Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Освоение нефтяных промыслов в баку дата. География нефтяной промышленности азербайджана. Трудности в использовании нефтепровода баку - супса заключаются в высокой стоимости доставки нефти с месторождения чираг до терминала в баку и отсутствии договореннос

В Бакинском селении Балаханы директором Бакинских промыслов, горным инженером Н.И. Воскобойниковым основан один из первых в стране нефтеперегонных заводов.

  • 1842

Опубликовано второе издание Горного устава, два раздела которого были посвящены нефтяному делу. Один раздел регламентировал добычу нефти и управление казенными промыслами в Бакинском и Шемахинском уездах Каспийской области... Нефть, добываемая на казенных землях Бакинского и Шемахинского уездов поступала в государственную собственность.

  • 1846

В.Н. Семеновым в Баку, в районе Биби-Эйбат пробурена первая разведочная скважина на нефть глубиной 21 м.

  • 1848

В Биби-Эйбате на берегу Каспийского моря бурится с 1847 года и 14 июля 1848 года дает нефть первая в мире нефтяная скважина, полученная ударным способом с применением деревянных штанг.

  • 1857

Завершено строительство железной дороги Баку – Балаханы. Это первая в России дорога, по которой нефть перевозилась в металлических цистернах.

  • 1880

В Баку насчитывается 195 керосиновых заводов, производящих 30 тыс. пудов керосина в сутки (491 тонны). Русский керосин стал успешно конкурировать с американским, полностью вытеснив его к 1884 году с российского внутреннего рынка.

  • 1881

Пуск в подмосковном Кусково нефтеперегонного завода Товарищества Русско-Американского нефтяного производства, строительством которого руководил В. Шухов. На заводе перерабатывалась бакинская нефть, доставляемая по Волге, а затем железной дорогой на Кусковскую платформу.

  • 1882

Открылась Кокоревская школа – первая школа для детей нефтяников в Бакинском промысловом районе.

  • 1883

Начало регулярно налаженного экспорта русского керосина в связи с открытием прямого сообщения Баку – Батум по Закавказской железной дороге. В этом году Кубано-Черноморское общество вывезло первую партию Бакинского керосина в Лондон и в Австрию. Выход Бакинских нефтепродуктов к Черному морю существенно повлиял на структуру российского нефтеэкспорта, сведя на нет к концу десятилетия экспорт сырой нефти.

  • 1885

В Баку построено первое предприятие по производству бензина.

Начала действовать крупнейшая в России Московская нефтебаза, построенная Товариществом «Бранобель».

  • 1886

На российский нефтяной рынок приходит Парижский банкирский дом Ротшильдов. Купив контрольный пакет акций «Батумского нефтепромышленного и торгового общества» (БНИТО), получившего название «Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества», он становится главным конкурентом компании Нобелей в России.

Выходит первое специализированное научное периодическое издание, посвященное нефтяной отрасли, – «Труды Бакинского Отделения Императорского Русского Технического Общества» .

  • 1897

Начало строительства самого большого в то время в мире магистрального трубопровода Баку – Батуми длиной 835 км и пропускной способностью 1 млн тонн в год.

В Баку впервые испытан компрессорный способ добычи нефти (эрлифт), предложенный выдающимся русским инженером Шуховым. В эрлифте в качестве рабочего агента применялся сжатый воздух.

  • 1898

Ротшильды совместно с Санкт-Петербургским международным банком создают мощное торгово-транспортное общество «Мазут».

  • 1899

В Баку начинается выпуск первого периодического издания, посвященного нефтедобыче, – журнал «Нефтяное дело» (1899–1920 гг.).

  • 1900

На Всемирной выставке в Париже две ведущие российские нефтяные компании – «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество», а также Геологический комитет России удостоены высших наград – Гран-при.

  • 1901

Добыча нефти в стране достигла наивысшего уровня – 11,6 млн т, или 51,6% мирового уровня нефтедобычи. При этом 95% нефтедобычи приходилось на Бакинский район. В последующие годы происходит существенный спад добычи (для сравн.: в 1913 г. было добыто 9,2 млн тонн, или 18,1% мировой добычи). Однако вплоть до 1917 года Россия удерживала второе после США место по уровню нефтедобычи.

Керосин отечественного производства внутри страны стоил дороже, чем за ее пределами. Пуд русского керосина в Лондоне стоил 94 коп., в Гамбурге – 98 коп., в Москве – 1 р. 16 коп., в Петербурге – 1 р. 33 коп.
На территории нефтеперегонного завода в Сураханах нефтепромышленник В.А. Кокорев заложил первую буровую скважину на газ с целью получения газа для отопления завода. Успешно пробуренная скважина привлекла в Сураханы других нефтепромышленников. Сураханский район получил славу крупного газового месторождения, откуда газ по трубам транспортировался в другие районы бакинских нефтепромыслов.

  • 1902

В районе Баку появляется первая установка для вращательного бурения с буровой вышкой высотой в 15 м.

  • 1904

Утверждены «Правила об ограждении каспийско-волжских водных путей от загрязнения нефтью».

  • 1905

Первый в мировой истории масштабный пожар на Бакинских нефтяных промыслах.

В результате крупных пожаров на нефтяных промыслах Апшеронского полуострова полностью уничтожены 1996 нефтяных скважин, включая 1429 производительных.
Массовые забастовки на Бакинских нефтепромыслах. Принятие первого в истории России коллективного договора.

  • 1906

Построен первый в России нефтепровод от Баку до Батуми (протяженность 833 км, диаметр 200 мм).

Создание в противовес американскому тресту Рокфеллера Standard Oil международного европейского объединения во главе с немецким банком «Европейский нефтяной союз», в состав которого вошли «Товарищество братьев Нобель», «Каспийско-Черноморское общество» и общество «Манташев и К°».
Расширение ассортимента нефтепродуктов, облагаемых акцизным налогом (по 60 копеек с пуда). Этим был обусловлен рост цен на керосин на внутреннем рынке.

  • 1907

Открытие самого длинного в мире магистрального трубопровода Баку – Батум длиной 885 км (керосинопровод).

На Гороховецкой верфи Шорина построена баржа «Марфа Посадница» (длина 172 м, ширина – 24 м, высота борта – 3,85 м, грузоподъемность 8800 т). Позднее, после небольших переделок, грузоподъемность баржи достигла 10,4 тыс. т, что было рекордом для своего времени.
На острове Челекен в Каспийском море из скважины бр. Нобель, с глубины 85 м был получен фонтан нефти суточным дебитом 573 тонн. Челекен объявлен нефтеносным районом. Началась лихорадочная распродажа нефтяных участков.
Бакинское отделение Русского технического общества учредило премию имени Эммануила Нобеля.

  • 1911

В Сураханах (г.Баку) бурится первая скважина вращательным способом.
Появление в России первых заправочных станций на основании договора Императорского Автомобильного Общества с Товариществом «Бр. Нобель» относительно «бензиновых станций».
Уход Ротшильдов с Российского рынка: продажа Каспийско-Черноморской компании «БНИТО» американской компании Royal Dutch Shell.

  • 1912

Создан мощный нефтяной холдинг «Русская генеральная нефтяная корпорация» (РГНК), который включил в себя независимые компании Степана Лианозова, братьев Мирзоевых, братьев Гукасовых и др.

  • 1914

Прекращение экспорта нефти из порта Батум в связи с закрытием турецких проливов. Потеря российских рынков нефтепродуктов в Западной Европе и на Ближнем Востоке.

  • 1915

В Баку начато промышленное производство толуола – сырья для производства взрывчатки (тротила), получаемого из сырой нефти.
Забастовки на Бакинских нефтепромыслах.

  • 1917

Бакинские нефтяные промыслы оказались отрезанными от eвропейского рынка. Монопольным экспортером энергоносителей становятся США.

  • 1918

Создание специальной Экономической комиссии для помощи Баку.
Принятие 20 июня 1918 года Декрета о национализации нефтяной промышленности в масштабах всей страны. Введение государственной монополии на нефтяную торговлю.
Национализация Бакинских нефтепромыслов: слияние частных нефтепромышленных предприятий в единое целое на базе производственных комплексов трех крупнейших компаний – «Нефть», «Бранобель» и «Шелл».
В первый год национализации нефтяной промышленности уровень добычи нефти на Бакинских промыслах сократился в 3,5 раза по сравнению с 1913 годом, а объем бурения – в 50 раз.

  • 1920

Красная армия в Баку, май 1920 г.
Основание Азербайджанского политехнического института (ныне Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова).

  • 1921

Образование крупнейших трестов: «Азнефть» (на базе Бакинских нефтепромыслов), «Грознефть» (нефтепромыслы Кубани и Грозного) и «Эмбанефть» (нефтепромыслы в Западном Казахстане).
Возобновление работы трубопровода Баку – Батум.
Начало строительства нового нефтепровода Баку – Батум, протяженностью 834 км.

  • 1924

В Сураханах пробурена первая скважина с использованием турбобура Капелюшникова .

  • 1925

Пробурена первая морская скважина на искусственном острове в бухте Ильича близ Баку.
На Бакинских заводах им. Дзержинского и им. Мясникова начато производство турбобуров Капелюшникова.
Инженером М.М.Скворцовым сконструирован и испытан на Бакинских промыслах автомат подачи долота (“автоматический бурильщик”).

  • 1926

Построена первая в СССР электрическая железная дорога между Баку и нефтяными месторождениями Апшерона.

  • 1928

На Бакинских промыслах впервые в Советском Союзе применен метод нагнетания воздуха в нефтяной пласт с целью увеличения производительности соседних скважин.

  • 1930

Завершено строительство нового магистрального нефтепровода Баку – Батуми, протяженностью 834 км с 13 насосными станциями.
Открытый политический судебный процесс по сфабрикованному делу «Промпартии», по которому ряд нефтяников осуждены за «вредительство в энергетике».

  • 1933

В СССР пробурена первая наклонная скважина на берегу бухты им.Ильича близ Баку.

  • 1934

Н.С. Тимофеевым на о. Артема в Каспийском море впервые осуществлено кустовое бурение, при котором несколько скважин бурятся с общей площадки.

  • 1935

Инженеры Тимофеев и Михайлов разработали метод установки металлических трубчатых свай для морских буровых.

  • 1938

На Всесоюзном совещании нефтяников (февраль 1938 г.) нарком тяжелой промышленности Л.М. Каганович, отметив срыв всех плановых заданий, всю вину за невыполнение второго пятилетнего плана по добыче и переработке нефти возложил на нефтяников. Многие из них были репрессированы, включая начальника Главного управления нефтяной промышленности М.В. Баринова.

  • 1941

В 1941 г. Бакинский район дал стране 23,5 млн тонн нефти (75% общесоюзной добычи). Это был самый высокий уровень за всю историю нефтедобычи Азербайджана.
По решению ГКО из Баку в Краснокамск (Пермская область) эвакуирована экспериментальная контора турбинного бурения (ЭКТБ) Наркомнефти во главе с изобретателями многоступенчатого турбобура.

  • 1942

Впервые в мировой практике применен способ транспортировки нефтеналивных цистерн и металлических резервуаров на плаву по морю при помощи буксиров (по маршруту Баку – Красноводск).
Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий перебазирована в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии.

  • 1947

В прибрежных водах Апшеронского шельфа открыто первое на Каспии морское нефтяное месторождение Гюргяны-море.

  • 1949

Становление морских геологоразведочных работ, техники и технологии морского бурения, инфраструктуры морской добычи нефти: началось освоение крупного морского нефтяного месторождения «Нефтяные камни» (Нефт дашлары); 7 ноября 1949 г. на месторождении получена первая тонна морской нефти.

  • 1950

Основано объединение «Азморнефть».

География нефтяной промышленности Азербайджана

Бакинский нефтегазоносный район - крупный район по добыче, запасам нефти на территории современного Азербайджана. Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря.

Бакинский нефтегазоносный район - крупный район по добыче, запасам нефти на территории современного Азербайджана. Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря.

Промышленная разработка началась с последней трети XIX века. В Бакинском нефтегазоносном районе свыше 80 месторождений нефти и газа. Основные месторождения - Шах-Дениз, Азери-Чираг-Гюнешли, Нефтяные Камни, Бахар, Сангачалы-море. Также нефть разрабатывается на акватории Каспийского моря.
Добыча во времена СССР

На Каспии в 1947 г. было обнаружено месторождение Гюргяны-море, в 1949 г. - Нефтяные камни, в 1950 г. - Банка Дарвина. Самым крупным стало месторождение Нефтяные Камни, вступившее в эксплуатацию в 1959 г. Оно находилось в 50 км от берега, при глубинах моря от 6 до 27 м.

Современное состояние
Современный Бакинский нефтегазоносный бассейн по-прежнему играет роль главного двигателя экономики Азербайджана, благодаря добытой нефти и высоких цен на неё на мировых рынках ВВП страны вырос на 27 % в 2007 году. Построены нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровод Баку-Эрзурум.


Месторождение Азери-Чираг-Гюнешли
Нефтяные месторождения "Азери", "Чираг" и "Гюнешли" были открыты еще в советское время в 1979-87 годах. Они распложены в 100-120 километрах к востоку от Баку в Каспийском море. С обретением независимости Азербайджан не обладал достаточными финансовыми ресурсами для возрождения нефтяной отрасли страны. Поэтому основной акцент для разработки крупнейших месторождений был сделан на привлечение иностранного капитала. В январе 1991 года был объявлен тендер на разработку "Азери", "Чираг" и "Гюнешли" (АЧГ - 3 месторождения были объединены в один блок). После продолжительных переговоров 20 сентября 1994 года во дворце "Гюлистан" в Баку был заключен первый контракт с иностранными нефтяными компаниями, названный "Контрактом века". Действие контракта распространяется до 2024 года.

Для реализации контракта, в начале 1995 года, Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики и 10 иностранных нефтяных компаний создали Азербайджанскую Международную Операционную Компанию - АМОК.

Согласно соглашению АМОК являлся оператором проводимых работ в пределах заключенного контракта. В его ведении находилось руководство ежедневными работами, проведение нефтегазовых операций и их осуществление, а также координация всех работ. В 1999 году оператором проекта становится компания BP, обладающая наибольшей долей в контракте.
Блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" представляет собой гигантскую структуру размером 5х50 километров, глубиной 1,4 километр. Его запасы составляют 5,4 млрд. баррелей нефти, что составляет 0,5% мировых запасов.

В соответствии с проектом к концу 1997 года завершились работы по экспортному нефтепроводу Баку-Новороссийск и 25 октября 1997 года первая азербайджанская нефть с месторождения "Чираг" была отправлена в на мировые рынки через Новороссийск. Затем был введен в действие и трубопровод Баку-Супса. Дальнейшая разработка месторождения проходит в 3 фазы: Фаза 1 - центральный "Азери", Фаза 2 - западный и восточный "Азери", Фаза 3 - глубоководная часть "Гюнешли" и извлечение потенциальных остаточных запасов на площади "Чираг", которые невозможно добыть с платформы "Чираг". Проект предполагает строительство нескольких морских платформ на Бакинском заводе глубоководных оснований, расширение терминала Сангачал близ Баку (одного из крупнейших в мире), укладку более 1000 километров подводных трубопроводов. Для вывоза нефти на мировые рынки был построен основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.

Первая нефть на центральном "Азери" получена в 2005 году, на западном "Азери" - в декабре 2005 года, восточном "Азери" - в феврале 2007 года, а в рамках Фазы 3 - в июле 2008 года.
Пик добычи должен прийти на 2009 год (1,1 млн. баррелей в сутки). Согласно подсчетам, себестоимость 1 барреля нефти до отгрузки в порту Джейхан составит примерно 7,5 доллара (3,5 доллара растраты на добычу 1 барреля нефти, 1 доллар - операционные расходы, примерно 3 доллара - транзитные).

Азери-Чираг-Гюнешли (в Туркмении - Омар-Осман-Гюнешли) - группа шельфовых нефтегазовых месторождений Азербайджана и Туркмении в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку.
Глубина моря в районе месторождения колеблется от 110 до 180 метров. Гюнешли было открыто в 1981 году, а Чираг - в 1985 году и Азери - в 1987 году.
Относится к Южно-Каспийскому нефтегазоносному бассейну.

Соглашение о разведке и разработке каспийских месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли был подписан в Баку 20 сентября 1994 года между правительством Азербайджанской Республики и международным консорциумом.

Запасы
Общие запасы месторождения оцениваются в 930 млн тонн нефти и 0,6 трлн м³ природного газа. До начала соглашении в 1994 году запасы оценивались 500 млн тонн нефти.

Участники разработки
Разработка месторождения осуществляется консорциумом, в который данный момент входят следующие компании:
BP Amoco (34,1367 %) - оператор
ChevronTexaco (10,2814 %)
SOCAR Azerbaijan (10 %)
INPEX (10 %)
Statoil (8,5633 %)
ExxonMobil (8,006 %)
TPAO (6,75 %)
Devon Energy (5,6262 %)
Itochu (3,9205 %)
Delta Hess (2,7213 %)


Нефть экспортирует по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан в Европу, по Баку - Супса в Грузию и по Баку - Новороссийск в Россию.

Добыча
Добыча на месторождении «Чираг» начата в 1997 году, на «Центральном Азери» - в начале 2005 года, «Западном Азери» - в начале 2006 года, «Восточном Азери» - в конце 2006 года. В конце апреля 2008 года началась добыча на глубоководной части месторождения «Гюнешли». Добыча нефти в 2006 году составляет в Азери - 16,5 млн тонн, Чираг - 7,1. Общая добыча нефти в 2006 году составляет 23,5 млн тонн.
Общая добыча нефти в 2008 году составляет 34 млн тонн.


Спорные вопросы

Азери-Чираг-Гюнешли оспаривает Азербайджан и Туркмения. Принадлежность Азери-Чираг-Гюнешли определит Международный арбитражный суд.

Апшерон (месторождение)
Апшерон - газоконденсатное месторождение в Азербайджане. Расположена к юго-западу от другого азербайджанского месторождение - "Азери-Чираг-Гюнешали". Открыто в 2001 году 1-й разведочной скважиной. Площадь месторождение составляет 260 кв. километра.

Нефтеносность связана с отложениям мелового возраста. Глубина моря на месторождение меняется 250-650 метров, а продуктивные пласты находятся на глубинах 6,5-6,7 тыс. м.
Начальные запасы газа 1,0 трлн. м3, а конденсата 945 млн. баррелей или 150 млн. тонн.
Долевое участие в проекте Апшерон распределено следующим образом: Total (оператор, 60%) и ГНКАР (40%).

Ашрафи (нефтегазовое месторождение)
Ашрафи - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 100 км к востоку от Баку. Открыто в 1999 году. Глубина моря на месторождение меняется 250-450 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 50 млн. тонн.


Булла-Дениз
Булла-Дениз - газоконденсатное месторождение в Азербайджане. Расположена в 80 км к югу от Баку. Открыто в 1975 году. Глубина моря на месторождение меняется 5-30 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы газа 20 млн. тонн.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ГНКАР. В настоящее время здесь действуют 15 скважин, которые в целом за сутки добывают 1 млн. кубометров газа.

Гюргяны-дениз
Гюргяны-дениз - нефтяное месторождение в Азербайджане. Расположена в 40 км к востоку от Баку. Открыто в 1947 году. Глубина моря на месторождение меняется 1-3 метров.
Нефтеносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 50 млн. тонн.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ГНКАР.

Дан-Улдузу
Дан-Улдузу - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 90 км к северо-востоку от Баку. Открыто в 1999 году. Глубина моря на месторождение меняется 150-250 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 100 млн. тонн.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ГНКАР.

Зафар-Машал
Зафар-Машал - нефтяное месторождение в Азербайджане. Расположена в 130 км к юго-востоку от Баку и на расстоянии 90 км от дельты реки Куры. Открыто в 2004 году 1-й разведочной скважиной.
Глубина моря на месторождение меняется 450-950 метров. Площадь месторождение составляет 643 кв. километра.

Нефтеносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 881 млн. баррелей или 140 млн. тонн, из которых 100 млн приходится на месторождение Зафар и 40 млн - на Машал.
Долевое участие в проекте Зафар-Машал распределено следующим образом: ExxonMobil (оператор проекта) - 30 %, ГНКАР - 50%, ConocoPhillips - 20%.
Зафар-Машал была выявлена в результате сейсмических исследований в 1961 году, а первые геофизические работы на ней проводились в 1985 и 1987 гг. Разведочное бурение на блоке не велось. Согласно контракту, в течение разведочного периода подрядчик обязан провести здесь трехмерную сейсморазведку и пробурить 2 разведочные скважины.
Бурение 1-й разведочной скважины месторождение Зафар-Машал с плавучей полупогружной буровой установки "Гейдар Алиев" было начато 9 февраля 2004 года. Глубина воды в точке бурения составляет 740 м, а проектная глубина скважины - 7200 м. Основная цель бурения - вскрыть "Свиту перерыва" и 8-ой горизонт "Балаханской свиты".

Инам (месторождение)
Инам - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 200 км к югу от Баку. Открыто в мае 2008 году. Структура Инам было открыта в 1953 году. Глубина моря на месторождение меняется 250-350 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 100 млн тонн, а газа 100 млрд м3. Залежи на глубине 3,8-4,3 км.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ВР (25 %). Другие участники является ГНКАР (50 %), Korea National Oil Corporation (20 %) и Shell (5 %).

Карабах (нефтегазовое месторождение)
Караба́х - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 130 км к востоку от Баку. Открыто в 2000 году. Глубина моря на месторождении меняется 250-450 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 100 млн. тонн. Залежи на глубине 3,3-4,2 км.
Оператором месторождения является азербайджанская нефтяная компания ГНКАР.


История разработки

Структура Карабах было открыта в 1965 году. Тогда же была проведена предварительная трехмерная сейсморазведка, по результатам которой предварительные запасы Карабаха были оценены на уровне 80 млн. тонн нефти.
10 ноября 1995 года было подписано соглашение о разделе продукции на разведку и разработку месторождения
13 февраля 1996 года соглашение было ратифицировано парламентом Азербайджана, 23 февраля 1996 года - вступило в силу
Лето 1996 года компаниями, подписавшими контракт с Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики был сформирован операционный консорциум Каспийская международная нефтяная компания - КМНК (англ. Caspinn International Petroleum Company - CIPCO) в составе СП «LUKAgip» (45 %), Pennzoil (англ.) (30 %), ЛУКОЙЛ (12,5 %), Agip (5 %) и ГНКАР (7,5 %)
Август 1996 года - КМНК официально приступил к работе, в течение 3 лет (срок мог был быть увеличен до 4, 5 лет) предполагалось провести разведочные работы (сейсморазведка и бурение 3 скважин). Первую нефть добыть планировалось в конце 2000 года после подтверждения наличия запасов в промышленных масштабах. Работы по бурению скважин проводились азербайджано-американским СП «Caspian Drilling Company», учредителями которой являлись ГНКАР и Santa Fe.
26 января 1999 год КМНК выступила с заявлением о прекращении своей деятельности по причине отсутствия экономической целесообразности проекта (разведка показала, что запасы месторождения не превышают 30 млн. тонн нефти)
23 февраля 1999 года после истечения срока, отведённого на разведочные работы, консорциум официально прекратил своё существование
Месторождение Карабах было открыто в 2000 году.
Апрель 2006 года - ГКАР заявило о желании разрабатывать месторождение самостоятельно


Финансовая сторона проекта

По условиям первоначального контракта общая сумма выплат азербайджанской стороне должна была составить 135 млн. долларов, размер общих капитальных затрат для его реализации, по оценкам экспертов, должен был составить 1,7 млрд. долларов, размер эксплуатационных затрат - 1-3 млрд. долларов.
Фактически на выполнение работ в рамках программы разведочного периода КМНК было затрачено не менее 100 млн. долларов.
Общий объем затрат на завершение разработки месторождения, по предварительным оценкам ГНКАР, может составить около 200 млн. долларов.

Нефтяные Камни
Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) - посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.


Из истории

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.
Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.

Этимология
Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение - еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Мир-Бабаева и многих других.


Добыча нефти
Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.
Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из 1-ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.
Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.


Промышленная разработка Нефтяных Камней

Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».

Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.

Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.
В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих - 421. Среднесуточный уровень добычи -1800-2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.

Транспортировка нефти
В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.

Новая история
В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.
Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.

На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

Новейшая история
В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес - 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.

25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег.
В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.


Сангачалы-дениз

Сангачалы-дениз - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположено в акватории Каспийского моря и 90 км югу от Баку. Открыто в 1969 году.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти оценивается 30 млн. тонн, а газа 10 млрд. м3.



Шахдениз

Расположенная в южной части Каспийского моря, в 70 км к юго-востоку от Баку, углеводородная структура "Шахдениз" была открыта азербайджанскими геологами в 1954 году. После обретения Азербайджаном независимости решено было привлечь к ее разработке иностранных инвесторов. Контракт по месторождению "Шахдениз" явился вторым крупным контрактом заключенным между Азербайджаном и зарубежными компаниями. Он был подписан в Баку 4 июня 1996 года и ратифицирован Милли Меджлисом (парламентом) 17 октября того же года. Участниками проекта стали компания BP (оператор проекта с 25,5% долевого участия), норвежский Statoil (25,5%), ГНКАР (10%), российская LukAgip (10%), иранская NIOC (10%), французская Total(10%), турецкая TPAO (9%).

В 1997 году на структуре были проведены трехмерные геофизические исследования. Затем за 18 месяцев и 145 млн. долларов, заплаченных участниками проекта, была модернизирована плавучая полупогружная буровая установка "Шельф-5", переименованная впоследствии в "Истиглал", которая начала бурение на контрактной площади.
В 1999 году на контрактном участке была пробурена первая скважина SDX-1. В результате на "Шахдениз" было обнаружено крупнейшее газоконденсатное месторождение с углеродными запасами, оцененными в первом приближении в 1 трлн. тонн условного топлива.

В апреле 2000 года была пробурена вторая скважина SDX-2, уточнившая углеводородный потенциал "Шахдениз". В 2001 году пробурена SDX-3, оказавшаяся пустой, но позволившая уточнить контуры месторождения.
Для успешной реализации проекта "Шахдениз" начались переговоры с потенциальными покупателями каспийского газа. В 2001 году были заключены 4 контракта о купле-продаже природного газа - с турецкой компанией BOTAS о покупке 6,3 млрд. кубометров газа в год, с правительством Азербайджана - 2,5 млрд. кубометров в год, и два с грузинской стороной, - по которым общий объем затребованного топлива составляет 0,8 млрд. кубометров в год. Эти контракты позволили участникам "Шахдениз" санкционировать 27 февраля 2003 года Стадию-1 проекта, которая включает как разработку и добычу, так и транспортировку с общей суммой инвестиций в размере 4 млрд. долларов. В рамках Стадии-1 планируется добыча 178 млрд куб. м газа и 34 млн тонн газового конденсата. Управление продажами газа было возложено на Азербайджанскую компанию по поставкам газа (АКПГ), оператором которой назначена Statoil. Предполагается выход на максимальную мощность Стадии-1 в 2011 году. Работы по реализации Стадии-1 включают строительство и установку буровой платформы TPG-500, расширение Сангачальского терминала, строительство подводных трубопроводов и Южно-Кавказского трубопровода.

Для бурения и эксплуатации скважин на месторождении "Шахдениз" на верфи Keppel FELS в Сингапуре был изготовлен основной корпус платформы TPG-500. Четыре секции плавучей конструкции были доставлены из Сингапура в Баку в октябре 2004 года и соединены в плавучем сухом доке "Юсиф Ибрагимов". Затем готовые секции опор и верхние строения платформы собирались в единую структуру на специализированном предприятии на Зыхе близ Баку. Буровое оборудование для платформы изготавливалось в Норвегии. Платформа TPG-500 установлена на газоконденсатном месторождении в открытом море, в 100 км к югу от Баку в точке с глубиной воды 105 метров. Платформа рассчитана на бурение 15 наклонно-направленных скважин. Два подводных трубопровода связывают TPG-500 с Сангачальским терминалом.

По проекту, Сангачальский терминал, который находится примерно в 45 км к югу от Баку, образует центральный пункт для сбора, обработки и экспорта всего газа, добываемого на месторождении "Шахдениз", в дополнение к нефти, добываемой на АЧГ. В период максимальной добычи общая пропускная способность терминала ожидается порядка 1 млн. баррелей нефти и свыше 28300 куб. метров газа в сутки.

Для транспортировки газа с "Шахдениз" в Турцию в 2005-2006 годах была осуществлена прокладка Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ) длиною 690 км, между Сангачальским терминалом и турецким Эрзурумом. Проектная стоимость всех работ на маршруте Баку-Тбилиси-Эрзерум составила около миллиарда долларов. Максимальная пропускная способность трубопровода - 20 млрд куб. м в год.

После проведения всех работ в декабре 2006 года был получен первый газ с месторождения "Шахдениз". В июле 2007 газ достиг территории Турции. В настоящее время ведутся маркетинговые исследования для определения реальных рынков сбыта азербайджанского газа на будущих стадиях развития проекта. Возможно на втором этапе газ из Турции через Грецию будет поставляться в Италию, Албанию, Македонию и другие страны Западной Европы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономки предприятия и управления бизнесом

По дисциплине: Экономика нефтегазовой промышленности зарубежных стран

На тему: Нефтяная и газовая промышленность Азербайджана

Выполнил:

бакалавриант 3 курса, группы НГК-12-2

Ертанов Василий Валентинович

Иркутск 2015 г

Введение

Азербайджан расположен в восточной части Закавказья на юго-западном побережье Каспийского моря. Площадь страны - 86, 6 тыс. кв.км, население - 86, 8 млн, ВВП (2008 г.) - 46, 3 млрд долл. Темпы развития экономики Азербайджана являются достаточно высокими благодаря наличию природных запасов углеводородов, а также выгодному географическому положению страны, что оказывает позитивное воздействие на приток иностранных инвестиций. Основой экономики Азербайджана являются нефтегазовый и промышленный секторы.

По данным, в стране доказанные запасы нефти составляют 1, 0 млрд т (0, 6 % мировых запасов), газа - 1, 2 трлн куб. м (0, 6 % мировых запасов).

В настоящее время основным экспортным ресурсом природного газа является газоконденсатное месторождение Шах-Дениз, запасы которого имеют различные оценки. Так, по данным справочника "Деловой Азербайджан", они составляют 625 млн т природного газа и 101 млн т газового конденсата. Государственная нефтяная компания Азербайджана Socar приводит данные в 2 трлн куб. м газа, при этом указывает, что возможные запасы газа составляют 5 трлн. Контракт на разработку месторождения Шах-Дениз был подписан в 1996 г. Участниками проекта являются (доля в акционерном капитале, %): "BP" (технический оператор) - 25, 5, Statoil (коммерческий оператор) - 25, 5, Socar - 10, LUKoil - 10, NICO - 10, TotalFinaElf - 10 и "TPAO" - 9.

нефтяная газовая промышленность азербайджан

История

После присоединения Баку к Российской империи в 1806 году нефтяные промыслы региона перешли к России. Согласно собранным в этом же году сведениям количество добываемой чёрной нефти равнялось тогда 3930 т в год, а белой - только 41 т в год. Из колодцев нефть черпалась бурдюками, а затем поднималась ручным воротом (или с помощью лощади). Чёрную нефть хранили в погребах, а белую - в глиняных кувшинах, зарытых в землю в каменных сараях.

С 1808 году бакинские и ширванские нефтяные промыслы отдавались на откуп, так испанский автор начала 19 века Хуан Ван-Гален, побывавший в этих местах отмечал, что некий армянин заплатил казне за право эксплуатации их более двухсот тысяч рублей ассигнациями . Нефтяные промыслы предстали Ван-Галену горящими языками пламени газа, бьющего из буровых скважин и выделяющегося из нефти, добытчиками которой являлись жители Апшеронского полуострова. Но поскольку желающих было не так много, промыслы отходили в казенное управление. В 1813 году годовая добыча нефти на Апшероне составляла 200-300 тысяч пудов.

В 1830 году из 116 колодцев, пробуренных в 1594 году, добывалось около 710-720 баррелей нефти. Среди горных инженеров, выполнивших технические усовершенствования на Бакинских промыслах был Николай Воскобойников, который был директором промыслов с 1825 по 1840 года. По предложению Воскобойникова нефтяные колодцы сооружались в виде шахтного ствола. В это же время нефтяные погреба в Баку и Балаханах соединились каменными каналами. Были построены мерные резервуары с кранами для отпуска нефти. В период с 1837 по 1839 год здесь работал нефтеперегонный завод

В 1844 г. по предложению члена Совета Главного Управления Кавказом Василия Николаевича Семенова (1801-1863 гг.) начаты работы по бурению на Биби-Эйбате близ Баку. В 1846 году под руководством директора Бакинских нефтяных промыслов Корпуса горных инженеров - майора Алексеева за 13 лет до пробуривания известной американской скважины Эдвина Дрейка в Пенсильвании была пробурена первая в мире разведочная скважина на нефть глубиной 21 м (Баку, Биби-Эйбат). Первая в мире современная нефтяная скважина была также пробурена здесь в период с 1846 по 1848 год. Первая нефть была получена ударным способом с применением деревянных штанг 14 июля 1848 года.

Нефтяная промышленность Азербайджана

C 2014 г. Азербайджан предполагает ежегодно выделять по 8 млрд куб. м газа для поставок по Nubucco, однако одна Италия рассчитывает на ежегодное потребление 7 млрд куб. м данного энергоносителя, поступающего по этому газопроводу, поэтому для рентабельного функционирования Nubucco будет необходимо обеспечить поставки сырья из других стран региона (например, Ирака или Ирана). Кроме того, некоторые аналитики считают, что к данному проекту может подключиться и Туркмения, поскольку до начала 2009 г. Россия импортировала практически весь туркменский газ, однако в текущем году его поставки были приостановлены сначала по техническим причинам (ремонт газопровода Средняя Азия - Центр - САЦ), а затем из-за возникших разногласий (в настоящее время "Газпром" предлагает внести в условия долгосрочного контракта изменения, касающиеся стоимости и объема импорта данного энергоносителя). В связи с этим правительство Туркмении приняло решение рассмотреть возможность диверсификации экспорта газа в Европу и Китай. Однако, согласно данным информационного агентства "Прайм - ТАСС", в октябре 2009 г. подтвердились предположения экспертов о том, что Туркмения "вводила в заблуждение" иностранных аудиторов, заявляя о значительных запасах газа в стране. Выяснилось, что данные о запасах месторождения газа Южный Иолотань - Осман, открытого в 2007 г. на юго-востоке страны, могут быть завышены в два-три раза. Ошибки в геологоразведочных данных стали причиной увольнения министра нефтегазовой промышленности Туркмении А. Дерьяева и других руководителей отрасли. По мнению экспертов, данная ситуация может оказать негативное влияние на репутацию Туркмении, претендующей на роль мирового лидера на рынке газа, и увеличивает риски инвесторов в намеченных проектах, в том числе и газотранспортных (в частности, в проекте Nubucco). Первоначально запасы газа этого месторождения были оценены в 7 трлн куб. м, а позднее британская компания Gaffney, Cline and Associates провела независимый аудит и закрепила за ним статус "супергигантского". Следует отметить, что до 2007 г. доказанные запасы природного газа в Туркмении не превышали 3 трлн куб. м.

Несколько западных газовых компаний приняли решение об участии в тендере на разработку месторождения Южный Иолотань - Осман. В соответствии с законодательством страны, обязательным условием участия в подобных тендерах является покупка технической документации месторождения стоимостью более 100 тыс. долл., поэтому некоторые из этих фирм решили перепроверить достоверность информации о запасах газа, после чего направили правительству Туркмении запросы о подтверждении данных аудита. Аналитик ИК "Тройка диалог" В. Нестеров, считает, что международные аудиторы и ранее полагали, что запасы газа на указанном месторождении не превышают 2 трлн куб. м.

Часть азербайджанской нефти поступает в Россию по нефтепроводу Баку - Новороссийск, восстановленному в 1997 г. в рамках реализации проекта АЧГ. Первоначально оператором данного нефтепровода являлась "АМОК", однако с вводом в эксплуатацию "ВТС", она отказалась от прокачки нефти в РФ и с 1 февраля 2008 г. эти функции перешли к Socar. В 2007 г. из Баку в Новороссийск поступило 2, 228 млн т нефти, в 2008 г. - около 1, 3 млн, а в 2009 г. данный показатель может составить 2, 5 млн. В российском порту легкая азербайджанская нефть смешивается с более тяжелой российской и казахской нефтью и реализуется на мировом рынке под маркой Urals. В 2008 г. между Socar и "Транснефтью" была достигнута договоренность о сохранении качества поставляемого сырья (марки Azeri Light) при условии транспортировки по данному нефтепроводу не менее 5 млн т нефти в год, поскольку только в этом случае может быть достигнут необходимый уровень рентабельности при ее раздельном хранении и перевалке. В краткосрочной перспективе по данному нефтепроводу компания Socar может отгружать не более 2 млн т нефти в год, поэтому для достижения требуемого объема в 5 млн т в год азербайджанская сторона предполагает согласовать с "АМОК" вопрос о дополнительной поставке 3 млн т данного энергоносителя с блока АЧГ. Во второй половине 2008 г. тариф на транспортировку нефти по этому нефтепроводу составил 15, 67 долл. /т.

По нефтепроводу Баку - Супса (введен в эксплуатацию в 1999 г., мощность - 10 млн т нефти в год) транспортируется примерно 145 тыс. бар. нефти в сутки, однако в настоящее время имеются планы по увеличению данного показателя до 200 тыс., а также продолжению маршрута транзита нефти в Европу через Черное море на Украину, затем по нефтепроводу Одесса - Броды (в аверсном режиме) в Польшу (Плоцк - Гданьск). По мнению ряда западных специалистов, для обеспечения рентабельности проекта необходимо решить вопрос о присоединении к нему других добывающих стран, в первую очередь Казахстана и Туркмении.

Трудности в использовании нефтепровода Баку - Супса заключаются в высокой стоимости доставки нефти с месторождения Чираг до терминала в Баку и отсутствии договоренностей с Казахстаном о тарифах на транспортировку данного сырья. В настоящее время решение указанных вопросов возложено на "АМОК".

По оценке российских специалистов, в Азербайджане пик нефтедобычи (в 60 - 65 млн т в год) будет достигнут в 2009-2017 гг. К 2016 г. производство газа в стране может вырасти до 25-26 млрд куб. м благодаря расширению его производства на месторождениях компании Socar, а также Шах-Дениз и АЧГ.

В стране нефтепродукты производятся на двух бакинских НПЗ суммарной мощностью 20-22 млн т нефти. Государственная компания Socar планирует развивать нефтепереработку не только в Азербайджане, но и за рубежом. В настоящее время рассматривается ряд проектов по строительству в Турции двух НПЗ суммарной мощностью не менее 30 млн т нефти в год (в том числе на базе нефтехимического комплекса Pektin, контрольным пакетом акций которого владеет Socar), а также НПЗ в одной из европейских стран.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Газовая промышленность как одна из ведущих отраслей народного хозяйства Туркменистана. Привлечение прямых иностранных инвестиций в разработку морских месторождений. Маршрут Прикаспийского газопровода. Причины обострения туркмено-азербайджанских отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2014

    Описание Азербайджана как индустриально-аграрной страны с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Физико-географическое положение страны, ее история и достопримечательности, торгово-экономические и мировые отношения республики.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    История образования Азербайджана. События в Карабахе, национальное движение и провозглашение независимости. Современное состояние, социальные, экономические и политические сферы жизни. Объём иностранных инвестиций. Перспективы взаимодействия с Россией.

    реферат , добавлен 31.10.2009

    Вступление Азербайджана в ООН. Сотрудничество Азербайджанской Республики с ведущими международными организациями мира. Организация Объединенных Наций и другие международные организации, роль и значение их деятельности в современной мировой политике.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2013

    Запасы, производство и потребление нефти по странам мира. Нефтяная промышленность, в условиях истощения нефтяных ресурсов. Современные тенденции и перспективы мирового рынка нефти. Энергетическая безопасность национальных экономик и альтернатива нефти.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2009

    Дружеские отношения между казахскими и азербайджанскими народами. Торгово-экономическое сотрудничество стран, транспорт и энергетика как его приоритетные направления. Статьи экспорта из Казахстана в Азербайджан, культурно-гуманитарные связи государств.

    доклад , добавлен 06.11.2011

    Фондовый рынок - важнейшая часть рыночного механизма, обеспечивающая эффективное перераспределение свободных финансовых ресурсов в интересах экономического развития субъектов хозяйствования. Влияние структуры собственности на фондовые рынки Азербайджана.

    Историко-политические факторы, определяющие отношения Азербайджана и США, международные интеграционные процессы. Развитие азербайджано-американских социально-экономических отношений на протяжении 2000-х гг., энергетическое сотрудничество в 2011 г.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Факторы формирования и развития мирового рынка нефти и нефтепродуктов. Анализ объема и динамики добычи и продажи нефти и нефтепродуктов на мировом рынке. Нефтяная промышленность России. Проблемы и перспективы экспорта нефти и нефтепродуктов из России.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Мероприятия Азербайджана в рамках развития каспийской инфраструктуры. Политика Великобритании в отношении Южного Кавказа и Кавказа в целом, подходы в урегулировании карабахской проблемы. Сферы азербайджано-британских отношений, совместные проекты.

Местные эксперты не верят в “нефтяной апокалипсис”

Нефтяные деньги составляют около 60 процентов доходной части азербайджанского бюджета. Время от времени экономисты, аналитики и политологи начинают беспокоиться — что, если нефть закончится? Особенно теперь, когда после пика в 2010 году объем нефтедобычи снизился за пять лет на 20 процентов. Неужели азербайджанское “черное золото” подходит к концу?

Янардаг — место недалеко от Баку, где языки пламени вырываются из земли. Огонь не гаснет, даже если его полить водой — потому что воспламеняется не на поверхности — газ достаточно нагрет уже сам по себе

Как все начиналось

С древности было известно, что азербайджанская земля буквально “пропитана” нефтью и газом. В 13-м веке ее вычерпывали ведрами из колодцев.

Биби-Эйбат и Балаханы — поселки на окраине теперешнего Баку. При въезде в Баку в поселке Биби-Эйбат есть старая нефтяная скважина с такой табличкой: “Первая в мире скважина, пробуренная промышленным способом в в 1846 году”.

В 1876 году близ Баку была уже 101 скважина.

Территория теперешнего Азербайджана тогда была частью Российской империи. Нефтеносные участки земли принадлежали не только азербайджанским, но и русским, и армянским предпринимателям, которые стремительно богатели на волне первого нефтяного бума. Так начинается история Азербайджанской нефти.

Поселок Мухтаров (15-20 минут езды от Баку) назван в честь нефтяного магната начала 20 века Муртузы Мухтарова. Жители жалуются, что “нефтяные колодцы перед домом есть, а канализации нет”. На фото — “озеро”, появившееся из-за неправильной эксплуатации нефтяных скважин

От чего зависит, сколько нефти добудут?

Если проанализировать динамику нефтедобычи в Азербайджане, то становится видно, что пики и спады обусловлены не столько “милостью природы”, сколько усилиями, которые люди прилагают для того, чтобы найти и добыть нефть. А спады всегда обусловлены какими-то внешними факторами.

В начале 20-го века добыча нефти в Азербайджане была небольшой — 10 миллионов тонн, но это составляло половину добываемой в мире нефти. Спад добычи больше, чем наполовину, объясняется первой мировой войной и последующим “смутным периодом”, когда только созданная в Азербайджане Первая республика была, фактически, завоевана советской Россией.

Второй пиковый период нефтедобычи приходится на советское время — 1930-е годы — когда на азербайджанскую нефть были брошены ресурсы огромной страны — и на разработку новых месторождений, и на геологическую разведку, и на саму добычу. Потом объем добычи опять падает почти вдвое — из-за Второй мировой войны.

Третий пиковый период — 1970 год — на Каспии открыли новые морские месторождения. Добыча достигает 20 миллионов тонн нефти, как во время предыдущего пика. Следующий спад — до 10 миллионов тонн — связан уже с развалом советского союза и Карабахским конфликтом между Арменией и Азербайджаном.

Четвертый пик нефтедобычи — 2010 год — больше 30 миллионов тонн нефти. Или больше 50 миллионов, если считать, как Государственный комитет по статистике, вместе с газовым конденсатом. Такой рекорд по добыче стал возможен благодаря “Контракту века”, который Азербайджан заключил с 12 крупными нефтяными компаниями из 7 стран мира. Они добывают нефть на трех месторождениях в Каспийском море. Согласно контракту, до 2050 года планируется добыть 731 миллион тонн нефти.

Объем нефтедобычи в Азербайджане, миллионы тонн.

Встречаются у Марко Поло и упоминания о грязевых вулканах , выходах газа и пылающих холмах (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). С этим феноменом были связаны религиозные представления огнепоклонников. Так, на окраине селения Сураханы расположен индуистский храм конца XVIII века Атешгях (Место огня ), где горящий газ выходит с древних времён .

Британский миссионер Отец Уиллот, посетивший Ширван в 1689 году отмечал, что ежегодный доход Сефевидских шахов, получаемый от бакинской нефти составляет 7 тыс. туманов, или 420 тыс. французских ливр .

XIX век

В 1803 году бакинским купцом Касымбеком были сооружены два нефтяных колодца в море. Эти колодцы были расположены на расстоянии 18 и 30 м от берега Биби-Эйбата, а также были защищены от воды срубом из плотно сколоченных досок .

В 1830 году из 116 колодцев, пробуренных в 1594 году , добывалось около 710-720 баррелей нефти. Среди горных инженеров, выполнивших технические усовершенствования на Бакинских промыслах был Николай Иванович Воскобойников , который был директором промыслов с 1834 по 1838гг. По предложению Воскобойникова нефтяные колодцы сооружались в виде шахтного ствола. В это же время нефтяные погреба в Баку и Балаханах соединились каменными каналами. Были построены мерные резервуары с кранами для отпуска нефти. В период с 1837 по 1839 год здесь работал нефтеперегонный завод, построенный по чертежаи Воскобойникова .

В 1844г. по предложению члена Совета Главного Управления Кавказом статского советника Василия Николаевича Семенова (1801-1863гг.) начаты работы по бурению в Биби-Эйбате близ Баку. В 1846 году в Биби-Эйбате под руководством директора Бакинских нефтяных промыслов майора Корпуса горных инженеров Кондратенко, за 13 лет до известной американской скважины Эдвина Дрейка в Пенсильвании , была пробурена первая в мире разведочная скважина на нефть глубиной 21 м. Первая в мире современная нефтяная скважина была также пробурена здесь в период с 1846 по 1848 год. Первая нефть была получена ударным способом с применением деревянных штанг 14 июля 1848 года .

Первый нефтяной бум

После отмены откупа казённые и частью крестьянские земли Бакинского района были сданы в аренду нефтепромышленникам. Благодаря этому началось интенсивное бурение скважин, число которых быстро возрастало (к 1876 году имелось уже 101 скважина).

Первые торги нефтеносных участков в Балаханах, Сураханах и Би­би-Эйбате состоялись 31 декабря 1872 года. Из 13 новых владельцев нефтеносных участков 2 были азербайджанцами (они приобрели 21 колодец из 163), остальные - русские и армян­ские предприниматели. Из общей суммы, уплаченной на этих торгах, 50% приходилось на долю русских, 44,5% - армянских и около 5% - азербайджанских капиталистов .

Ближе к концу XIX века на Биби-Эйбате началось и морское бурение . В 1901 г. бакинские нефтяные промыслы дали 11,4 млн. т нефти, что составляло 90% общероссийской и 50% мировой добычи нефти .

Нефтяные магнаты

    В 1923 г. в Баку проживало: 31,3% азербайджанцев , 28,3% русских , 15,2% армян , 14,7% персов , 5,7% евреев . А состав работников «Азнефти» на 1 октября 1926 г. распределялся по национальностям в следующем отношении: русские - 45,7%, персы - 17,7%, армяне - 14,6%, азербайджанцы - 9,7%, казанские татары - 4,3%, лезгины - 2,8%, евреи - 1,9%, грузины - 0,3%, прочие - 3%.

    В Азербайджанской ССР открыто провозглашалась и последовательно проводилась политика так называемой «коренизации » кадров, однако выдвижению азербайджанцев на руководящие посты препятствовал их низкий уровень образования. Так в 1920 г. в Азербайджане грамотных азербайджанцев был 1% от их общего числа и всего 14 из них имели высшее образование. Но уже в 1929-1930 гг. в Азербайджанском государственном научно-исследовательском институте доля аспирантов-азербайджанцев составляла 62%. К концу 30-х годов существовала многочисленная азербайджанская техническая интеллигенция, вся молодежь была грамотной, из её среды вышло немало крупных руководителей и учёных-нефтяников. К 1935 году азербайджанцы составили 19,3% рабочих всей нефтяной промышленности Баку, а число рабочих и служащих-иранцев в Баку снизилось с 20,4% в 1922 г. до 15,0% - в 1929 г. и 3,1% - в 1935 г.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Женский ад: в московском сизо «666» творятся страшные вещи Электронная очередь запись следственный изолятор 6
География нефтяной промышленности азербайджана
Самые длинные и большие дамбы в мире