589 г.). Его крышка украшена рельефными изображениями Фердинанда I, его супруги – Анны Ягеллонки, их сына – Максимилиана II. Это надземная часть мавзолея – внизу находится королевская крипта. Вход в неё открывается из часовни Святого Креста.

Спустившись в крипту, посетители увидят остатки фундамента старой ротонды, открытые археологами. Здесь находится и королевский склеп с саркофагами Карла IV, Вацлава IV, Йиржи из Подебрад, Рудольфа II и других правителей Чехии.

Собор Святого Вита включен в число достопримечательностей, которые обязательно осматривают во время экскурсий по Пражскому граду.

Информация для туристов

Собор открыт для гостей с 9 до 18 часов в разгар туристического сезона, с апреля по октябрь. С ноября по март он закрывается раньше, в 16 часов. В воскресенье визитеров ждут с полудня. Вход в собор Святого Вита свободный, но осмотреть все капеллы и потайные комнаты можно только в рамках платной экскурсии по Пражскому граду. Знакомство с так называемым «малым округом» стоит 250 чешских крон, «большим» – 350. В храме проводятся концерты органной музыки по особому расписанию, уточнить которое можно на официальном сайте.

Как добраться

Пражский Град закрыт для транспорта, поэтому туристам приходится много ходить пешком. Чтобы попасть в собор Святого Вита, удобнее всего выйти на трамвайной остановке 22-го маршрута «Пражски Град». Трамвай в Праге – основной вид общественного транспорта наравне с метро, в часы работы храма он ходит строго по расписанию в среднем раз в 10 минут. От остановки нужно пройти около 300 м на юг, свернув на восток сразу за Картинной галереей Пражского града. Если останутся силы после осмотра собора, можно за 150 крон посетить этот интересный музей с полотнами Тициана и Рубенса.

Привет, друзья! История европейской архитектуры богата на удивительные факты. Знаете ли вы, что строительство некоторых знаковых европейских зданий длилось не годы, не десятилетия, а целые века?

За 600 лет строительства появлялись, становились модными и устаревали архитектурные направления, проходили войны, менялись территории государств. Собор Святого Вита в Праге (Katedrála svatého Víta) строили 30 поколений жителей.

И вот грандиозный храм, в котором гармонично соединились готика, барокко и ренессанс, занял своё место в крепости .

Особенность собора в том, что он не похож ни на один знаменитый собор Европы, но приглядевшись внимательно, можно уловить мотивы каждого из них.

История возведения кафедрального собора началась в XIV веке, а закончилась лишь в начале ХХ столетия.

Этапы строительства

Первая церковь на том месте, где сейчас находится храм, была построена, чешским князем святым Вацлавом еще в 925 году.

Позже она была разрушена, а ее место занял коронационный костел Пржемысловичей.

Тогдашний король Чехии Карл Люксембургским хотел, чтобы величественное сооружение служило одновременно усыпальницей, сокровищницей и залом для коронаций.

Первым архитектором, к которому попал план столь масштабного и серьёзного дела, стал француз Маттиас. По его задумке стиль французской готики должен был стать ключевым в архитектурном решении здания. Но затянувшееся строительство и ранняя кончина мастера изменили планы.

В окнах башен и розетке собора отражается небо. Западный портал

После смерти Маттиаса дело строительства храма перешло к Петеру Парлержу — молодому, теперь уже, немецкому архитектору.

Сначала он работал в том же направлении, что его предшественник. Но постепенно перешел к реализации собственных задумок. А так как Петер был и прекрасным скульптором, он украсил здание многочисленными бюстами и карнизами.

Гаргулья

Закончить свою работу он также не успел. Это сделали сыновья Петера – Вензель и Ян. Их сменил архитектор Петрилк, автор огромной башни собора и его южного крыла.

Как и положено, стены готического собора украшают вот такие мифические существа — гаргульи. Кроме того, что они — неотъемлемая часть декора, гаргульи служат для отведения воды от стен собора во время дождей. По водоотводным карнизам вода стекает к химере и сливается через пасть. При сильном дожде она извергается и хлещет широкой струёй.

В 1419 году строительство здания было приостановлено по причине войны. Тогда же сильно пострадали скульптуры и картины, украшавшие собор.

В XV веке были попытки закончить строительство, но они ни к чему не привели из-за нехватки средств.

Проект окончания строительства был представлен в 1844 году.

За его воплощение взялся Йозеф Кранер, заслугой которого стало восстановление интерьера храма.

Закончил реконструкцию уже другой специалист — Йосеф Моцкер. Ему удалось добиться самого главного – гармонии сложной композиции, где органически сплеталось множество стилей.

Золотые ворота. Южный портал

Это масштабное строительство было полностью завершено в 1929 году, после шести столетий кропотливых работ множества первоклассных мастеров.

Собор снаружи и внутри

Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.

Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.

На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.

Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.

Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.

Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.

Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.

Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.

На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.

В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.

Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.

Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.

Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов. Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.

В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.

Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.

Смотровая площадка собора

Так сверху выглядит часть собора и площадь

Строения поражают

Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков

Карлов мост

Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.

Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:

  • (сейчас там Военно-исторический музей)
  • , где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
  • А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.

Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита

Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.

В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.

Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь .

Как добраться до собора

Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.

Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града

Собор Святого Вита на карте Праги

Сколько стоит билет

Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.

  • Цена билета
  • Обычный – 350 крон
  • Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.

Часы работы

С ноября по март кафедральный собор открыт

  • с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
  • в воскресенье: с 12.00 до 16.00

С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.

Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.

Официальный сайт собора: www.katedralasvatehovita.cz

Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.

Собор Святого Вита (Чехия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Чехию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Святого Вита - шедевр готической архитектуры и символ Праги, столицы Чехии. Свою историю этот архитектурный памятник ведет с 1344 года. Расположенный на территории Пражского Града, сегодня он служит резиденцией для архиепископа Пражского. Сложно описать словами величие и красоту этого здания, которое многократно, на протяжении столетий, достраивалось и совершенствовалось, чтобы приобрести свою нынешнюю, непередаваемую красоту.

По сведениям историков беспрерывное строительство костела длилось около шести веков. Этим объясняется и тот факт, что убранство собора включает в себя образчики самых разных видов искусства - от готики до неоготики, от рококо и ренессанса - до барокко. Свою руку к красоте собора приложили лучшие европейские мастера из Чехии, Германии, Франции, а декорированием интерьера занимался великий чешско-моравский художник Альфонс Муха.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы.

Собор Святого Вита возвышается над Прагой, расположившись в самом центре Пражского града, и по заслугам считается выдающимся произведением архитектуры не только Чехии, но и всей Западной Европы. Это не только духовная и художественная святыня страны, с костелом Святого Вита связаны и важные исторические события Чехии - в его приделах (в специально отведенной части здания) погребены чешские архиепископы и монархи, здесь же, еще со средних веков, хранятся разнообразные коронационные регалии.

Прага. Собор Святого Вита

Еще до начала строительства собора Святого Вита на его месте находилась маленькая, круглая церквушка. Собор начали возводить в XIV веке, а закончилось строительство только в начале XX. На сегодняшний день здание считается самым долгим «долгостроем» из зданий Европы наряду с собором в Кёльне.

В главной части собора, над алтарем, вы сможете увидеть галерею скульптур основателей костела и его первых строителей - например, бюст Карла IV, мастеров Петра Парлержа и Матье из Арраса, которые были похоронены в стенах здания, пражских архиепископов и других важных лиц государства и архитекторов, причастных к строительству костела. В средневековом искусстве Европы не существует аналогичных памятников.

Каменная резьба украшает величественные фасады собора, а над порталом его южного фасада вы сможете увидеть самую раннюю из ныне сохранившихся чешских мозаик под названием «Страшный суд». На протяжении многих веков башня-колокольня костела считалась самым высоким сооружением чешской столицы.

Высота большой башни собора - около 100 метров, а ведущая на смотровую площадку лестница собора состоит из трехсот каменных ступеней.

Роскошный интерьер собора Святого Вита хорошо известен по открыткам и туристическим путеводителям - золото, словно кружевные стены, многочисленные скульптуры, пышно украшенная резьбой кафедра, цветные витражи, сквозь которые в здание проникают лучи света.

Витражи собора, яркие рисунки которых создают иллюзию солнечного дня в костеле, были выполнены по эскизам Альфонса Мухи.

В богатой библиотеке собора собрано множество средневековых рукописей - таких, как, например, написанное во второй половине XI века Евангелие. Собор Святого Вита славится и своим органом - чуть ли не лучшим в Европе, поэтому, если у вас будет возможность, обязательно посетите концерты органной музыки, проходящие в костеле.

Посещение собора Святого Вита входит в обязательную программу осмотра достопримечательностей Праги. Это один из самых величественных храмов, который часто называют духовным центром всей Чехии, национальной и культурной святыней страны. А ещё говорят, что к виду собора привыкнуть невозможно сколько ни приходи сюда, его величие восхищает, готические элементы пугают, а красота изумляет.

Как добраться

Добраться до Пражского Града можно пешком от Малостранской площади или на трамвае № 22 до остановки «Пражский Град» (Pražský hrad). Найти Собор в Пражском граде - несложно, его видно издалека и к нему постоянно стремятся потоки туристов.

Пражский собор, названный в честь Святого Вита, считается одним из выдающихся сооружений не только в чешской, но и вообще в западноевропейской архитектуре в целом. Его называют не только духовной или художественной, но и национальной исторической святыней, которой гордится современная Чехия. Собор Святого Вита — это место, где погребены многие короли, там же хранятся и некоторые их коронационные регалии.

Месторасположение

Современное грандиозное сооружение стоит на месте небольшой круглой церкви, которая была возведена в 926 году и носила имя того же святого. Построенная в готическом стиле, она в одиннадцатом столетии была перестроена в трехнефную базилику. Части фундамента этой небольшой церквушки можно увидеть и сегодня.

Собор Святого Вита в Праге, адрес которого знает каждый горожанин - Pražský hrad — III. nádvoří Praha 1, Hradčany 119 01 - виден с любого места города. Он возвышается в самом центре чешской столицы - в Пражском Граде.

Как добраться до собора

Башенные шпили храма заметны отовсюду. Находясь в самом сердце города, точнее - в третьем дворе городского комплекса Пражский Град, Собор Святого Вита открыт ежедневно, за исключением воскресенья, с девяти утра до пяти вечера. Добраться до него можно на трамваях №№ 22 и 23, которые ходят от станции метро Malostranska, до остановок Prazsky Hrad или же Pohorelec (первая ближе).

Вход в Собор Св. Вита в Праге бесплатный. Но чтобы осмотреть башни, часовни и внутренние помещения, туристам нужно покупать билеты. Очень удобно при этом приобретать абонемент, который позволяет посещать все достопримечательности Пражского Града в комплексе.

Посещение собора св. Вита становится для туристов незабываемым событием. Многовековая история, которую он олицетворяет, религиозный дух, потрясающая энергетика, буквально пропитавшие грандиозные произведения искусства, позволяют посетителям в полной мере ощущать свое непосредственное приобщение к ценностям мировой культуры.

Предистория возникновения

В четырнадцатом веке Пражскому епископству был присвоен статус архиепископства. В связи с этим преобразованием чешский монарх Ян Люксембургский решился на строительство нового собора, который должен был стать символом славы королевства.

В 1344 году в Прагу пригласили французского архитектора Матье из Арраса. Он занял должность главного строителя чешской столицы. Именно Матье собственноручно разработал план, по которому должен был быть возведен Кафедральный Собор Святого Вита. Он сохранил традиционную схему, присущую готическим сооружениям Южной Франции. По указу короля Яна Люксембургского, в присутствии его семьи 21 ноября 1344 года произошла закладка самого первого камня в основание здания.

Строительство

Строительство собора по разным причинам растянулось на столетия. Восточную его часть удалось построить в четырнадцатом и пятнадцатом веке, тогда как западную — только во второй половине девятнадцатого. Окончательно Собор Святого Вита в Праге был достроен только в начале прошлого столетия.

Матье из Арраса удалось поднять только нижние части стен хора и пять капелл. В 1352-м зодчий умер. После его смерти Карл IV назначил на должность главного строителя чешской столицы достаточно одаренного молодого архитектора Петра Парлержа из Гмюнда. Тому было всего двадцать три года. Парлерж продолжил строительство, существенно изменив первоначальный проект. Он возвел восточную башню и часть южной. После его смерти в 1399 году его сыновья Вацлав с Яном завершили хор и портал.

Завершение стройки

Когда начались Гуситские войны, Собор св. Вита был еще незакончен. Однако по понятным причинам строительство было приостановлено. И только спустя полтора века, в 1560-х годах, архитектору Б. Вольмуту удалось завершить северную часть храма. И опять стройка замерла на долгое время.

Однако, несмотря на незавершенность, Собора Святого Вита все равно функционировал: в нем проводились службы и торжественные церемонии. Строительство возобновилось только на стыке XIX—XX веков. Сохранив замысел Парлержа, чешским архитекторам Й. Краннеру, Й. Моккеру и К. Гильберту удалось возвести недостроенную часть. Так завершилось строительство собора, который - наравне с Кельнским - считается одним из самых протяженных «долгостроев» в Европе и которым так гордится Прага.

Собор Святого Вита

Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.

Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.

Внешний вид

Когда впервые приближаешься к собору, возникает невероятное ощущение какого-то неземного, «космического» величия. И это неудивительно: Собор Святого Вита, фото которого - доказательство его громадных размеров, имеет главный неф высотой в тридцать четыре метра. Его южная башня считается одной из самых высоких в Европе. Ее высота - девяносто шесть метров.

Но что удивительно: этот собор в Праге совершенно не подавляет своими внушительными размерами. И это несмотря на то, что на западной его стороне возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Более того, он созвучен со средневековым готическим представлением о присутствии в храме “мировой души” между Богом и человеком, а потому дарует ощущении гармонии и легчайшего устремления в небо.

Вход

В собор можно входить с нескольких сторон. Три входных портала западных ворот украшены барельефами. На центральном изображены сценки строительства храма, начиная от создания проекта и заканчивая внесением в него останков святых.

С южной стороны Собор Святого Вита обрамляют так называемые Золотые ворота. В древности они являлись главным торжественным входом в храм, предназначенным только для представителей высшего сословия. Золотые ворота представляют собой тройную готическую арку, которая покрыта мозаикой из позолоченного стекла.

Этот шедевр собран из миллиона кусочков венецианского стекла, имеющих более тридцати оттенков. Мозаика придает южному порталу характерное золотистое сияние.

Уникальны и решетки перед воротами: на них изображены ремесла, подходящие для всех знаков зодиака. Собор Святого Вита в этом плане уникален, ведь церковь считает астрологию абсолютной лженаукой.

Еще одна удивительная особенность собора - это мозаичное распятие в нише южных ворот, выполненное по православным канонам. Об этом свидетельствует количество гвоздей (четыре), которыми Спаситель прибит к кресту. Поскольку католицизм принимает, что их было всего три, наличие православного распятия в храме другого направления христианства - поистине загадка.

Фасады

Снаружи Собор Святого Вита повсеместно украшен каменной резьбой. Над порталом его южного фасада можно увидеть мозаику «Страшный суд», созданную в 1372 году. Это самое раннее подобное творение чешских мастеров из числа сохранившихся до сегодняшнего дня. О том, что собор строил зодчий-француз, напоминают каменные фигуры химер - украшение водостоков. Подобный мотив весьма характерен для архитектуры средневековой Франции. Многочисленные красноречивые фигуры и изображения злобных горгулий на фасаде по первоначальному замыслу должны были якобы отпугивать злых духов, однако на самом деле, благодаря хитрости Матье из Арраса, они служат очень интересными украшениями самых обычных дождевых сливов.

На порталах же изображены чудесные деяния и истории из жизни святых Вацлава и Войтеха.

Интерьер

Собор Святого Вита, фото которого поражает размерами и роскошью убранства внутренних помещений, посещает каждый турист, приезжающий в Прагу. Двадцать восемь достаточно мощных колонн поддерживают свод, а галерея-балкон условно разделяет пространство на «земную» и «небесную» обители. Благодаря поистине восхитительным витражам, над которыми трудились двадцать мастеров, в том числе и прославленный модернист А. Муха, преобразуют и преломляют свет. Создается впечатление, что в храме всегда присутствует солнечное сияние. Витражи - это картины из Священной истории, повествующие о сотворении мира и жизни многих святых.

Многочисленные скульптуры и бюсты членов монаршей семьи во главе с Карлом IV, а также роскошно сделанные надгробия некоторых чешских князей и монархов в капеллах были изготовлены в мастерской Парлержей. Эти произведения проникнуты величием Чешского государства. Они удивляют совершенством форм и портретными сходствами, в ряде случаев весьма напоминая образцы итальянской скульптуры пятнадцатого столетия.

Великолепие убранства не обошло стороной и кафедру, покрытую пышной резьбой. Вообще, в интерьере собора все подчинено идеям направленности ввысь.

Капелла

Замечательным творением мастера Парлержа и самым святым местом в храме считается капелла Святого Вацлава. Специалисты считают ее настоящей сокровищницей готического искусства эпохи. Капелла устроена непосредственно над гробницей Св. Вацлава - князя и небесного покровителя Чехии. При нем народ принял христианство. Впоследствии князя убил его младший брат, а после гибели его причислили к лику святых.

Стены украшены росписью и мозаикой из полудрагоценных камней — яшмы, сердолика, агата и аметиста. В центре возвышается статуя самого Св. Вацлава, принадлежащая руке того же Петра Парлержа. Князь во весь рост, в доспехах и в полном вооружении, стоит на фоне росписи на стене, изображающей эпизоды из его жизни.

Здесь же расположена его не менее богато украшенная гробница. А в специальной камере капеллы хранятся многие коронационные регалии и другие реликвии.

Очень красивы боковые изолированные ниши. Это специально устроенные часовни - помещения для семейной молитвы. Здесь общались с Богом представители самых богатых и наиболее знатных родов Средневековья. Ниши словно состязаются между собой в красоте и роскоши отделки. Там же покоятся и останки членов знатных фамилий, а также мощи архиепископов и епископов.

Каждая из капелл собора, а их всего двадцать три, одновременно являются и сокровищницей, и произведением искусства, и носителем истории. Статуи и старинные плиты надгробий, изысканные витражи и роскошная отделка камнями, многие религиозные реликвии - все это можно увидеть на экскурсии, посетив Собор Святого Вита.

Безусловно, многих впечатляет и капелла св. Яна Непомуцкого - чешского священника и великомученика, надгробие которого отлито из двух тонн чистейшего серебра, а местами оно имеет золотое и платиновое покрытие.

Внутреннее убранство

Скульптуры, изображающие ангелов, святых и монархов, притягивают взор. Туристы подолгу стоят перед ними, рассматривая их и восхищаясь мастерством автора - венского архитектора Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем собора сооружена королевская усыпальница. Она состоит из верхней части - крипты - и ротонды. Здесь покоятся останки последних чешских королей и их семей. Над усыпальницей построен балкон королевской капеллы. Именно тут монархи и их близкие молились, причащались и получали отпущение грехов.

С этого балкона достаточно четко видны лица усопших королей, которые высечены на мраморных плитах саркофага. Однако для основной массы молящихся в соборе людей его верх не виден.

Балкон полностью отделан лепниной с узором переплетенных ветвей. Колонны молельни украшены фигурками рудокопов, которые добывали серебро на Кутной горе. Это своеобразная дань уважения монархов тем, чей тяжелый труд позволил профинансировать строительство церкви.

Особенности собора

В библиотеке храма много средневековых рукописей, в том числе Евангелие, которое специалисты относят ко второй половине одиннадцатого века. А орган, установленный в Соборе Святого Вита, до сих пор считается одним из лучших во всей Европе. Внутри храма нередко устраивают концерты.

Этот удивительный собор, строившийся на протяжении нескольких столетий, вошел в золотую ленту национальной чешской культуры.

Если вы спросите, что является главной достопримечательностью, настоящей жемчужиной Праги, то любой вам ответит, что это Собор Святого Вита. Он величественно возвышается над старым городом Праги, вонзаясь своими остроконечными башнями в небо. Его просто невозможно не заметить, так как он просто притягивает к себе восхищенные взгляды. Когда я слышу "Прага", то перед глазами в первую очередь всплывает Собор Святого Вита.


Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха – это не только главный храм Чехии, жемчужина готической архитектуры, но и символ чешской государственности и чешской истории. Его строительство длилось без малого шесть веков – с 1344 по 1929 г., а свой современный облик он принял менее столетия назад.


Но история собора начинается гораздо раньше, чем 1344 г.: еще в конце 10 века именно на этом месте была возведена ротонда (круглое здание с куполом), ставшая одной из первых христианских церквей Праги. Ее возвели по приказу короля Вацлава – ревностного христианина, но было это в период обострения противостояния между противниками и сторонниками христианизации церкви, а также в период феодальных усобиц, во время которых Вацлав был убит. По одной из версий, он был убит по приказу собственного брата, когда входил в храм. Кольцо, за которое он взялся, входя в храм, сохранено и считается одной из святынь собора св. Вита – оно вмонтировано в дверь часовни св. Вацлава. Со временем брат раскаялся в убийстве Вацлава, христианство стало господствующей религией в Чехии, а Вацлав – одним из самых почитаемых чешских святых, покровителем страны и народа, причем признают его и католики, и православные. Памятник ему стоит на главной площади города.


Но вернемся к Собору. Ротонда, построенная при Вацлаве, была названа в честь святого Вита – святого великомученика, казненного при Диоклетиане. Этот римский император вызвал христианского священника, чтобы тот изгнал из него бесов, но вместо благодарности, заставлял Вита поклониться римским богам. За отказ его приговорили к смертной казни – бросили на растерзание диким зверям, но те не стали есть праведника, тогда Вита бросили в котел с кипящим маслом. Десница (рука) святого Вита была подарена Вацлаву германским королем Генрихом по прозвищу Птицелов. Мощи св. Вита стали главной реликвией храма. Остатки древней ротонды были обнаружены археологами в нижней части храма.


Идея закладки нового, более величественного и внушающего трепет собора принадлежала императору Карлу VI. Вообще, Карл, являвшийся потомкам многих европейских королевских дворов, будучи императором Священной Римской империи – крупнейшего средневекового государства Европы, особенно гордился тем, что по матери он был прямым потомкам Пржемысловичей – древнейшей династии чешских правителей, основавших государство. А потому он стремился возвысить Чехию – свою родину. При нем и началось строительство нового, уже готического собора, названного в честь св. Вита, св. Вацлава и св. Войцеха. Последний, более известный, как Адальберт Пражский, принявший мученическую смерть от рук язычников в местечке, расположенном в Восточной Пруссии, недалеко от современного Калининграда, когда ездил туда с миссионерскими проповедями (его статуя расположена за конной статуей Вацлава на Вацлавской площади).

Строительство начал знаменитый в то время архитектор Матиас Арраский, приглашенный из самого Авиньона (в недолгий период этот французский город служил вынужденной резиденцией папы римского). Но в том, что собор сегодня выглядит именно так, а не иначе, не его заслуга, а другого приглашенного французско-немецкого зодчего, тогда еще малоизвестного Петра Парлержа. Не будет преувеличением, что Парлерж создал облик Праги, а Прага сделала его имя всемирно известным. Достаточно только назвать два архитектурных объекта – Карлов мост и Собор св. Вита, и можно уже не перечислять остальные творения этого архитектора. Строительство собора, как я уже написала, длилось почти шестьсот лет. Оно прерывалось во времена войн и экономических трудностей, принято выделять несколько этапов его строительства: с 1344 по 1419, с 1490 по 1510, с 1556 по 1593 и завершающий: с 1873 – 1929 гг., когда была выстроена западная часть собора. Самая старая часть – алтарная. Расположена она с восточной стороны. Именно с ее возведения началось долгое строительство храма.


Южная сторона собора выходит на главный, третий двор Пражского града. На этой стороне расположена часовня св. Вацлава, Золотые ворота и Большая южная башня. Капелла или часовня святого Вацлава стоит как раз на месте старой ротонды, в которой был похоронен король Вацлав. С тех пор за тысячу лет мощи св. Вацлава ни разу не покинули место своего захоронения. Она была возведена еще при Парлерже, ее убранство, росписи, витражи – произведения искусства и воплощение тогдашнего богатства страны. Это – святая святых собора, «сердце» Чехии и ее народа, ведь именно из часовни св. Вацлава тяжелая дубовая дверь с семью замками ведет в Коронационную палату – место, где короновались чешские короли. Церемония эта не была публичной, как во многих других государствах, а имела сакральный оттенок, потому и место остается сакральным.

В этой палате хранятся королевские регалии – корона святого Войцеха, выполненная из цельного листа золота и украшенная драгоценными камнями по приказу Карла, золотые скипетр, держава, обрамленная горностаем королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Эти регалии священны для любого чеха, по легенде, никто, кроме наследника чешского трона не может надеть на себя корону Вацлава, иначе жить ему останется не больше года. Действие заклятия испытал на себе наместник фашистской Германии Гейдрих: он водрузил себе на голову корону, а спустя менее года погиб в результате покушения. Сегодня копии регалий находятся в чешском парламенте, а сами они выносятся только в исключительных случаях. Семь ключей от семи замков вручаются президенту, премьер-министру, архиепископу, председателям верхней и нижней палат парламента, митрополиту Пражскому и мэру города. Вход и в часовню, и тем более, в Коронационную палату закрыт для простых посетителей.


Над южным фасадом здания высится Большая южная башня. Высота этой башни немногим не дотягивает до ста метров – она возвышается на 95 метров над Пражским градом, который и так находится на возвышенности. Именно благодаря этому Собор св. Вита – самое высокое здание Праги. На башне расположены часы, созданные еще в 16 веке. Интересны они тем, что в те времена еще не умели совмещать минутную и часовую стрелки, поэтому они состоят из двух циферблатов. Венчает башню зеленый купол в стиле барокко (интересное сочетание – собор готический, а купол – барочный), который также был построен Парлержем.


Большая башня является визуальным ориентиром, делящим собор на старую и новую часть. Если стоять лицом к южному фасаду, то по левую руку (западная часть) будет та часть собора, которая была достроена только к началу ХХ века, а по правую – старая часть. Наиболее примечательны здесь Золотые ворота – главный вход, предназначенный для священнослужителей высших санов. Ворота также открыты только в особых случаях, миряне, туристы и простые священнослужители входят через двери западного фасада. Золотые ворота украшены мозаикой со сценами Страшного суда. Здесь изображены святые заступники, которые молят о милости и спасении для чешского народа. Мозаичные элементы (а их здесь, по легенде, не менее миллиона), выполняли из смальты с добавлением золота мастера – венецианцы.


Левая, западная часть собора была выстроена в конце 19 - начале 20 века, но этого практически не заметно, так как достраивался Собор по старым чертежам Парлержа, следуя его замыслу. Говорят, что многие строительные хитрости Парлержа до сих пор не разгаданы, а сама архитектура готических храмов, для которой характерны высокие своды при практически ажурных (из-за высоких окон) стенах, была навеяна телом паука, держащегося на длинных тонких ножках. Такими «ножками» в готических храмах являются внешние арки – аркбутаны, поддерживающие всю конструкцию храма. Парлерж довел эту технику до совершентсва, сохранив многие ее особенности в тайне. Недаром говорили о его связях с дьяволом. В строительстве собора после смерти Парлержа принимали участие и его сыновья – также известные зодчие.


В плане собор выполнен в форме креста. Его длина – 124 метра, а ширина в максимальной части – 60 метров; высота внутренних сводов – более 30 метров. Войти в храм можно через ворота в западной части. Западный фронтон украшает огромная витражная розетка, диаметр которой превышает 10 метров, а также две фронтальные башни высотой 82 метра. В западном фронтоне три входа, войти можно через любой. Ворота центрального входа украшены сценами, повествующими об истории строительства собора.




Внешний облик собора дополняют различные статуи в виде горгулий, чудовищ, изображающих различные пороки. Подобные статуи характерны для католических, особенно готических храмов, ведь в средние века храмы называли Библией для неграмотных. Неумеющих читать людей впечатляли визуальные образы – фрески, росписи, витражи, скульптуры. Есть у этих скульптур и практическая цель – они выполняют функцию водоотводов при дожде.



Внутри собор поражает не менее, чем снаружи. Грандиозность и легкость, величественность и возвышенность – трудно подобрать слова для описания этой красоты. 28 высоких колонн поддерживают ребристый сетчатый, словно воздушный свод. Сдержанность и возвышенность подчеркивается не только стремительно взметающимися вверх арками, но и отсутствием большого количества росписей и украшений в центральной части.


По бокам находятся входы в отдельные капеллы, среди которых есть и капелла Яна Непомуцкого, главного покровителя Чехии, того самого, который был сброшен с Карлова моста и изображается с пятью звездами на нимбе. Его массивный саркофаг, выполненный из серебра и украшенный золотом – произведение искусства. В нижней части Собора, под главным алтарем также находится крипта, в которой покоятся останки королей и королев, а также видных церковных деятелей Чехии. Центральный саркофаг крипты – усыпальница Карла IV, самого великого из чешских королей. В соборе захоронены его создатели – Матье Аррасский и Петр Парлерж (капелла св. Марии Магдалины). В других капеллах также находятся надгробия и усыпальницы королей и высших церковных служителей Чехии. Всего капелл в соборе 28, большинство из них принадлежали самым богатым родам Чехии. Есть здесь капеллы Шварценбергов, Штернбергов и других, есть и отдельная королевская капелла, где молились члены королевской семьи.


Свет в Собор проникает через многочисленные высокие окна, украшенные разноцветными витражами и через огромную розетку над западным входом. Эта розетка была выполнена в 1927-29 году Франтишеком Киселоем, а многие витражи создал ставший уже позже знаменитым художником-авангардистом тогда еще молодой Альфонс Муха – коренной чех и патриот. Яркие, насыщенные, поражающие обилием красок витражи со сценами из Святого писания – это подлинное украшение собора.




Хочу еще добавить, если представится возможность прогуляться рядом с собором ночью, непременно ей воспользуйтесь. Мистическое, завораживающее ощущение: впечатление, что находишься в знаменитом клипе Энигмы. Страшные горгульи, устремляющиеся куда-то в темноту башни, нижняя подсветка придают собору неземной вид. Еще больше ощущение нереальности придают одинокие туристы и совсем неожиданные персонажи. Нам, например, повезло увидеть ночную «процессию», состоящую из старого длинного и худого монаха в рясе до пят (вероятно из расположенного рядом Страговского монастыря) и следующих за ним ребятишек (вероятно, воспитанников). Гуляющая с нами экскурсовод сказала, что это очень редкое зрелище, и за свою жизнь она видит такое впервые.



Собор открыт для посещений с 9 часов утра, а по воскресеньям – с 12. 00, в летний период он работает до 18.00, в зимний – до 16.00. В собор можно войти бесплатно, но тогда вы не сможете пройти дальше небольшой огороженной площадки, правда, красоту и величие собора вы все-таки сможете оценить (в первое свое посещение мы ограничились именно таким осмотром); можно купить билеты для экскурсии по «малому кругу» (250 крон) или по «Большому кругу» (350 крон), куда входит посещение не только капелл и осмотр алтаря, но и посещение крипты.

Отели в Праге: цены, отзывы, бронирование



Включайся в дискуссию
Читайте также
Какие опасности подстерегают туристов, отправляющихся на отдых?
Деньги и цены в шанхае Валюта любителей суши 4 буквы
Гастрономический тур на канары